Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема соотношения науки и философии в истории философской мысли.





Вариант№1:

Философские основания науки дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности, выполняют эвристическую роль, способствуют формированию новых методов научного исследования.

Конечно, философские основания меняются вместе с революциями в науке, сменяются наборы этих оснований, но все же сохраняется какая-то преемственность.

Философия, условно, скажем, рисует научную картину мира, т. е. це­лостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях действительности. Строится эта картина из обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Обычно разделяют построе­ние общей картины мира (т. е. о природе, обществе, познании). Есть и естественнонаучная картина мира. Она может быть физической, астро­номической, химической, биологической и т. д.

Естественнонаучная картина мира строилась сначала (с восемнадцатого века) на базе классической механики, затем электродинамики, потом квантовой механики и теории относительности (с начала 20 века), а сего­дня на основе синергетики.

Посмотрим, как философия соотносится с конкретными науками. Фи­лософия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дис­циплинами. Вместе с тем она не может быть одной из частных наук в ряду прочих.

1. Частные, конкретные науки изучают свой фрагмент бытия, т. е. часть мира. Философию же интересует мир в целом. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего.

2. Специальные науки изучают объективный мир. И они отвлекаются от личностного, эмоционального. Здесь царствуют законы реальные, действительные. А в глазах философа мир - это живое динамичное целое, это многообразие взаимодействий. В нем переплетены причина и следствие, упорядоченность и деструкция, гармония и хаос. 17

3. Узкий специалист не задается вопросом, как возникла его дисциплина, в чем ее специфика, отличие от прочих. А если он над этим задума­ется, то неизбежно вступает в сферу истории и философии науки.

Теперь поставим такой проблемный вопрос - это вопрос о научности самой философии. Первым зачинателем философии науки был родона­чальник позитивизма О. Конт. Был провозглашен тезис: «Наука сама себе философия». Науки о природе (Конт был физик) по необходимости друг с другом не связанные; научное изображение мира состоит из разрознен­ных фрагментов и обеспечивается позитивной философией. Ф. Энгельс был первым, кто отверг такое представление. Он утверждал, что из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще уче­ние о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Всё остальное входит в положительную науку о природе и истории". Фило­софия позитивизма оказалась живучей. Она по существу избавляет уче­ных от какого-либо влияния философии. А в действительности, в перспективе взаимоотношение философии и науки становится все теснее.

В науке дело обстоит так, что если разные ученые, исследующие одну и ту же проблему, получают идентичный результат, то он считается на­учным и принимается научным сообществом. В философии же имеет место обилие авторизированных концепций и стремление к самовыраже­нию в поиске всеобщего. В философии в отличие от наук своя специфика понятийного аппарата. Здесь знание выступает в виде развернутого об­суждения, признание трудностей анализа, наличие критического сопоставления и оценки возможных путей решения той или иной проблемы. В свое время И. Ньютон восклицал: «Физика, берегись метафизики». Он имел в виду то, что в умозрительной философии невозможно найти один-единственный удовлетворяющий ответ на поставленный вопрос. В фило­софии нет таких истин, которые не вызывали бы возражений.

Язык философии существенно отличается от языка науки, у которой четкая фиксация терминов и предмета. У философии язык категорий пре­дельно широкого смысла. Философские понятия настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий: причина и следствие, необходимость и случайность и т.д. Но все эти ка­тегории и понятия объективны и научны.

Философия и наука - звенья единой цепи в направленности человече­ского интеллекта к постижению основ бытия.

Рассмотрим положения о практической значимости философии и науки.

Здесь существуют такие мнения, что наука обладает непосредствен­ной практической значимостью, а философия - нет. С помощью, или луч­ше сказать, на основе открытий науки можно построить машины, со­оружения, а философские рассуждения не имеют практической ценности, они бесполезны, а иногда и просто вредны, когда напоминают о судьбе генетики и др. Но так ли это? Знаменитый философ науки Ф. Франк был уверен, что философия тоже служит практике. Философия дает методы, с помощью которых можно направлять поведение людей, философия способствует достижению цели даже еще более прямым методом, чем собственно наука.


Очень актуальными и острыми являются проблемы взаимоотношения науки и философии. Например, американский мыслитель Ричард Рорти, противник позитивизма, утверждает, что «постепенное отделение фило­софии от науки стало возможным благодаря представлению, согласно которому «сердцем» философии служит теория познания, теория, отлич­ная от наук, потому что она была их основанием. Поставленный еще Кантом вопрос, как возможно наше познание, стал программой для всего последующего рационализма - доминирующего мировоззрения (миро­ощущения) европейской философии. Был тогда такой призыв, что за дело должны браться профессионалы, а не специалисты метафизики, т. е. фи­лософии. Возникла необходимость отделить объективное содержание от субъективных наслоений.

В общем, с тех пор как наука отпочковалась от философии, эта форма знания, стремясь сохранить за собой роль «трибунала» (критики) чистого разума, сделала центральной теоретико-познавательную проблематику.

Современная философия призвана сделать предметом своего анализа рассмотрение науки как совокупного целого в ее человеческом измере­нии, нести ответственность за науку перед человечеством. Задача фило­софии предотвращать негативные последствия современнейших техно­логических разработок, связанных с угрозой самого человечества. Фило­софия тут решает этико-мировоззренческие проблемы. Специалисты в области философии науки уверены, что коренные изменения в науке сопровождаются интенсивным углублением в ее философские основания. Тот, кто хочет добиться удовлетворительного понимания современной науки, должен хорошо освоить философскую мысль в сфере науки. Но философия исключает из своего рассмотрения частные проблемы науки. Философия имеет дело с крупными проблемами науки, нечто вроде стра­тегии научного мышления.

Философия объясняет важность открытых наукой законов и связь фи­лософии и науки обоюдная, органичная. Философия рисует современную научную картину мира и ее эволюцию. Тут философия выступает формой теоретического освоения действительности, которая опирается на катего­риальный аппарат, вобравший в себя историю человеческого мышления.

Своей методологической функ­цией современная философия предлагает дополнения в осмыслении содержательного аппарата конкретных наук, а также ставит и решает проблему теоретических оснований науки и конкури­рующих моделей роста научного знания. Есть эвристическая функция философии по отношению к научному познанию, которая наиболее заметна при выдвижении принципиально новых научных теорий. Надо отметить роль науки в современном образовании и формировании личности, Наука вторгается во все сферы человеческой деятельности, ее влия­ние распространяется на все компоненты образовательного процесса.

 

Вариант№2:

Можно выделить два основных аспекта:

1) Является ли сама философия наукой?

В общем и целом философия не является наукой, но в философии имеются и научные философские концепции и системы, например, марксизм (стремятся опираться на естествознание), философские системы Аристотеля, Коперника, Декарта, Фрейда. В узком смысле слова философия является общественнойнаукой, потому что у нее есть свой субъект познания, свои законы, свои объекты познания, свои специфические методы (по аналогии с юридическими (правовыми) науками – у науки есть общепризнанные истины, у юридических наук – нет, в разных странах по-разному).

2) Взаимодействие философии и частных наук. Здесь можно выделить 2 направления:

а) частные науки воздействуют на развитие философского знания;

б) влияние философии на частные науки, особенно на общественные науки. Философия выступает как методология для частных наук, дает ценностную ориентацию для частных наук.

Различия между философией и частными науками:

1) Частные науки служат конкретным целям, потребностям, а философия связана со всеобщим признаком (требованиями).

2) Предмет исследования частных наук направлен на изучение действительности, философия связана, прежде всего, с человеком.

Философия призвана сформировать самосознание науки, она помогает науке понять свои возможности, перспективы, определяет развитие науки.







Date: 2016-11-17; view: 375; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию