Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление философии из мифологииСтр 1 из 10Следующая ⇒
Горелов A.A. Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.
ISBN 978-5-7695-7358-3
В учебнике в доступной форме представлена философия как отрасль культуры, охарактеризованы ее основные проблемы в их становлении, начиная с Античности и до XX в. включительно: природа человека и смысл его существования, человек и Бог, наука и ее роль и др. Курс разбит на два раздела: первый посвящен историческому развитию философии, а второй — ее специфике, методам, внутреннему строению. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть интересен всем, увлекающимся философией. Горелов Анатолий Алексеевич Основы философии Учебник Редактор Р. К. Лопина. Технический редактор Е.Ф. Коржуева. Компьютерная верстка: Д.В. Федотов. Корректоры В.Н. Рейбекель, Н.А. Балашова
Изд. № 109105184. Подписано в печать 02.04.2010. Формат 60 х90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16,0. Тираж 5 000 экз. Заказ № 6846 Издательский центр «Академия», www.academia-moscow.ru 125252, Москва, ул. Зорге, д. 15, корп. 1, пом. 266. Адрес для корреспонденции: 129085, Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1, а/я 48. Тел./факс: (495)648-0507, 616-0029. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.007831.07.09 от 06.07.2009. Отпечатано с электронных носителей издательства. ОАО «Тверской полиграфический комбинат», 170024, г.Тверь, пр-т Ленина, 5. Телефон: (4822) 44-52-03, 44-50-34. Телефон/факс: (4822) 44-42-15. Home page – www.tverpk.ru Электронная почта (E-mail) – sales@tverpk.ru
© Горелов A.A., 2003 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008
Предисловие................................................................................................................. 4 Глава 1. Что такое философия............................................................................. 6 Основные понятия............................................................................................... 6 Становление философии из мифологии........................................................ 7 Смерть Сократа................................................................................................... 10 Рациональность философии............................................................................ 12 Предмет философии........................................................................................... 15 Определение философии................................................................................... 16 Глава 2. Предпосылки философии в Древней Индии................................ 17 Реинкарнация....................................................................................................... 17 Карма..................................................................................................................... 18 Единое.................................................................................................................... 19 Майя....................................................................................................................... 20 Ахимса................................................................................................................... 20 Дхарма................................................................................................................... 20 Веды........................................................................................................................ 21 Упанишады........................................................................................................... 22 Глава 3. Предпосылки философии в Древнем Китае.................................. 24 Философское представление о природе....................................................... 25 Ритуал.................................................................................................................... 25 Три мыслителя..................................................................................................... 26 Лао-цзы................................................................................................................. 27 Даосизм.................................................................................................................. 28 Конфуций.............................................................................................................. 29 Золотая середина................................................................................................ 30 Мо-цзы................................................................................................................... 32 Глава 4. Становление философии в Древней Греции................................. 33 Миф и осевое время............................................................................................ 33 Милетская школа................................................................................................ 36 Пифагор................................................................................................................. 37 Демокрит............................................................................................................... 38 Элейская школа................................................................................................... 38 Гераклит................................................................................................................ 40 Сократ.................................................................................................................... 41 Майовтика............................................................................................................ 43 Справедливость................................................................................................... 44 Ученики Сократа................................................................................................ 44 Глава 5. Время Платона......................................................................................... 45 Диалектика Платона.......................................................................................... 47 Мир идей............................................................................................................... 47 Душа....................................................................................................................... 49 Киренаики и киники........................................................................................... 50 Диоген.................................................................................................................... 51 Аристипп............................................................................................................... 53 Глава 6. Время Аристотеля.................................................................................... 56 Материя и форма................................................................................................ 58 Метафизика.......................................................................................................... 60 Логика.................................................................................................................... 61 Этика...................................................................................................................... 62 Добродетель......................................................................................................... 63 Эпикур.................................................................................................................... 64 Стоицизм............................................................................................................... 69 Удовольствия и страдания............................................................................... 70 Скептики................................................................................................................ 71 Упадок.................................................................................................................... 72 Глава 7. Философия Древнего Рима.................................................................. 74 Лукреций............................................................................................................... 75 Стоики.................................................................................................................... 76 Сенека.................................................................................................................... 77 Эпиктет.................................................................................................................. 79 Марк Аврелий...................................................................................................... 80 Секст Эмпирик..................................................................................................... 81 Глава 8. Средневековая философия.................................................................. 84 Особенности средневековой философии...................................................... 84 Августин................................................................................................................ 85 Мусульманская философия............................................................................. 87 Фома Аквинский.................................................................................................. 89 Реалисты и номиналисты................................................................................. 90 Скептицизм........................................................................................................... 91 Значение средневековой философии............................................................. 91 Глава 9. Философия Нового времени............................................................... 93 Субъект и объект................................................................................................. 93 Теория познания.................................................................................................. 93 Р.Декарт................................................................................................................. 94 Б. Спиноза............................................................................................................. 96 Г. Лейбниц............................................................................................................. 97 Континентальный рационализм и английский эмпиризм....................... 97 Ф. Бэкон................................................................................................................. 98 Д. Локк.................................................................................................................... 99 Д. Юм...................................................................................................................... 99 И. Кант................................................................................................................... 100 Соотношение рационального и чувственного познания......................... 101 Глава 10. Философия XIX века........................................................................... 104 Фихте...................................................................................................................... 104 Ф. Шеллинг........................................................................................................... 105 Г.В.Ф. Гегель........................................................................................................ 107 Законы диалектики............................................................................................. 109 Материализм........................................................................................................ 113 Позитивизм............................................................................................................ 114 Эволюционизм..................................................................................................... 115 Воля к власти....................................................................................................... 116 Философия бессознательного......................................................................... 116 Глава 11. ФилософияXXвека............................................................................... 118 Экзистенциализм................................................................................................. 118 Страх...................................................................................................................... 119 Абсурд.................................................................................................................... 120 Свобода................................................................................................................. 120 Гуманизм............................................................................................................... 124 Психоанализ......................................................................................................... 125 Архетип.................................................................................................................. 125 Модели поведения.............................................................................................. 126 Неопозитивизм..................................................................................................... 127 Прагматизм........................................................................................................... 129 Скептицизм........................................................................................................... 130 Глава 12. Русская философия.............................................................................. 132 Особенности русской философии.................................................................. 132 "Слово о Законе и Благодати.......................................................................... 133 Эволюция русской идеи.................................................................................... 135 И.В. Киреевский................................................................................................... 137 В.С. Соловьев....................................................................................................... 138 Н.А. Бердяев......................................................................................................... 140 Советская и постсоветская философия......................................................... 141 Значение русской философии......................................................................... 141 Глава 13. Основные этапы и закономерности развития философии... 143 Античность........................................................................................................... 144 Христианство....................................................................................................... 145 Новое время.......................................................................................................... 145 XX век..................................................................................................................... 148 Прогресс философии.......................................................................................... 149 Глава 14. Методы и внутреннее строение философии............................... 156 Диалектический метод...................................................................................... 157 Прагматический метод...................................................................................... 158 Метод и принцип................................................................................................. 159 Специальные философские дисциплины..................................................... 160 Глава 15. Философия и наука.............................................................................. 162 Современная наука............................................................................................ 163 Взаимодействие философии и науки............................................................. 164 Глава 16. Отличие философии от искусства, религии, идеологии........ 169 Философия и искусство..................................................................................... 169 Философия и религия......................................................................................... 172 Философия и идеология.................................................................................... 175 Философия как синтез науки, искусства и религии................................... 176 Глава 17. Философия и глобальные проблемы современности............. 178 Проблема предотвращения термоядерной войны..................................... 178 Экологическая проблема.................................................................................. 179 Экологическая философия: выдумка или реальность.............................. 182 Глава 18. Значение философии........................................................................... 186 Философия и истина........................................................................................... 186 Философия и философии................................................................................... 188 Философия и жизнь............................................................................................. 190 Философия как учение о целостной личности........................................... 191 Будущее философии........................................................................................... 192 Заключение.................................................................................................................. 194 Литература................................................................................................................... 196 Краткий словарь терминов...................................................................................... 197 Приложение.................................................................................................................. 199 Оглавление................................................................................................................... 254
ЧАСТЬ I Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Основные понятия Философия в буквальном переводе с греческого означает «любовь к мудрости» («филиа» — любовь, «софиа» — мудрость). Это слово ввел в употребление выдающийся древнегреческий ученый Пифагор (580 — 500 до н.э.), но широкое применение оно получило в V в. до н. э. В это время в Греции — богатом, процветающем регионе с высокоразвитой культурой — были люди, которых называли софистами, т.е. мудрецами. Они не только рассуждали, но и обучали мудрости, и желающих находилось предостаточно. Однако обучение мудрости сильно отличается от обучения ремеслу, где можно проверить, научился человек чему-либо или нет. Если он способен построить дом, стало быть, овладел строительным мастерством. Самому учителю легко показать, что ремеслом, которому он обучает, он владеет. Ни того ни другого нет, когда речь идет об обучении мудрости. Как доказать, что учитель мудр и действительно чему-то научил? А деньги за обучение брали немалые. Как водится в таких случаях, находились обманщики, желающие заработать на наивности людей. В результате странствующие софисты становились объектами шуток. Подлинно мудрые люди сторонились их и отказывались учить за деньги. Они скромно называли себя философами. Мы только любим мудрость, говорили они, а достигли ее или нет, нам не известно. Один из первых философов — Сократ, иронизируя над объявлявшими себя мудрыми софистами, часто повторял: «Я знаю, что я ничего не знаю». Позже Диоген Лаэртский говорил о семи мудрецах, которые жили в прошлом. Таким образом, философия начинается с сомнения в собственной мудрости и любовного стремления к ней. Какая любовь и какая мудрость имеются в виду, когда говорят о философии? Любовь — одно из важнейших понятий в жизни. В греческом языке есть несколько слов для обозначения того, что в русском языке называется одним словом, включающим в себя и сексуальную любовь, и любовь к друзьям, детям, Родине. Говоря о философии как любви к мудрости, следует иметь в виду, что
филиа означает прежде всего «дружеское влечение». Любовь в данном смысле, как показано в диалоге Платона «Пир», есть духовное стремление к высшему и совершенному, преодолевающее индивидуальную ограниченность физического существования и представляющее собой отказ от себя как обособленной эгоистической личности. Мудрость же, как писал другой выдающийся греческий философ — Аристотель, «занимается первыми причинами и началами»1, из которых все выводится, но которые нельзя вывести из каких-то других, более общих положений. Такое знание, отмечал Аристотель, «выше человеческих возможностей». Имея это в виду, современный французский философ Г. Марсель пишет, что мудрыми «не бывают, ими стремятся стать»2. Мудрость «представляет собой не столько состояние, сколько цель». Она, по Марселю, есть то, что стремится открыть и сберечь смысл жизни, т.е. решить основной, с точки зрения другого современного французского философа — А. Камю, вопрос «зачем жить?», без решения которого жизнь не будет оправдана. Итак, мудрость ориентирована на целостное бытие и смысл жизни. Становление философии из мифологии Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости — корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры — мифология. Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого — омыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии. В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные
категории. Постепенное выхолащивание мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии). Предпосылкой становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они — гарант бессмертия человеческого духа. Когда говорят, что философия — высшее достижение человеческого разума, то под этим можно иметь в виду, что отличающее человека от животных понятийное, абстрактное, отвлеченное мышление достигает в философии своего расцвета. В этом смысле философия в наибольшей степени соответствует понятию Homo sapiens — человек разумный. Этот вид, по современным антропологическим данным, возник примерно 100000 лет назад, но философию он создал только 2500 лет назад. Известный афоризм французского философа Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» можно интерпретировать таким образом: разумно мысля, я существую как представитель человеческого рода. С возникновением философии развитие духовной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения происходит смена одних представлений другими. «Философия — это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой»1. Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему. Философское творчество предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляет подвергать сомнению как общепринятые, так и собственные выводы. В обсуждение фундаментальных проблем, стоящих перед человеком, философия тем самым вносит личностную ноту и беспокойство. Это служит стимулом развития культуры в целом. Примерно 2500 лет тому назад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел конец. Сразу в нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа... и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов бога»2. В результате целостность мифа была разрушена, и он стал элементом рефлексирующего сознания. Новое вопрошание, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявший его над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя как индивидуальности в пределах целого.
Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. На то были особые причины. Греция — страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастания драматизма ситуаций в мифах боги очеловечивались; недаром именно в Греции возникла концепция Эвгемера о том, что боги — это мифологизированные культурные герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея. Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии. Выход философии из мифа хорошо виден в «Диалогах» Платона, например в «Пире», где миф, во-первых, выступает в качестве отправной точки философствования, а во-вторых, в качестве иллюстрации. Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется', что для обеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей "стыд и правду"», но что это такое, определяется по-философски. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией. Корни философии — в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философских категорий — материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей — отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже — в мистику. Философия вышла из мифологии, но ее становление не было безоблачным. За возможность развивать философию люди платили своей жизнью. У истоков философии стояла жертва Сократа.
Смерть Сократа До своего осуждения Сократ (469—399 до н.э.) — выдающийся древнегреческий философ — дважды был в ситуации, когда его мужественные поступки по велению совести грозили ему смертью. «Я доказал не словами, а делом, что мне смерть, попросту говоря, нипочем, а вот воздерживаться от всего несправедливого и нечестивого — это для меня все»1, — говорил Сократ на суде. Официальное обвинение Сократа состояло из трех пунктов. Первый — «повинен в отрицании богов, признанных городом» (надо сказать, что в присяге, которую восемнадцатилетние юноши давали при приеме в афинские граждане, были слова: «Я буду чтить отеческие святыни»). Второй пункт — во «введении новых божественных существ». Обвинители Сократа имели в виду его внутренний голос. Из двух пунктов вытекал третий — «совращение молодежи». Эти обвинения нельзя назвать справедливыми, несмотря на их оправданность с позиций господствующей отрасли культуры — мифологии. Сократ ни в чем не провинился перед родным городом. Он был патриотом афинского полиса и хотел лишь заменить одну отрасль культуры другой. Он был мучеником за философию, и философия после его казни победила, как позже распятие Христа привело к победе религии над философией. Сократ умер не только за конкретную идею, но за идею как таковую, и с его идей-понятий начинается философия. Сократ поплатился жизнью за превращение богов в понятия, мифологической истины в философскую. Это первое философское жертвоприношение не выходило за рамки общекультурной схемы жертвоприношений: сами рамки раздвинулись и вышли за пределы мифологии. Но есть и важное отличие. На стадии философии культура поднялась до понимания жертвы как самопожертвования. Случилось это в «осевое время» (термин немецкого философа К. Ясперса), основными характеристиками которого были становление личности, резкое, скачкообразное развитие самосознания под влиянием тенденции рационализации. Сократ не только был готов умереть, но и в какой-то степени стремился к этому. Ницше недалек от истины, полагая, что приговора «к смерти, а не к изгнанию... по-видимому, добился сам Сократ»2. Апофеоз философии — в словах Сократа, что только для истинного философа смерть означает конец мукам и начало вечной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение до- 1
ступного смертному человеку бессмертия. За такие обещания философия стала на пять веков в Греции и Риме главной отраслью культуры. Особо следует сказать о сократовской иронии, которая могла привлекать к нему людей, но в какой-то степени послужила причиной его осуждения, когда в последнем слове он предложил вместо наказания устроить ему бесплатный обед в Пританее, после чего за казнь было подано больше голосов, чем до этого. Можно сказать, что Сократ подтолкнул сограждан к такому решению. Единственная просьба, с которой Сократ обратился к судьям, касалась детей: «Если, афиняне, вам будет казаться, что мои сыновья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще о чем-нибудь больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же, чем я вас донимал»1. Сократ мог бежать из тюрьмы, но не захотел этого сделать. Он отвечал, что всю жизнь подчинялся законам Афин и до конца останется этому верен. В назначенный час он выпил чашу с ядом. В добровольной, по сути, смерти Сократа проявилось его понимание законов как не подлежащих нарушению, поскольку они приняты всеми. Сократ рассуждал, что если он следовал законам, когда они защищали его, то должен исполнять их и когда они наказывают его. Если закон плох, его надо менять, но, пока он существует в таком виде, ему надо подчиняться. Здесь проявилось понимание Сократом государства как «республики», т.е. общего достояния. Всегда босой, в старом плаще, Сократ шагнул с улиц и площадей Афин в историю культуры. Как случилось, что в небольшом городе, в котором насчитывалось около 20 тыс. граждан, родились Сократ, Платон, и к ним стекались сотни учеников со всей Греции, а философия росла наподобие снежного кома? Отправной точкой стала казнь Сократа. Платон стал Платоном, каким мы его знаем, наблюдая за осуждением и смертью Сократа (его первый знаменитый диалог — «Апология Сократа»), а дальше начался процесс, который, то затухая, то снова воспламеняясь, продолжается по сию пору. Сократ — «одна из поворотных точек и осей так называемой всемирной истории»2. Если бы вся пробужденная Сократом сумма сил была обращена не на познание, а на эгоистические цели индивида, то тогда, по Ницше, произошла бы всеобщая губительная борьба народов. Сократ создал определенное мировоззрение и собственными жизнью и смертью подтвердил верность своим взглядам. И если
поверим современному философу Г. Марселю, что истина есть то, за что человек может умереть, то Сократ истину нашел. Сам Сократ самокритично сказал в своей речи, что дельфийский оракул, признавший его мудрейшим из всех людей, воспользовался его именем ради примера, все равно как если бы он сказал: «Из вас, люди, всего мудрее тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего поистине не стоит его мудрость»'. Но мудрость Сократа стоила торжества философии. «Страстный философский порыв Сократа к полям блаженным на том свете обернулся духовным бессмертием на этом свете»2. Date: 2016-07-05; view: 348; Нарушение авторских прав |