Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самостоятельная работа №9
Тема: Знаки препинания в сложных предложениях Форма работы: 1. Выполнение тренировочных упражнений Количество часов на выполнение: 2. Рекомендуемые источники: 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013. 2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008. 3. http://www.gramota.ru 4.http://www.gramma.ru
Указание по выполнению работы: 1Выполнить упражнения Упражнение 1. Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Проведите его синтаксический анализ, составьте схему этого предложения. Левитан стремился писать так чтобы был ощутим воздух обнимающий своей прозрачностью каждую травинку каждый лист или стог сена.
Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных. Составьте схемы 3-го и 4-го предложений. 1) Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том что (бы) объединять людей. (Ю. Ороховацкий) 2) Надо верить в возможность счастья что (бы) быть счастливым. (Л. Толстой) 3) О человеке надо судить не (по) тому что он говорит а (по) тому что он делает. 4) Невежество (по) тому сильно что в нём нет сомнения, оно ничего (н..) знает но считает что знает всё. (Н. Евдокимов)
Запишите крылатые выражения, расставляя недостающие знаки препинания. Вспомните, кому из героев комедии А. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат эти слова. Объясните расстановку знаков препинания. Укажите односоставные предложения, которые входят в состав сложных. 1) Пойду искать по свету где оскорблённому есть чувству уголок. 2) Уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь. 3) Свежо предание а верится с трудом. 4) Ах! Если любит кто кого зачем ума искать и ездить так далёко. 5) Чины людьми даются а люди могут обманут(?)ся. 6) Дома новы а предрассудки стары.
Запишите слова выдающегося учёного и общественного деятеля А. Д. Сахарова, включив их в предложение с прямой речью. Объясните знаки препинания. Научно-технический прогресс не социальный принесёт счастья, если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества. Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности трудней всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации.
Составьте схемы сложноподчинённых предложений, определите вид придаточного в каждом из них.Выполните синтаксический разбор первого предложения текста. Из (огне)дыш_щего пекла летнего волжского (пол)дня идёт на нас вереница опалё(н, нн)ых зноем изм_ждё(н, нн)ых оборва(н, нн)ых людей которые тянут против течения т_жело гружё(н, нн)ую баржу по раск_лё(н, нн)ому песку. Когда промышле(н, нн)ику или купцу треб-валось переве_ти груз он часто отказвался от использования буксира а нан_мал деш_вую тягловую силу. Как только человек впр_гался в лямки и нач_нал т_нуть гружё(н, нн)ое судно он стновился бурлаком Рабоч_м артели. Беконечно дли(н, нн)а (Волга)матушка. Беконечен и тяж_л путь этих людей которые вызывали у других смеша(н, нн)ое чу_ство жал_сти и страха. Когда Репин бли_ко позн_комился с бурлаками они пок_за-лись ему (не)измуче(н, нн)ыми жалкими и бе(с, сс)лове(с, сс)ными а сильными смелыми и умными людьми. Художник почувствовал что (не)жалость к бурлакам толкает его н_писать картину а любовь и ув_жение к ним. Репин понял какая м_гучая внутре(н, нн)яя пока ещё (не)осозна(н, нн)ая ими сила живёт в этих людях и рвё(тся, ться) (на)ружу. Каже(тся, ться) нет такой пр_грады что могла(бы) встать на пути и сдержать её.
Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания. 1) Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2) Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3) Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4) Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5) Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6) Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).
Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания. 1) Известно__в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2) В высшей степени важно__дети приучались еще с юных лет работать. 3) Чувство гуманности оскорбляется__люди не уважают в других человеческого достоинства... 4) Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__она так загрустила. 5) И лица их были такие измученные__эти люди несли на себе непомерную тяжесть.
К каждому сложноподчиненному предложению добавьте еще одно придаточное предложение того же вида, присоединив его союзом и. Запишите составленные предложения и объясните в них знаки препинания. 1) Я знаю, что могу выучить правила орфографии. 2) Учитель счастлив, если его ученики делают успехи. 3) Русский язык надо изучать, чтобы читать в подлиннике русскую классическую литературу.
Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочинительного и подчинительного союзов. 1) В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Абрамов). 2) Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путешествовал бы по всему земному шару (Катаев). 3) Пока доехал домой посидел дома прошло два часа так что когда я вышел уже было светло (Л. Толстой). 4) Полная луна плыла по ясному безоблачному небу и по мере того как свет месяца становился ярче наши тени делались короче и чернее (Арсеньев). 5) Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места что когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире (Солоухин).
Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой между частями сложноподчиненного предложения. 1) Воронежская пресса не устает писать о том что содержимое нашего водохранилища напоминает склад лаборатории по изготовлению химического и бактериологического оружия. 2) Аудиторская проверка установила что в компании отсутствует контроль за ведением бухгалтерского учета. 3) В рамках агропромышленной недели планируется провести две международные конференции на которых будут обсуждены проблемы внедрения прогрессивных технологий. 4) Из того что речь должна быть написана в законченной форме не следует что она должна быть произнесена наизусть. 5) Несколько лет назад астрофизики сообщили что впервые увидели через мощнейший телескоп «черную дыру» в которую предположительно ведет Млечный Путь. 6) Следует отметить что Россия была одной из первых стран Европы которые в 1865 году создали общество защиты животных.
Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы, выделите предикативные части, укажите вид придаточного. Произведите полный синтаксический анализ одного предложения (по выбору). 1) Изредка поздней осенью выдаются такие дни когда теплый туман лежит до самого вечера. 2) Каюткин говорил с Улей так бережно будто огонек держал в ладонях. 3) Как только прекращалась пурга охотники выходили в море. 4) Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора что страстно влюблена в улана была одна ее сестра. 5) Счастлив тот кому зарею теплый ветер веет. 6) Настроение у всех было грустное несмотря на то что все наперебой состязались в остроумии. 7) Было б у Емели богатство когда б на печи не лежал.
Тест по теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1)1,2,3 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой. 1)1
Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми. 1)1,2,3
Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире. 1)2,4
Буду работать (1) пока у меня пальцы смогут держать перо (2) и пока не остановится сердце (3) переполненное ощущением жизни. 1)1,2,3
1) В то время__как мы собирались на рыбалку, отец с матерью еще спали.
8. В каком случае на месте пропуска не нужна запятая? 1) Он проснулся первый и не сразу сообразил__где он.
1) С тех пор как я расстался с деревней__это раздолье не переставало сниться мне. 10. В каком предложении пропущены две запятые (знаки препинания не расставлены)? 1) Неожиданно я увидел кабана так близко что пока я снимал ружье от него и след простыл.
1) Мы узнали что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается.
1) Никитин продолжал думать о том, как он вернется в Петербург, как встретит его на вокзале Манюся и, вскрикнув от радости, бросится на шею.
1) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
Вечер был так хорош, (1) что чай унесли, (2) а мы остались на террасе, (3) и разговор был так занимателен для меня, (4) что я не заметила, (5) как понемногу затихли вокруг нас людские звуки. (Л. Толстой) 1)1,4
Акакия Акакиевича заставили выпить два бокала, (1) после которых он почувствовал, (2) что в комнате сделалось веселее, (3) однако ж никак не мог позабыть, (4) что уже двенадцать часов (5) и что давно пора домой. (Н.В. Гоголь) 1)1,4
Date: 2016-07-05; view: 1336; Нарушение авторских прав |