Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Год обучения
Год обучения
Год обучения
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 1. Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата А3, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа:закрепление пройденного материала. 2. Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А3 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек. Самостоятельная работа:выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д. 4. Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение эскизов ( например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А3. Самостоятельная работа:закрепление материала, изображение радуги. 5. Тема: Выразительные средства графики: точки, линии, пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.). Использование Формата А3, черного фломастера, гелиевой ручки. Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно). 6. Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А3. Самостоятельная работа:выполнение тоновых растяжек. 7. Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунков (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья), с использованием формата А3, цветных карандашей. Самостоятельная работа:выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки). 8. Тема: Холодные цвета. Стихия – вода. Рисование по методу ассоциаций. Знакомство с понятием «холодные» цвета. Выполнение этюдов акварелью на формате А3. Самостоятельная работа:изображение морских глубин. 9. Тема: Теплые цвета. Стихия- огонь. Рисование по методу ассоциаций. Знакомство с понятием «теплые» цвета. Выполнение этюдов акварелью на формате А3. Самостоятельная работа:изображение пера волшебной птицы. 10. Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его.Выполнениеэскизов (например, «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата А3, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек. Самостоятельная работа:закрепление материала посредствам дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом). 11. Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги). Использование акварели, формата А3, Самостоятельная работа:закрепление материала, выполнение акварельных заливок. 12. Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак). Использованиеформата А4, туши или черной акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа:знакомство с работами художников-иллюстраторов детских книг. 13. Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А3. Самостоятельная работа:знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.) 15. Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А3, акварели, мятой бумаги. Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например, клубки ниток). 16.Тема: «Портрет мамы». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет».Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А3). Самостоятельная работа:знакомство с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гоген и др.) 17. Тема: Техника работы гуашью. Приглушённые и разбелённые цвета. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами. Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А3. Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге. 18. Тема: Моя любимая игрушка. Развитие чувства равновесия в рисунке при асимметричном заполнении плоскости. Передача фактуры и цвета. Использование гуаши, формата А3. Самостоятельная работа: 19. Тема: Цветы весны. Знакомство спримером изображения цветов. Воздействие света и тени на изображение. Использование гуаши, формата А3. Самостоятельная работа: Этюд весенних цветов. Подбор цвета на палитре. Работают сразу от пятна. 20. Декоративный натюрморт. Компонуем на листе изображение группы предметов крупным планом. Ассиметричная композиция. Выбираем цветовую гамму. Показываем положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая, собственная. Стилизация предметов и окружения. Использование гуаши, формата А3. Самостоятельная работа: начинают работу в карандаше, делая несколько эскизов, завершают работу в цвете на выбранном формате. 21.Рисунок фигуры человека (статика, динамика) Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Использование карандаша или угля, формата А3. Самостоятельная работа: максимально используя формат листа, показать изображение человека разными способами и приемами. 22. Звуки музыки. Передать эмоциональное отношение к изображаемому посредством цвета. Развить образное мышление учеников. Закрепление знаний о насыщенности и тоне цвета. Замутнение цвета и его выразительные возможности в сравнении с яркими чистыми цветами. Использование гуаши, формата А3. Самостоятельная работа: определяются с сюжетом рисунка. Выполняют работу в карандаше. На следующих занятиях приступают в цвете. 23. Рисование растений с натуры. Принцип естественного положения, пластика. Группировка элементов. Знакомство с богатством красок в природе и с многообразием оттенков одного цвета на основе наблюдений окружающей действительности. Использование акварель, пастель, формата А3. Самостоятельная работа: выполнение набросков листьев в карандаше, потом в акварели следом наносят пастель, прорабатывая детали. 24. Тема: Сближенные цвета. Времена года. Выполнение тематической композиции на сближенные цвета. Работа сложным цветом, полученным в результате смешения двух – трех чистых цветов. Закрепление понятия о холодных и теплых группах цветов, о сближенных цветах, цветовой гамме (солнечное или пасмурное состояние). Характер цветового образа разных времен года. Использование материалов на выбор учащихся, формата А3. Самостоятельная работа:выполнение творческой работы на заданную тему в формате А3.
Второй год обучения 1.Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий. Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий. Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун). Использование формата А3, белой и черной гелиевых ручек. Самостоятельная работа:выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.), формат А3. 2. Тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло холодность» цвета. Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета (например, «Братья-гномы» и др.). Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа: выполнение упражнения, поиск теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета. 3. Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона. Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (например, «Пуговицы», «Печенье», и т.д.) Использование формата А3, простого карандаша. Самостоятельная работа: заполнение штрихом простых геометрических форм (ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.). 4. Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А3, акварели, пастели. Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в пределах одного цвета. 5. Тема: Преобразование геометризированной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение упражнения - наброска схематичного изображения (посуда, обувь, и т.д.) и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом. Использование формата А3, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта. 6. Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А3, акварели, пастели. Самостоятельная работа: упражнение-аппликация «Пары контрастных цветов). 7. Тема: Преобразование пластической формы в геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа. Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычок-смоляной бочок, косолапый мишка, мышка-норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а после предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру. Использование формата А3, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа:знакомство с образами героевдетских книг. 8. Тема: Цвет в тоне. Знакомство спонятием «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Объяснить с чего нужно начинать работу с натуры. Положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая, собственная. Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа: этюды предметов в технике «гризайль». 9.Тема: Симметрия. Пятно. Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции. Выполнение копий и зарисовок с натуры (например, насекомых, морских животных, фантастических образов). Использование формата А3, гелиевых ручек, фломастеров. Самостоятельная работа:вырезание симметричного изображения из черной бумаги. 10. Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе). Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа: упражнение «лоскутное одеяло». 11. Тема: Воздушно-линейная перспектива. Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование гелиевой ручки, формата А3. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств. 12.Тема: Рисование животного в движении (с натуры или по представлению). Умени е видеть и передавать размеры и пропорции животных в сравнении, индивидуальные различия формы и строения на основе наблюдений и сопоставление своей работы с живой натурой. Установление сходства и различия. Использование карандаша или гелиевой ручки, формата А3. Самостоятельная работа: закрепление материала в выполнении набросков животных с натуры. 13. Тема: Пейзаж по наблюдению. Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование карандаша или гелиевой ручки, формата А3. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств. 14. Тема: Объем. Градации светотени. Учить передавать свет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры (например, игрушки, предметы быта, овощные портреты). Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа:фотографии освещенных объектов, выполнение упражнений: круглая форма (рисунок яблока, мячика), четырехгранная форма (кубик, домик), сложная форма (игрушка, человечек). 15. Тема: Несложный натюрморт из 2-х предметов. Умение скомпоновать на листе изображение предмета (или группы) крупным планом. Объяснить с чего нужно начинать работу с натуры. Положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая, собственная. Использование формата А3,карандаша. Самостоятельная работа:выполнение натюрморта из 2 предметов в тоне.
16. Тема: Фигура человека в движении (по наблюдению). Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Использование формата А3, гелиевой ручки, фломастеров. Самостоятельная работа: сделать фотографии и наброски изображения людей в движении. 17. Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.). Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование формата А3, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. Самостоятельная работа: закрепление материала. 18. Тема: Рисование предметов по памяти. Знакомство с понятием «симметрия» и «асимметрия» формы. Ось симметрии. Показ и применение легких вспомогательных линий при передаче конструктивной формы габаритов предметов. (листья сложной формы, бабочки, насекомые, рыбки и т.д.). Использование формата А3,карандаша Самостоятельная работа: закрепление материала. 19.Тема: Рисование предметов сложной формы (верёвочный узел, ракушка) Знакомство с понятием «асимметрия», учимся видеть конструктивную особенность формы. Развитие способности передавать в рисунках объем одним цветом. Использование формата А3, гелиевой ручки, карандаша. Самостоятельная работа: зарисовка предметов асимметричной формы. 20. Тема: Итоговое задание. Тематический натюрморт. Закрепит полученные знания и умения в творческой работе, научить использовать возможности творческого метода художников различных эпох и стилей, формировать умения осознанной работы в соответствии с замыслом. Использование формата А3, акварели или гуаши. Самостоятельная работа: выполнение предварительных эскизов, затем выполнение работы в цвете. . Третий год обучения 1. Тема: Зарисовки растений с натуры Показать многообразие жизненных форм с помощью замкнутого контура, штриха, спирали. Использование формата А3, гелиевой ручки, черного фломастера. Самостоятельная работа: Максимально используя формат листа, показать изображение растений разными способами и приемами.
2. Тема: Этюды овощей или фруктов. Учить передавать свет посредством цвета. Выполнение этюдов овощей или фруктов с натуры. Использование формата А3, гуаши или акварели. Самостоятельная работа:выполнение этюдов овощей или фруктов. 3. Тема: Силуэт. Знакомство со сложными силуэтами. Зарисовка простых предметов. Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение). Создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке). Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера. Самостоятельная работа:выполнение аппликации-наложения черного на белое, белого на черное (рыбка в аквариуме, грибы в банке и др.). 4. Тема: Осенний натюрморт. Тёплая цветовая гамма. Уметь скомпоновать на листе изображение предмета (или группы) крупным планом. Ассиметричная композиция. Теплая цветовая гамма. Использование формата А3, гуаши или акварели. Самостоятельная работа:выполнение натюрморта в теплой гамме. 5.Тема: Воздушно-линейная перспектива. «Улицы моего города». Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город). Использование формата А3, гелиевых ручек. Самостоятельная работа:знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам. 6. Тема: Натюрморт в технике «Гризайль». Знакомство с понятием «тон». Выполнение натюрморта применяя один цвет. Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку 1-2 цветов. 7. Тема: Натюрморт из 2-3-х предметов быта близких к геометрическим телам. Размещение изображения на листе. Кадрирование натуры с помощью видоискателя. Передача пропорций и формы предметов. Выполнение работы в тоне. Использование формата А3, карандаша. Самостоятельная работа: Рисуют натюрморт из предметов быта карандашом, максимально используя формат листа, затем выполняют в тоне. 8.Тема: Наброски животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А3, гелиевой ручки. Самостоятельная работа:выполнение модели животного из пластилина. 9. Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных преподавателем. 10. Тема: Натюрморт с мягкой игрушкой. Выполнение натюрморта с мягкой игрушкой. Передать характер и пропорции. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Использование формата А3, уголь, сангина. Самостоятельная работа: зарисовки игрушек с натуры и по памяти. 11. Тема: Колорит. Натюрморт в тёплой и холодной цветовой гамме. научить учащихся различать не только теплые и холодные цвета, но и их оттенки, тем самым, развивая цветовидение. Объяснить и показать на примере как один и тот же цвет может быть и теплым и холодным. Учащиеся должны выполнить 2 натюрморта (в холодной и теплой гамме). При работе обратить внимание на цветовые нюансы. Использование формата А3, гуаши. Самостоятельная работа: подбор цветов тёплой и холодной гаммы для натюрморта. 12. Тема: Пластика человека. Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»). Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров. Самостоятельная работа:фотографии или др. изображения людей в движении. 13. Тема: Декоративный натюрморт. Цветовые гармонии в пределах 2-3-х цветов. Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение тематического натюрморта. Использование формата А3, акварели, гуаши. Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков. 14. Тема: Итоговое задание. Натюрморт из 3-х предметов быта. Размещение изображения на листе. Передача размеров и пропорции предметов в сравнении. Выполнить работу в цвете. Повтор изученного материала. Использование формата А3, гуаши. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки отдельных предметов Date: 2016-11-17; view: 365; Нарушение авторских прав |