Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники ювенального права





В современной России с принятием Конституции сформированы новые основы построения общественных отношений. Приоритетным вопросом Конституции является защита прав человека. В ряду этих гуманистических принципов, важнейшее место занимает охрана материнства и детства, что вытекает из международно-правовых принципов, отраженных в целом ряде документов и прежде всего во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции ООН о правах ребенка, в Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, протоколов к ней, и, Европейской социальной хартии. Поэтому научная разработка правовых основ охраны материнства и детства является весьма актуальной особенно в условиях построения правового государства. Зарубежные ученые достаточно подробно исследовали эти вопросы и сформировали отрасль, которая именуется ювенальным правом. В России же научное обоснование этой важной отрасли только начинается.

Доктрина ювенального права получила начало в Римском праве и оформилась прежде всего в институтах семейного права. Правовое регулирование отношений родителей и детей в римском праве определялись идеей patria potestas, патриархальной и односторонней властью отца, Gai, 1,55: “Quod jus proprium civium romanorum est: fere enim nulli alii sunt homines, qui talem in filios suos habent potestatem, qualem nos habemus “.

С течением времени эта власть изменилась, ослабела и распространялась как на самую личность детей, так и на все их имущественные приобретения. Так, у отца было неограниченное «jus vitae ac necis» («право жизни и смерти»), он имел право даже продавать своих детей. В имущественном же отношении, у ребенка была гражданская правоспособность, но не в отношении себя, а своего отца, его собственность автоматически становилась собственностью отца.

Как очевидно, на первых этапах развития римского права, имущественное положение детей приравнивалось к имущественному положению рабов. В дальнейшем же наблюдается постепенное ослабление абсолютной родительской власти как в личном, так и в имущественном аспектах. Пройдя длительный период эволюции, родительская власть в современном мире привлекает пристальное внимание законодателей и ученых. Вопрос "Родительская власть" регулируется положениями международного права, а, каждая страна стремится эти положения применить к себе, обогащая особенности национальных правовых систем. Так, например, по мнению ученого-правоведа Скаридова А.С. в Англии и США с момента своего рождения ребенок подпадает под охрану родителей, во Франции родительская власть получила название родительского авторитета. Значительным достижением считается провозглашение принципа равенства всех детей, независимо от происхождения, и это очень важно, поскольку долгое время не допускалось установление происхождения ребенка, рожденного в результате адюльтера, и разрешалось с очень большими оговорками в отношении детей, которые рождены в конкубинате. Так, вплоть до 20-х гг. ХХ века в праве Англии такие дети считались ничьими.

На наш взгляд, благодаря влиянию норм международного права идет процесс формирования и закрепления норм ювенального права в российском законодательстве.

Так, подписав Конвенцию о правах ребенка, Россия приняла на себя обязательства по внедрению норм этой Конвенции в свое национальное законодательство. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»(1998 г) и Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.) был закреплен комплекс правовых и социальных гарантий, законных интересов несовершеннолетних, их безопасность, но до сих пор не приняты Законы «О правах ребенка», «О предотвращении насилия в семье».

Исследования показали, что проблема правового регулирования в этой области российского законодательства остается по-прежнему сложной. Пока она не решена, во всех сферах жизни будут нарушаться права детей, а ведь соблюдение международных обязательств в области защиты прав ребенка, и есть показатель степени интеграции России с мировым сообществом в рамках ювенального права. Поэтому перед российскими учеными-правоведами в ближайшее время стоит сложная задача в определении места и роли ювенального права в системе права, его соотношение с другими отраслями, а также в систематизации его норм. Так, Борисова Н.Е. в своей статье ставит вопрос соотношения ювенального права с другими отраслями российского законодательства, о его принадлежности преимущественно к сфере частного права. Нормы, регулирующие правовую защиту ребенка, его права и законные интересы, содержатся в различных институтах гражданского, семейного, трудового и других отраслей права. Кроме того, внушительный объем таких норм содержится в отраслях финансового, налогового, уголовного и административного права. Таким образом, защита прав детей возможна не только при решении проблем социально-экономического характера, но и от правильного определения места ювенального права. Известно, что норма права, правовой институт и отрасль права являются основными элементами системы права. Система права формируется под влиянием экономических отношений и деятельности законодателя. К настоящему времени в России сложилась достаточно обширная законодательная база о детях. Однако следует заметить, что содержание норм в различных правовых институтах вызывает неудобства в их применении. Можно сделать вывод, что в связи с возрастающим значением отдельных институтов ювенального права в общей системе права появляется возможность перерастания их в самостоятельную отрасль. Можно предположить, что законодатель в ближайшее время изменит существующее законодательство о детях, отменит устаревшие юридические нормы, разработает новые, устранит пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами. Какую же форму систематизации выберет законодатель остается пока неясной.

Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей.Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Необходимость усиленной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью. Подросток стремится привлечь к себе внимание, выделиться; в то же время им руководит страх прослыть несамостоятельным, трусом, "слабым". Несовершеннолетний отличается развитым чувством личной дружбы и групповой солидарности. С точки зрения особенностей психических процессов подростка его отличает также способность к неадекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях. По сравнению со взрослым несовершеннолетний обладает ограниченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении, в хранении и распоряжении своим имуществом

Прежде чем рассматривать вопросы правовой защиты несовершеннолетних, следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц, тем более что оно не относится к числу однозначных и неоспоримых.

В доктрине российского права несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны.

Отечественное законодательство, как и международные акты, широко использует термин "несовершеннолетний" (малолетний, ребенок, молодежь). Дополнительные сложности создает тот факт, что законодатель, как правило, не считает нужным сформулировать четкое определение этого понятия для каждой отрасли права, вероятно, относя его к очевидным. Такую ситуацию можно наблюдать на примере источников гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей законодательства. В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном). Общим ориентиром для понимания несовершеннолетия в отечественном праве могли бы стать соответствующие положения Конституции, однако в главном законе страны они отсутствуют.

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.

Правила ООН, принятые в 1990 г. и затрагивающие вопросы защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, не содержат никаких уточнений относительно возрастного порога несовершеннолетия. Минимальные стандартные правила ООН, принятые в 1985 г., касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), не устанавливая их конкретный возраст, тем не менее указывают, что несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой ко взрослому. Текст Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (приняты в Эр-Рияде в 1990 г.) также не содержит конкретного определения возраста несовершеннолетнего.

.Представляется, что если в международных документах отсутствует указание на возраст, с достижением которого наступает совершеннолетие, то выбор (из имеющихся в международной практике стандартов) при его определении должен быть сделан в пользу верхней возрастной границы. В большинстве случаев, несомненно, основанием для определения возрастных рамок несовершеннолетия должны стать положения Конвенции ООН 1989 г.

Анализируя основные отрасли отечественного права, мы приходим к выводу, что верхнюю возрастную границу несовершеннолетия следует установить на уровне 18 лет поскольку начиная именно с этого возраста физическое лицо практически становится полноправным членом общества. Это вовсе не означает отсутствия исключений из этого правила. Так, например, зачастую для занятия определенной должности, а также для привлечения к уголовной ответственности за некоторые категории преступлений физическим лицам необходимо обладать иными, более высокими, возрастными характеристиками.
В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.

Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. Так, начиная с 1992 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие 24 июля 1998 г. Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", который установил основные гарантии прав и законных интересов детей, определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав детей в РФ. Пользуясь предоставленными им правами, субъекты РФ также принимают законы по различным аспектам регулирования прав и законных интересов детей.

К сожалению, в большинстве случаев принимаемые нормативные правовые акты остаются лишь декларативными, поскольку отсутствуют механизмы их реализации как на федеральном, так и региональном уровнях.

По территории действия можно выделить следующие источники ювенального права:

а) международные правовые акты. В их числе: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Женевская декларация прав ребенка 1924 г.; Декларация прав ребенка 1959 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) *(25) и др.

б) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ. В их числе Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942 "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национального плана действий в интересах детей)", постановление Правительства от 18 декабря 1997 г. N 1565 "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 гг." и др.

в) региональное законодательство, включающее, например, Закон Воронежской области от 26 июля 1999 г. N 101-II-ОЗ "О защите прав ребенка на территории Воронежской области", Закон Республики Ингушетия от 29 ноября 1999 г. N 27-РЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", Закон Архангельской области от 3 апреля 1996 г. N 38-22-ОЗ "Об образовании", Закон Волгоградской области от 23 декабря 1996 г. N 94-ОД "О защите прав детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Ивановской области от 6 мая 1997 г. N 9-ОЗ "О защите прав ребенка", Закон Иркутской области от 8 февраля 2000 г. N 12-ОЗ "О государственной молодежной политике в Иркутской области", Закон Орловской области от 9 июля 1999 г. N 108-ОЗ "О защите прав ребенка" и др.

По юридической силе можно выделить:

а) международные нормативные правовые акты;

б) Конституцию;

в) законы РФ и федеральные законы;

г) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств);

д) законодательство субъектов РФ;

е) акты органов местного самоуправления.

 


Date: 2016-11-17; view: 603; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию