Данные критерии носят рекомендательный характер. Образовательная организация высшего образования вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема и самостоятельности.
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Критерии оценивания
| Баллы
|
К1. Соответствие теме
|
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
|
|
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.
|
|
Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
|
|
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
|
Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения (произведений) отечественной или мировой литературы по собственному выбору, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; выборлитературного произведения и аспекты его анализа оправданны с точки зрения темы;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
|
|
Участник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения,
и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы,
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения,
и/или допущено 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.
|
|
сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала.
|
|
К3. Композиция
|
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли.
|
|
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль не развивается.
|
|
Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть.
|
|
К4. Качество речи
|
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли,, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов.
|
|
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи.
|
|
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
|
|
К5. Оригинальность сочинения
|
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и проч.) или яркостью стиля.
|
|
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.
|
|
К6. Речевые нормы
|
Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки.
|
|
Допущено 3–4 речевые ошибки.
|
|
Допущено 5 и более речевых ошибок.
|
|
К7. Орфографические нормы
| |
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.
|
|
Допущено 2–3 орфографические ошибки.
|
|
Допущено 4–5 орфографических ошибок.
|
|
Допущено более 5 орфографических ошибок.
|
|
К8. Пунктуационные нормы
| |
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка.
|
|
Допущено 2–3 пунктуационные ошибки.
|
|
Допущено 4–5 пунктуационных ошибок.
|
|
Допущено более 5 пунктуационных ошибок.
|
|
К9. Грамматические нормы
|
|
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка.
|
|
Допущено 2–3 грамматические ошибки.
|
|
Допущено 4 и более грамматических ошибок.
|
|
К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале
|
Фактические ошибки отсутствуют.
|
|
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале.
|
|
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
|
|