Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение древнейших представлений об обществе





Вопросы:

1. Возникновение наук об обществе и природе.

2. Мифическая форма знания о человеке и обществе.

3. Основные древние цивилизации.

4. Развитие хозяйственных и общественных отношений в античности.

5. Крупнейшие мыслители античности.

1. Возникновение наук об обществе и природе

Отличия научного знания от обыденного:

Во-первых, научное знание объективно и действует вне зависимости от того, что человек думает о нем, подкреплено повторением.

Во-вторых, научное знание всегда рационально, то есть требует логики, доказательства, обоснования.

В-третьих, научное знание системно. Системность заключается в рассмотрении того или иного явления с различных точек зрения. Эти точки зрения могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Системное знание предполагает какую-то объемную картину с одной стороны, а с другой стороны довольно противоречивую картину. В какой-то области человеческое сознание продвинулось далеко вперед, а в других областях может отставать.

В-четвертых, научное познание предполагает наличие обратной связи в связи с деятельностью человека. Когда мы говорим об обратной связи, мы имеем в виду деятельность человека в общественной сфере. Например, если кто-то, считая истиной идею монархии, как наилучшей формы общественного устройства, проповедует ее, то не согласные с ней, в ответ, будут противодействовать ее распространению или воплощению. Обратная связь характерна и для естественных наук.

Возникновение наук об обществе и природе произошло достаточно давно. Научное познание выросло из обыденной практики человека. Если ряд лет повторяются разливы одной и той же реки, то человек вынужден учитывать этот факт и даже прогнозировать его. Научные представления, отрываясь от обыденных, все в большей степени начинают использовать свой собственный инструментарий и методы. Развивается и язык науки, отличающийся от обыденного.

Чем в большей степени человеческая деятельность очеловечивается, тем в большей степени научные представления обособляются от обыденных. Научная деятельность становится занятием отдельных особых людей — жрецов, «ученых» того времени, которые осуществляли свою научную деятельность для пользы людей с помощью определенных, в том числе магических действий.

Таким образом, можно отметить связь науки с практической и с религиозной деятельностью. Однако первые человеческие представления о мире трудно назвать научными. Это мифы и легенды разных народов.

2. Мифическая форма знания о человеке и обществе

Мифология — это первая попытка сознательного отношения к себе и к окружающему миру. Поэтому главная задача мифологии — создать единую картину окружающего мира и осмыслить положение человека в нем.

В мифологии фигурируют боги, герои, титаны, таинственные существа. Тем не менее, нужно понимать, что мифы — это попытка разумного освоения громадности и неисчерпаемости окружающего мира. Первое, на что обращается внимание в мифе, это удивление перед неизвестностью. Именно из этого удивления родились искусство, философия и религия.

Искусство обращено на развитие и совершенствование чувственного мира человека, отсюда происходят художественный образ, образное мышление.

Философия обращена к рациональному в человеке. Из философии выросли понятие и логика. (Заметим, кстати, что математика тоже возникла достаточно давно, поскольку человек нуждался в счете, календаре и т. д. В этой связи довольно сложно ответить на вопрос, что древнее, философия или математика).

Вначале человек был синкретичен (синкретичный — не расчлененный, единый). Иначе говоря, две стороны человека — образная и понятийная, рациональная в древнем человеке едины. Даже мозг современного человека специализирован. Одна его часть отвечает за образные, а другая — за рациональные, в том числе математические способности. Для современного человека большой труд воссоздать единую картину мира, поскольку одно полушарие воссоздает образную «картинку», а другое — рациональную. Наложение этих двух «картинок», представлений у разных людей различно, соответственно, разные люди по-особому, индивидуально выстраивают картину мира и свое место в нем.

Представления и передача этих представлений древнего человека сопровождались эмоциональными переживаниями, то есть речь первобытного рассказчика сопровождалась бы и демонстрацией того, о чем повествовалось. Похожие явления мы находим и у животных, например, птиц, насекомых. Так, известна танцевальная «речь» пчел.

Человек был бессилен перед природой. С этим связан тот факт, что первоначально возникла вера в духов, или анимизм. Древние считали, что духи окружают их повсюду, существуют везде: в живом и неживом, в растениях и животных. Одушевление неживой природы, то есть анимизм, Э. Тейлор назвал первой философией первобытного человека.

Другая форма мифологического сознания — тотемизм (тотем — «его род») — наличие таинственной связи между животным, растением и родовой группой.

Мифы не объясняли, а переносили на окружающий мир человеческие страсти. Мифологическое сознание не выделяет себя из природы, а отождествляет с окружающей природой. Человек того времени был исключительно чутким существом с точки зрения связи с природой, потому что должен был постоянно прислушиваться к окружающему миру, хотя бы для того чтобы успеть убежать из-под падающего дерева, камня, от нападающего зверя и т. д. Можно представить, в каком единстве с природой должен был жить древнейший человек для собственного выживания.

 

3. Основные древние цивилизации

Древний Вавилон, Ассирия, Египет — первые рабовладельческие государства. Их расцвет приходится на конец IV — начало III тысячелетия до новой эры, и основан на высокоразвитой земледельческой культуре и строительстве: ирригационные сооружения, храмы, дворцы, пирамиды. С развитием агрокультуры растет и население первых цивилизаций. До неолитической революции это были бродячие стада неоантропов, в количестве около 10 000 родовых семей, но от них развился весь человеческий генофонд. (При этом все исходное население вряд ли состояло более чем из 1 млн. особей).

Чтобы перейти от этого состояния к другому, с дворцами и оросительным земледелием, необходима была, прежде всего, неолитическая революция — культура земледелия, когда люди научились строить плотины и ирригационные сооружения. Развитие производительности труда, земледелия и скотоводства составляют суть неолитической революции.

Перейдем к характеристике наиболее могущественных цивилизаций того времени.

Вавилонское царство

Много ли можно было получить собирательством на той или иной территории, а, самое главное, многое ли удавалось сохранить? Бродячие семьи со стойбищами значительных накоплений сделать не могли, не могли они и обеспечить сохранение добытого.

Другое дело, когда создавались крупные каменные сооружения, появилась возможность накопления и сохранения произведенного, в том числе и от себе подобных.

Прежде всего, этому способствовало накопление знаний. Нужны были знания научные и технические: знания о периодах подъема и спада вод в реках, хотя бы примерные прогнозы урожайности. Для этого был создан точно рассчитанный календарь, основанный на движениях Луны, Солнца и звезд, то есть была развита математика и астрономия. Вместе с ней развивалась астрология, вавилоняне верили, что есть таинственная связь небесного светила с судьбой человека. Тогда же появились жрецы, священнослужители — носители разнообразных знаний. Вавилонские, ассирийские и египетские храмы одновременно являлись обсерваториями.

Богов вавилоняне поставили в связь с известными тогда пятью планетами: Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном, плюс бог Солнца — Шамашу и бог Луны — Сина. Отсюда пошло деление недели на семь дней, причем число 7 — священное. Деление года на 12 месяцев, деление месяца на недели тоже придумано вавилонянами. Они же изобрели шестидесятеричную систему счисления. Удобство ее заключалось в том, что 60 делится нацело на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30. На ее основе развились такие единицы измерения, как час, минута, секунда, сохранившиеся до наших дней.

Уже со второго тысячелетия государственная система вавилонян приобретает законченный и развитый вид. Выделяется кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи (1955—1913 гг. до н. э.), найденный в Средиземноморье. Это клинописный текст (вавилоняне писали клинописью), он высечен на столбе из черного диорита.

Сохранились также многие материалы, дошедшие до нас на долговечных предметах: на камнях и обожженной глине. У историков сейчас накопилась масса документов того периода. Например, законом регулировались отношения раба и господина (раба нельзя было убить), разрешались неравные браки, хотя и с понижением социального статуса.

Сведения о религиозно-мифологических представлениях вавилонян известны с 4 тысячелетия до н. э. Многое в них было от первобытных верований, к примеру, боги изображались в виде полу-людей, полу-животных. Кроме того, люди того времени верили в добрые и злые бесплотные существа, поклонялись духам умерших, принося жертвоприношения на могилах.

Заметим, что в разных городах Месопотамии поклонялись разным богам. Когда произошло объединение их в Вавилонское царство под руководством царя Хаммурапи, то боги тоже были объединены в один пантеон, главным среди которых был объявлен бог Вавилона — Мардук. По преданию, Мардук сотворил мир из двух океанов, из нижней части сделал землю, из верхней — небо, и определил богам владения, светилам — их пути, а, чтобы избавить богов от физического труда, создал людей из крови убитого им мятежного бога Кингу (отсюда: люди — существа нечистые, поэтому и должны выполнять работу).

Древний Египет

В Древнем Египте переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству произошел в V тысячелетии до н. э., тогда же появились первые сельскохозяйственные орудия из камня, дерева и кости.

В IV тысячелетии началась обработка меди, появился примитивный плуг, ткацкое, керамическое производство.

В III тысячелетии появилось стекло (искусственное, не вулканического происхождения), а с начала II тысячелетия — бронза.

В середине I тысячелетия египтяне начали обработку железа, а в XIII веке до н. э. появилось величайшее изобретение человечества — колесо и первые в истории колесные транспортные средства.

Успехи в строительстве: царские гробницы известны с XXVIII века до н. э., они изготовлялись из огромных каменных блоков.

В IV тысячелетии до н. э. появилось рисуночное письмо, материалом для которого служили папирус, камень, доски.

Материальная практика порождает науку. Так, например, математика была необходима для сбора налогов, для строительства ирригационных сооружений, то есть для государственных нужд. Египтяне ввели десятичную систему счисления, пользовались дробями, тогда же появились зачатки алгебры, использовались солнечные и водяные часы, развивалась медицина (уже тогда делались сложные операции на мозге).

Египтяне первые поставили вопрос о материальной первооснове мира (таковой для них являлась вода). Наука переплетается с верой: из первобытного океана некогда родились два главных божества Солнце — бог Ра, и бог плодородия и загробного мира Осирис, с тех пор каждый день повторяется одна и та же картина: Ра плывет на лодке по небесному Нилу, а вечером пересаживается на другую лодку и спускается в преисподнюю, там воюет с силами мрака и побеждает их. Верховный бог имел свой двор, канцелярию и т. д., то есть то же, что у всякого царя. В этом отношении, если небесные боги и отличались от земных, то в лучшую сторону.

Древняя Индия

Древняя Индия — ровесница культур Месопотамии и Египта. Считается, что в духовном, философском плане Индия была развита больше. Города Древней Индии состояли из двух и трехэтажных кирпичных домов (кирпич не был обожженным). Строились крепостные стены, бани, было развито скотоводство, земледелие, ремесла, а торговые связи Индия установила со всем тогдашним цивилизованным миром, вплоть до того, что у нее были торговые колонии в Передней Азии.

Главный литературный памятник древней Индии — Веды, что в переводе означает «откровение, посвящение». Веды состоят из 4-х сборников. Один из них — Риг-Веда, то есть «Веда гимнов», а в рамках Риг-Веды были особые сборники, посвященные выполнению обрядов, включая ремесла, толкованию для отшельников, наконец, был и сборник, посвященный специально философским вопросам — «упанишады». Богов Риг-Веды более трех тысяч. Глава богов — Варуна. Его отождествляли сначала с небом, а затем с водной стихией. Варуна — мировой закон, он направляет воды, он царь морей, рек и дождей.

К середине I тысячелетия до н. э. индийское общество находится в кризисе, вызванном тем, что патриархальное рабство оказывается недостаточным, численность населения растет, но оно нищает. Рабы начинают производить не только продукты, но и товары для торговли. Появились медные и серебряные деньги, возникли богатые города, где жила рабовладельческая знать, ремесленники, торговцы. Все ремесленники были объединены в цехи и гильдии.

В долине Ганга в четвертом веке до н. э. было создано могущественное государство Магадха, и через 100 лет распространило свою власть на весь Индостан, тогда же была написана Артхашастра — литературный памятник, в котором философия выделялась в самостоятельную отрасль знания. Известны многочисленные философские системы. Остановимся на некоторых из них, приобретших в наше время широкую известность.

Йога. Автор — Патанджали, примерно II век до н. э. В переводе означает «размышление, сосредоточение».

Буддизм. Автор — Сиддхартхи (623—544 гг. до н. э.), позднее получил имя Будда — «просветленный», принц из рода Гаутамы, освоил все науки и искусства того времени. Женился на красавице, победив всех в состязании по ловкости и силе. Через несколько лет ушел в отшельники, где размышлял о несовершенстве мира. Приходившие к нему проповедники, побеседовав с ним, становились его последователями, а затем распространяли его учение по всему миру. Согласно Будде, существует четыре благородных истины: 1) есть страдание; 2) есть причина страданий; 3) есть свобода от страданий — нирвана; 4) есть путь, ведущий к свободе от страданий. Надо также учесть, что под страданиями он понимал желание удовлетворения.

 

Древний Китай

Примерно во II тысячелетии до н. э. образовался племенной союз, возник рабовладельческий уклад и протогосударство Шань Инь. Письменным подтверждением о его существовании явились дошедшие до наших дней надписи на панцирях черепах, костях животных, бамбуке. В XIII веке до н. э. этот союз был разгромлен племенем Чжоу. Династия Чжоу правила в Китае до третьего века до н. э, то есть почти тысячу лет.

Главное божество — Шан-ди. Боги в Китае — полуживотные-полулюди. Важнейшие понятия для китайских мыслителей — это Инь и Ян (духи, космические силы, находящиеся в постоянном стремлении и борьбе друг с другом), используемые для обозначения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений. В восьмом — шестом веках до н. э. появилось философское направление мысли. В этот период выделились ремесленники, возникла торговля, металлические деньги, растут города, то есть можно говорить о процветании Китая, среди горожан было много свободных и грамотных. Учитель того времени — это оратор, но не знатный человек. Многие из ораторов и учителей стремились стать чиновниками. Чиновник того времени по статусу и жрец.

Но ситуация затем ухудшалась, население разорялось ввиду безземелья, связанного с ростом населения и ростом оброка. В V—VI вв. до н. э при дворе Чжоу жил историограф Лао-Цзы (в переводе «старый учитель»), который написал трактат «Учение о дао и дэ» — учение об извечном пути (дао) и его проявлениях (дэ). В философии даосизма всем управляет невидимый вездесущий закон. Он вместе с воздухом составляет основу материального мира.

Лао-цзы считал, что общество испортилось и необходимо вернуться к обычаям «золотого века», когда люди жили в ладу с природой; корень зла — светские знания, то есть чем безграмотнее человек, тем легче им управлять.

Когда-то с Лао-Цзы беседовал скромный учитель Кун Фу-цзы, (или Конфуций в европейской транскрипции, 551—479 гг. до н. э.).

В центре учения Конфуция находится человек, благородный муж, или общественный идеал, главное качество которого — Жень — человеколюбие. Он утверждал, что вежливость нужна всем, особенно чиновникам. Впоследствии конфуцианство стало государственной философией Китая. И то, что европейцами воспринимается как китайские церемонии, самими китайцами воспринимается как естественное вежливое поведение, благопристойность в самом широком смысле слова. Конфуций также считал, что идеал остался в прошлом, причиной чего послужило современное отклонение от принципов. Модель государства по Конфуцию — это семья с жесткой иерархией: во главе государства — правитель, который должен прислушиваться к мнению аристократов — мудрых и высоконравственных благородных мужей. Таким образом, учение Конфуция — консервативное, аристократическое, традиционалистское.

Против аристократизма выступал Мо-цзы (479—400 гг. до н. э.). Он проповедовал «всеобщую любовь» и равенство всех людей, и в этом видел основы благополучия общества. При этом любовь к людям Мо-цзы предлагал вводить как убеждением, так и принуждением, иначе говоря, предлагал разработать такую систему наград и наказаний, чтобы выгоднее было «любить» людей.

Легизм, автором которого является Шан-Ян (390—338 гг. до н. э.). Легизм проповедовал непререкаемое главенство законов в государстве, причем закон должен устанавливать высший правитель, власть которого абсолютна. За обсуждение и тем более нарушение полагалось наказание, а доносительство поощрялось имуществом и должностью нарушителя. Ученость и искусство легисты считали опасными для государства, то есть считали, что опора для государства — это страх перед наказанием. Известное высказывание Шан-Яна гласит: «Если народ обессилен — государство могущественно, когда народ могущественен — государство бессильно».

4. Развитие хозяйственных и общественных отношений в античности

Примерно в восьмом столетии до н. э. в развитии хозяйственных отношений наступает качественное изменение. Проявилось оно, во-первых, в одомашнивании ряда животных, во-вторых, в одомашнивании масличных и винограда, и, в-третьих, в разработке новых приемов обработки земли и выращивания пшеницы. На этой основе не только выросла производительность труда, но возникло огромное количество государственных образований. Если существовавшие до этого периода цивилизации можно пересчитать, используя пальцы двух рук, то теперь их несколько сот и они различны по организации. Историки период восьмого столетия до н. э. называют поэтому «осевым временем».

Если в цивилизациях восточного типа, так называемого «азиатского способа производства» частное рабовладение играет вспомогательную роль, рабы используются в основном в услужении, либо для сооружения циклопических сооружений, не имеющих хозяйственного значения, то в античное время частное рабовладение становится важнейшим элементом экономики. Рабы используются в крупных земледельческих хозяйствах, латифундиях, рудниках, становятся основными производителями товаров.

Появляется новый тип государства — полис. В нем не так много населения, как в Египте, Вавилоне и др. Дело в том, что основа полиса — ремесленное и сельскохозяйственное производство. Территория, на которой можно выкормить животных, не может быть по определению большой. Скотину надо успеть за световой день накормить и пригнать назад. Отсюда ограниченный состав населения полиса. Поскольку население относительно невелико — несколько тысяч семейств, то родственные связи играют в них большую роль. Полис представляет собой новый тип государственности по сравнению с восточными «царствами». Если в царствах известную роль играет чиновничество, жрецы и армия и в целом все население — рабы царя и бога на земле, то в полисе чаще встречается демократическая форма государственности.

5. Крупнейшие мыслители античности

Сократ (примерно 469—399 гг. до н. э.) — первый философ-афинянин. До него греческая философия в основном развивалась за счет греков-колонистов. Сократ — воплощенный философ. Поскольку философ судит об общественных делах, то он обязан подчиняться решениям этого общества. В то же время его взгляды далеки от конформизма. (К примеру, известен случай, когда Сократ не побоялся быть единственным защитником военачальников-мореплавателей. Их судили за то, что они не похоронили по обычаю павших в бою из-за шторма. Мореплавателей осудили).

Сократ считал, что человеку дан разум, позволяющий оценить деятельность богов. Он был сразу обвинен в том, что развращает молодежь и не чтит богов. Суд пятисот приговорил его к смертной казни (Сократ должен был выпить яд —сок растения цикуты). Друзья предлагали ему устроить побег, но он отказался и спокойно встретил смерть.

О взглядах Сократа мы можем судить по описанию его ученика Платона, поскольку сам Сократ произведений не писал, а находил истину в беседе. Считается, что Сократ использовал так называемый «диалогический метод», то есть нахождение истины постановкой вопросов и ответами на них.

Сократ развивал принцип «Познай самого себя», поскольку поведение человека должно определяться не внешней причиной, а внутренней целью. Человек вынужден вступить на путь самопознания, чтобы открыть внутри себя высший смысл существования. Известно высказывание Сократа «Я знаю, что ничего не знаю», характеризующее сравнение познанного и остающегося непознанным. Смысл и направленность человеческих поступков определяют понятия о «справедливом и наилучшем», составляющие основу и суть души человека.

В Древней Греции было много софистов — «специалистов» в области доказательств. Они брались доказать любую истину и научить ораторскому искусству любого, согласного им заплатить. Общепризнанным главой школы софистов был Протагор (481—411 гг. до н. э.), философ из Абдер (колония Греции). За безбожие Протагор был изгнан из Афин, а его книга «О богах» была сожжена. Центральным положением Протагора было «Человек есть мера всех вещей».

Платон (428—347 гг. до н. э.) — ученик Сократа. Платон много путешествовал и знал не понаслышке, что государственные и общественные системы плохи. Для исправления ситуации считал необходимым, чтобы законодателями и управителями были философы, как сказали бы сейчас, «аристократы духа». После смерти своего учителя основал близ Афин в 387 г. до н. э. Академию, так была названа его школа по имени мифического героя Академа. (Школа просуществовала многие столетия и после смерти Платона, испытывая разные влияния). Платон дважды пытался уговорить тирана Дионисия Младшего устроить идеальное общество по его рецептам.

Идеальное общество по Платону находится в соответствии с идеей Всеобщего Блага и устроено по образу человека, его души, то есть состоит из трех частей

  1. Разума и его проявления — мудрости.
  2. Страсти, воли и их проявления — мужества.
  3. Вожделения и его проявления — воздержанности.

В государстве Платона должны жить философы, воины, земледельцы, ремесленники, купцы. Идеальное общество сословное. Самый низ составляют производители, выше их по рангу стражи, а верх пирамиды составляют жрецы, выбирающие из своей среды верховного правителя. Воспитание общественное, не в семье, для всех физическое совершенствование, а для стражей и правителей (на основе отбора способных) — двоякое: физическое и духовное. Самые способные из стражей отбираются в философы. Для того чтобы частный интерес и общественная служба не раскалывали общество, Платон предлагал общность жен, а также лишить стражей и правителей права на собственность и семью. Платон выражал взгляды аристократии Афин, хотя и с точки зрения коммунистической утопии.

Идеальное общество-государство по Платону противопоствляется четырем плохим типам государственного правления:

  1. Тимократии — власти честолюбцев (военных).
  2. Олигархии — власти имущих (богатых).
  3. Демократии — власти большинства (бедняков, наглых).
  4. Тирании — власти одного.

Суть познания по Платону — «анамнесис» — припоминание мира идей бессмертной душой человека. Есть два пути познания: чувствами, они обращены к миру вещей, преходящему и нестойкому и разумом, он обращен к миру идей, существующих параллельно, вечно и изначально. Вся жизнь человека в борьбе этих двух начал. Таким образом, Платон — основоположник идеализма. Бог, как его понимает Платон, есть высшее благо. Эта идея в дальнейшем была воспринята христианством.

Диалогический метод Сократа — предшественник диалектики (способ мышления противоположностями). Платон не изобрел диалектики, ее открыл Гераклит (примерно 544—483 гг. до н. э.), но Платон сумел развить ее выше всех вплоть до Гегеля. Под диалектикой Платон понимал двойной путь: восхождения по ступеням обобщения к высшим родам и обратный путь нисхождения.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) родом из г. Стагир во Фракии (поэтому иногда его называют Стагирит). Его отец был наследственным домашним врачом у царя Македонии. В 367 г. до н. э. Аристотель вступил в Академию и в течение 20 лет, до смерти Платона, учился в ней. После смерти Платона вышел из Академии и путешествовал. В 343 г. до н. э. Аристотель на недолгий срок стал воспитателем Александра (впоследствии тот получил прозвище Македонский), которому в то время было 13 лет. С 335 до 323 г. до н. э. Аристотель жил в Афинах, где основал свою школу — Ликей, по названию места, недалеко от храма Аполлона Ликейского. После смерти Александра афиняне восстали, освободились от гнета Македонии, а Аристотеля, как друга Александра Македонского, осудили за неверие в богов. В отличие от Сократа Аристотель бежал и через год, в 322 г. до н. э., умер.

Аристотель — ученый-энциклопедист. Более ранние мыслители, «фисиологи»: Фалес (624—547 до н. э.), Анаксимандр (610—546 до н. э.) и многие другие исследователи природных явлений, искали основу чувственного мира. Сократ и Платон противопоставили им принцип «познай самого себя». Первооснова всего по Платону — мир «идей». Аристотель разобрал ошибки Платона, показав, что человеческое мышление и мир по сути совпадают. Предмет философии поэтому — формы мышления и его предмет, материальный мир.

Источник творческой активности — бог. Одновременно бог еще и цель (целесообразность). Метафизика и теология (богословие) Аристотеля тесно связаны между собой. Аристотель выделяет три рода сущностей: воспринимаемые чувствами и преходящие (животные и растения), воспринимаемые чувствами, но вечные (небесные тела) и сущности особого рода. К ним он относил человеческую душу и бога. Однако душа есть и у растений и у животных. Аристотель выделяет три ступени развития души: 1) душа растения (просто существует), 2) душа животного (может ощущать) и 3) душа человека (может еще и мыслить). Однако душа связана с телом и по смерти человека также погибает.

Взгляды Аристотеля на общество более умеренные и систематизированные по сравнению с платоновскими. Аристотель — противник общественной собственности, считает частную собственность фактором трудолюбия и стабильности. Противник он и платоновской общности жен и детей, так как при этом «возникают раздоры, а не дружелюбие».

Государство для Аристотеля — не счастье, а скорее среда счастливой жизни. Аристотель выделяет три правильные формы правления:

  1. Монархия — власть одного.
  2. Аристократия — власть немногих.
  3. Полития — власть большинства.

Три правильные формы существуют при условии, что власть стремится к общественному благу. В случае достижения к частному благу происходит их перерождение в неправильные формы

  1. Тиранию.
  2. Олигархию.
  3. Демократию.

Управлять государством должны люди достойные, благородные, то есть аристократия. Но Аристотель почитает и политию. Поэтому иногда утверждают, что он сторонник синтеза политии и аристократии. Важен применительно к Аристотелю и стиль изложения. Говорят, что человек — это стиль. Как отмечает Бертран Рассел, Аристотель впервые излагает свои мысли не как пророк, а как профессор, учитель.

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) — римский оратор, писатель, политик. Считается, что принципиально ничего нового римская общественная мысль не дала, используя лишь достигнутое греками. Способствовало этому и то обстоятельство, что для свободного римлянина даже творческая деятельность (труд) была бы позором за исключением тех сфер, которыми занимался Цицерон.

Еще один из возможных видов деятельности — война. Неудивительно поэтому, что Цицерон излагает государственные формы по Аристотелю. Однако следует иметь в виду имперский способ мышления римлянина. Цицерон отмечает важность меры, пропорции в государстве. Любая из имеющихся форм содержит тенденцию к перерождению. В совершенном государстве должно быть нечто выдающееся, царственное, но требуется, чтобы некоторые дела судил и решал народ. В совершенном государстве все следуют закону природы. Данный закон предписывает должный образ поведения, удерживает от причинения зла. Автор закона природы — бог, он же его интерпретатор и покровитель. Миром движет высшее божество.

Имперское мышление Цицерона проявляется в том, что в его «модели» закон природы расширяет пределы коллективности, общественности до всеобщего союза человеческого рода, что было невозможно в Древней Греции с ее полисоцентризмом (примерно такой подход: «Люди не нашего полиса может быть и не обезьяны, но точно неполноценные»).

 

Литература

  1. Обществознание. Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. Отв. ред. М. Н. Марченко: раздел 1, главы 1, 2.
  2. Малышевский. Введение в философию. §§ 3—7.

Date: 2016-11-17; view: 539; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию