Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система подготовки кадров менеджеров в США





 

Основой японской системы профессионального обучения в фирмах является концепция «гибкого работника». Ее целью являются отбор и подготовка работника не по одной, а по крайней мере по двум-трем специальностям, а затем повышение квалификации на протяжении всей жизни.

Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний, переподготовкой работников. Считается, что переподготовить работника дешевле, чем заменить его.

Развитие новых технологий требует более совершенных знаний и умений. Проблема заключается в том, чтобы найти механизм постоянного повышения квалификации всех занятых в процессе перехода от одного набора требуемых знаний и навыков к другому.

Большим недостатком программ обучения является отсутствие в них экономических знаний. Подавляющее большинство работников в американских фирмах не понимают сути экономических систем. Они не всегда осознают, как повышение производительности труда, качества и конкурентоспособности продукции может оказывать влияние на их собственный уровень жизни и гарантию занятости.

Система переподготовки и повышения деловой квалификации в США может быть представлена в следующем виде.

Краткосрочные курсы при школах бизнеса и университетах. В США 150 таких курсов, обучающих в год до 10 тыс. человек. Они рассчитаны в основном на две-четыре недели обучения, но бывают и до двух лет. Расходы на такое обучение оплачиваются фирмами и составляют примерно 16 млрд. долл. в год.

Вечерние курсы также оплачиваются за счет фирмы. В США их около 100 и они рассчитаны на обучение высшего и среднего управленческого персонала.

Американская ассоциация менеджмента (American Management Association) проводит ежегодно свыше 2000 семинаров и курсов, на которых обучается до 100 тыс. менеджеров низового и среднего управленческого персонала. Ассоциация была создана в 1923 г. В ее штате 900 человек и 500 человек привлекаются для проведения курсов, семинаров, конференций. Ассоциация объединяет 140 тыс. индивидуальных и коллективных членов, занимающихся вопросами совершенствования менеджмента и их практическим применением.

Внутрифирменные курсы повышения квалификации менеджеров имеют 400 американских крупных и средних фирм для низового и среднего звеньев управления. Например, в учебном комплексе фирмы «Ксерокс» обучается 12 тыс. человек в год. Крупные комплексы и свои программы обучения имеют фирмы «ИБМ», «Вестерн электрик», «Дженерал моторе».

Центры повышения квалификации при колледжах, университетах, учебных центрах имеют свыше 400 фирм (в том числе «ИБМ»), где проводится специализированная подготовка по программам, разработанным фирмами.

Переподготовка на основе долгосрочных соглашений между фирмами и школами бизнеса и университетами используется фирмами «ИБМ», «Дженерал моторе».

Переподготовка на рабочем месте предполагает создание групп работников, которые обучаются на основе разбора конкретных хозяйственных ситуаций. Такую форму используют фирмы «ИБМ», «Дженерал моторе», «Хьюллет-Паккард», «Боинг».

Вечерняя школа Американского института мировой торговли предлагает до 45 курсов в своих трех центрах. Занятия проводятся один-два раза в неделю, всего от 3 до 15 занятий. Стоимость обучения от 80 до 490 долл. за курс.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Айви А. Лицом к Лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. - Новосибирск.: ЭКОР, 1995.

2. Бизнес и менеджер/ Сост. И.С. Дараховский и др. - М.: Азимут-Центр, 1992.

3. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд «Правовая культура», 1994.

4. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы. - М.: ИНФРА-М, 1996. Ч. III. П. И, 12.

5. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. - М.: Дело, 1991.

6. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. - М.: Ось-89, 1996.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. Ч. IV.

8. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми... Этикет делового человека. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.

9. Основы предпринимательского дела/Под ред. Ю.М. Осипова - М.: Бек, 1996. гл. 21, 22.

Ю.Стивен Р. Коей Семь навыков лидера: Пер. с англ. В.А. Ноздриной - Минск.: ПАРАДОКС, 1996. («Поле чудес: бизнес»).

\\.Холопова Т.Н., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. - М.: ИНФРА-М, 1995.

12. Шейное В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: (Искусство менеджера) - 2-е изд., доп. - Минск.: Амалфея, 1996.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие.. 3

Раздел I 7 Основы менеджмента.. 7

Глава 1 7 Методологические основы 7 менеджмента.. 7

1.1. Сущность менеджмента.. 7

1.2. Содержание понятия "менеджмент". 11

1.3. Цели и задачи менеджмента.. 18

1.4. Характерные черты и стадии менеджмента.. 20

1.5. Менеджер и его функции.. 21

1.6. Содержание понятий "предпринимательство", "бизнес", "предпринимательская структура". 22

Глава 2 Классификация фирм и методика их изучения.. 35

2.1. Классификация фирм хозяйственной деятельности.. 35

2.2. Методика изучения фирм.. 58

Глава 3 Правовое регулирование образования и деятельности фирм... 63

3.1. Порядок учреждения и регистрации фирмы.. 63

3.2. Образование и принадлежность капитала фирмы.. 67

3.3. Органы управления и порядок ликвидации фирмы.. 77

Глава 4 Управление в крупных промышленных фирмах.. 80

4.1. Организационная структура фирмы.. 80

4.2. Материнская компания как организационно- экономический центр управления. 84

4.3. Важнейшие уровни аппарата управления. 90

4.4. Организация управления в американских, западноевропейских и японских фирмах.. 104

Раздел II Технология менеджмента.. 109

Глава 5 Выработка целей и стратегии развития фирмы... 109

5.1. Формирование и ранжирование целей.. 109

5.2. Выработка стратегий.. 113

5.3. Системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии.. 118

Глава 6 Принятие и реализация управленческих решений.. 127

6.1. Процесс принятия управленческих решений.. 127

6.2. Требования к технологии менеджмента.. 129

6.3. Механизм принятия управленческих решений.. 133

Глава 7 Информационное обеспечение менеджмента.. 136

7.1. Внутрифирменная система информации.. 136

7.2. Технология информационной деятельности.. 139

7.3. Аппарат управления внутрифирменной системой информации.. 146

Раздел III Внутрифирменное управление.. 148

Глава 8 Общие принципы управления промышленными фирмами.. 148

8.1. Основные принципы менеджмента.. 148

8.2. Демократизация управления. 154

Глава 9 Важнейшие функции внутрифирменного управления.. 159

9.1. Содержание функций управления. 159

9.2. Назначение основных функций управления. 160

Глава 10 Маркетинг как функция управления.. 163

10.1. Содержание маркетинговой деятельности.. 163

10.2. Маркетинг как специфическая функция управления. 170

10.3. Структура и функции аппарата управления маркетинговой деятельностью... 175

10.4. Технология маркетинговой деятельности.. 177

10.5. Маркетинг как предплановая деятельность производственного отделения. 180

Глава 11 Внутрифирменное планирование.. 183

11.1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования. Виды планов. 183

11.2. Перспективное внутрифирменное планирование. 186

11.3. Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование. 188

11.4. Организационные формы внутрифирменного планирования. 190

11.5. Планирование деятельности производственного отделения. 193

11.6. Организация процесса планирования в зарубежных фирмах.. 195

Глава 12 Функция организации.. 198

12.1. Содержание функции организации.. 198

12.2. Организационные структуры управления фирмами на современном этапе. 199


12.3. Классификация организационных структур во внутрифирменном управлении.. 201

Глава 13. 212

Функция контроля в экономическом механизме менеджмента.. 212

13.1. Управленческий контроль: формы и средства.. 212

реализации.. 212

13.2. Финансовый менеджмент. 219

13.3. Информационное обеспечение финансового.. 227

менеджмента.. 227

13.4. Анализ финансовой отчетности фирм.. 268

Глава 14 Экономические методы управления в менеджменте.. 301

14.1. Коммерческий и внутрифирменный расчет. 301

14.2. Цены и механизм ценообразования. 305

14.3. Ценовая политика.. 314

Раздел IV Управление производством... 323

Глава 15 Методологические основы управления производством... 323

15.1. Системный подход к управлению производством.. 323

15.2. Управление операциями.. 331

15.3. Производство как система.. 334

Глава 16 Производственная система.. 337

16.1. Структура производственной системы.. 337

16.2. Производственная структура предприятия. 338

16.3. Типы производственных систем.. 342

16.4. Проектирование производственных систем.. 345

Глава 17 Организация производства.. 354

17.1. Организация производства: суть и формы.. 354

17.2. Организация производства в современных условиях.. 357

Глава 18 Оперативное управление развитием производства.. 361

18.1. Управление развитием производства: цели и задачи.. 361

18.2. Основные функции и принципы оперативного управления производством.. 367

18.3. Организация оперативного управления производством.. 368

18.4. Особенности управления развитием производства в фирмах США и Японии.. 372

Глава 19 Эффективность производства.. 376

19.1. Оценка и факторы повышения эффективности производства.. 376

19.2. Рационализация методов управления производством и методов работы.. 380

19.3. Методы оценки эффективности производственной деятельности.. 384

19.4. Оценка эффективности инвестиционного проекта.. 388

Глава 20 Инновационный менеджмент.. 396

20.1. Инновационный менеджмент и научно-техническая политика.. 396

20.2. Разработка и внедрение новой продукции.. 399

20.3. Организационные формы инновационного менеджмента.. 404

20.4. Инновационный менеджмент в фирмах Японии и США.. 409

Глава 21 Система регулирования и обеспечения процесса производства.. 413

21.1. Планирование процесса производства.. 413

21.2. Разработка ассортиментной политики.. 418

21.3. Технологическое обеспечение процесса производства.. 420

21.4. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами и кадрами.. 424

21.5. Управление качеством продукции.. 432

21.6. Обеспечение конкурентоспособности фирмы.. 436

21.7. Сбытовая политика и организация сбыта.. 440

Глава 22 Организационные структуры управления развитием производства.. 449

22.1. Основные факторы, определяющие структуру управления производством.. 449


22.2. Классификация организационных структур управления развитием производства.. 451

Раздел V Управление международной деятельностью фирм... 464

Глава 23 Международная деятельность фирм в современных условиях.. 464

Глава 24 Аппарат управления международной деятельностью фирм... 472

Раздел VI Управление персоналом... 489

Глава 25 Разработка и проведение кадровой политики в фирме.. 489

Глава 26 Оплата и стимулирование труда.. 496

26.1. Формы и уровень оплаты труда.. 496

26.2. Поощрительные системы оплаты труда.. 497

Глава 27 Социально-психологические аспекты управления.. 499

27.1. Руководство персоналом и мотивация труда.. 499

27.2. Социальная система управления и групповой подход к организации работ. 501

27.3. Социально-экономическая политика: разработка и реализация. 503

27.4. Подготовка и переподготовка кадров менеджеров в США.. 506

 

Учебник

 

Ирина Никоновна Герчикова

 

МЕНЕДЖМЕНТ

 

Редакторы Л.Н. Вылегжанина, Г.А. Клебче

Корректор Л.И. Ганина, В.Г. Коржилова

Оформление художника А. В. Лебедева

 

Оригинал-макет выполнен в

издательском объединении "ЮНИТИ"

О. В. Белынской, Н.В. Спасской

 

Лицензия №061068 от 17.04.92

Лицензия № 071252 от 04.01.96

Подписано в печать 04.08.97. Формат 70х 100'/16

Усл. печ. л. 40,95. Тираж 20000 экз. (1-й завод - 10000)

Заказ № 970

 

Издательство "Банки и биржи"

Издательское объединение "ЮНИТИ"

Генеральный директор В.Н. Закаидзе

123298, Москва, Тепличный пер., 6

Тел.: (095) 194-00-15. Тел./факс: (095) 194-00-14

 

Отпечатано в типографии издательства "Дом печати"

432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

 


[1] Здесь и далее терминология в скобках дается па английском языке.

 

[2] Совет директоров в американских, английских и японских компаниях; во французских компаниях — административный совет или наблюдательный совет; в компаниях Германии — наблюдательный совет; в шведских компаниях — правление, которое переводится шведами на английский язык как совет директоров.

 

[3] Непосредственное управление компанией в США возлагается обычно на главного администратора (Chief executive officer), в Англии — на директора-распорядителя (Managing director), которые входят в состав совета директоров. В американских компаниях этим же занимается своего рода коллегия (Officers), состоящая из ведущих должностных лиц, отвечающих за крупные функциональные подразделения, производственные группы и отделения. В компаниях западноевропейских стран конкретным оперативным звеном управления выступает правление. Так, в компаниях Германии текущее руководство осуществляет правление (Vorstand), назначаемое наблюдательным советом, контролирующим его деятельность. Правление возглавляется председателем (Vorsitzende), который выполняет в текущем руководстве функции главного администратора. Характерной особенностью германских фирм является то, что председатель правления не может входить в наблюдательный совет, так же как и члены последнего не могут одновременно быть членами правления. В германских компаниях оно обычно состоит из 8—10 человек, хотя бывает и более многочисленным (например, у "Сименс" достигает 22 человек). В компаниях Франции функции оперативного управления выполняет директор (Directoire), назначаемый наблюдательным советом, а ответственность за текущее руководство несет президент — генеральный директор (President—directoire—general—PDG), который одновременно является председателем правления.

 

[4] См.: Управление развитием производства в промышленных концернах США. — М: Мысль, 1977.

 

[5] Из доклада на II Международном съезде по управлению, Брюссель, сентябрь 1323 г. — Цит. по: "Проблемы теории и практики управления". — 1989. — №6. — С. 94..

 

[6] Дочерние компании американских фирм могут принимать самостоятельные решения о капиталовложениях в пределах установленной суммы, а все ассигнования сверх этой суммы определяются высшим управлением на основе заранее разработанных инвестиционных проектов.

 

[7] Холт P.H. Основы финансового менеджмента. — M: Дело, 1993. — С. 22—23. (Пример по компании "Clever Toy").

 

[8] Существуют различные подходы к классификации показателей финансовой отчетности.

1) Т.Крылова выделяет пять групп финансовых коэффициентов: показатели ликвидности; показатели деловой активности; показатели рентабельности; показатели платежеспособности или структуры капитала; показатели рыночной активности (Крылова Т. Что такое финансовый менеджмент// Финансовая газета. — 1994. — №49).

2) А.Н.Романов и И.ЯЛукасевич приводят следующие пять групп финансовых показателей: ликвидность; платежеспособность; прибыльность; эффективность использования активов; акционерный капитал (Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1993).

3) Р.Н.Холт объединяет показатели в три группы: показатели эффективности производственной деятельности; показатели ликвидности; показатели финансовой устойчивости (Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1993).

 

[9] Хойер В. Как делать бизнес в Европе. — М: Прогресс, 1990. — С. 133—137.

 

[10] Например, по закону США (акт о налогах) прибыли заграничной дочерней компании не облагаются налогами со стороны американского Бюро по внутренним налогам до тех пор, пока они не подлежат налогообложению в стране базирования дочерней компании на основе национального законодательства о налогах

[11] Здесь и далее толкование понятий приводится в трактовке Руководства, разработанного Комитетом стандартизации Американского общества инженеров-механиков (A S М Е) по унификации терминов и их определений.

 

[12] См.: Riggs J., Felix G. Productivity by Objectives. NJ.Prenticc - Hall, 1983, p. 4.

 

[13] Синк Д. Управление производительностью: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989.

[14] В русском переводе книги Д. Сипка этот термин дан как "результативность".

 

[15] Грейсон Дж. младший, О Деля К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. - М., Экономика, 1991.

 

[16] Хойер В. Как делать бизнес в Европе. — М.: Прогресс, 1990.

 

[17] В США на отраслевом уровне существуют три профсоюза: автомобилестроителей, сталеплавильщиков, связистов.

 







Date: 2016-11-17; view: 480; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.035 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию