Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 7. Русская культура II половины XVIII в.
К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской почве. Воспринятые достижения западного мира дали импульс для дальнейшего развития русской культуры, которое шло теперь во многом синхронно развитию европейской. XVIII век вошел в историю общественно-политической и философской мысли как эпоха Просвещения. Крупнейшими представителями этого течения в Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж. — Ж. Руссо, Д. Дидро, И. В. Гете. Основой идеологии Просвещения было представление об «естественном равенстве» всех людей независимо от сословной принадлежности. В Европе идеи Просвещения стали знаменем борьбы набирающей силы буржуазии, «третьего сословия» против отживающего свой век феодального общества с его жесткой общественной структурой, в которой положение человека определялось не качествами «ума и сердца», а происхождением. По мнению просветителей, путь к построению нового общества лежал через распространение знаний и образованности, т. к. считалось, что прежний «несправедливый» порядок сохраняется из-за невежества подавляющего количества населения, из-за господства «предрассудков». В России идеи Просвещения получили большую популярность. Как ни странно, ими была захвачена сама императрица Екатерина II. Она состояла в переписке с видными французскими просветителями и упорно старалась создать о себе мнение как о «просвещенном монархе», «философе на троне». Реальность, однако, была далека от провозглашаемых идей. Екатерина и сама понимала это. «Вашими высокими идеями хорошо наполнять книги, действовать же по ним плохо», – писала она в своем письме к Дидро. И все же ей хотелось быть идейным лидером русского общества. II половина XVIII в. – это время особой популярности литературных журналов. Екатерина инкогнито, не указывая своего имени, начинает издавать «сатирический» журнал «Всякая всячина», в котором основное внимание уделялось различным человеческим слабостям, не имевшим отношения к злейшим социальным язвам русского общества того времени: юмор журнальных публикаций был посвящен расточительству, женскому непостоянству и т. д. Затея императрицы потерпела неудачу. Ее издание в свою очередь стало объектом едких насмешек со стороны журнала «Трутень», издателем которого был наиболее видный представитель русского Просвещения Николай Иванович Новиков (1744 – 1818). Новиков прекрасно знал, кто скрывается под вывеской «Всякой всячины», выпады его били точно в цель. Екатерина безуспешно пыталась острить в ответ. В конце концов «Трутень» был закрыт. Это однако, не остановило Н. И. Новикова – он начинает издание журнала «Живописец», в котором продолжает линию, заложенную «Трутнем», хотя уже более осторожно. В его изданиях осмеивались сословные предрассудки, показывались ужасы крепостного права, утверждалась идея равенства людей. Объектом сатиры был и государственный строй, хотя в целом Новиков оставался сторонником просвещенной монархии, постепенных реформ на основе «исправления нравов». Помимо журналистики, просветительская направленность деятельности Н. И. Новикова проявилась в издании памятников древнерусской литературы: с 1773 по 1775 г в свет вышло десять томов «Древней Российской Вивлиофики». Еще дальше в критике самодержавия и крепостничества пошел Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802). Система его воззрений, в целом родственная идеологии Просвещения, все же выходит за рамки этого течения. Основное отличие его идей от «классического» просветительства Н. И. Новикова в том, что Радищев, разделяя фундаментальные ценности просветительства, был сторонником революции. В оде «Вольность» А. Н. Радищев открыто приветствует народное восстание, суд над царем и его казнь. Главное произведение Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву», по недосмотру принятое цензурой за обычные путевые заметки и поэтому допущенное к печати. В нем перед читателями проходят сатирические типы помещиков. Невежество и жестокость дворянства Радищев показывает в бытовых сценках, свидетелем которых становится по дороге из Петербурга в Москву. Контрастом бесчеловечным образам господ Радищев выводит крестьян, сохраняющих несмотря на бедственность своего положения внутреннее достоинство и душевную красоту. Вскоре, однако, власти разобрались в характере произведения, почти весь тираж был уничтожен, а автор отправлен в ссылку. «Сатирическим воззванием к возмущению» назвал «Путешествие» А. С. Пушкин. Просветительский характер эпохи проявился и развитии системы образования. В ее развитии в России второй половины XVIII в. прослеживаются две тенденции: первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности. Согласно Уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г., в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. Тем самым была заложена основа системы начального образования. Наряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших слоев общества, увеличивалось число сословных учебных заведений предназначавшихся исключительно для дворян. В конце XVIII в. открываются кадетские корпуса, благородные пансионы и другие так называемые «закрытые» учебные заведения, в которых дети неотлучно жили и воспитывались с 5 – 6 до 18 – 20 лет. Одним из таких образовательных учреждений был Смольный институт благородных девиц, открытый в 1764 г. Увеличивается число высших учебных заведений. В 1755 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова был открыт Московский университет, ставший не только крупнейшим образовательным, но и научным центром. В 1773 г. в Петербурге открывается Горный институт. Развивается наука. Среди ученых, оказавших наибольшее влияние на этот процесс, следует отметить Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), труды которого стали серьезными вехами в самых разных областях научного знания: в физике, химии, астрономии, истории, филологии. Среди иностранных ученых, работавших в России, видное место занимал математик Л. Эйлер. Важную роль в научной жизни продолжает играть Академия наук. Под эгидой Академии проводятся исследовательские работы по разным отраслям, устраиваются географические экспедиции в отдаленные районы страны. Вторая половина XVIII в. примечательна небывалым взлетом технической мысли. В историю вошли имена И. И. Ползунова, за двадцать лет до Дж. Уатта изобретшего универсальную паровую машину, и И. П. Кулибина – автора многочисленных изобретений («самобеглой коляски», одноарочного моста через Неву, лифта и др.), большинство из которых осталось не осуществленными. Литература II половины XVIII в. представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм – направление в искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Зародился он еще во II четверти XVIII в. и проявился в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова, расцвета достиг в произведениях М. М. Хераскова, Я. Б. Княжнина и Г. Р. Державина. Наиболее полно принципы классицизма проявились в творчестве Александра Петровича Сумарокова (1717–1777) – создателя первых национальных русских образцов драматургии классицизма – трагедий и комедий. Основой трагического конфликта в пьесах А. П. Сумарокова, в соответствии с канонами классицизма, является противоречие между гражданским долгом и любовью, выбор между которыми предстоит сделать главному герою. Характерной чертой драматургии русского классицизма является также то, что часто в качестве материала использовалась древнерусская тематика: трагедии «Хорев», «Ярополк и Димиза», «Дмитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Вадим Храбрый» Я. Б. Княжнина и др. Большое значение для литературы классицизма имела ода. Ода стала основным жанром поэзии М. В. Ломоносова. Выдающееся значение имели оды Г. Р. Державина («Фелица»). Второе направление в русской литературе – начинавшее оформляться художественно-реалистическое. Здесь самый крупный след оставил Денис Иванович Фонвизин (1744–1792) – автор комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля». По форме произведения Д. И. Фонвизина имеют еще очень много общего с литературой классицизма: соблюдается единство времени и места, пьесы состоят из пяти актов, героям даны «говорящие» фамилии: Простакова, Вральман, Скотинин, Правдин и пр. В то же время трактовка персонажей менее условна: в образах госпожи Простаковой, Митрофанушки, Бригадирши читатели узнавали своих современников, их характеры выписаны более тонко и реалистично. Творчество Д. И. Фонвизина оказало огромное влияние на развитие русской культуры. В его комедиях сильна антикрепостническая направленность. Многие фразы из его произведений стали крылатыми («Не хочу учиться – хочу жениться»), имя Митрофанушки превратилось в нарицательное. Третье направление – сентиментализм. Это направление отмечено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира. Для сентиментализма характерна оценка человека исходя из того, в какой мере он способен на большие, искренние и глубокие чувства. В русской литературе сентиментализм представлен творчеством Н. М. Карамзина, который был не только великим историком, но и популярным писателем. В его романе «Бедная Лиза» крестьянская девушка влюбляется в молодого дворянина офицера Эраста. Незнатная героиня оказывается более способна любить, чем дворянин. Финал истории трагичен: соблазненная и брошенная Лиза кончает жизнь самоубийством. В архитектуре середина XVIII в. стала временем сложения стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли (сына Бартоломео Карло Растрелли, 1700–1771). Им было построено несколько великолепных зданий, считающихся настоящими шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.). Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый причудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора. Помимо Растрелли в стиле барокко работали архитекторы Д. В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1769 г.), С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге, 1762 г.) Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился прежде всего в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит – таковы характерные черты этого стиля. Утверждение классицизма во многом связано с развитием абсолютизма в России. К эпохе раннего классицизма относится здание Академии художеств с Петербурге (А. Ф. Кокоринов, Ж. — Б. Валлен-Деламот, 1788 г.). Настоящим шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый Дом Пашкова, построенный в 1784 – 1786 г. в Москве Василием Ивановичем Баженовым (1738–1799). Академик Флорентийской и Болонской академий, профессор Римской, в России В. И. Баженов не мог найти взаимопонимания с императрицей. Большая часть его грандиозных проектов не была воплощена в жизнь. Среди них проект глобальной реконструкции Кремля и загородной резиденции Екатерины в деревне Царицыно. Особенно трагична судьба последнего проекта: ансамбль, на постройку которого В. И. Баженов потратил девять лет жизни, уже почти готовый, по приказу императрицы был разрушен. Более счастливо сложилась творческая биография Матвея Федоровича Казакова (1738–1812), самого, пожалуй, яркого представителя московской школы зодчества, мастера зрелого (строгого) классицизма. Им были возведено очень много зданий в Москве: как общественных, так и усадеб. Самыми известными работами М. Ф. Казакова являются здание Сената в Кремле (1787 г.), Благородного собрания (1784 г.) и Голицынская больница (1801 г.). В Петербурге классицизм был представлен работами Ивана Егоровича Старова (Таврический дворец, 1789 г.), Антонио Ринальди (Мраморный дворец, 1785 г.) и замечательного итальянского мастера Джакомо Кваренги, построившего целый ряд зданий во многом определивших облик классической архитектуры столицы конца XVIII в. Архитектура Кваренги строга и лаконична. Среди его построек выделяются здания Академии наук (1789 г.), Эрмитажного театра и Смольного института (1808 г.). Вторая половина явилась периодом настоящего расцвета русской скульптуры. Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством Федора Ивановича Шубина (1740–1805). Судьба его напоминает судьбу его земляка М. В. Ломоносова. Обучившись на родине косторезному делу, Шубин прибыл в Петербург и поступил в Академию художеств в класс профессора Н. Жилле. Окончив курс с золотой медалью, с образовательной целью он посетил Францию, Италию и вернулся оттуда уже зрелым мастером. Ф. И. Шубин работал в основном в жанре портрета. Первое и одно из самых лучших произведений скульптора – бюст князя А. В. Голицына. Шубину удалось создать образ умного, слегка надменного, благодушно насмешливого русского аристократа. Живой ум, вдохновенная сила и в то же время душевная мягкость видны в лишенном всякой парадности скульптурном портрете Ломоносова. Незаурядным произведением является портрет Павла I, в котором Ф. И. Шубину удалось сочетать правдивое изображение карикатурности и, в то же время, своеобразного мрачного величия черт императора. Жестокость на лице Павла при круговом осмотре неожиданно сменяется выражением мечтательности и затаенной тоски. Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве М. И. Козловского. Его памятник А. В. Суворову, созданный еще при жизни великого полководца, не имеет портретного сходства – на гранитном пьедестале установлена фигура воина в античных доспехах, призванная аллегорически воплотить силу русского оружия. Аллегорична и композиция Самсон, раздирающий пасть льву, установленная в каскаде петергофских фонтанов и посвященная победе России над Швецией (лев – герб Швеции) в Северной войне. Первая величина среди иностранных мастеров, работавших во II половине XVIII в. в России – француз Этьен Морис Фальконе (1716–1791), автор знаменитого «Медного всадника». Непревзойденная по художественной силе фигура Петра Великого на вздыбленном коне являет собой образ России, поднятой в титаническом скачке властной рукой царя-реформатора. В живописи во II половине XVIII в. наиболее интересным направлением продолжает оставаться портрет. Уже в середине столетия развитие русской живописной школы было ознаменовано появлением ряда крупных мастеров портрета: И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. К концу века среди русских портретистов выделяются три по истине великих мастера: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Федор Степанович Рокотов (1735–1808) – непревзойденный мастер небольших по размерам камерных портретов. Его работы отличаются особой задушевностью: мягкий свет, «вызывающий» из таинственной мглы одухотворенные лица, мерцающие, легкие мазки. Рокотов не уделяет особого внимания изображению одеяний, орденов, драгоценностей – всему тому, что выходило на первый план в парадных портретах, популярных в то время. Сила художественного воздействия его произведений сосредоточена в передаче душевной красоты его моделей. Среди лучших работ Ф. С. Рокотова могут быть названы портреты В. И. Майкова, А. П. Струйской, В. Н. Суровцевой. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822) – крупнейший мастер парадного портрета. В его произведениях абсолютная портретная схожесть и тонкий психологизм сочетается с мастерской передачей материала окружающих аксессуаров. Наиболее известные его работы: портрет архитектораА. Ф. Кокоринова, портретП. А. Демидова и серия портретов «смолянок» – воспитанниц Смольного института, в которых художник нашел средства передать разнообразие характеров, живость чувств, обаяние молодости и своеобразную красоту девушек. Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) писал как парадные, так и камерные интимные портреты. Классикой парадной портретной живописи считается портрет князя А. Б. Куракина, при всех орденах и регалиях, на фоне бюста Павла I. Совсем иное настроение рождает приобретший хрестоматийную известность поэтичный и женственный портрет М. И. Лопухиной. Помимо портрета во II половине XVIII в. получают распространение до того почти отсутствовавшие жанры живописи. Классицизм в живописи проявился в появлении картин на историческую тему. Мастерами исторической живописи были А. П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», 1770 г.); Г. И. Угрюмов («Испытание силы Яна Усмаря», 1797 г.). Родоначальником русской пейзажной живописи стал С. Ф. Щедрин. Date: 2016-11-17; view: 230; Нарушение авторских прав |