Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трубопроводный транспорт





 

Трубопроводы — узкоспециализированный вид транспорта. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Идет создание также универсального трубопроводного транспорта.

Трубопроводный транспорт отличается от других видов транспорта рядом преимуществ. Затраты на строительство трубопровода почти в 2 раза меньше, чем на постройку автомобильной или железной дороги соответствующей провозной способности, при этом трассы ведут более коротким путем. Трубопроводы надежны в эксплуатации, процесс транспортировки по ним грузов полностью автоматизирован, высокая герметизация сохраняет продукты. Это сокращает потери нефти по сравнению с перевозками железнодорожным транспортом в 1,5 раза, водным — в 2,5 раза. Эксплуатация трубопроводов не зависит от климатических условий. Современный трубопровод имеет высокую пропускную способность, которая зависит от диаметра труб. По себестоимости перевозок это самый дешевый вид транспорта:

Отмечая достоинства трубопроводов, в то же время следует заметить, что скорость перекачки грузов, зависящая от их вязкости и других параметров, несколько уступает скорости перемещения по железным дорогам и по водным путям. В случае иссякания запасов нефти или газа трубопроводы трудно переориентировать на другие грузы.

Сеть магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов сформировалась под воздействием роста добычи нефти и ее переработки, размещения эксплуатируемых месторождений, нефтеперерабатывающих заводов и потребителей нефтепродуктов. Интенсивное строительство нефтепроводов началось в бывшем СССР во второй половине 50-х гг. Создавались крупные магистрали из труб большого диаметра (1020, 1220, 1420 мм). Такие трубопроводы могут перекачивать 60 — 90 млн. т нефти в год.

Система магистральных нефтепроводов состоит из нескольких сетей, главным образом широтного направления. Возникновение нефтяной базы между Волгой и Уралом обусловила появление целой системы магистральных нефтепроводов: Туймазы — Омск — Ангарск; Туймазы — Омск; «Дружба» от Альметьевска через Самару, Брянск, Мо-зырь (Белоруссия) и далее в Польшу, ФРГ, Венгрию, Чехию и Словакию с ответвлением Унеча — Полоцк — Вентспилс; Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва с ответвлением Нижний Новгород — Ярославль — Кириши (Северо-Запад); Пермь — Альметьевск; Альметьевск — Саратов; Ишимбай — Орск.

Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Нефть Волго-Уральского района по трубопроводам направляется только на запад. С 60-х гг. интенсивно строилась Сибирская система нефтепроводов. Отсюда нефтепроводы идут:

на запад: Усть-Балык — Курган — Альметьевск; Нижневартовск — Самара — Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск; Нижневартовск — Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон — Одесса; Сургут — Новополоцк;

на юг: Шаим — Тюмень; Усть-Балык — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;

на восток: Александровское — Анжеро-Судженск.

Для транспортировки нефти Западной Сибири как на запад, так и. на восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления. Из других магистральных направлений выделяются Волгоград — Новороссийск; Грозный — Армавир - Туапсе; Ухта — Ярославль; Оха — Комсомольск-на-Амуре.

Протяженность нефтепродуктопроводов составляет четвертую часть длины трубопроводов для перекачки нефтяных грузов. Для перекачки нефтепродуктов построены линии Самара - Пенза - Брянск (две нити); Уфа — Омск (две нити); Уфа — Петропавловск (две нити); Омск — Новосибирск (две нити); Грозный — Трудовая; Ишимбай - Уфа; Махачкала — Грозный.

В отличие от нефтяных грузов газ почти полностью транспортируется по трубопроводам. Строительство газопроводов находится в прямой зависимости от роста добычи газа. Первые магистральные газопроводы были сооружены в годы Великой Отечественной войны: Елшанка — Саратов (15 км) и Похвистнево — Самара (135 км) с диаметром труб 300 мм. Особенно быстро этот вид транспорта развивался в 70 — 80-е гг. Объем перекачиваемого газа непосредственно связан с его добычей, ростом сети газопроводов и их диаметром. В настоящее время больше половины грузооборота природного газа приходится на трубопроводы диаметром 1020, 1220, 1420 мм. Основной поток природного газа в европейские, районы страны идет по газопроводам из северных районов Западной Сибири. С 70-х гг. здесь стали сооружать магистральные газопроводы: Медвежье — Надым — Ухта — Торжок; Надым — Пунга — Пермь; Уренгой — Сургут — Тюмень — Челябинск.


При освоении Уренгойского месторождения была построена в одном коридоре система из шести магистралей. Крупнейшая из них: Уренгой - Помары - Ужгород - Западная Европа протяженностью почти 4,5 тыс. км. Остальные направления: Уренгой — Москва; Уренгой — Грязовец; Уренгой — Елец; Уренгой — Петровск; Уренгой — Новопсков.

В настоящее время в Западной Сибири разрабатывается Ямбургское месторождение природного газа. Уже действуют две нити газопровода: Ямбург — Елец, Ямбург — Поволжье, завершается строительство экспортного газопровода «Прогресс» (Ямбург — Ужгород). Ямбург должен стать исходной точкой газопровода на шесть нитей, выполненного в едином технологическом коридоре.

Большое значение в транспортировке газа имеют магистральные газопроводы, идущие от месторождений Поволжья, Урала, Северного Кавказа, европейского Севера. В настоящее время функционируют газопроводы: Оренбург — Уральск — Александров Гай — Кременчуг - Долина — Ужгород (газопровод «Союз»); Вуктыл — Ухта — Котлас — Грязовец; Саратов — Москва; Саратов — Пенза — Нижний Новгород — (Владимир — Москва) — Иваново — Ярославль — Череповец; Ставрополь — Новопсков — Елец — Тула — Серпухов (Московское кольцо) — Тверь — Новгород — Санкт-Петербург; Краснодар — Елец — Серпухов — Московское кольцо; Ставрополь — Владикавказ — Тбилиси; Ставрополь — Краснодар — Новороссийск.

Система газоснабжения России, входившая в Единую систему газоснабжения СССР, и сегодня взаимодействует с системами Казахстана, Центральной Азии, Украины и Закавказья, что позволяет маневрировать ресурсами природного газа. За пределами системы газоснабжения находятся газопроводы Соленинское — Мессояха — Норильск и Таас — Тумус — Якутск — Покровск.

Сложившаяся система нефтепроводов в целом соответствует направлениям транспортировки сырой нефти и будет дополняться магистралями от новых месторождений нефти. Должна расширяться сеть трубопроводов для перекачки нефтепродуктов.

С организацией добычи газа на полуострове Ямал определено строительство нового газопровода от месторождений Ямала через Беларусь, Польшу до границы с Германией (4 тыс. км). Подписан договор с Южной Кореей о создании консорциума «Россия — Корея — Якутия», которому предстоит проложить трансконтинентальный газопровод из северных районов Республики Саха в Южную Корею. Другим примером может служить проект газопровода остров Сахалин — Япония протяженностью 3300 км, предназначенного для перекачки сжиженного газа через острова Хоккайдо и Хонсю до острова Кюсю.

Иностранные инвесторы проявляют также большую активность в отношении крупнейшего месторождения нефти Тенгиз в Казахстане. Один из возможных вариантов транспортировки его нефти предполагает строительство нефтепровода по территории России Грозный — Новороссийск (протяженность 800 км).

Учитывая высокую эффективность этого вида транспорта, сооружаются трубопроводы для транспортировки тяжелых углеводородов (этана, этилена, пропана и др.), для передачи жидкого и газообразного кислорода, аммиака, азота, водорода, кислот, соли (в растворе), а также продовольственных продуктов, в частности молока. Уже действуют этанопровод Оренбург - Казань; этиленопроводы Нижнекамск — Пермь, Нижнекамск — Уфа — Стерлитамак — Салават; конденсатопровод Оренбург — Салават; аммиакопровод Тольятти — Одесса.


Пневматический и гидравлический транспорт позволяет перемещать грузы широкой номенклатуры. Для транспортировки угля Кузбасса построен гидравлический трубопровод Белово — Новосибирск протяженностью 250 км с пропускной способностью 4,3 млн. т в год угля в виде пульпы. Имеются предложения по строительству углепроводов из Кузбасса на электростанции Урала, Поволжья и в центральные районы. Прорабатываются варианты транспортировки угля, руды и других твердых грузов в капсулах в потоке газа и жидких нефтегрузов по газопроводам и нефтепроводам. В перспективе получит развитие и пневмоконтейнерный транспорт, который может передавать различную продукцию: сыпучие грузы, стройматериалы, сельскохозяйственные продукты.

В настоящее время преобладают трубопроводы из стальных труб, однако все большее применение находят трубы из пластмасс и алюминия. Изучается возможность строительства подземных газопроводов из полиэтиленовых труб. Повышение пропускной способности трубопроводов возможно за счет увеличения диаметра труб до 1620,2000, 2500 мм.

 

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

Воздушный транспорт в нашей стране выполняет различные функции. Однако его основная задача — пассажирские перевозки и срочные перевозки почты и грузов.

Использование авиации не ограничивается транспортными целями: она широко применяется в сельском и лесном хозяйстве, в строительстве, монтажных, геологоразведочных и поисковых работах, в метеорологии и т. п.

В районах, где нет железных дорог, прежде всего на севере Сибири и Дальнего Востока, в труднодоступных горных районах авиация нередко служит единственным транспортным средством.

К основным технико-экономическим особенностям воздушного транспорта относятся: большая скорость перевозки пассажиров и грузов, высокая мобильность и автономность в полете, возможность значительно сокращать путь следования по сравнению с наземными и водными видами транспорта, организация сквозных беспосадочных сообщений. Воздушный транспорт непрерывно технически совершенствуется. В эксплуатацию введены пассажирские и скоростные самолеты большой грузоподъемности с газотурбинными и турбореактивными двигателями.

В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты — 1/5. Преимущественное использование воздушного транспорта как пассажирского средства сообщения предопределено высокой себестоимостью перевозок. Воздушным транспортом перевозятся только грузы, быстрая доставка которых имеет большое народнохозяйственное значение, причем основная их часть — пассажирскими самолетами, меньшая — грузовыми.

В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. За 1993 — 1995 гг. перевозки пассажиров снизились наполовину, а пассажирооборот — почти на 40% (см. табл. 10.4). На внутренних магистралях и местных линиях пассажирооборот сократился в 2,1 раза, однако на международных авиалиниях он возрос в 2 раза. Единый Аэрофлот распался на 413 авиакомпаний, из них реально действовали 157. В стране функционирует 845 аэропортов, в том числе 66 имеют федеральное значение, 49 — статус международных. Износ основных фондов оценивается в 70%.

Создана разветвленная сеть транзитных (на большие расстояния) и местных авиалиний. Москва соединена авиалиниями со столицами. стран ближнего зарубежья, центрами республик, краев, областей и крупными городами Российской Федерации. Прямое воздушное сообщение установлено с 87 зарубежными странами. В системе международных воздушных авиалиний нашей страны имеются воздушные линии, которые эксплуатируются Аэрофлотом совместно с зарубежными авиакомпаниями. Это, например, Транссибирская авиамагистраль, по которой регулярно совершают полеты самолеты Аэрофлота, японской авиакомпании Джал, французской Эр Франс, английской БОАК, скандинавской САС, немецкой Люфтганза.

Таблица 10.4







Date: 2016-11-17; view: 285; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию