Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические методы физического воспитания





Формирование специфических методов физического воспитания исторически шло по нескольким направлениям. Широкое применение нашли игровые и соревнова­тельные формы организации двигательной деятельности занимающихся (типич­ные для игры и спорта). Вместе с тем разрабатывались специальные способы методически четкой ее регламентации (организации, упорядочения), позволяющие строго направленно решать определенные задачи обучения движениям и воспита­ния двигательных способностей. В результате сложились три типа методов: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. От­ношение к этим методам в различных системах физического воспитания долгое время было не свободно от тенденций к неоправданному противопоставлению (в ряде европейских стран, например, недооценивался соревновательный метод, а в некоторых американских странах — методы строго регламентированного упраж­нения). В этой связи принципиально важно исходить из того, что ни один метод, каким бы хорошим он ни был сам по себе, взятый в отрыве от других, не может рассматриваться как единственно полноценный. Лишь совокупность мето­дов, используемых в соответствии с методическими принципами, может обеспечить успешную реализацию комплексных задач физического воспитания.

1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения

Методами этого типа деятельность занимающихся организу­ется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

в твердо предписанной программе движений (заранее обус­ловленные состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

в возможно точном нормировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в нормировании ин­тервалов отдыха и строго установленном чередовании их с фазами нагрузки;

в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределе­ние группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способст­вующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, кон­тролю за ее воздействием и т. д.).

Смысл такой регламентации понятен: обеспечить оптимальные условия для освоения новых двигательных умений, навыков и (или)


гарантировать точно направленное воздействие на развитие физи­ческих качеств, способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют множе­ство конкретных вариантов, выбор которых для применения за­висит от содержания занятий, этапов (периодов), последова­тельно сменяющихся в процессе физического воспитания, и других обстоятельств. Представить общие и отличительные черты этих вариантов помогает систематизационная схема (см. стр. 64—65).


64

Аналитический (избирательный) и целостный (интегральный) подходы в методах упражнения. В принципе возможны два проти­воположных подхода к освоению структуры двигательных дейст­вий — без расчленения их на составные элементы и с расчленением.


В первом случае движения уже с самого начала разучивания выполняются в составе той самой целостной структуры, какая ти­пична для изучаемого действия: прыжка, метания и т. д. Во втором — действие (или совокупность действий) подразделяют на составные элементы и осваивают их поочередно (как, например, в гимна-

3—1120 65


стических комбинациях). Правда, если рассматривать весь процесс-изучения и совершенствования действия, являющегося конечным предметом обучения, нетрудно заметить, что расчленение имеет временный характер: в итоге все элементы должны быть сведены в целостное действие. Вместе с тем почти на всех этапах освоения действия в целом, как правило, вычленяют те или иные его детали. Таким образом, и в первом, и во втором случае приходится иметь дело как с вычленением элементов действия, так и с объединением их, но способ вычленения и порядок объединения элементов будут различными. Исходя из этого, в процессе разучивания двигательных действий надо иметь в виду фактически следующие подходы:

1) разучивание действия в расчлененном виде с последователь­ным объединением частей в целое; методы, соответствующие этому подходу, можно назвать методами расчлененно-конструктивного уп­ражнения;

2) разучивание действия по возможности в целостном виде с из­бирательным вычленением деталей; методы, типичные для этого подхода, можно назвать, «методами целостно-конструктивного уп­ражнения».

Первый путь избирают при условии, если разучиваемое дей­ствие (либо совокупность действий) поддается расчленению на относительно самостоятельные элементы без существенного иска­жения основных его характеристик.


Как правило, без особых проблем поддаются расчленению гимнастические комбинации (многоэлементные упражнения на снарядах и вольные упражнения), поскольку они состоят из относительно самостоятельных элементов и связок. Но членить отдельный гимнастический элемент зачастую бывает уже непросто или нецелесообразно. Обычно к расчленению приходится прибегать из-за невозможности выполнить с самого начала действие в целом, и тогда вводится система подгото­вительных операций, частично воспроизводящих это действие и постепенно под­водящих к его целостному выполнению (например, при обучении плаванию: сколь­жение на мелком месте — разучивание движений ног с опорой о бортик бассейна — сочетание скольжения и движений ног в плавании с доской — разучивание дви­жений рук стоя на мелком месте — то же в сочетании с дыханием — сочетание всех элементов).

В тех случаях, когда расчленение разучиваемого действия при­водит к изменению самой его сути и резкому искажению характери­стик движений, выбирают второй путь. Структура целого при этом вначале обычно упрощается за счет исключения отдельных относи­тельно самостоятельных деталей, которые затем — по мере освоения основного механизма действия — соединяются с ним и совершен­ствуются на фоне целостного выполнения.

Например, технику прыжка в длину с разбега способом «ножницы» можно осваивать в таком порядке: прыжок с укороченного разбега с полетом в шаге и про-беганием — то же, но в высшей точке взлета смена положений ног встречно-скрест­ными движениями — прыжок с использованием подкидной доски или трамплина и акцентированием внимания в фазе полета на координации движений рук и ног — прыжок со среднего разбега в полной координации — прыжок с подчер­киванием подготовительных движений к приземлению — прыжок с полного разбега с концентрацией внимания на тех или иных деталях избирательно.


Разучивая двигательные действия как-в целом, так и с расчле­нением, обычно вводят ряд вспомогательньЛ методических прие­мов: ориентирование, облегчение внешних условий и т. д. Как правило, особенно если сложное действие разучивают в целом, ши­роко применяют так называемые подводящие упражнения, которые как бы подводят к освоению основного действия путем его целост­ной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.

В процессе совершенствования разученных двигательных действий особое значение приобретает от-лаживание свойственной им целостной структуры с одновременным улучшением их качественной основы. Ведущая роль здесь принад­лежит методам, которые характеризуются целостным выполнением действия в условиях дополнительных нагрузок, позволяющих стиму­лировать развитие физических качеств без нарушения структуры движений, путем так называемого сопряженного воздействия (В. М. Дьячков), т.е. методам сопряженного упражнения. Напри­мер, совершенствуя прыжок в высоту в целостном выполнении, при­меняют дополнительные отягощения строго определенного веса, не искажающие технику движений (пояс со свинцовыми пластинами и т. п.), и тем содействуют развитию скоростно-силовых способ­ностей в единстве с улучшением навыка прыжка, т. е. как бы на фоне целостной структуры движений.


Иную основу имеют методы избирательнонаправленного упраж­нения. Наиболее характерная черта этих методов — преимуще­ственная направленность воздействия на те или иные двигатель­ные качества и отдельные морфофункциональные свойства организ­ма, что достигается посредством специальных упражнений (напри­мер, упражнений с отягощениями, направленных на развитие от­дельных мышечных групп: выжимание штанги руками в положении лежа, сгибание-разгибание ноги, отягощенной гирей, поднимание тяжести на блочном устройстве вращательными движениями кис­тей). Относительно избирательное воздействие может быть обес­печено и посредством целостных двигательных действий, если они соответственно регламентированы (например, с помощью интер­вального бега, регламентированного таким образом, что создаются условия для достижения максимального ударного объема сердца). Часто такие методы направлены не столько на совершенствование формы движений, сколько на увеличение определенных функцио-» нальных возможностей организма, причем структура движений в процессе упражнения может подвергаться влиянию сбивающих факторов, как, скажем, в беге предельной продолжительности, когда начинает сказываться дискоординирующее влияние утомле­ния.

Стандартизация и варьирование действий в методах упражнения. По этому признаку методы строго регламентированного упраж­нения подразделяются на две противоположные группы: 1) методы стандартно-повторного упражнения и 2) методы вариативного (переменного) упражнения.


Методы стандартно-повторного упражнения отличаются повтор­ным выполнением заданных движений, действий по ходу данного, отдельного занятия без сколько-нибудь существенных изменений их структуры и внешних параметров нагрузки (повторное пробега-ние какой-либо стандартной дистанции с постоянной скоростью, многократное поднимание штанги одного и того же веса одним и тем же способом и т.п.). Такая стандартизация — одно из необ­ходимых условий формирования и закрепления двигательных навы­ков, а также морфофункциональной адаптации организма к опреде­ленной деятельности и сохранения достигнутого уровня работо­способности.

Надо учесть, что когда здесь идет речь о стандартизации нагрузки, то подра­зумевается прежде всего повторяемость ее внешних параметров. Что же касается функциональных сдвигов в организме в ответ на данную работу, то они относитель­но стандартны лишь при некоторых условиях, а именно: если функциональное состояние организма к моменту очередного ее повторения успевает восстановиться примерно до исходного уровня (в процессе упражнения с достаточно большими интервалами отдыха) или если непрерывная длительная работа выполняется в ус­ловиях так называемого истинного устойчивого состояния. Но если функциональное состояние организма претерпевает к началу очередного повторения существенные изменения, одно и то же внешнее воздействие дает в процессе повторений неодинаковый эффект.


Методы стандартно-повторного упражнения широко используют при закреплении сформированных двигательных навыков и воспита­нии всех физических качеств, хотя и в неодинаковой мере. Эти методы применяются как в рамках отдельного занятия, так и на протяжении серии занятий. В последнем случае стандарт нагрузки сохраняется до тех пор, пока не произойдет адаптация к ней и на­грузка не станет стандартной не только по своим внешним парамет­рам, но и по ответным реакциям организма, тогда устанавливается новый стандарт нагрузки, соответствующий повышенным функцио­нальным возможностям организма.

Отличительная черта методов вариативного (переменного) уп­ражнения — направленное изменение воздействующих факторов по ходу упражнения. Это достигается различными путями: путем прямого изменения параметров движений (скорости, темпа, дли­тельности и т. д.), сменой способа выполнения действий, путем варь­ирования интервалов отдыха и внешних условий, дополнительных отягощений и т. д. Суть дела при этом состоит в предъявлении организму новых, необычных и в конечном счете повышенных тре­бований, с тем чтобы стимулировать увеличение его функциональ­ных-возможностей. Одновременно благодаря варьированию форм и условий действий предъявляются требования к динамичности ус­военных навыков, что способствует расширению диапазона регули­рования движений, образованию тонко отлаженных двигательных координации, совершенствованию самих навыков.

Конкретная направленность динамики нагрузки в методах вариативного упраж­нения также может быть различной. Наиболее распространены варианты с нараста­нием нагрузки цо ходу воспроизведения действий (например, увеличение веса штанги с каждым очередным подходом) и волнообразным изменением ее (увели-


чение веса штанги в нескольких подходах, чередуемое с уменьшением его в несколь­ких других подходах, периодическое варьирование скорости в процессе пробегания дистанции и т. д.).







Date: 2016-11-17; view: 361; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию