Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бипатриды, апатриды.





Бипатриды — это лица с двойным или множественным гражданст­вом. Термин «множественное гражданство» является более точным, однако поскольку на практике в основном распространено двойное гражданство, то значительно чаще используется термин «двойное гражданство». Возникновение данного явления может быть связано с коллизией законов, по-разному решающих вопросы гражданства (на­пример, у родителей, национальный закон которых основан на прин­ципе крови, ребенок родился на территории другого государства, за­конодательство которого основано на принципе почвы). То же самое может иметь место при усыновлении, вступлении в брак и натурали­зации.

Двойное гражданство представляет собой усложненный правовой статус, поскольку одно лицо одновременно имеет и права, и обязан­ности по отношению к двум государствам (двойная дипломатическая и консульская защита, но и двойная воинская повинность). Статус бипатрида узаконен в международном праве, однако его наличие Предполагает сочетание двух юридических компонентов — нацио­нального закона и международного договора.

Для определения личного закона бипатрида применяется, как пра­вило, принцип эффективного гражданства, — критерий наиболее тесной правовой связи лица с каким-либо из государств, гражданством которых оно обладает (в основном, это государство места постоянного или обычного проживания). В Статуте Международного Суда ООН(ст. 3) предусмотрено, что лицо, которое может рассматриваться как гражданин более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется гражданскими и политическими правами.

На практике применяется правило, вытекающее из государственного суверенитета: государство, гражданин которого имеет также гражданство другого Государства, рассматривает такое лицо как своего гражданина, игнорируя при этом статус лица как бипатрида. Такой практики придерживаются большинство государств мира (наиболее типичное исключение — это США, где натурализация за границей является автоматическим основанием для утраты американского гражданства).

В Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г. включена глав о множественном гражданстве, положения которой узаконивают подобный статус индивидов (в частности, бипатриды по рождении Граждане государства-участника, имеющие и гражданство другого государства, пользуются на территории государства места своего проживания теми же правами и обязанностями, что и другие граждане э г государства.

Бипатриды проходят военную службу в том государстве, на терри тории которого они постоянно проживают в момент призыва. Ли1 уже прошедшие обязательную военную службу в одном государи должны освобождаться от призыва в другом государстве. Это положение закреплено в Европейской конвенции 1997 г., однако к соответствующим статьям государства-участники вправе делать оговорки, дипломатическая защита бипатридов осуществляется органами государства места жительства.

В принципе, право и обязанность дипломатической защиты бипатридов имеют все государства, в гражданстве которых состоит дан m лицо. В связи с этим могут возникнуть определенные сложности. Им пример, на территории государства, гражданство которого имеет бипатрид, другое государство, в чьем гражданстве также состоит» лицо, пытается оказать ему дипломатическую защиту. В данной ситуации такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо является гражданином государства, против которое оказывается защита. Конкуренция дипломатической защиты мох иметь место и на территории третьего государства. В этом случае, правило, учитывается принцип эффективного гражданства.

Международное сотрудничество идет по линии сокращения случаев двойного и множественного гражданства. Национальное законодательства большинства государств не предусматривает возможность получения двойного гражданства (США), но в законах отдельных и государств есть нормы, разрешающие иметь двойное граждане и». (Франция, Израиль, ФРГ). Например, ст. 11 Конституции Испании устанавливает, что Испания может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства с государствами Латинской Америки или см ими государствами, имеющими особые связи с Испанией. II Конституции РФ 1993 г. (ст. 62) закреплено право российских граждан параллельно иметь гражданство других государств на основе федерального закона или международного договора. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Иное может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором. Пояснение о том, что федеральный закон может изменить конституционную норму, само по себе является неконституционным, поскольку какой федеральный закон не может изменять или отменять конституционные установления. Предпосылкой и основанием юридического признания двойного гражданства является наличие специального договора о двойном гражданстве.

На практике гражданин Российской Федерации может приобрести гражданство иностранного государства не только на основании российского закона или международного договора. Российское законодательство не содержит запретов в отношении натурализации российских граждан за границей, такая натурализация не является основанием утраты российского гражданства и не влечет за собой ответствен­ен индивида. Гражданин Российской Федерации, получивший гражданство иностранного государства и не оформивший выход из ее и некого гражданства, автоматически становится бипатридом. Международные соглашения, посвященные вопросам двойного гражданства, можно разделить на две группы:

1.Договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (дипломатическая защита, воинская повинность), — универсальная Гаагская конвенция о некоторых вопросах, касающихся коллизий законов о гражданстве, 1930 г., Европейская (Страсбург-М) конвенция о множественном гражданстве 1963 г., Конвенция Лиги арабских государств о двойном гражданстве 1954 г. В Гаагской конвенции 1930 г. участвует всего 20 государств, но некоторые ее положения приобрели статус обычных норм международного права и закреплены в других международных соглашениях (норма ст. 5 Конвен­ции о принципе эффективного гражданства рецепирована в ст. 3 Статута Международного Суда ООН). Комиссия международного права разработала два проекта Конвенции о сокращении случаев двойного Гражданства и об искоренении двойного гражданства в будущем. Система двусторонних соглашений в основном регулирует вопросы военными службы бипатридов (решение основано на принципе эффектив­ною гражданства).

2. Договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданст­ва, — Соглашение между СССР и Монголией 1937 г., двусторонние договоры СССР с государствами Восточной Европы 1956—1958 гг. Соглашение между Российской Федерации и Казахстаном 1995 г. пре­дусматривает упрощенный порядок приобретения гражданства и вы­хода из него (путем регистрации) при переезде на постоянное место жительства в одно из государств-участников.

Договоры о предотвращении случаев возникновения двойного гра­жданства, заключенные СССР с государствами Восточной Европы регламентировали вопросы гражданства ребенка, родившего от сме­шанного брака. Если родители по обоюдному согласию не подали за­явление в компетентные органы государства, гражданство которого они избрали для ребенка, то он считается гражданином той страны, на территории которой, а если ребенок родился на территории третьей страны, то он считается гражданином того договаривающегося госу­дарства, в котором родители имели совместное место жительства до своего выезда.

В этих договорах имелась норма, что если граждане одного из госу­дарств до вступления в силу данного договора приобрели гражданство и другого договаривающегося государства, то с момента вступления договора в силу такие лица считаются гражданами государства своего места жительства. Если такие граждане постоянно проживают на тер­ритории третьего государства, то они считаются гражданами того из договаривающихся государств, чье гражданство было приобретено позднее. Кроме того, договаривающиеся государства обязались не принимать в свое гражданство лиц, имеющих гражданство другой до­говаривающейся стороны, без согласия ее компетентных органов.

Апатриды (лица без гражданства) — это особое правовое состояние индивида. Как правило, является следствием коллизий национальных законов о гражданстве. Это правовой статус, который характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство считается правовой аномалией, поскольку в международном праве закреплено право лица на гражданство.

Безгражданство может быть абсолютным (апатрид по рождению) и относительным (утрата гражданства). Например, рождение у родите­лей, государство гражданства которых придерживается принцип почвы, ребенка на территории государства, законодательство которо­го основано на принципе крови; вступление в брак с иностранцев женщины, национальный закон которой предусматривает в таких случаях автоматическую утрату гражданства, а национальный закон мужа не предусматривает автоматического приобретения гражданства.

Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на террито­рии которого они имеют постоянное место жительства. По своему' правовому положению они приравнены к иностранным гражданам, но при этом не пользуются защитой и покровительством какого-либо государства. Апатриды обладают меньшим объемом гражданских прав Л свобод, чем граждане государства пребывания (отсутствие конститу­ционных и политических прав, лишение возможности обратиться к консульской или дипломатической защите). Как и иностранные граж­дане, апатриды не несут воинской обязанности, на них распространя­ются те же профессиональные ограничения.

Конституция РФ (ст. 62) содержит норму, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Россий­ской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Международное сотрудничество демонстрирует тенденцию к со­кращению количества апатридов и к установлению определенного правового статуса этих лиц. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. за­крепляет обязанность государств предоставлять апатридам такой же статус, что и иностранным гражданам. Цель Конвенции 1954 г. — не устранение самого явления безгражданства, а установление для апат­ридов определенного правового режима. Защищаются их личный ста­тус, имущественные права, свобода предпринимательства, право на труд и образование.

В Конвенции 1954 г. подчеркивается, что у каждого апатрида суще­ствуют обязательства в отношении страны места нахождения; он дол­жен подчиняться ее законам и постановлениям (ст. 2). Личный статус апатрида определяется законами страны его домицилия или законами страны его проживания (ст. 12). В некоторых вопросах (авторские и промышленные права, доступ к правосудию, правовая помощь) апатридам должен быть предоставлен национальный режим.

Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г. преду­сматривает, что лицу, родившемуся на территории государства (в том числе найденышу), должно быть предоставлено гражданство этого государства, если в противном случае такое лицо может стать апатридам; утрата гражданства в связи с изменениями в личном статусе быть связана с условием получения нового гражданства; лишение гражданства не может иметь места, если это может привести к безгражданству (ст. 1,2). Государство не вправе лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9).

Особенность Конвенции 1961 г. — создание международного органа, в который лица без гражданства могут обращаться с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее норм. Функции такого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев Апатриды могут обращаться к Верховному комиссару с требованиями о помощи (ст. 11).

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. содержит положе­ния, направленные на сокращение случаев безгражданства. Напри­мер, государство-участник может разрешить лицу выход из своего гра­жданства только в том случае, если это не приведет к утрате лицом гражданства вообще.

Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. отражает об­щую тенденцию к сокращению случаев безгражданства. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства апатри­дами (ст. 4). Российское гражданство ребенка не может быть прекра­щено, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

 

Date: 2016-11-17; view: 489; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию