Наименование показателя
| Начало формирования
| Окончание формирования
|
Крупная моторика
|
Стоя на ногах, может опуститься в сидячее положение
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Опирается на четыре точки и переворачивается на живот
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Ложится на живот из положения сидя
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Может сидеть без посторонней помощи
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Удерживает на ногах вес тела и пританцовывает, отталкиваясь от пола
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Поднимается с пола без посторонней помощи
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Свободно делает 3 шага
| 1 г.
| 1 г. 4 мес.
|
Твердо сидит на стуле, может самостоятельно на него сесть
| 1 г.
| 1 г. 4 мес.
|
Прогулка: необходима поддержка за 1 руку
| от 1 г. 0,5 мес.
| до 1 г. 3 мес.
|
Идет и несет мяч обеими руками
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Нагибается и что-нибудь поднимает без опоры на что-либо
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Карабкается на диван и с дивана
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Делает три шага спиной
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Делает несколько шагов, начинает движение, останавливается
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Ходит длительно, поворачивается
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Встает с маленькой табуретки
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Оставляет ползание
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Встает с маленькой табуретки
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
При ходьбе может вдруг упасть
| от 1 г. 3 мес.
| до 1 г. 6 мес.
|
Поднимается на три ступеньки приставным шагом и держится обеими руками
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Бьет мяч ногой
| 1 г. 3 мес.
| 2 г. 6 мес.
|
Преодолевает простые преграды (препятствия), перешагивает
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Ходит, придерживаясь за предметы мебели
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Встает без помощи взрослого
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Бьет по мячу в положении стоя, не держась
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 10 мес.
|
Ходит, смотря под ноги
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Наклонившись, легко поднимает предмет с пола
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Самостоятельно стоит и ходит, падает редко
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Толкает коляску
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Быстро бежит на негнущихся ножках
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Спускается на три ступеньки приставным шагом и держится одной рукой
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Идет три шага на носочках, не держась
| 1 г. 7 мес.
| 2 г.
|
Стоит три секунды на одной ноге и держится одной рукой
| 1 г. 8 мес.
| 2 г. 2 мес.
|
Во время игры садится на корточки
| 1 г. 9 мес.
| 1 г. 10 мес.
|
Пытается бегать, сгибая ноги
| 1 г. 9 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Пинает большой мяч после демонстрации
| от 1 г. 9 мес.
| до 2 лет.
|
Идет пять шагов на носочках, не держась
| 1 г. 9 мес.
| 2 г. 3 мес.
|
Пытается остановить катящийся к нему мяч
| 1 г. 10 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Бьет ногой по мячу
| 1 г. 10 мес.
| 2 г.
|
Подпрыгивает один раз на месте, не падая
| 1 г. 10 мес.
| 2 г. 4 мес.
|
Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила
| 1 г. 11 мес.
| 2 г.
|
Ходит, может остановиться и повернуться
| 1 г. 11 мес.
| 2 г.
|
Прыгает вперед, не падая
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 6 мес.
|
Мелкая моторика
|
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Трясет предмет
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Исследует предметы
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Хватает предмет и отпускает его
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Перелистывает страницы у картонной книжки
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Вкладывает палочку в отверстие
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Перекладывает предмет из одной руки в другую
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Держит карандаш так, что им можно чертить на бумаге
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Хватает предмет большим и указательным пальцами
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Берет сразу два предмета со стола
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Высвобождает кубик, завернутый в бумагу
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Рисует точки или короткие штришки на бумаге
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны
| 1 г.
| 1 г. 4 мес.
|
Схватывает 2 кубика в одну руку
| 1 г. 0,5 мес.
| 1 г. 2 мес.
|
Оставляет «следы» карандашом или мелом
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Рисует штришки во все стороны
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Пытается переворачивать одновременно 2-3 страницы в книге
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Начинает имитировать линию
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Помогает переворачивать страницы
| от 1 г. 3 мес.
| до 1 г. 6 мес.
|
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Рисует каракули, росчерки
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Спонтанно скребет карандашом
| от 1 г. 6 мес.
| до 3 лет
|
Подражая, проводит линию
| от 1 г. 6 мес.
| до 2 лет
|
Распаковывает предмет
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Бросает предметы
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Указывает при помощи указательного пальца
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Стучит двумя предметами друг о друга
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Разрывает бумагу
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Две секунды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Переворачивает по одной странице
| 1 г. 8 мес.
| 1 г. 10 мес.
|
Нанизывает на шнур большие (2 см) «бусины» с отверстием 0,5-0,6 см
| 1 г. 8 мес.
| 2 г.
|
Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон
| 1 г. 9 мес.
| 2 г. 3 мес.
|
Схватывает движущийся предмет (например, мяч)
| 1 г. 10 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Переливает жидкость из одной емкости в другую
| 1 г. 10 мес.
| 2 г.
|
Крутит ручку музыкальной шкатулки
| 1 г. 10 мес.
| 2 г. 4 мес.
|
Разворачивает конфету
| 1 г. 11 мес.
| 2 г.
|
Может подражательно (после показа взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 3 мес.
|
Нанизывает на шнур шарик-бусину
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 6 мес.
|
Зрительное восприятие
|
Рассматривает свои руки
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Узнает свою бутылочку
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Трогает руками собственное отражение в зеркале
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Следит взглядом за упавшим предметом
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Наблюдает за движущимся человеком
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Находит накрытый предмет
| 1 г.
| 1 г. 4 мес.
|
Показывает отдельные предметы в быту
| 1 г.
| 1 г. 5 мес.
|
Ориентируется в двухконтрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 3 мес.
|
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 3 мес.
|
Обходит высокие препятствия при ходьбе
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Подражает увиденным действиям взрослого
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Узнает несколько простых картинок (около 5)
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Избегает препятствий на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки)
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Следит взглядом за катящимся мячиком
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб)
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Узнает родителей, братьев и сестер, даже издалека
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Наблюдает за своим отражением в зеркале
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Охотно рассматривает яркие картинки
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей 3 см
| 1 г. 7 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Дифференцирует форму и величину объемной игрушки
| 1 г. 8 мес.
| 1 г. 10 мес.
|
Дифференцирует количество предметов
| 1 г. 8 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Подбирает парные игрушки и картинки
| 1 г. 9 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Узнает свои вещи, одежду
| 1 г. 10 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Подбирает предмет к его рисунку
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 1 мес.
|
Слуховое восприятие
|
Понимает смысл сказанного
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Поворачивает голову в сторону, откуда доносится звук
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Реагирует на строгий тон
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Поворачивает голову, услышав шепот
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Прислушивается к шагам
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Пытается воспроизвести серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, подражает звукам
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов)
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет слова в знакомые стихи
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Любит играть со взрослым в «голоса животных» (например: «как коровка мычит?» - «му-у-у»)
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Реагирует на произнесение своего имени
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Реагирует на просьбу «Иди ко мне!»
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Движение губами при слове «ам-ам»
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Смотрит в сторону называемого человека
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Понимает смысл просьбы «Открой рот!»
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук
| 1 г. 8 мес.
| 1 г. 10 мес.
|
Импрессивная речь
|
Выполняет просьбы «иди сюда» или «дай мне»
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл
|
| 1 г. 3 мес.
|
Выполняет много команд по просьбе
| 1 г.
| 1 г. 4 мес.
|
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (на слова «покатай машину» - берет и катает машину)
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку
| 1 г.
| 1 г. 4 мес.
|
Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Понимает слово «открыть» и открывает банку
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Из 2-3-х знакомых предметов смотрит на тот, который назвали
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Из 2-3-х знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Показывает несколько частей тела
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, «причесывает», «качает» или «кормит» куклу и т. д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы)
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Выполняет просьбу «подними куклу и положи ее на стол»
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий)
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Показывает все части тела
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Понимает простейшие вопросы и просьбы: «где твоя шапка?», «открой дверь» и т.п.
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых
| 1 г. 7 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Показывает все объекты в быту
| 1 г. 8 мес.
| 1 г. 10 мес.
|
Понимает слово «холодный», указывает на холодные предметы или называет их
| 1 г. 8 мес.
| 2 г. 3 мес.
|
Понимает слово «большой», в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух)
| 1 г. 9 мес.
| 2 г. 4 мес.
|
Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка
| 1 г. 10 мес.
| 2 г.
|
Понимает 100 слов и более
| 1 г. 10 мес.
| 2 г.
|
Показывает или смотрит на свою руку
| 1 г. 10 мес.
| 2 г. 5 мес.
|
Выполняет три-четыре простых инструкции
| 1 г. 11 мес.
| 2 г.
|
Может выслушать короткую сказку
| 1 г. 11 мес.
| 2 г.
|
Понимает слово «тяжелый», показывает на тяжелый предмет
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 7 мес.
|
Экспрессивная речь
|
Первый этап развития речи – формирование предпосылок речи и начало речевого развития
| 1 г.
| 2 г.
|
Преобладает лепет, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы)
| от 1 г.
| до 1 г. 3 мес.
|
Говорит около 5-6 слов (мама, дада)
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Выражает эмоции звуками
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Пытается воспроизвести серию речевых звуков с определенной интонацией и ритмом
| 1 г.
| 1 г. 4 мес.
|
Выплевывает еду кончиком языка
| 1 г.
| 1 г. 4 мес.
|
Тщательно облизывает ложку
| 1 г.
| 1 г. 4 мес.
|
Словарь: 3-4 слова (кроме мама, папа)
| 1 г. 0,5 мес.
| 1 г. 1 мес.
|
Произнесение звуков: начинающийся жаргон
| от 1 г. 0,5 мес.
| до 1 г. 3 мес.
|
Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т.п.
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 3 мес.
|
Напевает вместе с кем-либо детские песенки
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Соотносит слоги с определенным предметом
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 3 мес.
|
Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: «киса»
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Увеличивается количество слов, произносимых облегченно, зато резко сокращается лепет
| от 1 г. 3 мес.
| до 1 г. 6 мес.
|
В словаре 5-10 слов, включая имена
| от 1 г. 3 мес.
| до 1 г. 6 мес.
|
Называет знакомый предмет в ответ на вопрос
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Словами облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
«Говорит на своем языке» - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Повторяет за взрослым одно или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: «мама», «дядя» и т.п.
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Говорит около 15 слов (в основном названия)
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Повторяет за взрослыми свое имя
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Повторяет знакомое слово
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Подражает звуками 2-3 животным
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Издает звуки, выражая желания
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Прожевывает твердую пищу
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: «тетя», «кися»
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Называет себя по имени
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Использует местоимения (я, ты, мое и т.п.)
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Увеличивается количество слов, произносимых правильно: может сказать не «ав-ав», а «собачка»
| от 1 г. 6 мес.
| до 1 г. 9 мес.
|
Произнесение слов еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди
| от 1 г. 6 мес.
| до 1 г. 9 мес.
|
В словаре 30-40 слов, включая имена
| от 1 г. 6 мес.
| до 1 г. 9 мес.
|
Возникновение фразовой речи (у девочек)
| 1 г. 6 мес.
| 2 г.
|
Может вербально отклонить просьбы
| 1 г. 6 мес.
| 2 г. 1 мес.
|
Появляются двухсловные предложения – «телеграфная речь»
| 1 г. 7 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями
| 1 г. 7 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например: «папа машина»
| 1 г. 7 мес.
| 2 г. 2 мес.
|
Называет восемь из двенадцати предметов на знакомых картинках
| 1 г. 8 мес.
| 2 г. 4 мес.
|
Словарный запас – 50 слов
| 1 г. 9 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Спонтанно комбинирует 2-3 слова
| от 1 г. 9 мес.
| до 2 лет
|
Использует свое имя, когда говорит о себе
| 1 г. 10 мес.
| 2 г. 7 мес.
|
Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «мама Катя»
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 1 мес.
|
Возникновение фразовой речи (у мальчиков)
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 1 мес.
|
В словаре – 300-400 слов
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 3 мес.
|
Говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например: «папа машина ехать»
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 8 мес.
|
Интеллект
|
Узнает значение слов, коротких фраз
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Выполняет простые команды (указания, просьбы, задания)
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Чертит вслед за взрослым штрихи или вертит в подражание погремушкой
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Различает несколько предметов по названиям
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Знает, что нужно потянуть за веревочку, чтобы придвинуть кольцо, привязанное к ней
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Ищет спрятанную игрушку
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Задерживает по требованию выполнение действия
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Рисование: подражая, энергично скребет
| от 1 г. 0,5 мес.
| до 1 г. 6 мес.
|
Повторяет номер, вызвавший смех
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 2 мес.
|
Совершает действия с предметами (расческа, ложка и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х, если она была спрятана у него на глазах
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Соединяет предметы (стержень-кольцо, колпачок-ручка и т.п.)
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Находит предмет под одним из двух стаканчиков
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Показывает 3-5 частей тела на себе
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Проявляет интерес к книге
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Переворачивает бутылку чтобы достать предмет
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Складывает кубики в коробочку (6-8 штук)
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Тянет в рот только съедобное, отличает съедобное от несъедобного
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Использует названия знакомых предметов
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Находит или приносит знакомые предметы
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Узнает простые картинки в книге
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Появляются вопросы: «А это?», «Какая?»
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Может выполнить поручение из 1 действия
| 1 г. 7 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Легко повторяет увиденные жесты
| 1 г. 7 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Убирает предметы на свои места
| 1 г. 10 мес.
| 2 г.
|
Различает «один» и «много»
| 1 г. 11 мес.
| 2 г.
|
Различает «большой» и «маленький»
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 1 мес.
|
Называет правильно от двух до пяти простых предметов, выложенных перед ним
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 1 мес.
|
Правильно указывает на пять картинок из нескольких, нарисованных в книжке после показа и называния взрослым (выполняет просьбу: «покажи собачку» и т.д.)
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 1 мес.
|
Правильно называет три-четыре картинки из двадцати (отвечает на вопрос: «что это?»)
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 1 мес.
|
Память
|
Может запомнить и повторить примерно три действия подряд
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Может запомнить и повторить примерно четыре действия подряд
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 1 мес.
|
Конструирование
|
Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Снимает кольца с пирамидки
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Надевает два кольца на пирамидку
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Ставит кубик на кубик
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 3 мес.
|
Пытается нанизывать кольца пирамидки
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Строит башню из 2 кубиков, держит два кубика в одной руке
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Строит башню из 3-4 кубиков
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Собирает пирамидку без учета размера колец
| от 1 г. 6 мес.
| до 1 г. 8 мес.
|
Воспроизводит несложные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома»
| 1 г. 7 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Правильно нанизывает два кольца на пирамидку, но затрудняется, если видит больше двух объектов
| от 1 г. 8 мес.
| до 2 л.
|
Строит простые сооружения из кубиков
| 1 г. 9 мес.
| 2 г.
|
Самостоятельно строит башню из 5-6 кубиков
| от 1 г. 9 мес.
| до 1 г. 11 мес.
|
Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см)
| 1 г. 10 мес.
| 2 г. 4 мес.
|
Самостоятельно строит башню из 8 кубиков, а после показа – строит поезд без трубы
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 2 мес.
|
Правильно размещает на доске Сегена (доска с отверстиями для геометрических фигур) все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат)
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 1 мес.
|
Эмоции, коммуникация, поведение
|
Использует два и более жеста: «до свидания», «ладушки», «большой» и т.п.
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Оставленный без присмотра, ходит по комнате
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
По просьбе обнимает родителей
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию
| 1 г. 0,5 мес.
| 1 г. 4,5 мес.
|
Использует указательный жест
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 3 мес.
|
Помогает убирать игрушки
| 1 г. 1 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Смеется, когда взрослые начинают вести себя как маленькие или делать другие, не свойственные им поступки
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 3 мес.
|
Появляется сопереживание, утешение
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 3 мес.
|
Обращает внимание на плачущего
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 3 мес.
|
Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали
| 1 г. 2,5 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать чего он хочет
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Показывает или предлагает игрушки
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Зовет кого-нибудь, чтобы помогли
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Приветствует знакомых людей
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
При общении говорит «та-та» или эквивалент
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Ведет себя скромно при посторонних
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Выполняет простые поручения по дому
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Указывает, называет свои желания
| от 1 г. 3 мес.
| до 1 г. 9 мес.
|
Использует «да» (слово, звук, жест)
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут)
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Выражает положительные эмоции
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Использует знак «нет» - качает головой
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Любимое слово «Нет»
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Показывает пальчиком на знакомые предметы
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Помогает в простейших работах (по инструкции)
| 1 г. 7 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Начинает плакать, чтобы добиться своего
| 1 г. 7 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами
| 1 г. 8 мес.
| 1 г. 10 мес.
|
Пробует утешить, если кто-то печален
| 1 г. 8 мес.
| 2 г. 3 мес.
|
Повторяет 2 и больше конечных слова фразы взрослого
| от 1 г. 9 мес.
| до 2 лет
|
Тащит взрослого за собой, чтобы показать что-либо
| от 1 г. 9 мес.
| до 2 лет
|
Просит пить, есть, просится в туалет
| от 1 г. 9 мес.
| до 2 лет
|
Знает, чего нельзя делать, но пытается «спровоцировать» взрослых на запрет
| 1 г. 10 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Активно пользуется жестами
| 1 г. 10 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Использует более 10 жестов
| 1 г. 10 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Острая реакция на отсутствие матери
| 1 г. 10 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Вербально выражает чувства
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 7 мес.
|
Самообслуживание
|
При одевании пробует помочь собственными движениями
| 1 г.
| 1 г. 1,5 мес.
|
Не обливается, когда ест
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Сам снимает расстегнутые туфли
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Самостоятельно ест, берет пищу пальцами и помещает в рот, откусывает печенье
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Сам держит стакан, чашку при питье
| 1 г.
| 1 г. 4 мес.
|
Контролирует физиологические отправления и сообщает беспокойством или голосом
| 1 г.
| 1 г. 8 мес.
|
С помощью подносит ложку ко рту
| от 1 г. 1 мес.
| до 1 г. 2 мес.
|
Самостоятельно подносит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается)
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Жует пищу
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 3 мес.
|
Стягивает с себя носки
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Активно участвует в мытье и вытирании рук
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Обращает внимание на грязные руки
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Иногда ест вилкой
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Дает знать взрослому, что хочет в туалет доступными ему средствами (не словами)
| 1 г. 2 мес.
| 2 г.
|
Пьет из чашки, не проливая
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Может вынуть таблетку из бутылочки
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Снимает ботинки
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Туалет: контролируется дефекация
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Туалет: частичная регуляция
| от 1 г. 3 мес.
| до 2 лет
|
Туалет: показывает мокрые штанишки
| от 1 г. 3 мес.
| до 1 г. 6 мес.
|
Не пользуется бутылочкой при кормлении
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Не хватает тарелку при кормлении
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Трет руки под струей воды
| 1 г. 3 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Моет руки с небольшой помощью
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 5 мес.
|
Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может)
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 10 мес.
|
Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Перемешивает чайной ложкой в наполненной на ¾ чашке, не проливает при этом жидкость через край
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Самостоятельно пьет из чашки
| 1 г. 5 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Зачерпывает пищу ложкой
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Ест самостоятельно густую пищу ложкой
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Снимает и надевает шапку
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Умеет держать ложку и чашку
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Больше не нуждается в детской коляске
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Снимает варежки, носки
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Отдает пустую тарелку после еды
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 7 мес.
|
Полностью прожевывает пищу
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Имитирует работу по дому
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Днём, часто и ночью контролирует опорожнение кишечника и мочевого пузыря
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 9 мес.
|
Позволяет, чтобы ему почистили зубы
| 1 г. 6 мес.
| 2 г.
|
Снимает штанишки перед тем, как сесть на горшок
| 1 г. 6 мес.
| 2 г.
|
Регулирует свой туалет в дневное время
| от 1 г. 6 мес.
| до 2 лет
|
Поверхностно вытирает руки полотенцем
| 1 г. 6 мес.
| 2 г. 1 мес.
|
Частично ест сам, проливает
| от 1 г. 6 мес.
| до 3 лет
|
Просится в туалет, используя слова
| 1 г. 7 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Снимает расстегнутую куртку
| 1 г. 7 мес.
| 2 г. 2 мес.
|
Самостоятельно моет руки
| 1 г. 8 мес.
| 2 г.
|
Вытирает нос, когда дают платок
| 1 г. 8 мес.
| 2 г.
|
Интересуется секрецией взрослых
| 1 г. 8 мес.
| 2 г. 3 мес.
|
Снимает расстегнутое пальто, куртку
| 1 г. 9 мес.
| 1 г. 10 мес.
|
Снимает расстегнутые штанишки
| 1 г. 9 мес.
| 1 г. 10 мес.
|
Хорошо держит чашку
| 1 г. 9 мес.
| 1 г. 10 мес.
|
Съедает содержимое тарелки ложкой, испачкавшись совсем чуть-чуть
| 1 г. 9 мес.
| 2 г. 4 мес.
|
Может вставить ключ в замочную скважину
| 1 г. 10 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Поворачивает ручку двери
| 1 г. 10 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Нажимает на кнопку звонка
| 1 г. 10 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Надевает носки, туфли, штанишки
| 1 г. 10 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Ест и пьет самостоятельно
| 1 г. 10 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Снимает нижнюю сорочку, без рукавов
| 1 г. 10 мес.
| 2 г. 6 мес.
|
Надевает сапоги или туфли
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 7 мес.
|
Игра
|
Строит простые структуры из блоков
| 1 г.
| 1 г. 1 мес.
|
Играет с мячом
| 1 г.
| 1 г. 2 мес.
|
Играет в мячик с родителями
| 1 г.
| 1 г. 3 мес.
|
Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 3 мес.
|
Показывает или протягивает игрушки
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 3 мес.
|
Наблюдает за игрой других детей
| 1 г. 2 мес.
| 1 г. 4 мес.
|
Может бросить игру или отказаться играть
| от 1 г. 3 мес.
| до 1 г. 6 мес.
|
Играет самостоятельно, если рядом взрослый
| 1 г. 4 мес.
| 1 г. 6 мес.
|
Предпочитает определенную игрушку
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Начало функциональной игры
| 1 г. 6 мес.
| 1 г. 8 мес.
|
Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается с ними общаться
| 1 г. 6 мес.
| 2 г.
|
Охотно играет с ровесниками в догонялки
| 1 г. 6 мес.
| 2 г.
|
Качает и обнимает куклу
| от 1 г. 6 мес.
| до 2 лет
|
Тащит игрушку за собой
| от 1 г. 6 мес.
| до 2 лет 6 мес.
|
Спонтанно обхаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т.д.)
| 1 г. 7 мес.
| 2 г. 2 мес.
|
Гуляет по квартире или двору
| 1 г. 8 мес.
| 2 г. 2 мес.
|
Любит катать, перетаскивать игрушки
| 1 г. 9 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
Толкает поезд сделанный из нескольких кубиков
| 1 г. 9 мес.
| 1 г. 11 мес.
|
«Отыгрывает» на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит и баюкает)
| 1 г. 11 мес.
| 2 г.
|
Возит машину
| 1 г. 11 мес.
| 2 г. 1 мес.
|