Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





«Псковский государственный университет»

 

 

Кафедра ВТ

 

 

Доклад на тему:

«Эдипов комплекс»

 

Выполнил:

Студент группы 021-08М

Дудон Ю.

 

Псков

Содержание

Мифология Древней Греции. ЭДИП…………………………….………………3

Мифология Древней Греции. Электра…………………………………………..5

З.Фрейд. «Эдипов комплекс»…………………………………………………….7

Карл Густав Юнг. «ЭДИПОВ КОМПЛЕКС» …………………………………10

Альтернативные взгляды на «ЭДИПОВ КОМЛЕКС»………………………...16

Список литературы………………………………………………………………19

 

· Мифология Древней Греции. ЭДИП.

ЭДИП (Οἰδίπους), в греческой мифологии сын фиванского царя Лая и Иокасты. Так как Лаю была предсказана Аполлоном смерть от руки собственного сына, он велел жене бросить новорождённого на горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако пастух, получивший ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над новорожденным и отдал его коринфскому пастуху, с которым встречался на горных выгонах. Тот отнёс ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Эдипом («с опухшими ногами») и воспитавшему его как родного сына. Однажды, когда Эдип уже был взрослым юношей, какой-то подгулявший житель Коринфа обозвал его подкидышем, и, хотя приёмные родители всячески успокаивали сына и не открыли ему тайну его рождения, Эдип решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своём происхождении. Оракул вместо ответа дал Эдипу прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной, Эдип отправился искать счастье на чужбине. По пути из Дельф, на перекрестке трёх дорог, ему повстречался какой-то знатный мужчина на колеснице в сопровождении слуг. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Эдипа по голове тяжелым скипетром, и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Эдип, продолжая путь, подошёл к Фивам и отгадал загадку обосновавшейся у городских стен чудовищной Сфинкс. В благодарность за избавление Фив от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали в жены вдову Лая. Единственный свидетель встречи Эдипа с Лаем слуга, принесший известие о нападении разбойников, после воцарения Эдипа в Фивах отпросился у Иокасты на дальнее пастбище и больше в городе не показывался. Так исполнилось пророчество, данное Эдипу в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не подозревали и около 20 лет вели счастливую супружескую жизнь, во время которой родились четверо детей: Полиник, Этеокл, Антигона, Исмена. Только по прошествии длительного срока, когда Фивы были поражены моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы Лая, Эдип в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты и со временем был изгнан из Фив. Сопровождать слепого отца вызвалась преданная ему, несмотря на весь открывшийся позор, Антигона. После долгих скитаний Эдип доходит до священной рощи Эвменид в аттическом поселении Колон, где ему по давнему предсказанию суждено проститься с жизнью. Приютившему его Тесею Эдип открывает тайну, что в грядущих столкновениях афинян с фиванцами победа будет принадлежать той стороне, в чьей земле Эдип найдёт последнее прибежище. Пытающийся увлечь Эдипа обратно на родину брат Иокасты Креонт получает суровый отпор со стороны Тесея. Не находит сочувствия у Эдипа и Полиник, явившийся к нему за благословением в борьбе против брата Этеокла: Эдип проклинает обоих сыновей, изгнавших его из Фив, и предсказывает им взаимную гибель в предстоящем сражении. Удары грома дают понять Эдипу, что его ждут владыки подземного мира. Ведомый какой-то силой свыше, он сам находит путь к месту своего успокоения и разрешает лишь Тесею присутствовать при своей безболезненной кончине: Эдипа поглощает разверзшаяся земля, и место, где это произошло, остаётся вечной тайной, которую Тесей имеет право только перед смертью передать своему наследнику. В таком варианте миф об Эдипе известен по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Другие источники сохранили более ранние или местные версии мифа. В одном из вариантов мифа родители не подбрасывают Эдипа на Кифероне, а опускают в ковчежке в море, и волна прибивает его к берегу у того же Коринфа или у Сикиона; здесь ребенка подбирает жена местного царя, занятая стиркой белья (Schol. Eur. Phoen. 26—28, Hyg. Fab. 66, 67). Способ спасения Эдипа, изложенный Софоклом (передача ребенка одним пастухом другому), является изобретением поэта; по другим версиям, Эдипа находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, т.е. люди, не знающие о месте его рождения. Существенно различаются и обстоятельства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы. Согласно одному из вариантов, Эдип отправляется на поиски упряжки, похищенной у коринфского царя, которого он считает отцом, при этом он сталкивается с незнакомым ему Лаем и убивает его, после чего благополучно возвращается к Полибу, сняв с убитого пояс и меч. Впоследствии уже став царем Фив, Эдип однажды проезжает с Иокастой мимо места, где произошло убийство, сообщает о нём жене и в доказательство показывает взятые тогда трофеи. Иокаста узнает в своём новом супруге убийцу прежнего, но не открывает ему тайну и тем более не подозревает в Эдипе некогда подброшенного сына (Schol. Eur. Phoen. 1760). В этой связи особое значение приобретает версия, в которой применительно к Эдипу разрабатывается мотив богатырского сватовства: Креонт, оставшийся правителем Фив после гибели Лая, назначает руку овдовевшей царицы вместе с царским престолом в награду тому, кто избавит город от Сфинкс. На этот призыв откликается Эдип и побеждает чудовище в сражении (Eur. Phoen. 45—52). Состязание со Сфинкс в умственных способностях заменяет первоначальную физическую победу над ней, вероятно, не раньше 7 в. до н.э., в эпоху расцвета нравоучительных жанров и всякого рода загадок и фольклорных головоломок.

Значительно отличаются от софокловской версии также варианты предания о происхождении детей Эдипа. Согласно «Одиссее» (XI 271—280), боги скоро открыли тайну кровосмесительного брака Эдипа, вследствие чего его мать (у Гомера она зовется Эпикастой) повесилась, а Эдип продолжал царствовать в Фивах и умер, преследуемый эриниями. Вторую жену Эдипа аттический автор нач. 6 в. до н.э. Ферекид (frg. 48) называет Эвриганией и от этого брака производит четырех детей Эдипа, упомянутых выше.

Первоначальным ядром мифа об Эдипе следует, очевидно, считать древнейший фольклорный мотив о сражении не узнавших друг друга отца с сыном, в том же варианте, при котором сын побеждает отца как более молодой и сильный соперник. Этот сюжет восходит к периоду матрилокального брака, когда сын не может знать своего отца, ибо воспитывается в роду матери, при достижении зрелости отправляется на поиски отца, и, не узнав его, вступает в сражение с ним. На греческой почве такой мотив в наиболее чистом виде засвидетельствован в мифе о гибели Одиссея в сражении с Телегоном, его не узнанным сыном от Кирки; вариантом того же мотива можно считать смерть Акрисия от руки его внука Персея, выросшего на чужбине.

В случае с Эдипом матрилокальный брак заменяется воспитанием подброшенного младенца вдали от места рождения, что в конечном счёте приводит к тому же результату; обычному в таких случаях посмертному «узнаванию» отца в упомянутых выше вариантах мифа об Эдипе соответствует опознание Иокастой в Эдипе убийцы её первого мужа.

· Мифология Древней Греции. Электра.

В «Электре» Софокл обращается к циклу мифов о том, как Агамемнон, главный вождь греческого войска в походе на Трою, был по возвращении из него убит собственной женой Клитемнестрой и её любовником Эгисфом. Клитемнестра хотела убить и своего сына от Агамемнона, Ореста, чтобы он в будущем не стал мстить ей за отца. Но мальчик Орест был спасён своей сестрой Электрой. Та отдала его старому дядьке, и тот увёл отрока в Фокиду, к царю города Крисы. Электра, оставшись с матерью, терпела от неё притеснения и унижения, ибо не раз смело упрекала Клитемнестру и Эгисфа в совершённом ими злодеянии.

«Электра» Софокла начинается с того, что возмужавший Орест приходит на родину, в Аргос, сопровождаемый всё тем же верным Дядькой и другом Пиладом, сыном царя Крисы. Орест хочет мстить матери, но намеревается делать это хитростью и поэтому скрывает ото всех свой приход. Тем временем, и так много претерпевшая Электра узнаёт, что Клитемнестра и Эгисф решили бросить её в подземелье. Дядька Ореста с целью обмана Клитемнестры является к ней под видом посланца от соседнего царя и, обманывая её, сообщает, что Орест умер. Это известие повергает в отчаяние Электру, но Клитемнестра радуется, полагая, что отомстить ей за Агамемнона теперь уже никто не сумеет. Однако ещё одна дочь Клитемнестры, Хрисофемида, возвратившись с могилы отца, рассказывает Электре, что видела там надгробные жертвы, которые мог принести только Ореста. Электра сначала не верит этому. Орест под видом посланца из Фокиды приносит на могилу погребальную урну и, узнав в горюющей там женщине свою сестру, называет ей себя. Орест поначалу колеблется сразу приступить к мщению матери, но твёрдая характером Электра настойчиво побуждает его покарать нарушителей божественного закона. Подталкиваемый ею, Орест убивает мать и Эгисфа. В отличие от трактовки драмы Эсхила «Хоэфоры», у Софокла Орест не испытывает никаких мук, и трагедия заканчивается торжеством победы.

Легенда об убийстве Клитемнестры Орестом отражена в трагедиях каждого из трех великих афинских трагических поэтов – Эсхила, Софокла и Еврипида, но каждый из них придал ей особый смысл. У Софокла главное лицо в этом кровавом деле – Электра, неумолимая, страстная мстительница, одаренная высокою нравственною силою. Конечно, мы должны судить об её деле сообразно понятиям греческой старины, возлагавшей на родных убитого обязанность мстить. Только с этой точки зрения становится понятна сила ненависти, непримиримо пылающей в душе Электры; её мать чужда раскаяния и спокойно наслаждается любовью обагренного кровью Эгисфа, – это поддерживает в Электре жажду мщения. Переносясь мыслями в понятия греческой старины, мы будем сочувствовать скорби, с какой Электра обнимает урну, заключающую в себе, как она думает, прах её брата, и поймем восторг, с каким видит она живым Ореста, которого считала умершим. Будут понятны нам и горячие крики одобрения, которыми она, слыша из дворца вопли убиваемых, побуждает Ореста довершить дело мщения. В Клитемнестре, при известии о смерти Ореста, пробудилось на миг материнское чувство, но его сразу же заглушила радость, что она теперь освобождается от боязни его мести.

 

 

· З.Фрейд. «Эдипов комплекс»

 

Теория эдипова комплекса была разработана Зигмундом Фрейдом на заре двадцатого столетия. Он взял за основу свои клинические исследования, самоанализ и цикл пьес Софокла, в частности трагедию «Царь Эдип». На практике эдипов комплекс означает, что ребенок с трех с половинной до шести лет испытывает сильную привязанность к одному из родителей, стремясь к полному обладанию им. В то же время в ребенке возникают негативные чувства по отношению к другому родителю. Мальчики испытывают любовь к матери и ненавидят отца; девочки стремятся обладать отцом и проявляют ненависть к матери. На подсознательном уровне эти чувства являются сексуальными по отношению к желанному родителю и убийственными в отношении однополого родителя. Если психическое развитие проходит нормально, то ребенок сам начинает видеть пользу присутствия обоих родителей и учится контролировать свои чувства по отношению к ним. С преодолением эдипова комплекса появляется сознание вины или "суперэго". Дети учатся не поддаваться своим порывам жестокости и подчиняться правилам цивилизации, требованиям культуры и общества, где одним из основных правил является табу кровосмешения.

 

Интенсивные эдиповы переживания вновь повторяются в юности, когда подростки становятся непослушными, экспериментируют со своей сексуальностью и доставляют неприятности, иногда весьма серьезные, своим родителям. Вспомните мучительное отсутствие понимания между Джеймсом Дином и его отцом в фильме "Восстать без причины" (1955) или безнадежный разрыв в общении между отцом и дочерью, соседским сыном и его отцом в фильме "Красота по-американски" (1999). Люди, не сумевшие преодолеть эдипов комплекс, остаются незрелыми, неспособными добиться успеха в обществе, чувствуют себя слишком привязанными к одному или обоим родителями. Такие люди обычно идут на поводу у своих психологических проблем, не пытаясь их решить, и (или) испытывают застой в карьере и взаимоотношениях с людьми. У них ослаблен контроль за своим поведением, они конфликтуют с властями по тому или иному поводу, а также являются жертвами всяческих иных бед и неприятностей. Вспомните полную огорчений и ограничений жизнь Брика Поллитта в плане его отношений с женой и его патриархальным отцом в фильме "Большой папа - киноверсии пьесы Теннесси Уильямса "Кошка на раскаленной крыше" (1955), вышедший на экраны в 1958 году. Последствия непреодоленного эдипова комплекса часто передаются из поколения в поколение. Наличие плохих отношений с одним или обоими родителями осложняет процесс воспитания собственных детей. Некоторые аналитики также считают, что нерешенные проблемы эдипова комплекса затрагивают сексуальную ориентацию. Слишком сильная привязанность к властной матери, наряду со слабым или отсутствующим отцом, стала существенным фактором в этиологии мужского гомосексуализма в другой пьесе Теннесси Уильямса "Внезапно прошлым летом" (1958).

Серьезные проблемы, которые Фрейд рассматривает в работе "Цивилизации и их неустроенность" (1930), касаются исторических и эмоциональных основ культуры, права, правил поведения и благопристойности. Итак, что же является основными элементами этого процесса? Сначала существует эдипов треугольник, в котором ребенок где-то между тремя с половиной и шестью годами желает получить исключительный доступ к родителю противоположного пола - в физическом, эмоциональном и интеллектуальном плане - и одновременно должен смириться с основными требованиями родителя одного и того же с ним пола. Ребенок боится возмездия и вскоре начинает чувствовать вину по поводу своих кровосмесительных желаний и убийственных импульсов. Вина указывает на появление суперэго, которое Фрейд охарактеризовал как наследие эдипова комплекса. Все это снова повторяется в юности в отношении сексуальности и власти и может возникнуть опять в случае смерти одного из родителей. Пациенты, с которыми не прорабатывались все эти вопросы, не преодолевают проблемы, связанные с эдиповым комплексом. Одной из подобных проблем, которая препятствует достижениям и душевному равновесию - это боязнь в чем-то превзойти своего родителя, что приводит к страху возмездия за так называемый "эдипов триумф". Другая проблема - это уверенность в том, что можно стать взрослым без того, чтобы расти эмоционально, ожидая от жизни сказок или волшебных решений повседневных проблем.

Можно сказать, что психоаналитическое пространство - это эдипово пространство. Пациенты воспринимают своих психотерапевтов в качестве родительских фигур и влюбляются в них так же, как когда-то любили своих родителей. В пределах аналитической структуры семейная эдипова динамика повторяется. Психоаналитический подход подразумевает постоянное рассмотрение мысли о кровосмешении и непрерывное ее отрицание во имя аналитического воздержания и надежды обрести отношения, в которых будут преодолены кровосмесительные желания. Ломка психоаналитического подхода неизменно вызывает риск злоупотреблений, и если психотерапевт спит со своими пациентами или бывшими пациентами, то это именно тот случай.

Мартин Бергмани весьма наглядно и изящно описывает эту проблему в своем эссе о трансферентой любви, когда пациент романтически влюбляется в своего психотерапевта. Он пишет:

«В ходе сеансов психоанализа ранние образы становятся сознательными и, таким образом, лишаются своего энергетического потенциала. В психоанализе раскрытие кровосмесительной фиксации, находящейся в основе трансфера любви, ослабляет кровосмесительные связи и подготавливает почву для будущей любви, не связанной с потребностью повторять ситуацию эдипова треугольника. В таких условиях младенческие модели поведения становятся источником новой влюбленности, в то время как при неврозе они также провоцируют нарушение табу кровосмешения и вызывают потребности в новом треугольнике, который повторяет ситуацию эдипова комплекса».

Бергман приводит следующие утверждения, по поводу пациентов, которые увлекаются своими бывшими психотерапевтами. «В отличие от остальных людей я имею право не повиноваться табу кровосмешения и обладать моим родителем в сексуальном плане. У меня есть это право потому, что я так много выстрадал или просто потому, что я - исключение". С точки зрения психотерапевта, "когда отношения трансфера становятся сексуальными, они представляют собой в символической и бессознательной форме стремление к тому, чтобы объект младенческой любви не был брошен, и подтверждают тот факт, что кровосмесительную любовь можно реализовать в действительности». Это вариация па тему Пигмалиона. Психоаналитическое отношение к пациенту действует только до тех пор, пока психотерапевт, как сказал Фрейд, показывает, что «он является препятствием для любого искушения».

Рассматривая подробнее динамику эдипова комплекса как опыт клинических психоаналитических отношений, можно обнаружить фантазию о совокупляющейся родительской паре. С этой фантазией пациент должен смириться, переключаясь с бессознательной фантазии о чем-то жестоком и страшном к чему-то более мягкому, при помощи чего индивид может чувствовать себя в безопасности, извлекая выгоду из единения своих родителей. Некоторые из пациентов психоанализа пребывают в состоянии торможения, поскольку у них нет никаких фантазий о родителях, которые находятся вместе. Такие пациенты полагают, что сами они лежат в кровати между своими родителями, не давая им объединиться, и со своей стороны они не могут участвовать в этих отношения, опасаясь вреда, который, как они бессознательно полагают, ими причиняется. Застой, желание и невозможность его исполнения - вот вероятные результаты такой ситуации.

Date: 2016-11-17; view: 186; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию