Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и значение ИЭУСтр 1 из 2Следующая ⇒
Предмет и значение ИЭУ Функции ИЭУ Методы ИЭУ Периодизация и основные этапы развития экономической науки
Предмет и значение ИЭУ Учебная дисциплина «История экономических учений» (ИЭУ) занимает особое место в профессиональной подготовке будущих экономистов. Обращение к экономической истории необходимо не просто для расширения кругозора, не только в чисто познавательных целях. Знание истории экономической мысли, а также развития экономической теории необходимо будущим экономистам, поскольку исторический материал не только расширяет общий кругозор специалиста, его эрудицию, но и участвует в формировании его как профессионала, влияет на уровень его квалификации. ИЭУ не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; она стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов. Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований. Изучая эволюцию экономических концепций, мы стремимся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность или устаревают, каким образом они влияют на наши современные представления В свою очередь, задачей истории экономических учений является выяснение, что нового внесла очередная теория по сравнению с предшествующими. Знакомство с ИЭУ помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций. Изучение истории экономической науки помогает проникнуть в лабораторию экономического мышления. Это своего рода стартовая площадка, вводный курс для будущих экономистов. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования. Эта дисциплина призвана формировать принципы экономического мышления, позволяет видеть исторические корни современных социальных и экономических проблем; опираясь на накопленный в истории хозяйственный опыт, адекватно оценивать текущую экономическую ситуацию и принимать правильные решения. Также стоит отметить, что по уровню исторических исследований, по состоянию и глубине разработки исторических проблем можно судить о состоянии экономической науки, степени ее зрелости. Наличие провалов в осмыслении исторического опыта, заведомых искажений исторических событий - важнейший показатель неблагополучного положения в науке. Изучение концепций, положений, заключений экономистов и политиков прошлого помогает глубже понять и осмыслить наши сегодняшние действия, освободиться от устаревшего и наносного, сохранить и использовать все полезное. Безусловно, ни рецепты экономикса, ни правила монетаризма, ни заключения кейнсианства в чистом виде не годятся для использования в реальной практике, достаточно сложной и противоречивой. Экономические школы и теории сами развиваются, переживают периоды особой популярности, эволюции, вместе с тем органично сохраняя связь с классиками экономической науки, порой весьма прочно и тесно. В научной литературе принято следующее определение данной науки: история экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов. Из этого следует, что история экономических учений исследует исторический процесс возникновения, развития и смены систем экономических воззрений на различных этапах развития общества. Изучение истории экономических учений создает надежную основу для выработки собственной позиции при решении сложных экономических проблем. Что из себя представляет экономическое учение? Экономическое учение представляет собой систему экономических взглядов, формирующихся с учетом интересов определенных социальных групп и отражающих процесс развития общества и его экономики. Такая система взглядов тесно связана с экономическим строем общества, фиксирует и отражает происходящие в нем изменения, поскольку корни экономических идей и теорий лежат в природе экономического строя, составляющего фундамент общественной структуры, основу развития общества. Экономические учения не пассивно отражают процессы, совершающиеся в экономике, а оказывают на них определённое воздействие, способствуя общественному развитию, ускоряя или, наоборот замедляя его. Общеизвестно, что многие концепции (например, неоклассические или кейнсианские), явились основой государственных экономических программ. История экономических учений обращена в современность. Это определяется особой актуальностью и даже злободневностью рассматриваемых ею вопросов. Как и любая другая наука, ИЭУ имеет самостоятельный предмет исследования. Предметом исследования истории экономических учений является процесс развития экономической науки. В ходе этого развития ученые предлагали различные теоретические объяснения отдельных экономических явлений, связей между ними и функционирования экономики в целом. В свою очередь, задачей экономистов является проведение сравнительного анализа этих теорий с целью использования в современной экономической науке, а следовательно, и в хозяйственной практике. Занимая самостоятельное место в системе экономических наук, история экономических учений тесно связана с другими экономическими науками, прежде всего с экономической теорией, существенно дополняет и обогащает последнюю. История экономических учений поднимает и углубляет многие вопросы экономической теории, освещая их развитие, итоговые результаты и современные формы. Она исследует закономерности развития мировой экономической мысли, изучает предпосылки формирования экономических учений, роль и содержание основных этапов в их развитии, дает оценку научного вклада отдельных национальных школ экономической теории, определяет их место в общем потоке основных направлений эволюции экономических учений. Основу предмета истории экономических учений составляет история экономической мысли, зародившаяся с древнейших времен. Экономическая мысль развивалась и обогащалась в соответствии с изменением социально-экономических условий. Она меняла свое содержание, расширяя тем самым источники формирования экономических учений. Длительное время экономические идеи были разрозненными, отрывочными, тесно связанными с философией, с другими формами идеологии. Одной из наиболее ранних форм их существования были мероприятия экономической политики государств. Наряду с ними экономическая мысль проявлялась в юридических актах, церковной, художественной литературе, в обычаях и привычках народов. Обогащаясь, она все в большей мере расширяла возможности для формирования экономических учений. По мере экономического прогресса общества, в ходе формирования экономических учений постепенно нарастает потребность в обосновании экономических явлений и процессов, принципов экономической политики, методов ее реализации, потребность в экономическом анализе, в открытии закономерностей функционирования экономики. Вследствие этого рождается и развивается политическая экономия, которая превращается в основную экономическую науку. Это относится к XVII веку и непосредственно связано с утверждением и укреплением рыночной системы хозяйства. С выделением экономики в отдельную отрасль знания со своими учебниками, кафедрами, журналами, исследовательскими центрами и научными обществами, иными словами, по мере профессионализации и институционализации этого вида деятельности в дело вступает еще один важный фактор развития экономической мысли - фактор научного сообщества. Развитие науки перестает быть делом энтузиастов-одиночек. В рамках научного сообщества более регулярным становится профессиональное общение, быстрее распространяются новые идеи и данные о результатах исследований, усиливается нацеленность научного поиска на получение новых знаний. Соответственно, отбор идей, претендующих на новизну и профессиональное признание, становится более жестким. Складывается еще один контекст развития экономической мысли - внутринаучный, требующий, чтобы новые идеи в споре с ранее доказанными истинами проходили испытание на новизну, оригинальность и значимость. История экономических учений связана также с философией, поскольку развивающаяся экономическая мысль – это часть эволюции целостного мировоззрения людей. Различные философские системы послужили методологической основой экономических учений. Что касается деления экономической мысли на определенные школы и направления, то основу типологии (деления экономистов по направлениям и школам) составляют различия в понимании предмета и задач исследования, методах анализа, концептуальных подходах к изучению экономических проблем и логически вытекающих выводах для экономической политики. Экономические школы порой получают свое наименование по географическому признаку. Широко известны, например, лондонская, кембриджская, стокгольмская школы. Представители одной школы объединяются в результате общности взглядов, позиций, методологии. И в то же время они нередко отличаются кругом научных интересов, проблематикой, трактовкой изучаемых проблем. Так, в стокгольмскую школу (шведскую) входит группа экономистов, занимающих далеко не однозначные позиции при трактовке основополагающих положений и разработке различных проблем. Вместе с тем для них всех характерно признание регулирующей роли государства в духе кейнсианских идей и, как правило, сочетание теоретических разработок с практическими рекомендациями. Некоторые экономические школы получили название по имени своего основоположника (марксизм, кейнсианство) или в соответствии с чертами методологии (институционализм). Деление на школы и направления в известной мере условно. В пределах одного направления может существовать несколько школ. Позиции и взгляды многих экономистов не остаются неизменными, они эволюционируют. Бывает непросто решить, к какой школе их следует относить. Функции ИЭУ В системе знаний ИЭУ выполняет ряд важных и значимых функций. Первая функция — аккумулирующая или познавательная, заключающаяся в сборе, изучении и обобщении знании и опыта человечества о решении экономических проблем. Без знания этого опыта не представляется возможным выявить закономерности развития экономики, выработать научно обоснованную экономическую политику и избежать субъективных решений. Данная функция позволяет получить знания обо всем многообразии экономических идей и теорий во времени и пространстве, о закономерностях процесса становления, расцвета и отмирания экономических идей и концепций, о факторах их эволюции, о характере дискуссий и различиях в подходах представителей различных школ и направлений экономической мысли. История экономических учений знакомит нас с тем, как возникают, обогащаются экономические категории, развивается методология познания действительности, т. е. позволяет проникнуть в «лабораторию» экономиста и постигнуть логику экономического мышления. Вторая функция — подготовительная, заключающаяся в том, что на основе изучения экономической мысли осваивается содержание базовых экономических терминов (спрос, предложение, собственность, формы хозяйства, формы организации производства, обмена, распределения, потребления, процент, рента) и т. д. Третья функция — мировоззренческая, заключающаяся в формировании историей экономических учений научной картины процесса эволюции знаний человека об экономике, показывая непрерывную смену экономических школ и направлений, история прививает экономическому мышлению такие важные характеристики, как историзм, масштабность, понимание многовариантности развития. Четвертая функция — формирования реализма экономического мышления. Это возможно потому, что история экономических учений изучает, анализирует не только положительные стороны экономических школ и направлений, но и ошибки и просчеты. Пятая функция — методологическая, заключающаяся в: • иллюстративной роли — примерами из истории подтверждается действие выведенных экономической теорией законов; • критической роли — проверяются научность выявленных экономических законов; определяются хронологические границы действия тех или иных школ и направлений; • функции научного обоснования новых экономических теорий — выведение законов экономического развитая без исторического метода невозможно. Ее цель – разработка методов, средств, моделей исследования истории экономической мысли, а также изучение методологии, содержания ее инструментов, эволюции способов и приемов познания, многообразия методологических основ, используемых представителями различных школ и направлений при анализе социально-экономических явлений. А Джон Невилл Кейнс в книге «Предмет и метод политической экономии» (1891) специальную главу посвятил соотношению политической экономии с экономической историей. Именно в этом труде он выделил три главные функции этой науки: • историческая иллюстрация экономических теорий; • историческая критика (т. е. проверка историей) экономических теорий; • историческое обоснование новых экономических теорий*.
Методы ИЭУ Метод означает способ исследования, он призван показать, как происходит познание, на какой методической основе, на каких научных принципах. Метод — это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Ныне существуют два основных подхода в исторической мысли, которые возникли более двух тысячелетий назад: это идеалистическое и материалистическое понимание истории. Идеалистическая концепция сводится к признанию первичности духа и сознания, которые более важны, чем материя и природа. Отсюда следует, что темпы и характер историко-экономического развития определяют человеческая душа и разум, а такие процессы, как развитие экономики, вторичны, производны от духа. Представители идеалистического направления считают, что в основе историко-экономических процессов находится духовное нравственное совершенствование людей, и развивает человеческое общество сам человек, в то время как способности человеку даны Богом. Материалистическая концепция признает первичным по отношению к сознанию людей материальную жизнь, полагая, что все духовное развитие и другие отношения между людьми определяются именно экономическими структурами. Для западной исторической науки более характерна идеалистическая точка зрения, для отечественной науки — материалистическая. Современная историко-экономическая наука основана на диалектика-материалистическом методе, рассматривающем общественно-экономическое развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями. В то же время этот метод не отрицает влияния субъективного фактора — деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров, вероисповедания, национальных особенностей. История экономических учений использует такие общенаучные методы как: · Наблюдение · Анализ и синтез · Метод научной абстракции · Моделирования и др. Методы, применяемые при историко-экономических исследованиях, подразделяются на традиционные и новейшие. В систему традиционных методов входят: 1) исторический (историко-генетический) метод. Он основан на последовательном анализе фактов и процессов генезиса и эволюции объектов, исследуемых наукой (способов производства и их сторон, отдельных стран и регионов, отраслей народного хозяйства, экономических процессов и явлений и т. д.). Этот метод обеспечивает конкретность в описании исследуемой реальности и позволяет раскрывать причинно-следственные связи между явлениями; 2) системно-структурный метод — изучение целого и его различных частей как взаимосвязанной системы. Каждая система имеет свое строение, определенную структуру и функции. При этом система в целом обладает свойствами, качественно отличными от свойств отдельных составляющих ее элементов. Этот метод весьма эффективен и приобретает все большее распространение в историко-экономических исследованиях; 3) историко-сравнительный метод основан на сравнении объектов историко-экономического анализа во времени и пространстве. Благодаря этому методу в экономической истории выделяется общее, особенное и единичное; пути, варианты и модели развития способов производства, отдельных стран, явлений, благодаря чему возможны построение классификации и типология историко-экономических процессов; 4) историко-типологический метод основан на выявлении однородных свойств и черт в различных явлениях и событиях экономической жизни. Благодаря такому методу во множестве исследуемых объектов удается выделить те, которые однотипны по сущностным признакам; 5) статистические методы применяются для получения, обработки, отбора и анализа историко-статистической информации, обеспечивая объективность историко-экономического исследования. К новейшим методам относятся: 1) Количественные (математические) методы. Они применяются для изучения закономерностей, тенденций, факторов историко-экономического развития, типологической классификаций явлений и процессов, анализа внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей. Использование количественных методов основано на составлении системы числовых характеристик изучаемых объектов, обработке данных показателей математическими методами (группировка, выравнивание динамических рядов, дисперсионный, корреляционный, регрессивный, факторный анализ и пр.). 2) методы социологических исследований и социальной психологии, имеющие особое значение для анализа историко-экономических ситуаций, поскольку народные массы оказывают непосредственное влияние на ход исторических и экономических процессов.
Date: 2016-11-17; view: 217; Нарушение авторских прав |