Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Историческая проза в западной и отечественной литературе.

Историческая проза в западной литературе. Перед тем, как приступить к лекции, необходимо сделать одну оговорку. Иногда приходится встречать такое суждение, что историческая проза – это несерьезный жанр, есть даже термин, к которому причисляют и историческую романистику – беллетристика. Не могу полностью с этим согласиться. Во-первых, беллетристика беллетристики рознь и называть «низким» жанром то, что интересно, остросюжетно написано, не вдаваясь в детали качества текста, представляется мне в корне неверным. А во-вторых, если бы историческая проза была бы чем-то таким «несерьезным», то вряд ли к ней обращалось бы большое количество писателей, которых принято очень высоко оценивать за их вклад в так называемую «серьезную» литературу. Более того, ряд таких авторов свои исторические произведения ставили выше многого того, что они написали и очень огорчались, если публика их оценивала как-то иначе. Я уж молчу о том, что чтобы написать хотя бы добротный исторический роман, не говоря уж о великом, необходимо прочитать и переосмыслить большую гору серьезной научной литературы. Это серьезная работа для автора, требующая немалых временных и интеллектуальных затрат.

Начну с XIX века, когда в странах Запада историческая проза формируется на новых основаниях, даже если формально и продолжает прежние традиции. Я уже говорил в предыдущей лекции, что этот век – это время формирования новых литературных языков, легших в основание языков современных. К этому следует добавить и расширение читательской аудитории, чему способствовали процессы развития системы образования. Именно в эту эпоху обращение к историческому прошлому становится актуальным как никогда, неслучайно этот век еще называют «веком истории». И писатели-романисты внесли свой немалый вклад в идущие процессы.

Неслучайно, что своеобразный бум интереса к истории, а, следовательно, и к художественной исторической прозе, в первую очередь произошел в тех странах, которые ощущали себя лидерами тогдашнего мирового процесса – в Британской империи и Франции. С этих стран и начнем.

Самые известный исторические романисты того времени, чьи имена до сих пор являются знаковыми в этой связи, это британец шотландского происхождения Вальтер Скотт (1771-1832) и француз Александр Дюма - отец (1802-1870). Сейчас их обычно относят к авторам «для детей и юношества», но тогда это были вполне «взрослые писатели». Поклонниками их творчества, разумеется, были и подростки, но далеко ими они не исчерпывались. В наше время их ставят в один ряд, но тогда между ними было одно существенное различие. Если Александр Дюма изначально позиционировал свои произведения как развлекательные, не ограничиваясь, конечно, только этой функцией, то Вальтер Скотт воспринимал себя как писатель серьезный, который между делом еще и пытался читателя развлечь. Сейчас эта грань в отношении к данным авторам уже размыта, но процесс этот происходил на протяжении достаточно длительного времени.

Что касается конкретных произведений, то здесь список можно продолжать очень долго, можно взять практически любую их книгу и безошибочно отнести их к жанру исторического романа. Назовем лишь самые знаменитые романы этих авторов, каждый же из слушателей лекции этот список может легко продолжить по своему усмотрению. У Вальтера Скотта стоит отметить такие произведения как «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1819), «Квентин Дорвард» (1823), однако любопытствующий читатель найдет в его библиографии еще много чего интересного по данной тематике. У Александра Дюма, для которого история, по его собственному признанию, была «гвоздем, на который он вешал свои романы», библиография исторических романов еще более обширна. У него была вполне амбициозная цель описать в романах всю историю Франции и во многом, пусть и не полностью и не без помощников, т.н. «литературных негров», он с ней справился. Только одних циклов романов у него было несколько, достаточно вспомнить его циклы о гугенотских войнах (о 2-й половине XVI века), о мушкетерах (о XVII веке), о времени Регентства (о 1-й половине XVIII века), о предпосылках и ходе Великой Французской революции (о 2-я половине XVIII века) и др. И это не считая одиночных романов, таких как «Изабелла Баварская» (1835), «Асканио» (1843), «Две Дианы» (1846) и многих других.

Пожалуй, эти две фигуры были самыми крупными, но ими французская и британская литература XIX века, посвященная истории, не ограничивается. К данному жанру обращались даже те писатели, которые прославились в основном произведениями на современные им темы (мастера реалистической прозы), или работающие преимущественно в каких-то еще жанрах.

Британия вообще, еще с эпохи средневековья, славилась своим интересом к прошлому, и ее писатели к истории регулярно обращались. XIX век в этом плане был логическим продолжением идущих в ее литературе процессов, но на новом этапе.

Из британских писателей (я сознательно говорю британских, ибо сугубо английскими она далеко не исчерпывалась, Великобритания была государством полиэтническим, даже если в расчет не брать ее колониальные владения), «отметившихся» произведениями на историческую тематику, причем не только на тему английской истории, но и на историю других стран, можно выделить таких авторов как Эдвард Бульвер-Литтон (1803-1873). Можно привести пример таких его книг как «Последние дни Помпеи» (1834) и «Гарольд, последний из саксов» (1848). Также необходимо назвать Уильяма Теккерея (1811-1863), с его романами «История Генри Эсмонда» (1852), «Виргинцы» (1857-1859) и др. Отметился историческими романами и сам Чарльз Диккенс (1812-1870), такими как «Барнеби Радж» (1841) и «Повесть о двух городах» (1859). Из несколько более поздних авторов можно упомянуть Роберта Стивенсона (1850-1894) автора знаменитого и ныне легендарного «Острова сокровищ», однако его перу принадлежат такие исторические романы как «Черная стрела» (1883) о войне Алой и Белой розы и «Похищенный» (1886), который несколько условно, но все-таки можно отнести к разряду исторической прозы. И, конечно же, нельзя обойти стороной создателя знаменитого Шерлока Холмса, Артура Конан Дойла (1859-1930), который очень хотел, чтобы его знали в первую очередь как исторического романиста, и очень переживал, что этого не происходило. К его историческим произведениям стоит отнести «Приключения Михея Кларка» (1889), «Белый отряд» (1891), цикл рассказов под общим условным названием «Бригадир Жерар» (1895-1910) и ряд других его книг.

Интерес к истории всегда был велик и во Франции, XIX век здесь тоже был периодом продолжения этого интереса. Говоря о французской исторической прозе того века, кроме Александра Дюма сюда необходимо отнести таких авторов как Проспер Мериме (1803-1870), написавшего роман «Хроника царствования Карла IX (1829) и множество новелл и драм на историческую тематику, Оноре де Бальзак (1799-1850), с его ранним романом «Шуаны, или Бретань в 1799 году» (1829), Стендаль (настоящая фамилия Мари_Анри Бейль) (1783-1842), с романом «Пармская обитель» (1838) и изданных им историй, которые он нашел при разборе архива Папского государства эпохи Возрождения и подготовил их к печати в 1830-х годах под названием «Итальянские хроники» (авторство здесь конечно не принадлежит Стендалю, но определенную руку он к ним приложил), и, конечно же, Виктор Гюго (1802-1885), автор таких знаменитых произведений как «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1862) и «Девяносто третий год» (1874), вернувший, как считает ряд исследователей, французскому историческому роману статус серьезной литературы.

Однако не только в этих двух странах развивался жанр исторической прозы. В XIX веке активным образом шло формирование новых наций и государств, и осмысление прошлого было острой потребностью в этих странах. Не вдаваясь в большие подробности, упомяну в этой связи некоторых, на мой взгляд, крупных писателей, таких как немецкий египтолог Георг Эберс (1837-1898), который кроме своей научной деятельности прославился и как автор ряда художественных исторических романов на древнеегипетскую и античную тематику, таких как «Дочь фараона»(1864), «Император» (1881), «Серапис» (1885), «Невеста Нила» (1887), «Клеопатра» (1893), а также на тему европейской истории XVI века – «Жена бургомистра» (1882), «Слово» (1882) и других, польские писатели Болеслава Прус (1847-1912) создатель знаменитого «Фараона» (1897) и Генрик Сенкевича (1846-1916) автор трилогии о Речи Посполитой («Огнем и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886) и «Пан Володыёвский» (1887-1888), книги о ранних христианах в Риме – «Камо грядеши» (1894-1896) и романа «Крестоносцы» (1897-1900), апофеозом которого стала знаменитая Грюнвальдская битва 1410 года. Также стоит отметить знаменитую «Легенду об Уленшпигеле» (1867) бельгийского франкоязычного писателя Шарля де Костера (1827-1879), повествующую о борьбе Нидерландов против испанского владычества. Сюда же можно отнести и некоторые романы американца Марка Твена (1835-1910), такие как «Принц и нищий» (1881), «Жанна д'Арк» (1896) и др.

XX век подхватил эстафету у века XIX-го, однако наложил свои особенности на все мировосприятие человека. Две мировых войны и различного рода социально-политические эксперименты кардинальным образом изменили общество. Не остались в стороне и писатели. Постепенно очень важным жанром литературы становится семейная сага, в которой через призму судьбы отдельной семьи пропускалась эпоха на достаточно большом отрезке времени. Но данный жанр требует отдельного разговора, речь о ней пойдет в следующей лекции.

Перейдем к собственно исторической прозе, которая не только не умерла, но набрала новые обороты.

И опять здесь не обошлось без французов. Среди самых знаменитых писателей французского происхождения, нашедших себя в жанре исторического романа, видное место занимает Морис Дрюон (1918-2009), прославившийся в первую очередь 7-томным циклом «Проклятые короли» (1955-1977), но написавшим и ряд других, пусть менее известных исторических романов, таких как «Александр Великий, или книга о Боге» (1958). Однако к исторической романистике он обратился в основном уже после II Мировой войны. Но и в 1-й половине XX века были в западной литературе писатели, обращавшиеся к теме истории. В первую очередь к ним стоит отнести немцев: братьев Манн, старший из которых Генрих Манн (1871-1950) отметился, в частности дилогией о Генрихе Наваррском – «Молодые годы короля Генриха IV» (1935) и «Зрелые годы короля Генриха IV» (1938), а младший, волею судеб более известный писатель, чем его брат, недаром ставший лауреатом Нобелевской премии, Томас Манн (1875-1955), написал роман-тетралогию на библейскую тему «Иосиф и его братья» (1933-1943) и роман об эпохе Гете – «Лотта в Веймаре» (1939). Обращение к библейской тематике, особенно к Новому Завету, станет важным элементом творчества ряда писателей XX века, как западных, так и отечественных. В один ряд с ними можно поставить еще одного их соотечественника Лиона Фейхтвангера (1884-1958), автора трилогии «Иосиф Флавий» (1932-1945), романов «Лже-Нерон» (1936), «Испанская баллада» (1954) и других.

Обращались к исторической тематике и по другую сторону Атлантики. Даже такой известный своими реалистическими остросоциальными романами американский писатель как Джон Стейнбек (1902-1968) на заре своей писательской карьеры отметился романом «Золотая чаша» (1929), биографическим романом о знаменитом пирате Генри Моргане. Однако, наверное, самым знаменитым историческим американским романом XX века стала книга Маргарет Митчелл (1900-1949) «Унесенные ветром» (1936) о гражданской войне между Севером и Югом за отмену рабства в США.

Чтобы закончить с неевропейскими авторами, обязательно нужно упомянуть австралийскую писательницу Колин Маккалоу (1937-2015), которая кроме своей знаменитым семейной саги «Поющие в терновнике», написала и серию чисто исторических романов, включая большой по объему цикл «Владыки Рима» (1990-2007), посвященный гражданским войнам в Риме I в до н.э.

Были в XX веке и продолжатели «дела» Александра Дюма, писавшие историко-приключенческую прозу. Одним из самых знаменитых среди них был британский писатель итальянского происхождения Рафаэль Сабатини (1875-1950), автор множества романов в означенном жанре, в том числе циклов «Капитан Блад» (1922-1936) и «Скарамуш» (1921-1931).

К крупным авторам исторической прозы относится и Роберт Грейвз (1895-1985), автор дилогии о римском императоре Клавдии («Я, Клавдий» (1934) и «Божественный Клавдий» (1935)), а также ряда других романов на тему древней истории, включая такой произведение как «Царь Иисус» (1946). Иисусу был посвящен и роман Нобелевского лауреата, португальского писателя Жозе Сарамаго (род. 1922) – «Евангелие от Иисуса» (1997). К библейским событиям правда более ранним, Сарамаго еще вернется, опубликовав в 2009 году роман «Каин».

Из исторических романистов конца XX – начала XXI века, стоит отметить итальянского историка и культуролога Умберто Эко (род. 1932), написавшего ряд художественных текстов на историческую тематику, таких как «Имя розы» (1980), «Остров накануне» (1994), «Баудолино» (2000) и др., и испанского писателя Артуро Перес-Реверте (род. 1951), автора историко-приключенческого цикла «Капитан Алатристе» (1996-2011), а также таких романов как «Гусар» (1986), «Мыс Трафальгар» (2004) и др.

Можно констатировать, что историческая проза на Западе продолжает развиваться, появляются новые авторы, да и писатели, работающие в иных жанрах, периодически к ней обращаются, ища свои ответы на какие-то вопросы.

Историческая проза в отечественной литературе. Русская литература часто считается более молодой по отношению к западной, а следовательно ученической. Во-первых, на мой взгляд, это не совсем так. Делающие такие утверждения, обычно забывают богатый пласт древнерусской литературы, которая была иной, чем западная, но это не означает, что ее не было. А во-вторых, если все-таки рассматривать ее в контексте тогдашних мировых литературных процессов и в этом контексте выдвигать тезис об ее «молодости», то необходимо признать, что она оказалась учеником талантливым, быстро учащимся и в некоторых аспектах переросшим своих учителей. Этот тезис общий для всей русской литературы, больше всего относится к литературе XIX века и, разумеется, он напрямую касается интересующей нас исторической прозы. В это столетие, как и на Западе, появляется определенное число авторов, занявшихся вплотную данным жанром, а также его на протяжении своего творческого пути не обходят стороной и писатели, в первую очередь зарекомендовавших себя в иных литературных жанрах. Одним словом, все как на Западе, можно наблюдать те же тенденции.

Остановимся на некоторых, самых заметных авторах, которых печатали не только при их жизни, но и продолжали издавать позже, издают вплоть до наших дней.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1937), наверное, самый знаменитый русский поэт и прозаик, один из тех, благодаря кому оформился современный русский литературный язык. Он одним из первых русских авторов своего времени отметился и на ниве написания произведений на историческую тематику. В этом плане он начинал с драматических произведений, в частности с драмы «Борис Годунов» (1825). Что касается именно прозы, то в 1827 году он пишет знаменитого «Арапа Петра Великого». В дальнейшем его история продолжает волновать, и, появляются, в частности «История Пугачева» (1834), «Капитанская дочка» (1836) и др. Однако для Пушкина историческая проза была важным, но все-таки не основным в его творчестве.

В эти же годы в России начинают писать авторы, чьим основным литературным занятием становится историческая проза. К ним в первую очередь следует отнести Михаила Николаевича Загоскина (1789-1852), автора таких исторических произведений как «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829), «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831), «Аскольдова могила» (1833) и других, и Ивана Ивановича Лажечникова (1792-1869), с его романами «Последний Новик» (1831-1833) о петровской эпохе, «Ледяной дом» (1835) об Анне Иоанновне, «Басурман» (1838) об Иване III. Особенно знаменитым из них считается «Ледяной дом», который до сих пор переиздают.

Не прошел мимо исторического материала и такой знаменитый писатель как Николай Васильевич Гоголь (1809-1952). И это не только «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1833) где он, «изобретая Украину», изобретал в некотором смысле и ее историю, и повесть «Тарас Бульба» (1835), но и так и не законченный роман «Гетьман».

Что касается 2-й половины XIX века, то наиболее крупными авторами, обращающиеся к исторической тематике, были представители одного рода, так уж получилось. И род этот был род Толстых. Все знают великий роман-эпопею об Отечественной войне, написанный Львом Николаевичем Толстым (1828-1910). Речь, разумеется, идет о 4-х томном романе «Война и мир» (1863-1869). Однако у него еще был, к примеру, неоконченный роман «Декабристы» (1860-1861), из которого в дальнейшем его знаменитая эпопея и выросла. «Война и мир» затмевает собой творчество другого представителя этого славного графского рода – Алексея Константиновича Толстого (1817-1875), который славился произведениями, которые сейчас обычно относят к жанру «хоррор», но его перу принадлежит еще роман об опричнине «Князь Серебряный» (1862), а также пьесы «Смерть Иоанна Грозного» (1865), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Самое интересное, что еще один известный писатель с фамилией Толстой отметится знаковым историческим романом, но это произойдет уже в XX веке, о чем подробнее поговорим позже.

Начало XX века ознаменовалось новым витком в развитии русской культуры, получившим название «серебряный век». Это действительно было время расцвета русской культуры вообще и русской литературы в частности.

Говоря об эпохе серебряного века, не стоит забывать о том, что фактически она была прервана великими потрясениями и те из деятелей культуры, которым удалось пережить революцию и гражданскую войну, вынуждены были делать свой выбор – идти на сотрудничество с большевиками или покинуть страну. Часть выбрала первый путь, часть второй и это необходимо учитывать.

Востребованным в рассматриваемый период оказался и исторический роман, причем как до революции, так и позже. Начнем с дореволюционных событий.

Одним из самых значительных русских прозаиков серебряного века, прославившимся в первую очередь исторической прозой, был Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941). В первую очередь он отметился в литературе историко-религиозными текстами, как художественного, так и публицистического характера. К числу первых относится его условная трилогия «Христос и Антихрист», в которой он высказывал свои религиозно-философские воззрения. Она включала в себя романы из разных исторических эпох: «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895), «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901) и «Антихист. Петр и Алексей» (1904-1905). Далее он написал трилогию о русской истории начала XIX века, озаглавленную «Царство зверя». В нее вошли «Павел I» (1908), «Александр I» (1911-1913) и «14 декабря» («Николай I») (1918). Обращение к истории продолжилось у него и в эмигрантский период, в частности им была написана биографическая книга «Наполеон I» (1929), а также биографии Лютера и Кальвина.

Надо сказать, что обращение историко-религиозным вообще и к историко-библейским сюжетам в частности, характерное, как мы уже убедились, для западной прозы, было актуальным и для российских авторов, не только для Мережковского. Ярким примером здесь может служить повесть «Иуда Искариот» (1907) еще одного видного представителя русского серебряного века – Леонида Николаевича Андреева (1871-1919).

Обращаясь к эмигрантской послереволюционной прозе, то необходимо в первую очередь выделить Марка Алданова (1886-1957) (настоящее имя – Марк Александрович Ландау), первые пробы пера которого пришлись еще на дореволюционное время, но как исторический романист он сформировался уже за границей. Самым знаменитым его историческим циклом стала тетралогия о Великой Французской революции и последовавшей за ней наполеоновской эпохе – «Девятое термидора» (1923), «Чертов мост» (1925), «Заговор» (1927) и «Святая Елена, маленький остров» (1921), а также роман о народниках «Истоки» (1943). О народниках, кстати, будут много писать и советские авторы, но в силу, понятное дело, иных причин.

Еще одним эмигрантом, отметившимся на ниве исторической прозы, был известный казачий атаман и активный участник гражданской войны Петр Николаевич Краснов (1869-1947), романы которого, по каким то причинам несколько лет назад у нас начали активно издавать, хотя долгое время его имя, в первую очередь за то, что в годы II Мировой войны он активно сотрудничал с нацистским режимом, если и не было под запретом, то, во всяком случае, подавалось всегда с негативной стороны. Оставим здесь вопрос о том, почему его начали сейчас печатать в России, в стороне, ограничимся упоминаем некоторых его произведений. Еще в 1896 году он написал роман об Отечественной войне «Атаман Платов», но основные свои художественные произведения он написал уже в эмиграции, такие как «Цесаревна» (1933), «Екатерина Великая» (1935), «Цареубийцы» (1938) и др.

Также уже в эмиграции писал свой исторический роман «Бич Божий» (1935) (о гуннском вожде Аттиле) автор знаменитой антиутопии «Мы» Евгений Иванович Замятин (1884-1937). Правда, он оказался в итоге незаконченным.

Первые десятилетия существования советского государства тоже не обошлись без написания известных исторических романов. Вообще обращение к данному жанру в СССР можно объяснить тем, что, во-первых, исторический роман в ту эпоху служил нуждам идеологии, а во-вторых, в нем, наряду с еще 2-3 жанрами, было более всего безопасно работать, особенно в сталинские годы.

Среди советской исторической прозы 1920-х - 1950-х годов необходимо выделить, безусловно, роман-эпопею «Петр I» (1929-1945) вернувшегося из эмиграции по своей воле Алексея Николаевича Толстого (1883-1945), который так и остался незаконченным, автор его просто не успел дописать. Также стоит отметить таких писателей, как Валерий Иольевич Язвицкий (1883-1957), автора исторических романов о народниках «Непобежденный пленник» (1933), о европейских событиях XVIII века «Сквозь дым костров» (1943), и большого двухтомного романа «Иван III – государь всея Руси» (1946-1955) и Василий Григорьевич Ян (наст. фамилия – Янчевецкий) (1874/1875-1954), наиболее прославившийся трилогией «Нашествие монголов» - «Чингиз-хан» (1939), «Батый» (1942) и «К «последнему» морю» (1955), хотя написавший еще целый ряд исторических произведений, в том числе на античную тематику.

Также следует упомянуть Антонина Петровича Ладинского (1896-1961), участника гражданской войны на стороне белых, начавшего писать романы на исторические темы еще в эмиграции, но завершивший их уже после возвращения на Родину в 1955 году. К таковым относятся роман «В дни Каракаллы» (окончательная редакция в 1959 году) и трилогия о Древней Руси «Когда пал Херосонес» (завершен в 1958), «Анна Ярославна – королева Франции» (1960) и «Последний путь Владимира Мономаха» (1960).

В заключение этой части лекции, посвященной советской исторической прозе 1920-1950-х гг., необходимо упомянуть и Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940). Здесь не только историко-библейские главы из знаменитого романа «Мастер и Маргарита» (1929-1940), но и его менее известный роман «Жизнь господина де Мольера» (1933), а также ряд пьес.

Переходим ко 2-й половине XX века. Если говорить о главных исторических романистах этого времени, то здесь в первую очередь выделяются две фигуры – Валентин Саввич Пикуль (1928-1990) и Дмитрий Михайлович Балашов (1927-2000).

Валентин Пикуль действительно был культовой фигурой советской исторической прозы, в некотором роде он был «советским Александром Дюма», за свою творческую плодовитость и стремление писать увлекательно, что, к сожалению, порой шло в ущерб исторической достоверности его романах. Но ведь художественную прозу пишут не только, а может даже не столько ради исторической достоверности. Нет смысла перечислять все его романы, их множество, назову только 2 основных тематики – история России XVIII-XIX веков и романы из истории русского флота. Правда, этими тематиками автор не ограничивался, были у него произведения и на иные темы.

Если В. Пикуль в основном специализировался на периоде Российской империи, то Д.М. Балашов сосредоточился на периоде Московской Руси. Уже ранние свои произведения «Господин Великий Новгород» (1967) и «Марфа – посадница» (1972) были посвящены этому периоду. А затем он задумал грандиозный цикл «Государи Московские», начинающийся со смерти Александр Невского, и который он планировал завершить правлением Ивана III. Первый роман цикла, «Младший сын», был написан в 1977 году. К сожалению, замысел так до конца не был реализован, в 2000 году он погиб от руки убийцы, когда работал над 9 книгой цикла, в которой должна была идти речь о династической войне 1425-1453 гг. Надо сказать, что, работая над циклом, Д.М. Балашов проникся теорией пассионарности Л.Н. Гумилева, что наложило свой неизгладимый след на текст его эпопеи.

Из других авторов того времени, касавшихся в своем творчестве исторической прозы, но не сделавших ее основой своего творчества, необходимо отметить Юрий Валентинович Трифонова (1925-1981), автора в первую очередь городской прозы, но отметившегося такими историческими произведениями как «Отблеск костра» (1965), «Нетерпение» (1973) и «Старик» (1978). Первый и третий из них формально можно отнести к «революционной прозе», но события революции и гражданской войны к этому времени уже прочно стали историей. Роман же «Нетерпение» посвящен народовольцам.

К исторической прозе обращался и знаменитый поэт и бард Булат Шалвович Окуджава (1924-1997). Его интересовал в исторической прозе преимущественно XIX век. Самые известные его исторические романы – «Путешествие дилетантов» (1979) и «Свидание с Бонапартом» (1985), но ими этот список не ограничивается.

Список советских писателей, обращающихся к истории, можно продолжать еще долго, я ограничился лишь теми, кто был, как мне представляется, фигурами наиболее весомыми в этом жанре. Однако я ни в коем случае не хочу умолять достоинство и талант других авторов.

В постсоветское время, как в любую переломную эпоху, интерес к истории не только не утих, но получил новый импульс для своего развития, в обращении к своему прошлому в непростое время после распада СССР люди пытались вновь обрести свои корни. И в середине 1990-х годов издательства «АСТ» и «Армада» начинают масштабный «Издательский проект «Россия», включающий в себя несколько серий, таких как «Рюриковичи», «Романовы. Династия в романах», «Смутное время», «Сподвижники и фавориты» и др. Хорошо изданные, в красивых суперобложках, каждая из серий выдержана в единой для нее цветовой гамме (речь о суперобложках), они привлекали читателя. В дальнейшем они вышли за рамки российской истории, появились серии, посвященные и истории зарубежной. Преимущественно биографические по своему характеру, книги этого проекта знакомили читателя как с хорошо известными, так и малоизвестными страницами истории. Практически обо всех более-менее известных правителях, государственных деятелях и деятелях культуры можно было найти отдельную книгу в соответствующей серии. Разумеется, когда начинается столь масштабный проект, то в него попадают книги разного качества и некоторые из них, конечно, были не самого высокого уровня. Но общий уровень книг проекта был все-таки достаточно высок.

В книгах этого мегапроекта издавались как уже ранее выходившие в печати книги, к примеру, переиздан упомянутый нами роман «Иван III – государь всея Руси» В.И. Язвицкого, но печатались и новинки. К примеру, Борис Евгеньевич Тумасов (род. 1926), еще в советское время известный своими историческими романами, для этой серии написал целый ряд произведений: «И быть роду Рюриковичей» (1996), «Княжеству Московскому великим быть» (1998), «Борис и Глеб» (2001), «Лжедмитрий I» (2001) и др.

Интересным представляется обращение в 1990-х годах к древнерусской истории известного писателя Бориса Львовича Васильева (1924-2013), прославившегося до этого произведениями на тему Великой Отечественной войны. Он посвятил ряд своих книг древнерусским князям, таким как Олегу Вещему (1996), Ярославу Мудрому (1997), Святославу (2006) и другим.

В конце 1990-х годов начал писать историко-детективные романы о XIX веке Борис Акунин (род. 1956), это был знаменитый цикл об Эрасте Фандорине и ряд других. В какой-то момент Акунину (настоящая фамилия Григорий Шалвович Чхартишвили) стало тесно в жанре художественной прозы и он задумал написать новую «Историю Российского государства». На данный момент вышли 3 тома, в 2013, 2014 и 2015 годах соответственно. К ним прилагаются и небольшие художественные произведения автора на тему описываемых в его «исторических» томах периодов.

Не ослабевает интерес к истории и в 2000-е годы. Правда, они часто замешаны на фантастической, а то и просто мистической составляющей. В частности, историко-мистические романы с погружением в краеведческий, уральский контекст пишет Алексей Иванов (род. 1969), к числу которых относятся «Сердце Пармы, или Чердынь – княгиня гор» (2003), «Золото бунта, или Вниз по реке теснин» (2005), а также «Летоисчисление от Иоанна» (2009), который по сути является сценарием знаменитого фильма «Царь» режиссера Павла Лунгина.

Советской эпохе, ее первой половине, посвящено несколько романов Дмитрия Быкова (род. 1967), в которых тоже не обходится без разного рода фантастических допущений, «Оправдание» (2001), «Орфография» (2003), «Остромов или ученик чародея» (2010) и других. Недавно он объявил, что закончил роман «Июль» о событиях предвоенного, 1940 года, вероятно в течении ближайших месяцев стоит его ожидать в печати.

Не менее известный современный российских писатель Захар Прилепин (род. 1975), отметился романом на тему сталинских репрессий, написав «Обитель» (2014), получив за нее престижную литературную премию «Большая книга» в том же 2014 году и которая стала одной из самых продаваемых книг в России за последние годы.

Евгений Водолазкин (род. 1964), еще один современный известный российский писатель, в 2012 написал роман «Лавр», события которого происходят в средневековой Руси XV века. Кстати, за него он тоже, как и Прилепин, получил премию «Большая книга», только в 2013 году. В 2016 году он издал еще один роман, связанный с исторической тематикой, «Авиатор», повествующий о событиях в России в 1-й половине XX века.

В 2000-е годы настоящая известность пришла и к Леониду Абрамовичу Юзефовичу (род. 1947), хотя он начал публиковаться еще в 1970-е годы. К его наиболее известным книгам стоит отнести цикл исторических детективов о сыщике петербургской полиции Иване Путилине, а также книги о деятелях Белого движения – бароне Унгерне и А. Пепеляеве.

Этот список можно продолжать. Вообще стоит отметить, что в последнее время в нашей стране все чаще выходят книги, так или иначе связанные с историей, и именно они становятся победителями различных престижных литературных премий – в 2015 дебютный роман Гузель Шамильевны Яхиной (род. 1977) «Зулейха открывает глаза» о сталинских лагерях получил премию «Большая книга», которую ранее получали Е. Водолазкин и З. Прилепин и тоже за исторические романы, а в 2016 году премию «Национальный бестселлер» получил Л. Юзефович за роман «Зимняя дорога» (написан роман в 2015 году) об А. Пепеляеве.

Это все убедительно доказывает, что интерес к истории, свойственный писателям разных стран и эпох, продолжает иметь место и впереди еще нас ожидает немало романов и повестей на тему человеческого прошлого, которое продолжает будоражить умы и притягивать к себе интерес как писателей, так и читателей.


<== предыдущая | следующая ==>
Типы передачи данных | Перспективы создания транспортно-логистической системы Республики Беларусь.

Date: 2016-11-17; view: 394; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию