Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое развитие





 

В марте 1990 г. прошли выборы народных депутатов РСФСР, и в мае-июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал Б.Н. Ельцина главой государства, Р.И. Хасбулатова – его первым заместителем. Был создан двухпалатный Верховный Совет. 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, провозглашающую верховенство законов РСФСР над союзными. Через год, 12 июня 1991 г., на всенародных выборах Б.Н. Ельцин был избран Президентом России, а А.В. Руцкой – вице-президентом (за них было подано 57,3 % голосов).

По отношению к Б.Н. Ельцину постепенно складывалась оппозиция трёх типов. Демократическая, полностью приветствующая произошедшие в стране изменения, призывала власть последовательно проводить либеральный курс в экономике, отстаивать ценности демократии. Радикальная коммунистическая (зачастую экстремистская) оппозиция не имела влияния на власть и доступа к ней, но открыто боролась со сложившейся системой. Существовала также умеренно-коммунистическая оппозиция, которая вела политическую борьбу в рамках Конституции, но ставила перед собой цель после прихода к власти легальным путём полностью ликвидировать существующую систему.

На фоне стремительно ухудшающегося положения в экономике и социальной сфере обострились отношения между исполнительной и законодательной властью, что особенно ярко проявилось в марте 1993 г. на VIII Съезде народных депутатов. В стране сложилось своеобразное двоевластие: в оппозиции к Ельцину выступили Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов и вице-президент А.В. Руцкой, поддержанные частью депутатов. По предложению президента 25 апреля 1993 г. прошёл референдум по вопросам о доверии президенту и проводимой им и правительством социальной политике, о необходимости досрочных выборов президента и народных депутатов. В референдуме участвовало 64 % имеющих право голоса. 58,7 % высказались за президента, 53 % поддержали проводимую им политику.

Значительно осложнили обстановку такие события, как кровавое столкновение в Москве 1 мая 1993 г. демонстрантов с органами охраны порядка, объявление об обмене наличных денег (пятидесяти– и сторублевых купюр). Неподготовленная и скоропалительная акция Центрального банка не только ухудшила положение в стране, но и вызвала отрицательную реакцию стран СНГ.

В июне-июле 1993 г. работала Конституционная комиссия, которая выработала проект новой Конституции. Однако это не ослабило напряжённости в стране.

В августе 1993 г. правительство предложило программу «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» на 1993–1995 гг. Положение страны было оценено как «тяжелейшая фаза кризиса». Был подтверждён курс на построение рыночной экономики. Но для этого нужно было национальное согласие, значительное ограничение вмешательства государства в экономику, сокращение доли государственного сектора, снижение налогов и государственных расходов, развитие предпринимательства и конкуренции. Реформы, начавшиеся в январе 1992 г., привели к состоянию временного неустойчивого равновесия. Были внесены коррективы в ход осуществления реформ с учётом полученного опыта и намечено три этапа выхода из кризиса. Эти мероприятия и сроки остались нереализованными, так как для решения поставленных задач требовалась политическая стабильность, а её в Российской Федерации не было.

В обострившейся обстановке двоевластия Б.Н. Ельцин Указом № 1400 21 сентября 1993 г. объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно на 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное собрание, состоявшее из двух палат. Совет Федерации формировался по принципу: два представителя от каждого из 88 субъектов Федерации (кроме Чеченской республики, руководство которой не считало Чечню субъектом России) – всего 176 депутатов. Государственная Дума насчитывала 450 депутатов, из которых половина (225) избиралась по партийным спискам, остальные избирались населением. Верховный Совет не признал указ Б.Н. Ельцина. 23 сентября срочно собравшийся Х Съезд народных депутатов лишил его президентских полномочий, передав эти обязанности А.В. Руцкому. Депутаты во главе с Хасбулатовым и Руцким решили оборонять Белый дом. 3–4 октября 1993 г. произошли вооружённые столкновения у Белого дома и здания телецентра. 4 октября прибывшие войска обстреляли Белый дом и захватили его. Руководители оппозиции были арестованы. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное собрание и референдум по новой Конституции, которая была одобрена большинством избирателей. 11 января 1994 г. парламент (Федеральное собрание) приступил к работе. Одним из первых решений депутатов было освобождение из заключения участников неудавшегося путча в августе 1991 г. и событий в октябре 1993 г. Двоевластие было ликвидировано, но социально-политическая и экономическая обстановка в России осталась сложной.


17 декабря 1995 г. были проведены выборы в новый парламент. В Думе образовалось четыре фракции победивших партий и блоков: КПРФ (Компартия России, лидер Г.А. Зюганов), ЛДПР (Либерально-демократическая партия, лидер В.В. Жириновский), блок «Наш дом – Россия» во главе с В.С. Черномырдиным и блок «Яблоко» (лидер Г.А. Явлинский).

Летом 1996 г. состоялись выборы президента. На этот пост претендовали 9 кандидатов. 16 июня большинство голосов получили Б.Н. Ельцин, глава КПРФ Г.А. Зюганов и генерал А.И. Лебедь. Перед вторым туром выборов Б.Н. Ельцин назначил А.И. Лебедя секретарём Совета безопасности, отстранил от должности министра обороны П.С. Грачёва, провёл кадровые перестановки в президентской Администрации и тем самым укрепил свои позиции. 3 июля во втором туре президентских выборов Ельцин получил 53,5 %, а Зюганов – 40,5 % голосов. Президентом на четырёхлетний срок вновь стал Б.Н. Ельцин. 10 августа Госдума утвердила Черномырдина главой правительства.

Осенью 1996 г. состояние здоровья Б.Н. Ельцина ухудшилось, и врачи настояли на проведении операции на сердце, которая прошла благополучно. После болезни Ельцин вернулся к исполнению обязанностей и провёл реорганизацию правительства. Первыми заместителями (вице-премьерами) Черномырдина были назначены «молодые реформаторы» А.Б. Чубайс – министр финансов и Б.Е. Немцов – министр топлива и энергетики. Считалось, что упорядочение сбора налогов позволит значительно пополнить казну и расплатиться по долгам с пенсионерами, работниками бюджетной сферы, военнослужащими, а также с бастующими разных отраслей народного хозяйства. Погасить долги частично удалось, но основные проблемы решены не были. В конце года «молодые реформаторы» были освобождены от министерских постов, хотя остались вице-премьерами.

23 марта 1998 г. указом Президента РФ Ельцина было отправлено в отставку правительство во главе с Черномырдиным, а через месяц Государственная Дума с третьего раза утвердила председателем правительства С.В. Кириенко. Обвал национальной валюты в августе-сентябре 1998 г. привёл к неизбежной отставке Кириенко, а в России началась «министерская чехарда»: в сентябре 1998 г. председателем правительства был назначен Е.М. Примаков, в мае 1999 г. его сменил С.В. Степашин, в августе правительство возглавил В.В. Путин. Умеренно-либеральный курс при этом не изменялся.

19 декабря 1999 г. в России в установленный срок состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Большинство мест в парламенте вновь завоевали коммунисты, чуть меньшее количество голосов получили представители проправительственного блока «Единство». Пятипроцентный барьер преодолели ещё четыре объединения. В целом же состав Государственной Думы оказался менее оппозиционным президенту и правительству, чем состав Думы второго созыва (1995).

После успеха проправительственного блока на парламентских выборах Ельцин принял решение о передаче своих полномочий председателю правительства В. В. Путину (31 декабря 1999 г.). На выборах, которые состоялись 26 марта 2000 г., в первом же туре президентом был избран В.В. Путин.


С самого начала работа президента облегчалась тем, что впервые за время существования парламентаризма в России он получил возможность почти гарантированно проводить нужные ему решения через Государственную Думу, опираясь на верные ему фракции «Единство», «Народный депутат», а также на демократов (СПС, «Яблоко»), которые почти всегда голосовали против оппозиционных власти коммунистов и аграриев. В 2001 г. на основе ряда общественных организаций была создана партия «Единая Россия». На политическом жаргоне членов партии «Единая Россия» стали называть «единороссами». Новая партия стала самой крупной фракцией в Государственной Думе. Таким образом, в Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство, которое сохранилось и во всех последующих созывах Государственной Думы.

Приоритетным направлением в деятельности президента Путина стало усиление роли государства в политической и социально-экономической сферах. Ослабление Центра в 90-е годы затрудняло проведение в регионах России действенного социально-политического и экономического курса. Насущной стала задача реформирования старой и создания новой «вертикали власти». Президент осуществил ряд реформ по повышению роли государства, укреплению «вертикали власти» и усилению федерализма. В 2000 г. было создано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (вскоре переименованный в Южный (до последующего выделения из него нового Северо-Кавказского округа)), Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный[1]. Их возглавили представители президента. Семь полпредов в этих округах получили широкие полномочия и были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации президента. Местным законодательным органам субъектов Федерации было предложено привести законодательство в соответствие с Конституцией России. Совет Федерации поначалу открыто полемизировал с президентом, критиковал федеративную реформу, но вскоре согласился с предложениями президента, тем более что Путин в ряде вопросов шёл навстречу губернаторам. В 1994–2000 гг. членами Совета Федерации являлись главы законодательной и исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации. То, что руководители исполнительных органов выступали одновременно членами законодательного органа России, противоречило принципу разделения законодательной и исполнительной ветвей государственной власти и создавало немало трудностей в работе Совета Федерации. В 2000 г. были изменены принципы и порядок формирования этого законодательного органа. В соответствии с Законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» данная реформа была завершена в декабре 2001 г. Вместо действующих глав администраций субъектов Федерации в Совете Федерации стали заседать представители законодательных органов субъектов РФ, а главой верхней палаты вместо Е.С. Строева был избран С.М. Миронов (с 2011 года – В.И. Матвиенко).


События на Северном Кавказе. Параллельно с решением проблем, связанных с укреплением государственности, перед президентом Путиным встала задача стабилизировать обострившуюся с начала 90-х годов обстановку на юге России.

В марте 1992 г. был подписан Федеративный договор о взаимоотношениях между входящими в РФ субъектами. Удалось достичь компромисса и взаимопонимания с Татарстаном и другими республиками. Чечня (Республика Ичкерия – президент Джохар Дудаев), выйдя из состава Чечено-Ингушской республики, взяла курс на полное отделение от РФ. Конфликты на Кавказе привели к тому, что поток беженцев устремился в другие районы России.

В декабре 1994 г. в Чечне начался военный конфликт. Власти России использовали армию для свержения режима Д. Дудаева, что привело к многочисленным человеческим жертвам, усилило внутреннюю политическую и экономическую напряжённость. В 1996 г. война в Чечне, несмотря на проходившие переговоры о её прекращении, продолжалась. В апреле погиб Джохар Дудаев, и руководство Республикой Ичкерия перешло к З. Яндарбиеву. В мае Б.Н. Ельцин провёл с ним переговоры о прекращении боевых действий с 1 июня, но договорённость не была выполнена. В августе боевики предприняли новый штурм Грозного. А.И. Лебедь, став секретарём Совета безопасности, получил от президента чрезвычайные полномочия по урегулированию положения в Чечне и добился прекращения войны (так называемые Хасавюртовские соглашения). С декабря 1994 г. по май 1996 г. в Чечне погибли 8 тыс. солдат федеральных войск и 2,5 тыс. чеченских боевиков, а также тысячи мирных жителей.

В январе 1997 г. президентом Чечни был избран А. Масхадов. В мае того же года Ельцин и Масхадов подписали Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и Республикой Ичкерия. Однако обстановка в этом регионе оставалась напряжённой. Чечня превратилась в оплот терроризма и коррупции.

В августе 1999 г. нападением на Дагестан и рядом крупных террористических актов чеченские боевики спровоцировали начало новой военной кампании на Северном Кавказе. Федеральные войска вновь были введены на территорию Чечни. В течение 2000–2001 гг. антитеррористическая кампания на территории Чечни привела к разгрому основных банд чеченских сепаратистов и исламских наёмников-ваххабитов. Верховный муфтий Чечни Ахмад Кадыров выступил на стороне федеральных сил и в значительной степени способствовал стабилизации обстановки в Чеченской республике. Осенью 2003 г. А. Кадыров был избран президентом Чеченской республики (погиб в мае 2004 г. в результате террористического акта; с 2007 г. возглавляет Чеченскую Республику сын А. Кадырова – Рамзан). Чеченский кризис обострил социально-политическую обстановку в соседних Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. В условиях сложной социально-экономической ситуации в этих республиках террористические группы, получая финансовую и организационную поддержку международных исламских террористических организаций, пытаются дестабилизировать политическое и социальное положение в этих республиках путём организации террористических актов в отношении представителей власти, полицейских, военнослужащих. Террористическим группам также удалось провести ряд кровавых актов в Москве и на Северном Кавказе.

14 марта 2004 г. В.Путин был переизбран на пост Президента России на второй срок с большим отрывом от других кандидатов. Убедительной победе Путина способствовало то, что у него не оказалась достойных соперников, а также внушительные результаты первого президентского срока. Это прежде всего достижение определённой стабильности в экономике и социально-политическом положении в стране, жёсткая политика в отношении ряда олигархов, принятие целого пакета стратегических преобразований: судебная, административная, налоговая, земельная реформы. Также произошло существенное обновление политической элиты и, наконец, завершена активная военная стадия антитеррористической операции на Северном Кавказе. В сентябре 2004 г., через несколько дней после террористического акта, в бесланской школе (Северная Осетия) президент Путин объявил об изменениях в политической системе страны. Основным нововведением стал отказ от прямых выборов глав субъектов Российской Федерации. Президент обосновывал данное решение необходимостью усовершенствования политической системы государства, столкнувшейся с опасностью международного терроризма. Также была изменена система выборов депутатов Государственной Думы, которые стали избираться только по партийным спискам. Территориальное представительство в Государственной Думе было упразднено, половина членов Совета Федерации стали назначаться губернаторами, в свою очередь назначаемыми президентом.

Второй президентский срок В.В. Путина ознаменовался усилением внимания к социальным проблемам страны. Так, в мае 2004 г. в президентском послании к Федеральному собранию были провозглашены три «национальных проекта»: преодоление бедности, модернизация армии и жилищная реформа. На следующий год глава администрации президента Д.А. Медведев был назначен первым заместителем Председателя правительства и стал отвечать за приоритетные национальные проекты: «Современное здравоохранение», «Доступное и комфортное жильё» и «Качественное образование». За период президенства Путина улучшилось материальное положение большинства российских граждан. Этому способствовал в значительной степени экономический рост в стране, стимулировавшийся благоприятной конъюнктурой цен на энергоносители на мировом рынке. Сказались и плоды рыночных реформ 90-х годов.

С конца 2006 г. оживилась и так называемая «внесистемная оппозиция» (политические партии и движения не представленные в Государственной Думе). По ряду городов России прошли «Марши несогласных». Их целью было объединить оппозиционные силы различного толка в противостоянии с официальными властями.

В конце второго президентского срока Путина в обществе и СМИ стал активно обсуждаться вопрос о возможности продления его президентских полномочий на третий срок. Однако по Конституции РФ должность Президента одно лицо не может занимать более двух сроков подряд. Сам Президент не раз заявлял, что он не пойдёт на нарушение Конституции.

В декабре 2007 г. убедительную победу на выборах в Государственную Думу 5-го созыва одержала партия «Единая Россия». Незадолго до начала предвыборной кампании партийный список «единороссов» возглавил В.В. Путин, что и предопределило успех «Единой России». Через несколько дней после выборов в Государственную Думу на встрече с Путиным лидеры партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» и двух непарламентских партий «Гражданская сила» и «Аграрная партия» выдвинули кандидатом на пост Президента РФ Д.А. Медведева, поддержанного Путиным. В свою очередь Медведев заявил, что в случае своего избрания Президентом России на должность Председателя Правительства назначит В.В. Путина с целью продолжить политический курс действующего Президента.

2 марта 2008 г. на выборах Д. Медведев, набрав более 70 % голосов избирателей, стал Президентом России. В силу сложившейся политической ситуации в период президенства Медведева возникла необычная для России конструкция власти, получившая в СМИ название «тандем» – Президента Д. Медведева и Председателя Правительства В.Путина. Для большинства населения России, в силу политического веса, авторитета, опыта и просто возраста, было понятно, кто в этом тандеме играл главную роль. И всё-таки Д. Медведеву, не выходя за рамки продолжавшегося политического курса, удалось обозначить тренды во многих сферах жизни, правильно диагностировать проблемы, стоявшие перед страной: невысокое качество законов, отсутствие независимой судебной системы, коррупция, неуважение к частной собственности, неразвитая инфраструктура, отсутствие стимулов к инновациям, изношенное ЖКХ, высокие цены на жильё, низкий уровень медицины и образования. Д. Медведев также обозначил проблемы обратной связи между обществом и властью.

В первый год президенства Медведеву пришлось принимать непростые решения о военной операции против Грузии, вторгшейся в Южную Осетию, удержать ситуацию в ходе разразившегося мирового финансового кризиса. Среди наиболее значимых решений, принятых по инициативе Медведева, следует отметить реформу МВД (которая, как утверждают руководители МВД, ещё будет продолжена), смену большой части губернаторов, в том числе мэра Москвы Ю.В. Лужкова, руководителей Татарстана и Башкортостана – М.Ш. Шаймиева и М.Г. Рахимова. Впервые за 15 лет существования, по предложению Медведева была изменена Конституция РФ. В неё были внесены следующие поправки: об увеличении срока президентских полномочий с четырёх до шести лет, депутатов Государственной Думы – с четырёх до пяти лет. Наконец, в последние месяцы нахождения на посту Президента Медведев внёс в Государственную Думу законопроект о возврате отменённых в 2004 г. прямых выборов глав регионов России. Кроме того, был значительно упрощён порядок регистрации политических партий.

В сентябре 2011 г. на съезде «Единой России» глава государства выступил с заявлением, что было бы правильнее, чтобы съезд поддержал В. Путина в качестве кандидата на пост президента страны, а сам он готов работать в правительстве. Тем самым Д.А. Медведев отказался баллотироваться на новый президентский срок.

4 декабря 2011 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу 6-го созыва. Впервые депутаты избирались сроком на пять лет. По результатам голосования четыре партии преодолели семипроцентный барьер: «Единая Россия» (49,32 % голосов избирателей), Коммунистическая партия Российской Федерации (19,19 %), «Справедливая Россия» (13,24 %) и Либерально-демократическая партия (11,67 %). В сравнении с выборами 2007 г. все партии, прошедшие в Думу, получили больше голосов, за исключением «единороссов» (меньше на 15 %).

После выборов в Государственную Думу, в течение декабря 2011 г. – весны 2012 г., по стране прошли массовые выступления протеста. Участники акций заявляли, что выборы прошли с большими нарушениями выборного законодательства и фальсификациями. Основным лозунгом большинства акций стал «За честные выборы!» По разным оценкам, митинг на Болотной площади в Москве в декабре 2011 г. стал самым массовым с начала 90-х годов. Эти выступления, как уже отмечалось выше, привели к возвращению прямых выборов глав регионов России и значительному упрощению регистрации новых политических партий.

Подводя итоги президентства Д.А. Медведева, целый ряд наблюдателей отмечали, что главным результатом его деятельности стало изменение общественного климата.

 







Date: 2016-11-17; view: 222; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию