Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная, политическая философия 3 page
– Подобного рода люди именно так и поступают. – Изо дня в день такой человек живет, угождая первому налетевшему на него желанию: то он пьянствует под звуки флейт, то вдруг пьет одну только воду и изнуряет себя, то увлекается телесными упражнениями; а бывает, что нападает на него лень, и тогда ни до чего ему нет охоты. Порой он проводит время в беседах, кажущихся философскими. Часто занимают его общественные дела: внезапно он вскакивает, и что придется ему в это время сказать, то он и выполняет. Увлечется он людьми военными – туда его и несет, а если дельцами, то тогда в эту сторону. В его жизни нет порядка, в ней не царит необходимость: приятной, вольной и блаженной называет он эту жизнь и так все время ею и пользуется. – Ты отлично показал уклад жизни человека, которому все безразлично. – Я нахожу, что этот человек так же разнообразен, многолик, прекрасен и пестр, как его государство. Немало мужчин и женщин позавидовали бы жизни, в которой совмещается множество образчиков государственных укладов и нравов. – Да, это так. – Что ж? Допустим ли мы, что подобного рода человек соответствует демократическому строю и потому мы вправе назвать его демократическим? – Допустим. – Но самое дивное государственное устройство и самого дивного человека нам еще остается разобрать: это – тирания и тиран. – Вот именно. – Ну, так давай рассмотрим, милый друг, каким образом возникает тирания. Что она получается из демократии, это-то, пожалуй, ясно. – Ясно. – Как из олигархии возникла демократия, не так же ли и из демократии получается тирания? – То есть? – Благо, выдвинутое как конечная цель – в результате чего и установилась олигархия, – было богатство, не так ли? – Да. – А ненасытное стремление к богатству и пренебрежение всем, кроме наживы, погубили олигархию. – Правда. – Так вот, и то, что определяет как благо демократия и к чему она ненасытно стремится, именно это ее и разрушает. – Что же она, по-твоему, определяет как благо? – Свободу. В демократическом государстве только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе. – Да, подобное изречение часто повторяется. – Так вот, как я только что и начал говорить, такое ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает этот строй и подготовляет нужду в тирании. – Как это? – Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется победой в неразбавленном виде, а своих должностных лиц карает, если те недостаточно снисходительны и не предоставляют всем полной свободы, и обвиняет их в мерзком олигархическом уклоне. – Да, так оно и бывает. – Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правители, похожие на подвластных, и подвластные, похожие на правителей,e там восхваляются и уважаются как в частном, так и в общественном обиходе. Разве в таком государстве не распространится неизбежно на все свобода? – Как же иначе? – Она проникнет, мой друг, и в частные дома, а в конце концов неповиновение привьется даже животным. – Как это понимать? – Да, например, отец привыкает уподобляться ребенку и страшиться своих сыновей, а сын – значить больше отца; там не станут почитать и бояться родителей (все под предлогом свободы!), переселенец уравняется с коренным гражданином, а гражданин – с переселенцем; то же самое будет происходить и с чужеземцами. – Да, бывает и так. – А кроме того, разные другие мелочи: при таком порядке вещей учитель боится школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих учителей и наставников. Вообще молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и в делах, а старшие, приспособляясь к молодым и подражая им, то и дело острят и балагурят, чтобы не казаться неприятными и властными. – Очень верно подмечено. – Но крайняя свобода для народа такого государства состоит в том, что купленные рабы и рабыни ничуть не менее свободны, чем их покупатели. Да, мы едва не забыли сказать, какое равноправие и свобода существуют там у женщин по отношению к мужчинам и у мужчин по отношению к женщинам. – По выражению Эсхила, «мы скажем то, что на устах теперь». – Вот именно, я тоже так говорю. А насколько здесь свободнее, чем в других местах, участь животных, подвластных человеку, – этому никто не поверил бы, пока бы сам не увидел. Прямо-таки по пословице: «Собаки – это хозяйки», лошади и ослы привыкли здесь выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги! Так-то вот и все остальное преисполняется свободой. – Ты мне словно пересказываешь мой же собственный сон: я ведь и сам часто терплю от них, когда езжу в деревню. – Если собрать все это вместе, самым главным будет, как ты понимаешь, то, что душа граждан делается крайне чувствительной, даже по мелочам: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они, как ты знаешь, тем, что перестанут считаться даже с законами – писаными или неписаными, – чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем нe было над ними власти. – Я это хорошо знаю. – Так вот, мой друг, именно из этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает, как мне кажется, тирания. – Действительно, оно дерзкое. Что же, однако, дальше? – Та же болезнь, что развилась в олигархии и ее погубила, еще больше и сильнее развивается здесь – из-за своеволия – и порабощает демократию. В самом деле, все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону, будь то состояние погоды, растений или тела. Не меньше наблюдается это и в государственных устройствах. – Естественно. – Ведь черезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не по что иное, как в чрезмерное рабство. – Оно и естественно. – Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство. – Это не лишено основания. – Но, думаю я, ты не об этом спрашивал, а о том, какая болезнь, встречающаяся в олигархии, так же точно подтачивает демократию и порабощает ее. – Ты верно говоришь. – Этой болезнью я считал появление особого рода людей, праздных и расточительных, под предводительством отчаянных смельчаков, за которыми тянутся и не столь смелые: мы их уподобили трутням, часть которых имеет жало, а часть его лишена. - Это правильно. <...>
Аристотель
Метафизика
Аристотель (384-322 г.г. д.н.э.) - великий древнегреческий философ-энциклопедист. В его произведениях охвачены практически все области философского и научного знания: онтология, гносеология, логика, математика, психология, физика и др. По Аристотелю, первая философия исследует "сущее как таковое". Чтобы детально рассмотреть знание о сущем как таковом, Аристотель начинает с анализа умозрительного знания. По его мнению, существуют только три вида последнего: физика, математика и первая философия. Физика изучает сущее, которое способно двигаться. Исследует она его посредством определений, не мыслимых отдельно от материи. Например, сущность «вогнутого» может мыслиться отдельно от материи, а сущность «курносого» — нет. Предмет математики — сущее, которое не способно двигаться. Определения математики лишь иногда мыслятся отдельно от материи, но в большинстве случаев, как и в физике, они предполагают некий субстрат. Только первая философия изучает неподвижное и самостоятельно существующее. Она есть также наука о сущности, т. е. о сути бытия вещи. Основное же определение философии таково: "наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе". Однако сущее и единое, по Аристотелю, — одно и то же. Например, "он есть человек" и "он есть один человек" выражают одну и ту же вещь. Отсюда следует, что философия есть наука о едином. "Так что сколько есть видов единого, столько же и видов сущего, и одна и та же по роду наука исследует их суть". Каждый род, будучи воспринимаемым одним чувством, изучается одной наукой. В первой философии постигают вместе с тем не отдельный какой-либо род, а сущее в целом. Поэтому, по мысли Аристотеля, все частные науки составляют части первой философии. Далее, поскольку противоположности относятся к одному роду, а значит, изучаются одной наукой, философия исследует помимо единого и иное, т. е. лишенность или инаковое. Согласно Аристотелю, раскрывая сущность, философ должен сперва "исследовать начала умозаключения". В соответствии с этим, изучению сущего как такового и должно предшествовать указание достоверного начала для всего. Таким началом, по Аристотелю, выступает закон противоречия: "невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении". Согласно этому закону, если мыслится что-то одно, то ему должно соответствовать только одно определение, выражающее суть бытия. Нельзя быть человеком и не быть им, т. е. быть двуногим живым существом и не являться таковым. Отсюда истинное никогда не может быть ложным; следовательно, нечто одно необходимо или утверждать или отрицать. Тезисы "все течет" Гераклита, "всякое смешано во всяком" Анаксагора, "пустое и полное одинаково имеются в любой частице" Демокрита и подобные изречения других философов расходятся, с точки зрения Аристотеля, с этим началом. Заблуждение же этих философов коренится в том, что они в качестве сущего признавали исключительно чувственно воспринимаемое, а не определение его сути. Однако в действительности сущее — это именно суть бытия, или определение. Философия должна исследовать то, что составляет сопутствующие свойства сущего как такового и противоположности его как сущего. Диалектика и софистика, также имея дело с сопутствующими свойствами вещей, не изучают при этом сущее как таковое, т.е. определения, выполняющие роль первых посылок аподиктического доказательства. Сущее как таковое имеет первые причины, которые должен постигать философ, раскрывая суть бытия вещей. К первым причинам, по Аристотелю, относятся: форма, материя, начало движения и цель. Например, у дома начало движения — строительное искусство и строитель, цель — сооружение, материя — земля и камни, форма — замысел дома. Форма представляет собой сущность чувственно воспринимаемых вещей как действительных. Материя — это сущность чувственно воспринимаемых вещей в возможности. Возникновение происходит из противоположного, поэтому предполагает материю как субстрат различных альтернатив. Состоит материя из элементов — предельных частей, на которые делимы тела по виду. Элементов четыре: огонь, воздух, вода и земля. Светила совершают непрестанное движение потому, что возможность противоречащего их круговому движению отсутствует, а значит, они лишены материи. Если в сущности, способной к возникновению, содержится начало движения, то такая сущность называется природой. Природа, по Аристотелю, — это то, из чего нечто возникает, и сообразно с чем нечто возникает. Возникновение происходит из состояния лишенности. Поэтому для возникающих сущностей основными считаются три причины, или начала: материя, форма и лишенность. Последние два начала образуют «противоположение». Началами для цвета будут соответственно поверхность, белое и черное, для дня и ночи — воздух, свет и тьма. Основное начало для вечных сущностей — деятельность. Этой сущностью является ум или Бог, т. е. такое движущее, которое не нуждается в том, чтобы его самого приводили в движение. Зрительным образом Бога служит небесный купол, обладающий круговым движением. Данное начало самодостаточно, вследствие чего "Бог есть вечное, наилучшее живое существо". В наибольшей степени уму отвечает целевая причина. На этом основании именно движение светил представляет собой цель всякого движения. Влияние книг Аристотеля на все последующее развитие европейской философской мысли было чрезвычайно плодотворным. Неоплатоники, средневековые схоласты, философы Нового времени во главе с Гегелем — все они так или иначе обращались к творческому наследию Аристотеля и черпали свое вдохновение его в книгах.
АРИСТОТЕЛЬ Этической проблематике посвящены три сочинения: «Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Большая этика», из которых только в отношении «Никомаховой этики» нет сомнений в подлинности авторства. В своих произведениях Аристотель предпринял глубокий и всесторонний анализ учения о добродетелях, которое он назвал этикой. Произведение «Никомахова этика», состоящее из 10 книг, является первой и по времени написания, и по своей значимости систематизацией этического знания и представляет собой своеобразную энциклопедию нравов античного общества. Считая этику составной частью политики, Аристотель полагает, что цель этих практических наук состоит в достижении человеком своего родового назначения. Начинает свое исследование Стагирит в первой книге с подробного анализа понятия «высшее благо». Деятельность человека осуществляется с какой-либо целью. Различные цели, присущие различным видам деятельности, иерархически связаны, имея на вершине иерархии главную цель («цель целей») – высшее благо. Аристотель характеризует высшее благо как эвдемонию, которая является не суммой благ, а тем, ради чего и живет человек. Философ считает, что для счастья человеку нужны полнота добродетели и полнота жизни, показывая на страницах своего сочинения, что один счастливый день не делает человека счастливым. Причем, при анализе счастья как высшего блага Аристотель ссылается на те характеристики, которые были даны предшествующими философами. В отличие от прежних представлений Аристотель представляет счастье деятельностью души, ведь хорошие качества могут и «дремать» в человеке, и только деятельность их раскрывает в поступках. Благо не есть некая самостоятельная идея, как полагал Платон. Благо, по Аристотелю, присутствует в самих поступках. Он подчеркивает, что добродетельные поступки сами есть величайшее удовольствие. Здесь необходимо сделать оговорку, что понимание слова «добродетель» в античное время отличается от современной трактовки, т.е. оно не имело такового смыслового значения, как сегодня. Добродетель означала тогда все добротное, некое высшее качество, соответствие своему назначению, по словам Аристотеля «добродетель – это наилучшее состояние». Этический анализ Аристотеля основан на том, что человек – существо разумно деятельное, и в этом его основное отличие от других живых существ. Поскольку душа человека состоит из неразумной части (растительной и вожделеющей) и разумной, постольку добродетели Аристотель делит на мыслительные (дианоэтические) и этические или нравственные. Например, к дианоэтическим добродетелям он относит мудрость и рассудительность, а щедрость, мужество и благоразумие – к этическим. В книге 2 Аристотель пишет о том, что мыслительные добродетели формируются обучением, а нравственные вырабатываются привычным поведением. Все добродетели приобретаются в течение всей жизни человека, ибо воспитание нравственного осуществляется через преодоление природного. Человек становится щедрым, преодолевая жадность, мужественным, преодолевая страх. Продолжая мысль, Аристотель выводит свое знаменитое правило середины. Мужество – середина страха и безумной отваги, щедрость – середина расточительства и скупости и т.д. Добродетель – умение находить середину двух крайностей, даже если им нет названий и ей следовать. В последующих книгах «Никомаховой этики» Аристотель детально исследует действия непроизвольные и произвольные, совершенные «по неведению» и «в неведении», в условиях ограниченного выбора. Рассматривая мотивы поступков, автор делает различия поступков сознательных, рационально взвешенных и спонтанных, непреднамеренных, случайных, аффективных и др. За принятие решений человека отвечает рассчитывающая часть души – рассудительность. Однако, верное суждение должно быть внутренне принято человеком, т.е. «стремящийся» ум и «осмысленное стремление», соединившись, приводят нравственному действию. В книгах 7-10 Аристотель анализирует помимо добродетелей человеческие пороки. Совершенный человек стремится к высшему благу, подчиняя свою жизнь этой цели, равной блаженству, отвергая пороки и крайности. И делает вывод о том, что высшей целью своей деятельности человек ставит максимальное самосовершенствование в деятельном отношении к миру. Трактат «Политика» - одно из главных произведений Аристотеля, посвященный проблемам государственного устройства. Согласно представлениям великого древнегреческого философа, целью политики, под которой он понимает управление полисом, состоит в обеспечении счастливой жизнью граждан. Главный замысел произведения заключается в теоретическом построении наилучшего государственного устройства, для воплощения которого Аристотель досконально проанализировал исторические и философские труды своих предшественников, изучил по различным источникам реально существовавшие с древнейших времен типы правления. Произведение состоит из 8 неравных по объему и не всегда содержательно связанных книг. По мнению исследователей творчества Аристотеля, объясняется это, по всей видимости, тем, что книги дорабатывались в разное время. Кроме того, в тексте встречаются обещания философа рассмотреть тот или иной вопрос подробнее ниже, но эти обещания остались невыполненными или утерянными. Книга 1 посвящена проблемам «домохозяйства». На основе теоретических размышлений философ анализирует понятие «домохозяин» в соотношении с понятием «политическая власть». Наука о домохозяйстве, по Аристотелю, предполагает 3 элемента власти: власть господина по отношению к рабам, власть отца к детям, власть мужа к жене. В книге 2 Аристотель на основе практических наблюдений и критического анализа взглядов Платона на политику описывает разные образы правления. Начав с критики представлений о наилучшем устройстве государства, изложенных Платоном в работе «Государство», Аристотель аргументирует свои возражения, делая порой довольно язвительные замечания в адрес главного героя «Государства» - Сократа. Аристотель уверен, что общая собственность, которую предлагает ввести Платон в идеальном государстве, приведет к негативным последствиям в виде разрухи, распрей, упадка хозяйства, в целом. Люди, считает Аристотель, проявляют заботу о том, что принадлежит лично им. Это касается и имущества, и собственных детей, и родителей. Он подчеркивает, что собственность должна быть общей только в относительном смысле, а в абсолютном только частной. Далее продолжается критика просчетов и нерешенных до конца практических проблем государства, изложенных Платоном в другом произведении – в «Законах». Аристотель указывает на утопичность идеального государства, неясности механизма взаимоотношений правящих и управляемых, пределов увеличения собственности и др. Книга 3 посвящена общей теории полиса и характеристике гражданина. Подробно анализируя составные части населения полиса, Аристотель разъясняет, кто из них может обладать гражданскими правами, а кто не может считаться гражданином, даже, если нужен для существования государства. К гражданам философ относит только представителей военного сословия и тех, кто наделен законосовещательной властью. В книгах 4,5,6 Аристотель подробно изучает различные типы государств, разделяя на правильные (царская власть, аристократия, полития) и неправильные (демократия, олигархия, тирания). Критерием для такого разделения является способность служить общей цели государства достижения блага для всех людей. В 7 и 8 книгах Аристотель излагает свой проект совершенной формы государства, подробно описывая условия для создания и существования такого государства: количество населения, территорию, место расположения, функции управления, воспитания граждан и др. Согласно Аристотелю, государство относится к гражданину, как душа к телу. Наилучший государственный строй тот, в котором каждый человек благоденствует в счастье и творчестве, поскольку наилучшая жизнь для каждого отдельного человека и для всего государства должна быть одной и той же. Фрагменты из трактата «Политика» публикуются по изданию: Аристотель. Сочинения в 4 томах.- М., Мысль, 1984. Т.4; С. 345-644. Фрагменты из произведения «Никомахова этика» публикуются по изданию: Аристотель. Сочинения в 4 томах. Том 4. – М., «Мысль», 1984. С. 53-293.
КНИГА ПЕРВАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому — влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать. И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах]. Способностью к чувственным восприятиям животные наделены от природы, а на почве чувственного восприятия у одних не возникает память, а у других возникает. И поэтому животные, обладающие памятью, более сообразительны и более понятливы, нежели те, у которых нет способности помнить; причем сообразительны, но не могут научиться все, кто не в состоянии слышать звуки, как, например, пчела и кое-кто еще из такого рода животных; научиться же способны те, кто помимо памяти обладает еще и слухом. Другие животные пользуются в своей жизни представлениями и воспоминаниями, а опыту причастны мало; человеческий же род пользуется в своей жизни также искусством и рассуждениями. Появляется опыт у людей благодаря памяти; а именно многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значение одного опыта. И опыт кажется почто одинаковым с наукой и искусством. А наука и искусство возникают у людей через опыт. Ибо опыт создал искусство, как говорит Пол,— и правильно говорит,— а неопытность случай. Появляется же искусство тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы. Так, например, считать, что Каллию при такой-то болезни помогло такое-то средство и оно же помогло Сократу и также в отдельности многим,— это дело опыта; а определить, что это средство при такой-то болезни помогает всем таким-то и таким-то людям одного какого-то склада (например, вялым или желчным при сильной лихорадке),— это дело искусства. В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства; мало того, мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием, но не имеет опыта. Причина этого в том, что опыт есть знание единичного, а искусство — знание общего, всякое же действие и всякое изготовление относится к единичному: ведь врачующий лечит не человека [вообще], разве лишь привходящим образом, а Каллия или Сократа или кого-то другого из тех, кто носит какое-то имя,— для кого быть человеком есть нечто привходящее. Поэтому если кто обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то он часто ошибается в лечении, ибо лечить приходится единичное. Но все же мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрыми, чем имеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет. В самом деле, имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «почему», т. е. знают причину. Поэтому мы и наставников в каждом деле почитаем больше, полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается. А ремесленники подобны некоторым неодушевленным предметам: хотя они и делают то или другое, но делают это, сами того не зная (как, например, огонь, который жжет); неодушевленные предметы в каждом таком случае действуют в силу своей природы, а ремесленники — по привычке>. Таким образом, наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому, что они обладают отвлеченным знанием и знают причины. Вообще признак знатока — способность научить, а потому мы считаем, что искусство в большей мере знание, нежели опыт, ибо владеющие искусством способны научить, а имеющие опыт не способны. Далее, ни одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью, хотя они и дают важнейшие знания о единичном, но они ни относительно чего не указывают «почему», например почему огонь горяч, а указывают лишь, что он горяч. Естественно поэтому, что тот, кто сверх обычных чувственных восприятий первый изобрел какое-то искусство, вызвал у людей удивление не только из-за какой-то пользы его изобретения, но и как человек мудрый и превосходящий других. А после того как было открыто больше искусств, одни — для удовлетворения необходимых потребностей, другие — для времяпрепровождения, изобретателей последних мы всегда считаем более мудрыми, нежели изобретателей первых, так как их знания были обращены не на получение выгоды. Поэтому, когда все такие искусства были созданы, тогда были приобретены знания не для удовольствия и не для удовлетворения необходимых потребностей, и прежде всего в тех местностях, где люди имели досуг. Поэтому математические искусства были созданы прежде всего в Египте, ибо там было предоставлено жрецам время для досуга. В «Этике» уже было сказано, в чем разница между искусством, наукой и всем остальным, относящимся к тому же роду; а цель рассуждения — показать теперь, что так называемая мудрость, по общему мнению, занимается первыми причинами и началами. Поэтому, как уже было сказано ранее, человек, имеющий опыт, считается более мудрым, нежели те, кто имеет [лишь] чувственные восприятия, а владеющий искусством — более мудрым, нежели имеющий опыт, наставник — более мудрым, нежели ремесленник, а науки об умозрительном выше искусств творения. Таким образом, ясно, что мудрость есть наука об определенных причинах и началах.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Так как мы ищем именно эту науку, то следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь больше ясности. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека [ведь воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, и, [в-четвертых], что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы, а [в-пятых], та, которая главенствует, — в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему — тот, кто менее мудр. Вот каковы мнения и вот сколько мы их имеем о мудрости и мудрых. Из указанного здесь знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа [предпосылок], более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления [например, арифметика более строга, чем геометрия). Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, — та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще — наилучшее. Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости] необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины: ведь и благо, и "то, ради чего" есть один из видов причин. А что это не искусство творения, объяснили уже первые философы. Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почто все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя. Date: 2016-11-17; view: 294; Нарушение авторских прав |