Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема самоидентификации русской правовой культуры.
Вызовы современного мира, меняющаяся геополитическая обстановка, необходимость укрепления единства российского общества стали предпосылками поиска национальной идеи, объединяющей граждан многонациональной России. Успешность же этого поиска в ряде случаев зависит от единства внутри самого многонационального народа Российской Федерации, осознания каждым гражданином России не только этнической, но и российской идентичности. Идентичность как осознанное самоопределение социального субъекта, согласно определению французского социолога А. Турена <1>, определяется тремя основными составляющими: потребностью в принадлежности, потребностью в позитивной самооценке и потребностью в безопасности. М.Н. Губогло справедливо подчеркивает, что идентичность и идентификация, в том числе этническая, требуют постоянного подтверждения со стороны носителя представлений о той группе, с которой он стремится идентифицироваться <2>. -------------------------------- <1> См.: Touraine A. Production de la societe. P., 1973. P. 360. <2> См.: Губогло М.Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. М., 2003.
В исследованиях Г.У. Солдатовой заслуживает внимания определение этнической идентификации как разделяемых в той или иной мере членами данной этнической группы общих представлений, которые формируются в процессе взаимодействия с другими народами. Значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиции, места происхождения (территории) и государственности. Общее знание связывает членов группы и служит основой ее отличия от других этнических групп <3>. -------------------------------- <3> См.: Международный проект "Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации", 1994 - 1995 гг.
При этом в отношении понятия "этничность" в литературе также высказываются разные точки зрения. Этнографы, как правило, употребляют его для описания групп населения, отличающихся по таким характеристикам, как общий язык, религия, культура. К примеру, П. Вальдман включает в определение понятия этнической группы также такие элементы, как история, собственные институты, определенные места расселения. Эта группа тоже должна осознавать свое единство. Антропологи, в частности У. Дюрхэм, считают, что определение этничности - это вопрос идентификации с конкретной культурной системой, а также инструмент активного ее использования в целях улучшения своего положения в конкретной социальной системе <4>. -------------------------------- <4> См.: Крылова Н.С., Васильева Т.А. и др. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. М., 1993. С. 13.
Следует отметить, что понятие этнической идентичности включает и осознание субъектом своей принадлежности к той или иной этнической группе, при этом непосредственно национальность субъекта может не совпадать с самоназванием такого этноса. В юриспруденции об этом свидетельствуют, к примеру, расхождения в понимании терминов "национальный язык" и "родной язык" <5> в их обосновании этнической принадлежности носителя языка. Понятие этнической идентичности тесно связано с традиционно используемым юриспруденцией понятием "самобытность" применительно к мерам правового характера по защите языка, культуры, традиционного образа жизни (в ряде случаев), религии, исторического наследия определенных этнических и иных общностей. -------------------------------- <5> Подробнее см.: Васильева Л.Н. Законодательное регулирование использования языков в Российской Федерации. М., 2005. С. 22 - 25.
Международная доктрина, заложившая основы защиты этнической самобытности в целом, языковой и культурной самобытности, способствовала развитию института защиты этнической самобытности и на национальном уровне, а также дополнению механизмов защиты самобытности национальными мерами, определенными как на конституционном уровне, так и в отдельных самостоятельных законах. При этом в национальном законодательстве меры по сохранению этнической самобытности - краеугольного камня соотнесения индивида с этносом, определения этнической идентичности - в большинстве случаев ориентированы на защиту прав национальных меньшинств. Например, в качестве одной из особенностей закрепления национальной (этнической) идентичности стало закрепление права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на хранение, развитие и проявление своей этнической, культурной, языковой, религиозной и национальной сущности. Именно такое право - право на национальную сущность - устанавливает Конституция Румынии 1991 г., подчеркивая, что принятые государством меры по сохранению, развитию и проявлению указанных прав, принадлежащих национальным меньшинствам, должны соответствовать принципам равенства и отсутствия дискриминации по отношению к другим румынским гражданам. В настоящее время в отношении идентичности этносов складывается ряд интересных тенденций. Так, появляются новые термины, связанные с современными интеграционными процессами государств, например термин "европейская самобытность". В частности, Председатель Европейского Парламента считает флаг объединенной и постоянно развивающейся Европы символом европейской самобытности <6>. Использование такого термина в политико-этатистском понимании уже создает прецеденты. Так, в ноябре 2009 г. Европейский суд по правам человека принял решение о незаконности размещения распятий в государственных школах Италии, что вызвало широкий общественный резонанс. -------------------------------- <6> См. об этом: Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2005. N 12.
При этом в рамках Европейского союза фактически на официальном уровне принцип многообразия был провозглашен неотъемлемым элементом идентичности современной Европы. Речь шла в первую очередь о языках и в целом о культуре <7>. -------------------------------- <7> См.: Haggman J. Multilingualism and the European Union // Europaisches Journal fur Minderheitenfragen (EJM). 4 (2010) 2. P. 191 - 195.
Уникальность ситуации в Российской Федерации состоит в том, что Конституция России оперирует термином "многонациональный народ Российской Федерации". По мнению Р.М. Гибадуллина, Конституция РФ 1993 г. содержит этатистское представление о российской идентичности в виде понятия "многонациональный народ", выражающего идею нации как надэтнической государствообразующей общности <8>. При этом на законодательном уровне установлены гарантии в области сохранения и развития родных языков, национальной культуры народов России, защиты прав национально-культурных автономий. -------------------------------- <8> См.: Гибадуллин Р.М. Постсоветский дискурс нации как проблема межэтнического единства России // Власть. 2010. N 1. С. 74 - 78.
Необходимость формирования относительно устойчивого сообщества, объединенного в рамках общей территории общим историческим прошлым, некой общей совокупностью основных культурных достижений и общей осознанностью принадлежности себя к единому многонациональному сообществу во всех проявлениях этнической самобытности составляющих его народов России, сегодня очевидна. Представляется, что появление такого сообщества станет важным препятствием на пути развития межэтнических конфликтов и умаления суверенных прав государства. Российская Федерация всегда представляла собой уникальное по своей многонациональной природе государство. В нашей стране, как отмечает В. Тишков <9>, понятие "российский народ" ("россияне") родилось во времена Петра I и М.В. Ломоносова и утверждалось выдающимися деятелями, в частности Н.М. Карамзиным. В царской России существовало представление о российской, или "общерусской", нации, а слова "русский" и "российский" были во многом синонимами. Для Н.М. Карамзина быть россиянином означало прежде всего чувствовать глубокую связь с Отечеством и быть "совершеннейшим гражданином". Такое понимание "российскости" на основе русской культуры и православия занимало доминирующее положение по сравнению с этническим национализмом. П.Б. Струве считал, что "Россия есть государство национальное" и что, "географически расширяя свое ядро, русское государство превратилось в государство, которое, будучи многонародным, в то же время обладает национальным единством" <10>. -------------------------------- <9> См.: Тишков В.А. Российский народ и национальная идентичность // Известия. 2014. 13 нояб. <10> Цит. по: Тишков В.А. Российский народ и национальная идентичность.
В период существования СССР советский народ рассматривался как метаэтническая общность. Он коренным образом отличался от существующих "капиталистических наций" и был им противоположен. При этом "советский народ нельзя было назвать нацией, так как внутри СССР утверждалось существование социалистических наций и народностей как более мелких образований, из которых и создавалась новая историческая общность" <11>. -------------------------------- <11> См.: Конституционное право и политика: Сб. матер. Междунар. научн. конф. (Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 г.) / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2012.
Следует подчеркнуть, что понятия "народ" и "нация" не рассматриваются как тождественные. Согласимся, что "нация - это политическая ипостась народа. Нация вне государства не существует, в современном мире можно считать дуализм государства и нации неразрывным. Нация образуется людьми, лояльными к данному государству. Лояльность к государству демонстрируется через реализацию народом своих политических прав и несение политических обязанностей. Главной из обязанностей является обязанность защищать свою страну, свое государство. Именно желание защищать свою страну является экзистенцией национальной идентичности" <12>. -------------------------------- <12> См.: Конституционное право и политика: Сб. матер. Междунар. научн. конф. (Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 г.) / Отв. ред. С.А. Авакьян.
В нашей стране на конституционном уровне установлено, что именно многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. При этом неоднократно и в научных дискуссиях, и в средствах массовой информации обращается внимание на то, что сегодня стоит задача формирования единой российской нации, российской идентичности. Сами же понятия "россиянин" и "россиянка", положенные в основу термина "российская нация", подразумевают не только обладание российским гражданством, но и сверхнациональную культурную идентичность, совместимую с иными разновидностями самоидентификации - этнической, национальной, религиозной. В Российской Федерации ни на конституционном, ни на законодательном уровнях не установлены препятствия лицу из любой этнической, национальной или религиозной общности считать себя носителем российской культуры, т.е. россиянином, и сохранять одновременно иные формы культурной и национальной идентичности <13>. -------------------------------- <13> См.: Шапорева Д.С. Конституционные основы национальной культурной идентификации в России // Российская юстиция. 2013. N 6.
В настоящее время в ряде основополагающих документов по вопросам государственной национальной политики используется термин "российская гражданская идентичность". Так, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. <14> отмечено, что недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения негативно влияет на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений. -------------------------------- <14> Утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666.
Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" <15> также подчеркивает, что на развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы: размывание традиционных нравственных ценностей народов России; попытки политизации этнического и религиозного фактора, в том числе в период избирательных кампаний; недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов; распространенность негативных стереотипов в отношении других народов. -------------------------------- <15> Утв. Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. N 718.
В связи с этим стоит акцентировать внимание на том, что решение задачи появления единой российской нации невозможно без справедливой правовой оценки репрессии советской эпохи в отношении ряда народов. В названной Федеральной целевой программе отмечается, что в настоящее время сохраняется негативное влияние на межнациональные отношения некоторых последствий советской национальной политики (например, репрессий и депортаций в отношении отдельных народов, неоднократных изменений административно-территориальных границ). Сегодня эта проблема приобрела особую актуальность в связи с принятием в состав Российской Федерации ряда территорий. Действительно, признание несправедливого и зачастую надуманного отношения ко всему народу, исходя из ряда частных случаев, требует принятия со стороны государства комплекса правовых и социальных мер по недопущению проявлений этнонационального экстремизма. Еще до принятия действующей Конституции РФ был принят Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов". Однако он не содержит комплексного правового инструментария, позволяющего применить механизм реабилитации к каждому незаконно репрессированному народу максимально эффективно, в соответствии с его представлениями о правовой природе социального и правового государства. На сегодняшний день это актуально в связи с принятием в состав Российской Федерации Республики Крым, в которой проживают репрессированные в советские годы крымские татары. Кроме того, на государственном уровне формирование единства российской нации тесно связано с этнокультурным развитием народов России. В названной выше Федеральной целевой программе предлагаются два варианта решения проблем в сфере государственной национальной политики и этнокультурного развития: первый вариант предполагает ускоренные темпы укрепления единства российской нации и этнокультурного развития, значительное улучшение межэтнических и этноконфессиональных отношений; второй - противодействие сложившимся негативным тенденциям, укрепление общегражданской российской идентичности, развитие этнокультурного многообразия. Таким образом, в правовом поле Российской Федерации существуют два взаимосвязанных термина: "единство российской нации", подразумевающего сохранение этнической самобытности всех составляющих эту нацию народов России, и "общегражданская российская идентичность" как осознание принадлежности себя к российской нации, осознание себя россиянином - гражданином Российской Федерации. Общегражданская российская идентичность приведет к укреплению всего единства российской нации (пока еще в стадии формирования), а развитие этнокультурного многообразия только усилит общегражданскую идентичность новым качеством солидаризирующегося сообщества. Правовое регулирование, направленное на развитие этнокультурного многообразия, включает в себя довольно широкий спектр вопросов, направленных на формирование гармоничных межэтнических отношений: вопросы сохранения и развития национальной самобытности, формирование единой общероссийской культуры, обеспечение достойных условий социально-экономического развития регионов и представителей всех социальных прослоек и этнических групп в нем, противодействие экстремизму. Вместе с тем такое регулирование не ограничивается исключительно методами правового регулирования. Весомую роль здесь играют уровень межкультурной компетентности, терпимость и принятие иного способа познания мира, уровень жизни представителей разных этносов. В связи с этим существенно влияние законодательства регионального уровня на качественное развитие указанных направлений. На региональном уровне сложился комплекс мер по защите и развитию российской идентичности, а также по формированию идентичности сообщества, проживающего в том или ином субъекте РФ. В актах регионального правотворчества часто подчеркивается идея, что формирование и реализация национальной идентичности, развитие культурного потенциала субъекта РФ обеспечат повышение конкурентоспособности, развитие творчества, инноваций и социального благополучия, формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию регионального сообщества <16>. При этом подчеркивается, что региональная идентичность должна являться частью российской национальной идентичности, быть встроена в систему государственной культурной политики <17>. Так, в Ярославской области создан и функционирует Совет по формированию ярославской региональной идентичности, который решает вопросы по выработке общих подходов к формированию региональной идентичности, разработке концепции региональной идентичности и стратегии ее продвижения. -------------------------------- <16> См., например: Постановление губернатора Владимирской области от 25 ноября 2013 г. N 1074. <17> См., например: Указ губернатора Ярославской области от 19 мая 2014 г. N 196.
Вместе с тем в значительном массиве нормативных правовых положений несколько минимизирован объем тех установлений, которые напрямую касаются сохранения этнической самобытности русскими. Существенным моментом для понимания в связи с этим представляется сложившийся комплекс мер, направленных на защиту русского языка как национального языка русского народа. В программах федерального уровня защита русского языка ведется по трем направлениям: государственный язык Российской Федерации; язык межнационального общения; язык соотечественников за рубежом <18>. -------------------------------- <18> См., например: Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 492 "О Федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011 - 2015 годы".
При этом региональное законодательство лишь отчасти нацелено на развитие системы укрепления русской идентичности. Непосредственно на ее укрепление в субъектах РФ был направлен ряд региональных программ, большинство из которых уже исчерпали свой ресурс по времени их действия. Многие из них решали такую задачу лишь косвенно. Так, некоторые программы в субъектах РФ с преимущественным расселением русского народа содержали комплекс мер лишь по развитию русского языка как средства межнационального общения. В качестве примера можно назвать Областную целевую программу "Русский язык" (2007 - 2010 годы) (Белгородская область) <19>, а также Областную целевую программу "Русский язык" на 2007 - 2009 годы (Ивановская область) <20>. -------------------------------- <19> Утв. Постановлением Правительства Белгородской области от 29 сентября 2006 г. N 203-пп. <20> Утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 13 октября 2006 г. N 167-п.
Создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа отмечено в ведомственной целевой программе "Русский язык" (2007 - 2009 годы) (Нижегородская область) <21> и в Областной целевой программе "Русский язык" на 2008 - 2010 годы (Владимирская область) <22>. К числу задач последней были отнесены создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа; пропаганда русского языка, повышение и активизация разного рода мотиваций к изучению русского национального языка и русской национальной культуры и страноведения во Владимирской области; популяризация русского языка как главнейшего средства национального и межнационального общения и развитие интереса к его истории и современному состоянию на территории Владимирской области. Однако в настоящий момент эти программы исчерпали свой ресурс по времени действия. -------------------------------- <21> Утв. Приказом Департамента образования Нижегородской области от 5 марта 2007 г. N 134. <22> Утв. Законом Владимирской области от 5 октября 2007 г. N 124-ОЗ.
Среди действующих программ в настоящее время можно отметить Государственную программу Воронежской области "Развитие культуры и туризма" с подпрограммой "Этнокультурное развитие Воронежской области" <23>, Комплексный план мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., гармонизации межнациональных отношений, укреплению общероссийской идентичности и этнокультурному развитию народов Российской Федерации в Тульской области <24>. -------------------------------- <23> Утв. Постановлением Правительства Воронежской области от 18 декабря 2013 г. N 1119. <24> Утв. распоряжением Правительства Тульской области от 9 декабря 2013 г. N 1103-р.
Интересным представляется и положение об улучшении сложившейся моноязычной языковой ситуации и создании языковой среды, о расширении сферы активного использования русского языка, содержащееся в Государственной программе Республики Тыва "Развитие русского языка на 2014 - 2018 годы" <25>. Однако положительный ресурс таких программ по укреплению статуса русского языка явно недостаточен для комплексного подхода к укреплению русской идентичности в регионах России. -------------------------------- <25> Утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 октября 2013 г. N 608.
Следует согласиться с ведущими российскими этнологами в том, что престижность русскости и гордости за русский народ нужно утверждать не отрицанием российскости, а через утверждение двойной идентичности (русской и российской), через улучшение условий жизни регионов преимущественного проживания русских, через содействие их широкому представительству в институтах гражданского общества и защиты их интересов в общественных национальных организациях. Укоренение русской идентичности как особой системы самобытности русского народа, выраженной в русском языке, русской национальной (народной) культуре, традициях, семейных ценностях и православной вере, представляет собой дополнительный импульс в упрочении единой российской нации <26>. -------------------------------- <26> См.: Тишков В. О российском народе и национальной идентичности в России. URL: http://valerytishkov.ru/cntnt/publicacii3/publikacii/o_rossisko.html.
Советский период нашей истории, в который русский народ выполнял миссию "старшего брата", последовавший затем "парад суверенитетов" новой России и закрепление прав "титульных наций" в республиках в составе Российской Федерации никак не способствовали формированию ни русской, ни российской идентичности. Сегодня, в период новых глобальных перемен и вызовов для Российской Федерации, необходимо формирование четкой этнологической, правовой и общегражданской позиции по указанным направлениям. В связи с этими тенденциями развития законодательства по укреплению русской идентичности можно определить: усиление правовой защиты в отношении русского языка и национальной русской культуры в части сохранения их самобытных качеств; экономическую поддержку и социальное развитие территорий преимущественного расселения русского народа, а также территории, стратегически важных для сохранения там в том числе "русскости": Калининградской области, Республики Крым, Дальнего Востока; повышение роли институтов, в том числе национальных общественных организаций; принятие комплексной адресной программы экономической и социально-культурной направленности по возрождению деревни в регионах средней полосы России в новых экономических условиях ("новой русской деревни"); развитие патриотического воспитания, культивирование патриотизма и знания истории своей страны, роли русского народа в героических страницах истории Российского государства, национальных героев; необходимость правовой и общегражданской оценки тех трагических событий нашей истории, которые коснулись русского народа, русских как репрессированных лиц, русской идентичности в целом; необходимость образовательных и культурно-просветительских мер по формированию русской идентичности, ознакомление в качестве дополнительного образования со старославянским языком, изучение быта и нравов славян, воспитание культуры современного общения внутри своей национальной группы. Возможно также создание определенных туристических этноцентров и выделение соответствующей территории под строительство центра развития русской идентичности, который вобрал бы в себя учреждения культуры, этнодеревни и образовательные учреждения по ознакомлению и изучению русской письменности, русских народных промыслов и фольклора с преимущественной ориентацией на его посещение учащимися образовательных учреждений, в том числе дошкольных отделений. Однако следует помнить, что национальная идентичность, в том числе русская, не столько связана с национальностью ее носителя, сколько определяется отнесением индивида самого себя к нации. Поэтому определенной правовой задачей можно считать и укрепление позиций русского языка за рубежом, а также пропаганду и защиту русского языка как величайшей цивилизационной ценности внутри государства. В связи с этим актуальными представляются задачи привлечения внимания общественности к проблемам сохранения и упрочения статуса русского языка как духовной основы русской культуры и русской ментальности; повышения уровня образованности и культуры русской речи во всех сферах функционирования русского языка; формирования мотивации интереса к русскому языку и речевой культуры среди разных слоев населения; увеличения количества просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру русского народа. Подобные направления имели место в некоторых региональных целевых программах. Нужно также согласиться, что национальная идентичность в отличие от этнической предполагает наличие определенной ментальной установки, ощущения индивидом своей принадлежности к крупному социополитическому образованию. Поэтому следует предостеречь от популяризации идеи создания "русского государства". Вместе с тем внесение в действующее федеральное законодательство положений, направленных на появление на федеральном уровне соответствующей национально-культурной автономии как формы национально-культурного самоопределения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, вполне оправданно. Отметим, что формирование единой российской нации возможно только при осознании каждым гражданином не только своей этнической принадлежности, но и общности с согражданами единой многонациональной страны, сопричастности к их культуре и традициям. В этом смысле создание действенных правовых механизмов, направленных на появление российской идентичности, необходимо. Осознание себя россиянином, членом большого сообщества - единой российской нации, носителем российской национальной идентичности как принадлежности к Российскому государству - задача нескольких поколений. В связи с этим меры правового характера должны быть поставлены на законодательном уровне, наряду с тем сложившимся правовым инструментарием по защите национального и государственного языков, развитию народной и российской культуры, поддержке развития регионов и геополитических интересов России, которые уже имеют место.
Date: 2016-11-17; view: 466; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|