Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Понятие патристики. Краткий обзор патриотической традиции. 1 page





Термином «патристика» (от греч. πατήρ - отец) обозначается совокупность произведений и доктрин «отцов церкви», т. е. христианских писателей преимущественно 2-8 вв. н. э. В узком смысле христианская церковь признает «отцами» только авторов, соответствующих следующим критериям: 1) ортодоксальность учения; 2) святость жизни; 3) одобрение церкви; 4) древность (в католической традиции). В широком смысле к патристике относят всех церковных писателей указанного периода, включая авторов с неортодоксальными взглядами (Тертуллиан, Ориген Александрийский и др.). Последних иногда называют также учителями Церкви (однако в католической традиции этим термином принято обозначать наиболее выдающихся отцов Церкви). Патристика в широком смысле, или раннехристианская церковная литература, является предметом патрологии как специальной научной дисциплины.

Как правило, греческую патристику ограничивают временем Иоанна Дамаскина (8 в.), а латинскую - временем Исидора Севильского (7 в.) или Беды Достопочтенного (8 в.). Общепринятной периодизации патристики не существует, но с некоторой долей условности в ее истории можно выделить три этапа: 1) рубеж 1-2 в. н. э. - нач. 4 в. н. э. (доникейская патристика): возникновение спекулятивного христианского богословия в условиях запрета на христианскую религию в Римской империи, отмененного в 313 Миланским эдиктом имп. Константина Великого; 2) 325-451 н. э.: формирование основ догматического вероучения на Вселенских соборах (от I Никейского до IV Халкидонского) и превращение христианства в господствующую религию Римской империи; 3) сер. 5 в. - сер. 8 в.: дальнейшее развитие христианской догматики после падения Западной Римской империи (476) до VII Вселенского собора (787).

Помимо текстов, позже вошедших в канон Нового Завета, а также различных апокрифов, к сер. 2 в. в рамках христианской традиции был создан ряд произведений, позднее объединенных в корпус сочинений «апостольских мужей», т. е. авторов, по преданию воспринявших христианское учение непосредственно от апостолов. В этот корпус входят: послания епископов Климента Римского (кон. 1 в.), Игнатия Антиохийского (ум. ок. 107-110) и Поликарпа Смирнского (ум. ок. 156-157); несколько анонимных посланий (напр., т. н. «Послание Варнавы», «Послание к Диогнету» и др.); «Дидахе» («Учение двенадцати апостолов»); «Пастырь» Гермы (написан ок. 140); фрагменты Папия Иерапольского (ок. 70-130). Большинство из этих текстов органично примыкает к новозаветным не только по причине жанровой близости (послания), но и в силу отсутствия в них элементов собственно спекулятивного богословия. Некоторые из них


АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА 47

включались в канон Нового Завета на этапе его формирования. Особняком стоит «Послание к Диогнету», скорее всего написанное во 2-й пол. 2 в. или нач. 3 в. и тематически принадлежащее уже к апологетической традиции.

Именно апологетика примерно с сер. 2 в. положила начало серьезному взаимодействию христианства с античной философией и возникновению спекулятивной теологии на христианской почве. Некоторые апологеты сами были обратившимися в христианство философами. Помимо защиты христианства от выдвигавшихся против него обвинений (см. ниже ч. III), апологеты подвергали критике языческий политеизм (а зачастую и языческую культуру в целом) и полемизировали с иудаизмом, доказывая, что ветхозаветные пророчества относятся именно к Иисусу Христу.

Наиболее значительными представителями греческой апологетики 2 в. являются: Кодрат, чья апология, написанная в 20-е годы 2 в., не сохранилась (см. Eus. Hist. Eccl. IV 3); афинский философ Аристид, написавший в 20-30-е годы 2 в. апологию, направленную против язычников и иудеев; Аристон из Пеллы, которому обычно приписывается ныне утраченный антииудаистский «Спор Ясона с Паписком» (ок. 140), известный уже Цельсу (см. Orig. С. Cels. IV 52); Юстин Философ, или Мученик (ок. 100-165), бывший платоник, из сочинений которого сохранились две апологии и антииудаистский «Диалог с Трифоном-иудеем»; сириец Татиан (ум. ок. 185), ученик Юстина, позднее примкнувший к секте энкратитов, автор «Речи против эллинов», а также т. н. «Диатессарона», свода четырех канонических евангелий, вероятно, изначально на сирийском языке; Афинагор, автор «Прошения за христиан» (ок. 177) и трактата «О воскресении мертвых», атрибуция которого, впрочем, спорна; Феофил Антиохийский, в 80-е годы 2 в. написавший апологетическое сочинение «К Автолику» в 3-х кн.; Мелитон Сардийский (2-я пол. 2 в.), автор ок. 20 сочинений, отчасти сохранившихся во фрагментах, в т. ч. «Апологии», обращенной к Марку Аврелию (см. Eus. Hist. Eccl. IV 26); Гермий Философ, которому в рукописной традиции приписывается авторство небольшого памфлета «Осмеяние языческих философов» (ок. 200).

Еще одним фактором, имевшим определяющее значение для формирования патристической мысли во 2 в., была полемика отцов церкви с гностицизмом. Этим термином обозначают совокупность религиозно-мифологических течений преимущественно 1-4 вв. н. э., которым в той или иной степени присущи следующие черты: 1) представление о «гнозисе», т. е. высшем богооткровенном знании, наделенном спасительной функцией и противопоставляемом простой вере; 2) убеждение, что вышеупомянутое знание - удел избранных, которым в отличие от большинства людей гарантировано спасение; 3) дуализм, предполагающий различение высшего благого Бога, абсолютно чуждого этому миру, и низшего божественного начала, как правило - ветхозаветного Бога-Творца, который мыслится либо злым, либо несовершенным; 4) связанный с этим резкий антииудаизм, проявлявшийся в отрицании авторитета Ветхого Завета; 5) космический пессимизм, т. е. отрицание позитивной ценности материального космоса и существования в нем; 6) разнообразная религиозная мифология, за которой просматривается общая структура гностического прамифа: в идеальной реальности происходит падение одного из низших духовных существ (напр., Софии), опосредованно приводящее к возникновению этого мира, включая человека,


48 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА

в котором тем не менее есть божественный элемент, в эсхатологической перспективе предназначенный к возвращению в высшие сферы бытия; 7) этика, основанная на чувстве превосходства гностика над этим миром, что выражалось как в крайнем аскетизме, так и в либертинизме (пренебрежении традиционными моральными нормами, в т. ч. в сексуальной сфере).

Источниками по гностицизму являются свидетельства ортодоксальных авторов и ряд оригинальных гностических сочинений на коптском языке (напр., «Пистис София», обнаруженная в 18 в., или 52 текста из т. н. «корпуса Наг-Хаммади» (NHC), найденные близ одноименного египетского селения в 1945). В число факторов, оказавших влияние на формирование гностицизма, включают иранскую религию (зороастризм), иудаизм, эллинистические религиозно-философские течения (в частности, герметизм), само христианство (хотя существовал и нехристианский гностицизм) и античную философию (ср. фрагмент из «Государства» Платона в NHC VI, 5; почитание Пифагора, Платона и Аристотеля карпократианами согласно Iren. Adv. haer. 1,25,6 и т. п.). Наиболее крупными представителями гностицизма 2 в. были: Василид, живший в Александрии в 20-50-е годы, и его ученик Исидор; Валентин, также александриец, переехавший в Рим ок. 140, и его последователи Птолемей, Гераклеон, Марк и Феодот; Маркион, учивший в Риме в 40-е годы 2 в., и его ученик Апеллес; сириец Бардесан (154-222). В 3 в. Мани (216-276), живший на территории Персидской империи, положил начало традиции манихейства, имеющей много общих черт с гностицизмом.

Полемика отцов церкви с гностическими учениями привела к возникно-вению ере с ео л огиче с кого жанравраннехристианской литературе. После Юстина, чье сочинение в этом жанре не сохранилось (ср. 1 Apol. 26), наиболее значительным ересеологом был Ириней Лионский (ок. 130/140-200). Уроженец Мал. Азии и ученик Поликарпа Смирнского, он стал епископом в Лионе и ок. 180 написал трактат «Обличение и опровержение лжеименного знания» (сокр. «Против ересей»). Это сочинение, сохранившееся целиком в латинском переводе и частично в греческом оригинале, содержит в т. ч. и образцовую для позднейшей ортодоксии формулировку христианского учения. Другое крупное ересеологическое сочинение - «Опровержение всех ересей», или «Философумены», обычно приписываемое Ипполиту Римскому (ок. 170-236), который был одним из претендентов на римское епископство во время схизмы нач. 3 в., а также одним из первых церковных экзегетов.

Кконцу2в.вт.н.Александрийской богословской школетеологи-ческое умозрение с существенной опорой на платоническую философию уже приобрело независимое значение и обусловливалось не только апологетическими или полемическими задачами. Характерной чертой этого направления была приверженность аллегорическому толкованию Библии, принципы которого были заложены еще Филоном Александрийским в рамках традиции эллинистического иудаизма. Ведущие представители Александрийской школы были дидаскалами (от греч. διδάσκαλος, учитель) в Александрийском катехетическом училище, так что термин «школа» в данном случае имеет и некоторый институциональный аспект. К Александрийской школе относятся: Пантен, бывший стоик, путешествовавший в Индию с миссионерскими целями и умерший, вероятно, ок. 200 (ср. Eus. Hist. Eccl. V 10);


АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА 49

его ученик Климент Александрийский (ок. 150-215), христианин-интеллектуал, выдвинувший концепцию церковного гнозиса в противовес еретическому и написавший такие труды, как «Протрептик» апологетического содержания; «Педагог», посвященный вопросам христианской морали; «Строматы», эклектическое собрание размышлений на религиозно-философские темы, и др.; Ори ген (см.); его ученик и впоследствии епископ Дионисий Александрийский (ум. ок. 265); Феогност (ум. ок. 280), автор несохранившегося трактата по систематическому богословию Ύποτυπώσβι,ς (букв. «Очерки»; см. Phot. Cod. 106); Пиерий (ум. ок. 312), оригенист, переехавший в Рим в нач. 4 в. (см. Phot. Cod. 119); епископ и мученик Петр Александрийский (ум. ок. 311), подвергший Оригена резкой критике; один из крупнейших оригенистов уже посленикейской эпохи Дидим Слепец (ок. 309-394). Вне каких-либо школ и направлений в дони-кейской греческой патристике стоят: Юлий Африкан (ок. 160-240), автор «Хронографии», летописи мировой истории от сотворения мира до 221 года, и «Узоров», своего рода энциклопедии занимательных фактов из разных областей знания; Григорий Чудотворец (ок. 213-270), ученик Оригена в кесарийский период его жизни, составивший авторитетный вариант символа веры; мученик Me φ од ий Олимпийский (ум. ок. 311), автор аскетического сочинения «Пир десяти дев» и сохранившихся лишь фрагментарно диалогов «Аглаофон» и «Ксенон», посвященных критике Оригена (см. Phot. Codd. 234-235).

Латинская патристика доникейского периода, ведущие представители которой имели не столько философское, сколько юридическое и риторическое образование и родились или жили в Сев. Африке, представлена такими авторами, как: Минуций Феликс (1-я пол. 3 в.), написавший апологетический диалог «Октавий»; Тертуллиан (150/170-220/240), наиболее значительный латинский богослов этой эпохи, в начале 3 в. примкнувший к секте монтанистов, а позднее основавший собственную секту, автор большого корпуса произведений, включающего апологетические («К язычникам», «Апологетик» и др.), полемические («Против Маркиона», «Против Гермогена» и др.), теологические («О плоти Христа», «О душе» и др.) и нравственно-дидактические («К мученикам», «О зрелищах» и др.) сочинения; епископ и мученик К и пр и ан Карфагенский (200/210-258), оставивший ряд экклесиологических и нравственно-дидактических трудов; Арнобий (ок. 240 - до 311), первоначально противник христианства, обратившийся в нач. 3 в. и написавший апологетический трактат «Против язычников» в 7 кн.; Л актанций (250/260 - после 325), ученик Арнобия, автор трактатов «О творении Божьем», «Божественные установления» и др. В Риме крупным богословом этого периода был Новациан (190/210 - ок. 257), бывший стоик, написавший среди прочего важный теологический трактат «О Троице».

Для доникейского богословия в целом был характерен субординацио-низм, т. е. представление об иерархическом соотношении трех лиц божества, при котором Бог-Сын и Бог-Дух ставились ниже Бога-Отца. Возникшее в4в.арианство, главными представителями которого бы л и А р и й (ок. 2 8 0-336), Аэций (ум. в 367) и его ученик Евномий (ум. ок. 395), приписывало Сыну и Духу тварный статус. В полемике с арианством на Вселенских соборах в Никее (325) и Константинополе (381) был сформулирован тринитар-ный догмат, утверждавший тождество божественной природы в трех равных


50 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА

и реально существующих ипостасях. В греческой патристике наибольший вклад в этот догматический процесс внесли Афанасий Великий (ок. 295-373), александрийский епископ, отстаивавший единосущие Сына Отцу, автор таких сочинений, как «Против язычников», «О воплощении», «Житие св. Антония» и др., и т. н. великие каппадокийцы, создавшие классический вариант тринитарного учения: Василий Великий (329-379), епископ Кесарии Каппадокийской, автор трактата «Против Евномия», «Бесед на Шестоднев» и др.; его брат Григорий Нисский (ок. 331 - после 394), философски одаренный мистик, разделявший гипотезу Оригена об апокатастасисе, автор сочинений «Об устроении человека», «О жизни Моисея», «Диалог о душе и воскресении» и др.; Григорий Назианзин, или Богослов (329-390), оратор и поэт, среди сочинений которого особенно важны пять «слов», т. е. речей о богословии (Or. 27-31). Крупными представителями греческой патристики 4 в. были также Евсевий Кесарийский (ок. 260-339), поклонник Оригена, сторонник умеренного субординационизма и основатель церковной историографии, написавший «Хронику», «Церковную историю», апологетические трактаты «Приуготовление к Евангелию», «Доказательство Евангелия» и др.; Кирилл Иерусалимский (ок. 318-387), автор катехе-тических речей; Епифаний Кипрский (ок. 315-403), написавший ере-сеологический труд «Панарион» (букв.: «Ящик с лекарствами»); Немесий Эмесский (ум. ок. 400), чей трактат «О природе человека» является важным источником по античной философской антропологии. К значительным неортодоксальным богословам 4 в. принадлежат M арке л л Анкирский (ум. ок. 374) и Аполлинарий Лаодикийский (ок. 310-392).

Появившееся в 4 в. монашество, у истоков которого стояли Павел Фивейский и Антоний Великий (2-я пол. 3 в. - 1-я пол. 4 в.), породило традицию духовно-аскетической литературы на греческом и коптском языках, представленной такими авторами, как Пахомий Великий (292-346), оригенист Евагрий Понтийский (346-399), Нил Анкирский (ум. ок. 430), а также анонимным сборником «Изречений отцов», «Духовными беседами», традиционно приписывавшимися Макарию Египетскому (ок. 300-390), и др. Иоанн Кассиан (ок. 365-430/435) перенес этот жанр на латинский Запад. К 4-5 вв. относится и расцвет т. н. Антиохийской богословской школы, для которой в противоположность александрийской была характерна ориентация на буквальное и историческое толкование Библии. Основателем Антиохийской школы считается издатель библейского текста и мученик Лукиан (ок. 250-312), оказавший сильное влияние на ариан, а главными представителями - критик оригеновского аллегоризма Евстафий Антиохийский (1-я пол. 4 в.), крупные экзегеты и теологи Диодор Тарсийский (ум. в 392) и Феодор Мопсуестийский (350/355 - ок. 428), чьи сочинения ввиду посмертного осуждения дошли преимущественно во фрагментах, выдающийся церковный проповедник Иоанн Златоуст (344/354-407) и Феодорит Кирский (393-457/466), автор «Церковной истории», апологии «Врачевание эллинских недугов», ересеологического труда «Свод еретических басен» и др. Противостояние александрийской и антиохийской школ проявилось также в христологи-ческих спорах 1-й пол. 5 в. о соотношении божественной и человеческой природ в личности Христа. Выходец из антиохийской школы, константинопольский патриарх Несторий (ок. 381-451), подчеркивая человече-


АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА 51

скую природу Христа, основал учение, согласно которому двум природам во Христе соответствуют две ипостаси. Монофизитство, противоположное богословское течение, фактически утверждало поглощение человеческой природы Христа божественной, т. е. одну природу в одной ипостаси. Лидером антинесторианской партии был еп. Кирилл Александрийский (ум. 444), плодовитый экзегет и теолог, порой допускавший монофизит-ские высказывания, среди прочего - автор полемического трактата против имп. Юлиана (Отступника). Догматический процесс на Вселенских соборах в Эфесе (431) и Халкидоне (451) привел к формулировке христологического догмата, согласно которому во Христе две природы, божественная и человеческая, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» сочетаются в одной ипостаси.

В латинской патристике этого периода наиболее важную роль играли такие писатели, как Ил арий Пиктавийский (ок. 315-367), самый значительный противник арианства на Западе, автор догматических, полемических и экзегетических сочинений («О Троице», «О соборах» и др.); Марий Викторин (ок. 280-363), переводчик неоплатоников Плотина и Порфирия на латинский язык, писавший грамматические, риторические и логические трактаты, а после обращения в христианство уже в зрелом возрасте - богословские произведения преимущественно антиарианской направленности; Амвросий Медиоланский (333/340-397), епископ Милана, выдающийся церковный политик, оставивший экзегетические, догматические, морально-аскетические сочинения («О вере», «Об обязанностях священнослужителей» и др.) и множество гимнов; Августин (см.); Иероним Стридонский (345/348 - ок. 420), создатель Вульгаты, классического перевода Библии на латынь, экзегет и полемист; Лев Великий, папа в 440-461, давший образцовую формулировку ортодоксальной христологии.

Послехалкидонское развитие христианской догматики, закрепленное на V и VI Вселенских соборах в Константинополе (553 и 680-681), а также VII Вселенском соборе в Никее и Константинополе (787), было связано преимущественно с уточнением христологии, в частности - с отвержением монофелитства, учения о единой воле во Христе, а также с иконоборческими спорами, в которых победили сторонники почитания икон. На патристику этой эпохи большое влияние оказали т. н. «Ареопагитики», известный с нач. 6 в. корпус текстов («Мистическое богословие», «Об именах Божиих», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», 10 писем), автором которого считался Дионисий Ареопагит, согласно традиции - слушатель апостола Павла (Деян. 17: 34) и первый епископ Афин (Eus. Hist. Eccl. IV 23, 3). Эти сочинения, в которых апофатический мистицизм сочетается с иерархической концепцией универсума, написаны под сильным влиянием неоплатонизма Прокла. На роль их возможного автора современные исследователи предлагали широкий спектр кандидатов от Аммония Саккаса до Петра Ивера (412-488) или Севера Антиохийского (465-538). Некоторые сложности, связанные с наличием в ту эпоху нескольких известных персоналий с тем же именем, существуют также с идентификацией личности Леонтия Византийского (ок. 475-543), оригениста, внесшего существенный вклад в развитие христологии; согласно его учению, общей ипостасью для божественной и человеческой природ во Христе является вторая ипостась Троицы. Крупнейшим представителем данного периода патристи-


52 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА

ки был Максим Исповедник (ок. 580-662), главный противник монофе-литства и создатель масштабной теологической системы, отраженной в сочинениях «Вопросоответы к Фалассию», «Изъяснение трудных мест в словах св. Григория Богослова» и др. Такие авторы, как Иоанн Лествичник (датировка проблематична: ок. 525-600 или 579-649), авва Дорофей (ум. ок. 620),Иоанн Мосх(ок. 550-619/634), С о фр о ни й Иерусалимский (560-638), Анастасий Синаит (ок. 640-700) и др., продолжали традиции духовно-аскетической литературы. Последним великим отцом эпохи Вселенских соборов был уроженец Сирии Иоанн Дамаскин (ок. 675-749), известный как защитник иконопочитания и образцовый догматист, в систематическом виде подытоживший предшествующую богословскую традицию в сочинении «Источник знания», состоящем из трех частей («Философские главы», «О ста ересях», «Точное изложение православной веры»).

В латинской патристике наиболее крупными писателями этого периода были Боэций (см.); Кассиодор (ок. 490-583), приближенный остготских правителей Рима, историк, экзегет и богослов, в трактате «Наставления в науках божественных и человеческих» изложивший программу образования, которая стала классической для Средних веков; Григорий Великий (ок. 540—604), папа с 590, церковный политик, боровшийся за приоритет Рима, и автор влиятельных нравственно-дидактических сочинений; Исидор Севильский (ок. 560-636), написавший энциклопедический труд «Этимологии», источник сведений по различным областям знания для всего латинского Средневековья, «Сентенции», изложение христианской догматики и этики, и др.; Беда Достопочтенный (ок. 673-735), разносторонний автор родом из Англии, более всего известный своей «Церковной историей англов». Неразрывно связан с традицией патристики и живший уже в 9 в. Иоанн Скотт Эриугена (ок. 810-877), чье значение заключается не только в самостоятельном теологическом творчестве («О разделении природ», «О божественном предопределении» и др.), но и в переводе на латынь сочинений греческих отцов (Григория Нисского, Максима Исповедника и «Ареопагитик»).

Существовала также значительная традиция сирийской патристики, в большей степени ориентированная на создание духовно-аскетических и мистических сочинений, причем зачастую в поэтической форме, чем на абстрактную теологическую спекуляцию, и представленная такими именами, как: Афраат Персидский Мудрец (260/275 - ок. 345), Ефрем Сирин (ок. 306-373), Иоанн Апамейский (1-я пол. 5 в.), Исаак Сирин (7 в.) и др.

Изд.: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. P., 1844-1864; Series Graeca. P., 1857-1866; Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. W., 1864-; Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte. Lpz.; В., 1897-; Sources Chrétiennes. P., 1942-; Corpus Christianorum (Series Latina; Series Graeca). Turnhout, 1953-;

Справ, лит.: Bibliographia patristica. Internationale patristische Bibliographie. Hrsg. v. W. Schneemelcher und К. Schäferdiek. В., 1956-; Biblia patristica: Index des citations et allusions bibliques dans la littérature patristique. Ed. J. Allenbach et al. Vol. 1-7. P., 1975-; Clavis Patrum Graecorum. Ed. M. Geerard. Vol. 1-5. Tourn., 1974-1987; Clavis Patrum Latinorum. Ed. E. Dekkers, A. Gaar. Steenbrugis, 19953; Dictionnaire de théologie catholique. Sous la direction de A. Vacant, E. Mangenot, Ε. Amann. T. 1-15. P., 1923-1950; Das Reallexikon fur Antike und Christentum. Sachwörterbuch zur Auseinandersetzung des Christentums mit der antiken Welt. Hrsg. v. Th. Klauser u. a. Stuttg., 1950-; Theologische Realenzyklopädie. Hrsg. v. G. Müller u. a. Bd. 1-36. В., 1977-; Dizionario Patristico e di Antichità Cristiane.


АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА 53

A cura di Α. Di Berardino. Vol. I—III. Casale Monferrato, 1983-1988 (пер.: Dictionnaire encyclopédique du Christianisme ancien. P., 1990; Encyclopedia of the Early Church. Camb., 1991 (нов. изд.: Nuovo Dizionario patristico e di antichità cristiane. Vol. I (A- E). Genova 2006); Lexikon der Antiken Christlichen Literatur. Hrsg. v. S. Döpp, W. Geerlings. Freib./ Breis., 1999; Православная энциклопедия в 25 τ. Μ., 2002-.

Лит.: Harnack von A. Das Wesen des Christentums. Lpz., 1900 (рус. пер.: Раннее христианство. M., 2001. T. 1, с. 7-176); Idem. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. I—III. Tub., 1931-19325 (ND. 1964); Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Bd. 1-5. B.,' 1902-1931 (repr. Darmst, 1962); Prestige G. L. God in Patristic Thought. L., 1936 (1975); Campenhausen von H. F. Die griechischen Kirchenväter. Stuttg., 1955; Idem. Lateinische Kirchenväter. Stuttg., 1960; Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Camb. (Mass.), 1956 (19703); DaniélouJ. Histoire des doctrines chrétiennes avant Nicée. Vol. 1-3. P., 1958-1978; Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. L., 1960 (Peabody, Mass., 2004); Wiles M. The Christian Fathers. N. Y., 1966; Idem. The Making of Christian Doctrine. Camb., 1967; The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Ed. A. H. Armstrong. Camb., 1967; Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. Vol. 1-3. Chic; L. 1971-1978; Altaner В., Stuiber A. Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. Freib.; Basel; W., 19809; Quasten J., Di Berardino A. et al. Patrology. Vol. I-IV Westminster, 19863 (1995; Allen, Texas, 1997); Patrologia IV I Padri latini (seco-li V-VIII). Genova, 1996; Patrologia V I Padri orientali (secoli V-VIII). Genova, 2000; AdamA. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. 1. Die Zeit der Alten Kirche. Gütersloh, 19926; Drobner H. R. Lehrbuch der Patrologie. Freib., 1994; Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1—4. СПб., 1907 (репр. М., 1994); Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979; Киприан (Керн), архимандрит. Патрология. Т. 1. М., 1996; Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996; Мейендорф И., протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001; Он же. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001; Столяров А. А. Патрология и патристика. М., 2001; СагардаН. И. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004; Фокин А. Р. Латинская патрология. Т. 1. М, 2005.

II. Отношение отцов Церкви к античной философии. Влияние философских школ на патристику. Единственное и при этом негативное использование термина «философия» в Новом Завете (Кол. 2:8), по мнению ряда современных комментаторов, может и не иметь в виду античную философскую традицию. Но в 1 Кор. 1:17-30 (ср. 2:4-7), где ап. Павел противопоставляет «юродство проповеди» «мудрости мира сего», он явно подразумевает в т. ч. и противопоставление христианства и эллинизма (ср. 1 Кор. 1:22-23). В апокрифической литературе термин «философия», напротив, используется как обозначение одной из христианских добродетелей (Acta Thorn. 139, 19. 34), а апологеты 2 в. уже применяют его к самому христианскому учению (Melit. Fr. 1, 3 Perler = Eus. Hist. Eccl. IV 26, 7; Just. Dial. 8, 1; 2 Apol. 12, 5; Tatian. 31, 1; 31, 5). Однако в отношении христианских отцов к античной философии можно говорить о двух противоположных тенденциях. С одной стороны, такие авторы, как Юстин Мученик, Климент Александрийский и др., находят в ней элементы истины, наличие которых объясняется ими как: 1) результат предварительного откровения, данного язычникам самим Богом, по аналогии с Ветхим Заветом, данным иудеям; соответственно, философы уподобляются пророкам (напр., Clem. Strom. VI 5, 41-42; VI 8, 67; ср. 12, 20, 2; VII 2, 6, 4); 2) результат естественного откровения, т. е. частичного познания истины самим человеческим разумом, которое возможно благодаря родству последнего с божественным Логосом (Just. 1 Apol. 13, 2-6; 2 Apol. 8, 1-2; 10, 2; 10, 8); 3) прямое заимствование из Ветхого Завета, в частности - самим Платоном во время египетского


54 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА

путешествия (напр., Just. 1 Apol. 44, 7-10; Hippol. Ref. 9, 27; Clem. Protr. 6, 70, 1; Cyr. С. Jul. 1, 19-20. 40; Eus. Pr. Εν. Χ-ΧΙ в целом). Последний вариант - т. н. теория заимствования - был особенно популярен и использовался уже эллинистическими иудейскими апологетами (напр., Аристобулом - см. Eus. Pr. Εν. XIII 12, 1 и 4; ср. Philo. Spec. leg. IV 61; LA I 108; Jos. Flav. С. Αρ. 2, 255—259), хотя со временем стал вызывать определенные сомнения (ср. Aug. Civ. D. VIII11). Предпосылкой этой теории было утверждение, что Моисей древнее Гомера и Платона, т. е. иудейская традиция древнее греческой (Philo. Aetern. 19; Jos. Flav. С. Ар. 1 passim; Tatian. 35-42).

Кроме того, в контексте сближения античной философии и христианского учения некоторых философов либо причисляли к христианам, либо рассматривали как сознательно симпатизирующих христианству. К примеру, Юстин называет христианами Сократа и Гераклита (1 Apol. 42, 3); Минуций Феликс, перечислив античных сторонников философского монотеизма, заключает: «Кто угодно сочтет, что либо теперь христиане являются философами, либо философы уже тогда были христианами» (Oct. 20); а в целом антифилософски настроенный Тертуллиан утверждает, что Сенека часто разделяет христианские взгляды (De an. 20; ср. Hier. Adv. Jov. 1, 49). Возникает подложная переписка Сенеки с ап. Павлом, впервые упоминаемая Иеронимом Стридонским в кон. 4 в. (Hier. De vir. ill. 12), а также легенда о дружбе Филона Александрийского с апп. Петром и Марком и его крещении ап. Иоанном (Eus. Hist. Eccl. II 17; Hier. De vir. ill. 11; [Proch.] Act. Joann. 18; но ср. Phot. Cod. 105, где говорится о последующем разрыве Филона с христианством, что напоминает аналогичную легенду о Порфирии, изложенную у Сократа Схоластика в Hist. Eccl. Ill 23, 114 sq. Bright). Впрочем, даже позитивное отношение к философии предполагало, что ей отводится исключительно служебная роль, а из философской традиции должно быть отобрано только то, что приемлемо с христианской точки зрения (Clem. Strom. I 5, 30-32; Orig. Phil. 13,1; Jo. Dam. Cap. phil. Praef. 43 sq. Kotter).

Date: 2016-11-17; view: 204; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию