Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бипатриды, апатриды.
Бипатриды — это лица с двойным или множественным гражданством. Термин «множественное гражданство» является более точным, однако поскольку на практике в основном распространено двойное гражданство, то значительно чаще используется термин «двойное гражданство». Возникновение данного явления может быть связано с коллизией законов, по-разному решающих вопросы гражданства (например, у родителей, национальный закон которых основан на принципе крови, ребенок родился на территории другого государства, законодательство которого основано на принципе почвы). То же самое может иметь место при усыновлении, вступлении в брак и натурализации. Двойное гражданство представляет собой усложненный правовой статус, поскольку одно лицо одновременно имеет и права, и обязанности по отношению к двум государствам (двойная дипломатическая и консульская защита, но и двойная воинская повинность). Статус бипатрида узаконен в международном праве, однако его наличие Предполагает сочетание двух юридических компонентов — национального закона и международного договора. Для определения личного закона бипатрида применяется, как правило, принцип эффективного гражданства, — критерий наиболее тесной правовой связи лица с каким-либо из государств, гражданством которых оно обладает (в основном, это государство места постоянного или обычного проживания). В Статуте Международного Суда ООН(ст. 3) предусмотрено, что лицо, которое может рассматриваться как гражданин более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется гражданскими и политическими правами. На практике применяется правило, вытекающее из государственного суверенитета: государство, гражданин которого имеет также гражданство другого Государства, рассматривает такое лицо как своего гражданина, игнорируя при этом статус лица как бипатрида. Такой практики придерживаются большинство государств мира (наиболее типичное исключение — это США, где натурализация за границей является автоматическим основанием для утраты американского гражданства). В Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г. включена глав о множественном гражданстве, положения которой узаконивают подобный статус индивидов (в частности, бипатриды по рождении Граждане государства-участника, имеющие и гражданство другого государства, пользуются на территории государства места своего проживания теми же правами и обязанностями, что и другие граждане э г государства. Бипатриды проходят военную службу в том государстве, на терри тории которого они постоянно проживают в момент призыва. Ли1 уже прошедшие обязательную военную службу в одном государи должны освобождаться от призыва в другом государстве. Это положение закреплено в Европейской конвенции 1997 г., однако к соответствующим статьям государства-участники вправе делать оговорки, дипломатическая защита бипатридов осуществляется органами государства места жительства. В принципе, право и обязанность дипломатической защиты бипатридов имеют все государства, в гражданстве которых состоит дан m лицо. В связи с этим могут возникнуть определенные сложности. Им пример, на территории государства, гражданство которого имеет бипатрид, другое государство, в чьем гражданстве также состоит» лицо, пытается оказать ему дипломатическую защиту. В данной ситуации такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо является гражданином государства, против которое оказывается защита. Конкуренция дипломатической защиты мох иметь место и на территории третьего государства. В этом случае, правило, учитывается принцип эффективного гражданства. Международное сотрудничество идет по линии сокращения случаев двойного и множественного гражданства. Национальное законодательства большинства государств не предусматривает возможность получения двойного гражданства (США), но в законах отдельных и государств есть нормы, разрешающие иметь двойное граждане и». (Франция, Израиль, ФРГ). Например, ст. 11 Конституции Испании устанавливает, что Испания может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства с государствами Латинской Америки или см ими государствами, имеющими особые связи с Испанией. II Конституции РФ 1993 г. (ст. 62) закреплено право российских граждан параллельно иметь гражданство других государств на основе федерального закона или международного договора. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Иное может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором. Пояснение о том, что федеральный закон может изменить конституционную норму, само по себе является неконституционным, поскольку какой федеральный закон не может изменять или отменять конституционные установления. Предпосылкой и основанием юридического признания двойного гражданства является наличие специального договора о двойном гражданстве. На практике гражданин Российской Федерации может приобрести гражданство иностранного государства не только на основании российского закона или международного договора. Российское законодательство не содержит запретов в отношении натурализации российских граждан за границей, такая натурализация не является основанием утраты российского гражданства и не влечет за собой ответственен индивида. Гражданин Российской Федерации, получивший гражданство иностранного государства и не оформивший выход из ее и некого гражданства, автоматически становится бипатридом. Международные соглашения, посвященные вопросам двойного гражданства, можно разделить на две группы: 1.Договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (дипломатическая защита, воинская повинность), — универсальная Гаагская конвенция о некоторых вопросах, касающихся коллизий законов о гражданстве, 1930 г., Европейская (Страсбург-М) конвенция о множественном гражданстве 1963 г., Конвенция Лиги арабских государств о двойном гражданстве 1954 г. В Гаагской конвенции 1930 г. участвует всего 20 государств, но некоторые ее положения приобрели статус обычных норм международного права и закреплены в других международных соглашениях (норма ст. 5 Конвенции о принципе эффективного гражданства рецепирована в ст. 3 Статута Международного Суда ООН). Комиссия международного права разработала два проекта Конвенции о сокращении случаев двойного Гражданства и об искоренении двойного гражданства в будущем. Система двусторонних соглашений в основном регулирует вопросы военными службы бипатридов (решение основано на принципе эффективною гражданства). 2. Договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства, — Соглашение между СССР и Монголией 1937 г., двусторонние договоры СССР с государствами Восточной Европы 1956—1958 гг. Соглашение между Российской Федерации и Казахстаном 1995 г. предусматривает упрощенный порядок приобретения гражданства и выхода из него (путем регистрации) при переезде на постоянное место жительства в одно из государств-участников. Договоры о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства, заключенные СССР с государствами Восточной Европы регламентировали вопросы гражданства ребенка, родившего от смешанного брака. Если родители по обоюдному согласию не подали заявление в компетентные органы государства, гражданство которого они избрали для ребенка, то он считается гражданином той страны, на территории которой, а если ребенок родился на территории третьей страны, то он считается гражданином того договаривающегося государства, в котором родители имели совместное место жительства до своего выезда. В этих договорах имелась норма, что если граждане одного из государств до вступления в силу данного договора приобрели гражданство и другого договаривающегося государства, то с момента вступления договора в силу такие лица считаются гражданами государства своего места жительства. Если такие граждане постоянно проживают на территории третьего государства, то они считаются гражданами того из договаривающихся государств, чье гражданство было приобретено позднее. Кроме того, договаривающиеся государства обязались не принимать в свое гражданство лиц, имеющих гражданство другой договаривающейся стороны, без согласия ее компетентных органов. Апатриды (лица без гражданства) — это особое правовое состояние индивида. Как правило, является следствием коллизий национальных законов о гражданстве. Это правовой статус, который характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство считается правовой аномалией, поскольку в международном праве закреплено право лица на гражданство. Безгражданство может быть абсолютным (апатрид по рождению) и относительным (утрата гражданства). Например, рождение у родителей, государство гражданства которых придерживается принцип почвы, ребенка на территории государства, законодательство которого основано на принципе крови; вступление в брак с иностранцев женщины, национальный закон которой предусматривает в таких случаях автоматическую утрату гражданства, а национальный закон мужа не предусматривает автоматического приобретения гражданства. Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого они имеют постоянное место жительства. По своему' правовому положению они приравнены к иностранным гражданам, но при этом не пользуются защитой и покровительством какого-либо государства. Апатриды обладают меньшим объемом гражданских прав Л свобод, чем граждане государства пребывания (отсутствие конституционных и политических прав, лишение возможности обратиться к консульской или дипломатической защите). Как и иностранные граждане, апатриды не несут воинской обязанности, на них распространяются те же профессиональные ограничения. Конституция РФ (ст. 62) содержит норму, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Международное сотрудничество демонстрирует тенденцию к сокращению количества апатридов и к установлению определенного правового статуса этих лиц. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. закрепляет обязанность государств предоставлять апатридам такой же статус, что и иностранным гражданам. Цель Конвенции 1954 г. — не устранение самого явления безгражданства, а установление для апатридов определенного правового режима. Защищаются их личный статус, имущественные права, свобода предпринимательства, право на труд и образование. В Конвенции 1954 г. подчеркивается, что у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны места нахождения; он должен подчиняться ее законам и постановлениям (ст. 2). Личный статус апатрида определяется законами страны его домицилия или законами страны его проживания (ст. 12). В некоторых вопросах (авторские и промышленные права, доступ к правосудию, правовая помощь) апатридам должен быть предоставлен национальный режим. Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г. предусматривает, что лицу, родившемуся на территории государства (в том числе найденышу), должно быть предоставлено гражданство этого государства, если в противном случае такое лицо может стать апатридам; утрата гражданства в связи с изменениями в личном статусе быть связана с условием получения нового гражданства; лишение гражданства не может иметь места, если это может привести к безгражданству (ст. 1,2). Государство не вправе лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9). Особенность Конвенции 1961 г. — создание международного органа, в который лица без гражданства могут обращаться с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее норм. Функции такого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев Апатриды могут обращаться к Верховному комиссару с требованиями о помощи (ст. 11). Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. содержит положения, направленные на сокращение случаев безгражданства. Например, государство-участник может разрешить лицу выход из своего гражданства только в том случае, если это не приведет к утрате лицом гражданства вообще. Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. отражает общую тенденцию к сокращению случаев безгражданства. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства апатридами (ст. 4). Российское гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате этого он станет лицом без гражданства.
Date: 2016-11-17; view: 553; Нарушение авторских прав |