Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Предмет и специфика философского знания
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения Философия. Ч. I. История философии. Под редакцией Ю.В. Еремина. Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2009. 139 с.
В учебно-практическом пособии «Философия. Часть I. История философии» в кратком и систематическом виде изложено содержание важнейших этапов развития мировой философской мысли. Пособие знакомит с главными философскими направлениями и концепциями. Особое внимание уделено формированию и развитию русской философии, осмыслению современной духовной ситуации в многообразных философских течениях и школах. Пособие содержит вопросы, задания и тесты. Оно призвано оказать помощь при подготовке к экзамену, в написании реферата и контрольной работы по философии.
Рецензент: д. философских наук, проф. кафедры культурологии и менеджмента в культуре Государственного университета управления Сиверцева Н.Л.
I. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Философия есть «творческий прорыв к смыслу бытия» Н.Бердяев
1. Мировоззрение и философия. 2. Специфика философских проблем. 3. Функции философии.
1. Философское знание является достоянием духовной культуры человеческой цивилизации, выступая в качестве фундамента знания эпохи (Древность), либо оказывая явное (Новое время) или неявное (XX век) влияние на другие формы человеческого знания и деятельности. Поэтому действительного понимания роли философии в обществе можно достичь лишь в результате уяснения истории развития философского знания в различные эпохи, его связей с другими формами духовной культуры. Специфика философского знания определяется как формой его существования и развития, так и характером рассматриваемых проблем и способами познания. Философское знание с самого начала своего возникновения носит мировоззренческий характер. Всякая философия представляет собой мировоззрение, но не всякое мировоззрение есть философия. В связи с этим важно понять, что такое мировоззрение вообще, и в каких формах оно существует в культуре. В процессе жизнедеятельности людей на основе знаний, интересов и потребностей у них формируется мировоззрение в виде общих представлений о мире и месте человека в нем, называемое обыденным или житейским. Соответственно в ходе развития духовной культуры общества складывается мировоззрение, которое включает предельно общие знания, убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, отражающие интеллектуальный и духовный настрой той или иной эпохи. В таком общественно-историческом масштабе мировоззрение функционирует в обществе в форме мифологии, религии, философии. Мировоззрение включает в себя знание о мире (природе, обществе), ценностные ориентации, идеалы, убеждения. Характер и уровень знания и ценностные ориентации в существенной степени определяют тип и глубину мировоззрения. В определении убеждений и идеалов, которые формируют то или иное мировоззрение, важную роль играет система ценностных ориентаций. Ценностное отношение к миру выражает отношение людей ко всему существующему в соответствии с их целями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Важнейшими оценками действительности выступают понятия добра и зла, красоты и уродства, добродетели, справедливости. Греческое слово «философия», впервые введенное в обиход Пифагором (VI – V в.в. до н.э.), переводится как любовь к мудрости, любомудрие. Однако это не раскрывает сущности философии, поскольку стремление к мудрости характерно и для ученых, не называвших себя философами, поэтов, священников. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на получение знания максимальной всеобщности и фундаментальной значимости. Уже древние философы (Аристотель и Сократ) указали на два источника философского знания, «рождения» философии. Все наши знания, а философское в особенности, считал Аристотель, обязано своим происхождением такой способности человека как удивление. х Этот интеллектуальный источник философской мудрости, трактующий ее как поиск общезначимых истин, составил, развившись научно-теоретическую х/ Способность удивляться (любознательность) рождает непрерывную работу мысли, которая необходима (и приятна) умственно развитому человеку. «Мыслю – следовательно существую», - говорит великий философ и ученый Декарт (XVII в.). Об интеллектуальном наслаждении говорили по-своему Спиноза и Гегель, Маркс и Эйнштейн. Маркс отмечал, что духовно богатый человек – всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножать.
компоненту философского знания с теоретическим способом освоения действительности, позволяющую характеризовать его как научное, а философию называть наукой. Второй источник философии – эмоционально-ценностное переживание человеком себя и мира – назвал Сократ, известный своим изречением: «Человек, познай самого себя». Человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и самому себе) есть переживание, выступающее скорее как мироощущение. Самым глубоким и сильным переживанием Сократ назвал неизбежность смерти, заставляющей думать о смысле жизни, судьбе, добре и зле. х Такой подход роднит философию с религией и искусством, т.е. не с теоретическим, а ценностным, духовно-практическим способом освоения человеком действительности. Уникальность философии в том, что в ней (и только в ней) оба эти способа человеческой жизнеориентации – научно-теоретической и ценностной, духовно-практической – объединены. Это проявляется и в специфике философского знания, которое имеет две составляющие – научную и ценностную – и в своеобразии проблем, исследуемых в философии. Философские проблемы – это мировоззренческие вопросы, ответ на которые философ ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума. 2. На протяжении многих веков философская теоретическая мысль направлена на осмысление проблем бытия системы «мир – человек». В бытии природного мира философию интересуют не частности, а принципиально мировоззренческие вопросы о возникновении и организации мира, что выразилось в древности в поисках первоначал мироздания, а позднее – исходных структурных элементов. Поиск же единства в
х/ При таком подходе, философия – это «ответ» человека на вызов судьбы, поставившей его – смертное, по единственно мыслящее и осознающее эту смертность существо – в положение «один на один» с бесконечной, безразличной к нему вселенной.
многообразии мира выражает характерную для философского познания задачу синтеза человеческих знаний. Принципиальными для философии выступают вопросы о развитии мира. Учение о развитии в философии называется диалектикой, а противоположное учение, тяготеющее к построению статичной, однозначной картины мира, носит название метафизики (хотя в истории философии этот термин менял свое содержание). Окружающий человека мир, как обитель человеческой жизни – это не только природа, но и общество. Вне общества нет человека, поэтому основные принципы бытия общественной жизни, ее функционирования и развития – эпохальный интерес философии. Философские проблемы – это вопросы о судьбе, предназначении человека, человечества. Важнейшие вопросы человеческого бытия, как считает большинство философов, выразительно и четко сформулировал И.Кант: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться?; что такое человек? Последующее, после Канта развитие философии выдвинуло на осмысление вопросы: что я могу почувствовать, пережить? Что есть красота, прекрасное, возвышенное? Не философы придумывают эти вопросы. Их выдвигает жизнь. Философы в меру своих сил и способностей – решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Своеобразие этих вопросов состоит в том, что большинство из них никогда не закрываются и относятся к так называемым вечным проблемам человеческого познания. Человечество в лице философии вновь и вновь обращается к проблемам своего бытия в мире социальном и мире природном, решая их на базе новых научных данных, нового исторического опыта. При этом нужно учитывать, что исторические периоды различаются не только уровнем общественного знания, но и характером задач и проблем, выдвигаемых развитием общества, жизнедеятельностью людей. Иными словами, человеческие связи с миром развертываются в ходе истории, реализуясь в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном опыте. Все это определяет, какие именно аспекты многоплановой мировоззренческой проблематики «мир-человек» оказываются в центре внимания философской мысли на том или ином историческом этапе. На основании осмысления специфики философского знания философию можно определить как теоретическое мировоззрение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Конечно, эта краткая дефиниция требует своего дальнейшего пояснения и развития. Мировоззренческая проблематика «мир – человек» на философском языке может быть сформулирована как соотношение материи и сознания (или бытия и мышления). Поскольку это соотношение так или иначе подразумевается при рассмотрении любой философской проблемы, потому что жизнь человека и общества есть взаимодействие материального и идеального, общественного бытия и общественного сознания, то в некоторых философских системах оно называется основным вопросом философии. От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В качестве первичного, определяющего берется или материя (бытие), или сознание (мышление). Сторонники первого подхода называются материалистами (а само направление – материализмом), сторонники же второго подхода – идеалистами (само направление – идеализмом). Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях в истории философии. С точки зрения исторического развития материализма выделяют следующие его формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции как первоначальные формы материализма (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит). Метафизический (механистический) материализм Нового времени, в основе которого лежит изучение природы при сведении всего многообразия ее свойств и отношений к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф.Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций). Диалектический материализм, в котором материализм представлен в единстве с диалектикой и материализм распространяется не только на природу, но и на общество (марксизм). В идеализме различают две его разновидности – объективный и субъективный. Объективный идеализм любое идеальное начало (идеи, бога, духа) провозглашает независимым не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Гегель). Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Важным для философии является также выяснение возможности познания мира человеком, характера этого познания. Познаваем ли мир в принципе? – ответ на этот вопрос может быть диаметрально противоположным. Но он явно или неявно присутствует во всех философских системах, поэтому его иногда называют второй стороной основного вопроса философии. 3. Предмет и специфика философского знания раскрывается более полно при осмыслении функций (значимости) философии в обществе, которые она выполняет во взаимосвязи с другими формами духовной культуры – наукой, религией, искусством, политикой, имея с ними существенно отличительные и сходные черты. Мировоззренческая функция философии основана на связи философии с наукой с присущим им обоим теоретической формой осмысления мира. Как отмечалось выше, философия представляет собой теоретическую форму мировоззрения. Это означает, что философское мировоззрение всегда есть теория, со всеми присущими ей чертами, что и роднит философию с наукой и существенно отличает от религии. Это означает, что исследование в философии мировоззренческой проблематики осуществляется логическим, рациональным путем с помощью своего собственного понятийного аппарата на основе наличного знания, которым располагает философ в ту или иную эпоху. С мировоззренческой функцией философии тесно связана методологическая функция. Методология есть учение о методах. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, которые обладают фундаментальным значением. В качестве таких методов в философии выступают: исторический метод, необходимо учитывающий историю исследуемых проблем и диалектический, нацеливающий на системное исследование объектов, во взаимосвязи, становлении их структурных элементов. Материализм и идеализм также можно рассматривать как общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Научный характер философского мировоззрения рождает вопрос о взаимоотношении философии и науки, которое имеет длительную историю. В античности различие между ними четко не выявлялось, любовь к мудрости понималась как любовь к истине, к систематическому, доказательному, проверяемому значению, рассматриваемые в последующем как идеалы науки. С возникновением науки (XVII в.) встал реальный вопрос о взаимоотношении этих двух форм рациональности. В самой философии появились два взгляда на характер такого взаимоотношения. Один – видеть в философии только науку (Спиноза, Гегель, Гуссерль, Куайн). На основе сходства формы осмыслении проблем. Другой – противопоставление этих двух форм духа на базе своеобразия философии по отношению к науке. Такие философы, как Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер, Бердяев, подчеркивали: философия в принципе не согласуется с безличностью, объективностью науки, поскольку для нее характерен широкий разброс взглядов, точек зрения на одни и те же проблемы; научное освоение мира идет от низших простых форм движения материального мира к все более сложным и высшим. Путь философии, история ее – противоположны. «Человек, познает самого себя» – эти слова Сократа сказаны на заре философии. Философия антропоцентрична. Это ее естественное состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести проекцию человеческих отношений. Философы и первого и второго подходов правы по-своему, поскольку одни подчеркивают сходство, а другие различия философии и науки. Философия не противоположна науке, но и не сводима к ней. Философия опирается на совокупный духовный опыт. Наука – часть такого опыта. Как отмечалось выше специфика философского знания в том, что оно имеет две составляющие – научную и ценностную, последняя определяет аксиологическую функцию философии. Под аксиологической (греч. «аксиос» – ценный) функцией имеется в виду ориентация философии на известные ценности. Любая философская система содержит момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. В качестве главных ценностей философии выступают: истина, добро и красота. В истории развития философских систем всегда выявляется их этическое содержание. Этическая ориентация философии есть важнейшая реализация ее аксиологической функции. Подлинная философия – это всегда углубленный поиск добра, стремление к сотворению нравственного человека. Последнее сближает философию с религией. Взаимоотношение между философией и религией – двух основных типов мировоззрения, существующих на протяжении всей истории культуры – сложно и противоречиво. Имеются принципиальные различия в характере знания, которое составляет фундамент этих типов мировоззрения. Религия опирается на догматы, выраженные в тех или иных священных учениях и книгах (Библия, Коран, Талмуд и т.д.). Философия же исходит из постоянного изменяющегося в своем развитии интеллектуального, теоретического знания. Философия в осмыслении мира и человека есть теория, религия – вера. С другой стороны, религия – это вера в высшие, абсолютные, непреходящие ценности. Эта вера требует от человека, разделяющего ее, определенного образа жизни, определенного поведения. Но и философия стремится к тому же: не к «безлюдной» картине мира, а к ценностному, жизнеориентирующему самосознанию. Как и религия, философия настроена на проникновение в трансцендектный мир, лежащий за пределами обычного понимания человеческого опыта. Поэтому философию нередко называют светской религией. Иногда сближение религии и философии настолько глубоко и сильно, что результатом становится их совместное образование -–религиозная философия. Человеку нужны и знания и вера, поскольку ему присуща способность переживать, ощущать радость бытия и таинство собственной жизни. На место соперничества, борьбы философии и религии может и должно придти созвучие и согласие как предсказывали великие мыслители – от философов эпохи Возрождения до русских философов. Взаимосвязь философии с искусством в разные эпохи имеет как непосредственный, так и опосредованный характер. Непосредственная связь в том, что философию и искусство объединяет обостренный интерес к бытию человека, к наиболее злободневным проблемам жизни и судьбы человека и ориентирована при этом философия на возвышенные, высокие чувства. Философия существует не иначе как во имя человека и в этом проявляется ее гуманистическая функция. Неисчерпаемое богатство, многогранность жизни находит свое философское осмысление и выражение, как и в искусстве, отнюдь не единственным способом. Многообразие художественного опыта не только не вредит поэзии или музыке, но является просто необходимым для них. Так и многообразие философских систем – естественное и необходимое состояние философии. Но в отличие от искусства в философии нет конкретно-образного осмысления проблемы, оно осуществляется на понятийно-теоретическом уровне. Искусство через конкретное образное выражение отражает общее мировоззрение эпохи – и в этом его опосредованная связь с философией. Именно характер понимания художником, писателем включенности человека в мир нравственных и эстетических ценностей и идеалов, социальной и личностной проблематики определяет глубину смыслового содержания и актуальную значимость их произведений для эпохи и вечности. Гуманистическая функция философии тесно связана с социальной функцией, которая охватывает различные аспекты общественной жизни. В этом плане философия призвана критически объяснять социальное бытие и тем самым способствовать его материальному и духовному изменению через свою связь с политикой, которая непосредственно сопряжена с социальной практикой. Философия выступает в роли идеологического обоснования политики, что особенно ярко проявляется в переломные периоды общественной жизни (например, в борьбе европейской буржуазии за власть в XYII-XIX веках, в политической борьбе в России в XX веке). Политика всегда опирается на те или иные мировоззренческие ценности, то или иное понимание организации общества, взаимодействие общественных и личных интересов. В каком-то смысле слова, все великие философы мира – наши современники, их идеи и наследие по осмыслению человеческого бытия не устаревают. Вместе с тем каждая философия есть концентрированное выражение своего времени – «эпоха, схваченная в мыслях» (Гегель).
Date: 2016-11-17; view: 361; Нарушение авторских прав |