Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ожидаемые результаты обучения
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»
Принята на совещании
Туристско-краеведческого отдела
Протокол №___
«__» ____________2015
| Утверждаю
Директор ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
_____________ Апраксимов В.А.
Приказ от «___»_______ 2015г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Здравствуйте! Приглашаем к нам в музей…»
группа № _____
1 год обучения
(для детей 5-10 лет)
Автор-составитель
Ефимова Анна Викторовна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2014/15 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа группы №____ первого года обучения составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Здравствуйте! Приглашаем к нам в музей…» и основана на использовании интерактивных занятий по экспозициям Музея истории путешествий Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеского центра Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ». Автор – Ефимова А.В., педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра «ПЕТЕРГОФ». Программа туристско-краеведческой направленности, предназначена для детей дошкольного возраста и обучающихся начальной школы. Может использоваться и для учащихся средней школы с корректировкой на возраст. Срок реализации программы 1 год.
Режим занятий
Образовательная программа «Здравствуйте! Приглашаем к нам в музей…» рассчитана на 36 часов в год. Дошкольники в количестве 12-15 человек приходят в музей 1 раз в неделю на 30 минут.
Ожидаемые результаты обучения
После первого года обучения у обучающихся формируются знания:
- что такое музей, экспонат, экспозиция, коллекция, экскурсия;
-как себя вести в музее;
-какова роль музея в жизни человека.
Обучающиеся приобретают навыки:
- поведения в музее и прослушивания экскурсий;
-бережного отношения к экспонатам музея;
- практической работы;
-работы в группе и в парах-тройках;
Учебно-тематический план:
№ п/п
| Месяц (Дата)
| Раздел программы
| Тема
учебного занятия
| Краткое содержание учебного занятия
| Количество часов
| | | Всего
| Теория
| Практика
| | | По план
| Фактичес
| | |
| Сентябрь
| | | -
| 07.09
|
| Знакомство с Музеем истории путешествий.
| Обзорная экскурсия по музею
| Рассказ об истории возникновения музея, о роли детей в формировании экспозиций, о разделах музея, о самых интересных экспонатах, об интерактивных занятиях, которые проводит Музей истории путешествий
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 14.09
|
| «Находки легендарного форта»
| Экскурсия о форте Красная Горка по собранным экспонатам: рождение форта, его роль в защите нашего города, как строился форт, пушки форта, сухопутная оборона и быт артиллеристов.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 21.09
|
| «Раз кирпичик, два кирпичик!»
| Интерактивная экскурсия по коллекции старинных кирпичей. Краткая история возникновения кирпича, как строительного материала, материалы для изготовления кирпича. Привязка существующих и уже не существующих кирпичных заводов к карте Ленинградской области. Расшифровка клейма на кирпиче. Старинные способы проверки качества кирпича. Способы определения веса и размера кирпичей без измерительных приборов.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 28.09
|
| «Из бабушкиного сундука»
| Интерактивная экскурсия по коллекции стремительно уходящих в прошлое предметов быта наших бабушек и дедушек. Понятие о давности в сравнительной подаче с привычными временными отрезками. Понятие «ретро». Детальный осмотр предметов коллекции. Самовар. Патефон. Керосинка. Угольный утюг. Фотоаппарат «Турист». Промокательный пресс. Чемоданы. Кассетный магнитофон. Диапроектор. Чернильная ручка. Кукла на чайник. Печатная машинка.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | |
|
|
|
| Итого за месяц:
|
|
|
| | |
| Октябрь
| | | -
| 05.10
|
| «Игрушка»
| Происхождение игрушки
| Рассказ о том, когда и для чего возникли игрушки. Кто их делал и из чего. Знакомство с разными видами игрушек. Шаркунок. Дудка берестяная. Конь-качалка. Деревянные и лоскутные игрушки. Матрешка. Подвижные игрушки. Развивающие игрушки. Настольные игры.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 12.10
|
| Куклы народов мира
| Рассказ о коллекции кукол народов мира. Понятие мир, народы, национальность. Путешествия. Обзор настенной карты Евразии и глобуса. Части костюма - платье, рубашка, фартук, головной убор, обувь, пояс, аксессуары: бусы, сумки, ножи на поясе...Отделка костюма: вышивка, орнамент, оторочка, традиционное использование цвета разных народов. Традиции оформления одежды. Русская матрешка. Лоскутные и тряпичные куклы, куклы-зерновки, куклы – обереги, куклы из ниток. Куклы в национальных русских костюмах, саамских и вепсских национальных костюмах, украинских национальных костюмах, греческих национальных костюмах. Кукла эскимос. Куклы советского периода (60-е годы 20 века).
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 19.10
|
| Лоскутная кукла
| Практическая работа. Изготовление национальной стилизованной куклы оберега из лоскутков. Рассказ о возникновении оберегов, о важности изготовления куклы своими руками, о ценности вещей в современном мире, выполненных вручную. Настрой на внимание, умение слышать, взаимопомощь, правильная просьба о помощи руководителя.
| 1 час
| -
| 1час
| | | -
| 26.10
|
|
| Кукла-мартиничка.
| Практическая работа. Изготовление национальной стилизованной куклы мартинички из ниток. История куклы – мартинички, распространение по странам Европы. Начальные понятия о цветовой гамме и о возможности выбора цвета ниток для своей куклы.
| 1 час
| -
| 1час
| | |
|
|
|
|
| Итого за месяц:
|
|
|
| | |
| Ноябрь
| | | -
| 02.11
|
| «Растения и животные на маршрутах путешествий»
| «Бескрайний Север»
| Интерактивная экскурсия по экспозиции. Рассказ о путешествиях учащихся и педагогов по Ленинградской области, Карелии, Финляндии, Лапландии, Мурманской области. Особенности климата севера. О приспособленности растений и животных к условиям севера. Интересные факты. Показ фото с маршрутов экспедиций. Лишайники, мхи, шишки, ветки, камни, спилы деревьев, кап, грибы-трутовики. Мех лисы, норки, выдры, собаки, куницы, бревнышки бобровой хатки, следы зубов бобра на куске дерева, поеденная белкой шишка. Рога лося и оленя. Гнездо ос. Перья чайки, орлана - белохвоста, кукушки. Раковины беззубки. Засушенные головы щук. Вяленый лещ. Снеток сушеный.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 09.11
|
| «Водлозерье - рыбный край»
| Интерактивная экскурсия по экспозиции. Вовлечение в беседу о видах рыб и способах лова. Перечисление и показ открыток с видами рыб. Засушенные головы щук. Вяленый лещ. Снеток сушеный. Рассказ об удочке, донке, спиннинге, сетях, размерах ячеек сети, неводе. Наживка. Якорь. Острога. Фото и открытки с изображением ландшафта. Подвижная игра «Невод».
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 16.11
|
| «Тайны Иссык - куля»
| Интерактивная экскурсия по экспозиции. Рассказ о Киргизии с привязкой к карте и глобусу. Климат и необычный растительный и животный мир. Камни, ветки саксаула, хлопок, выползок змеи, фото и открытки с изображением ландшафта и животных степи.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 23.11
|
| «В синем море, в белой пене…»
| Интерактивная экскурсия по экспозиции. Беседа о теплых морях, о путешествии на море, о том что окружает человека, находящегося на морском берегу. Раковины моллюсков, песок, морская галька, кораллы, тропические рыбы, водоросли, губки, пальмы, кокосы, шишки эвкалипта, южных сосен, гербарий растений юга, бамбук в изделиях, изделия и сувениры с морского побережья. Макеты чайки и дельфина. Фото и открытки с изображением ландшафта и животных.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 30.11
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
| Итого за месяц:
|
|
|
| | |
| Декабрь
| | | -
| 7.12
|
|
«Лапландия»
| Лапландия - это не страна…
| Экскурсия по экспозиции. Рассказ о загадочной Лапландии и ее жителях. Саамы. Национальный флаг, язык, кухня. Национальная одежда, обувь, шапки. Занятия саамов. Оленеводство. Кочующий образ жизни. Олень.
Игра: «Составь паззлы.» (Географическая карта Лапландии)
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 14.12
|
| Устройство жилища саамов - чума
| Интерактивное занятие. Знакомство с устройством чума, о возможности легко собрать такой дом, перевезти и поставить на новом месте. Очаг. Дымовое отверстие. Правила поведения в чуме. Обязанности хозяина, хозяйки и детей. Ролевая игра с использованием предметов одежды и выполнением ролей.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 21.12
|
| Изготовление национ-го пояска
| Практическая работа. Изготовление стилизованного национального праздничного пояса из ниток традиционного для саамов цвета- красного, желтого, зеленого, синего. Работа в парах.
| 1 час
| -
| 1час
| | | -
| 28.12
|
| Лапландия-родина Деда Мороза
| Интерактивное занятие о новогоднем персонаже- Деде Морозе. Почему Лапландия родина Деда Мороза? Имя Деда Мороза на лапландском языке. Как зовут Деда Мороза в разных странах. Просмотр электронной презентации «Деды Морозы разных стран».
Коллективное письмо от детей Йоллопукки в Лапландию.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | |
|
|
|
|
| Итого за месяц:
|
| 1,5
| 2.5
| | |
|
|
|
|
| Итого за полугодие:
|
| 6.5
| 9.5
| | |
| Январь
| | | -
| 11.01
|
| «Немеркнущий подвиг Ленинграда»
| Знакомство с экспозицией «Блокадная комната»
| Беседа о блокаде Ленинграда. Вопросы детям: Какая страна воевала с Россией? Как называлась война? Когда началась и закончилась война, а когда блокада? Кольцо блокады на карте города. Тяготы блокадного города. Обстрелы. Смерть близких. Голод. Отсутствие воды. Холод. Отсутствие транспорта. Как ленинградцы преодолевали невероятные трудности и отстояли свой любимый город. Дорога жизни. Репродуктор. Печка-буржуйка. Валенки. Керосиновая лампа. Полуторка.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 18.01
|
| Дети в блокаду
| Просмотр видеофильма о школьниках блокады. Роль детей в приближении победы. Беседа в конце фильма.
| 1 час
| 1час
| -
| | | -
| 25.01
|
| Блокадный урок.
| Интерактивное занятие в форме урока в блокадном городе. Соответствующий интерьер. Чернильные перьевые ручки. Газетные тетради. Чернильницы.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| ???
|
| «Солдатский треугольник»
| Интерактивное занятие по написанию и изготовлению письма на фронт. Карандаши простые и цветные. Рисунок или письмо на фронт бойцам, защищавшим город. Изготовление письма-треугольника на фронт.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | |
|
|
|
|
| |
| 2.5
| 1,5
| | | | Февраль
|
|
|
| Рисунок солдату на фронт
| | -
| 01.02
|
| «Военная форма и снаряжение»
| Знакомство с коллекцией
| Интерактивное занятие с рассказом о том, когда родилась армия России, о родах войск, о воинских званиях, о знаках отличия моряков, летчиков, танкистов, саперов артиллеристов, десантников, железнодорожных войск и т. д. Нашивки и значки, военная одежда и головные уборы. Личное обмундирование бойца – вещмешок, ремень, противогаз, оружие, каска, котелок, ложка, плащ- палатка, командирская сумка – планшет.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 08.02
|
| Средство индив-ой защиты -противогаз.
| Рассказ об истории изобретения противогаза с показом электронной презентации. Устройство противогаза и правила пользования противогазом в случае необходимости.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 15.02
|
| «Внимание, газы!»
| Практическое занятие по надеванию противогаза.
Соревнования на скорость и правильность надевания противогаза.
| 1 час
| -
| 1час
| | | -
| 22.02
|
| Смотр строя и песни
| Практическое занятие по разучиванию элементов строевой подготовки. Понятия: строй, колонна, шеренга, повороты направо, налево, кругом, 1 и 2 номера в строю. Движение в строю.
| 1 час
| -
| 1час
| | |
| 29.02
|
|
|
| Итого за месяц:
|
|
|
| | |
| Март
| | |
| 07.03
|
| «Женские ремесла»
| Знакомство с экспозицией
| Интерактивная экскурсия по экспозиции «Женские ремесла и занятия» в рамках выставки «Мир русской избы». Приготовление еды на семью. Стирка и глажка белья. Формирование кудели и изготовление ниток из шерсти и льна на ручной прялке. Вышивание на пяльцах. Разные стили вышивки. Работа на ткацком станке. Плетение кружев. Вязание на спицах и крючком. Изготовление простейших украшений (бусы, пояса, браслеты) и игрушек из подручных средств: ниток, лоскутков, глины, бересты.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 14.03
|
| «Я веселая ткачиха»
| Занятие-игра. Русская народная групповая игра, изображающая ткацкий станок, который работает.
| 1 час
| -
| 1час
| | | -
| 21.03
|
| Мастерская «Шей де Пари»
| Практическое занятие по работе с иголкой и ниткой, пришивание пуговицы. Ремонт одежды. Правила работы с иголкой. Вдевание нитки в иголку. Пришивание пуговицы на веселый лоскуток. Закрепление нитки узелком.
| 1 час
| -
| 1час
| | | -
| 28.03
|
| «Два братца пошли на реку купаться…»
| Интерактивное занятие с коромыслом и ведрами. Беседа о том, откуда бралась в доме вода. Для чего нужна вода? Рассказ о коромысле. Загадки на тему. Приемы применения коромысла и правила работы с ним.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
|
|
|
|
| Итого за месяц:
|
|
|
| | |
| Апрель
| | | -
| 04.04
|
| «Мир русской избы»
| Знакомство с экспозицией внутреннего обстановки избы.
| Интерактивная экскурсия по экспозиции. Части русской избы: двор, сеновал, крыльцо, сени, красный угол, русская печь - центральное место в избе, пространство за печкой - бабий кут, горница, детский уголок. Стол, лавки, заблюдник, люлька, сундуки, полки.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 11.04
|
| Русская печка
| Рассказ о печке с интерактивным занятием. Роль русской печи в жизни семьи. Загадки про печку. Матушка - печка кормит, греет, лечит, печка- место для сна. Традиционное расположение печи. Устройство печи. Названия частей печи. Посуда для приготовления еды - чугуны. Приспособление для чугунов – ухваты.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 18.04
|
| Красный угол
| Рассказ о том, что такое красный угол, почему так назван, где он располагается, что относится к красному углу (божница и стол). Стол-престол. Символическое значение красного угла. Значение икон в жизни русского человека. Свечка. Лампадка. Молитва.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 25.04
|
| Русские забавы
| Занятие-игра. Беседа об играх, которые знают дети. Рассказ о русских забавах и играх. Игры на выбор «Пятнашки с колокольчиком», «Закинь валенок», «У медведя на бору», «Гуси-лебеди», «Ручеек».
| 1 час
| -
| 1час
| | |
|
|
|
|
| Итого за месяц:
|
| 1,5
| 2,5
| | |
| Май
| | | -
| 16.05
|
| «Мир русской избы»
«Женские и мужские занятия»
| «Русская изба»
| Рассказ о том, что такое изба. Как еще называли избу? Кто жил на Руси в избах? Из чего строили избу. Какое дерево выбирали. Чем ее строили (почему говорят срубить избу). Понятие бревно, сруб, чурка, топор, пила.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 23.05
|
| «Раззудись плечо, размахнись, рука»
| Интерактивное занятие по заготовке дров для печки. Распиловка бревнышек на козлах с помощью двуручной пилы на чурочки, расколка топором на поленья. Забивание гвоздей молотком в чурку. Правила безопасности. Работа в парах.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| 30.05
|
| «Пошла муха на базар и купила самовар…»
| Интерактивное занятие на улице по разогреванию самовара. Загадки про самовар. Название «самовар». Части самовара. Заполнение водой. Закладка углей. Разжигание углей растопкой. Зачем нужна труба и сапог. Сколько времени требуется на кипячение воды. Как узнать, что самовар закипел.
| 1 час
| 0,5 час
| 0,5 час
| | | -
| итоговое
|
| Чаепитие из самовара
| Заключительное интерактивное занятие с чаепитием за столом из самовара с сахаром вприкуску. Стаканы и чашки с блюдцами. Сушки и баранки. Правила поведения за столом. Где чье место? Как наказывали на Руси детей, которые неправильно себя вели за столом. Какие способы чаепития существуют. Что заваривали в чайник.
| 1 час
| -
| 1час
| | |
|
|
|
|
| Итого за месяц:
|
| 1,5
| 2,5
| | |
|
|
|
|
| Итого за полугодие:
|
| 7.5
| 12,5
| | |
|
|
|
|
| Итого за год
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|