Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема соотношения науки и философии в истории философской мысли.
Вариант№1: Философские основания науки дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности, выполняют эвристическую роль, способствуют формированию новых методов научного исследования. Конечно, философские основания меняются вместе с революциями в науке, сменяются наборы этих оснований, но все же сохраняется какая-то преемственность. Философия, условно, скажем, рисует научную картину мира, т. е. целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях действительности. Строится эта картина из обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Обычно разделяют построение общей картины мира (т. е. о природе, обществе, познании). Есть и естественнонаучная картина мира. Она может быть физической, астрономической, химической, биологической и т. д. Естественнонаучная картина мира строилась сначала (с восемнадцатого века) на базе классической механики, затем электродинамики, потом квантовой механики и теории относительности (с начала 20 века), а сегодня на основе синергетики. Посмотрим, как философия соотносится с конкретными науками. Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами. Вместе с тем она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. 1. Частные, конкретные науки изучают свой фрагмент бытия, т. е. часть мира. Философию же интересует мир в целом. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего. 2. Специальные науки изучают объективный мир. И они отвлекаются от личностного, эмоционального. Здесь царствуют законы реальные, действительные. А в глазах философа мир - это живое динамичное целое, это многообразие взаимодействий. В нем переплетены причина и следствие, упорядоченность и деструкция, гармония и хаос. 17 3. Узкий специалист не задается вопросом, как возникла его дисциплина, в чем ее специфика, отличие от прочих. А если он над этим задумается, то неизбежно вступает в сферу истории и философии науки. Теперь поставим такой проблемный вопрос - это вопрос о научности самой философии. Первым зачинателем философии науки был родоначальник позитивизма О. Конт. Был провозглашен тезис: «Наука сама себе философия». Науки о природе (Конт был физик) по необходимости друг с другом не связанные; научное изображение мира состоит из разрозненных фрагментов и обеспечивается позитивной философией. Ф. Энгельс был первым, кто отверг такое представление. Он утверждал, что из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Всё остальное входит в положительную науку о природе и истории". Философия позитивизма оказалась живучей. Она по существу избавляет ученых от какого-либо влияния философии. А в действительности, в перспективе взаимоотношение философии и науки становится все теснее. В науке дело обстоит так, что если разные ученые, исследующие одну и ту же проблему, получают идентичный результат, то он считается научным и принимается научным сообществом. В философии же имеет место обилие авторизированных концепций и стремление к самовыражению в поиске всеобщего. В философии в отличие от наук своя специфика понятийного аппарата. Здесь знание выступает в виде развернутого обсуждения, признание трудностей анализа, наличие критического сопоставления и оценки возможных путей решения той или иной проблемы. В свое время И. Ньютон восклицал: «Физика, берегись метафизики». Он имел в виду то, что в умозрительной философии невозможно найти один-единственный удовлетворяющий ответ на поставленный вопрос. В философии нет таких истин, которые не вызывали бы возражений. Язык философии существенно отличается от языка науки, у которой четкая фиксация терминов и предмета. У философии язык категорий предельно широкого смысла. Философские понятия настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий: причина и следствие, необходимость и случайность и т.д. Но все эти категории и понятия объективны и научны. Философия и наука - звенья единой цепи в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия. Рассмотрим положения о практической значимости философии и науки. Здесь существуют такие мнения, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия - нет. С помощью, или лучше сказать, на основе открытий науки можно построить машины, сооружения, а философские рассуждения не имеют практической ценности, они бесполезны, а иногда и просто вредны, когда напоминают о судьбе генетики и др. Но так ли это? Знаменитый философ науки Ф. Франк был уверен, что философия тоже служит практике. Философия дает методы, с помощью которых можно направлять поведение людей, философия способствует достижению цели даже еще более прямым методом, чем собственно наука. Очень актуальными и острыми являются проблемы взаимоотношения науки и философии. Например, американский мыслитель Ричард Рорти, противник позитивизма, утверждает, что «постепенное отделение философии от науки стало возможным благодаря представлению, согласно которому «сердцем» философии служит теория познания, теория, отличная от наук, потому что она была их основанием. Поставленный еще Кантом вопрос, как возможно наше познание, стал программой для всего последующего рационализма - доминирующего мировоззрения (мироощущения) европейской философии. Был тогда такой призыв, что за дело должны браться профессионалы, а не специалисты метафизики, т. е. философии. Возникла необходимость отделить объективное содержание от субъективных наслоений. В общем, с тех пор как наука отпочковалась от философии, эта форма знания, стремясь сохранить за собой роль «трибунала» (критики) чистого разума, сделала центральной теоретико-познавательную проблематику. Современная философия призвана сделать предметом своего анализа рассмотрение науки как совокупного целого в ее человеческом измерении, нести ответственность за науку перед человечеством. Задача философии предотвращать негативные последствия современнейших технологических разработок, связанных с угрозой самого человечества. Философия тут решает этико-мировоззренческие проблемы. Специалисты в области философии науки уверены, что коренные изменения в науке сопровождаются интенсивным углублением в ее философские основания. Тот, кто хочет добиться удовлетворительного понимания современной науки, должен хорошо освоить философскую мысль в сфере науки. Но философия исключает из своего рассмотрения частные проблемы науки. Философия имеет дело с крупными проблемами науки, нечто вроде стратегии научного мышления. Философия объясняет важность открытых наукой законов и связь философии и науки обоюдная, органичная. Философия рисует современную научную картину мира и ее эволюцию. Тут философия выступает формой теоретического освоения действительности, которая опирается на категориальный аппарат, вобравший в себя историю человеческого мышления. Своей методологической функцией современная философия предлагает дополнения в осмыслении содержательного аппарата конкретных наук, а также ставит и решает проблему теоретических оснований науки и конкурирующих моделей роста научного знания. Есть эвристическая функция философии по отношению к научному познанию, которая наиболее заметна при выдвижении принципиально новых научных теорий. Надо отметить роль науки в современном образовании и формировании личности, Наука вторгается во все сферы человеческой деятельности, ее влияние распространяется на все компоненты образовательного процесса.
Вариант№2: Можно выделить два основных аспекта: 1) Является ли сама философия наукой? В общем и целом философия не является наукой, но в философии имеются и научные философские концепции и системы, например, марксизм (стремятся опираться на естествознание), философские системы Аристотеля, Коперника, Декарта, Фрейда. В узком смысле слова философия является общественнойнаукой, потому что у нее есть свой субъект познания, свои законы, свои объекты познания, свои специфические методы (по аналогии с юридическими (правовыми) науками – у науки есть общепризнанные истины, у юридических наук – нет, в разных странах по-разному). 2) Взаимодействие философии и частных наук. Здесь можно выделить 2 направления: а) частные науки воздействуют на развитие философского знания; б) влияние философии на частные науки, особенно на общественные науки. Философия выступает как методология для частных наук, дает ценностную ориентацию для частных наук. Различия между философией и частными науками: 1) Частные науки служат конкретным целям, потребностям, а философия связана со всеобщим признаком (требованиями). 2) Предмет исследования частных наук направлен на изучение действительности, философия связана, прежде всего, с человеком. Философия призвана сформировать самосознание науки, она помогает науке понять свои возможности, перспективы, определяет развитие науки. Date: 2016-11-17; view: 375; Нарушение авторских прав |