Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческая справкаСтр 1 из 4Следующая ⇒ Исследовательская работа на тему «История села Балтика». Выполнила: Мантурова Александра. «Без людзей нiчога не робiцца» Без людей ничего не делается». Белорусская пословица). Велика наша Родина. Необозримы и прекрасны ее просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Тот, который пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создает будущее и всегда готов встать на защиту своей Родины. Для того, чтобы беззаветно любить свою Родину, надо знать ее историю, ее героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими славными предками. У каждого человека Родина имеет свои неповторимые черты, свои особенности… С особым чувством люди относятся к тому месту, где родились, где проходило их детство, юность, где проходят годы сознательной жизни. Именно в детстве люди начинают любить свою «малую родину». Это место для него самое близкое и дорогое, любовь к нему они проносит через всю жизнь. Есть много селений в просторах России Больших, живописных и просто красивых Но Балтика, скажу вам откровенно, Дороже, ближе и милее сердцу несомненно. Все по-другому здесь: лиловые рассветы, И шелест трав, и птиц веселые куплеты, И аромат садов весенних здесь нежнее льется – В селе моем родном, что Балтикой зовется. В истории любого города, села, деревни немало славных страниц, написанных вместе с историей страны, которую мы узнаем из исторических летописей. Но хорошо ли мы знаем историю своей «малой родины»? К сожалению, многие из моих сверстников мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. . Историческая справка В 80-х гг. XIX в. крестьяне из Остзейской и частью из Симбирской губернии основали на покупной у землевладельцев Заварицкого и Зайцева земле свои колонии под названием Симбирская, Дубовская, Ауструмская и Балтийская. В последних двух колониях жили латыши. О латышах На просторах Башкортостана первые поселения латышей появляются во второй половине XIX в. В 80—90-х годах XIX в. многие латыши покидали территорию Латвии, чтобы за ее пределами найти возможность получить землю в собственность. Массовое переселение латышей в Башкортостан началось в 80-е годы XIX в. В этих местах их привлекала доступная плодородная земля. Таким образом, на территории Башкортостана образовалось несколько колоний: Ауструм (400 человек), Озолы (100 человек), Балтика (400 человек), Балажи (300 человек), Архангельское (1 800 человек). Самые большие колонии были в Иглинском и Архангельском районах, где до сих пор проживает значительное число латышей. После Великой Отечественной войны многие латыши возвратились в Латвию. По данным переписи населения 2010 года общая численность латышей в Башкортостане сокращается, к настоящему времени число латышей в республике составляет 1,1 тыс. человек (таблица) В конце 19 века на месте села был сплошной лес. Тем, кто приезжал сюда, приходилось строить шалаши и обживаться; раскорчевывать лес, распахивать поля, обзаводиться сельхозинвентарем, разводить скот. В 1880 году приехали первые переселенцы из Латвии, т.е. из Прибалтики. От них и пошло название села Балтика. Землю можно было купить недорого, в рассрочку на 20 лет. Приехали латышские семьи: Гульбис, Ошис, Бирнис, Шмидт, Пилаг, Аргал, Чурум, Эйдин, Круклис, Полис, Ламан, Звирбул, Морис, Юнго, Цельман, Лямин и другие. Каждый латышский крестьянин мог купить 40 десятин земли, которая считалась главным богатством. Договорившись с башкирами и заплатив деньги, можно было присоединить к своим угодьям десятин 15. Очень тщательно латыши ухаживали за посевами пшеницы, ржи. Каждая латышская семья пасла свой скот отдельно. В среднем у каждого крестьянина было по 20-40 га земли, 4-5 коров, 1-2 лошади, участки леса и луга. Многие латыши стали богатыми благодаря своему трудолюбию. Так у Ошеса были земли, скот, своя паровая мельница, которая приносила прибыль. Морис организовал сепарирование молока, которое скупал у крестьян. Сбивал масло, увозил его продавать в Уфу. Крестьянам же за молоко отдавал деньги сразу. По наличию десятин земли и поголовью скота каждого крестьянина можно было отнести к середняку или богачу, а потом их стали называть кулаками. Латыши принесли в Башкирию традицию жить хуторами. Для латышской усадьбы характерно расположение жилого дома в центре насаждений: деревьев, декоративных кустарников и цветов, плодовых садов с ягодниками. У каждой семьи было до 20 яблоневых деревьев, множество кустов смородины, крыжовника, малины. Делали свое вино. И после Октябрьской революции латыши предпочитали жить на хуторах, пока не началась коллективизация. В начале 30-х годов началось переселение с хуторов. В 1904-1905 годах на территории Балтики сообща была построена католическая (лютеранская) церковь, которую называли «молитвенным домом». Из всех церковных атрибутов в церкви был только крест и скамейки, на которых сидели верующие и молились. Заведовал церковью Гульбис Карл Кришевич (дед Гульбис Милды Густавовны) в чине «пелмендерса». В 1937 году Гульбис Карл Кришевич был арестован. По приговору суда ему была назначена высшая мера наказания. Реабилитирован в 1957 году. В 1927 году в ходе проведенной атеистической пропаганды церковь была закрыта и переоборудована в клуб. В клубе показывали немое кино (киноленту крутили с помощью динамика), устраивали танцы, пели, играли на музыкальных инструментах. Еще в 1918-1919 годах были созданы струнный оркестр, которым руководил Шмидт Владимир и духовой оркестр под руководством Эйдин Петра. Рядом с «молитвенным домом» в 1909 году была построена первая деревянная школа. Население было сплошь неграмотное. Учителей присылали из города. Из местных была только одна учительница Шульц Елизавета, которая учила 1 класс. В 1914 году была построена кирпичная школа, финансированием которой занималось земство. Строили школу пленные австрийцы. Первым директором был латыш Свилле Карл Юрьевич, первым учителем - его брат Свилле Петр Юрьевич. Семилетнюю школу посещали дети из Кальтовки, Ауструма, из хуторов Позолотинского, Сергиевского, Михайловского, Исакиевского. Для них был построен интернат. Ученики, окончившие 7 классов на отлично, могли сами работать учителями после окончания учительских курсов. Таковым был один из директоров Балтийской школы Куликов Анатолий Кириллович. В школе часто организовывались концерты, был большой хор. Традиционная одежда начала вытесняться одеждой городского типа уже ко времени переселения латышей в Башкирию, однако многие элементы народного костюма сохранились. Женский костюм состоял из длинной туникообразной полотняной рубахи, полосатой или клетчатой юбки, иногда с лифом (ниебурс), узорного тканого пояса и наплечного покрывала - льняного (снатене) или шерстяного (виллайне), украшенного цветной вышивкой (сагша). Головным убором девушек был венец из материи, вышитой бисером, часто с лентами. Замужние женщины носили разнообразные шапочки, чепцы или головные полотенца (наматс). Летом 1993года башкирские латыши создали национально-культурное общество "Ауструми», которое установило контакты с латышскими общинами России, с обществом латышей России, с посольством Латышской Республики в России. О белорусах В Башкортостане первые белорусские поселения появились в самом конце XIX века. Здесь селились в основном выходцы из восточных и центральных районов Белоруссии. Переселению белорусов способствовали отмена крепостного права в 1861 году, в результате чего крестьяне остались без земли и Первая мировая война. В настоящее время белорусы компактно проживают на территории Иглинского и в северной части Архангельского районов. По данным переписи населения 2010 года общая численность белорусов в Башкортостане сокращается, к настоящему времени число белорусов в республике составляет 11,6 тыс. человек (таблица) В конце 19 века стали приезжать белорусские семьи: Засим, Тарасевич, Климчук, Свистун, Попко, Корунос, Кот, Харитонов, Жилко, Букрабо, Касюк и другие. Были разбросаны хутора, хозяевами которых были люди с разным достатком: зажиточные, бедные и очень бедные. Самыми богатыми в этих местах считались помещики: Заварицкий, Позолотин, Куликов, Круглов. Во владении Круглова были добротные постройки, плодородные земли, сенокосные угодья, обширные леса. Его поместье находилось недалеко от Загорска. Помещик зимой жил в Уфе, а в поместье приезжал летом на отдых. Дочь Круглова вышла замуж за француза, скупившего лес у тестя. Дочь уехала за границу, а зять прислал Круглову в подарок автомобиль «Форд». В поместье по проекту французского архитектора был построен фонтан. В годы Гражданской войны Круглов вместе с младшим братом бежал за границу вместе с отступающей армией Колчака. В 1885 году крестьяне из Вятской губернии приобрели землю у владельца Загорского по 18 рублей за десятину, поэтому поселение их получило название Загорское. Через 10 лет оно объединило 93 двора с 572 жителями. Там были церковная школа, хлебозапасный магазин, кузница, конная обдирка, две бакалейные и винная лавки. Для верующих христиан всей округи была построена православная церковь, которую закрыли в апреле 1931 года и в этом здании открыли клуб. В 1895 году крестьяне купили земли у купца Позолотина. Так появились Позолотинские хутора, в которых, как гласит перепись 1917 года, было 47 дворов, где проживало 287 белорусов, 7 латышей, 6 русских. Белорусов башкирский край привлекал плодородными землями, богатыми лесами, так напоминающими родные пущи, прекрасными реками и озерами. Большое наличие свободных земель, давало надежду переселенцам на обустройство новой жизни на новом месте. Белорусы занимались животноводством, обеспечивали себя мясом и молоком, а также сырьем для одежды и некоторых хозяйственных вещей. На хуторах держали скот: коров, овец, свиней. Главные мясные продукты здесь получали от свиноводства. Лошади использовались главным образом как рабочая сила. Крестьяне держали в хозяйстве птиц: кур, гусей. Не так сильно были развиты рыболовство и охота. Процветали промыслы. Умельцы могли сделать необходимую мебель: столы, лавки, кровати и т.д. Крестьяне занимались плетением из лозы и соломы предметов быта. Были среди белорусов сапожники, портные, кузнецы. Женщины занимались обработкой льна и конопли, умели ткать тонкие полотна, мешковину, грубые холсты. Девушки занимались вышиванием и вязанием. Одним из видов домашнего ремесла у них было производство народной одежды. Основой как мужской, так и женской одежды была рубаха. Женщины на рубаху надевали юбку, носили длинный передник. Мужчины рубаху носили навыпуск, подпоясывая шнурком или кушаком. Из овчины шили кожухи — по-русски шубы. Основу народной кухни белорусов составляли продукты земледелия. Из мясных продуктов употребляли свинину и говядину. Свинину заготавливали впрок. Много ливера, лука, кориандра, или как принято говорить у белорусов – каляндры, совсем немного чеснока и обязательно гречневой крупы для сочности – так готовится всеми любимая шклендра. Вместе с устоями быта переселенцы привезли на землю Башкортостана традиции и культуру своего народа. В прошлом важное место в жизни белорусов наряду с семейными торжествами занимали календарно-обрядовые праздники, приуроченные к определенным дням православного календаря: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха (Светлое Воскресение Христово), Троица (День Святой Троицы) и Вербное Воскресенье и др. Жизнерадостным, жизнеутверждающим, динамичным празднеством была Масленица. Особенно яркий и любимый их праздник — Иван Купала — день летнего солнцестояния. Девушки собирали в лесу цветы и травы, плели венки, которые затем пускали по реке. Парни готовили хворост и дрова для вечернего костра. В играх и песнях молодежь проводила всю ночь.
|