Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судьба ребенка-читателя в руках семьи

«Чтение выстраивает целые судьбы»

(В. Шукшин)

 

 

Детское чтение является эффективным средством образования и воспитания ребенка, интеллектуальным ресурсом развития личности, залогом учебного, а затем и жизненного успеха. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский так писал о чтении как одном из самых действенных способов для нравственного роста ребенка: «Если с детства у ребенка не воспитать любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой, на свет Божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». О способности читать как главной составляющей образованности и культуры человека говорит и всемирно известный американский ученый, основатель Института развития человеческого потенциала Глен Доман. «Взгляните на список десяти лучших учеников любого класса – и вы поймете, что всех их объединяет. Понять это несложно – они все умеют читать лучше всех остальных».

Стоит ли убеждать вас, родителей, в том, что основы читательского развития личности закладываются в семье, и особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение? По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети в пробуждении интереса к книге. Специалисты по возрастной психологии утверждают, что материнская педагогическая деятельность играет решающую роль для всей последующей жизни человека, в том числе она определяет и отношение к книге и чтению.

Становление личности человека как читателя происходит в течение всей его жизни. Ученые выделяют девять этапов, охватывающие возрастные границы человека от 0 до 80 и более лет. Основополагающими являются ранние этапы читательского развития: пренатальный (внутриутробный); подготовительный (от рождения до 4-7 лет, то есть до того времени, когда ребенок начнет читать); начальный (совпадает с периодом обучения в начальной школе). На ранних этапах читательского развития ребенок нуждается в особой поддержке родителей и других взрослых, специалистов по чтению, поэтому начнем с них.

 

В первом – пренатальном (внутриутробном) периоде, закладываются предпосылки развития будущего читателя. Маленький читатель зарождается на клеточном уровне и развивается в утробе матери. Начать читать малышу можно до рождения. С того момента, как у ребенка сформировались органы слуха (по мнению специалистов, это происходит на шестнадцатой неделе беременности), он начинает слышать звуки - первые сигналы из внешнего мира, в том числе и музыку, и звучащее чтение. Специалисты рекомендуют общение с ребенком начинать со стихов, поскольку поэтическая речь по звучанию приближается к музыке. Выбираются стихи, отражающие гармонию звучания, ритмики и смысла.

Считается, что в двадцать две недели своего существования плод начинает воспринимать на слух родной язык. В это время можно знакомить с лучшими образцами русской и зарубежной поэзии для детей. Известно, что, в русских деревнях существовал специальный цикл песенок, стишков-потешек, которые должны были знать и исполнять будущие мамы во время беременности. Ребенок запоминает услышанное на всю жизнь, как стук маминого сердца, шум ее кровотока.

Чтение в пренатальном периоде поможет заложить основу будущих добрых отношений папы и малыша. Отец может читать вслух плоду, подсев поближе к животу беременной. Все прочитанное во время беременности, составит основу круга чтения, когда ребенок родится. Стихи и сказки, знакомые до рождения, будут успокаивать ребенка, послужат той нитью, которая связывает малыша с новым миром, в который он попал.

Мой опыт общения с родителями по поводу книги и чтения показал, что более всего родители обеспокоены вопросами: «Что читать детям»? «Как не пропустить ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна»? Ответ очевиден: для этого надо определить круг чтения на перспективу. В этом могут помочь списки произведений, составленные специалистами.

Обращаем внимание родителей на круг чтения для дошкольников, предложенный З.А. Гриценко. Он достаточно разумен по объему. Тексты являются художественно ценными и педагогически значимыми. Опираясь на данный перечень произведений, родители смогут разобраться в том, что такое хорошая детская книга, и самостоятельно расширить круг детского чтения, опираясь на советы специалистов по детскому чтению. (См. список).

Итак, именно семья определяет читательскую судьбу ребенка, делая за него выбор. Чем меньше ребенок по возрасту, тем меньше у него возможности выбрать. Сегодня существует проблема отстранения от детского чтения родителей. Когда наша страна являлась самой читающей страной в мире, сорок процентов из числа родителей читали детям. Сейчас процент таких родителей минимален – около семи.


Выбор родителей – читать или не читать ребенку - зависит, прежде всего, от того, понимают ли и принимают ли родители ценность детского чтения. Родители должны знать о психофизиологическом значении чтения для развития интеллекта ребенка, его органов чувств, его способностей и о роли книги в воспитании детей как незаменимом средстве в гармонизации внутреннего мира и поведении растущего человека. Родители должны осознавать ценность чтения как старта личностного развития ребенка и его творческой самореализации и понимать, что от того, что сегодня читают или не читают наши дети, зависит их нравственный облик, характер и то, как сложится их судьба.

На мой взгляд, организация семейного чтения – это нравственная обязанность перед нашими детьми. И эта обязанность не разовая. Помощь в становлении ребенка-читателя должна быть целенаправленной и системной, особенно на ранних этапах читательского развития.

В следующих статьях пойдет речь о том, как помочь растущему человеку в другие ранние возрастные периоды становиться настоящим читателем.

 

Первый год жизни

НАРОДНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

АВТОРСКИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

А. Боровиковский. Спи, дитя. (Колыбельная песня)

М. Яснов. Лунный улей. (Колыбельная песенка)

Е. Благинина. Сонная

Р. Сеф. Колыбельная

ПЕСТУШКИ

ПОТЕШКИ

ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ

КОРОТКИЕ ДЕТСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ, которые могут читаться ребенку в первый год жизни в различных ситуациях.

Р. Кудашева. Ку-ку

Г. Галина. С добрым утром

Е. Благинина. С добрым утром

Е. Благинина. Аленушка (отдельные отрывки)

В. Лунин. Олешкина кричалка

Е. Благинина. Из цикла «Бесконечные песенки»

М. Яснов. Дождик

В. Берестов. Заиньки

В. Берестов. Коровушка

Е. Благинина. Из «Букварика»

В. Лунин. Из «Азбуки»

Из немецкой народной поэзии. Пересказ Л. Яхнина: Мышка. Улитка

Из шведской народной поэзии: Барашкины кудряшки

С. Маршак. Из цикла «Детки в клетке»: Жираф

М. Моравская. Загадка

И. Дементьев. Из цикла «Очень трудно языку»

Из русской народной поэзии

М. Моравская. Два жука

Из зарубежного фольклора. Медведи на обеде

А. Барто. Из цикла «Игрушки». Лошадка

В. Мирович. Наши друзья

И. Эренбург. Из цикла «Колыбельные»

Чешская народная песенка. Гоп, козлик

И. Токмакова. Лягушки

С. Пшеничных. Первый урок

В. Степанов. Лев

С. Пшеничных. Поросенок

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ДЕТСКИЕ ТЕКСТЫ

 

 



<== предыдущая | следующая ==>
Примерные перечень ВКР для студентов очной и заочной формы обучения на 2016-2017 уч. год | Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности





Date: 2016-11-17; view: 292; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию