Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иероглифы фестского диска: история и полный перевод текста.

Плисюк Елизавета Юрьевна

КУЛЬТУРА МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Курсовая работа

 

 

Научный руководитель:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры

всеобщей истории

Л.В. Харичкова

 

Допущена к защите
«___» _________________ 2016 г.

Зав. кафедрой всеобщей истории
__________ Е.И. Пашкович

 

Брест 2016

Содержание

 

Введение………………………………………………………………3

 

Глава 1. Минойская цивилизация…………………………………………..5

 

1.1 Археологические открытия Минойской цивилизации…………..5

 

1.2 История Крита …………………………………………8

 

Глава 2. Культура Древнейшей Греции…………………………………………..8

 

2.1 Материальная культура…………………………………………..8

 

2.2 Искусство Крита…………………………………………..10

 

2.3 Язык табличек Минойской цивилизации…………………………17

 

2.4 Религиозное мировоззрение……………………………………….19

 

Заключение………………………………………………………………………22

 

Список использованных источников…………………………………………..23

 

 

Введение

 

Критская, или минойская, цивилизация по праву считается древнейшей цивилизацией Европы и первой по времени возникновения из двух эгейских цивилизаций бронзового века. Общая продолжительность её жизненного цикла составляет около пяти столетий, охватывающих хронологический промежуток приблизительно от рубежа ХХ - ХХI вв. до начала или первой половины ХIV в. Этот отрезок времени можно условно разделить на три основных периода: 1) с 1900 по 1700г., 2) с 1700 до 1450 г., 3) с 1450 до 1350г. [1, с. 117- 119].

Название цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901г. начал рискованные раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией.

Время данной эпохи – это время зарождения первых государств, возникновения первых образцов подлинного искусства, появления первых памятников письменности в Европе. События и герои этой цивилизации послужили основой для мифотворчества позднейших греков, создание легенд о могущественном критском царе Миносе, подвигах Геракла и Тесея, трагической судьбе Эдипа, плаваний аргонавтов и Троянской войне.

В течение ряда столетий минойские мастера, работавшие в различных жанрах изобразительного и прикладного искусства, не знали себе равных в умении схватывать и точно фиксировать мгновенные движения людей и даже движений [1, с. 532- 533].

Цель курсовой работы – изучить культуру Минойской цивилизации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- показать роль исторических преданий, мифов и легенд античных авторов в изучении минойской эпохи;

- изучить важнейшие археологические открытия Крита, которые влияли на культуру, быт и нравы древнейших государств;

- изучить технику мастеров работавших в разных жанрах изобразительного и прикладного искусства, их особенности;

- определить роль религии в жизни минойского общества и развитии культуры. Одной из самых загадочных цивилизаций, которые когда-либо существовали, можно без сомнения назвать Минойскую цивилизацию. Она, несмотря на всю свою уникальность, является, если можно так выразиться, менее изученной из всех европейских цивилизаций. Про неё нет такого количества публикаций как, к примеру, о греческой или римской цивилизации, хотя обходить минойцев стороной – совершенно не правильно, поэтому я считаю, что данная тема не утратит актуальности и в современном обществе. Сегодня, когда СМИ, интернет-порталы, компьютерные игры и произведения массовой культуры буквально изобилуют сценами насилия и жестокости, важно приобщить современное поколение к культуре, общечеловеческим ценностям и моральным нормам.

Источниковую базу данной работы составили труды античных авторов Геродот, Фукидид, Диодор и др. Согласно этим сказаниям, на острове Крит в глубокой древности существовало могучее царство, правил и мифический царь Минос – «жалассократ» - «властитель моря».

Также были использованы работы В.С. Сергеева, В.И. Кузищина, собрание из книг современных ученых “Древняя Греция. История. Быт. Культура”, хрестоматия по истории Древнего мира.

В ходе своего исследования я столкнулась с проблемой, вызванной тем, что многие произведения живописи не сохранились до наших дней. И только благодаря Ю.В. Андрееву «От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тыс. до н.э.)» до нас дошли имена великих греческих художников и их понимание назначения живописи.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

Глава 1.Минойская цивилизация

 

1.1 Археологические открытия Минойской цивилизации

 

Честь открытия критской культуры принадлежит английскому археологу Артуру Эвансу.До открытий Эванса о Крите знали меньше, чем в свое время знали о Трое, о Египте, о Месопотамии. Из отрывочных свидетельств Гомера, Геродота, Фукидида и из нескольких легенд и мифов было известно, что на Крите было когда-то сильное государство, во главе которого стоял царь Минос, справедливейший из царей. Но когда это было, кто такие критяне, какова их культура и на каком языке они говорили, оставалось тайной. После открытия Шлимана Крит считали микенской провинцией.

На критские древности Эванс обратил внимание в 1893, изучая ювелирные изделия, относящиеся к доисторической микенской цивилизации, незадолго до этого открытой Шлиманом при раскопках Микен и Орхомена.

В 1878 были обнаружены стены и микенская керамика, тогда же он принял решение раскопать древний Кносс и начал переговоры о работах на участке вблизи Кандии. Но только в марте 1900 г. Эванс смог приступить к раскопкам.Уже на третий день он записал в своем дневнике: «Исключительное явление - ничего греческого, ничего римского...». Действительно, культура Крита оказалась весьма своеобразной и оригинальной.

В 1908 г. итальянская археологическая экспедиция проводила раскопки царского дворца в акрополе древнего поселения, расположенного в южной части о. Крит в нескольких милях к западу от города Фест.

Из сложившейся версии установлено, что дворцовый комплекс, на территории которого проводились раскопки, был частично разрушен в результате землетрясения.

3 июля 1908 г., исследуя культурный слой в одном из дворцовых помещений, археологи обнаружили образец неведомой до того времени письменности, которая была нанесена на глиняный диск, названный Фестским диском. Экспедицией руководил Федерико Хальберр. Сам диск обнаружил археолог Луиджи Пернье.

Памятник представляет собой диск из терракоты, изготовленный без помощи гончарного круга. Его диаметр колеблется в пределах 158—165 мм, толщина составляет 16—21 мм. На обеих сторонах нанесены борозды в виде спирали, разворачивающейся из центра и содержащей 4—5 витков. Обе стороны покрыты иероглифами, которые расположены внутри полосы спирали, разделяясь поперечными линиями на группы. Каждое такое поле содержит от 2 до 7 знаков. Иероглифы вдавлены с помощью деревянных или каменных печатей в мягкую глину до обжига диска, и, таким образом, представляют собой оттиски, а сам Фестский диск является древнейшим известным науке печатным текстом.Диск лежал в храмовом хранилище Древнего Крита в главной ячейке тайника в полу комнаты. В других ячейках находился пепел, земля и много обгоревших бычьих костей.

Происхождение диска пока остаётся неясным. Сразу после его открытия многие исследователи высказывались в пользу его некритского происхождения. Эванс пришёл к выводу, что диск попал на Крит из юго-западной Анатолии «в качестве свидетельства о мирных отношениях минойских властителей Феста и какого-то соседнего народа». Немецкий историк Мейер считал диск филистимлянским изделием, которое «могло попасть в Фест, весьма вероятно в качестве трофея или письма». Ирландский археолог Р. Макалистер, работавший в Палестине, искал родину диска в Северной Африке.

 

1.2 Минойская цивилизация

После открытия Критской культуры возник вопрос об ее датировке. Решению этой проблемы помогли, в частности, хорошо датируемые египетские вещи, найденные на Крите. Сосуды критского производства были найдены также на территории Египта, причем среди египетских вещей, поддающихся точной датировке. Это помогло Эвансу разработать основную хронологию памятников материальной культуры Древнего Крита. В соответствии с хронологической системой Эванса все археологические памятники Крита распределяются по 3 хронологическим периодам, условно названы минойскими, по имени легендарного критского царя.

Остров Крит расположен почти на равном удалении от Европы, Азии и Африки; имеет длину около 250 км и ширину от 12 до 57 км; разделен перешейками на 3 части: центральную, восточную и западную. Запад острова начал заселятся с середины I тысячелетия до н.э.

Раннеминойский период (XXX-XXII века до н.э.) – это период доклассовых родовых отношений. К этому периоду относятся древнейшие поселения, в районе которых были обнаружены неолитические находки, металлические изделия из меди и золота. Применение металлических орудий способствовало улучшению техники обработки изделий из камня и развитию других видов ремесла. Довольно долгую, по мнению авторов «Всемирной истории…», эволюцию прошло гончарное дело: улучшилась техника обжига, возникла и развилась роспись на керамике, хотя, сосуды еще изготовлялись вручную[6].

Под влиянием Египта появились и первые, вырезанные из камня печати. На одной из них имеется изображение ладьи.

Этим же временем датируется толосы – коллективные погребения родового общества; они представляют собой круглые по форме гробницы, вмещающие иногда до 700 скелетов.

Среднеминойский период (XX-XVII века до н.э.) – характерным для этого времени является распространение бронзы. В этот период распространяется сооружение дворцов и постройка доры, связывающих Кносс с Фестом и равнину Мессара с северным побережьем Крита. Керамика представлена сосудами в стиле камарес. Также это время образования государства, возникновение первых классов и социальных групп, возникновение письменности, объединение Крита в единое государство. Среднеминойский период прерывается какой-то катастрофой, вызвавшей разрушение ряда сооружений этой эпохи – дворцов и поселений (около 1700 г. до н.э.). Некоторые ученые считают, что разрушения были связаны с землетрясением. Этому противоречит тот факт, что многие из среднеминойских архитектурных памятников были стерты с лица земли пожарами, следы которых сохранились. В настоящее время в науке господствует взгляд, что причиной этих разрушений было вторжение на Крит ахейских племен с Балканского полуострова, которое произошло, очевидно, в XVII в. до н.э. Но вскоре мирная жизнь на Крите была восстановлена, разрушенные здания отстроены.

Важнейшим изобретением этого времени является письменность. Она возникла сначала в качестве пиктографического письма, но вскоре приобрела вид иероглифов, во многом подобных египетским. Древнейшие образцы критского письма представляют собой рисунки, вырезанные на печатях, и метки на каменных блоках, из которых были построены дворцы. В связи с распространением письменности иероглифы постепенно упрощались. В XVII в. до н.э., пиктографическое письмо уступило место линейному письму, в котором Эванс различал два класса: «линейное письмо А» и «линейное письмо Б». Класс А продолжает существовать и в позднеминойском периоде, то есть приблизительно в XVI в. до н.э.Характерное для класса А направление письма — слева направо.Надписи класса А вырезаны на камне или металле, выцарапаны на глине или же написаны на керамике. Некоторые надписи найдены вне Крита, что указывает на распространение «минойского» письма и за пределами острова. Общее число знаков по Эвансу — около 90, по Сундваллу — всего лишь 77 или 76. Треть знаков, а может быть, даже и около половины обнаруживает связи с пиктограммами.

Позднеминойский период(XVII-XII вв.до н.э.) – данный период характеризуется максимальным развитием культуры острова Крит и затем постепенным ее упадком вплоть до полного разрушения. Характерное явление данного времени -- рост богатства местной знати. Примерно в это же время Крит устанавливает активные связи с Египтом, Сирией, особенно с Микенской Грецией. Происходил дальнейший подъем производства, особенно кораблестроения.

В это время «линейное письмо А» сменяется «линейным письмом Б».Все обнаруженные надписи «линейным письмом Б» выполнены на глиняных табличках. Тем не менее, витиеватая форма знаков данного письма позволяет предположить, что основным материалом для письма была не глина, а какой-либо материал, на котором можно было писать чернилами.

Письмо возникло после завоевания Крита и его владений ахейцами. В отличие от «линейного А», «линейное Б» не получило широкого распространения среди греков и использовалось исключительно в дворцово-канцелярских целях: в них содержатся сведения о сдаче земли в аренду, о количестве голов скота, о выдаче продовольствия работникам, встречаются списки ремесленников, воинов, описи конфискованного имущества.

В XIV веке до н.э. начинается упадок критской культуры, тянущийся до нового, дорийского завоевания Крита, произошедшего на рубеже XII – XI веков до н.э. К этому времени прерываются связи с внешним миром, свертывается торговля, при раскопках ремесленных изделий попадается все меньше и меньше. В орнаменте вместо ярких изображений теперь начинает преобладать стилизация под растения и морских животных[6].

 

Глава 2. Культура Древнейшей Греции

 

2.1 Материальная культура

 

Как и в Египте, строительное искусство процветало и на Крите. Но здесь оно носило преимущественно светский, дворцовый характер. То же относится и к другим искусствам. Не обнаружено ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество. Ясно, что не религия - главная тема критского искусства. Искусство наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости. Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией.Знакомству с критской культурой человечество обязано главным образом вещественному материалу, открытому археологами при раскопках.Примером можно представить Кносский дворец.В 1580-1450 гг. до н.э. наступает расцвет единого Критского государства с центром в Кноссе, главной достопримечательностью которого являлся Кносский дворец. Помимо Кносского дворца, существовали и три других дворца в Фесте, Маллии, Като-Закро, Агиа-Триаде, каждый из которых, как и Кносс, являлся религиозным, культурным и хозяйственным центром своей части Крита. В Кносском дворце, по преданию, обитало чудовище, для которого мастер Дедал построил лабиринт. Предполагают, что древние критяне почитали Миноса, как и Зевса Астерия, в образе быка. Отсюда легенда о Минотавре и традиционный мотив росписей «игры с быком».

Событием первостепенной важности было открытие Артуром Эвансом Кносского дворца, который представлял собой комплекс взаимосвязанных архитектурных сооружений, занимавших в общей сложности 16 тыс.м. Дворец состоял из несколько этажей (по мнению одних ученых – 4 этажа, хотя большинство полагает, что он был двухэтажным). Этажи были связаны лестничными переходами, поддерживаемыми колоннами, расширяющимися кверху. В центре находился большой двор, вокруг него – дворцовые помещения, которые имели различное назначение. Одни из них использовались как жилые комнаты, другие предназначались для парадных приемов и религиозных церемоний. Некоторые помещения отводились под кладовые, где стояли огромные пифосы для хранения продуктов. В нижних этажах размещались склады оружия, кухни. Специально выделялись помещения для мастерских и для прислуги. К югу от дворца был раскрыт очень интересный комплекс построек, состоящий из жилого дома и павильона с ванной для омовения ног. В смежном помещении найдены остатки купальных шаек, и существуют основания считать, что здесь была холодная и горячая вода. В самом дворце открыта ванная комната и система, при помощи которой дождевая вода с крыши стекала в специальные водоемы. По-видимому, здесь находилась дворцовая прачечная. Под вымосткой полов дворца была обнаружена система водопроводных и сточных труб.

В Тронном зале возвышается уникальный в своем роде трон из гипса, по бокам от которого – фрески, изображающие грифонов. Деревянный трон стоял когда-то и в находившемся в жилой части дворца Зале двойных топоров (названном так потому, что на камнях его светового колодца обнаружена метка каменщика – топор с двумя лезвиями). Фактически это был глубокий портик, выходивший фасадом на восток. Узкий проход ведет из него в небольшую изящно отделанную комнату, называемую Мегарон царицы, с двумя световыми колодцами – с западной и восточной стороны. Рядом с ней имелся небольшой бассейн для омовений, а по длинному коридору можно было попасть в туалетную комнату: сюда были подведены водопровод и канализация.

В некоторых дворцовых помещениях сохранилась в более или менее не поврежденном виде фрески, сюжеты фресок чрезвычайно разнообразны: сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры, приручение быков. Необычайно реалистичны пейзажи и изображения животных, море, в котором плавают рыбы, сады, луга, кошка, охотящаяся за птицами, куропатки, удоды, львы, быки, зайцы. Замечательна гамма красок этих росписей.

Дворцы, по типу весьма сходные с Кносским, но меньших размеров были обнаружены в других районах Крита – в Фесте, Маллии, Като-Закро и Агиа-Триаде.

В ходе раскопок также было найдено множество различных вещей: сосудов из камня, глины, драгоценных металлов и меди, оружия, украшений, печатей. Особого внимания заслужили глиняные сосуды в стиле камарес. По форме они близки к сосудам из металла, а для росписи их характерно стилизованное изображение растений, выполненное с поразительным вкусом и мастерством. Очень много привозных материалов, из которых местные умельцы изготавливали вещи и изделия – золото, слоновая кость, обсидиан, серебро. О тесных связях Крита с Египтом свидетельствует находка на Крите серии алебастровых сосудов египетской работы. Еще более важной находкой является печать с именем царицы Тии, жены фараона Аменхотепа III. Эта печать была обнаружена в погребении из Агиа-Триады вместе с множеством других местных Критских вещей.

Таким образом, совершенно очевидно, что в таких произведениях как эпические поэмы Гомера, мифы Древней Греции, отражена реальная историческая действительность. Что касается материальной культуры Крита, несмотря на некоторое своеобразие, архитектура, характер погребения, вещи указывают на то, что в данный период население обладало высочайшим уровнем строительной техники, ремесла, внешних торговых отношений с другими странами.

В Греции в ходе раскопок на острове Крит найдены прекрасно сохранившиеся скульптуры древнегреческих богов Аполлона и Артемиды. Находки были выявлены в ходе работ около античного города Аптера в районе Ираклиона. Археологи достали из грунта две небольшие скульптуры, представляющие собой изображения Артемиды и Аполлона. Первая выполнена из бронзы, второй - из мрамора. Их высота с пьедесталом составляет около полуметра, без него - 35 см.

Ученые назвали находки уникальными, причем не только из-за компактного размера, а и за поразительно прекрасное состояние скульптур. Исследователи датируют их второй половиной I века н. э. У Артемиды сохранились обе руки, в одной она держит лук. Впечатлили археологов и сохранившиеся вставки из белого материала, использованные для выполнения радужной оболочки глаз богини охоты.

Скульптура Аполлона тоже хорошо сохранилась. На ее основании обнаружены следы красной краски. Ученые предполагают, что скульптуры были изготовлены за пределами Крита и привезены на остров для использования в домашнем храме.

 

 

2.2 Искусство Крита

Особым направлением в критском искусстве стала живопись. Уже с первых шагов рождающейся минойской цивилизации обозначается интерес критских мастеров к изображению в цвете различных явлений окружающего мира.Живопись использовалась для украшения дворцов, религиозных сооружений и жилищ знатных людей. Искусство здесь тесно переплеталось с архитектурой – сначала величественные здания строились, а потом их расписывали. Причудливые узоры покрывали полы, потолки, барельефы, пандусы и лестницы.

Заслугой критских мастеров стала техника фрески. Это роспись по сырой штукатурке. Фрески могли представлять собой масштабные картины, которые занимали значительные площади.Для создания фресок требовались качественные краски. Критские художники освоили технику приготовления красителей в совершенстве. Они использовали минеральные вещества, в которые добавляли различные связующие ингредиенты. В результате цвета получались достаточно яркими, и использовалась вся палитра – красный, желтый, зеленый, черный, синий. Краски были настолько стойкими, что многие фрески, изготовленные в этот период, смогли сохраниться до наших дней.

Жители Крита вели светский образ жизни, и это отразилось в живописи. Мистические верования еще сохранялись. На рисунках можно встретить мифических существ, например грифонов – мифических существ с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. Они окружены цветущими лилиями и совсем не кажутся страшными, скорее они похожи на беспечных обитателей райского сада, на ручных декоративных существ. Но сцены, где изображены люди и сцены из их жизни – также встречаются очень часто. Шествия, праздники, соревнования, обряды и пиры – вот основные темы, которые использовали художники крито-микенского периода.

Об этом свидетельствует найденная в Кносском дворце фреска, получившая название «Дамы в голубом». Обычно ее датируют XV веком до н.э. От фрески, к сожалению, сохранился только маленький фрагмент, а изначальные краски пострадали от пожара, но и по фрагменту можно судить о необычайно высоком уровне мастерства критских художников. Фреска, которая прославилась как "Дамы в голубом", располагалась в Большом Восточном зале царского дворца.Фреска "Дамы в голубом" изображает женщин, смотрящих представление. Дамы показаны в изысканных позах, обозначенных легким, струящимся силуэтом, плавность линии которого постоянно повторяется в жестах рук, в длинных изящных пальцах, во вьющихся локонах волос и декоре причесок. Парадные и тщательные прически на важность действа, в которое они включены. Сюжетом фресок являются или праздник урожая или различные этапы мистерий в честь Великой богини. Фреска "Дамы в голубом" находится в экспозиции археологического музея в Ираклион на Крите.

Люди в критской живописи могли изображаться в натуральный рост, произведения художников выглядели монументально. Однако археологами было найдено немало работ, которые отличаются качественной проработкой деталей. Историки отметили фреску, которая получила название «Парижанка». На ней изображена весьма привлекательная барышня, черты которой изображены достаточно натурально.

Художественный диапазон фресковых изображений чрезвычайно разнообразен: дикая кошка на охоте, укротитель быка, торжественная процессия, несущая священные сосуды, кружащиеся в танце люди. Шедевром критской живописи стали изображения придворных дам.

Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах, постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которым не то играют, не то сражаются критские тореадоры. Культ быка был распространен на острове. Он свиреп и неукротим, его горбатая могучая спина высится как холм, увенчанный рогами.При раскопках царского дворца в Кноссе были найдены фрески с изображёнными на них так называемыми «играми с быками». Так, на одной из них представлен акробат, хватающий быка за рога и перепрыгивающий через его спину. По-видимому, обряд «игр с быками» представлял собой религиозный ритуал, служивший неотъемлемой частью критского культа быка.

 

Еще одни примером материальной культуры является фреска «Принц с лилиями». Раскрашенный рельеф из Кносского дворца. Мужской костюм жителя представлен набедренной повязкой из светлой ткани, спереди темный клапан, возможно, из кожи, прикрепленный к широкому массивному поясу. Левая нога обнажена. Сзади спускается некоторое подобие хвоста из светлого и темного материала. Разлатый головной убор окружен золотым венцом, составленным из обруча и стилизованных цветов или бантов. На верхушке такой же, но большего размера бант декорирует основание пучка перьев — главного и отличительного украшения головного убора, условно называемого короной. «Принца с лилиями» датируется около 1500 г. до н.э.

 

В декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX - XVIII вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в XVII - XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека; к концу XV в. до н. э. предположительно, в связи с завоеванием ахейцами, популярной становится более условная вазопись «дворцового стиля».

 

Узенькие полоски бегущей спирали на сосудах раннего минойского периода расположены по тулову не только горизонтально, но и пересекают его наискось, ложатся на тёмную поверхность подвижными светлыми штрихами. При этом критский живописец всегда стремился рисунком подчеркнуть форму сосуда.

 

Около 1470 до н. э. некоторые центры эгейской культуры, особенно на Крите, в значительной степени пострадали от извержения вулкана Санторин на острове Тира (Фера), находившийся здесь дворец был погребен под пеплом. Это во многом ускорило упадок минойской культуры, на Крите после этого появилось ахейское (микенское) население, принесшее новую культуру. Кносс, единственный оставшийся дворец на острове, около 1400 до н. э. подвергся разрушению. В конце XIII в. до н. э. для эгейской культуры наступил глубокий внутренний кризис, нашествие дорийцев и «народов моря» привело эгейскую культуру к гибели.

Критские вазописцы достигли редких высот мастерства.. Самые распространенные формы ваз, которые существовали в то время, это амфора – сосуд для хранения вина и масла, кратер –подобие чаши, килик – сосуд для пития вина и гидрия – высокая ваза для хранения воды.У минойских ваз нет широких тяжелых поддонов, они тяготеют к объемным, сферическим формам. Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично.
Керамика расписывалась орнаментами и сюжетными изображениями. Со временем роспись развивалась и усложнялась. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особой любовью у критских художников пользовались цветы -- лилии, тюльпаны, крокусы. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Сначала это были простые узоры. В дальнейшем роспись на вазах могла представлять собой целые сюжеты, с детальным изображением людей, их одежды, предметов быта. Археологи находили вазы, на которых были изображены разнообразные исторические сюжеты. На расписных вазах можно встретить причудливые узоры, изображения разнообразных растений и животных.
Сама техника росписи также менялась. Вазы обжигали, и их цвет становился красно-коричневым. На этом фоне рисовали черные изображения. Такой стиль получил название черно-фигурный. В дальнейшем пространство между фигурами стали покрывать черным лаком, а очертания фигур имели естественный цвет красной глины. Так появилась красно-фигурная вазопись. Вазопись по белому фону стала высшим уровнем греческих мастеров. Здесь использовалась разнообразная палитра цветов - белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета.Вазы расписывали полностью – горлышко украшалось орнаментом, основной рисунок наносился на корпус изделия. На некоторых археологических находках присутствовали автографы мастеров того времени. Вазопись представляет ценность, как вид живописи, и как историческое наследие. Древнегреческие художники смогли донести до нас атмосферу того времени – обычаи, сцены из повседневной жизни, одежду, предметы обихода и многое другое.

Уже в начале среднеминойского периода возник вид многокрасочной росписи сосудов, названный камарес, по имени поселения, вблизи которого в пещере были найдены первые сосуды с таким орнаментом. Эта своеобразная роспись получила большое распространение на Крите и за его пределами. Стенки сосудов стиля камарес, датируемого 19 - 17 вв. до н.э., стали украшаться растительным орнаментом, выполненным белой, красной и оранжевой краской по черному фону. В 16 - 15 вв. до н.э. утвердился так называемый кносский стиль вазописи, предполагающий мастерское изображение морских существ (особенно осьминогов), расписанных коричневым лаком по светлому фону и отличавшихся неподражаемой живописью и высоким реализмом.

Тонким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков вазы из пещеры Камарес. Более поздние по времени сосуды округлой формы украшены растительными мотивами изысканных расцветок. Таковы вазы с лиловой поверхностью и белыми лилиями по ней, ваза с тюльпаном из Филакопи. В росписях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины. К лучшим образцам относится ваза из Гурнии. Волнистые колеблющиеся линии подчеркивают текучесть ее формы, плавные закругленные контуры приведены в соответствие с очертаниями изображенного на ней осьминога. Совершенства достигли мастера обработки металлов. Полны движения и страсти сцены борьбы с быками, вычеканенные на золотых кубках из Вафио.

 

Скульптура значительно уступает живописи по уровню своего развития. На Крите не представлены ни монументальная скульптура, ни культовые статуи

 

2.3 Язык табличек Минойской цивилизации

 

Чтобы охарактеризовать культуру, необходимо было прочитать найденные в Кноссе глиняные таблички со знаками линейного письма.

Блестящим достижением тех лет можно было считать дешифровку этой так называемой минойской письменности. И хотя на начальных этапах исследования загадка этой письменности была далека от решения, удалось достичь позитивных выводов. Была набросана в общих чертах картина эволюции минойской письменности: из письменности пиктографической, существовавшей на Крите примерно 2000-1700 гг.до н.э., возникает линейное письмо, условно названное линейным письмом А. Затем на базе этого письма развивается новая система письменности, более упрощенная и облегченная- письмо Б.

Разгадать впервые тайну письма Б удалось англичанину М.Вентрису. В 1953г. он вместе с Дж. Чадвиком опубликовал статью с кратким изложением открытия[7].

Они выдвинули ряд доводов в пользу того, что линейное письмо Б – письменность древних ахеян, греческого населения, обитавшего на территории Пелллопоннеса до вторжения туда дорийских племен. Спасаясь от нашествия дорийцев, многие ахейцы бежали на Кипр и принесли с собой ахейский язык и письменность. исходя из этих фактов, Веньприс и Чедвик определили фонетическое значение многих языков по аналогии с кипрским языком.

Изучению дешифровки линейного письма Б большое внимание уделил известный советский ученый профессор С.П. Лурье. Согласившись с мнением Вентриса, он ввел дополнение в изучение письма[8]. Авторы труда «Всемирная история»: у истоков цивилизации. Обращают внимание на то, что ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам; его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан[9]. Важным для них также считалось, что ахейцы к XV веку уже имели знаки для гласных звуков, что весьма способствовало выработке алфавитного письма.

Прочтенные таблички с письмом Б в основном представляют собой документы финансово – административного характера. В них содержатся данные о раскладке обложений, распределении натуральных повинностей и скота по пастбищам, инвентарные списки, списки жертвоприношений богам, данные, связанные с призывом в войско и др.

А. Бартонек в своем труде златобильные Микены уделил большое внимание характеру изготовления табличек с письмом, их хранению. Вот некоторые выдержки из главы, тексты на микенском диалекте: «Таблички изготовляли из сырой глины, затем выравнивали и по еще влажной поверхности острым резцом наносили знаки, а затем сушили, на солнце… Таблички укладывались в плетеные корзины. Когда дворец сгорел, все воспламеняющиеся материалы погибли, остались лишь обожженные жаром и расколовшиеся на части таблички… Изучение почерков писцов позволяет нам делать и некоторые выводы относительно того, каким образом велось хозяйственное делопроизводительство. Так, установлено, что в Пилосе того времени, к которому относятся наши записи, существовало особое лицо, ведавшее инвентаризацией колес от колесниц. В Кноссе один и тот же писец составлял все записи, касающиеся шерсти, одежды и женщин-работниц»[10]. Также Бартонек считал, что данные таблички были лишь вспомогательным писчим материалом. Какой более долговременный материал использовался в дворцовом хозяйстве, остается лишь предполагать. Чаще всего склоняются к мысли. Что долговременным материалом могла служить звериная шкура, т.к. на Кипре в Iтыс. До н.э. учитель чтения и письма назывался «человеком, рисующим на шкуре».

Кроме того, открытие глиняных табличек с письмом Б, позволило узнать много имен собственных и географических названий, которые совпали с топонимикой Гомера. Содержание надписей, бесспорно, доказывает существование в Пелопоннесе крупного государства с центром в Пилосе.

Таким образом, расшифровка глиняных табличек указывает на то, что в данный период существовали и развивались государства с большим бюрократическим аппаратом, частной собственностью на землю и развитым рабовладением.

 

 

2.4Религиозное мировоззрение

 

Религия данного периода интересна и своеобразна. В произведениях дворцового искусства жизнь минойского общества представлена в несколько приукрашенном виде. В действительности в ней были и свои теневые стороны. Природа острова не всегда была благосклонна к его обитателям. Как было уже отмечено, на Крите постоянно происходили землетрясения, нередко достигавшие разрушительной силы. К этому следует добавить частые в этих местах морские штормы, сопровождающиеся грозами и ливневыми дождями, засушливые годы, периодически обрушивающие на Крит, так же как и на всю остальную Грецию, жестокий голод и эпидемии. Для того чтобы защитить себя от всех этих страшных стихийных бедствий, жители Крита обращались за помощью к своим многочисленным богам и богиням. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня — «владычица» (так именуют ее надписи, найденные в Кноссе и в некоторых других местах). В произведениях критского искусства (главным образом в мелкой пластике (статуэтках) и на печатях) богиня предстает перед нами в различных своих воплощениях. Иногда мы видим ее грозной владычицей диких зверей, повелительницей гор и лесов (ср. греческую Артемиду), иногда благостной покровительницей растительности, прежде всего хлебных злаков и плодовых деревьев (ср. греческую Деметру), иногда же зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей (такой изображает ее знаменитая фаянсовая статуэтка — так называемая богиня со змеями из Кносского дворца, ср. с ней греческую Персефону). За всеми этими образами угадываются общие черты древнего божества плодородия — великой матери всех людей, животных и растений, почитание которой было широко распространено в странах Средиземноморья начиная с эпохи неолита.

Рядом с великой богиней — олицетворением женственности и материнства, символом вечного обновления природы — мы видим в минойском пантеоне и божество совсем иного плана, воплощающее в себе дикие разрушительные силы природы — грозную стихию землетрясения, мощь бушующего моря. Эти наводящие ужас явления претворялись в сознании минойцев в образе могучего и свирепого бога-быка. На некоторых минойских печатях божественный бык изображен в виде фантастического существа —человека с бычьей головой, что сразу же напоминает нам позднейший греческий миф о Минотавре. Согласно мифу, Минотавр появился на свет от противоестественной связи царицы Пасифайи, жены Миноса, с чудовищным быком, которого подарил Миносу Посейдон, владыка моря (по одному из вариантов мифа Посейдон сам перевоплотился в быка, чтобы сойтись с Пасифайей). В древности именно Посейдон считался виновником землетрясений: ударами своего трезубца он приводил в движение море и сушу (отсюда его обычный эпитет «землеколебатель») богом- быком. Чтобы умиротворить грозное божество и успокоить разгневанную стихию, ему приносились обильные жертвы, в том числе и человеческие (отголосок этого варварского обряда сохранился опять-таки в мифе о Минотавре). Вероятно, той же цели — предотвращению или прекращению землетрясения – служили и уже упоминавшиеся игры с быком. Символ божественного быка — условное изображение бычьих рогов — встречается почти в каждом минойском святилище. Его можно было увидеть также на крышах дворцов, где он выполнял, по всей видимости, функцию апотропея, т. е. фетиша, отвращающего зло от обитателей дворца.

Религия играла огромную роль в жизни минойского общества, накладывая отпечаток абсолютно на все сферы его духовной и практической деятельности. В этом проявляется важное отличие критской культуры от позднейшей греческой цивилизации, для которой такое тесное переплетение «божеского и человеческого» уже не было характерно. При раскопках Кносского дворца было найдено огромное количество всякого рода культовой утвари, в том числе статуэтки «великой богини», священные символы вроде бычьих рогов или двойного топора — лабриса, алтари и столы для жертвоприношений, разнообразные сосуды для возлияний, наконец, загадочные предметы, точное название которых определить не удалось, вроде так называемых игральных досок. Многие из помещений дворца явно не были предназначены ни для хозяйственных надобностей, ни для жилья, а использовались как святилища для религиозных обрядов и церемоний. Среди них крипты — тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам, бассейны для ритуальных омовений, «святилища» и т. п. Сама архитектура дворца, живопись, украшающая его стены, другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой. По существу, дворец представлял собой не что иное, как дворец-храм, в котором все обитатели, включая самого царя, его семью, окружающих его придворных «дам» и «кавалеров», выполняли различные жреческие обязанности, участвуя в обрядах, изображения которых мы видим на дворцовых фресках (не следует думать, что это просто бытовые сценки). Так, можно предположить, что царь — властитель Кносса — был в то же время и верховным жрецом бога-царя, тогда как царица — его супруга — занимала соответствующее положение среди жриц «великой богини — владычицы»[11].

Как считают многие ученые, на Крите существовала особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежат одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной». Даже лицезрение его было запрещено «простым смертным». Так можно объяснить то достаточно странное, на первый взгляд, обстоятельство, что среди произведений минойского искусства нет ни одного, которое можно было бы с уверенностью признать изображением царской персоны. Вся жизнь царя и его домочадцев была строжайшим образом регламентирована и поднята на уровень религиозного ритуала. Цари Кносса не просто жили и правили. Они священнодействовали. «Святая святых» Кносского дворца, место, где царь-жрец «снисходил» до общения со своими подданными, приносил жертвы богам и в то же время решал государственные дела, — это его тронный зал. Прежде чем попасть в него, посетители проходили через вестибюль, где стояла большая порфировая чаша для ритуальных омовений; для того чтобы предстать пред «царскими очами», нужно было предварительно смыть с себя все дурное. Сам тронный зал представлял собой небольшую прямоугольную комнату. Прямо против входа стояло гипсовое кресло с высокой волнистой спинкой — царский трон, а вдоль стен — облицованные стуком скамьи, на которых восседали царские советники, высшие жрецы и сановники Кносса. Стены тронного зала расписаны красочными фресками, изображающими грифонов — фантастических чудовищ с птичьей головой на львином туловище. Грифоны возлежат в торжественных застывших позах по обе стороны от трона, как бы оберегая владыку Крита от всяких бед и невзгод[11].

Таким образом, Крито-Микенская культура не исчезла бесследно. В последующее время греки заимствовали часть религии данного периода. Искусство Крито-Микенской эпохи выдающееся, и это доказывает то, что существовавшие на Крите и материковой Греции раннеклассовые государства находились на довольно высоком уровне развития.

 

 

Заключение

 

Высший расцвет минойской цивилизации приходится на XVI — первую половину XV в. до н. э. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются дворцы. За эти полтора столетия были созданы самые замечательные шедевры минойского искусства и художественного ремесла.

Поэтому изучив искусство и религию Минойской цивилизации, можно сделать следующие выводы:

-на изучение культуры данной эпохи большое влияние оказали мифы и сказания, которые донесли до нас античные авторы – Геродот, Фукидид, Диодор и другие. Благодаря указаниям древних комментаторов к тексту «Илиады» и «Одиссеи» были произведены раскопки Трои, Микен, которые изменили мнение ученых конца XIX в. о том, что мифические легенды и сказания времен античности не имеют достоверных сведений о реальной жизни критян;

-благодаря археологическим раскопкам была найдена, а позднее расшифрованы письмена на глиняных табличках, тексты которых пролили яркий свет на общественную жизнь, на экономику, государственное управление, наличие социальной структуры общества;

-минойские мастера не знали себе равных в умении схватывать и точно фиксировать мгновенные, трудноуловимые движения людей, животных и даже растений. Наиболее выразительными свидетельствами являются изображения различных животных, запечатлённых в позе так называемого летящего галопа. Одной из особенностей является декоративное оформление ваз в стиле Камарес [1,с.532]. Живописное убранство ваз расписанных в этом стиле, поражает необыкновенным многообразием, орнаментальностью мотивов. Спирали, диски, розетки, арабески сплетаясь друг с другом, образуют широкие декоративные пояса.

- религия в жизни минойского общества занимала важное место. Важнейшими культовыми центрами считаются дворцы. Многочисленные следы культовой деятельности в виде обрядовой утвари, священных символов, алтарей с остатками жертвоприношений. Религиозный характер носят в своём подавляющем большинстве дошедшие до нас произведения искусства, такие как, например, вазы морского стиля или фрески из Кносса. Проблема смерти и загробного существования человека занимала в религиозных верованиях минойцев одно из самых наиболее важных мест. Все минойские боги и богини почитались в той или иной мере как божества смерти, властвующие над загробным миром и душами мёртвых, а совершавшиеся в их честь ритуальные действа расценивались как важный элемент заупокойного культа.

Таким образом, можно утверждать, что искусство минойской цивилизации осталось в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового, и не исчезло бесследно.

 

Список использованных источников

 

1. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тыс. до н.э.). – СПб., 2002.

2. Андреев Ю.В. Эгейский мир в преддверии цивилизации // Вестник Древней Истории (в дальнейшем – ВДИ). – 1995. – № 1. – С. 100–115.

3. Андреев Ю.В. Между Евразией и Европой (к вопросу об исторической специфике минойской цивилизации) // ВДИ. – 1995. – № 2. – С. 94–112.

4. Галанопулос А.Г., Бэкон Э. Атлантида: за легендой – истина. – М., 1983.

5. Спенс Л. Атлантида. История исчезнувшей цивилизации. – М., 2003.

6. Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999, - 864 с.

7. Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997. 380 с.

8. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособия для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: издательский центр. Академия, 2003. – 544с., 16л.ил.: ил.

9. Сергеев В.С. История Древней Греции/ В.С. Сергеев; Под.общ. ред. проф. Э.Д. Фролова. – Изд. испр. и доп. – СПб.: Издательство «Полигон», 2002 – 704с.: 96л.ил.

10. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/ Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991. – 288с.

11. История Древней Греции.// Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1996.

ИЕРОГЛИФЫ ФЕСТСКОГО ДИСКА: история и полный перевод текста.

13.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | Подсчет объемов работ

Date: 2016-07-05; view: 278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию