Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементарные формы социальных связей





Функционирование социальной системы осуществляется благодаря определенной связи между ее элементами. В качестве таковой выступают социальные связи. Социальные связи – это «совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других, их воздействия друг на друга», это комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости я развитию. Как указывает Я.Щепаньский, социальная связь это не просто совокупность разного рода отношений и зависимостей, она представляет собой «организованную систему отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию» индивида, оно объективно. Их установление обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей.

Разные виды контактов (пространственный, психический, социальный), социальное действие, социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный контроль, социальные организации и социальные институты – выступают, с одной стороны, как компоненты социальной связи, а с другой стороны, с некоторой долей условности, как этапы ее формирования. Вслед за Я.Щепаньским проанализируем существующие социальные связи и рассмотрим, что же происходит между индивидами, людьми, как возникают между ними связи и зависимости, соединяющие их в устойчивые объединения. Описание связей будет дано в «препарированном» виде, Т.е. поочередно рассмотрим отдельные элементы социальной связи, которые в реальной жизни выступают в единой системе.

 

Контакты

Различают следующие виды контактов: пространственный, психический и социальный контакт.

Пространственный контакт. Любые отношения между людьми начинаются с какого-либо соприкосновения в пространстве, Т.е. происходит взаимное наблюдение индивидов, в результате чего выясняется, обладает ли один из них теми чертами и свойствами, которые могут заинтересовать другого. Пространственный контакт бывает непосредственный и опосредованный. Непосредственный – когда наблюдение и встреча двух индивидов осуществляется непосредственно, а опосредованный, когда, например, рабочий ищет себе работу и, читая объявления, выясняет, подходит ли ему предлагаемая работа или нет.

Итак, первым условием и элементом возникновения социальной связи является непосредственный или опосредованный контакт в пространстве и времени, благодаря которому происходит взаимное наблюдение имеющихся у индивидов черт. Конечно, не все пространственные контакты приводят к социальной связи. Каждый день мы встречаемся в метро, автобусе, на улицах, в магазинах с большим количеством людей, с которыми нас ничто не будет связывать в будущем, но в то же время данные контакты, позволяющие наблюдать, какими чертами обладает другой индивид, делают возможным появление следующих этапов контакта.

Психический контакт. Первым элементом психического контакта является заинтересованность. Эта заинтересованность возникает на основе уже существующих потребностей наблюдающего. То есть после того, как индивид уяснил, что какие-то черты другого индивида могут каким-либо способом удовлетворить его потребности (биологические, экономические, культурные и т.д.).

Заинтересованность может быть взаимной и односторонней. Например, молодой человек увидел в метро такую девушку, которая отвечает всем его потребностям и которую он давно искал и с которой хотел бы связать свою жизнь. Девушка, в свою очередь, осознает заинтересованность, какую она пробудила у юноши, и взаимно оценивает его на предмет обладания им соответствующих ее потребностям черт. Такая взаимная заинтересованность ведет к элементарному психическому контакту.

Сам по себе психический контакт не создает еще никакой связи, он является лишь условием и обязательным элементом для появления устойчивой связи, отношений между людьми.

Социальный контакт. Психический контакт может перерасти в социальный контакт. Социальный контакт – это определенная система, в которую входят: минимум Два лица, какая-нибудь ценность, являющаяся основой контакта, и какие-нибудь взаимодействия по поводу этой ценности.

Он происходит, если два индивида встречаются и начинают взаимодействовать для того, чтобы достичь обмена ценностями, в качестве которых могут выступать как вежливые слова, так и какие-либо предметы или ситуация, имеющие особое значение для обоих.

Простейший пример социального контакта – покупка газет. Сначала устанавливается пространственный контакт – вы выясняете есть ли интересующая вас газета, затем психический контакт – выясняете готовность продавца продать, Т.е. наблюдаете за его заинтересованностью вами как покупателем, и в конечном результате на основе всего этого происходит социальный контакт – вы покупаете газету.

В зависимости от частоты и продолжительности существования контакты могут быть временными (мимолетными, преходящими) и устойчивыми (прочными).

В зависимости от того, кто заинтересован в контакте, контакты могут быть также формальными и неформальными. Формальные – если заинтересованность, которая привела к контакту, основана на потребностях коллектива, если она возникла в процессе реализации институци-онализированных интересов, а неформальные основана на индивидуальных потребностях лица.

В зависимости от того, что лежит в основе заинтересованности, различают личностные и предметные контакты. Личностные выражают заинтересованность личностными чертами или положением партнера, а предметные – заинтересованность каким-то предметом, который имеется у партнера.

В зависимости от характера общения личностей, между которыми возникла социальная связь, социальные контакты могут быть непосредственными (прямыми) и опосредованными. Непосредственные это контакты, устанавливаемые визуально, а опосредованные через различные средства коммуникации (письмо, радио, телевидение и др.).

Перечисленные контакты могут складываться в различные комбинации, например, непосредственные предметные устойчивые контакты – это покупка каждое утро газеты у одного и того же продавца.

Необходимо подчеркнуть, что личностные контакты являются важным фактором общественной жизни. Если непосредственные постоянные личные контакты отсутствуют, то это ведет к изоляции от общества и одиночеству. Одиночество, ограничение социальных контактов только предметными лежат в основе многих отрицательных явлений современного общества и приводят к серьезным нарушениям психики личности.

 

Социальные действия

Социальные действия это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Основой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реакции индивида или группы, изменить их поведение.

Итак, социальные действия – это такие действия, цель которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общностей. Уже М.Вебер подчеркивал, что не все действия людей представляют собой социальные действия, так как достижение далеко не всякой цели предполагает ориентацию на других людей. По этому поводу в своей работе «Основные социологические понятия» он писал: «Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грядущей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей». Таким образом, по М.Веберу, социальное действие представляет собой синтез двух необходимых моментов: а) субъективная мотивация действия индивида или группы; 6) ориентация на поведение (прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем) других.

Любое социальное действие представляет из себя систему, в которой можно выделить следующие элементы:

- субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;

- объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

- средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;

- результат действия – ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение – это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие – это только некоторые виды поведения. Социальные действия – это всегда преднамеренные комплексы поступков, связанные с выбором средств и направленные на достижение определенной цели – изменение поведения, установок или мнений других индивидов или групп. При этом социальные действия направлены на такое изменение чужого поведения и установок, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Социальное действие, по мнению М.Вебера, занимает центральное место в содержании социологии как науки. Он пишет: «Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально[12] объяснить его процесс и воздействие». М.Вебер, в зависимости от степени участия сознательных, рациональных элементов в социальном действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие. Для целерационального действия характерно ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффективны. При этом им заранее анализируются все возможные положительные и отрицательные, ответные реакции со стороны объекта воздействия, находится разумное сочетание личной цели и социальной. «Целерационально действует тот индивид, – отмечает М.Вебер, – чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам.., то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно», Т.е. не на основе той или иной традиции, привычки. Наиболее массовыми в реальной жизни являются ценностно- рациональные действия. В отличие от целерациональных действий, в основе которых лежит рационально понятая цель, в ценностно-рациональных действиях Бездействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (например, долг перед родителями, перед Отечеством и т.д.). Такие действия, как считает М.Вебер, подчинены «заповедям» или «требованиям», повиновение которым – долг каждого человека. В данном случае воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям. Традиционное действие это традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления. Данное действие осуществляется на основе глубоко усвоенных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных. Аффективное действие это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратковременного, но интенсивно бурного эмоционального состояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель (например, во время гнева, ужаса). В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, Т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэтому, по мнению М.Вебера, они не являются социальными в строгом смысле слова.

В зависимости от содержания действия подразделяют на репродуктивные действия, социальное отрицание и социальное творчество. Репродуктивные действия действия, главная цель которых заключается в сохранении и поддержании нормального функционирования конкретного социального института (социальный контроль, следование традиции, укрепление трудовой дисциплины и т.д.). Социальное отрицание действия, направленные на упразднение каких-то элементов общественной жизни (критика существующих недостатков, преодоление различных форм девиантного поведения и т.д.). Социальное творчество – действия, направленные на созидание новых форм социальных отношений и развитие общественного сознания (изобретательская и рационализаторская деятельность, совершенствование нравственно-психологического климата в трудовых коллективах и т.д.).

В зависимости от способа достижения желаемого все действия, направленные на изменение поведения людей, также можно разделить на два вида: негативное принуждение и позитивное убеждение. Негативное принуждение чаще всего проявляется в виде приказов и запрещений нежелательного поведения. Позитивное убеждение основывается на действии таких средств, которые вызывают желательное поведение индивида или группы без применения угроз и репрессий.

Существуют и другие способы классификации социальных действий. Так, Ф.Знанецкий все типы социальных действий делит на две группы: приспособления и оппозиции. К первой группе он относит все действия, которые приводят к желаемому поведению индивида или группы без использования угроз, направленных на ценности или возможности индивида. Ко второй группе – все действия, которые сопровождаются угрозами и репрессиями. Существуют и такие группы поведения. которые свойственны обеим группам, немногочисленны. В первом случае изменения чужого поведения добиваются с помощью просьбы, приглашения, подражания целенаправленным воспитанием, а также подчинением (иногда даже намеренным) в процессе выполнения действия. Это общие типы действия, используемые во всех обществах для достижения желаемого изменения поведения без применения угроз и репрессий по отношению к индивиду или объекту действия.

Для изменения чужого поведения и установок при помощи угроз свойственны и другие типы поведения. К ним Ф.Знанецкий причисляет, во-первых, противопоставление себя другим; во-вторых, репрессии и бунт как естественные реакции на всякое насилие, агрессию, приобретающую разные виды; в-третьих, враждебность, проявляющуюся в разных формах: от нежелания сотрудничать до сопротивления. Средним между аккомодацией[13] и оппозицией выступает, по его мнению, эгоистический компромисс.

Изучение социальных действий – очень важная задача, стоящая перед социологами, так как благодаря им осуществляется функционирование индивидов и групп и функционирование социальной связи. Большой вклад в исследование проблем социального действия внесли такие крупные социологи, как Э.Дюркгейм, Т.Парсонс («Структура социального действия», «К общей теории действия») и др.

Социальное действие необходимо отличать от социального взаимодействия. При этом следует также помнить, что не все социальные действия в конечном итоге приводят к социальному взаимодействию.

 

Date: 2016-11-17; view: 242; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию