![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВМЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Если обратиться к современным концепциям и программам работы с детьми дошкольного возраста, то можно отметить, что работе по организации экологического образования дошкольников уделяется особое значение. Обусловлено это потребностью в формировании основ экологической культуры уже на этапе дошкольного детства, так как именно ребенок-дошкольник в силу своей возрастной специфики оптимально восприимчив ко всей информации, поступающей извне. Методика экологического образования дошкольников — это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению. Теоретической основой методики экологического образования дошкольников являются базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста. Методологической основой являются науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования. Основные задачи, решаемые в процессе организации работы по экологическому образованию детей: 1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы. 2. Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы. 3. Воспитать потребность в общении с природными объектами. 4. Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности. 5. Сформировать осмысленное отношение к природным объектам, исключающее возможность нанесения им вреда и ущерба. 6. Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и в деятельности, направленной на созидание природного окружения. Если обратиться к истории становления и развития методики экологического образования дошкольников, то можно выделить несколько этапов этого развития. 1-й этап —оформление идей о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка в трудах классиков зарубежной и русской педагогики (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е. Н.Тихеева), Остановимся на некоторых из их идей. Я.А. Коменский, известный чешский педагог XVII столетия, считал, что дошкольное детство ребенка должно проходить в семье, а основным воспитателем малыша является на этом возрастном этапе его мать. Не случайно одна из широко известных работ великого педагога носит название «Материнская школа». В данной книге автор предлагает специфическую программу воспитания ребенка. Из обширного спектра наук, доступных детям дошкольного возраста, особое внимание он предлагает уделять наукам, знакомящим детей с теми объектами, которые доступны непосредственному восприятию дошкольников. Я.А. Коменский считает, и с этим нельзя не согласиться, что в окружающий мир дети «входят» при помощи «разведчиков» (именно так он называет органы чувств). Лишь после чувственного, сенсорного восприятия, по мнению автора, возможно восприятие осмысленное, с помощью разума. Исходя из требования обеспечения чувственных основ познания, большое место в воспитании детей он отводит природе. Большое внимание Я.А. Коменский уделяет и отбору содержания знаний о природе для дошкольников. В первую очередь он говорите необходимости научить ребенка понимать природные явления и процессы. Все содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с миром природы Я.А. Коменский раскрываете своих работах «Материнская школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В ознакомлении детей с миром природы автор выделяет два этапа. На первом этапе при помощи органов чувств ребенок воспринимает природные объекты и явления. На втором этапе, основываясь на иллюстративном материале, представленном в книге Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» ребенок с помощью взрослого (матери) закрепляет, уточняет, обогащает, конкретизирует полученную информацию. Говоря о методике ознакомления дошкольников с миром природы, Я.А. Коменский также предлагает большое внимание уделять играм детей. Интересные мысли о влиянии природного окружения на развитие ребенка высказывает и французский мыслитель XVIII столетия Ж.Ж. Руссо. По его мнению, до 12-летнего возраста дети должны развиваться только на природе. Основой этого развития автор считает свободное самостоятельное наблюдение природных объектов, явлений, процессов. В процессе самостоятельных наблюдений будет естественным путем осуществляться развитие пытливости, любознательности детей. Кроме этого, по мнению Ж.Ж. Руссо, природа способствует развитию внешних чувств, что составляет базу детских размышлений. Большое значение имеет самостоятельная активность детей в различных видах деятельности. Особое место и значение Ж. Ж. Руссо предлагает уделять труду в природе. Актуальны до настоящего времени и идеи немецкого педагога XIX столетия Ф. Фребеля. Особое внимание он предлагает уделять вопросам создания условий для ознакомления детей с миром природы, для непосредственного, систематического и планомерного общения с ее предметами и объектами. По мнению Ф. Фребеля, каждое дошкольное учреждение должно иметь участок территории, где будут представлены различные растения, характерные для данной местности. Кроме того, говоря о важнейшем воспитательном значении труда в природе, он предлагает разбивать на территории дошкольного учреждения грядки, где ребенок мог бы не только трудиться, но и наблюдать природные объекты, осуществлять исследовательскую деятельность. Огромный, богатейший материал для построения системы работы по ознакомлению дошкольников с природой накопила и русская прогрессивная педагогика. И в первую очередь это относится к идее К.Д. Ушинского о месте природы в воспитании ребенка. Природу К.Д. Ушинский считает важнейшим средством воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание высоких чувств и душевного благородства К.Д. Ушинский неизменно связывал с воздействием на ребенка родной природы. Воспитание средствами природы связано у великого педагога с идеями народности. Голос родной природы полон для К.Д. Ушинского мыслями, чувствами, полон поэзии, которая одна способна воспитать душу ребенка в любви к Отчизне. Особое место и значение К.Д. Ушинский отводит природе в интеллектуальном развитии ребенка. В первую очередь он обращает внимание на влияние природы на развитие речи дошкольников. Развитие же речи он тесно связывает с развитием мыслительных процессов и операций. Раскрывая методику работы с детьми по ознакомлению их с миром природы, К.Д. Ушинский особое значение предлагает уделять наблюдениям в природе и формированию у дошкольников такого качества личности, как наблюдательность. Под наблюдательностью он понимает способность видеть предметы во всех их качествах, свойствах, проявлениях. К.Д. Ушинский называет два условия развития наблюдательности: - наглядность обучения; - изложение материала в системе и последовательности. Наряду с этим К.Д. Ушинский обращает внимание и на отбор содержания знаний о природе для детей. Он предлагает знакомить детей как с миром растений, так и с животным миром, а также с предметами неживой природы. В основе отбора содержания знаний о природе для детей, по его мнению, должен быть положен принцип доступности материала и принцип наглядности. Многие мысли, идеи К.Д. Ушинского развила, обогатила его ученица и последователь Е.Н. Водовозова. Природу она предлагает рассматривать как основу для умственного развития ребенка, Важное место и значение уделяет природе в сенсорном воспитании детей. По мнению Е.Н. Водовозовой, именно природа «поставляет» богатейший материал для развития органов чувств. Особое место отводит природе в развитии наблюдательности, которую она понимает как способность напоминать наблюдаемое. Развитие наблюдательности она связывает с развитием любознательности и интереса к окружающему. Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми необходимо знакомить дошкольников, и методику процесса ознакомления детей с этими объектами и предметами. В первую очередь она обращает внимание на то, что детей следует знакомить с теми предметами и объектами, которые их непосредственно окружают. Большое внимание она предлагает уделять ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе. Процесс ознакомления с растениями и животными Е.Н. Водовозова советует сочетать с трудом по уходу за объектами природы. Рекомендует широко использовать опыты, раскрывающие свойства предметов, устанавливающие связи и зависимости, существующие в природном окружении. Е.Н. Водовозова обращает внимание и на создание условий для ознакомления дошкольников с миром природы. Она говорит о необходимости организации труда на огороде, в цветнике и «естественном кабинете» (уголке природы). Существенный вклад в разработку содержания и методов ознакомления дошкольников с природой внесла Е.И. Тихеева. Природу она рассматривает как одно из условий или как элемент среды, в которой «дети живут своей естественной детской жизнью». В природе она видит неиссякаемый источник, из которого дети могут черпать свои наблюдения, перенося их на свои игры и повседневную жизнь. Большое внимание она предлагает уделять самостоятельной активности детей в процессе познания природы. По мнению Е.И.Тихеевой, именно активность ребенка обеспечит возможность познания природы посредством всех возможных органов чувств. Считая, что природа оказывает огромное влияние на развитие эстетических чувств и переживаний детей, она обосновывает необходимость использования природы в этическом развитии ребенка: «Наблюдая за жизнью растений и животных, живя с ними и обслуживая их, ребенок прибегает к источнику, питающему не только внешние чувства и ум, но и оказывающему самое благотворное влияние на развитие высших чувств». Большое внимание Е.И.Тихеева предлагала уделять обеспечению процесса непосредственного общения и взаимодействия детей с миром природы, основной формой которого рассматривала экскурсии и прогулки в природу. 2-й этап— разработка теории и практики методики ознакомления дошкольников с природой. Определенное внимание вопросам методики ознакомления детей с миром природы уделялось еще на первых съездах по дошкольному воспитанию. Так, на Первом съезде по дошкольному воспитанию (1919) обращалось внимание на значение природы для всестороннего развития ребенка. На том же съезде был поставлен вопрос и о создании определенных условий в дошкольных образовательных учреждениях для решения вопросов целенаправленного и планомерного ознакомления детей с природным миром. В дальнейшем ставились вопросы, связанные как с методикой, так и с содержанием организации природоведческой работы с детьми. Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф. Терентьевой и др. Рассмотрим основные аспекты этих исследований. Выше было отмечено, что природа рассматривалась как фактор всестороннего развития ребенка. Одним из направлений этого всестороннего развития по праву считается нравственное воспитание дошкольников. Данной проблеме было посвящено исследование В.Г. Грецовой (1971), центром которого являлись вопросы воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе. Автор исследования указывала на факт частого рассогласования знаний о правилах поведения в природе, имеющихся у детей с их истинными поведенческими проявлениями. Исходя из этого, целью своего исследования В.Г. Грецова рассматривала разработку содержательной стороны знаний о мире природы, которые имели бы воспитательный характер. Наряду с этим автор подчеркивала необходимость создания методики воспитания, в основе которой предусмотрено расширение знаний о мире природы и формирование у детей положительного к нему отношения, а также привитие им осознанного стремления по ее сбережению и охране. Под положительным отношением к природе исследователь понимает «деятельную любовь», опирающуюся на знания, которые способствуют формированию соответствующего поведения. Компонентами этого поведения являются: активный интерес к природе и стремление как можно больше узнать о ней; наличие знаний, умений и желания применить приобретенные знания на практике в уходе за животными, растениями и в охране природы. Давая определение отношения детей к природе, автор впервые приводит оценочные критерии, которыми оно обусловливается: - отрицательное отношение к природе, выражающееся на словах и в поступках, отсутствием интереса к природе и знаний о ней; - положительное отношение к природе, выражающееся в эмоциональной форме и общих словесных оценках, типа «люблю», «нравится», «хороший», «надо беречь», не всегда подкрепляемых адекватным поведением в силу отсутствия соответствующих знаний и умений; - положительное отношение, выражающееся участием в деятельности по охране природы и уходу за растениями и животными, основанием которого являются полученные знания, но при этом отсутствуют необходимые навыки и умения; - положительное отношение к природе носит характер привычки, чувства и действия детей адекватны знаниям о природе. Проведенное автором исследование показало, что основой формирования положительного отношения детей к природе является наличие трех взаимосвязанных компонентов: эмоционально-положительного отношения к природе, знаний и полезной деятельности, которую дети выполняют благодаря полученной информации. Большое значение, по мнению автора, имеют осознанность получаемой информации о мире природы детьми и осмысленность действий, производимых с объектами природы. Достичь этого возможно, как показало исследование, в результате комплексного использования наглядных, словесных и практических методов в природоведческой работе с детьми. Проблема эстетического развития детей дошкольного возраста средствами природы изучалась в исследованиях Н. Виноградовой (1982), Э. Никитиной (1983), Ф. Томиной (1983) и др. Н. Виноградова в своих исследованиях ставила задачу развития у детей дошкольного возраста способности видеть, замечать и понимать красоту природы. Эстетические чувства по отношению к природе она рассматривает как составляющую положительного отношения к природному окружению. Разрабатывая проблему воспитания эстетических чувств по отношению к миру природы, автор сформулировала ряд вопросов методики работы с детьми. В первую очередь она обращает внимание на организацию форм общения с миром природы. Автор отмечает, что общение с природой создает разнообразные ситуации, которые можно эффективно использовать для воспитания чуткости, доброты, эмоций ребенка. Однако эмоциональное отношение к явлениям природы можно формировать у дошкольников и через создание специальных проблемных ситуаций, предлагая детям задания творческого характера. Наряду с этим большое значение будет иметь и личность самого педагога. Педагог, любящий и понимающий природу, передаст свое отношение всем детям. Именно воспитатель учит малыша замечать и устно описывать изменения, происходящие в природе, помогает осмыслить увиденное. Постепенно у детей формируются эстетические оценки природных явлений и объектов: от элементарных «нравится», «не нравится», «красиво», «некрасиво», базирующихся на созерцании природных процессов, до глубинных эстетических чувств и переживаний, основой которых является осмысление происходящего в мире природы. Эстетическое воспитание рассматривается Л. Аветисян (1987) как важное средство развития детей дошкольного возраста. По ее мнению, одним из условий формирования эстетического вкуса являются чувства радости, восхищения, изумления, которые появляются у ребенка во время наблюдений объектов, предметов, явлений окружающего мира природы. Автор, ссылаясь на работы Н.П. Сакулиной, Н.Н. Подъякова, А.Е. Флериной, придает большое значение сочетанию непосредственного восприятия красоты явлений природы с их поэтическими художественными образами, созданными поэтами, писателями, художниками. Кроме этого, Л. Аветисян предлагает особое внимание в системе работы с детьми уделять самостоятельному участию детей в преумножении красоты природы. Здесь она предлагает использовать не только созидательный труд в природе, но и изготовление детьми изопродукции, поделок из природного материала. Особое значение уделяется проблеме влияния процесса ознакомления дошкольников с миром природы на их интеллектуальное развитие. В частности, эта тема исследуется в работе Э.И. Залкинд (1947). В своем исследовании автор дает определение задач интеллектуального развития детей дошкольного возраста, которые возможно решать в процессе ознакомления их с миром природы. Одним из основополагающих моментов здесь представляется задача накопления у детей знаний, информации о природе. Причем необходимо помнить, что в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей дошкольного возраста знания эти будут разного уровня и характера. В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает накапливать информацию об окружающей действительности, мы ему даем знания об отдельных предметах, объектах и явлениях природы. В среднем дошкольном возрасте, когда ребенок уже обладает определенным запасом информации, педагог должен учить его устанавливать простейшие связи и зависимости, существующие в природе. Знания, таким образом, приобретают характер представлений. В старших же группах дети способны устанавливать уже не единичные связи и зависимости, а глубинные, требующие довольно сложных мыслительных операций. Знания в этом возрасте приобретают характер понятий. Решая задачу усложнения, совершенствования знаний дошкольников о мире природы, параллельно необходимо решать и задачу систематизации имеющейся у детей информации природоведческого содержания. Система экологических знаний включает: - представления о растениях и животных как уникальных, неповторимых живых существах, их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей; - понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования; - осознание того, что все живые существа на планете связаны друг с другом сложной системой связей. Формирование системы знаний о природе у детей способствует расширению круга представлений ребенка о мире в целом. Устанавливая связи и зависимости, существующие в природе, дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать имеющуюся у них информацию. Именно это, по мнению автора, позволяет решать еще одну задачу — интеллектуальное развитие детей средствами познания природы, развивать у них мыслительные процессы и операции. Следующей задачей интеллектуального развития ребенка в процессе ознакомления с природным окружением является формирование его сенсорной культуры. Познание малышом окружающей действительности в силу его возрастной специфики, а именно наглядного характера мышления, осуществляется посредством различных органов чувств. Как отмечал классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский, ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что познание окружающего мира невозможно без включения в этот процесс различных органов чувств. Причем чем больше анализаторов принимает участие в процессе познания, тем знания о познаваемом объекте или явлении полнее и прочнее. Продукты деятельности органов чувств необходимо рассматривать как источники развития психики, интеллекта. Именно поэтому формирование сенсорной культуры ребенка является неотъемлемой частью умственного его развития. Решение данной задачи в процессе ознакомления дошкольников с миром природы направлено на совершенствование анализаторной сферы детей, что, в свою очередь, составляет основу для формирования представлений и понятий ребенка о мире природы. Еще одной задачей, решаемой в процессе умственного развития детей средствами познания природы, Э.И. Залкинд считает воспитание у дошкольников исследовательского отношения к миру природы. Вопросы формирования у детей исследовательского отношения к окружающему, их познавательной активности занимают одно из ведущих мест в психолого-педагогических исследованиях. Учеными установлено, что именно познавательная активность является для ребенка одним из основных источников его развития. И это естественно. Познавая окружающий мир, ребенок накапливает о нем определенный багаж информации. У него развиваются мыслительные процессы и операции, формируются элементы материалистического миропонимания. С задачей воспитания познавательного отношения к миру у детей неразрывно связано развитие такого качества личности, как наблюдательность. Приучая дошкольников наблюдать мир природы, т.е. целенаправленно сосредоточивать свое внимание на ее объектах и явлениях, мы тем самым развиваем внимание и воображение дошкольников. И снова можно привести высказывание К.Д. Ушинского, который писал: «Чтобы образовать обширный и сильный ум, должно много наблюдать и думать». Необходимо приучать ребенка присматриваться к окружающему миру, подмечать в нем существенное и характерное для каждого предмета и явления, замечать происходящие изменения. Вместе с тем следует помнить, что, развивая сенсорную культуру детей, воспитателю важно соотнести чувственный опыт детей с доступным для них изложением. Называя и раскрывая задачи интеллектуального развития детей средствами природы, мы упоминали задачу систематизации знаний детей о природном окружении. Мы еще раз обращаемся к данной задаче в связи с тем, что в 1970—1980-е гг. в рамках решения этой проблемы было проведено несколько исследований, которые в дальнейшем имели определенное значение на становление методики экологического образования дошкольников. Возможность усвоения детьми дошкольного возраста системных знаний доказана исследованиями как психологов (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец), так и педагогов (Н.Н. Поддъяков, Е.И. Радина, А.П. Усова). В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, Е.Ф.Терентьевой, И. Хайдуровой и др. разработаны конкретные системы знаний о мире природы для детей дошкольного возраста. Большой интерес представляет исследование Л.М. Маневцовой (1985), ориентированное на формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных. Автор отмечает, что система знаний о сезонных изменениях в природе создает у ребенка представление о целостной картине мира, способствует формированию элементов материалистического миропонимания. В основу программы системных знаний положена идея об обусловленности сезонных изменений факторов окружающей среды (температура воздуха, освещенность, наличие и характер осадков и пр.) сменой положения Земли и Солнца относительно друг друга. Исходя из этого, система знаний о сезонных изменениях в жизни животных представлена Л.М. Маневцовой следующим образом: 1) знания о сезоне как временном отрезке года, вызываемом | движением Земли вокруг Солнца; 2) знания об основных факторах абиотической среды (освещение, температура воздуха, осадки, состояние покрова Земли); 3) знания об основных потребностях животных (освещение, тепло, убежище, питание); 4) знания о влиянии факторов окружающей среды на животных и о системе приспособления к условиям ее изменения. В результате проведенного экспериментального исследования автор не только доказала возможность усвоения детьми старшего дошкольного возраста системных знаний о сезонных изменениях в мире природы, но и показала, что особое значение имеет выбор методов работы с детьми. Оптимальным методом формирования системы знаний о сезонных изменениях в жизни животных, по мнению Л.М. Маневцовой, должно стать широкое использование моделей и деятельности по моделированию. Именно модель позволяет в единстве раскрыть пространственно-временные и причинно-следственные зависимости, предлагаемые для усвоения детям. Особый интерес и ценность для развития методики экологического образования детей дошкольного возраста имеет исследование Н.Н. Кондратьевой (1987), посвященное разработке содержания и структуры программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Ссылаясь на многочисленные философско-педагогические исследования, автор отмечает, что содержательными компонентами системы знаний о живом организме для дошкольников должны стать представления, отражающие: - целостность живого организма, являющуюся следствием взаимодействия его структуры и функций, а также важнейшим условием его существования; - системные свойства целостного живого организма: специфический обмен веществ живого организма со средой обитания, проявляющийся в питании, дыхании, движении и т.д.; способность к развитию как самовозобновлению и самовоспроизводству; приспособляемость живого организма к условиям существования (среде), как к относительно постоянным, так и изменяющимся; - детерминированность живого неживым, их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность; живой организм при этом должен рассматриваться как открытая система, существующая и функционирующая только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой; - системную организованность живого организма: живое любого уровня организации должно быть рассмотрено как система, представляющая собой морфологическое и функциональное единство составляющих ее компонентов, и как элемент системы следующего уровня организации, в которую он включается в процессе жизнедеятельности. Разработанная автором программа системных знаний о живом организме состоит из четырех взаимосвязанных разделов, выстроенных иерархически: 1) знания о целостности и существенных свойствах живого организма как целостного образования; 2) знания о приспособлении живых организмов к среде обитания; 3) знания о росте, развитии и размножении живых организмов в условиях среды; 4) знания о существовании живого организма в условиях экосистемы. Каждый из разделов представляет собой относительно самостоятельную подсистему знаний. Содержание предыдущих разделов программы органично включается в содержание последующих, являясь обязательным компонентом. В каждом последующем разделе программы предыдущий раздел получает дальнейшее развитие: знания пополняются, обогащаются новой информацией, устанавливаются более глубокие связи и зависимости, тем самым все более полно и разносторонне раскрываются сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Последовательное освоение содержания знаний, как полагает автор, оказывает определенное позитивное воздействие на уровень осознания детьми необходимости бережного, заботливого отношения к живым существам, повышает степень их активности в плане познания мира природы. По мнению автора, система знаний о мире природы, отражающая ведущие закономерности, в ней существующие, имеет огромное значение для воспитания у ребенка не только осознанного, гуманного, но и ценностного отношения к природному окружению. Наряду с определением конкретных задач работы с детьми, решаемых в процессе ознакомления их с миром природы, определением системы знаний о природе ряд исследований посвящен изучению методов ознакомления дошкольников с природным окружением. Одним из ведущих методов этого процесса исследователи (Б.Г. Ананьев, В.Т. Логинова, А.А. Люблинская, П.Г. Саморукова) считают наблюдение. В рамках реализации элементов развивающего обучения в практике работы с дошкольниками предлагается использовать элементарную исследовательскую деятельность (Л.М. Маневцова) и деятельность по моделированию (Т.Р. Ветрова). 3-й этап— разработка теории и методики экологического образования дошкольников (конец 80-х гг. XX столетия — до настоящего времени). Особое значение имеют работы С.Н. Николаевой, Н. Фокиной, Н.А. Рыжовой. В 1996 г. была опубликована «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста» С.Н. Николаевой, которую практически до настоящего времени рассматривали как определенный нормативно-регулятивный документ в области экологического образования детей дошкольного возраста. Основной целью экологической работы с детьми автор концепции видит в формировании у детей основ экологической культуры, являющейся базисным компонентом становления личности, позволяющим ей в дальнейшем успешно осваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. В качестве начального этапа всей экологической работы с детьми С.Н. Николаева выделяет процесс передачи детям знаний, информации о мире природы. Конечным же итогом этой деятельности, по ее мнению, должно стать формирование у каждого ребенка определенного типа отношения к природному окружению (познавательного, эстетического или гуманистического). Проблему нравственного развития личности ребенка-дошкольника средствами природы исследовала Н. Фокина (1996). По ее мнению, нравственное становление дошкольников вплотную связано с формированием у них гуманного отношения к миру природы. Ребенок-дошкольник должен осознавать ценность любого проявления жизни, стремиться защитить и сберечь природу. Автор отмечает, что основу гуманного отношения к природному окружению составит осознание каждым малышом взаимосвязи «человек—природа», осознание того, что забота о природном окружении это есть не что иное, как забота о себе самом, забота о человеке. Отвечая на вопрос о том, как же сформировать у детей гуманное отношение к природному окружению, автор указывает на необходимость учета таких специфических возрастных особенностей детей дошкольного возраста, как впечатлительность и эмоциональная отзывчивость. Важно воспитывать у детей такие качества, как сочувствие, сострадание, сопереживание всему живому. Следует показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ее беречь, заботиться о ней. Кроме этого, большое внимание в данном документе С.Н. Николаева обращает на создание условий для организации экологической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения. Говоря о предметно-развивающей среде, С.Н. Николаева обозначает ее как «зону природы», под которой она понимает ту часть помещения и участка дошкольного учреждения, на которой содержатся какие-либо животные или растения. К зоне природы автор относит групповые уголки природы, специальную комнату (или холл) с объектами природы, зимний сад, микроферму, теплицу, площадку природы, экологическую тропу и озелененные места на участке. Духовно-нравственное развитие детей средствами природы тесно связано с их эстетическим воспитанием. По мнению Н. Фокиной (1996), осознание эстетической ценности объектов природы поддерживает и укрепляет активное гуманное отношение к ней. Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что, несмотря на наличие богатейшего материала, касающегося вопросов ознакомления дошкольников с природой и экологического их образования, перечисленные исследования придерживаются в основном позиции необходимости формирования у дошкольников элементов эксцентрического отношения к миру природы и не затрагивают вопросов воспитания у подрастающего поколения современного — коэволюционного взгляда на систему взаимоотношений «человек — природа».
|