Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словоизменительные категории ИС

Тема: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ_Часть 2

 

Какие грамматические категории являются для имени существительного классификационными (несловоизменительными), а какие словоизменительными?

 

 

Несловоизменительные категории ИС. Категория рода.

 

3) На основании каких признаков имена существительные распределяются по родам?

а) В каких именах существительных значение рода является лексико-грамматическим, а в каких чисто грамматическим (формальным)? Назовите формальные признаки имен существительных каждого рода, покажите их на примерах.

б) Почему в грамматике принято говорить о расплывчатости категории среднего рода?

в) Что такое существительные общего рода, каково их значение, грамматические и стилистические особенности? Какие новые слова входят в этот разряд?

г) Каково значение рода у неизменяемых существительных (русских и заимствованных)? Приведите примеры.

д) Объясните колебания в роде некоторых существительных, приведите примеры таких существительных.

е) В каких формах существительные теряют родовые различия? Приведите примеры существительных без родовых значений.

 

Словоизменительные категории ИС

1) Охарактеризуйте число имен существительных как грамматическую категорию.

а) Сформулируйте значения единственного и множественного числа и перечислите способы их выражения.

б) У существительных каких лексико-грамматических разрядов имеется категория числа?

в) Приведите примеры супплетивного образования форм множественного числа.

г) Укажите группы имен существительных, имеющих лишь форму единственного числа, сопроводив свой ответ примерами. Какие изменения происходят со словами singularia tantum, если они получают и форму множественного числа?

д) В чём особенность имен существительных pluralia tantum, каковы значения числа и рода у них?

г) Приведите примеры имён существительных, которые не изменяются по числам. Каков их общий признак?

е) Каковы особенности переносного употребления форм числа у вещественных, отвлеченных и собственных имён существительных? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

2) Охарактеризуйте падеж имен существительных как грамматическую категорию.

а) Какова система падежей в современном русском языке?

б) Какова функция падежных форм?

в) Как выражаются значения падежей в русском языке у склоняемых и несклоняемых имен существительных? Сопроводите свой ответ примерами. Какую роль играют предлоги в выражении падежных значений?

г) Почему именительный падеж занимает особое место в системе падежных форм? Сформулируйте основные значения, которые передают формы косвенных падежей. От чего зависит выражение каждого из этих значений? Сопроводите свой ответ примерами.

д) Покажите на примерах, какие синтаксические функции могут выполнять имена существительные.

3) Что называется склонением имён существительных?

а) Охарактеризуйте типы склонения в русском языке: субстантивное, адъективное, смешанное. На каком основании объединяются существительные в типы склонения?

б) Как изменяются существительные, имеющие лишь форму множественного числа?

в) Почему в современном русском языке некоторые существительные не входят в известные типы склонения? Какие это существительные?

 

Задание 1. Определите род данных существительных. Одинаковы ли основания для отнесения их в РЯ к тому или иному роду? Выделите слова, которые в разных контекстуальных условиях имеют разную родовую принадлежность.

Пони (__), левша (__), зебра (__), алиби (__), портье (__), сирота (__), мозоль (__), повеса (__), забияка (__), рагу (__), табель (__), коллега (__), пенальти (__), работяга (__), жюри (__), Баку (__), резюме (__), кюре (__), пюре (__), эссе (__), атташе (__), Валя (__), клише (__), кликуша (__), кофе (__), кольраби (__), кенгуру (__), директор (__), регби (__), визави (__), бра (__), судья (__), ваниль (__), денди (__), работяга (__), конфетти (__), эмбарго (__), белоручка (__), далай-лама (__), протеже (__), авеню (__), староста (__), шимпанзе (__), травести (__), ханты (__), шампунь (__), пройдоха (__), Черных (__), сопрано (__), зазывала (__), тюль (__).

Задание 2. О пределите род имен существительных с суффиксами субъективной оценки. Впишите окончания для каждого из них. Какие морфологические категории вы при этом учитывали?

(1) Сугробищ__, книжищ__, дырищ__, человечищ__, болотищ__, скучищ__, когтищ__, носищ­, ружьищ__, волчищ__, грязищ__, кусищ__, темнотищ__, пузищ__, ножищ__, кулачищ__, бородищ__, дурачищ__, письмищ__, занозищ__, дурищ__, котищ__, винищ__, пылищ__, лапищ__.

(2) Заводишк__, врунишк__, народишк__, страстишк__, барахлишк__, сюртучишк__, сердчишк__, статьишк__, соловушк__, хлебушк­__, голосишк­__, сынишк__, чемоданишк__, платьишк__, чадушк__, умишк__, фанфаронишк__, мелочишк__, золотишк__, офицеришк__, трусишк__, старичишк__, сараюшк__, человечишк__, зайчишк__, городишк__.

Задание 3. «Разверните» сокращения. Определите род приведенных ниже аббревиатур и сложносокращенных слов. По каким признакам он определяется? Какие из приведенных аббревиатур склоняются, чем объясняется это свойство?


АЭС ____________________________________

БТИ____________________________________

ВАК ____________________________________

ВАСХНИЛ ______________________________

ВОЗ ____________________________________

вуз _____________________________________

ВХУТЕМАС ___________________________

ВЦИК __________________________________

ГИБДД _________________________________

ГУМ ___________________________________

ГЭК ____________________________________

ДОСААФ _______________________________

ЕЭС ____________________________________

ЖЭК ___________________________________

ЗАГС___________________________________

завуч____________________________________

кабмин__________________________________

КНР ___________________________________

ЛДПР __________________________________

ЛЭП ___________________________________

МАПРЯЛ _______________________________

МГИМО ________________________________

МВФ __________________________________

МИД ___________________________________

НАСА __________________________________

НАТО __________________________________

НДС ___________________________________

НЭП __________________________________

ОВИР __________________________________

ООН ___________________________________

ОМОН _________________________________

ОСАГО _________________________________

РАН ___________________________________

РОНО __________________________________

СНГ ____________________________________

спецкор_________________________________

СССР __________________________________

ТЭЦ __________________________________

УБОП __________________________________

ФБР ___________________________________

ФСБ ___________________________________

ФИФА ________________________________

ЦГАЛИ ________________________________

ЦИК __________________________________

ЦСКА _________________________________

ЮНЕСКО _______________________________


Задание 4. Имеют ли категорию рода приведенные слова?

Ножницы, щипцы, туфли, ворота, брусья, сани, брюки, ценности, именины, хлопоты, шлепанцы, перила.

Задание 5. Определите, каково лексическое значение ИС, имеющих следующие формы Им. п. мн. ч. Составьте словосочетания с данными словами так, чтобы ясно их лексическое значение:

Адресы – адреса, зубы – зубья, корни – коренья, корпусы – корпуса, листы – листья, мехи – меха, образы – образа, проводы – провода, пропуски – пропуска, соболи – соболя, тоны – тона, хлебы – хлеба, цветы – цвета.

Задание 6. Определите тип склонения имен существительных, заполните Таблицу 1:

Авария, Ахматова, блюдце, бровь, будущее, воевода, время, глазок, голубь, горючее, Дарвин, дерево, дитя, домишко, жалюзи, Жук, иволга, какаду, коллега, Крученых, Куприн, леди, мозоль, мужчина, невежа, общежитие, Окуджава, пальто, парикмахерская, Пастернак, пейзаж, племя, путь, самбо, сливки, удилище, фойе, Чайковский, шампунь, Ющенко.

Таблица 1

I скл. II скл. III скл. Нескл. Смешанное Адъективное
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Задание 7. Заполните Таблицу 2 примерами из текста: впишите в правый столбец имена существительные, удовлетворяющие заданным признакам.

Среди сидящих и разговаривающих за круглым столом в ярко освещенной гостиной Каменский резко выделялся своей фигурой и одеждой. Присутствие его одних смущало, других интересовало. Марья Ивановна боялась взглянуть на него и, махая в раскрасневшееся лицо платком, быстро-быстро заговаривала то с тем, то с другим так, словно отвечала на экзамене. Грише очень захотелось уйти с ней на качели в сад, но он знал, что будет спор, так как заметил, с какой порывистой приветливостью пожал руку КаменскогоИгнатий: очевидно, рад новому человеку, с которым можно сцепиться. Однако разговор шел пока незначительный. Поддерживал его только агроном, человек в золотом пенсне, всегда сдержанный, вежливый и элегантный (агрономией он занимался теоретически, в городе). В тон ему держался и Бобрицкий. Немного отодвинувшись от стола и вытянув ноги, он держал стакан чаю в руках и, когда пил, далеко отставлял мизинец, украшенный перстнем с большим куском бирюзы (И.А. Бунин. На даче).

Таблица 2

Признаки Пример
Нарицательное, неодушевленное, конкретное, 1 скл. (За) столом, платком, (на) экзамене, перстнем и др.
Собственное, одушевленное, конкретное, адъектив. скл.  
Нарицательное, неодушевленное, абстрактное, 1 скл.  
Нарицательное, неодушевленное, конкретное, нескл.  
Нарицательное, неодушевленное, абстрактное, смеш. скл.  
Собственное, одушевленное, конкретное, 2 скл.  
Нарицательное, неодушевленное, вещественное, 1 скл.  
Нарицательное, одушевленное, конкретное, адъектив. скл.  
Нарицательное, неодушевленное, собирательное, 2 скл.  
Нарицательное, неодушевленное, вещественное, 2 скл.  
Нарицательное, неодушевленное, конкретное, адъектив. скл.  
Нарицательное, неодушевленное, конкретное, pl. tantum  
Собственное, одушевленное, конкретное, смеш. скл.  

 

Задание 8. Определите падеж и синтаксическую роль существительных, выделенных курсивом в тексте к Заданию 7, подчеркните их как члены предложения (______________ – подлежащее,
– сказуемое, – дополнение, – определение,
– обстоятельство).

_____________________________


<== предыдущая | следующая ==>
Глава 16.4. Все скоро случится. | Пояснительная записка

Date: 2016-11-17; view: 567; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию