Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности влияния различных видов искусства на развитие личности





 

Появление культуры было невозможно без человека, как её создателя и творца. Что представляет собой сам человек? Когда и как он появился? Прежде, чем ответить на эти вопросы, нужно уяснить, когда и как появилась жизнь? Большинство учёных придерживаются теории химического синтеза в объяснении возникновения жизни. Около двух миллиардов лет назад в бассейнах древнейших морей путём различных химических реакций произошло превращение неорганических веществ в органические образования, а тех – в живые организмы.

Так возникла жизнь, и человек появился в результате её эволюции. Процесс эволюции человека составил примерно период от 2 до 3,5 млн. лет. Превращение животных - гоминидов в людей не могло быть мгновенным событием. Это был длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза), представляющих собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза. Для становления человека современного типа потребовалось в целом около одного млн. лет.

Процесс его формирования в общих чертах завершился примерно 50-40 тысяч лет назад. Выделение человека из природы произошло благодаря его умению производить орудия труда, обладанию им членораздельной речью, наличию у него сознания и разума, способности быть нравственным и подниматься над своими естественными влечениями. Выделившись из природы, человек стал развиваться как социальное и культурное существо. Создаваемая людьми культура выступила как дальнейший шаг человека в его естественной эволюции, стала определять в нем меру человеческого. Сегодня человек – единственный из живых существ, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. С другой стороны, человек живет в мире неприродном, созданном им самим- в мире культуры и в обществе. Человек и степень его развитости оцениваются, в конечном счёте, по социально-культурным качествам – уровню образованности, логическому мышлению, памяти, воли, целеустремлённости, наличию соответствующих моральных качеств, т. е. по самым важным признакам, отличающим человека от животных и делающих его личностью.

Факт рождения человека – это только факт рождения природного, т.е. биологического существа. Новорожденный ребенок представляет собой сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Биологическая единица вида homosapiens становится человеком лишь по мере ее приобщения к миру и культуре себе подобных других людей. Существует точка зрения, согласно которой культурное взросление человека идёт параллельно его биологическому созреванию.

Эмоции, рождаемые общением с произведениями искусства, обладают большой действенной силой. Русский психолог Л.С. Выготский писал: «Эмоции искусства суть умные эмоции». Влияние произведений искусства нельзя ограничивать областью чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, причем специфика состоит именно в интегративности, неразделимости процесса одновременного воздействия на эти обе важные сферы психической жизни человека. Этим также в значительной степени определяется глубина, сила и большая стойкость эмоций, вызываемых произведениями искусства.

Воздействие искусства на личность – акт не односторонний, а двусторонний, поскольку он представляет собой активное взаимодействие художественного произведения и личности. Если характер потребностей человека не соответствует социальным функциям искусства, а восприятие не адекватно его природе, то воздействия искусства не происходит, его преобразующая роль в духовном развитии общества и личности оказывается нереализованной.

Л.С. Выготский, вскрывая специфическую функцию искусства, отмечает, что при воздействии на личность оно как бы просветляет чувства. Используя термин «катарсис» - как очищение, он указывает на духовность в содержании искусства.

В силу своей природы, искусство ненавязчиво, образно помогает передавать и осваивать мир по законам добра и красоты. «Искусство стремится истолковать природу и человека… Художник стремится открыть и в природе и в человеке прекрасное…» (Вахтеров В.П.). «Прекрасное – в искусстве имеет своим источником прекрасное в природе. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетическую впечатлительность по отношению к природе…», – отмечал П.Ф. Каптерев.

В.А. Сухомлинский считал природу азбукой познания живописи: чтобы понимать, переживать и любить живопись, человеку необходимо пройти длительную школу чувств именно в мире природы.

Философ Л.Н. Столович, изучая роль искусства в человеческой жизни, утверждает, что искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоции или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует саму систему человеческих установок, действие которых может проявиться зачастую непредсказуемо. Ю.Б. Бореев так уже указывает, что именно искусство формирует целостную личность: воспитательное воздействие морали, философии, политики носит частный характер, а искусство действует комплексно на ум, сердце и душу.

Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исследователи искусства (Аристотель, Ч. Дарвин, Э.Б. Титченер и др.) указывают, что искусство связано со смешанными чувствами, где эмоция содержит некоторый общий органический характер. Тем самым возрастает роль художественного чувства как сочетания эмоций, воли, ума. Художественное чувство приводит к действию (в отличие от чувств вообще) – усиленное деятельностью фантазии. (Л.С. Выготский).

Катарсическая (очищающая) и компенсаторная (способствующая духовной гармонии человека) функции являются важнейшими аспектами воспитательно–формирующего воздействия искусства на личность. Искусство умножает, расширяет и сокращает (по времени приобретения) человеку «опыты быстротекущей жизни», оно позволяет пережить многие чужие жизни, и обогатиться опытом других людей (Бореев Ю.Б.).

Специфика искусства заключается в сложном взаимодействии его видов, жанров, стилей, выразительных средств – возможностей влияния на духовный мир личности.

«Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» - это природная его особенность (Ушинский К.Д.). И если в учении будут присутствовать формы, краски и звуки, то будет доступность к детской душе, а сами взрослые смогут войти в этот мир детского мышления. Анализируя возрастное развитие детей, С.Т. Шацкий полагал, что, чувство ритма снимает напряжение как эмоциональное, так и физическое; способом выражения внутренних переживаний является рука ребенка; развитию вкуса у детей будут способствовать посещения концертов, музеев, выставок.

Н.К. Крупская в своей статье о задачах художественного воспитания писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя, сделать средством познания других…».

Различные виды искусства обладают своими уникальными воспитательными арсеналами и в то же время тесно связаны друг с другом.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал A.M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хэммингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. Задача дошкольных учреждений, школ – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

Влияние искусства на духовное формирование развивающейся личности происходит в том случае, если произведение искусства воспринимается адекватно с замыслом автора-творца, если и разум, и чувства ученика участвуют в этом восприятии. Отсюда возникает педагогическая проблема – научить ребёнка правильно воспринимать произведения искусства.

И таким образом, искусство налагает незримый отпечаток на все поведение человека в дальнейшем, реализуясь во многих поступках и действиях, порой отстоящих на значительный промежуток времени от момента непосредственного восприятия того или иного художественного произведения, влияние которого в них сказывается.

Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Это подчеркивает большие возможности для использования искусства в целях получения стойкого и длительно действующего эффекта, применяя его в воспитательных целях, а также в целях общего оздоровления и профилактики.

Современный ребёнок постоянно находится в потоке самой разнообразной информации и впечатлений, в том числе и эстетического характера. Разобраться в этом потоке, представить себе явления жизни и искусства в порядке значимости помогает эстетическое воспитание.

На эстетическое воспитание и формирование личности оказывают влияние разнообразные общественные критерии. К ним относятся социальная среда, национальные традиции, общественные отношения. Все они в совокупности формируют эмоционально-ценностное отношение личности к миру вообще, воспитывают его нравственные качества.

Особая роль в этом процессе принадлежит искусству.

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» - единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий.

Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).
Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.

Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.

Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.

Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.

Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.

Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.

Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

Культура понятие многослойное. Существует мировой фонд культуры – «золотой запас» человечества. Но понятие культуры как таковое это развивающееся понятие, отчасти трансформируемое. Содержание культуры меняется и дополняется в соответствии с этапами развития общества. Одной из составных частей культуры является молодёжная субкультура, которая оказывает приоритетное влияние на развитие личности молодёжи. Её особенности представлены во второй главе.

 

Date: 2016-07-05; view: 931; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию