Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность, цели, правовые основы государственного регулирования ценСтр 1 из 2Следующая ⇒ Государственное регулирование рынка и цен - совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений: закупка и продажа продукции и услуг; регулирование налогов, цен, процентных ставок, валютного курса и т.д. Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется тем, что при рыночной экономике возникает необходимость обеспечить внутренними средствами достижение общей экономической эффективности страны. Ценовая политика в России обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ.Государственная ценовая политика является частью экономической политики государства и имеет основную цель - согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована следующими задачами: - обеспечить экономическую безопасность страны; - защитить отечественного товаропроизводителя; - стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений; - создать условия для честной и социально направленной конкуренции; - преодолевать инфляционные процессы; - добиваться экономической и социальной защиты населения и др. Правовые основы формирования и функционирования ценообразования - права, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и полномочия органов власти по регулированию и контролю за ценами, с другой стороны. Основные документы правового регулирования в России: ü Конституция РФ ü Гражданский Кодекс РФ, ü Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ü Закон РФ «О естественных монополиях», ü Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. На основании этого положения Президент РФ совместно с Правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства о ценообразовании. В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне — это Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по тарифам. На уровне субъектов Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по ценообразованию. В условиях рыночной экономики цена устанавливается предприятием. Государственное воздействие на цену осуществляется в разработке методик расчета цены, рекомендаций по обоснованию цены по отраслям народного хозяйства. Государство определяет состав затрат, относимых на себестоимость, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию монополистов и пр.
Можно выделить 2 основных направления государственной ценовой политики: - последовательное проведение либерализации цен. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН - освобождение цен от административного регулирования; - осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям. Все формы и методы воздействия государства на цены делятся на два основных направления: • прямое воздействие ( административное регулирование) -участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования. Прямое вмешательство государства целесообразно, когда ставиться задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста; • косвенное воздействие (экономическое регулирование) - это вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением государством совокупности способов и средств, способствующих расширению предложения товаров на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов на продукцию. Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них и носящих макроэкономический характер. Осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции. Государство может воздействовать на факторы, влияющие на спрос и на предложение. Воздействие на факторы, определяющие предложение, включает: ■ государственные закупки товаров; ■ деблокирование запасов; ■ поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке; ■ расширение или сужение импорта; ■ кредитную политику; ■ налоговую политику; ■ политику в области рабочей силы. Воздействие на факторы, определяющие спрос, включает: ■ пропагандистские компании; ■ политику оплаты труда; ■ налогообложение; ■ пенсионную политику. Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.
2. Уровни и способы прямого регулирования цен Формы прямого вмешательства государства: 1. Общее замораживание цен (применяется редко при сильном развитии инфляции) или замораживание цен на отдельные группы товаров. Общее замораживание цен обычно производиться в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров). Замораживание цен на отдельные группы товаров обычно распространяется на товары повседневного спроса. 2. Установление фиксированных цен и тарифов. Решение о фиксации тех или иных цен может приниматься в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения инфляционных процессов. Предприятия должны реализовывать свою продукцию по фиксированной цене. Фиксированные цены применяются в государственных контрактах. Самый жесткий способ государственного регулирования. Применяется достаточно редко, например при установлении тарифов на железнодорожном транспорте. 3. Установление предельных цен. Государство может устанавливать предельно высокие цены (не допуская их большего повышения на социально значимые товары или стремясь предотвратить инфляцию), предельно низкие (защищая отечественных товаропроизводителей, например, в России на алкогольную продукцию, в Японии на рис). Например, на социально значимые товары может быть установлен максимальный предел уровня цены местными органами власти. На алкогольную продукцию крепостью выше 28% установлен минимальный предел цены. Многие развитые страны не применяют эту форму регулирования цен, даже на продукты питания, т.к. там существует эффективная конкуренция, а монополизм производителей исключен за счет антимонопольного законодательства. 4. Установление предельного уровня рентабельности. Эта форма распространена в России и применяется при регулировании цен на продукцию предприятий - монополистов, для которых нормативы дифференцированы по отраслям и группам продукции. Также эта форма применяется местными органами власти при регулировании цен определенных товаров. За рубежом этот метод не используется, т.к. имеет недостаток - не заинтересовывает предприятия снижать издержки производства.
Пример 4.1. Предприятие А при производстве продукции применяет более дешевое сырье, в результате себестоимость его продукции составила 100 руб., а предприятие В использует аналогичное, но более дорогое сырье, в результате себестоимость этой же продукции на предприятии В составила 120 руб., предельный уровень рентабельности равен 15%, тогда предприятие А может установить цену на уровне 115 руб., а предприятие В на уровне 138 руб., предельный размер прибыли в цене единицы продукции для предприятия А составит 15 руб., а для предприятия В — 18 руб. 5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Эта форма воздействия используется местными органами власти при регулировании цен предприятий оптовой и розничной торговли и распространяется только в пределах их территории. Например, так регулируются наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, наценки на продукты детского питания. Для практического занятия: Пример 4.2. Рассмотрим возможный порядок расчета розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, по которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам. Допустим, зарегистрированная в Реестре цена составляет 200 руб., предельный уровень оптовой надбавки — 25%, предельный уровень торговой надбавки — 20%. Вариант 1. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная розничная цена составит 240 руб. (200 + 200 х 0,2). Вариант 2. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 180 руб. за единицу, т.е. со скидкой 10% от цены, зарегистрированной в Реестре. Предельная розничная цена составит 216 руб. (180 + 180(Х 0,2). Вариант 3. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 220 руб. за единицу, т.е. по цене выше зарегистрированной в реестре. Предельная розничная цена определяется с учетом цены, зарегистрированной в Реестре, и составит 240 руб. (200 + 200 х 0,2). Превышение цены приобретения относится на убытки и погашается за счет средств фармацевтической организации. Вариант 4. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная цена оптового посредника составит 250 руб. (200 + 200 х 0,25). Вариант 5. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у другой оптовой организации по цене 220 руб. за единицу, т.е. с оптовой надбавкой 10% к цене производителя. Следовательно, вторая оптовая организация вправе применять оптовую надбавку в размере не больше 15% к цене производителя. Предельная цена оптового посредника составит 250 руб. (220 + 200 х 0,15). Вариант 6. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у оптовой организации по цене 250 руб. за единицу. Предельная розничная цена составит 300 руб. (250 + 250 х 0,20). 6. Декларирование цен. Предприятия сообщают в государственные органы ценообразования сведения (декларации) о повышении оптовых (отпускных) цен на отдельные виды товаров с соответствующей мотивацией и калькуляцией. 7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если предприятие устанавливает на свою продукцию цену выше рекомендательной, то по отношению к нему применяется прогрессивное налогообложение прибыли от реализации продукции. Эта форма воздействия распространена в США, Франции и Японии. 8. Установление паритетных цен, то есть установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению цен на другие товары. В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. К продукции производственно-технического назначения, товарам народного потребления и услугам, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти относится продукция, обеспечивающая экономическую безопасность страны, производимая крупнейшими предприятиями-монополистами. По мере развития рынка перечень этой продукции уменьшается. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен на следующие виды продукции: ü природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями — производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть — Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению); ü продукция ядерно-топливного цикла; ü электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; ü транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; ü продукция оборонного назначения; ü алмазное сырье, драгоценные камни; ü протезно-ортопедические изделия; ü перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; ü перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении); ü погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами; ü услуги ледокольного флота; ü аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; ü обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; ü отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; ü водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации; ü этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации. Органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) на продукцию, от производства которой зависит экономическая безопасность территории, бесперебойное функционирование основных систем, обеспечивающих основные условия жизни населения. В настоящее время органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование цен на: Ø топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье; Ø перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); Ø торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг; Ø социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на отдельные виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций: ■ снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; ■ наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; ■ торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); ■ перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации; ■ перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; ■ перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах; ■ перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ■ транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.
|