Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объяснить значение развития координации движений в процессе

IV курс VIII-й семестр

Билет № 1.

1. Основные задачи и особенности преподавания классического танца, на 4-ом году обучения.

2. Перевести с французского языка термин pas cabriole, дать характеристику исполнения движения, указать место в уроке и музыкальный размер исполнения. CABRIOLE Если temps leve в позе осложнить ударом вытянутых ног, полу чится cabriole (рис. 140). Выполняется это движение во всех позах на 45° и 90° с одним и двумя ударами (double) на малом и большом прыжках. Cabriole может начинаться с открытого положения ноги, с V пози ции, с sur le cou-de-pied, с подхода в виде pas coupe, pas chasse, pas failli, pas glissade. Заканчиваться cabriole может с открытой ногой, с закрыванием ноги в V позицию ferme и с pas tombe в IV позицию Как бы ни начинался и ни заканчивался cabriole, он всегда должен выполняться выворотными и вытянутыми ногами, эластично и четко ударяющими друг о друга икрами, причем во время удара, особенно двойного, активно участвуют обе ноги, легко и четко соприкасаясь не взлете в V позиции. Толчковая нога, как правило, всегда первая ycта ремляется к раскрытой ноге, которая чуть снижается во время ударам затем вновь повышается, сохраняя этот уровень на заключительном demi-plie. Кроме того, прыжковый толчок следует выполнять трамп» Рис. 14 0 Cabriole в первый arabesque 284 линно, а завершающее demi-plie — мягко и эластично, но с энергич­ ным усилением к следующему взлету, если таковой предстоит. Во время удара следует хорошо вытягивать колени, подъем и паль­ цы, тогда ноги будут выполнять свое движение эластично и легко. На двойном cabriole удары нужно выполнять равномерно, не выше чем на 70°, иначе они получатся мелкие и стесненные, что несовместимо с техникой этого виртуозного прыжка. В то же время слишком широкие и жесткие удары также нежелательны, ибо это граничит с грубым исполнительским стилем и трюкачеством. Руки во всех cabriole должны помогать взлетному толчку, четко и свободно фиксируя рисунок выполняемой позы. Корпус следует удер­ живать собранно, с хорошо «взятой» спиной и раскрытыми плечами. Голова так же, как и корпус, не должна делать никаких стесненных движений, вызванных усилиями ног. В целом каждый cabriole следует выполнять четко и упруго, стре­ мясь к слитности действий рук, корпуса и головы. Совершенно ис­ ключены неточные позы, вялые удары ног, жесткое и неустойчивое завершение прыжка. Изучать cabriole рекомендуется вначале у станка. Выполняется sissonne ouverte назад (на 45°), petit cabriole, pas de bourree с переме­ ной ног в V позицию, затем все делается с другой ноги и еще раз сначала. Музыкальный размер — 2/4; оба прыжка выполняются на каждую четверть, pas de bourree — на целый такт. Далее это же упражнение следует отрабатывать на середине зала в позе третьего arabesque и обратно. Затем малые cabrioles можно выполнять в других позах и два раза подряд на одной и той же ноге, используя различное начало и различ­ ный конец (ferme, tombe). Малый cabriole по II позиции следует отра­ батывать последним. Напомню, что начинать изучение cabriole можно, лишь когда труд­ ность прыжка на одной ноге (temps leve) хорошо преодолена ученика­ ми. Когда же освоены такие технически трудные прыжки, как, на­ пример, grande sissonne ouverte, grand pas jete и т. д., можно присту­ пить к изучению большого cabriole, но уже сразу с подходов, разумеется сначала простых, затем сложных. Начинать изучение больших cabrioles рекомендуется сначала впе­ ред и назад на efface, затем на croise и, наконец, ecarte. Сначала осваивается окончание большого cabriole с открытой ногой, затем с закрыванием ноги в V позицию (ferme) и с переходом в pas tombe. Двойной cabriole изучается в выпускном классе, когда ученики уже хорошо владеют всесторонней техникой прыжка. Изучать двойной cabriole 285 рекомендуется в той же последовательности, что и одинарный, посте­ пенно добиваясь четкости, легкости и мягкости исполнения. Существует еще один прием исполнения большого cabriole, кото­ рый осложняется приемом soubresaut, то есть задержкой ног в мо­ мент их соединения в воздухе. Таким образом, на кульминации взлета фигура танцовщика фиксируется в горизонтальном положе­ нии, после чего толчковая нога, отделяясь от раскрытой, переходит в заключительное demi-plie, а все тело принимает позу, в которой начинался взлет. Такой cabriole исполняется только в позах по IV позиции при помощи сильных подходов, максимального взлета и быстрого соеди­ нения ног. Иначе их задержка будет недостаточной. Недопустима также и передержка соединенных ног, что всегда ведет к резкому и жесткому окончанию прыжка, так как опускающаяся нога не успеет последовательно и эластично выйти в завершающее demi-plie. Начинать изучение больших cabrioles можно со следующего уп­ ражнения. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Исполняет­ ся sissonne tombee на efface вперед и temps leve с броском свободной ноги через I позицию вперед на croise, то есть в позе по IV позиции. На взлете этого движения осуществляется cabriole с задержкой ног в V позиции и переход в заключительное demi-plie. Далее делается temps leve tombe вперед и малое assemble назад в V позицию. Каждый пры­ жок производится на одну четверть двудольного музыкального такта. Все упражнение повторяется четыре раза подряд в разные стороны, затем исполняется обратно. Это же упражнение рекомендуется выполнять и с cabriole на efface, перестроив соответственно подход и его концовку. Далее можно пользоваться в качестве подхода pas failli, pas glissade, но только к исполнению cabriole вперед. Такого рода cabriole назад надо начинать изучать с поворотом — fouette,32 так как он является наиболее удобным для этой цели. Действия рук, корпуса и головы остаются те же, что и без задерж­ ки ног. Изучать этот cabriole рекомендуется последним и даже после двой­ ного, когда ученики уже хорошо освоят его технику. Если ученик научился четко укладываться во времени с двумя ударами ног, то с задержкой одного удара он будет справляться более технично. Если поступить наоборот, может укрепиться зажим, который затем будет мешать развитию свободного движения ног на двойном cabriole.

Билет № 2.

1. Дать характеристику основных этапов изучения движений классического танца по принципу – от простого к сложному. Обучение классическому танцу происходит по принципу от простого к сложному и основано на системном подходе.
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ:
1 ГОД Задачи 1 года обучения: постановка корпуса, ног, рук, головы, поз классического танца, техники полуповоротов, поворотов на двух ногах, preparation к pirouettes у станка и на середине зала, обучение прыжкам и пальцевой технике.
1. Изучение простейших элементов классического танца. Постановка корпуса, ног, рук, головы.
Постановка корпуса, ног, рук, головы имеет огромное значение в формировании техники исполнения.
Разучивание позиций ног лицом к станку, боком и на середине зала. Равномерное распределение центра тяжести корпуса на обе ноги и переход на одну ногу.
Упражнения экзерсиса после усвоения позиций ног. Предупреждение завала стопы на большой палец. Постановка опорной стопы имеет большое значение в формировании устойчивости. Выработка правильной постановки корпуса: сильной, прямой спины, раскрытой и опущенной грудной клетки. Снятие напряжения в плечах и шее, развитие гибкости спины. Изучение позиций рук и функций кистей. Приемы allongee и arrondie, а также приемы «подхват» и «взмах», как составляющие элементы port de bras в направлениях en dehors en dedans.Особенности работы над руками: развитие их пластичности и естественности. Предотвращение манерности. Изучение функций головы в технике и пластике танца. Координация движений головы, рук и корпуса. Выработка выразительности взгляда при наклоне и повороте головы по пространственным точкам зала: по линии горизонта, под углом ниже линии горизонта и выше линии горизонта. Развитие природной пластичности тела.
2. Изучение экзерсиса у станка.
Упражнения бывают двух видов: у станка и на середине зала. Они имеют разное место и значение в учебном процессе.
Задача экзерсиса – выработка правильной постановки корпуса, устойчивости, выворотности, силы и эластичности суставно-связочного аппарата.
Методика изучения упражнений: Лицом и боком к станку, затем на середине зала. Необходимо соблюдать правильное положение кистей рук, локтей, расстояние между станком и корпусом. Введение подготовки к упражнению (preparation), способствующей концентрации внимания перед началом упражнения.

2. Перевести с французского языка термин double rond de jambe en l’air, дать характеристику исполнения движения, указать место в уроке и музыкальный размер исполнения. Rond de jambe en L`аіг Название этого упражнения, как и название одноименного движе­ ния на полу, условно: нога в воздухе описывает не целый круг (rond), а эллипс (рис. 40). Начинается оно с раскрытого положения ноги по II позиции, пред­ варительно поднятой на 45° при помощи подготовительного движе­ ния. Сначала свободная нога, сгибаясь в колене, описывает дугообраз­ ную линию назад и подводится к опорной ноге в положение «у икры». Далее, без всякой задержки, вы­ тягиваясь в колене, она возвра­ щается в исходное положение, описывая дугообразную линию вперед en dehors или в обратном направлении en dedans. Рука фиксирует П позицию. Корпус и голова удерживаются en face. Колено свободной ноги дол­ жно все время сохранять выво- Rond de іатІЇегїїаіг en dehors РОТНОСТЬ И неПОДВИЖНОСТЬ, НЄ OTet en dedans клоняться от линии плеча, не 160 опускаться, не подниматься. Стопа свободной ноги подводится к опор­ ной точно на уровне икры, не прикасаясь к ней. Когда нога разгибает­ ся, колено вытягивается до конца вне зависимости от темпа, в кото­ ром делается упражнение. Подъем и пальцы все время вытянуты до конца. Сгибать и выпрямлять ногу надо сильно, эластично, сохраняя очертание эллипса, что отлично развивает легкость и четкость враща­ тельного движения коленного сустава. Опорная нога сохраняет выворотность и подтянутость. Тазобед­ ренная часть тела удерживается ровно и собранно. Рука, корпус и голова свободно и точно сохраняют свое обычное положение. Изучается rond de jambe en Гаіг сначала лицом к станку, без вращательного движения ноги, с остановками, в согнутом и вытяну­ том ее положении. Музыкальный размер — 2/4 или 4/4; на каждое сгибание, разгибание и остановку отводится по 2/4. После этого вводятся вращательные движения ноги en dehors и en dedans. Темп остается тот же. Затем упражнение выполняется уже без остановок. В дальнейшем темп исполнения ускоряется, чередуясь от 1/4 до 1/8 такта. В период изучения rond de jambe en Гаіг выполняется стоя на всей ступне, затем на полупальцах, в сочетании с releve на полупальцы и с demi-plie. Например, выполняются два ronds de jambe en Гаіг en dehors, стоя на полупальцах (по 1/4 такта), затем еще три таких же ronds (по 1/8 такта). Последний rond делается с demi-plie в момент выпрямления свободной ноги и последующим releve на полупальцы. Если rond дела­ ется en dehors, голова на demi-plie поворачивается к руке, раскрытой во II позицию, и чуть склоняется вперед. Одновременно с выпрямлени­ ем из demi-plie голова вновь поворачивается en face. Если rond испол­ няется en dedans, голова на demi-plie делает такой же поворот, но чуть отклоняется назад, как бы по ходу движения ноги, и т. д. Когда движение усвоено лицом к станку, его изучают, держась за станок одной рукой. В этом случае делается подготовка: рука из подго­ товительного положения поднимается в I позицию, голова слегка на­ клоняется в сторону станка; впереди стоящая нога в V позиции скользя­ щим движением и в темпе отводится в сторону на 45°, рука одновремен­ но раскрывается во П позицию, голова выравнивается и поворачивается в ту же сторону. Опорная нога остается на всей ступне или, поднимается на полупальцы, в зависимости от того, как будет исполняться данный rond. Голова с началом движения поворачивается en face. В старших классах rond de jambe en Гаіг выполняется на высо­ те 90°. В таком случае пальцы согнувшейся ноги должны подходить к уровню колена опорной. Все правила выполнения данного rond на 90

Билеты № 3.

1. Основные задачи и особенности преподавания классического танца в мужских классах. Объективно необходимое повышенное внимание к своим внешним данным как к материалу творчества у мужчин-арти- стов балета противоречит естественной форме их бытового поведения. Данный поведенческий конфликт часто отрица- тельно сказывается на развитии личности, провоцируя в нем появление женских черт. Это, в свою очередь, чревато тем, что, в зависимости от индивидуального склада характера ис- полнителя, может привести к появлению чрезмерной тревож- ности, мнительности, неуверенности в себе, или, наоборот, к завышенной самооценке, эгоизму, жажде комплиментов. По- добного рода ситуация, свойственная специфике всех видов сценического искусства, в хореографии особенно ощутимаСамо собой разумеется, что индивидуальность артиста – один из постулатов формирования его темы в балетном искус- стве. Это ярко проявлено в творчестве лучших мастеров отече- ственной хореографии. Так, например, В.М.Красовская, ана- лизируя выдающиеся исполнительские создания одного из вы- дающихся мастеров балетной сцены А.В.Лопухова, пишет: «В ряду многочисленных ролей, созданных Андреем Васильеви- чем Лопуховым, Меркуцио в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта» был одним из наиболее крупных его достижений. Найденное тут позволяло судить о том, как далеко ушел балет- ный актер по пути, открытому перед ним всем ходом развития театра. Действующее лицо в современном балете – это уже не готовая маска, предлагаемая исполнителю нехитрым либрет- то, не персонаж или сюжет, как было принято говорить рань- ше, а живой, развивающийся образ, претерпевающий иногда чрезвычайно сложные перемены в процессе этого развития. Пусть в какой-то мере и романтизированный, он приобрел лирическую мягкость, но сохранил великолепные черты моло- дого человека эпохи Возрождения – весельчака, храбреца и остроумца. Таким он и предстал в исполнении создателя этой роли – Андрея Лопухова» Примеров воплощения артистами истинно мужского нача- ла в балете множество: вспомним героев В.Васильева, М.Лав- ровского, М.Лиепы, Н.Фадеечева, А.Годунова, В.Гордеева и многих других. Для того чтобы направить на верный путь ученика, педаго- гу необходимо внимательное и творческое отношение к ис- полнению им каждого хореографического элемента, чтобы его воспитанник, добиваясь технического совершенства, по- любил бы не «себя в искусстве», но «искусство в себе». Будь то batman или plie – надо добиться, чтобы это были именно мужские batman и plie. В этом зерно создания учеником своих будущих сценических характеров, начало формирования именно своей темы в искусстве и воплощения «жизни мужско- го духа» – так же, как это свойственно большим мастерам отечественного балета.Z
2. Перевести с французского языка термин grand temps releve, дать характеристику исполнения движения, указать место в уроке и музыкальный размер исполнения. Temps releve — вспомогательное движение, связанное с подъемом опорной ноги из demi plie и выпрямлением работающей ноги из согнутого положения. Служит как preparation к какому-либо движению (например, к rond de jambe en Pair). Может быть и сложным приемом для исполнения маленького pirouette с ногой sur le cou-de-pied и туров в больших позах.Вначале изучается самостоятельно у палки и на середине зала, с ногой на 45° и на 90°, en dehors и en dedans. Затем включается в комбинации с другими движениями экзерсиса и adagio без туров и с турами.Temps releve требует тщательного изучения, так как правильное его исполнение определяет и качество туров temps releve. Grand temps releve исполняется по принципу petit temps releve, разница лишь в том, что работающая нога поднимается носком к колену опорной ноги спереди для исполнения en dehors и сзади под колено опорной для исполнения en dedans. Дальше работающая нога отводится вперед или назад на той же высоте, вытягивается и продолжает движение по дуге в сторону II позиции на 90°.

3. Объяснить методику исполнения, музыкальный размер исполнения и варианты комбинирования: Pas cabriole на 45* вперёд, в сторону и назад с различных приёмов. Составить и исполнить комбинацию, включая pas cabriole на 45*, на середине зала.

cabriole (кабриоль, франц. - прыжок), один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз. Исполняется во всех позах на 45 и 90. Как правило, подходом к cabriole служат шаги: pas glissade, pas coupe, pas failli, прыжки sissonne tombee, sissonne ouverte и др. Существует cabriole fermee, cabriole tombee, cabriole fouettee.

Стать в V позицию, правая нога впереди. При начальном demi-plie правая нога делает rond de jambe en Fair en dehors; когда это движение заканчивается и нога открыта на II позицию, прыжком перейти на правую ногу на demi-plie; в тот же момент левая делает rond de jambe en l’air en dehors, начиная и кончая его от икры правой ноги; после этого левая нога проводится по полу вперед на croise на demi-plie — таково его первоначальное изучение. Заклю чительное изучение этого pas в старших классах более сложно, так как и правой ногой rond de jambe en l’air исполняется не на demi-plie, а в воздухе (рис. 78).

Рис. 78. Gargouillade (rond de jambe double)

Так как это движение обыкновенно проходящее, то руки идут в зависимости от предыдущей и последующей поз.

En dedans это pas редко применяется. Делается оно следующим образом: стать в V позицию, правая нога впереди, начать левой ногой rond de jambe en l’air en dedans и, перейдя на нее прыжком на demi-plie, сделать правой ногой rond de jambe en dedans, начиная и кончая от икры, провести ногу назад, соблюдая указания, данные для en dehors.

Билет № 4.1. Методы развития устойчивости. Общие правила исполнения движений en tournant, на середина зала.En tournant (в повороте) термин, указывающий на движение, исполняемое одновременно с поворотомкорпуса: Pas de bourée en tournant, Echappe en tournant Так же как и в Battement tendu en tournant,вRond de jambe par terre en tournantдвижение происходит в направлении en dehors и en dedans.

Оба движения разучиваются первоначально с поворотом на 1/8 в каждую точку класса, а затем на 1/4 поворота

2. Перевести с французского языка термин tour fouette на 45*, дать характеристику исполнения движения, указать место в уроке и музыкальный размер исполнения. Фуэте ([-тэ]; фр. fouetté от fouetter «хлестать; подгонять; взбивать») — общепринятое сокращенное название виртуозного движения классического танца, исполняющегося как ряд последовательно повторяющихся туров в быстром темпе и на одном месте, при выполнении которых работающая нога по окончании каждого поворота на 360° открывается точно в сторону (à la seconde, на 2-ю позицию) на высоту 45-90°. Согласно терминологии классического танца вращения фуэте правильнее называть туры фуэте либо фуэте ан турнан (фр. Tours fouettés, Fouettés en tournant). На сцене это движение всегда выполняется в направлении en dehors, но возможно его выполнение и в направлении en dedans. Как более сценичный вариант может использоваться чередование одного tour fouetté en dehors и одного — en dedans. Одиночные tours fouettés в любом направлении могут служить для перехода в какую-либо позу и используются в самых разнообразных комбинациях, будучи связанными с другими движениями классического танца.В балетной терминологии также существуют целые группы движений, имеющих в своём названии слово «фуэте» — это всевозможные повороты и батманы fouetté, grand fouetté из позы в позу (к которым относится и т. н. итальянское фуэте, состоящее из батмана в большую позу ecarté вперёд и последующего поворота в позу attitude croisé), исполняемые с работающей ногой, вытянутой на носок в пол либо поднятой на воздух на высоту от 45° до 170° и с прыжком (fouetté sauté). Все эти движения отличаются принципиально иной техникой исполнения и не относятся к разделу вращений.Движение начинается с préparation в IV позиции, из которой выполняется одинарный или двойной pirouette en dehors, по окончании которого работающая нога не опускается на пол в IV или V позицию, а открывается в сторону, в положение à la seconde на высоту 60-90°, одновременно для последующего толчка выполняется приседание (plié) на опорной ноге, после чего выполняется следующий поворот вокруг себя.В начале поворота работающая нога сгибается и подводится к опорной в положение passé сзади (носок одной ноги касается икры либо колена другой сзади), одновременно толчковая нога вытягивается в колене и поднимается на полупальцы либо пальцы (пуанты). Во время вращения стопа быстрым движением переводится в положение passé спереди, выполняя petit battement — это движение делается одним лишь низом стопы, бедро при этом двигаться не должно.Во время вращения руки активно помогают брать форс, каждый раз раскрываясь в стороны и вновь собираясь в первую позицию. Балерина, хорошо владеющая техникой исполнения фуэте, может разнообразить движение, поднимая одну руку в третью позицию, раскрывая и закрывая веер (как это делает Китри в балете «Дон Кихот»), беря форс только одной рукой, другой же изящно держась за пачку, или вовсе не помогая себе руками и держа их на талии.Движение может усложняться самым различным образом: добавлением двойных туров в начале и в конце комбинации, а также через каждые несколько поворотов, смещением точки, на которой фиксируется взгляд (отдельные повороты выполняются на 1 и 1/4 круга, либо на 1 и 1/2 круга) добавлением пируэтов в других позах (à la seconde, attitude вперёд), добавлением pas de bourrée en tournant, чередованием поворотов en dehors и en dedans, а также исполнением одного из поворотов на прыжке или, что встречается особенно редко, не сходя с пуантов (этот виртуозный приём использовал балетмейстер Джордж Баланчин в финале своего балета «Симфония до мажор»).В различных школах существует разные методики исполнения фуэте, в частности в некоторых западных школах работающая нога при выполнении элемента открывается из положения passé не точно в сторону, а в направлении практически вперёд, что позволяет делать demi-rond de jambe, дающий вращению дополнительный форс. Существует и другой вариант, когда каждое фуэте фактически начинается с тура в позе à la seconde: в этом случае работающая нога не сгибается в к

3. Объяснить методику исполнения, музыкальный размер исполнения и варианты комбинирования: Double rond de jambe en l’air en dehors et en dedans, возле станка. Составить и исполнить комбинацию, включая double rond de jambe en l’air, возле станка. Когда rond de jambe en 1'air основательно изучен и переходят на более быстрый темп, надо строго соблюдать остановку и фиксирование ноги на II позиции всякий раз, как она ее проходит. Preparation ему может служить temps releve. Rond de jambe en 1'air — очень важное движение, оно играет серьезную роль в дальнейшем классическом воспитании тела. Его следует исполнять особенно точно, ничуть не позволяя ноге “встряхиваться” в коленном суставе, так как при таком исполнении нога не выносит из упражнения всей его пользы. Правильно исполняемое rond de jambe en44 1'air делает верхнюю часть ноги крепкой и сильной, а нижнюю часть (от колена к носку) — послушной при всех вращательных движениях, например в fouette en tournant. В данном случае это особенно важно, так как тут всякое неверное движение ноги может опрокинуть танцовщицу. Кроме того, хорошо развитая (в части ниже колена) нога, послушная и гибкая, придает выразительность каждому движению в танце. Изучается этот rond de jambe по той же схеме, что и rond de jambe par terre. Движение это можно соединять с demi-plie, например, после второго обычного (без поворота) rond de jambe en Гаіг. Руки, корпус и голова удерживаются, как обычно.

Билет № 5.

1. Цели и задачи урока классического танца в выпускных классах. Учебная программа, представляющая информацию о дисциплине «Классический танец», является одним из источников оценки качества преподавательской деятельности специалиста-хореографа в области дополнительного образования. Это нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, основывающейся на типовой программе по предмету. «Классический танец» - основа в обучении хореографическому искусству. Данная учебная программа очень важна, так как этот предмет необходимо изучать всем учащимся по ОП «Хореографическое искусство», он является основополагающим предметом. чебная рабочая программа по «Классическому танцу» обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Эта объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах субъективно выражена в обращённых к системе образования интересах и ожиданиях. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая позволила бы:

- выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение классическому танцу;

- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;

- помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;

- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;

- приобщить к культурным ценностям классического наследия.

Дисциплина «Классический танец» является фундаментом для освоения всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность. Цель - это планирование, организация и управление учебным процессом по определённой учебной дисциплине.

Задачи - это конкретное определение содержания, объёма, порядка изучения предмета с учётом особенностей учебного процесса. Основная проблема – это обучение, развитие, воспитание. Отсюда следует, что программа имеет ЦЕЛЬ:

- музыкально-хореографическое воспитание детей, выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка через танец к сценической концертной деятельности, как к виду творческой деятельности;

- формирование целостного представления об окружающем мире и высоких нравственных идеалах.

Перевести с французского языка термин battement tendu en tournant, дать характеристику исполнения движения, указать место в уроке и музыкальный размер исполнения. Упражнение Battement tendu en tournant,способствует усвоению и укреплению навыка правильного переноса тяжести корпуса со всей стопы на подушечку опорной стопы и обратно, при сохранение устойчивости и правильного положения корпуса.Разучив, приступим к разучиванию Battement tendu jeté en tournant. Движение Battement tendu en tournantпроисходит в направлении en dehors и en dedans.и разучивается первоначально с поворотом на 1/8 в каждую точку класса, а затем на 1/4 поворота.В упражнении соблюдаются все основные правила Battement tenduиBattement tendu jeté. Все движения в уроках классического танца обязательно выполняются с обеих ног. Выполнив упражнение из положения корпуса épaulement croisée в восьмую точку класса правая нога впереди, тоже самое упражнение выполняется из положения корпусаépaulement croisée во вторую точку класса левая нога впередис другой ноги.

3. Объяснить методику исполнения, музыкальный размер исполнения и варианты комбинирования: Grand temps releve на 90* en dehors et en dedans, возле станка. Составить и исполнить комбинацию, включая grand temps releve на 90*, возле станка. Grand temps releve выполняется по такой же схеме, что и малая форма этого движения, только нога вместо sur le cou-de-pied удержи­ вается в положении «у колена» спереди или сзади и переводится во II позицию на 90°. Руки, корпус и голова действуют так же, как в малой форме этого движения. Здесь не менее обязательно удерживать неподвижно верхнюю часть ноги и столь же расчетливо отбрасывать нижнюю ее часть по дугообразной линии (рис. 44). Изучается grand temps releve в сочетании с battement developpe. Сначала выполняется developpe в сторону на полупальцах, затем рас­ крытая нога сгибается в положение «у колена», на опорной одновре­ менно делается demi-plie; далее свободная нога с этого положения отбрасывается дугообразным движением на П позицию и одновремен­ но поднимается на полупальцы. Упражнение это следует повторить и выполнить в обратном направлении. Музыкальный размер — 4/4; на 2/4 делается developpe, 1/4 — выдерживается пауза, на 1/4 вы­ полняется положение «у коле­ на», 1/4 — перевод ноги на П по­ зицию, 2/4 — фиксируется это положение и на 1/4 нога опуска­ ется в исходную V позицию. Когда большой pirouette вы­ полняется по II позиции при по­ мощи grand temps releve, то ни­ каких дополнений к нему не де­ лается, как В малой форме.

Билет № 6.

1. Значение музыкального оформления в процессе овладения основами классического танца. Концертмейстерская балетная специализация является специфической разновидностью ансамблевого исполнительства, где «сольная» партия воплощается хореографическими средствами.

Когда концертмейстер со специальным образованием впервые приходит работать в класс хореографии он может испытывать растерянность, поскольку не обладает теми навыками и знаниями, которые необходимы концертмейстеру хореографии. Ему приходится учиться этому методом проб и ошибок с помощью педагога–хореографа и более опытных концертмейстеров хореографии.

Сформулируем основные задачи концертмейстера хореографии на уроках классического танца. Для профессиональной деятельности в детской школе искусств необходимо:
- «понимать специфику хореографического аккомпанемента» [2, с.12];
- «иметь ясное представление обо всех основных движениях классического танца, осознанно и профессионально воспринимать хореографический материал, уметь запоминать достаточно большие его фрагменты» [2, с.12];
- владеть большим репертуаром и постоянно расширять его, подбирая новые произведения для занятий; использовать не только балетную музыку, но и другие произведения разных композиторов; при исполнении не балетной музыки уметь приспосабливать ее к хореографическому материалу, учитывая особенности хореографических движений;
- понимать хореографическую терминологию;
- владеть навыками импровизации;
- уметь аккомпанировать с листа и разучивать программу в короткие сроки;
- уметь работать в тандеме с педагогом- хореографом и вести урок в его отсутствие.

2. Перевести с французского языка термин battement battu, дать характеристику исполнения движения, указать место в уроке и музыкальный размер исполнения. Данное упражнение практикуется обычно в старших классах уче­ ниц, но полезно и для учеников, так как отлично развивает быстро­ ту и четкость движения свободной ноги, скорость которого достигает 1/16 доли двухтактного музыкального размера. 147 Состоит battement battu из непрерывных и очень коротеньких ударов носка свободной ноги по пятке опорной ноги спереди, упруго стоящей на высоких полупальцах (см. рис. 28). Рука по заданию может фиксировать подготовительное положе­ ние, II или III позицию. Корпус удерживается прямо, подтянуто и независимо от быстроты движения свободной ноги по опорной. Центр тяжести тела — на опор­ ной ноге. Голова повернута к плечу свободной руки. Несмотря на очень быстрый темп повторяющихся ударов, колено присогнутой ноги должно двигаться свободно, легко, сохраняя стро­ гую выворотность и неподвижность бедра. Недопустимо движение всей ноги от бедра вперед или назад. Свободная нога может только чуть-чуть сгибаться и разгибаться в колене. Опорная нога хорошо удерживает выворотность, вытянутость ко­ лена и неподвижность голеностопа. Осваивать данный battement рекомендуется в сдержанном темпе, выполняя каждый удар на 1/8 долю. При последующем исполнении постепенно ускорять темп и переходить на удары в 1/16 долю. Battement battu можно выполнять с ударами и сзади опорной ноги. В этом случае пятка свободной ноги будет ударять по щиколот­ ке опорной с меньшей силой, но так же четко и легко. Battement battu

3. Объяснить методику исполнения, музыкальный размер исполнения и варианты комбинирования: Battement tendu en tournant en dehors et en dedans на 1/2 круга, на середине зала. Составить и исполнить комбинацию, включая battement tendu en tournant на 1/2 круга, на середине зала. Данное движение заключается в выворотном и скользящем отве­ дении ноги из I или V позиции в одном из трех возможных направле­ ний: вперед, в сторону или назад — ив выворотном скользящем возвращении отведенной ноги в исходную позицию. Движение это следует производить строго по прямой линии, иду­ щей от пятки опорной ноги к носку отведенной ноги, и обратно. Никакие отклонения от этих направлений недопустимы Музыкальный размер — 2/4. Исходная позиция ног — I. Руки лежат на станке, локти легко опущены. Корпус и голова удерживают­ ся прямо. Нога плавно, без толчков отводится в сторону по II позиции на целый музыкальный такт. Столько же выдерживается нога, отве­ денная на носок. На один такт раскрытая нога столь же плавно воз­ вращается в I позицию и фиксируется в ней один такт. Все упражне­ ние повторяется четыре раза с правой ноги и столько же с левой. Battement tendu en tournant, способствует усвоению и укреплению навыка правильного переноса тяжести корпуса со всей стопы на подушечку опорной стопы и обратно, при сохранение устойчивости и правильного положения корпуса.

Билет № 7.

1. Подготовительная работа педагога к проведению урока классического танца. Прежде всего, следует найти метод преподавания, создавая который необходимо опираться не только на свой опыт, чувство стиля, теоретические знания, но и учитывать, что требует жизнь от искусства танца. Одним из основных путей решения этой проблемы является направленность образования на гуманизацию, которая, обогащая педагогический процесс, содействует интеграции учебно-познавательной деятельности учащихся.

Проблема выбора эффективных методов обучения - является актуальной темой сегодня. Классификация методов неоднократно и достаточно обоснованно подвергалась критике в педагогической и психологической литературе (Коротков В.М., Кузнецов Э.С., Левина М.М., Богословский В.В., Выготский Л.С, Лернер И.Я., Подласый И.П., Радугин А.А., Харламов И.Ф.).

Существует идеальное представление о методе обучения, обобщенная теоретическая модель, характеристики которой необходимо учитывать в творческом использовании любого конкретного метода (Кузнецов Э.С., Левина М.М., Лихачев Б.Т.).

В хореографии (в классическом танце, в частности) специальных методов преподавания нет, и начинающему педагогу необходимо адаптировать имеющиеся в педагогике методы обучения с целью выявления наиболее эффективных.

Изучение классического танца - процесс сложный, требующий от учащихся и педагога постоянного труда, внимания, памяти, воли. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоение танцевального искусства

Конечно, классический танец развивается; методика обучения совершенствуется, растет техника танца

В правилах школы классического танца сконденсирован огромный многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и зафиксированный в учебниках.

Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность. Основополагающим выступает воспитание и обучение средствами танца. Методы обучения опираются на законы психологии и педагогики.

При единой основе методики преподавания необходимо постоянно искать пути её проецирования на конкретного индивидуума или группу учащихся.

Перевести с французского языка термин battement developpe ballotte, дать характеристику исполнения движения, указать место в уроке и музыкальный размер исполнения. Баллотте (французское Ballotte, от ballotter — качать, качаться) — прыжок с продвижением вперёд или назад, во время которого вытянутые ноги задерживаются в V позиции, затем одна поднимается через sur le cou de pied и вытягивается соответственно продвижению (вперёд и назад), другая опускается на пол в demi plie. Затем движение исполняется в обратном направлении.

Изучать pas ballotte рекомендуется по «разделениям», с V позиции, и затем добавлять после каждого раскрывания ноги pas as-semble вперед. Таким образом, данное движение можно прорабатывать сразу с двух ног.

Музыкальный размер — 2/4; 1/4 — первая часть pas ballotte, 1/4 — pas assemble и т. д. Батман девлоппэ (battement developpe) исполняется вперед, в сторону, назад на 90° и выше (рис. 22). Из III позиции работающая нога, сгибаясь и скользя вытянутым носком, поднимается до колена опорной ноги, после чего выпрямляется в любом направлении и опускается в и.п. На протяжении всего движения бедро сохраняет предельную выворотность, при выпрямлении ноги колено не опускается. При выполнении движения вперед и в сторону туловище остается прямым, назад - слегка наклоняется вперед. Музыкальный размер 2/4, 4/4.

3. Объяснить методику исполнения, музыкальный размер исполнения и варианты комбинирования: Tour fouette en dehors на 45*, на середине зала. Составить и исполнить комбинацию, включая tour fouette на 45*, на середине зала. Fouette en tournant на 45°. En dehors. Делается с demi-plie на левой ноге, правая в это время открывается на II позицию на 45°, tour en dehors на левой ноге; во время tour замахнуться правой ногой сзади икры опорной ноги, быстро обойти ее и провести правую ногу вперед. Остановку нужно делать опять на demi-plie, раскрыв руки и ногу на II позицию. Во время движения ноги на II позицию руки также открываются на II позицию и смыкаются в подготовительном положении во время tour. En dedans. Делается так же, но нога идет сначала впереди икры, а потом назад. Когда fouette делают подряд в большом количестве, надо взять нечто вроде “размаха”. Можно начать так: сделать pas de bourree en dedans и потом уже приступить к fouette. Но этот прием не очень надежен, он не дает устойчивости корпусу и может сбить с места. Все зависит от особенностей корпуса. Надежней следующий прием: сделать preparation в IV позицию, вскочить на пальцы, делая один tour en dehors, и продолжать вертеться, 23 En tire-bouchon — положение ноги, поднятой на 00° и согнутой в колене, причем носок совершенно близко пригибается к стоящей ноге. Когда делался pirouette в этой позе, получается впечатление штопора.130 проделывая fouette. Это pas, казавшееся еще так недавно пределом трудности и виртуозности, теперь легко проделывают хорошие танцовщицы

Билет № 8.

1. Значение планирования урока классического танца. Урок классического танца является основной частью системы образования учащихся хореографического училища, направленной на подготовку профессиональных артистов балета, поэтому от преподавателя этой дисциплины требуется наибольшая ответственность и основательное знание своего дела. Как и любой другой предмет, урок классического танца имеет свою методику освоения, опирающуюся на программу обучения. Педагог обязан хорошо знать программу в целом и конкретно обучаемого класса, всецело опираясь на неё в своей работе. Работая над программой следует проявлять терпение в изучении новых элементов; не стоит спешить и задаваться целью поскорее пройти материал, соответствующий году обучения; необходимо всегда учитывать возможности класса.
Качественно не проработав простой элемент никогда не получишь должного результата в изучении более сложного движения, производного от этого элемента. Поэтому последовательность в составлении учебного плана является залогом успешного освоение новых программных элементов. Методикой проработки новых программных элементов является принцип лейтмотивного повторения. Здесь важную роль играет умение педагога грамотно составить учебный пример. В построении комбинаций урока, как и в системе классического танца, действует тот же закон восходящего развития – от простого к сложному. Начинать составление учебного примера необходимо с чистого вида движений и более медленного темпа музыкальной раскладки – от четвертных к восьмым. Новый программный элемент должен прозвучать в учебном примере не менее двух раз и перед его исполнением необходимо выдержать паузу, чтобы тело и сознание настроились на движение.

2. Перевести с французского языка термин sissonne simple en tournant, дать характеристику исполнения движения, указать место в уроке и музыкальный размер исполнения. SISSONNE SIMPLE Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Исполняется пры­ жок. Ноги на взлете соединены вместе. При завершении прыжка одна нога выполняет demi-plie, другая — занимает положение sur le cou-depied спереди или сзади. Руки фиксируют подготовительное положе­ ние, корпус и голова удерживают положение j>paulement (см. рис. 108). 227 t 226 Исходный толчок в этом движении производится сильно и равномерно обе­ ими ногами, которые на взлете, плот­ но соединившись, хорошо вытягивают­ ся в колене, подъеме и пальцах. За­ вершается прыжок мягко и устойчиво с точным и четким переводом ноги в положение sur le cou-de-pied. Руки удерживаются свободно, без лишнего напряжения. Корпус подтянут, плечи легко опущены и раскрыты. Голова уве- ГИС. 1UO ренно повернута к выдвинутому впе- Sissonne simple ред плечу. Изучать sissonne simple рекомендуется вначале лицом к станку, обращая при этом внимание учащихся на выворотность ног и элас­ тичность demi-plie. Выполняется sissonne simple sur le cou-de-pied сначала вперед, затем — смена ноги назад в V позицию приемом battement tendu. Повторяется все четыре раза вперед и столько же обратно. На середине зала sissonne simple сначала изучается так же, далее в сочетании с petit pas assemble и другими прыжками, начинающими­ ся с положения sur le cou-de-pied. Рекомендуются музыкальные размеры в 2/4 или 4/4. Прыжок делается затактно, сначала с остановкой, затем слитно.

3. Объяснить методику исполнения, музыкальный размер исполнения и варианты комбинирования: VI-e port de bras, как preparations к tours в больших позах, на середине зала. Составить и исполнить комбинацию, включая VI-e port de bras, на середине зала. Четвертая форма port de bras Позиция ног — V, правая впереди, epaulement croise. Вначале исполняется подготовка. Руки из подготовительного положения под­ нимаются в I позицию, затем переводятся левая в III, правая — во II. Корпус прямой. Голова повернута к правому плечу. 176 Затем делается port de bras: левая рука переводится из III позиции во II, правая остается во II, обе кисти обращаются ладонями вниз. Корпус одновременно поворачивается влево с легким прогибом назад. Далее руки соединяются в I позиции, причем левая проходит через подготовительное положение, и снова занимают исходные позиции. Корпус одновременно возвращается в первоначальное положение и так удерживается до конца упражнения. Голова при переводе левой руки из III позиции во II поворачивается лицом к ее кисти. При пово­ роте корпуса влево голова поворачивается лицом к правому плечу и чуть склоняется в ту же сторону. Когда руки соединяются в I позиции, голова поворачивается лицом на кисти рук и чуть склоняется влево. Во время перевода левой руки в III позицию, правой — во II голова возвращается в исходное положение (рис. 53). Заканчивается четвертая форма port de bras опусканием левой руки из III позиции во II, затем обеих рук из II позиции в подготови­ тельное положение. Корпус удерживается прямо. Голова поворачива­ ется к левой руке, когда она опускается из III позиции во II, при возвращении обеих рук в подготовительное положение слегка склоня­ ется вперед и, выравниваясь, поворачивается к правому плечу. Выполняя четвертую форму port de bras, надо точно удерживать V позицию ног, подтянутые колени и бедра, которые не должны пово­ рачиваться вместе с корпусом. Руки во время поворота корпуса слегка смягчаются в локтях, пле­ чи свободно опущены и раскрыты. Причем правое и левое плечо следу­ ет поворачивать равномерно, спину удерживать стройно и упруго. Возвращать корпус в исходное положение надо эластично, посте­ пенно, не сразу ослабляя мышцы корпуса и ног. Голова поворачивается и наклоняется также свободно, точно и согласованно с движением рук. Шея не перенапрягается во время поворота корпуса. Взгляд устремлен прямо и уверенно. 177 Изучается это port de bras на четыре музыкальных такта в 3/4. На два вступительных такта делается подготовительное движение; на два первых такта музыкальной фразы — поворот корпуса влево и соответствующий перевод рук, на третий такт — соединение рук в I позиции и поворот корпуса в исходное положение, на четвертый такт руки занимают первоначальное положение. Для того чтобы поворот корпуса по вертикальной оси тела был подготовлен и укреплен, рекомендуется делать вспомогательное упраж­ нение, которое выполняется на восемь тактов в 3/4. Позиция ног — I, положение en face. На первый такт руки из подготовительного положе­ ния переводятся в I позицию; на второй такт, продолжая движение, они переходят в Ш позицию; на третий такт руки удерживаются в Ш позиции, корпус предельно поворачивается по вертикальной оси вправо; на четвер­ тый такт корпус возвращается в исходное положение; на пятый такт — такой же поворот корпуса влево; на шестой корпус возвращается en face; на седьмой руки переводятся во II позицию; на восьмой опускают­ ся в подготовительное положение. Голова при каждом повороте корпуса поворачивается к выдвинутому вперед плечу; при каждом возвращении корпуса в исходное положение голова поворачивается en face. Это упражнение повторяется еще раз с первым поворотом корпу­ са влево.

Билет № 9.

1. Особенности преподавания классического танца, в учебных заведениях разного типа. ЦЕЛЬ: Создание психолого-педагогических условий формирования у студентов методической готовности средствами классического танца

ЗАДАЧИ:

· Способствовать изучению особенностей структурных элементов, методов, приемов, средств урока классического танца;

· Развивать у студентов проектировочные умения;

· Способствовать формированию субъектности будущего учителя хореографической деятельности;

2. Перевести с французского языка термин pas couru, дать характеристику исполнения движения, указать место в уроке и музыкальный размер исполнения. PAS COURU Данное движение предназначено для энергичного разбега (от слова courir — бежать) и выполняется только с продвижением впе­ ред как подход к большим прыжкам, например к большому jete и т. д. Состоит pas couru из четырех слитных и быстрых переступаний по IV позиции. Вначале фиксируется малая поза с отведенной ногой на croise вперед носком в пол. Далее исполняется pas tombe на отведен­ ную вперед ногу и два шага вперед на полупальцах приемом degage. Затем без всякой задержки делается заключительное pas tombe впе­ ред с сильным и коротким прыжковым толчком. Все четыре шага выполняются стремительно, в едином темпе, с энергичным посылом всего тела вперед к предстоящему прыжковому толчку. Руки во время выполнения pas couru находятся во II позиции, ладони повернуты вниз; в момент прыжкового толчка руки энергично переводятся через подготовительное положение и I позицию в испол­ няемую позу, помогая тем самым осуществить высокий прыжок. Корпус в начале pas couru энергично посылается вперед и также активно участвует в прыжковом толчке, сохраняя стройность и под­ тянутость. Причем он чуть склоняется в сторону от выдвинутого вперед плеча, а центр тяжести тела в исходный момент прыжка точно подается на опорную ногу, чтобы прыжок получился устойчи­ вым и высоким. 213 Рис. 9 6 Temps leve passe Голова во время pas couru повернута от выдвинутого вперед плеча. В момент прыжкового толчка она энергично поворачивается к выдви­ нутому вперед плечу (рис. 95, 96). В целом pas couru выполняется как легкий и свободный разбег к предстоящему большому прыжку. Pas couru может быть исполнен и с тремя шагами. В таком случае начальная поза (носком в пол) фиксируется с отведенной ногой назад на croise. Далее эта нога выполняет pas tombe вперед. Затем делается один шаг вперед в виде pas degage на высоких полупальцах и заклю­ чительное pas tombe. Руки, корпус и голова остаются те же. Изучать pas couru рекомендуется, когда все виды pas de bourree и приемы большого прыжка с продвижением будут хорошо освоены.

3. Объяснить методику исполнения, музыкальный размер исполнения и варианты комбинирования: Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на 1/2 круга, на середине зала. Составить и исполнить комбинацию, включая rond de jambe par terre en tournant на 1/2 круга, на середине зала. Rond de jambe par terre Название этого движения означает «круг» (rond), фактически нога описывает лишь полкруга. Из исходной I позиции она приемом battement tendu отводится вперед в IV позицию, затем, непрерывно двигаясь носком по полу через II позицию назад, описывает полукруг и возвращается в исходную I позицию. Такое направление движения ноги называется en dehors (наружу), если же нога движется в обрат­ ном направлении en dedans (внутрь). Рука, как правило, фиксирует II позицию. Корпус и голова удер­ живаются прямо (рис. 37). В тех случаях, когда свободная нога фик­ сирует IV позицию спереди или сзади, голова поворачивается к руке, раскрытой во II позицию, как в battement tendu. Свободная нога сохраняет выворотность, легко и равномерно сколь­ зит носком по полу, точно проходя через точку IV и II позиций. При движении через I позицию она свободно, так же легко и выворотно Рве. 3 7 Rond de jambe par terre en dehors 157 скользит всей ступней по полу, не отделяя пятки, не подгибая паль­ цев, не заходя за опорную ногу. В этом упражнении ученик впервые усваивает круговое движе­ ние тазобедренного сустава, что способствует еще большему его раз­ витию и укреплению, чему следует уделять особое внимание. Опор­ ная нога сохраняет должную выворотность, колено и тазобедренная часть тела подтянуты. Центр тяжести неизменно находится на опор­ ной ноге. Руки, корпус и голова удерживаются точно и свободно. Вначале rond de jambe par terre изучают лицом к станку с останов­ ками и только на половину круга: свободная нога из I позиции плавно выдвигается вперед, затем столь же плавно проводится en dehors по дугообразной линии в сторону и возвращается в исходную I позицию. Таким же путем это движение изучается в обратном направле­ нии — en dedans. Музыкальный размер — 4/4 (плавно): на 2/4 нога выдвигается вперед, на 2/4 — переводится в сторону, на 2/4 — возвращается в I позицию, на 2/4 — остановка. В обратном направлении это движе­ ние выполняется в том же ритмическом рисунке. Затем rond изучается полностью, но с остановками при прохожде­ нии ноги через IV, II, IV и I позицию. На каждое отдельное движение ноги и на каждую остановку отводится по 2/4. Далее можно это упражнение осваивать, держась за станок одной рукой. Впоследствии его изучают без остановок — слитно, на один такт в 4/4, 2/4, 1/4 и 1/8. Но как бы ни убыстрялось это движение, недопу­ стимо нарушать его рисунок, то есть отведение носка по IV и по II позиции. Перед выполнением rond de jambe par terre en dehors делается подготовительное движение, которое состоит из двух частей. В первой его части делается demi-plie по I или по V позиции. Затем свободная нога скользящим движением выдвигается вперед в IV позицию, опор­ ная нога остается на demi-plie. Во второй части свободная нога переводится во II позицию, опор­ ная нога одновременно выпрямляется. Рука на первом движении из подготовительного положения под­ нимается в I позицию, на втором — открывается во II позицию. Кор­ пус удерживается прямо и точно на опорной ноге. Голова при первом движении слегка наклоняется в сторону опор­ ной ноги, при втором — выравнивается и поворачивается за рукой, открывающейся во II позицию (рис. 38). 158 Рис. 3 8 Подготовительное движение к rond de jambe par terre Рис. 3 9 Rond de jambe soutenu При исполнении rond de jambe par terre en dedans подготовитель­ ное движение делается в обратном направлении. На середине зала подготовительное движение выполняется так же, как у станка, и разучивается на один музыкальный такт в 4/4. Rond de jambe par terre выполняется и в сочетании с demi-plie, которое начинается в I исходной позиции, затем при переводе свобод­ ной ноги удерживается в IV, II и снова в IV. Выпрямление из demiplie происходит, когда нога закрывается с IV позиции в I. Рука одновременно с отведением ноги в IV позицию поднимается из подготовительного положения в I позицию и вместе с переводом ноги раскрывается во П. Корпус удерживается прямо и точно на опорной ноге. Голова в момент поднимания руки в I позицию слегка склоняется к станку. При переводе руки во II позицию голова вырав­ нивается и поворачивается в ту же сторону. При опускании руки в подготовительное положение голова сохра­ няет это положение. Называется такое движение rond de jambe soutenu (рис. 39) и выполняется обычно на 1/4 такта. 159 Переводить свободную ногу надо равномерно, легко, не вытягива­ ясь на опорной ноге преждевременно. Недопустимо нарушать правила выворотности, demi-plie, слитности и легкости движения. Данный rond de jambe, как правило, чередуют с обычной его фор­ мой без demi-plie на третьем или четвертом движении. Изучать его следует плавно, по составным частям, переводя свободную ногу на два такта в 1/4, но лишь когда будет хорошо усвоен battement tendu soutenu. Demi-plie выполняется затактно, на 2/4 нога отводится вперед, на 2/4 — в сторону, на 2/4 — назад, на 1/4 — делается выпрямление из demi-plie и на 1/4 — нога закрывается вновь на demi-plie, если дви­ жение повторяется еще раз. Всего можно выполнить четыре таких ronds, два en dehors и два en dedans. Далее переводить ногу можно быстрее — на один такт в 4/4, но столь же плавно и совершенно без задержек, затем на 2/4 и, наконец, на 1/4 такта. Когда оба вида rond de jambe par terre будут усвоены в закончен­ ной форме, их можно выполнять на музыкальный размер 3/4 (вальс), по одному такту на каждое движение. Оба вида rond de jambe par terre полезно соединять с rond de jambe jete, о котором речь пойдет дальше.

Билет № 10.

1. Принципы формирования учебного материала, в учебных заведениях разного типа. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Предполагает включение в содержание образования не только традиционных знаний, умений и навыков, но и тех, которые отражают современный уровень развития науки, техники, социума.

Принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения. Этот принцип предполагает обязательный учет особенностей организации педагогического процесса. При отборе содержания образования необходимо учитывать технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия. Он находит отражение в содержании учебного плана, программах, учебниках.

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Этот принцип предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность.

Принцип гуманизации содержания общего образования. Направлен на создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием гуманитарной культуры личности: интеллектуальной, политической, нравственной, правовой, физической, экологической культуры; культуры общения и семейных отношений; культуры труда и жизненного самоопределения.


Принцип фундаментализации содержания образования. Предполагает интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей. Обучение в этой связи предстает не только способом получения знаний, формирования умений и навыков. Оно является и средством вооружения школьников методами самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков.

Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности, компонентами которой являются когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

2.Перевести с французского языка термин rond de jambe en l’air sauté, дать характеристику исполнения движения, указать место в уроке и музыкальный размер исполнения. ROND DE JAMBE EN L'AIR SAUTE Данное движение выполняется на основе sissonne ouverte par jete по II позиции с добавлением на взлете одного или двух rond de jambe en Гаіг на 45° (рис. 116). Исходная позиция ног — V, правая нога впереди, epaulement croise. На взлете, выполняемом en face и на месте, правая нога отбрасывается в сторону на 45°. В момент кульминации прыжка раскрытая нога начи­ нает выполнять rond de jambe en Гаіг en dehors, который заканчивается одновременно с demi-plie на опорной ноге. Все движение завершается pas assemble в V позицию назад, в положение epaulement croise. Руки на первом demi-plie из подготовительного положения пере­ водятся в I позицию, на взлете открываются во II позицию, на pas assemble опускаются снова в исходное положение. Корпус во время взлета удерживается прямо, на завершающем demi-plie слегка отклоняется от раскрытой ноги, на pas assemble вновь выравнивается. Голова на взлете удерживается en face, на завершаю­ щем demi-plie поворачивается от раскрытой ноги, на pas assemble повернута к левому плечу. Rond de jambe en Гаіг saute en dedans выполняется по тем же правилам, но ногой, стоящей до взлета в V позиции сзади. Все детали, относящиеся к исполнению rond de jambe en Гаіг без прыжка, здесь обязательны. Во время взлета правая нога должна каждый раз четко вытягиваться, левая нога не сгибаться и не вторить рефлекторно движению правой ноги, а хорошо и своевременно вытя­ гиваться в колене, подъеме и пальцах. Весь прыжок должен выпол­ няться на высоком взлете, энергично, но мягко и свободно. Изучать данное движение следует сначала en dehors, затем en dedans, с остановками после каждого прыжка. Музыкальный размер — 2/4. Двойной rond de jambe en Гаіг saute можно изучать, лишь когда учащиеся хорошо освоят технику больших силовых прыжков, так как здесь требуется максимальная высота взлета и уже подготовленная техника баллона. Рис. не Rond de

3. Объяснить методику исполнения, музыкальный размер исполнения и варианты комбинирования: Battement battu sur le cou-de-pied вперёд и назад, возле станка. Составить и исполнить комбинацию, включая battement battu, возле станка. Battement battu Данное упражнение практикуется обычно в старших классах уче­ ниц, но полезно и для учеников, так как отлично развивает быстро­ ту и четкость движения свободной ноги, скорость которого достигает 1/16 доли двухтактного музыкального размера. 147 Состоит battement battu из непрерывных и очень коротеньких ударов носка свободной ноги по пятке опорной ноги спереди, упруго стоящей на высоких полупальцах (см. рис. 28). Рука по заданию может фиксировать подготовительное положе­ ние, II или III позицию. Корпус удерживается прямо, подтянуто и независимо от быстроты движения свободной ноги по опорной. Центр тяжести тела — на опор­ ной ноге. Голова повернута к плечу свободной руки. Несмотря на очень быстрый темп повторяющихся ударов, колено присогнутой ноги должно двигаться свободно, легко, сохраняя стро­ гую выворотность и неподвижность бедра. Недопустимо движение всей ноги от бедра вперед или назад. Свободная нога может только чуть-чуть сгибаться и разгибаться в колене. Опорная нога хорошо удерживает выворотность, вытянутость ко­ лена и неподвижность голеностопа. Осваивать данный battement рекомендуется в сдержанном темпе, выполняя каждый удар на 1/8 долю. При последующем исполнении постепенно ускорять темп и переходить на удары в 1/16 долю. Battement battu можно выполнять с ударами и сзади опорной ноги. В этом случае пятка свободной ноги будет ударять по щиколот­ ке опорной с меньшей силой, но так же четко и легко. Battement battu исполняется обычно на efface вперед и назад.

Билет № 11.

1. Значение классического танца в воспитании исполнительской культуры в коллективах народного танца. Классический танец был рожден для выражения идеи надземности, бесплотности духа. Его создатели стремились передать чувства, уносящие нас в мир мечты, фантазии, сказки. Балерина вставала на пуанты, и эта гениальная условность объясняла зрителю, что героиня находится в ирреальном мире, в мире собственных переживаний. Эти идеи породили определенный язык.

Однако постепенно этот язык стал настолько привычным, что из возвышенного превратился в будничный и утратил свой смысл. Балетмейстеры стали пользоваться его элементами в самых прозаических обстоятельствах. У Ростислава Захарова Золушка подметала пол, танцуя на пуантах. И, когда фея превращала ее в принцессу, балетный язык оставался тем же. Возникало противоречие между формой и содержанием. А если бы в первом акте Золушка убирала комнату в деревянных сабо и только после чудесного преображения вставала на пуанты, нам стало бы ясно, что она из мира реального перешла в мир сказочный.

В старину хореографы не пренебрегали возможностями характерного танца. Например, героиня "Жизели" в первом акте танцевала в прозаической одежде, не вставая на пальцы, а во втором, когда она становилась видением, пользовалась языком классического танца.

В классическом танце все движения строго отредактированы неумолимой грамматикой танца, которая требует от исполнителя кристальной чистоты линий и допускает только аристократические движения. Поэтому богатство языка классического танца ограничено.

Классический танец требует особого костюма: чистоту линии можно показать, только если нога полностью открыта. Балетные туфли не предполагают каблука - как у мужчин, так и у женщин; поэтому в классическом танце полностью отсутствуют каблучные движения. А они намного богаче и разнообразнее движений, входящих в строгую систему классики.

Сочетание двух систем танца, взаимно дополняющих друг друга, давало балету возможность выразить поведение героев в реальном и условном мире.

2. Перевести с французского языка термин temps glisses в позе I arabesque, дать характеристику исполнения движения, указать место в уроке и музыкальный размер исполнения. Temps glisses (скользящее продвижение вперед и назад на demi-plie) в позах I, II и III Поворот в данном движении выполняется по V позиции на 1/4 круга в момент releve — pas glisse поднимания обеих ног на полу­ пальцы. Начинается он с положения croise, заканчивается на efface с легким скользящим отведением ноги в IV позицию вперед, назад или на ecarte. Руки, голова и корпус меняют свое положение в соответствии с построением выполняемой позы. Releve с поворотом, скользящий выход из него в завершающее demi-plie, действия рук, головы и корпуса должны осуществляться слитно, мягко и четко. Изучать эту группу поворотов можно в виде следующего упражне­ ния. Выполняется pas glisse с поворотом на efface вперед; оно же повторяется без поворота с окончанием на полупальцы и последую­ щим спуском на demi-plie, далее делается перемена ног по V позиции при помощи battement tendu на ecarte назад. Затем все упражнение по той же схеме выполняется с другой ноги, повторяется еще раз и делается обратно. Впоследствии оно изучается по той же схеме, но в положении ecarte. Руки, корпус и голова в обоих случаях действуют согласно прави­ лам выполнения малых поз. Следует только заметить, что во время поворота, как правило, воспроизводится поза, а в момент скольжения она фиксирует

3. Объяснить методику исполнения движения, музыкальный размер исполнения и варианты комбинирования: Battement developpe ballotte на 90*, возле станка. Составить и исполнить комбинацию, включая battement developpe ballotte, возле станка.

Билет № 12.

1. Особенности современного развития школы и системы классического танца. Классический танец и современная культура

Классический танец основан на трад


<== предыдущая | следующая ==>
 | Оформление отчета по производственной практике

Date: 2016-07-05; view: 1314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию