Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возрастные кризисы отрочества.
Предподростковый кризис. Описание и анализ предподростко-вого кризиса представляет собой наиболее сложную проблему. Дело в том, что в рамках культурно-исторической теории разными авторами подростковый возраст понимается по-разному. В периодизациях Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина «подростковый» кризис - это переход от младшего школьного к подростковому возрасту, и потому точнее называть его «предподростко-вым». Подростковый возраст Д.Б.Эльконин рассматривал как стабильный. Стабильный в норме, несмотря на то, чго в реальной жизни в силу особых причин он может протекать весьма бурно. Как можно понять это противоречие? Подростковый возраст - понятие, возникшее лишь около ста лет назад [7], не нашло еще в современной культуре способов своего разрешения, «амплификации», подобно более древним возрастам. Сегодня нет еще в культуре, в социальных институтах адекватных для решения задач подросткового возраста пространств. Действительно, решим мысленно такую задачу: попытаемся представить себе то «место», где подросток был бы «уместен». Младенца естественно представить себе на руках у матери или в кроватке, малыша до трех лет - играющим в кубики или в песочек, дошкольника - с куклой или машинкой, младшего школьника - в классе. А где место подростку? На этот вопрос трудно найти общий для всех ответ. Поэтому в жизни мы имеем дело с кризисом, не находящим своего разрешения. Именно так можно объяснить видимое несоответствие теоретических посылок реально наблюдаемым проявлениям подростничества. Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечественной психологии. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста. Да и, наконец, вопрос о том, к стабильному или кризисному возрасту следует относить подро-стничество, остается открытым. В данном контексте нас интересуют работы, в которых были выявлены и проанализированы характеристики перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, а не просто исследования психологии детей подросткового возраста. Во-первых, подростковый возраст, как мы уже отмечали, трактуется очень широко, слово «подросток» относят к широкому возрастному диапазону: если нижняя граница возраста не опускается ниже 10-ти лет, то верхняя может доходить до 16-ти (Л.И.Божович), и даже до 18-ти (Л.С.Выготский). Поэтому еще раз подчеркнем, что мы ограничиваемся лишь описанием перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, стараясь и в более широких аналитических, и экспериментальных конструкциях выделить именно «драму развития», воплощающую этот переход. Л.С.Выготский в работах, посвященных «проблеме возраста» в целом и отдельным возрастным периодам, не дает характеристики предподросткового кризиса. Его взгляды на подростковый возраст мы находим в работе «Педология подростка», написанной в 1931 г., до построения целостной концепции возраста. Это приводит, как мы увидим, к некоторым противоречиям и разночтениям. По мысли Выготского, ключом к гк ишанию психологии подростка является проблема интересов. Необходимо исследовать «те основные моменты направленности, своеобразная конфигурация которых определяет на каждой данной ступени структуру, внутри которой находят свое место и свое значение все механизмы поведения (курсив наш. - К. П.)» [3, с. 7]. При этом «целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций, и следует с полным основанием называть интересами (курсив наш. -КП.)» [там же, с. 13]. С коренной перестройкой всей системы интересов, побуждающих человека к действию, связаны особенности поведения подростков: «падение школьной успеваемости, ухудшение прежде установленных навыков, особенно когда перед ребенком развертывается продуктивная работа творческого характера» [там же, с. 20]. По мысли Л Г Вп~т>тского, подростничество распадается на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов Л.С.Выготский полагает, что первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицательный характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Следующая фаза - фаза интересов - характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Выготский также обращает внимание на сходство негативной ф;. jbi подрост-ничества с негативизмом, характерным для трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления. Давая характеристику симптомам негативной (критической) фазы подросткового возраста, Выготский отмечает а) их крайнюю вариативность; б) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения. В работе «Педология подростка» Выготский вводит представление о трехчленном строении критического или переходного периода. Трудность и противоречивость его позиции, однако, состоит в том, что трехфазная модель кризиса включает в себя третью фазу позитивного развития, но в других работах третья фаза скорее трактуется как стабильный возраст. Важно отметить, что Выготский пубертатный возраст относит к числу стабильных, что позволяет ему удержать единую логику анализа критических возрастов как особенных. В работе «Проблема возраста» Л.С.Выготский выделяет кризис 13 лет и следующий за ним стабильный пубертатный возраст. Комментируя эту работу Д.Б.Эльконин пишет следующее: «Интересно отметить, что в публикуемых в настоящем томе главах книги "Педология подростка" Выготский еще не определял подростковый возраст как стабильный, употребляя часто понятия "переходный возраст" и "подростковый возраст" как синонимы» [3, с. 413]. Л.И.Божович смотрит на проблему подросткового возраста иначе. Она весь возраст полового созревания полагает критическим: «Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно» [1, с. 229]. Кроме того, Л.И.Божович обращает внимание и еще на одну особенность: источником депривации становятся не только внешние запреты, хотя и они имеют место, но и, что важнее, внутренние запреты, накладываемые подростком на самого себя. К позитивным сдвигам Л.И.Божович относит новый уровень самосознания, который связан со способностью подростка познать самого себя как личность, с присущими именно ей качествами. Возникновение самосознания обусловлено развитием мышления, прежде всего мышления в понятиях. Для подростка характерна неустойчивость самооценки, которая описывается то взлетом самоуверенности, то сомнениями в себе. По мысли Л.И.Божович, подростковый возраст (подростковый кризис) состоит из двух фаз - 12-15 лет и 15-17 лет. К концу подросткового возраста формируется самоопределение. Оно основано уже на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, характеризуется учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с выбором профессии. В работе Л.И.Божович делается весьма важная попытка связать специфику переходного возраста с формируемыми новообразованиями. Так, обращается внимание на развитие рефлексии, но ее возникновение датируется скорее самим подростковым периодом, нежели предшествующим младшим школьным возрастом. Описание подросткового кризиса скорее приближается к описанию стабильного периода: рефлексия формируется одновременно с развитием отношения к себе (самопознанием), т. е. рассматриваются тенденции, действующие одновременно, параллельно. Далее указывается на новообразование переходного периода - самоопределение, что также скорее соответствует стабильному (хотя и бурно протекающему) периоду, поскольку новообразование по схеме, предложенной Выготским, есть итог стабильного возраста. Отнести же самоопределение к новообразованиям переходного периода (кратковременным, поглощаемым социальной ситуацией развития следующего стабильного периода) нельзя, поскольку самоопределение полагается важнейшим личностным приобретением, определяющим переход к юности. Однако у Л.И.Божович есть и важное указание на особенность подросткового кризиса, а именно указание на то, что депривация потребности в самопроявлении частично обусловлена запретами, которые накладывает подросток на самого себя. Внутренне противоречие, а не просто внешний конфликт между желаемым и разрешаемым, и есть суть подросткового возраста, понимаемого как переход, но именно внутренний, т. е. не блокирующий развитие, а обусловливающий его. Наиболее популярным среди отечественных исследователей подросткового кризиса является клиническое описание младших подростков, данное в большой работе под редакцией Д. Б.Эль-конина и Т. В.Драгуновой «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» [2]. В ней прослеживается динамика развития детей 11-12 лет на протяжении одного года. Сам выбор испытуемых - младших подростков - говорит о том, что завершение младшего школьного возраста и начало подросткового интересует исследователей особо. Главный тезиг авторов состоит в том. что у детей этого возраста формируется «чувство взрослости» - crpt мление быть, казаться и действовать как взрослый. Если это чувство взрослости находит в жизни ребенка адекватное отношение со стороны взрослых, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз развития более благоприятен. Если же ребенок, испытывающий уже «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание. Этот тезис, как мы видим, весьма схож с позицией Л.И.Божо-вич. Депривация стремления к взрослости (или невозможность реализовать внутреннюю позицию школьника в семь лет) приводит к внешней конфликтности поведения и именно в этом случае квалифицируется как кризис. Подростковые кризисы. Далее, по период гл<Щ'л Д.Б.Эль-конгча пес/с спбильного подросткового возраста наступает следующий возрастной кризис. Это критический переход от подросткового к юношескому возрасту, а чатем кризис 17-ти тст -переход к взрослости. Эти возрасты в гораздо меньшей степени представлены в отечественной психологической литературе именно как критические. Несмотря на интерес к этим завершающим детство точкам онтогенеза [8], очевидно, что их симптоматика в возрастном плане оказывается слишком разнородной, чтобы рассматривать ее как характеристику нормативных кризисов. Можно указать на исследования перехода к взрослости западных психологов, работающих в парадигме «жизненных задач». Особое внимание при исследовании подросткового возраста занимает проблема формирования идентичности. В детстве ребенок может судить о себе в соответствии с позициями в разных сообществах и пространствах. Отношение к себе как к сыну или как к ученику может не совпадать, но подобное несовпадение не воспринимается как тревожащее. Можно сказать, что до подросткового возраста «Я» фрагментарно, осколочно или ситуационно зависимо. В подростковом возрасге встает новая задача развития -формирование целостной идентичности. Этот взгляд на проблемы подросткового возраста ввел в рассмотрение Э.Эриксон. Позже проблема идентичности исследовалась многими авторами, наиболее известны работы Джеймса Марсиа [21]. Формирование идентичности, по Эриксону, есть процесс самоопределения. Идентичность (тождественность) может быть понята в двух измерениях - временном и ситуативно-ролевом. В первом измерении - временном - идентичность обеспечивает преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего. В ситуативно-ролевом измерении идентичность составляет центральное образование, удерживающее в единстве многие ситуации и, соответственно, роли, в которых выступает человек. Человек, сформировавший идентичность, оказывается самотождественным, он остается самим собой независимо от ситуации действования, но он одновременно и адекватен ситуации, не теряя при этом своего лица. Формирование идентичности (кризис идентичности) требует иногда от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важна реструктуризация отношений с родителями, поскольку взрослеющий человек не может далее довольствоваться ролью опекаемого и управляемого. Джеймс Марсиа выделил четыре основных варианта или состояния формирования идентичности, они получили названия статусов идентичности. 1. Предрешенностъ - принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Таким образом можно охарактеризовать статус идентичности тех людей, которым в силу внешних обстоятельств рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость. 2. Диффузия идентичности - состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства. 3. Мораторий - собственно период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы кто я, какой я. 4. Достижение идентичности - благополучное завершение кризиса идентичности - возникновение новой самотождественности. В исследовании Л.И.Бершедовой рассматривается кризис 17-ти лет как захватывающий период от 15 до 18 лет. «Единство качественных преобразований в целостной системе отношений к миру, себе и людям детерминировано ъ этот критический период сложным процессом самоопределения как впервые возникающего явления, "эффективного центра" социальной ситуации развития» [11, с. 32]. Этот период рассматривается как особенный в онтогенезе, поскольку его содержанием является становление человека как субъекта собственного развития [9]. Самоопределение в юности характеризуется двуплановостью, которая создает исходное противоречие, переживаемое как ценностно-смысловой кризис. В целом можно высказать предположение, что чем младше ребенок, чем «древнее» возраст, тем определеннее и конкретнее его проявления. Напротив, чем выше продвигается индивид по «лестнице» возрастов, тем выше влияние конкретных обстоятельств индивидуальной жизни и социокультурных особенностей. Возможно, социальная ситуация развития в юности и определяется встречей ребенка с изменяющимся миром (в противоположность другим возрастным кризисам, когда ребенок открывает для себя особую, новую, но устойчивую форму следующего возраста). Date: 2016-11-17; view: 414; Нарушение авторских прав |