Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Ментальный тренинг





 

 

Прежде чем приступить к описанию упражнений ментального тренинга, нужно остановиться подробнее на его взаимодействии с телесным тренингом. Телесный тренинг направлен на овладение телом, что следует из его названия, на такое его развитие, которое не препятствует психическому импульсу, а безусловно ему подчиняется. В результате развивается, если можно так выразиться, практика, или техника реагирования. Но на что реагирует тело? Плоская однозначная логика мышления диктует однозначные реакции и линейное поведение. Поэтому ментальный тренинг является важнейшей составляющей любой школы воспитания актера.

Всякое поведение определено логикой. Логика в данном случае есть серия мотиваций и последовательность переходов от одного звена логической цепи к другому. Обыденная логика, «логика здравого смысла», работает по принципу наименьшего действия, имеющего физический смысл. Этот принцип ведет к затуханию колебаний, устранению или уравновешиванию внешнего воздействия в физической

системе, каковой является и человек. В этом выражается стремление системы сохранить саму себя, но это же препятствует обмену с внешней средой (энергией, информацией и т. д.).

Другой принцип — принцип экстремального действия — связан с

выплеском энергии вовне. То есть за пределы человека выходит только парадоксальная логика, она результативна и заражает своей энергией окружающее.

«Думать мысль» (так определил этот способ Э. Барба) значит искать парадоксальные связи не в логической цепи, а в логическом пространстве. Целью телесного тренинга является живое тело — «тело жизни» (по Э. Барбе), целью ментального — «разум в жизни». Когда отбрасывается все очевидное, связанное с темой, но она удерживается на

«внутреннем экране» внимания, тогда возникает состояние творческого предусловия, сопровождающегося открытием нового (парадоксальная логика). Эйзенштейн называл это состояние и способ думать «экстазом монтажа». На этом же основаны известные ментальные упражнения «Мозговой штурм», «Рэнга» (коллективное поэтическое сотворчество).

 

 

«ДУМАТЬ О КАРАНДАШЕ»

 

Цель: тренировка концентрации внимания.

Участникам дается задание — думать о карандаше, глядя на него в течение 3 мин. После этого участники восстанавливают вслух цепочку размышлений: кто-то увидел лицо человека в чернильном пятнышке на карандаше, у кого-то возникло море от переливов граней, кто-то изучал количество крапинок и дату выпуска. Все стараются изложить подробности, выученные и вызывающие ассоциации, думая, что количество подробностей подтверждает непрерывность размышлений. Но подробности — только первый этап сосредоточения внимания, вы думали не о карандаше, а о подробностях. Теперь попробуйте не изучать карандаш, а думать о карандаше 3 мин. Ничего не получается. Попробуйте для начала более простой вариант: выберите на потолке точку, реальную, видимую, смотрите на нее, держите внимание

только на ней, не пускайте ассоциации! Вместо реального объекта можно вообразить голубое небо, чистый голубой цвет.

Систематическое выполнение упражнения поможет удерживать внимание на воображаемом объекте столько времени, сколько необходимо, оно является подготовительным для освоения техники

медитации.

 

«НЕОТСТУПНАЯ ТЕМА»

 

Цель: тренировка управляемого внимания.

Упражнение выполняется после освоения упражнений, предложенных С. В. Гиппиусом (Гиппиус, 2001), — «Кинолента видений», «Ассоциация на привязи» и т. п. Предлагается общая тема размышлений, достаточно узкая, от которой запрещено отступать, например «любить мать». Важно, чтобы внутренние видения, «кадры», были связаны не вообще с матерью,

а с темой. Необходимо, чтобы участник сам себя контролировал и не отходил от темы. Время от времени можно просить озвучить ход размышлений и проконтролировать выполнение со стороны.

Вариант: предложенная тема носит более общий характер, например «жизнь», «движение», «развитие», любая из заповедей, изречение (к примеру фраза Н. Рериха «Благословенны препятствия — ими растем»),

 

 

 

«СОИДЕНЕНИЕ НЕСОЕДИНИМОГО»

(«ДУМАТЬ МЫСЛИТЬ»)

 

 

Цель: та же, что и в предыдущем упражнении; обогащение ассоциативного ряда, тренировка парадоксального мышления.

В качестве темы может быть предложено любое высказывание, странное с точки зрения обыденной логики, например: «мертвая жизнь», «видеть звук», «чувствовать пустоту» (поэтические метафоры должны быть отброшены в первую очередь).

 

«МОЛЧАНИЕ»

 

Цель: тренировка концентрации внимания на внутренних объектах и обретение независимости от внешних раздражителей.

Речь в повседневной жизни — не только средство общения, но и — в значительной степени — психологическая защита для ухода от переживаемого момента, средство избавиться от переживания, скрыть его

от других, средство сброса энергии, снятия беспокойства. Известно, что если не о чем говорить с человеком, то вы уклоняетесь от общения с ним. Когда мы молчим, начинают действовать другие механизмы общения: телесные, взгляд, выражение лица, подсознательные невербальные сообщения, передаваемые от одного человека к другому.

В качестве тренинга удержания внимания в течение дня необходимо поставить задачу молчания на весь день. Это заставит, во-первых, наблюдать за собой, во-вторых, практика молчания сохраняет энергию и расширяет осознание повседневности, ставшее автоматическим. Чем меньше самовыражения, тем шире восприятие и осознание. Если практиковать молчание хотя бы раз в неделю, то обнаружится осознание остроты непосредственных впечатлений как наедине, так и в общении с другими.

 

«ТЕХНИКА КОНЦЕТРАЦИИ»

 

Цель: тренировка концентрации внимания и сосредоточенности как условий входа в медитационное состояние.

Медитация — это способ тренировки неразвитого, неупорядоченного сознания, способ актуализации творческого потенциала. Основатель йоги Патанджали определяет медитацию как управление волнами мысли, рождаемыми сознанием. Это путь от мысли к действию через эмоцию, путь произвольного изменения умственных и психических состояний при помощи концентрации внимания особого рода и силы.

Медитация как универсальный практический метод

для развития сознания (расширения сознания) практикуется многими религиозными конфессиями. Ее форма зависит от духовных традиций времени и места применения, от степени «готовности» индивидуума.

Процесс медитации выводит содержание бессознательного в сознание, где оно может быть проконтролировано и исследовано, где могут быть осознаны причинно-следственные связи потока ассоциаций. Медитация — не уход от внешних реалий, от активной деятельности, а способ ее активизации, способ расширения возможностей сознания. Равновесие ума есть не отказ от действия, а достижение состояния «готовности к действию», освобождение ума оттого, что мешает действию. Это иллюстрирует древняя восточная притча: молодая женщина попросила встретившихся монахов помочь ей перейти речку, один не ответил, а второй перенес ее. Когда они пошли дальше, первый упрекнул второго: «Мы не должны общаться с женщинами». На что второй ответил: «Я оставил ее на том берегу, а ты ее еще несешь!»

Существует множество видов медитации. Здесь мы приводим технику входа в состояние, которую можно применять начинающим.

Помещение должно быть привычным, хорошо проветренным и слабо освещенным, а также максимально тихим. Поза удобная, ненапряженная.

Условие — абсолютно прямая спина. Представьте, что ваш позвоночник состоит из монеток, положенных друг на друга; если столбик не абсолютно вертикален, то он развалится. Дыхание глубокое, ровное.

Перед медитацией необходимо выполнить любой вид релаксации типа «напряжение—расслабление». Темой медитации для начинающих может быть нечто реальное, например звуки, доносящиеся извне в помещение. Нужно осознавать не только звуки, но и пространство между ними, пустое, беззвучное пространство между источниками звука. Необходимо отмечать интервалы времени между звуками, в течение которых сохраняется тишина.

Минимальное время концентрации — 20 мин. Работа по этому методу продолжается от нескольких дней до нескольких недель без перерывов, пока не удастся сохранять внимание на звуках в течение не

менее 20 мин. «Медитировать» время от времени — пустая трата сил. Более сложной темой может стать концентрация на дыхании, на движении диафрагмы. Процесс медитации может сопровождаться традиционной йоговской мантрой «Сохум» (как уже говорилось, в переводе с санскрита означающей «Это — я»). Во время вдоха впускается в сознание «Со» («Это»), во время выдоха произносится «Хум». Это естественные звуки, сопровождающие вдох и выдох, поэтому,

произнося их, не следует напрягать связки.

Правильное медитационное отношение состоит в наблюдении избранного объекта, при этом в уме могут проноситься другие ассоциативные мысли; не поощряя их и не вытесняя, нужно установить к ним нейтральное отношение. Возмущающие мысли постепенно уйдут. Психология йоги и других духовных традиций подчеркивает важность слова «препятствие», ибо все есть препятствие. Процесс медитации приводит рассеянный ум к освобождению от препятствий, это состояние контролируемого, направленного внимания. Находиться в медитативном состоянии можно постоянно и в повседневной жизни, то есть при­

учить свой ум к контролируемому вниманию. Для этого уже не потребуется специальных условий.

Известно много медитативных методов. Это и наблюдение за дыханием (дзен), и наблюдение за движением диафрагмы (буддистский), и наблюдение за звуками и пространством вокруг (тибетский), и наблюдение за волнами мыслей, цепочек ассоциаций.

Более сложным видом является медитация «на тему». Молитва — вид медитации на тему. В восточной ортодоксальной церкви молитва — мантра, «молитва сердца» — используется как техника сосредоточения. Темой может быть любой объект, мысль, живой человек или воображаемый персонаж. Традиционная тема — «Я — Будда». Один из главных принципов медитации — возвращение ума к текущему проживаемому моменту «здесь и сейчас».

 

«РЭНГА»

 

Цель: тренировка воображения, фантазии на заданную тему. «Рэнга» в переводе с японского означает «сплетенные строфы».

Упражнение относится к типу коллективной медитации и требует определенной подготовки от участников и руководителя.

Опишем технологию выполнения. Коллективное поэтическое сотворчество — ритуал, требующий личного настроя и создания внешней

атмосферы, способствующей погружению. Для начинающих последнее особенно важно. В помещении необходимо оставить минимальный свет, максимально изолировать его от внешних звуков. Темой коллективной медитации может быть любая словесная формула или слово (любовь, жизнь, творчество) либо музыка или один звук (звук капающей воды, «жужжание мухи», «рычание тигра»).

Перед выполнением в первый раз необходимо рассказать весь порядок проведения упражнения, представить его как важные и строгие условия игры. Приготовление должно проводиться в другом помещении,

Еще одно условие — свободная одежда, лучше специальная «ритуальная», обувь отсутствует.

Комната, в которой будем творить, — храм, где вести себя нужно соответствующим образом: войти, совершив установленный поклон, не говорить ни одного лишнего слова, внимание — на черном круге или квадрате в центре любой стены (больше на стене ни­

чего не должно быть), сесть на пол лицом к черному кругу, расслабиться.

Руководитель, участвующий в процессе, называет тему или включает фонограмму звука. Некоторое время (5—20 мин.) все слушают звуки, глядя на черный круг и «думают мысль» (упражнение «Неотступная тема»). Это задание выполняется до тех пор, пока не возникает первая строка; если этого не происходит, начинает руководитель. Затем по порядку каждый уча­стник проговаривает свою строку, она не должна привязываться к предыдущей, а должна соответствовать мыслям этого участника. Но законом становится общий ритм (общий ритм может быть задан постоянно звучащей фонограммой). Если тема медитации словесная, а не музыкальная, ритм задается при входе в помещение руководителем или помощником. До тех пор пока не объявлена тема, участники должны удерживать этот ритм внутренне. Слушая ассоциации товарищей, нельзя бросать свою ассоциативную цепочку, она, конечно, будет несколько изменяться, но нужно стремиться сохранить свою логику, «сочинять свою мысль», а не продолжать чужую. Через некоторое время общий ритм, общая тема и воздействие друг

на друга сотворят некую общую логику возникающего здесь и сейчас стихотворения.

Важно, чтобы руководитель, проводящий «Рэнга» с новичками, высоко оценил результат, даже если объективно это не так.


ЛИТЕРАТУРА

1. Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л.,1988.

2. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. СПб., 2001.

3. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене. М., 1965

4. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1969.

5. Кандинский В. В. О сценической композиции // Изобразительное искусство / Журнал отдела изобразительных искусств Наркомпроса. (Пг.) 1919. N 1.

6. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1968.

7. Охнянская Л. Г., Мишин В. П. О роли колебательных и волновых процессов в

жизнедеятельности организма // Физиологическая кибернетика. М., 1981.

8. Станиславский К. С. Из записных книжек: В 2 т. М.: ВТО, 1986. Т. 2.

9. Смолянинов В. В. Локомоторная теория относительности. Препринт / ИПИ

АН СССР. 1984.

10. Ухтомский А. А. Собр. соч. Л.,1951. Т.2.

11. Ухтомский А. А. Учение о доминанте. М., 1966.

12. Barha E. Dilated body. Rome. 1985.

13. Lowen A. Bioenergetics. Rome, 1976.

14. Olsen P. Emotional flooding. N. Y. 1976.

15. Schilder P. The image and appearance of the human body. N. Y. 1950.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Лотман А. Ю. Асимметрия и диалог // Текст и культура: Труды по знаковым

системам. Вып. 16. Тарту, 1989.

2. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.

3. Станиславский К. С Собр. соч.: В 8 т. М., 1961. Т. 2, 3, 4.

4. Goldstain A. Structured Learning Therapy. N. Y 1973.

5. Grotowski J. Towards a Poor Theatre. Holstebro. 1975.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Date: 2016-11-17; view: 165; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию