Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Если обратиться к современным концепциям и программам работы с детьми дошкольного возраста, то можно отметить, что работе по организации экологического образования дошкольни­ков уделяется особое значение. Обусловлено это потребностью в формировании основ экологической культуры уже на этапе до­школьного детства, так как именно ребенок-дошкольник в силу своей возрастной специфики оптимально восприимчив ко всей информации, поступающей извне.

Методика экологического образования дошкольников это на­ука, изучающая особенности и закономерности организации пе­дагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентиро­ванной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружени­ем. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природ­ному окружению.

Теоретической основой методики экологического образования дошкольников являются базовые положения общей и дошколь­ной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста.

Методологической основой являются науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и пре­образования.

Основные задачи, решаемые в процессе организации рабо­ты по экологическому образованию детей:

1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы.

2. Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы.

3. Воспитать потребность в общении с природными объектами.

4. Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности.

5. Сформировать осмысленное отношение к природным объек­там, исключающее возможность нанесения им вреда и ущерба.



6. Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и в деятельности, направлен­ной на созидание природного окружения.

Если обратиться к истории становления и развития методики экологического образования дошкольников, то можно выделить несколько этапов этого развития.

1-й этап —оформление идей о влиянии природы на всесто­роннее развитие ребенка в трудах классиков зарубежной и рус­ской педагогики (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е. Н.Тихеева),

Остановимся на некоторых из их идей.

Я.А. Коменский, известный чешский педагог XVII столетия, счи­тал, что дошкольное детство ребенка должно проходить в семье, а основным воспитателем малыша является на этом возрастном этапе его мать. Не случайно одна из широко известных работ ве­ликого педагога носит название «Материнская школа». В данной книге автор предлагает специфическую программу воспитания ребенка. Из обширного спектра наук, доступных детям дошколь­ного возраста, особое внимание он предлагает уделять наукам, знакомящим детей с теми объектами, которые доступны непо­средственному восприятию дошкольников. Я.А. Коменский счи­тает, и с этим нельзя не согласиться, что в окружающий мир дети «входят» при помощи «разведчиков» (именно так он называет орга­ны чувств). Лишь после чувственного, сенсорного восприятия, по мнению автора, возможно восприятие осмысленное, с помощью разума.

Исходя из требования обеспечения чувственных основ позна­ния, большое место в воспитании детей он отводит природе. Боль­шое внимание Я.А. Коменский уделяет и отбору содержания зна­ний о природе для дошкольников. В первую очередь он говорите необходимости научить ребенка понимать природные явления и процессы. Все содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с миром природы Я.А. Коменский раскрываете своих работах «Материнская школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В ознакомлении детей с миром природы автор выде­ляет два этапа. На первом этапе при помощи органов чувств ребенок воспринимает природные объекты и явления. На втором эта­пе, основываясь на иллюстративном материале, представленном в книге Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» ребенок с помощью взрослого (матери) закрепляет, уточняет, обогащает, конкретизирует полученную информацию.

Говоря о методике ознакомления дошкольников с миром при­роды, Я.А. Коменский также предлагает большое внимание уде­лять играм детей.

Интересные мысли о влиянии природного окружения на раз­витие ребенка высказывает и французский мыслитель XVIII сто­летия Ж.Ж. Руссо. По его мнению, до 12-летнего возраста дети должны развиваться только на природе. Основой этого развития автор считает свободное самостоятельное наблюдение природных объектов, явлений, процессов. В процессе самостоятельных на­блюдений будет естественным путем осуществляться развитие пытливости, любознательности детей. Кроме этого, по мнению Ж.Ж. Руссо, природа способствует развитию внешних чувств, что составляет базу детских размышлений. Большое значение имеет самостоятельная активность детей в различных видах деятельности. Особое место и значение Ж. Ж. Руссо предлагает уделять труду в природе.



Актуальны до настоящего времени и идеи немецкого педагога XIX столетия Ф. Фребеля. Особое внимание он предлагает уделять вопросам создания условий для ознакомления детей с миром при­роды, для непосредственного, систематического и планомерного общения с ее предметами и объектами. По мнению Ф. Фребеля, каждое дошкольное учреждение должно иметь участок террито­рии, где будут представлены различные растения, характерные для данной местности. Кроме того, говоря о важнейшем воспита­тельном значении труда в природе, он предлагает разбивать на территории дошкольного учреждения грядки, где ребенок мог бы не только трудиться, но и наблюдать природные объекты, осуще­ствлять исследовательскую деятельность.

Огромный, богатейший материал для построения системы ра­боты по ознакомлению дошкольников с природой накопила и русская прогрессивная педагогика. И в первую очередь это отно­сится к идее К.Д. Ушинского о месте природы в воспитании ре­бенка. Природу К.Д. Ушинский считает важнейшим средством вос­питания детей дошкольного возраста. Воспитание высоких чувств и душевного благородства К.Д. Ушинский неизменно связывал с воздействием на ребенка родной природы. Воспитание средства­ми природы связано у великого педагога с идеями народности. Голос родной природы полон для К.Д. Ушинского мыслями, чув­ствами, полон поэзии, которая одна способна воспитать душу ребенка в любви к Отчизне. Особое место и значение К.Д. Ушин­ский отводит природе в интеллектуальном развитии ребенка. В пер­вую очередь он обращает внимание на влияние природы на раз­витие речи дошкольников. Развитие же речи он тесно связывает с развитием мыслительных процессов и операций. Раскрывая мето­дику работы с детьми по ознакомлению их с миром природы, К.Д. Ушинский особое значение предлагает уделять наблюдениям в природе и формированию у дошкольников такого качества лич­ности, как наблюдательность. Под наблюдательностью он пони­мает способность видеть предметы во всех их качествах, свойствах, проявлениях. К.Д. Ушинский называет два условия развития на­блюдательности:

- наглядность обучения;

- изложение материала в системе и последовательности.

Наряду с этим К.Д. Ушинский обращает внимание и на отбор содержания знаний о природе для детей. Он предлагает знакомить детей как с миром растений, так и с животным миром, а также с предметами неживой природы. В основе отбора содержания зна­ний о природе для детей, по его мнению, должен быть положен принцип доступности материала и принцип наглядности.

Многие мысли, идеи К.Д. Ушинского развила, обогатила его ученица и последователь Е.Н. Водовозова. Природу она предлага­ет рассматривать как основу для умственного развития ребенка, Важное место и значение уделяет природе в сенсорном воспита­нии детей. По мнению Е.Н. Водовозовой, именно природа «по­ставляет» богатейший материал для развития органов чувств. Осо­бое место отводит природе в развитии наблюдательности, которую она понимает как способность напоминать наблюдаемое. Раз­витие наблюдательности она связывает с развитием любознатель­ности и интереса к окружающему. Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми необходимо знако­мить дошкольников, и методику процесса ознакомления детей с этими объектами и предметами. В первую очередь она обращает внимание на то, что детей следует знакомить с теми предметами и объектами, которые их непосредственно окружают. Большое вни­мание она предлагает уделять ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе. Процесс ознакомления с растениями и жи­вотными Е.Н. Водовозова советует сочетать с трудом по уходу за объектами природы. Рекомендует широко использовать опыты, рас­крывающие свойства предметов, устанавливающие связи и зави­симости, существующие в природном окружении. Е.Н. Водовозо­ва обращает внимание и на создание условий для ознакомления дошкольников с миром природы. Она говорит о необходимости организации труда на огороде, в цветнике и «естественном каби­нете» (уголке природы).

Существенный вклад в разработку содержания и методов озна­комления дошкольников с природой внесла Е.И. Тихеева. Приро­ду она рассматривает как одно из условий или как элемент среды, в которой «дети живут своей естественной детской жизнью». В при­роде она видит неиссякаемый источник, из которого дети могут черпать свои наблюдения, перенося их на свои игры и повседнев­ную жизнь. Большое внимание она предлагает уделять самостоя­тельной активности детей в процессе познания природы. По мне­нию Е.И.Тихеевой, именно активность ребенка обеспечит воз­можность познания природы посредством всех возможных орга­нов чувств. Считая, что природа оказывает огромное влияние на развитие эстетических чувств и переживаний детей, она обосно­вывает необходимость использования природы в этическом раз­витии ребенка: «Наблюдая за жизнью растений и животных, живя с ними и обслуживая их, ребенок прибегает к источнику, питаю­щему не только внешние чувства и ум, но и оказывающему самое благотворное влияние на развитие высших чувств». Большое вни­мание Е.И.Тихеева предлагала уделять обеспечению процесса не­посредственного общения и взаимодействия детей с миром при­роды, основной формой которого рассматривала экскурсии и про­гулки в природу.

2-й этап— разработка теории и практики методики озна­комления дошкольников с природой. Определенное внимание воп­росам методики ознакомления детей с миром природы уделялось еще на первых съездах по дошкольному воспитанию. Так, на Пер­вом съезде по дошкольному воспитанию (1919) обращалось вни­мание на значение природы для всестороннего развития ребенка. На том же съезде был поставлен вопрос и о создании определен­ных условий в дошкольных образовательных учреждениях для ре­шения вопросов целенаправленного и планомерного ознакомле­ния детей с природным миром. В дальнейшем ставились вопросы, связанные как с методикой, так и с содержанием организации природоведческой работы с детьми.

Большое значение для развития и совершенствования мето­дики ознакомления дошкольников с миром природы имели ис­следования В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф. Терентьевой и др.

Рассмотрим основные аспекты этих исследований.

Выше было отмечено, что природа рассматривалась как фак­тор всестороннего развития ребенка. Одним из направлений этого всестороннего развития по праву считается нравственное воспи­тание дошкольников. Данной проблеме было посвящено исследо­вание В.Г. Грецовой (1971), центром которого являлись вопросы воспитания у детей старшего дошкольного возраста положитель­ного отношения к природе. Автор исследования указывала на факт частого рассогласования знаний о правилах поведения в природе, имеющихся у детей с их истинными поведенческими проявлени­ями. Исходя из этого, целью своего исследования В.Г. Грецова рассматривала разработку содержательной стороны знаний о мире природы, которые имели бы воспитательный характер. Наряду с этим автор подчеркивала необходимость создания методики вос­питания, в основе которой предусмотрено расширение знаний о мире природы и формирование у детей положительного к нему отношения, а также привитие им осознанного стремления по ее сбережению и охране. Под положительным отношением к приро­де исследователь понимает «деятельную любовь», опирающуюся на знания, которые способствуют формированию соответствующего поведения. Компонентами этого поведения являются: актив­ный интерес к природе и стремление как можно больше узнать о ней; наличие знаний, умений и желания применить приобретен­ные знания на практике в уходе за животными, растениями и в охране природы.

Давая определение отношения детей к природе, автор впервые приводит оценочные критерии, которыми оно обусловливается:

- отрицательное отношение к природе, выражающееся на сло­вах и в поступках, отсутствием интереса к природе и знаний о ней;

- положительное отношение к природе, выражающееся в эмо­циональной форме и общих словесных оценках, типа «люблю», «нравится», «хороший», «надо беречь», не всегда подкрепляемых адекватным поведением в силу отсутствия соответствующих зна­ний и умений;

- положительное отношение, выражающееся участием в дея­тельности по охране природы и уходу за растениями и животны­ми, основанием которого являются полученные знания, но при этом отсутствуют необходимые навыки и умения;

- положительное отношение к природе носит характер при­вычки, чувства и действия детей адекватны знаниям о природе.

Проведенное автором исследование показало, что основой фор­мирования положительного отношения детей к природе является наличие трех взаимосвязанных компонентов: эмоционально-по­ложительного отношения к природе, знаний и полезной деятель­ности, которую дети выполняют благодаря полученной информа­ции. Большое значение, по мнению автора, имеют осознанность получаемой информации о мире природы детьми и осмыслен­ность действий, производимых с объектами природы. Достичь этого возможно, как показало исследование, в результате комплексно­го использования наглядных, словесных и практических методов в природоведческой работе с детьми.

Проблема эстетического развития детей дошкольного возраста средствами природы изучалась в исследованиях Н. Виноградовой (1982), Э. Никитиной (1983), Ф. Томиной (1983) и др.

Н. Виноградова в своих исследованиях ставила задачу развития у детей дошкольного возраста способности видеть, замечать и по­нимать красоту природы. Эстетические чувства по отношению к природе она рассматривает как составляющую положительного отношения к природному окружению. Разрабатывая проблему вос­питания эстетических чувств по отношению к миру природы, ав­тор сформулировала ряд вопросов методики работы с детьми. В первую очередь она обращает внимание на организацию форм общения с миром природы. Автор отмечает, что общение с при­родой создает разнообразные ситуации, которые можно эффек­тивно использовать для воспитания чуткости, доброты, эмоций ребенка. Однако эмоциональное отношение к явлениям природы можно формировать у дошкольников и через создание специаль­ных проблемных ситуаций, предлагая детям задания творческого характера. Наряду с этим большое значение будет иметь и личность самого педагога. Педагог, любящий и понимающий приро­ду, передаст свое отношение всем детям. Именно воспитатель учит малыша замечать и устно описывать изменения, происходящие в природе, помогает осмыслить увиденное. Постепенно у детей фор­мируются эстетические оценки природных явлений и объектов: от элементарных «нравится», «не нравится», «красиво», «некра­сиво», базирующихся на созерцании природных процессов, до глубинных эстетических чувств и переживаний, основой которых является осмысление происходящего в мире природы.

Эстетическое воспитание рассматривается Л. Аветисян (1987) как важное средство развития детей дошкольного возраста. По ее мнению, одним из условий формирования эстетического вкуса являются чувства радости, восхищения, изумления, которые по­являются у ребенка во время наблюдений объектов, предметов, явлений окружающего мира природы. Автор, ссылаясь на работы Н.П. Сакулиной, Н.Н. Подъякова, А.Е. Флериной, придает боль­шое значение сочетанию непосредственного восприятия красоты явлений природы с их поэтическими художественными образа­ми, созданными поэтами, писателями, художниками. Кроме это­го, Л. Аветисян предлагает особое внимание в системе работы с детьми уделять самостоятельному участию детей в преумножении красоты природы. Здесь она предлагает использовать не только созидательный труд в природе, но и изготовление детьми изопродукции, поделок из природного материала.

Особое значение уделяется проблеме влияния процесса озна­комления дошкольников с миром природы на их интеллектуаль­ное развитие. В частности, эта тема исследуется в работе Э.И. Залкинд (1947). В своем исследовании автор дает определение задач интеллектуального развития детей дошкольного возраста, кото­рые возможно решать в процессе ознакомления их с миром при­роды. Одним из основополагающих моментов здесь представляет­ся задача накопления у детей знаний, информации о природе. Причем необходимо помнить, что в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей дошкольного возраста зна­ния эти будут разного уровня и характера.

В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок только начи­нает накапливать информацию об окружающей действительно­сти, мы ему даем знания об отдельных предметах, объектах и явле­ниях природы. В среднем дошкольном возрасте, когда ребенок уже обладает определенным запасом информации, педагог должен учить его устанавливать простейшие связи и зависимости, суще­ствующие в природе. Знания, таким образом, приобретают характер представлений. В старших же группах дети способны устанав­ливать уже не единичные связи и зависимости, а глубинные, тре­бующие довольно сложных мыслительных операций. Знания в этом возрасте приобретают характер понятий.

Решая задачу усложнения, совершенствования знаний дошколь­ников о мире природы, параллельно необходимо решать и задачу систематизации имеющейся у детей информации природоведче­ского содержания. Система экологических знаний включает:

- представления о растениях и животных как уникальных, не­повторимых живых существах, их потребностях и способах удов­летворения этих потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к услови­ям существования;

- осознание того, что все живые существа на планете связаны друг с другом сложной системой связей.

Формирование системы знаний о природе у детей способству­ет расширению круга представлений ребенка о мире в целом. Уста­навливая связи и зависимости, существующие в природе, дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать име­ющуюся у них информацию. Именно это, по мнению автора, по­зволяет решать еще одну задачу — интеллектуальное развитие де­тей средствами познания природы, развивать у них мыслитель­ные процессы и операции.

Следующей задачей интеллектуального развития ребенка в про­цессе ознакомления с природным окружением является формиро­вание его сенсорной культуры. Познание малышом окружающей действительности в силу его возрастной специфики, а именно наглядного характера мышления, осуществляется посредством различных органов чувств. Как отмечал классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский, ребенок мыслит формами, краска­ми, звуками, ощущениями. Великий русский физиолог И.М. Се­ченов отмечал, что познание окружающего мира невозможно без включения в этот процесс различных органов чувств. Причем чем больше анализаторов принимает участие в процессе познания, тем знания о познаваемом объекте или явлении полнее и прочнее.

Продукты деятельности органов чувств необходимо рассмат­ривать как источники развития психики, интеллекта. Именно по­этому формирование сенсорной культуры ребенка является не­отъемлемой частью умственного его развития. Решение данной задачи в процессе ознакомления дошкольников с миром приро­ды направлено на совершенствование анализаторной сферы де­тей, что, в свою очередь, составляет основу для формирования представлений и понятий ребенка о мире природы.

Еще одной задачей, решаемой в процессе умственного разви­тия детей средствами познания природы, Э.И. Залкинд считает воспитание у дошкольников исследовательского отношения к миру природы.

Вопросы формирования у детей исследовательского отноше­ния к окружающему, их познавательной активности занимают одно из ведущих мест в психолого-педагогических исследованиях. Уче­ными установлено, что именно познавательная активность является для ребенка одним из основных источников его развития. И это естественно. Познавая окружающий мир, ребенок накапливает о нем определенный багаж информации. У него развиваются мыс­лительные процессы и операции, формируются элементы мате­риалистического миропонимания.

С задачей воспитания познавательного отношения к миру у детей неразрывно связано развитие такого качества личности, как на­блюдательность. Приучая дошкольников наблюдать мир природы, т.е. целенаправленно сосредоточивать свое внимание на ее объек­тах и явлениях, мы тем самым развиваем внимание и вообра­жение дошкольников. И снова можно привести высказывание К.Д. Ушинского, который писал: «Чтобы образовать обширный и сильный ум, должно много наблюдать и думать». Необходимо при­учать ребенка присматриваться к окружающему миру, подмечать в нем существенное и характерное для каждого предмета и явле­ния, замечать происходящие изменения.

Вместе с тем следует помнить, что, развивая сенсорную куль­туру детей, воспитателю важно соотнести чувственный опыт де­тей с доступным для них изложением.

Называя и раскрывая задачи интеллектуального развития де­тей средствами природы, мы упоминали задачу систематизации знаний детей о природном окружении. Мы еще раз обращаемся к данной задаче в связи с тем, что в 1970—1980-е гг. в рамках реше­ния этой проблемы было проведено несколько исследований, которые в дальнейшем имели определенное значение на станов­ление методики экологического образования дошкольников. Воз­можность усвоения детьми дошкольного возраста системных зна­ний доказана исследованиями как психологов (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец), так и педагогов (Н.Н. Поддъяков, Е.И. Радина, А.П. Усова). В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, Е.Ф.Терентьевой, И. Хайдуровой и др. разработаны кон­кретные системы знаний о мире природы для детей дошкольного возраста.

Большой интерес представляет исследование Л.М. Маневцовой (1985), ориентированное на формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных. Автор отмечает, что система знаний о сезон­ных изменениях в природе создает у ребенка представление о це­лостной картине мира, способствует формированию элементов материалистического миропонимания. В основу программы системных знаний положена идея об обусловленности сезонных из­менений факторов окружающей среды (температура воздуха, ос­вещенность, наличие и характер осадков и пр.) сменой положе­ния Земли и Солнца относительно друг друга.

Исходя из этого, система знаний о сезонных изменениях в жизни животных представлена Л.М. Маневцовой следующим об­разом:

1) знания о сезоне как временном отрезке года, вызываемом | движением Земли вокруг Солнца;

2) знания об основных факторах абиотической среды (освеще­ние, температура воздуха, осадки, состояние покрова Земли);

3) знания об основных потребностях животных (освещение, тепло, убежище, питание);

4) знания о влиянии факторов окружающей среды на живот­ных и о системе приспособления к условиям ее изменения.

В результате проведенного экспериментального исследования автор не только доказала возможность усвоения детьми старшего дошкольного возраста системных знаний о сезонных изменениях в мире природы, но и показала, что особое значение имеет выбор методов работы с детьми. Оптимальным методом формирования системы знаний о сезонных изменениях в жизни животных, по мнению Л.М. Маневцовой, должно стать широкое использование моделей и деятельности по моделированию. Именно модель позво­ляет в единстве раскрыть пространственно-временные и причин­но-следственные зависимости, предлагаемые для усвоения детям.

Особый интерес и ценность для развития методики экологи­ческого образования детей дошкольного возраста имеет исследо­вание Н.Н. Кондратьевой (1987), посвященное разработке содер­жания и структуры программы системных знаний о живом орга­низме для детей старшего дошкольного возраста. Ссылаясь на мно­гочисленные философско-педагогические исследования, автор от­мечает, что содержательными компонентами системы знаний о живом организме для дошкольников должны стать представле­ния, отражающие:

- целостность живого организма, являющуюся следствием вза­имодействия его структуры и функций, а также важнейшим усло­вием его существования;

- системные свойства целостного живого организма: специфи­ческий обмен веществ живого организма со средой обитания, проявляющийся в питании, дыхании, движении и т.д.; способ­ность к развитию как самовозобновлению и самовоспроизводству; приспособляемость живого организма к условиям существования (среде), как к относительно постоянным, так и изменяющимся;

- детерминированность живого неживым, их тесную взаимо­связь и взаимообусловленность; живой организм при этом дол­жен рассматриваться как открытая система, существующая и функционирующая только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;

- системную организованность живого организма: живое лю­бого уровня организации должно быть рассмотрено как система, представляющая собой морфологическое и функциональное един­ство составляющих ее компонентов, и как элемент системы сле­дующего уровня организации, в которую он включается в про­цессе жизнедеятельности.

Разработанная автором программа системных знаний о живом организме состоит из четырех взаимосвязанных разделов, выстро­енных иерархически:

1) знания о целостности и существенных свойствах живого организма как целостного образования;

2) знания о приспособлении живых организмов к среде обита­ния;

3) знания о росте, развитии и размножении живых организ­мов в условиях среды;

4) знания о существовании живого организма в условиях эко­системы.

Каждый из разделов представляет собой относительно само­стоятельную подсистему знаний. Содержание предыдущих разде­лов программы органично включается в содержание последую­щих, являясь обязательным компонентом. В каждом последующем разделе программы предыдущий раздел получает дальнейшее раз­витие: знания пополняются, обогащаются новой информацией, устанавливаются более глубокие связи и зависимости, тем самым все более полно и разносторонне раскрываются сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Последовательное ос­воение содержания знаний, как полагает автор, оказывает опре­деленное позитивное воздействие на уровень осознания детьми необходимости бережного, заботливого отношения к живым су­ществам, повышает степень их активности в плане познания мира природы. По мнению автора, система знаний о мире природы, отражающая ведущие закономерности, в ней существующие, имеет огромное значение для воспитания у ребенка не только осознан­ного, гуманного, но и ценностного отношения к природному окружению.

Наряду с определением конкретных задач работы с детьми, решаемых в процессе ознакомления их с миром природы, опре­делением системы знаний о природе ряд исследований посвящен изучению методов ознакомления дошкольников с природным окружением. Одним из ведущих методов этого процесса исследо­ватели (Б.Г. Ананьев, В.Т. Логинова, А.А. Люблинская, П.Г. Саморукова) считают наблюдение.

В рамках реализации элементов развивающего обучения в прак­тике работы с дошкольниками предлагается использовать элементарную исследовательскую деятельность (Л.М. Маневцова) и дея­тельность по моделированию (Т.Р. Ветрова).

3-й этап— разработка теории и методики экологического образования дошкольников (конец 80-х гг. XX столетия — до на­стоящего времени). Особое значение имеют работы С.Н. Никола­евой, Н. Фокиной, Н.А. Рыжовой.

В 1996 г. была опубликована «Концепция экологического воспи­тания детей дошкольного возраста» С.Н. Николаевой, которую прак­тически до настоящего времени рассматривали как определенный нормативно-регулятивный документ в области экологического образования детей дошкольного возраста. Основной целью экологи­ческой работы с детьми автор концепции видит в формировании у детей основ экологической культуры, являющейся базисным компо­нентом становления личности, позволяющим ей в дальнейшем ус­пешно осваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. В качестве начального этапа всей экологиче­ской работы с детьми С.Н. Николаева выделяет процесс передачи детям знаний, информации о мире природы. Конечным же итогом этой деятельности, по ее мнению, должно стать формирование у каждого ребенка определенного типа отношения к природному ок­ружению (познавательного, эстетического или гуманистического).

Проблему нравственного развития личности ребенка-дошколь­ника средствами природы исследовала Н. Фокина (1996). По ее мнению, нравственное становление дошкольников вплотную свя­зано с формированием у них гуманного отношения к миру при­роды. Ребенок-дошкольник должен осознавать ценность любого проявления жизни, стремиться защитить и сберечь природу. Ав­тор отмечает, что основу гуманного отношения к природному ок­ружению составит осознание каждым малышом взаимосвязи «че­ловек—природа», осознание того, что забота о природном окру­жении это есть не что иное, как забота о себе самом, забота о человеке. Отвечая на вопрос о том, как же сформировать у детей гуманное отношение к природному окружению, автор указывает на необходимость учета таких специфических возрастных особен­ностей детей дошкольного возраста, как впечатлительность и эмо­циональная отзывчивость. Важно воспитывать у детей такие каче­ства, как сочувствие, сострадание, сопереживание всему живому. Следует показать детям, что по отношению к природе они зани­мают позицию более сильной стороны и поэтому должны ее бе­речь, заботиться о ней. Кроме этого, большое внимание в данном документе С.Н. Николаева обращает на создание условий для орга­низации экологической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Говоря о предметно-развивающей среде, С.Н. Николаева обо­значает ее как «зону природы», под которой она понимает ту часть помещения и участка дошкольного учреждения, на которой со­держатся какие-либо животные или растения. К зоне природы автор относит групповые уголки природы, специальную комнату (или холл) с объектами природы, зимний сад, микроферму, теплицу, площадку природы, экологическую тропу и озелененные места на участке.

Духовно-нравственное развитие детей средствами природы тес­но связано с их эстетическим воспитанием. По мнению Н. Фоки­ной (1996), осознание эстетической ценности объектов природы поддерживает и укрепляет активное гуманное отношение к ней.

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вы­вод, что, несмотря на наличие богатейшего материала, касающе­гося вопросов ознакомления дошкольников с природой и эколо­гического их образования, перечисленные исследования придер­живаются в основном позиции необходимости формирования у дошкольников элементов эксцентрического отношения к миру природы и не затрагивают вопросов воспитания у подрастающего поколения современного — коэволюционного взгляда на систему взаимоотношений «человек — природа».


<== предыдущая | следующая ==>
 | Обработка результатов





Date: 2016-07-05; view: 6219; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию