Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профиль стратификации США и России в 1992 г.
В 1992 г., когда началась «шоковая терапия», более 80% россиян оказались у черты бедности или за ее пределами. Средний класс составил небольшую прослойку примерно в 13—15%. В США картина была иной: большая часть населения относилась к благополучным слоям и только 14% получали дотации от государства в качестве официальных бедных. Емкость класса богатых во всех обществах приблизительно одинаковая и редко когда превышает 3—5%. Профиль стратификации претерпевает определенные исторические изменения. В XIX веке две трети населения Англии составляли бедняки, следовательно, страна напоминала Россию конца XX века. В США средний класс превысил 50% уже в середине XX века, т. е. в 50-х годах. Сегодня средний класс в США составляет более 80% всего населения. И это не удивительно. Во всех развитых странах, несмотря на их культурные и географические различия, доля среднего класса примерно одинаковая — от 60 до 70%, Увеличение его роли в обществе объясняется вполне объективными причинами. В США и других развитых странах в XX веке происходит сокращение ручного труда и расширение умственного как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Следовательно, сокращается численность рабочих и крестьян, последние составляют в США менее 3%. Но это не традиционные крестьяне, а независимые и зажиточные фермеры. Список новых профессий обогащается не за счет малоквалифицированных, как прежде, а за счет высококвалифицированных, наукоемких специальностей, связанных с прогрессивными технологиями. Их представители автоматически попадают в средний класс. С 1950 по 1990 г. доход американской семьи удвоился. Возросла покупательская способность населения, меньше надо работать, чтобы купить то же самое. Расширился досуг, больше времени остается на развлечения, туризм, увеселения. Так называемое «трудовое общество» уходит в прошлое, ему на смену идет «общество досуга». По данным исследования Н.Е. Тихоновой, проведенным по общероссийской выборке в конце 90-х годов, профиль стратификации (конфигурация социальной структуры российского общества) напоминал грушу или купол*. * Тихонова Н.Е. Средний класс в России: жизнь после смерти? // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. — М.: Логос, 1999. С. 411—419.
Так выглядела социальная структура до кризиса в августе 1998 г. Тяжелое основание купола, соответствующее седьмой—десятой позициям, — это низший и нижний средний класс, его середина (пятая—шестая позиции) — собственно средний класс, и утончающаяся верхушка, начинающаяся с четвертой позиции, — верхний средний. Что же произошло с этой социальной структурой после августовского кризиса? Во-первых, следствием кризиса стало резкое снижение доходов всех слоев населения. В результате в 2 раза возросло число тех, кто, по их оценке, оказался за чертой бедности, и в 1,5 раза сократилась численность россиян, считавших себя среднеобеспеченными. Во-вторых, пострадала в большей степени та часть среднего класса, которая работала в негосударственном секторе экономики, а если говорить о социально-профессиональных группах, то это в первую очередь работники торговли и службы быта и гуманитарная интеллигенция, среди которой широко была распространена вторичная занятость (совместительство, репетиторство и т. п.). Ключевые понятия: Date: 2016-11-17; view: 276; Нарушение авторских прав |