Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Образование Новоуспенской школы. П.А.Баскаков.Село Новоуспенское (Холкино) устроено на месте бывшей фермы Макарьева Монастыря, на большом Вятском тракте. Впервые о нём упоминается в 1661 году, когда царь Алексей Михайлович дал грамоту Макарьева Унженскому Монастырю на владение новую Воздвиженскую пустынью Ценебетихою (Ченебечиха), основанною на расчищенном вновь диком лесу на речке Большая Какша. В Воскресенском стане за тем же монастырём числилось село Успение Богородицы и 18 деревень. В селе были две деревянные церкви, которые были уничтожены пожаром. Силами прихожан с 1808 по 1844 год была построена каменная церковь Божьей Матери Успения. Таким образом, село получило название по имени Церкви Успенское. В отличие от другого Успенского его стали называть Новоуспенским. Наиболее действующая достопримечательность села Новоуспенского – Новоуспенская школа. Ветлужское земство большую заботу проявляло к народному образованию, хотя оно по закону относилось к числу необязательных. МОУ Новоуспенская основная общеобразовательная школа располагается в селе Новоуспенском, которое находится на возвышенности, окружённой лесами и полями в 20 км от районного центра – Ветлуги. Документов об основании Новоуспенской школы, к сожалению, не сохранилось. Известно, что Новоуспенская школа была основана одной из первых в районе, примерно в 1843 году. Единственными источниками, которые могли бы пролить свет, являются воспоминания старожилов села, сохранившиеся письма и фотографии бывших учителей и учеников школы. В начале своего существования это была школа грамотности, в которой учили писать, считать и читать. В 1867 году школу посещали 29 учеников. Изучая литературу о родном крае, в фольклорно-краеведческом сборнике «Заветлужье», составитель – Н.В.Мохорин, издательство Нижний Новгород «Просвещение» 1994 год, на стр.35 была найдена запись:»….в Тоншаеве открылась двухклассная школа с одним учителем и 29 учениками, она затем становится трёхклассной, с 1903 года-пятилетней. 1843 году открывается начальная школа и в Новоуспенском, в 1860-х г.г.-в Хмелевицах, с 1903 она стала пятилетней». Поэтому с точностью назвать дату образования школы нельзя. Определенно же можно утверждать, что это середина 19 века.. Девочек училось мало, т.к. большинство из них с детства работали по дому. Одно из старых зданий было построено в 1905 году.
До Октябрьской Революции в школе было три класса, в которых учились дети из Ветлужского, Уренского и Шахунского районов. Ученики жили в ночлежке при школе. Спали на деревянных нарах. Условия жизни и учёбы были трудные. Писали грифелями на грифельных досках. Школьные принадлежности носили в холщёвых сумках через плечо. Почти все дети ходили в домотканой одежде и в лаптях. Дисциплина в школе была строгая: ставили на горох, оставляли без обеда, били линейкой по голове. При входе в школу справа в углу висела икона. Трижды в день дети молились, а в воскресенье вместе с учителем ходили в церковь. В 1907 году Батюшка Александр посадил по меже кедры и другие деревья. В 1908 году ученики посадили около школы дуб, тополя, берёзы. Они растут и по настоящее время. Из воспоминаний Смирнова Николая Александровича 1897 г.р. д. Крутцы (Новоуспенского с/с): «Я поступил учиться в 1 класс в 1905 году. Школа была новая, на кирпичном фундаменте, 6 комнат и кухня. В классе у нас было 24 ученика. Учила нас все три года Березина Лидия Васильевна. В школе были ещё две учительницы- Вера Михайловна и Вера Васильевна. В школу на уроки к нам приходил Отец Василий учить закону Божьему. Я окончил начальную школу в мае 1909 году. Позднее Николай Александрович работал в школе преподавателем труда в Новоуспенской школе и был главным строителем нового здания школы. После Великой Октябрьской революции отменилось религиозное обучение и воспитание в школе. Увеличилось число учеников. Больше стало учиться девочек, но дальше начальной учились немногие. Крестьяне получили землю, нужны были работники. Началась гражданская война, события коснулись и села Новоуспенского. Заведующим школой был назначен Геннадий Николаевич Лебедев., бывший ученик Новоуспенской школы. Он же был организатором первого в волости пионерского отряда в 1926 году. Для того, чтобы носить пионерский галстук, в то время требовалось мужество, т.к. родители не всегда с охотой разрешали вступать в пионеры. Не было тогда у пионеров ни своего горна, ни барабана. Знамя заменял обычный красный флаг с лозунгом «Смена смене идёт» первые пионеры боролись за всё новое, что несла в жизнь Советская власть. Коллектив учителей 30-х годов провёл большую работу по ликвидации неграмотности населения. Кто не мог учиться днём, посещали школу вечером после работы. В классе сидело 30 и более человек. У людей появилось больше желания научиться грамоте. Школа с этим заданием справилась. За хорошую учебную и воспитательную работу Новоуспенская школа получила переходящее Красное знамя. В 1941 году началась Великая Отечественная война… Защищали свою Родину на полях сражений учителя и выпускники школы. Многие из них не вернулись. После войны пришёл работать в школу молодой специалист – учитель истории Баскаков Павлин Александрович. Из биографии П.А.Баскакова: «Родился 6 июня 1923 года в д.Большие Крутцы Ветлужского района. Жил с матерью в с.Фёдоровском. Окончил шесть классов в с. Вознесенском, а седьмой в г. Ветлуге. В 1941 году окончил Ветлужское педагогическое училище, после окончания которого, взяли в армию в школу радиотелеграфистов 29 октября 1941 года. Учился в г. Елабурге Татарской АССР. Присвоили звание сержанта и направили в Муромское военное училище связи. В июне 1943 года окончил училище в звании лейтенанта. Отправили на II Украинский фронт, 23-й танковый корпус, 39-ю танковую бригаду, где воевал командиром взвода связи и начальником связи танкового батальона до октября 1944 года. В октябре 1944 года в Венгрии под Будапештом был тяжело ранен. С переломом челюсти был отправлен в госпиталь в Ростов-на-Дону на 4 месяца. В 1944-1945 годах воевал в Польше в Люблине во внутренних войсках командиром роты связи 98 стрелкового полка и начальником связи полка. В ноябре 1944 года был представлен к Ордену Красной Звезды». Но вручение этой награды отложилось надолго… Награда нашла героя только в 1994 году. Послевоенные годы для всех были трудными. Из-за недостатка обуви и одежды ученики плохо посещали школу. Но и в такие трудные времена дети учились хорошо. С 1946 по 1966 год Павлин Александрович работал директором Новоуспенской школы. Большой вклад внёс он в развитие школы. Сохранилась фотография, на которой изображён коллектив Новоуспенской школы. В третьем ряду второй слева – Баскаков Павлин Александрович. В конце учебного года устраивали смотр художественной самодеятельности. Каждый раз выступление учащихся школы поощрялись благодарностями и премиями. Учащиеся школы очень трудолюбивы. Они заложили школьный сад, устроили ягодный питомник, своими силами сделали изгородь вокруг сада, наносив из леса частокол. Под руководством Павлина Александровича Баскакова с 1962 по 1965 год строилось новое здание школы. Непосредственное участие в строительстве принимали учителя школы. Своими силами был заготовлен лес для новой школы. Учащиеся также проделали огромную работу. Они участвовали в уборке территории после строительства и утепление потолков. Подносили песок, глину, кирпичи. В школе появился спортивный зал, классы, библиотека, учительская. Отопление было печное. Но классов для проведения уроков было недостаточно, поэтому уроки труда проходили в другом здании. В старом здании школы разместили интернат для учеников из дальних деревень. К тому времени детей в деревнях стало мало и деревенские школы ликвидировались сами собой. Учебную неделю дети жили в интернате, а на выходные ходили домой.
…Шли годы, облик школы менялся к лучшему, соответствуя требованиям времени. В школе проведено водяное отопление, отштукатурены стены внутри, снаружи школу покрасили. В классах силами преподавателей и работников школы было тепло и уютно. Уроки велись опытными специалистами, энтузиастами своего дела. Здание школы, построенное под руководством П. А. Баскакова, функционирует по сегодняшний день. Кабинеты оборудованы по современным требованиям, в каждом классе установлены интерактивные доски, компьютеры, современная мебель, множество наглядных пособий. С 1966 г. Павлин Александрович работал учителем истории в Новоуспенской школе.
Воспитанники Павлина Александровича неоднократно занимали призовые места на районных олимпиадах, активно участвовали в межшкольных творческих встречах. В школе работали кружки: хоровой, танцевальный, литературный, физкультурный. В бытности Павлина Александровича коллектив менялся. Огромная помощь и поддержку оказывала супруга П.А.Баскакова – Ольга Александровна. Ольга Александровна Баскакова работала учителем начальных классов с 1944. Стаж Ольги Александровной более 40 лет. Всю свою жизнь, как и её супруг, посвятила учительству в Новоуспенской школе. В течении 20 лет, кроме уроков в начальных классах, она вела пионерскую работу. Вела хоровой кружок, ребята с удовольствием посещали кружок Ольги Александровны. Список педагогов, работавших в Новоуспенской школе за время её существования достаточно большой. Проследить всю хронологию событий, к сожалению, не удалось. Сведения об учителях и работниках школы (техничках, поварах, кочегарах) можно прочитать в книге приказов по Новоуспенской школе, которая хранится в архиве школы. Многие педагоги работали в школе короткий период, но были и такие, которые остались ей верны всю свою жизнь. В истории школы все они оставили добрый след. Но в народе ещё говорят: «История школы в её учениках». Много интересных событий хранится в памяти, и все они – жизнь. Спорт во все времена существования школы интересовал учащихся. Ученики школы – активные участники спортивных соревнований. Высокие результаты ребята показывали в таких видах спорта, как баскетбол, лыжные гонки, стрельба из пневматической винтовки, лёгкая атлетика, туризм, настольный теннис. В середине 80-х на школьной территории с помощью колхоза им.Крупской оборудована площадка для игры в ручной мяч, баскетбол, волейбол, сектор для метания; имеются беговые дорожки на 30, 60, 400, 600 метров. Эта информация взята из статьи районной газеты, автор Походяев В.Н. Школьники всегда активно помогали колхозу в уборке урожая. Каждую осень ребята старших классов работали на картофельном поле и на КЗСе.
|