Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, цели, правовые основы государственного регулирования цен





Государственное регулирование рынка и цен - совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений: закупка и продажа продукции и услуг; регулирование налогов, цен, процентных ставок, валютного курса и т.д.

Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется тем, что при рыночной экономике возникает необходимость обеспечить внутренними средствами достижение общей экономической эффективности страны.

Ценовая политика в России обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ.Государственная ценовая политика является частью экономической политики государства и имеет основную цель - согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства.

Она может быть конкретизирована следующими задачами:

- обеспечить экономическую безопасность страны;

- защитить отечественного товаропроизводителя;

- стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;

- создать условия для честной и социально направленной конкуренции;

- преодолевать инфляционные процессы;

- добиваться экономической и социальной защиты населения и др.

Правовые основы формирования и функционирования ценообразования - права, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и полномочия органов власти по регулированию и контролю за ценами, с другой стороны.

Основные документы правового регулирования в России:

ü Конституция РФ

ü Гражданский Кодекс РФ,

ü Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,

ü Закон РФ «О естественных монополиях»,

ü Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен».

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федера­ции. На основании этого положения Президент РФ совместно с Пра­вительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и зако­нодательства о ценообразовании. В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне — это Правительство РФ и фе­деральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по тари­фам. На уровне субъектов Федерации вопросами ценообразования за­нимаются законодательные и исполнительные органы соответству­ющих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специали­зированные подразделения по ценообразованию.

В условиях рыночной экономики цена устанавливается предприятием. Государственное воздействие на цену осуществляется в разработке методик расчета цены, рекомендаций по обоснованию цены по отраслям народного хозяйства. Государство определяет состав затрат, относимых на себестоимость, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию монополистов и пр.

 

Можно выделить 2 основных направления государственной ценовой политики:

- последовательное проведение либерализации цен. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН - освобождение цен от административного регулирования;

- осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям.

Все формы и методы воздействия государства на цены делятся на два основных направления:

• прямое воздействие ( административное регулирование) -участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования. Прямое вмешательство государства целесообразно, когда ставиться задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста;

косвенное воздействие (экономическое регулирование) - это вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением государством совокупности способов и средств, способствующих расширению предложения товаров на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов на продукцию. Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них и носящих макроэкономический характер. Осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.

Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции. Государство может воздействовать на факторы, влияю­щие на спрос и на предложение.

Воздействие на факторы, определяющие предложение, вклю­чает:

■ государственные закупки товаров;

■ деблокирование запасов;

■ поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке;

■ расширение или сужение импорта;

■ кредитную политику;

■ налоговую политику;

■ политику в области рабочей силы.

Воздействие на факторы, определяющие спрос, включает:

■ пропагандистские компании;

■ политику оплаты труда;

■ налогообложение;

■ пенсионную политику.

Степень государственного регулирования цен изменяется в за­висимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуа­циях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

 

2. Уровни и способы прямого регулирования цен

Формы прямого вмешательства государства:

1. Общее замораживание цен (применяется редко при сильном развитии инфляции) или замораживание цен на отдельные группы товаров. Общее замораживание цен обычно производиться в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров). Замораживание цен на отдельные группы товаров обычно распространяется на товары повседневного спроса.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Решение о фиксации тех или иных цен может приниматься в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения инфляционных процессов. Предприятия должны реализовывать свою продукцию по фиксированной цене. Фиксированные цены применяются в государственных контрактах. Самый жесткий способ государственного регулирования. Применяется достаточно редко, например при установлении тарифов на железнодорожном транспорте.

3. Установление предельных цен. Государство может уста­навливать предельно высокие цены (не допуская их большего повы­шения на социально значимые товары или стремясь предотвратить инфляцию), предельно низкие (защищая отечественных товаропроиз­водителей, например, в России на алкогольную продукцию, в Японии на рис). Например, на социально значимые товары может быть установлен максимальный предел уровня цены местными органами власти. На алкогольную продукцию крепостью выше 28% установлен минимальный предел цены. Многие развитые страны не применяют эту форму регулирования цен, даже на продукты питания, т.к. там существует эффективная конкуренция, а монополизм производителей исключен за счет антимонопольного законодательства.

4. Установление предельного уровня рентабельности. Эта форма распространена в России и применяется при регулировании цен на продукцию предприятий - монополистов, для которых нормативы дифференцированы по отраслям и группам продукции. Также эта форма применяется местными органами власти при регулировании цен определенных товаров. За рубежом этот метод не используется, т.к. имеет недостаток - не заинтересовывает предприятия снижать издержки производства.

 

Пример 4.1. Предприятие А при производстве продукции применяет более дешевое сырье, в результате себестоимость его про­дукции составила 100 руб., а предприятие В использует аналогичное, но более дорогое сырье, в результате себе­стоимость этой же продукции на предприятии В соста­вила 120 руб., предельный уровень рентабельности равен 15%, тогда предприятие А может установить цену на уров­не 115 руб., а предприятие В на уровне 138 руб., предельный размер прибыли в цене единицы продукции для предприя­тия А составит 15 руб., а для предприятия В — 18 руб.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Эта форма воздействия используется местными органами власти при регулировании цен предприятий оптовой и розничной торговли и распространяется только в пределах их территории. Например, так регулируются наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, наценки на продукты детского питания.

Для практического занятия:

Пример 4.2. Рассмотрим возможный порядок расчета розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского на­значения, по которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают пре­дельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам. Допустим, зарегистрированная в Реестре цена составляет 200 руб., предельный уровень оптовой надбавки — 25%, пре­дельный уровень торговой надбавки — 20%.

Вариант 1. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная розничная цена соста­вит 240 руб. (200 + 200 х 0,2).

Вариант 2. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 180 руб. за единицу, т.е. со скидкой 10% от цены, зарегист­рированной в Реестре. Предельная розничная цена соста­вит 216 руб. (180 + 180(Х 0,2).

Вариант 3. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 220 руб. за единицу, т.е. по цене выше зарегистрирован­ной в реестре. Предельная розничная цена определяется с учетом цены, зарегистрированной в Реестре, и составит 240 руб. (200 + 200 х 0,2). Превышение цены приобрете­ния относится на убытки и погашается за счет средств фар­мацевтической организации.

Вариант 4. Фармацевтическая организация оптовой тор­говли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная цена оптового посредни­ка составит 250 руб. (200 + 200 х 0,25).

Вариант 5. Фармацевтическая организация оптовой тор­говли закупила лекарство у другой оптовой организации по цене 220 руб. за единицу, т.е. с оптовой надбавкой 10% к цене производителя. Следовательно, вторая оптовая орга­низация вправе применять оптовую надбавку в размере не больше 15% к цене производителя. Предельная цена опто­вого посредника составит 250 руб. (220 + 200 х 0,15).

Вариант 6. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у оптовой организации по цене 250 руб. за единицу. Предельная розничная цена со­ставит 300 руб. (250 + 250 х 0,20).

6. Декларирование цен. Предприятия сообщают в государственные органы ценообразования сведения (декларации) о повышении оптовых (отпускных) цен на отдельные виды товаров с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если предприятие устанавливает на свою продукцию цену выше рекомендательной, то по отношению к нему применяется прогрессивное налогообложение прибыли от реализации продукции. Эта форма воздействия распространена в США, Франции и Японии.

8. Установление паритетных цен, то есть установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению цен на другие товары.

В настоящее время разграничена компетенция в регулирова­нии цен между федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов Федерации.

К продукции производственно-технического назначения, това­рам народного потребления и услугам, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Россий­ской Федерации и федеральные органы исполнительной власти отно­сится продукция, обеспечивающая экономическую безопасность стра­ны, производимая крупнейшими предприятиями-монополистами. По мере развития рынка перечень этой продукции уменьшается. Пра­вительство Российской Федерации и федеральные органы исполни­тельной власти осуществляют государственное регулирование цен на следующие виды продукции:

ü природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями — производи­телями газа, не являющимися аффилированными лицами от­крытого акционерного общества «Газпром», акционерных об­ществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть — Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), сжижен­ный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);

ü продукция ядерно-топливного цикла;

ü электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организа­циями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные ус­луги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощно­сти), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией, по перечню, утверждаемому Пра­вительством Российской Федерации;

ü транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

ü продукция оборонного назначения;

ü алмазное сырье, драгоценные камни;

ü протезно-ортопедические изделия;

ü перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на желез­нодорожном транспорте;

ü перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на желез­нодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном со­общении);

ü погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плава­ющих под иностранными флагами;

ü услуги ледокольного флота;

ü аэронавигационное обслуживание воздушных судов на мар­шрутах и в районах аэродромов;

ü обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэро­портах;

ü отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги свя­зи по трансляции программ российских государственных те­лерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правитель­ством Российской Федерации;

ü водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция кре­постью свыше 28%, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Россий­ской Федерации;

ü этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на терри­тории Российской Федерации.

Органами исполнительной власти субъектов Федерации осу­ществляется регулирование цен (тарифов) на продукцию, от произ­водства которой зависит экономическая безопасность территории, бес­перебойное функционирование основных систем, обеспечивающих основные условия жизни населения. В настоящее время органы ис­полнительной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование цен на:

Ø топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализу­емые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперати­вам, созданным в целях удовлетворения потребностей граж­дан в жилье;

Ø перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригород­ном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

Ø торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государствен­ную социальную помощь в виде набора социальных услуг;

Ø социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждени­ями социального обслуживания.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации могут вводить государственное регулирование тарифов и над­бавок на отдельные виды услуг транспортных, снабженческо-сбыто­вых и торговых организаций:

■ снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на про­дукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

■ наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприя­тиях общественного питания при общеобразовательных шко­лах, профтехучилищах, средних специальных и высших учеб­ных заведениях;

■ торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

■ перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспор­том в пригородном сообщении по согласованию с Министер­ством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;

■ перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пре­делах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

■ перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и реч­ным транспортом в местном сообщении и на переправах;

■ перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воз­душным транспортом в районах Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностях;

■ транспортные услуги, оказываемые на подъездных железно­дорожных путях организациями промышленного железнодо­рожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами не­зависимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

 

Date: 2016-11-17; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию