Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Любовь и ее ценности в произведениях мыслителя ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Наиболее знаменитыми произведениями древнегреческого философа Платона, в которых автор большое внимание уделил теме любви, являются «Пир» и «Федр». Диалог «Пир» принадлежит к жанру застольных бесед, зачастую его именуют «речами о любви». Темой диалога является восхождение человека к высшему благу, которое является не чем иным, как воплощением идеи небесной любви. Весь диалог собой представляет рассказ о пире, который был устроен по случаю победы в афинском театре трагического поэта Агафона. Композиция «Пира» с легкостью поддается анализу вследствие того, что нетрудно проследить ее структуру: в диалоге между маленьким вступлением и таким же заключением существует семь речей, в каждой из которых освещается тот или иной аспект одной и той же темы - темы любви. Первый и наиболее очевидный вывод из «Пира» Платона - утверждение связи познания и любви. Любовь у Платона - это процесс знания, движущегося, поднимающегося со ступени на ступень. Поэтому диалектика любви собой представляет у Платона диалектику знания, платонический эрос - это эрос познания. Второй весьма важный вывод, который содержится в «Пире», - связь эротического знания с красотой. Любовь в конечном счете является познанием высшей формы красоты. Философия любви здесь у Платона перерастает органично в эстетику, любовь оказывается стремлением к эстетическому переживанию красоты, к прекрасному. По мнению многих исследователей темы, эстетическое переживание согласно Платону есть любовь. Любовь является вечным стремлением любящего к любимому. Это стремление завершается браком как в духовной, так и в чувственной сфере. Результатом брака выступает порождение нового, в котором любимая и любящий даны уже в виде устойчивого достижения, где оба до неузнаваемости слиты. Такие достижения являются «объективациями» любви, будь то в духовной сфере, будь то в сфере чувственности... Иными словами, эстетическое есть и в своем субъективном аспекте любовное стремление, и в своем объективном аспекте пронизано такими же любовными стремлениями.[7] Таким образом, рассматривая диалог «Пир» Платона, можно прийти к выводу о богатстве теоретического содержания данного произведения, о его неисчерпаемости. Художественная структура «Пира», отсутствие замкнутой логической системы в нем дают возможность предоставлять ему весьма разнообразные истолкования. «Пир» Платона - неумирающий и замечательный памятник европейской мысли, а в более широком смысле, и европейской культуры. Она возвращалась постоянно к нему, создавала все новые дополнения и комментарии, черпая новый философский смысл из него, получая интеллектуальное и эстетическое наслаждение.[8] На мой взгляд, платоновский «Пир» был и остается наиболее, вероятно, важным источником по теории любви во всей античной литературе. Также посвящен теме любви и еще один платоновский диалог - «Федр». В нем, однако, нет столь сложной диалектики, как в «Пире», однако в данном диалоге раскрываются некоторые иные стороны любви, о которых не идет речь в «Пире». В диалоге «Федр» Платон углубляет синтетическое понимание любви как соединяющей силы, связывая его с теорией воспоминания. Особенность идеи Прекрасного здесь заключается в том, что воспоминание о ней «чрезвычайно наглядно и восхитительно сладостно».[9] Это свечение идеальной Красоты в живом теле воспламеняет душу, в ней пробуждая желание полета, неистребимую волю вернуться туда, где не суждено было ей остаться. Это и есть работа Эроса с его тоской по сверхчувственному, возвращающего душам их древние крылья, влекущего в занебесные дали. Любовь платоническая является ностальгией по Абсолюту, запредельное влечение к метаэмпирическому, сила, которая нас возвращает к изначальному бытию среди Богов. В «Федре» Платон прославляет божественное вдохновение. Чтобы раскрыть природу данной божественной силы, он прибегает к сравнению души с колесницей, запряженной двумя конями, злым и добрым, тянущими душу в противоположные стороны. Души людей, стремящиеся ввысь для созерцания истины, воспаряют на крыльях, те же души, которые подниматься ввысь не способны, роняют крылья и падают на землю. Душа, помнящая о прекрасных формах, созерцаемых в мире божественных истин, оперяется, рождение крыльев вызывает мучительную сладость. Так рождается Эрос, вызывающий в душах неистовство, чувство блаженства и экстаз. В целом «Федр» и «Пир», сочинения, которые относятся приблизительно к одному и тому же времени, органично друг друга дополняют и дают представление о философии любви Платона.
Заключение
Таким образом, в заключении следует сделать ряд выводов по работе. Платон по праву считается одним из великих философов античности. Его вклад в философию обогатил духовную культуру человечества в целом. Теория Платона о любви заслуживает высокой оценки и внимания не только вследствие того, что Платон стоял у истоков эротической философии, в последующем имел сторонников, разделявших и развивавших его идеи, но также и по причине того, что его теория об эросе в себе содержала богатство намеченных им «линий» и «точек» возможного осмысления как самой любви, так и явлений, сопряженных с ней, в частности и познания, разума, вплоть до в целом бытия и самого человека. Невзирая на своеобразие его теории, множество ее положений присутствуют до сих пор в человеческом отношении к миру. И словосочетание, образованное от имени философа - платоническая любовь - продолжает определять абсолютно непохожую форму любви, которая отражает его теорию и взгляды. Академия Платона в Афинах просуществовала до 529 года н.э., а затем ее закрыли по приказу императора Юстиниана, который стремился подавить ради процветания христианства языческую эллинистическую культуру. В настоящее время множество историков полагают, что данная дата отмечает конец греко-римской культуры и начало «темных» веков Средневековья. Именно поэтому является и по сей день актуальным и важным выявление всех потенций теории любви Платона, способных обогатить иные сферы философии.
|