Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и вид эмоций





Эмоции это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся непосредственным переживанием, ощущением принятого и непринятого, отношения человека к миру и людям, процессу и результатам его практической деятельности. К классификациям и видам эмоций относятся: чувства, настроения, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые «чистые эмоции», они включены в психические процессы и состояния человека.

ЭМОЦИИ представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями мотивами человека. Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций, с одной стороны, нашими потребностями, с другой - особенностями ситуаций. Эмоции сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.

АФФЕКТЫ это наиболее выраженная эмоциональная реакция. Сильное, бурное и относительно кратковременное состояние, которое может полностью захватить психику человека. Это состояние связано с неуправляемостью, снижению возможного сознательного контроля человека за своими действиями. Аффект развивается в неожиданных, опасных ситуациях, при которых субъект неспособен найти адекватный выход. Аффект может сопровождать положительные эмоции: восторг, воодушевление, безудержное веселье и отрицательные- ярость, ужас, отчаяние, страх, гнев. После аффекта могут наблюдаться упадок сил и раскаяние.

СТРЕСС - возникает в экстремальной ситуации и требует мобилизации всех ресурсов организма и нервно - психических сил. Слабые воздействия не могут вызвать стресс, поскольку он происходит в том случае, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности организма. Небольшой уровень стресса даже полезен, потому что необходим для физической и психической активности. Стресс возникает в результате длительного психологического напряжения, вследствие которого наступает эмоциональная перегрузка.

Г. Селье - основатель учения о стрессе выделял три стадии стресса: 1. «реакцию тревоги» при которой мобилизуются защитные силы организма;

2. стадию сопротивления - полную адаптацию к стрессу;

3.стадию истощения, возникающую в случае, если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время.

Необходимо отметить, что тяжелыми стрессорами являются: природные катаклизмы, транспортные катастрофы, военные действия, несчастные случаи, события несущие насильственный характер, смерть, пожар и прочие. Не всегда человек реагирует только на реальную опасность, иногда и на угрозу или напоминание о ней. Отсюда вывод, что человек является инициатором и сам аккумулирует стресс.

СТРАСТЬ - еще один вид сложных эмоций, встречающихся только у людей. Это глубокое, сильное, доминирующее эмоциональное переживание. Страсть способна захватить человека полностью, она может быть пагубной, а может быть великой. С. Л. Рубинштейн писал: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на одной цели».

Собственно ЭМОЦИИ - по сравнению с аффектами более длительное и менее интенсивное состояние. В отличии от аффекта не возникают к концу действия, а смещаются к началу, как бы предвосхищая результат. Эта реакция носит оценочный характер на свершившиеся, возможные и вспоминаемые события, действия, ситуации.

ЧУВСТВА - по сравнению с эмоциями, более устойчивые психические состояния, имеющие предметный характер и выражают отношение к объектам, воображаемым или реальным. Человек не способен переживать чувство без относительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек руководствуется положительными эмоциями и переживаниями, чтобы усилить или подкрепить свои положительные чувства. В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные, это отношения человека к другим людям; на эстетические это чувства при восприятии искусства, явлений природы; интеллектуальные чувства связанные с познавательной деятельностью; нравственные или эстетические чувства выражают отношение человека к себе, Родине, семье, другим людям; и на практические которые связаны с деятельностью человека.

НАСТРОЕНИЕ - устойчивое, относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека. Настроение зависит от взаимоотношений между людьми, от восприятия событий своей жизни. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Все эти виды эмоциональных процессов выполняют различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими его людьми. К тому же каждый из описанных видов эмоций имеет подвиды, которые оцениваются по следующим параметрам: происхождение, продолжительность, интенсивность, воздействие на организм, глубина, осознанность, динамику развития, способу выраженности и прочие. В истории психологических исследований существовала идея объединения эмоциональных состояний, в более компактную систему. В. Вундт полагал, что «Всю систему чувств, можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга.»

Различные эмоции возникающие у человека, служат для него внутренним сигналом, который ориентирует и направляет последующие мысли и действия. При этом субъект не всегда осознает истинные причины и тем не менее остается уверенным в их основаниях.

В структуре эмоциональных явлений можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и потребность.

Предметом возникновения эмоционального переживания становится любое явление, событие. Примером этого могут быть: поступки других людей, природные явления, собственные мысли и прочее. Предмет определяет эмоциональное переживание и не всегда осознается.

Эмоциональное переживание является субъективной реакцией, которая возникает при столкновении человека с эмоциональной ситуацией. Примером служат: радость, переживание, страх, удивление, восторг и прочие. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и не всегда осознается субъектом. Оно способно менять сознание и внутреннее представление о мире например, восприятие, отношение, внимание, мышление, воображение, память. Оказывает влияние на физиологические процессы всего организма например, сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные.

Потребность или мотив служит внутренним критерием для эмоционального определения значимости чего-либо. Значимость различных ситуаций всегда связана с актуальностью потребностей. Поэтому при их отсутствие эмоции невозможны. Например, если человек замерз, у него множество связанных с этим эмоциональных переживаний созданных соответствующей ситуацией. Как только человек согрелся, соответствующая ситуация перестает быть значимой. Из этого примера можно сделать вывод, что эмоциональные переживания можно рассматривать, как субъективные реакции на значимые для удовлетворения потребностей и мотивов человека жизненно ситуации.

Многообразие эмоциональных переживаний у человека привели к необходимости их дифференцировать. Так например немецкий философ И. Кант по степени активности выделял два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции - переживания повышающие активность личности, и астенические - переживания, снижающие активность личности. Еще Спиноза говорил, что эмоции «…увеличиваю или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее». Действительно, в приподнятом настроении, дело спорится быстрее, энергия переполняющая нас помогает справиться с большим объемом работы и при многое все получается, «работа кипит и дело спорится». В плохом настроении наоборот, ничего не хочется делать, возникает апатия, теряется уверенность в своих силах, «все валится из рук».

Тем не менее, часто присутствует совмещение этих двух видов, поэтому нельзя разделять их на положительные и отрицательные по тому какое влияние они оказывают на организм, повышают или понижают его жизнедеятельность. Эмоциональное состояние в разных условиях может быть стеническим и астеническим. Так страх обычно способствует мобилизации всех ресурсов организма, по прошествии времени наступает упадок сил. Неудовлетворенность совершенными действиями, чувство вины сначала вызывают понижение активности, а затем могут стимулировать рост активности, через стремление исправить положение.

Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру.

Date: 2016-11-17; view: 1292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию