Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел IV. Выделение психологии в самостоятельную науку. Развитие психологии как самостоятельной науки.





В

XIX веке в Германии начинает интенсивно развиваться физиология, в частности экспериментальное изучение психофизиологии органов чувств. В этой области работали такие физиологи как Гельмгольц, П.Фехнер, Э.Вебер.

В Вундт в1879 г. в г.Лейбциге (Германия) создал первую психофизиологическую лабораторию. Предметом изучения Вундта было сознание, метод психологии – наблюдение за собственным сознанием (метод интроспекции или внутренней перцепции).

Дальнейшее развитие психологии как самостоятельной науки происходит в рамках формирования различных направлений и школ.

В конце XIX в. формируется движение функциональной психологии – учение о фундаментальной полезности сознания, с помощью которого организм приспосабливается к требованиям окружающей среды. Своего пика развития в качестве формальной системы функционализм достиг под руководством Гарвел А Кэрра, отрывок из книги «Психология», опубликованной в 1925 г. приведен в данном разделе.

В начале XX века зарождается бихевиоризм, наука о поведении, созданная Дж.Уотсоном, занимающаяся только наблюдениями актами поведения, доступным для объективного описания.

В это же время возникает школа гештальтпсихологии – направление, в котором в качестве основного принципа формирования психики был выдвинут принцип целостности. В 1912 г. М.Вертхеймер опубликовал статью «Экспериментальные исследования восприятия движения», которая положила начало возникновению школы гештальтпсихологии.

Большой вклад в развитие психологических идей внесло психоаналитическое движение. Это уникальное течение психологии XX в. зародилось в недрах психиатрии на основе практики оказания помощи больным неврозами. Родоначальник этого направления З.Фрейд отказался от традиционного взгляда на психологию как психологию сознания и показал какая роль в жизни человека принадлежит бессознательным психическим процессам.

С дальнейшим развитием психоаналитических идей можно ознакомиться в трудах К. Хорни.

Психоанализ оказал влияние на формирование идей экзистенциальной психологии. В психоанализе французский философ Ж.П.Сартр усмотрел первую попытку создания науки, постигающей внутренний мир другого человека. Он назвал фрейдизм «эмпирическим психоанализом», в отличии от его собственного «экзистенциального психоанализа» - метода, позволяющего видеть за конкретными особенностями человека его экзистенцию во всей ее ценности.

Представления о психике и историческом развитии сознания разрабатываются во французской социологической школе. В хрестоматию включены отрывки из труда основоположника французской социологической школы Эмиля Дюркгейма (1858-1917 г.г.) «Элементарные формы религиозной жизни», которые в виде статьи «Социология и теория познания» вошли в книгу «Новые идеи в социологии», вып. 2 (СПб,1914). Дюркгейм выдвинул идею об определяемости высших психических процессов обществом. Именно под влиянием общества над биологически определяемой частью сознания надстраиваются «наиболее высшие формы человеческого духа».

Основные идеи развития психологических знаний в России советского периода представлены в хрестоматии отрывками классического труда С.Л.Рубинштейна «Основы общей психологии». В этой работе сформулирован важнейший методологический принцип: принцип единства сознания и деятельности, который составил основу деятельностного подхода в психологии: «Психология изучает психику через посредство деятельности и тем самым психологические особенности деятельности». Психологическая проблема деятельности связана прежде всего с вопросом о целях и мотивах человеческой деятельности, о ее внутреннем смысловом содержании и строении.

Кэрр Г.

Первоисточники по истории функционализма: из книги Гарвея А. Кэрра «Психология» [50]

Предмет психологии

Психология, в первую очередь, изучает психическую деятельность. Это общее понятие для таких процессов, как восприятие, память, воображение, мышление, чувства, воля. Сущность характеристик всех этих процессов едва ли можно выразить одним термином, потому что в разное время разум ведет себя по-разному. Поэтому мы можем сказать, что психическая деятельность представляет собой обнаружение, фиксирование, сохранение, организацию и оценку переживаний, а также их последующее использование для руководства поведением.

Тип поведения, который отражает психическую активность, можно назвать приспособительным поведением. <...> Адаптивный акт – это реакция организма на физическое или социальное окружение, мотивированная соответствующими обстоятельствами. Подобные психические операции могут быть проиллюстрированы примерами из профессиональной подготовки врача. Его мозг занят то добыванием знаний из лекций, книг или клинических случаев, то практической работой; а в иные моменты он поглощен тем, что пытается выудить из памяти какую-то важную информацию. Через некоторое время снова преобладает мыслительная активность, и вот уже мозг анализирует, сравнивает, классифицирует и связывает имеющиеся у него данные с другими знаниями по медицине. Наконец, наступает время приспособительного поведения – знания и умения используются для диагностирования, лечения или оперативного вмешательства. <...>

Важность всех этих аспектов психической активности становится очевидной на примере рефлексии. Способность запоминать важна для всех видов обучения, психического развития и общественного прогресса. Для приобретения навыков необходима практика, во время которой акты адаптации постепенно со­вершенствуются и упрочиваются. Каждый успешный шаг – следствие ранее предпринятых попыток. Все результаты практических действий запоминаются, и именно они, в накопленном виде, облегчают выполнение последующих попыток. Без запоминания не было бы и памяти. Если бы человек позабыл весь свой предыдущий опыт, он стал бы беспомощным, как ребенок.

Для эффективности использования наш опыт должен быть как следует организован и систематизирован. В обыденной речи мы часто говорим, что душевнобольной человек потерял рассудок. На самом деле разум у таких людей есть. Они по-своему аккумулируют, организовывают и оценивают опыт и, отталкиваясь от этого опыта, реагируют на мир. Однако, так как мозг этих людей имеет нарушения, их опыт организуется и оценивается неправильно.

Теоретически, любая группа переживаний может быть организована несколькими способами. Стиль мышления человека и характер его поведения в значительной степени зависят от того, как был организован его прошлый опыт. Определенные типы организации ведут к иррациональным способам мышления и антиобщественным формам поведения. Но опыт должен быть не просто организован, это следует сделать таким образом, чтобы его можно было эффективно – то есть разумно и рационально – использовать в ответ на воздействие окружающей среды. В человеческом сознании происходит непрерывная оценка разных аспектов пережитого. Разум не только определяет нечто как «хорошее», «плохое» или относится к предмету индифферентно, но он также классифицирует хорошее – взвешивая его относительную ценность. Эту функцию разума иллюстрируют эстетические оценки в области литературы, музыки и изобразительного искусства. То же и с моральными оценками. Мы квалифицируем социальные действия как правильные или неправильные и формируем понятия о таких добродетелях, как милосердие, целомудрие, честность, рассудительность, аккуратность. Система ценностей человека составляет, наверное, самую важную часть его личности.

Некоторые студенты преувеличивают важность учебы и становятся этакими книжными червями и зубрилами. Молодые люди порой придают слишком большое значение финансовой независимости и бросают учебу ради работы. Встречаются люди, которые недооценивают такие вещи, как аккуратность в одежде, грамотная речь, обходительность, доброта и многие другие человеческие качества, необходимые для успешного взаимодействия в обществе. Бывает, что люди чересчур серьезно относятся к собственным политическим убеждениям, религии или научным взглядам и переоценивают значимость этих сторон жизни. <...> Разум оценивает пережитое, и поведение человека в большой степени определяется его идеалами и системой ценностей.

Таким образом, весь накопленный человеком опыт организован в сложную индивидуальную систему реагирования на среду, что в немалой степени и определяет характер его последующей деятельности. Реактивная предрасположенность человека, – или, иными словами, то, что он делает, что может и чего не может сделать, – зависит от врожденных склонностей, прошлого опыта и его способа организации и оценки. Понятие «личность» обычно используется для того, чтобы охарактеризовать человека с точки зрения его реактивной предрасположенности.

Мы также говорим о личности человека, когда имеем в виду все те его существенные черты, которые помогают или мешают ему эффективно взаимодействовать с другими людьми, тогда как понятием «мышление» мы пользуемся тогда, когда хотим описать человека с точки зрения его интеллектуальных способностей. <...>

Итак, психология занимается изучением личности, мышления и «я» человека, но это – абстрактные объекты, которые можно изучать только в их проявлениях – лишь в том, как они выражаются в реакциях человека. Ученый может наблюдать различные конкретные процессы, включенные в акт приспособления, – именно они являются предметом изучения психологии.

Date: 2016-11-17; view: 505; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию