Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предварительные замечания

 

Программа составлена на основе имеющихся программ и вопросников по отдельным разделам темы «Традиционная народная духовная культура», этнографической и лингвистической литературы, опыта полевой работы диалектологов и этнографов.

Программа-вопросник рассчитана: 1) на сбор лексического материала для «Лексического атласа русских народных говоров»; 2) на более широкий сбор лингвистического и этнолингвистического материала по духовной культуре народа в целях фиксации и сохранения того, что неотвратимо и быстро уходит из народного быта и языка.

Рабочая тетрадь, в которую делаются записи непосредственно во время беседы с информантом, является научным источником, поэтому должна быть пригодной для дальнейшего пользования: записи должны быть разборчивыми, иметь полную информацию, включая сведения о населенном пункте и информантах.

Расшифрованные магнитофонные записи оформляются по той же системе.

Желательно, чтобы расписывание тетрадей и магнитофонных лент проводилось непосредственно на месте полевой работы.

Программа рассчитана частью на прямую постановку вопроса информанту (например: «Как у вас называют невесту в день венчания?» или «Что значит слово 'тризна'»), но большая часть вопросов является ориентиром для собирателя, указывает понятие, раскрыть которое в определенном лингвистическом и фольклорном материале нужно во время беседы. Тип беседы, форма прямых и наводящих вопросов определяется собирателем. Понятия, образы, лексические средства, связанные с темой традиционной народной культуры, во многом уже вышли из употребления. Поэтому успех работы во многом зависит от собирателя, от умения повести беседу, иногда что-то подсказать, навести собеседника на мысль. В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы собиратель достаточно свободно владел материалом темы. Поскольку в качестве собирателей может выступать широкий круг лиц, включая студентов, школьных учителей, местных краеведов и т.д., не всегда имеющих специальную подготовку, приводим перечень книг и статей, знакомство с которыми поможет собирателю ориентироваться в материале. См. список литературы.



Номера, отмеченные в Программе знаком х (хЛ 5251), соотносятся с разделом «Семья, семейные отношения» (раздел 4).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. I—III. М. 1865—1869.

2. Зеленин Д.К. Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии.// Сборник музея антропологии и этнографии. Л.,1930. Т. 9, вып. 2.

3. Легенды, предания, бывальщины./ Сост. Н.А.Криничная. М.,1989.

4. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903; М., 1989.

5. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири./ Сост. В.П.Зиновьев. Новосибирск, 1987.

6. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

7. Померанцева Э.В. Межэтническая общность поверий и быличек о полуднице. // Славянский и балканский фольклор. М., 1978.

8. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1960.

9. Потебня А.А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий.// Чтение в Московском Общ-ве истории и древностей российских. М., 1863. Кн. 1—3.

10. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.

11. Сумцов Н.Ф. Культурные переживания. Киев, 1890.

12. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX—нач. XX века. М.; Л., 1957.

13. Толстые Н.И. и С.М. О целесообразности применения некоторых лингвистических понятий к описанию славянской культуры. // Вторичные моделирующие системы. Тарту: ТГУ, 1979.

14. ЧерепановаО.А. Мифологическая лексика русского Севера. Л.:ЛГУ, 1983.

15. ЧерепановаО.А. Шуликуны: образ и слово.// Севернорусские говоры. Вып. 4. Л.: ЛГУ, 1985.

Демонология

 

Л 5001. Общее название нечистой силы: нечистики, отпадшая сила, неприятная сила.

Л 5002. Мифологический персонаж, обитающий в доме: домовсхозяин, суседко, доможир, жихарь, запечник, лизун…

Л 5003. Какие существуют названия домового по месту его обитания, в доме, печи, в подполье, на чердаке: запечник, подпечник, подпольник…

Л 5004. Женский персонаж, обитающий в доме: хозяйка, доможирка, домовиха…

Л 5005. Персонаж, который «давит» по ночам: гнеток, гнетке, жма, задав…

Л 5006. Женский персонаж, который прядёт по ночам и/или стрижёт овец: мокоша, мокруха, кикимора, хозяйка, самопряха, пряха…

Л 5007. Персонаж, функционально связанный со скотом (оберегает или вредит): дворовой, дворовик, хозяин…

Л 5008. Персонаж в доме, во дворе в облике змеи, ужа:…

Л 5009. Женский персонаж, который явится, если прясть лён или шерсть в дни запрета на этот вид работы (т.е. в пятницу, на святки, на «деды» и др.): богоматерь, Варвара, середа, святёха, пятница, неделька, полночь, ночницы…

Л 5010. Персонаж в бане: банник, баннушка…

Л 5011. Женский персонаж в бане: банница, обдериха, банная бабушка…

Л 5012. Персонаж в овине: овинник…

Л 5013. Женский персонаж в овине: овинница…



Л 5014. Персонаж в прочих хозяйственных постройках, на гумне:…., в сарае:…, в конюшне:…, в сеннике:… и т.д.

Л 5015. Главенствующий персонаж какой-н. области, сферы: лесной царь, водяной царь, царь овинный…

Л 5016. Персонаж в лесу: леший, лесовой, лесной, лешавик, лесной дедушка, аполлон, лембой, боровой, боровик…

Л 5017. Специфические лесные персонажи (с указанием места обитания): боровик, моховик…

Л 5018. Женский персонаж в лесу: лешачиха, лесовиха, лесовая бабушка…

Л 5019. Персонаж в воде: водяник, водяной, чёртушко…

Л 5020. Женский персонаж в воде: водяница, водяная, русалка…

Л 5021. Персонаж в воде, полурыба-получеловек: русалка, фараон, фараончик…

СМ 5022. Что значит слово берегиня?

СМ 5023. Что значит слово фараонка?

Л 5024. Название фигуры русалки в резьбе, украшающей дом: фараонка,..

СМ 5025. Что значит слово кострома?

СМ 5026. Что значит слово кострубонька, коструба?

Л 5027. Персонаж в поле: полевой, полевик, дедушко-полёвушко, луговой…

Л 5028. Персонаж на болоте: болотник, болотяник, кикимора…

Л 5029. Персонаж, появляющийся в полдень или в самое жаркое время дня, года: полудница, полуденник, удельница, росомаха, девка, русалка, ржаница…

Л 5030. Женский персонаж в огороде, в конопле, который может защекотать: семенница, конопленница…

Л 5031. Персонажи, появляющиеся ночью, в полдень: полуночница, полуночь, ночница…

Л 5032. Глухая пора ночи, когда появляется и действует нечистая сила: негласть…

Л 5033. Персонаж, появляющийся на святках: шуликуны, чиликуны, шылыханы…, святка, святёха, куляш, Варвара…

Л 5034. Персонаж, вредящий беременным женщинам: удельница, мамуна, богинка…

Л 5035. Дух, прилетающий по ночам к вдовам: летун, змей, огненный змей, звезда, корчага…

Л 5036. Персонаж, отбирающий молоко, деньги, зерно и приносящий их своему хозяину-колдуну: носок, змей-носок, хованец…

Л 5037. Персонаж, который на заре доит коров:…

Л 5038. Персонажи, помогающие колдуну: маленькие, мальчики, красные шапочки, коловертыши, коловерши, чертенята…

Л 5039. Какие ещё мифологические персонажи и их наименования имеются в обследуемом пункте?

Л 5040. Люди, умершие неестественной смертью: заложные…; а) повесившиеся: …; б) утонувшие: …; в) опойцы: …; г) убитые молнией:…

Л 5041. Привидения: мара, умран, еретик, ерестун, миряк…

Л 5042. Духи, привидения, заманивающие в лес, уводящие человека: водка, блуд, манило, уводна, красна дева…

Л 5043. Дети, умершие некрещёнными: ичетики, русалки…

Л 5044. Встающие по ночам покойники, могущие причинить вред живущим: упырь, волкодлак, вурдалак, вовкулак…

Л 5045. Оборотень: обертун, перевертень, еретик…

Л 5046. Персонаж, служащий для устрашения маленьких детей, если они не слушаются, капризничают: бука, бемка, бабай, бадяй, тарабай, бяка, вова, рохля, кука…

Л 5047. Обобщённый персонаж зла: чёрт, бес, дьявол, некошной, лембой…

Л 5048. Слова, употребляющиеся вместо чёрт в выражениях:

на кой чёрт: на кой бес, ляд…

чёрт (тебя) побери (подери, возьми, понеси): леший, жма, памха, памжа, прах, пострел, лемба, малеш… побери…

до чёрта: до беса, шиша, лешей бабы, лешего…

Л 5049. Человек, подмененный в детстве нечистой силой и проведший значительное время у нечистой силы: обмен, обмененный, усилок…

Л 5050. Люди, похищенные нечистой силой, проклятые: полуверцы, скрытные…

 

Магия, колдовство

Л 5051. Человек, обладающий способностью колдовать: знаток, вежливец, ведун, еретик, колдовец, пытливец…; а) колдун, делающий добро:..; б) колдун, делающий зло:…

Л 5052. Женщина, обладающая способностью колдовать: колдушка, ведунья, сперчиха, гамка, шептунья…

Л 5053. Человек, способный лечить путём заговора: знаток, знаткой, бахарь, словарь, вежливец…

Л 5054. Человек, лечащий травами: травник…

Л 5055. Женщина, способная лечить путём заговоров: шептунья, бабка…

Л 5056. Женщина, способная лечить травами: бабка, травница…

Л 5057. Колдовать, ворожить: ворокосить, знатить…

СЛ 5058. Очертить, охранительный круг: зачертиться, очертиться…

Л 5059. Приметы, запреты, частные бытовые верования, их общие названия: запуги, запуки, забобоны…

Л 5060. Зло, причинённое одним человеком другому сверхъестественным путём (существительное), наименование действия (глагол): - общее название (если нет различия по способу наведения порчи): порча, портеж, сглас, урок, притча…; испортить, изурочить, сглазить, наслать, накурочить..;

- взглядом: сглаз…, сглазить…,

- словом: урок…, изурочить…;

- прикосновением: прикос…, оприкосить…;

- зевотой: озеп…, озепать…и т.д.

Л 5061. Общее название предмета, с помощью которого можно причинить вред, навести порчу: кудес…

СМ 5062. Что означает слово кудес?

Л 5063. Амулет для раннего вставания: вставаранка…

Л 5064. Амулет для угощения свекрови:…

Л 5065. Общее название предметов, которым приписывается сила оберега: берёжа…

Л 5066. Привидеться, почудиться: манить, глумиться, млиться, чудить… маркосить, марить…

Л 5067. Ритуальное обещание, обет: завет, завечаное…

Л 5068. Давать обет: завечаться, обещать…

Л 5069. Сделанный по обету: заветный, обещанный…

Л 5070. Комплекс ритуалов и заговоров, которые исполняет пастух: обход, отпуск…

СМ 5071. Что значит слово отпуск?

Л 5072. Заговор, имеющий целью приворожить, заставить полюбить кого-н.: присуха, любжа…

Л 5073. Заговор, имеющий целью рассорить, посеять раздор, заставить перестать любить: отсушка…

Л 5074. Порча хлеба в поле в виде заломленных или срученных колосьев: залом, кукла, завязка…

Л 5075. Неблагоприятные, опасные моменты суток, когда нельзя кого-н. обругать, проклясть (время, час, минута): благое время, накрянутый час, лихая година, пухлый час, благая минута…

Л 5076. Чёрные зёрна во ржи, которые можно использовать для лечения или колдовства: спорынья, медвежий ноготь, волчье жито, рожки…

Л 5077. Человек со странностями:…

Л 5078. Наименование юродивого:…

Л 5079. Человек с неприбранными, растрёпанными волосами: жиматый, шумоволос…

Л 5080. Женщина с непокрытой головой, без головного убора или платка: пустоголовка, простоволоска, волосатка…

Л 5081. Прозвище неряшливого, неопрятного человека: росомаха…

Л 5082. Лечить от испуга: выливать, сливать…

Л 5083. Лечить от сглаза: умывать…

Л 5084. Лечить грыжи: грыжу заговорить, погрызть грыжу…

Л 5085. Лечить стоматит: жабу заговаривать…

Л 5086. Вода, используемая для лечения: непитая, святая…

Л 5087. Превращаться человеку в животное: перевертываться…

 








Date: 2016-07-05; view: 17; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.552 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию