Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендацииДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 051301 «Общая медицина» Дисциплина: Физиология – 1 Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии Курс: 2 Тема № 3. Биоэлектрические явления. Современные представления о природе Биопотенциалов.
Составитель: старший преподаватель____________Токешева Г. М.
Семей – 200 г. Методическая разработка № 3 для студентов 2- курса ОМФ 1. Тема: Биоэлектрические явления. Современные представления о природе Биопотенциалов. 2. Цель: - приобрести и закрепить знания по строению, функциям биологических мембран; - приобрести и закрепить знания по изучению механизма возникновения и характеристики мембранного потенциала и потенциала действия; - приобрести и закрепить навыки по регистрации мембранного потенциала в эксперименте; - приобрести и закрепить навыки по воспроизведению в эксперименте опытов Гальвани (I и II), опыта Маттеучи и опыта Мюллера-Келликера. 3. Задачи обучения: - сформировать знания о мембранных и внутриклеточных процессах при раздражении клеток, современных представлениях о природе биопотенциалов; - обучить воспроизводить в эксперименте опыты, бесспорно доказывающие существование «животного электричества»: I и II опыты Гальвани, опыт Маттеучи, опыт Мюллера-Келликера. - обучить регистрировать мембранный потенциал в эксперименте; - научить осмыслению и интерпретации полученных в эксперименте данных и объяснению наблюдаемых фактов, явлений и их причинно-следственных взаимоотношений; - обучить принципам работы с физиологической аппаратурой, используемой для выполнения предлагаемых практических работ. 4. Основные вопросы темы: 1. История учения о биоэлектрических явлениях (I и II опыты Гальвани, Вольта, Дюбуа- Реймон). 2. Биомембраны: строение, функции, проницаемость, активный и пассивный транспорт веществ. 3. Мембранный потенциал: механизм возникновения, методы регистрации, свойства. 4. Потенциал действия: механизм возникновения, методы регистрации, свойства. 5. Изменение возбудимости ткани при возбуждении. 6. Локальный ответ и его характеристика. 5. Практические работы: 1. I и II опыты Гальвани. 2. Опыт Маттеучи. 3. Опыт Мюллера- Келликера. 4. Регистрация потенциала покоя. 6. Литература: Основная: Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Дополнительная: Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II. Методы обучения и преподавания: Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и обсуждают соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия. Далее каждая группа должна составить сранительно-сопоставительную таблицу по местному и распространяющемуся возбуждению. Количесво критериев, положенных в основу данной таблицы, отражает глубину освоения темы. При обсуждении под руководством преподавателя должна быть составлена одна общая таблица, включающая все предложенные группами и защищенные ими критерии. Работа в парах: студентам предлагается воспроизвести в эксперименте опыты Гальвани. Опыт Маттеучи и опыт Мюллера-Келликера являются демонстрационными и выполняются под руководством преподавателя. Необходимо оформить протоколы выполненных практических работ. Решение ситуационных задач. 6. Литература: Основная: Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Дополнительная: Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II. 7. Контроль: Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний: 1. Что такое мембранный потенциал? 2. Как можно зарегистрировать мембранный потенциал? 3. Что такое потенциал действия? 4. Свойства потенциала действия. 5. Какой опыт был назван «истинным, основным опытом нервно-мышечной физиологии»? 6. Что такое локальный ответ? Тесты для оценки исходного уровня знаний: См. приложение 1. Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний: 1. Что такое ионные каналы? 2. Чем отличаются активный и пассивный транспорт веществ мембраны? 3. Механизм фазы деполяризации потенциала действия. 4. Что такое следовые потенциалы? 5. На действие какого по силе раздражителя возникает локальный ответ? 6. Назовите и охарактеризуйте фазы кривой возбудимости Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний: 1. К поверхности мембраны мышечного волокна прикладывают один микроэлектрод, вторым микроэлектродом прокалывают мембрану мышечного волокна, при этом на осциллографе наблюдают отклонение стрелки выше 60 мV. Вопросы: а). Почему микроэлектроды соединены с осциллографом? б). Почему в момент прокола вторым электродом мембраны мышечного волокна произошло отклонение стрелки осциллографа? 2. Можно ли получить ответную реакцию, если подействовать дополнительным раздражите- лем на фазу деполяризации предыдущего возбуждения? Обосновать свой ответ.
Приложение 1 Тесты для оценки исходного уровня знаний: Тема: Биоэлектрические явления. Современные представления о природе Биопотенциалов. 1 вариант: 1. 1-й опыт Гальвани называется: а) опыт без металла; б) опыт вторичного тетануса; в) опыт с металлом; г) опыт центрального торможения; д) опыт взаимного торможения спинальных рефлексов. В 2. Разность потенциала между наружной поверхностью клетки и ее протоплазмой в состоянии покоя называется: а) потенциал действия; б) мембранный потенциал; в) рецепторный потенциал; г) локальный ответ; д) следовой потенциал. Б 3. Свойства мембранного потенциала: а) однофазный ток, ток кратковременного отведения; б) двухфазный ток, ток кратковременного отведения; в) однофазный ток, ток длительного отведения; г) двухфазный ток, ток длительного отведения; д) многофазный ток, ток длительного отведения. 4. Как заряжены наружная и внутренняя поверхности клеточной мембраны в состоянии покоя? а) наружная отрицательно, внутренняя положительно; б) обе поверхности имеют отрицательный заряд; в) внутренняя отрицательно, наружная положительно; г) обе поверхности имеют положительный заряд; д) не заряжены. 5. В покое мембрана более проницаема для ионов: а) K+; б) CI-; в) Na+ г) Ca2+ д) H+ 6. Какое изменение ионной проницаемости мембраны характерно для фазы деполяризации? а) резкое снижение проницаемости для Na+; б) резкое повышение проницаемости для К+; в) резкое повышение проницаемости для Na+; г) резкое повышение проницаемости для Na+ и K+; д) резкое снижение проницаемости для Na+ и K+. 7. Какая фаза потенциала действия указана стрелкой? а) отрицательный следовой потенциал; б) локальный ответ; в) положительный следовой потенциал; г) реполяризация; д) деполяризация.
8. Какая фаза потенциала действия указана стрелкой? а) отрицательный следовой потенциал; б) локальный ответ; в) положительный следовой потенциал; г) реполяризация; д) деполяризация. 9. Локальный ответ подчиняется закону: а) «все или ничего»; б) силовых отношений; в) средних нагрузок; г) сохранения энергии; д) двустороннего проведения возбуждения по нерву. 10. Момент лавинообразного вхождения ионов Na в клетку соответствует: а) локальному ответу; б) пику потенциала действия; в) натриевой активации; г) следовой гиперполяризации; д) натриевой инактивации. 11. Момент перехода локального ответа в фазу деполяризации потенциала действия называется: а) локальный ответ; б) пик потенциала действия; в) критический уровень деполяризации; г) реполяризация; д) следовая гиперполяризация. 12. Какой фазе потенциала действия соответствует период относительной рефрактерности? а) локальному ответу; б) реполяризации; в) отрицательному следовому потенциалу; г) положительному следовому потенциалу; д) деполяризации. 13. Какая фаза кривой возбудимотси соответствует фазе деполяризации потенциала действия? а) период субнормальной возбудимости; б) период абсолютной рефрактерности; в) период относительной рефрактерности; г) период супернормальной возбудимости; д) период экзальтации. 14. Натрий – калиевый насос обеспечивает: а) «выкачивание» из протоплазмы Na+ и «нагнетание» в клетку К+; б)) «выкачивание» из протоплазмы К+ и «нагнетание» в клетку Na +; в) «выкачивание» из протоплазмы K+ и Na+; г) «нагнетание» в протоплазму Na+ и К+; д) закупорку натриевых и калиевых пор мембраны. 15. Пассивный транспорт ионов характеризуется: а) осуществляется по градиенту концентрации ионов и требует затраты энергии; б) осуществляется против градиента концентрации ионов и требует затраты энергии; в) осуществляется по градиенту концентрации и не требует затраты энергии; г) осуществляется против градиента концентрации ионов и не требует затраты энергии; д) осуществляется по и против градиента концентрации ионов и требует затраты энергии. Тесты для оценки исходного уровня знаний: Тема: Тема: Биоэлектрические явления. Современные представления о природе Биопотенциалов. 2 вариант: 1. «Истинным основным опытом нервно-мышечной физиологии» - назван: а) опыт Гольца; б) 1-й опыт Гальвани; в) опыт Маттеучи; г) опыт Станниуса; д) 2-ой опыт Гальвани. 2. Величина потенциала действия (в мв): а) 100-120 мв; б) 60-90 мв; в) 30-60 мв; г) 130-150 мв; д) 90-110 мв. 3. Какой потенциал называется током покоя? а) потенциал действия; б) мембранный потенциал; в) рецепторный потенциал; г) локальный ответ; д) следовой потенциал. 4. Величина мембранного потенциала (в мв): а) 30-60 мв; б) 110-140 мв; в) 150-180 мв; г) 60-90 мв; д) 90-110 мв. 5. Фаза потенциала действия, во времени которой исчезает исходная (в состоянии покоя) поляризация мембраны, называется: а) отрицательный следовой потенциал; б) локальный ответ; в) положительный следовой потенциал; г) реполяризация; д) деполяризация. 6. Какое изменение ионной проницаемости мембраны характерно для фазы реполяризации? а) резкое повышение проницаемости для Na+; б) резкое повышение проницаемости для K+; в) резкое снижение проницаемости для и К+; г) резкое повышениепроницаемости для Na+ и К+; д) резкое снижение проницаемости для Na+ и К+. 7. Какая фаза потенциала действия указана стрелкой? а) отрицательный следовой потенциал; б) локальный ответ; в) положительный следовой потенциал; г) реполяризация; д) деполяризация.
8. Какя фаза потенциала действия указана стрелкой? а) отрицательный следовой потенциал; б) локальный ответ; в) положительный следовой потенциал; г) реполяризация; д) деполяризация. 9. Потенциал действия подчиняется закону: а) «все или ничего»; б) силовых отношений; в) средних нагрузок; г) сохранения энергии; д) двустороннего проведения возбуждения по нерву. 10. Потенциал действия – это ответная реакция возбудимой структуры на действие ……раздражителя: а) сверхпорогового; б) подпорогового; в) порогового; г) порогового и сверхпорогового; д) подпорогового, сверхпорогового и порогового. 11. Какой фазе потенциала действия соответствует период субнормальной возбудимости? а) локальному ответу; б) реполяризации; в) отрицательному следовому потенциалу; г) положительному следовому потенциалу; д) деполяризации. 12. Какая фаза кривой возбудимости соответствует фазе реполяризации потенциала действии? а) период субнормальной возбудимости; б) период абсолютной рефрактерности; в) период относительной рефрактерности; г) период супернормальной возбудимости; д) период экзальтации. 13. Какая фаза потенциала действия характеризуется увеличением исходного потенциала покоя? а) локальный ответ; б) реполяризация; в) отрицательный следовой потенциал; г) положительный следовой потенциал; д) деполяризация. 14. Нисходящая фаза потенциала действия называется: а) локальный ответ; б) реполяризация; в) отрицательный следовой потенциал; г) критический уровень деполяризации; д) деполяризация. 15. Фаза кривой возбудимости, соответствующая повышенной возбудимости и возможностью вызвать повторный потенциал действия стимулом ниже порогового значен7ия, называется: а) фаза субнормальной возбудимости; б) фаза относительной рефрактерности; в) фаза супернормальной рефрактерности; г) фаза абсолютной рефрактерности; д) фаза пониженной возбудимости. Тема: Тема: Биоэлектрические явления. Современные представления о природе Биопотенциалов. Вариант 1. 2-ой опыт Гальвани называется: а) опыт без металла; б) опыт вторичного тетануса; в) опыт с металлом; г) опыт центрального торможения; д) опыт взаимного торможения спинальных рефлексов. 2. Протоплазма нервных и мышечных клеток содержит в сравнении с внеклеточной жидкостью больше ионов (в состоянии покоя): а) K+; б) CI-; в) Na+; г) Ca2+ д) H+. 3. Фаза потенциала действия, связанная с восстановительными процессами, медленно развивающимися в ткани после окончания возбуждения: а) следовые потенциалы; б) локальный ответ; в) пик потенциала действия; г) реполяризация; д) деполяризация. 4. Как заряжены наружная и внутренняя поверхность клеточной мембраны во время фазы деполяризации? а) наружная отрицательно, внутренняя положительно; б) обе поверхности имеют отрицательный заряд; в) внутренняя отрицательно, наружная положительно; г) обе поверхности имеют положительный заряд; д) не заряжены. 5. Какая фаза потенциала действия указана стрелкой? а) отрицательный следовой потенциал; б) локальный ответ; в) положительный следовой потенциал; г) реполяризация; д) деполяризация. 6. Локальный ответ – это ответная реакция возбудимой структуры на действие …… раздражителя: а) сверхпорогового; б) подпорогового; в) порогового; г) порогового и сверхпорогового; д) подпорогового, сверхпорогового и надпорогового. 7. Свойства потенциала действия: а) однофазный ток, ток кратковременного отведения; б) двухфазный ток, ток кратковременного отведения; в) однофазный ток, ток длительного отведения; г) двухфазный ток, ток длительного отведения; д) многофазный ток, ток длительного отведения. 8. Момент, указанный стрелкой на графике, соответствует: а) локальному ответу; б) пику потенциала действия; в) критическому уровню деполяризации; г) реполяризация; ---------------- д) следовая гиперполяризация. 9. Какой фазе пот енциала действия соответствует период абсолютной рефрактерности? а) локальному ответу; б) реполяризации; в) отрицательному следовому потенциалу; г) положительному следовому потенциалу; д) деполяризации. 10. Какая фаза кривой возбудимости соответствует локальному ответу? а) период субнормальной возбудимости; б) период абсолютной рефрактерности; в) период относительной рефрактерности; г) период супернормальной возбудимости; д) период пониженной возбудимости. 11. Первые признаки локального ответа выявляются при действии стимулов, составляющих….. % пороговой величины: а)20-30%; б) 30-50%; в) 50-75%; г) 90-100%; д) 0-20%. 12. Фаза кривой возбудимости, соответствующая полному исчезновению возбудимости, называется: а) фаза субнормальной возбудимости; б) фаза относительной рефрактерности; в) фаза супернормальной рефрактерности; г) фаза абсолютной рефрактерности; д) фаза экзальтации. 13. Фаза кривой возбудимости, соответствующая постепенному возвращению возбудимости к первоначальному уровню и возможностью вызвать повторный потенциал действия сверхпороговым стимулом, называется: а) фаза субнормальной возбудимости; б) фаза относительной рефрактерности; в) фаза супернормальной рефрактерности; г) фаза абсолютной рефрактерности; д) фаза экзальтации. 14. Восходящая фаза потенциала действия называется: а) локальный ответ; б) реполяризация; в) отрицательный следовой потенциал; г) положительный следовой потенциал; д) деполяризация. 15. Активный транспорт ионов характеризуется: а) осуществляется по градиенту концентрации ионов и требует затраты энергии; б) осуществляется против градиента концентрации ионов и требует затраты энергии; в) осуществляется по градиенту концентрации ионов и не требует затраты энергии; г) осуществляется против градиента концентрации ионов и не требует затраты энергии; д) осуществляется по и против градиента концентрации ионов и требует затраты энергии. СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
|