Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство англосаксонских королевств





Правда короля Этельберта3

Публикуется по: Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1961. Т. I. Раннее Средневековье. С. 590—593

Вот законы, которые король Этельберт установил в дни Ав­густина4.

1. [Кража] имущества Бога и церкви карается двенадцати­кратным возмещением; [кража] имущества епископа — одиннад-

1 То есть не получает его обратно в качестве прекарного держания.

2 Из Геристальского капитулярия 779 г. (лангобардская версия).

3 Во второй половине VI в. король англосаксонского королевства Кент Этельберт (560 — 616 гг.), одержав победу над королевством Эс­секс, сблизился с франками, благодаря которым было воспринято хрис­тианство и, вероятно, отдельные установления варварских правд. «Правда Этельберта» состояла из 91 статьи, из которых более 40 были посвяще­ны наказаниям за причинение увечий. Этот сборник главным образом обыч­но-правовых предписаний приобрел большой авторитет, чему способство­вала сама деятельность популярного короля Этельберта, а также подкреп­ление его положений божественными и апостольскими велениями.

4 Христианский миссионер, посланный Папой Григорием I в Анг­лию с целью ее христианизации. Августину удалось убедить короля


цатикратным; имущества священника — девятикратным; диако­на — шестикратным; клирика — трехкратным. [Нарушение] церковного мира [должно быть возмещено] двукратным возме­щением, мира в народном собрании — вдвое.

2. Когда король призывает к себе своих людей и кто-нибудь причинит им в это время зло, [виновный] должен возместить вдвойне и [уплатить] королю 50 шиллингов.

3. Если король пирует в чьем-нибудь доме и там в это время кто-либо совершит преступление, [виновный должен] уплатить двойное возмещение [против обычного].

4. Если свободный человек украдет у короля, должен возме­стить в девятикратном размере.

5. Если кто-нибудь убьет человека в королевском владении, пусть уплатит 50 шиллингов.

6. Если кто-нибудь убьет свободного человека, должен упла­тить королю 50 шиллингов в качестве возмещения господину.

7. Если будут убиты королевский кузнец или посыльный, следует возместить уплатой среднего вергельда1.

8. [Нарушение] королевского покровительства [возмещается уплатой] 50 шиллингов.

9. Если свободный человек украдет у свободного, должен возместить втрое, а король получит штраф и все его имущество.

10. Если какой-нибудь человек изнасилует королевскую де­вушку [рабыню], пусть уплатит [королю] 50 шиллингов.

11. Если это рабыня, приставленная молоть [зерно], он упла­тит 25 шиллингов. Если она [принадлежит к] третьему [разря­ду] — 12 шиллингов2.

12. [За убийство] королевского нахлебника [следует] упла­тить 20 шиллингов.

13. Если кто-нибудь убьет человека во владении эрла, дол­жен уплатить [владельцу] 12 шиллингов.

14. Если какой-нибудь человек изнасилует служанку эрла, пусть уплатит 12 шиллингов.

Этельберта перейти в католицизм, после чего в Кенте началось беспо­щадное искоренение язычества, нашедшее свое отражение в кентских судебниках.

' Речь идет об убийстве королевского слуги, который, возможно, был несвободным, но благодаря своей службе у короля получил право на средний вергельд, т. е. наиболее распространенный вергельд сво­бодного человека (ср. титул 21).

2 Рабыни делились на несколько категорий (ср. титул 16).


15. [Нарушение] покровительства, оказываемого кэрлом, [ка­рается уплатой] шести шиллингов.

16. Если кто-либо изнасилует служанку кэрла, пусть уплатит возмещение в шесть шиллингов; за изнасилование второй [по ценности] рабыни — 50 сцетт1; третьей — 30 сцетт.

17. Если какой-нибудь человек вторгнется силой в чей-либо двор, он должен уплатить [хозяину] возмещение в шесть шил­лингов; тот, кто войдет вслед за ним, уплатит три шиллинга, каждый следующий — один шиллинг.

18. Если кто-нибудь снабдит другого человека оружием там, где происходит стычка, однако тот не совершит при этом пре­ступления, пусть уплатит шесть шиллингов.

19. Если же при этом будет учинен разбой, должен уплатить шесть шиллингов.

20. Но если там будет убит человек, то [давший оружие] уплатит 20 шиллингов.

21. Если кто-нибудь убьет человека, должен уплатить сред­ний вергельд в 100 шиллингов.

22. Если кто-нибудь убьет человека, должен уплатить при открытой могиле 20 шиллингов и в течение 40 ночей возместить весь [остальной] вергельд.

23. Если убийца покинет страну, то пусть его родственники уплатят половину вергельда.

24. Если кто-либо свяжет свободного человека, должен упла­тить 20 шиллингов.


25. Если какой-нибудь человек убьет нахлебника кэрла, пусть уплатит возмещение в шесть шиллингов.

26. Если убьют лэта2, следует возместить за первого [по раз­ряду] 80 шиллингов; если убьют [лэта] второго [разряда] — 60 шиллингов, за третьего пусть уплатят 40 шиллингов.

27. Если свободный человек сломает ограду, пусть уплатит [хозяину двора] шесть шиллингов.

28. Если он внутри [ограды] возьмет имущество [скот (?)], он должен дать тройное возмещение.

29. Если свободный человек войдет в ограду [чужого двора], должен уплатить четыре шиллинга.

1 В Кенте 20 сцетт составляли один шиллинг.

2 Это единственное упоминание о лэтах. Судя по размерам вергель­да лэта и исходя из аналогии с континентальными литами, можно предположить, что лэты представляли собой полусвободных людей.


30. Если какой-нибудь человек убьет другого, должен за­платить из собственных средств и исправным имуществом.

31. Если свободный человек будет уличен в преступной связи с женой свободного, он должен уплатить свой [его (?)] вергельд и на свой счет достать ему другую жену и привести ее к нему.

32. Если кто-нибудь проткнет домашний щит [щит, висящий над входом жилища], должен уплатить цену [испорченного]1.

...73. Если свободная женщина, носящая локоны, совершит бесчестящий ее поступок, должна уплатить 30 шиллингов.

74. За ранение, нанесенное девушке, [следует давать] такое же возмещение, как и за [ранение] свободного мужчины.

75. Плата за нарушение мунда [покровительства], под ко­торым находится знатная вдова из рода эрла, равняется 50 шил­лингам.

75.1. Плата за нарушение мунда второй [по разряду вдовы] — 20 шиллингов, третьей — 12 шиллингов, четвертой — шесть шиллингов.

76. Если кто-нибудь похитит чужую вдову, [не находящуюся под его опекой], должен уплатить [за нарушение] по­кровительства вдвое.

77. Если какой-нибудь человек покупает [берет замуж] де­вушку, должен быть уплачен выкуп, если не возникает спора.

77.1. Если же возникнет спор, то он обязан вернуть ее обрат­но домой, а ему должны возвратить его выкуп.

78. Если она родит живого ребенка, то должна получить половину имущества2, в случае если муж умрет прежде нее.

79. Если она желает уйти [выделиться из хозяйства мужа] с детьми, она получит половину имущества.

80. Но если супруг хочет оставить [детей] при себе3, [она получит] такую же часть [имущества], какая полагается каж­дому ребенку.

81. Если же она не родила детей, то пусть отцовская родня получит имущество и утренний дар.

1 Далее в титулах 33 — 72 дается подробный перечень возмещений за различные членовредительства.

2 Имеется в виду движимое имущество.

3 В данном титуле, а возможно, и в предыдущем речь идет о разво­де супругов.


82. Если кто-нибудь силой возьмет девушку, [должен упла­тить] 50 шиллингов владельцу1 [в качестве компенсации] и за­тем выкупить ее у владельца.

83. Если она [уже была] помолвлена с другим человеком, [причем был уплачен] выкуп, он должен уплатить 20 шиллингов.

84. Если произойдет возвращение похищенной девушки, [он должен уплатить ее владельцу (опекуну?)] 35 шиллингов и ко­ролю — 15 шиллингов.

85. Если какой-нибудь человек сойдется с женою эсна (esne)2 при жизни ее супруга, должен возместить вдвое.


86. Если эсн убьет другого [эсна] без вины, должен уплатить полную [его] цену.

87. Если у эсна будет выбит глаз и отрублена нога, [виновный должен] уплатить возмещение в размере полной его цены.

88. Если кто-нибудь свяжет чужого эсна, пусть уплатит шесть шиллингов.

89. Похищение раба (theow) [карается уплатой] трех шил­лингов.

90. Если раб украдет, пусть возместит вдвое.

Правда короля Альфреда3

Публикуется по: Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1961. Т. I. Раннее Средневековье. С. 608—615

Вступление. 49.9. Ныне я, король Альфред, собрал эти [за­коны], приказал записать многие из тех, которых придержива­лись наши предшественники и которые понравились мне, и мно­гие из тех, которые мне не понравились, я отверг по совету моих мудрых, а прочие приказал выполнять; далее, не решился я

1 Издатель англосаксонских правд Ф. Либерман полагает: «Опеку­ну свободной девушки, похищенной с целью взять ее в жены». Другое возможное толкование этого титула: кража рабыни у ее собственника.

2 Одна из категорий несвободных людей в Кенте.

3 Правда (Судебник) короля Альфреда Великого (871 — 901 гг.), действовавшая, в отличие от предшествующих законов, во всех англо­саксонских королевствах, состояла из 49 статей вступления и 77 статей основного текста. При этом Правда уэссекского короля Инэ (688— 726гг.), появившаяся около 690 г., снова была записана при короле Альфреде уже в качестве части, присоединенной к его Судебнику.


предать записи большое количество собственных своих [поста­новлений], ибо неизвестно мне, придутся ли они по душе тем, кто будет после нас. Те же, которые я нашел, [относятся] либо ко времени Инэ, моего родственника, либо Оффы, короля Мер-сии1, либо Этельберта, впервые принявшего крещение в народе англов; из этих [законов] собрал я здесь те, которые кажутся мне наиболее справедливыми, а прочее я опустил.

1. Прежде всего мы учим, что более всего необходимо, чтобы каждый осмотрительно употреблял свою присягу и свое закон­ным образом данное обещание.

2. Если кто-нибудь, совершив какое-либо преступление, ищет убежище в церкви, которая получает королевское содержание2, или в другом свободном от обложения монастыре почетного по­ложения, то он имеет право в течение трех ночей скрываться [там] при условии, что он хочет примириться [с преследователем].

2.1. Если его в течение этого срока убьют, или закуют в око­вы, или ранят, то [виновные должны] уплатить за это, согласно закону, как вергельд, так и штраф, а монастырь получит 120 шиллингов в качестве возмещения за нарушение церковного мира. И не получат [за это] своего [возмещения, которое бежав­ший должен был дать преследователю].

3. Если кто-нибудь нарушит [предоставленное] королем по­ручительство, то должен возместить ущерб [истцу], как поста­новит суд, и за нарушение этого покровительства пусть уплатит [королю] пять фунтов пенни чистого [серебра]. Нарушение по­ручительства, [предоставленного] архиепископом, или его охра­ны возместить тремя фунтами. Нарушение поручительства, [пре­доставленного] другим епископом или элдорменом, или [его] ох­раны возместить уплатой двух фунтов.


4. Если кто-нибудь злоумышляет против жизни короля лич­но сам или посредством предоставления убежища изгнаннику или одному из его людей, то он возместит своей жизнью и всем, чем он владеет.

4.1. Если он хочет очиститься присягой, пусть он сделает это посредством [присяги, равной] королевскому вергельду.

1 Мерсийский король Оффа правил в 757—796 гг. Упоминаемые Альфредом законы Оффы не сохранились.

2 Англосаксонские короли жаловали духовенству право сбора с от­дельных населенных пунктов податей и кормления.


4.2. Также постановляем мы обо всех сословиях, как кэрлах, так и эрлах: кто покушается на жизнь своего господина, тот по­платится за это своей жизнью и всем, чем он владеет, или очис­тится клятвой в соответствии с вергельдом своего господина.

5. Также устанавливаем мы каждой церкви, которую освятил епископ, следующую защиту мира: если ее достигнет преследу­емый местью пеший или конный человек, никто не может выве­сти его оттуда в течение семи ночей. Если же, однако, это кто-нибудь сделает, то будет повинен [возмещением за нарушение] королевской защиты и церковного мира и подвергнется еще более [тяжкому наказанию], если он совершит большее [ибо тот [преследуемый] до голода1 [семь ночей] может [там] жить] при условии, что он [преследуемый] сам не будет сражаться [на тер­ритории церкви].

5.2. Должен наблюдать старший церкви, чтобы никто тому человеку в течение этого срока не давал пищи.

5.3. Если он сам захочет отдать оружие своим преследова­телям, то они должны хранить его 30 ночей и сообщить о нем его родным.

5.4. Дальше о церковной привилегии: если кто-нибудь укро­ется в церкви из-за такого преступления, о котором раньше не было известно, и там покается в нем во имя Бога, то да простит­ся ему половина.

5.5. Кто совершит кражу в воскресенье, или на Рождество, или на Пасху, или в святой четверг Вознесения, то мы желаем, чтобы он уплатил двойное возмещение [против обычного], рав­ным образом и в весенний пост.

6. Если кто-нибудь украдет что-либо в церкви, то пусть упла­тит он за это однократное возмещение и штраф, соответ­ствующий этому возмещению, и пусть у него будет отрублена рука, которой он совершил эту [кражу].

6.1. Если он хочет спасти руку и ему это будет разрешено, пусть он уплатит [за нее столько], сколько надлежит согласно его вергельду.

7. Если кто-нибудь будет сражаться в королевском доме или обнажит свое оружие и его арестуют, то от воли короля зависят его смерть или жизнь, если он захочет ему простить.

7.1. Если он убежит и его потом поймают, то он должен выкупиться своим вергельдом и уплатить возмещение за со-

1 Предоставляющий убежище не должен был кормить беглеца.


вершенное преступление в размере вергельда [убитого], а также штраф, полагающийся за его преступление.

8. Если кто-нибудь увезет из монастыря монахиню без разре­шения короля или епископа, то должен уплатить 120 шиллин­гов, [из них] половину королю, половину епископу и господину церкви, который обладает [по отношению к] этой монахине [пра­вами покровительства].

8.1. Если она переживет того, кто ее увез, то она ничего не получит из его наследства.

8.2. Если же она родит детей, то они получат из наследства не больше, чем мать.

8.3. Если кто-нибудь убьет ее ребенка, то пусть уплатит ко­ролю долю материнской родни; а отцовской родне даст ее часть.

9. Если кто-либо убьет женщину в то время, когда она носит в себе ребенка, то пусть он уплатит за женщину [ее] полный вергельд, а за ребенка половинное возмещение согласно вер-гельду отцовского рода.

9.1. Всякий раз, когда штраф составляет 60 шиллингов, [уп­лачиваемое при этом] возмещение должно равняться 30 шил­лингам; в тех случаях, когда возмещение возрастает, штраф должен составлять 120 шиллингов.

9.2. Раньше за кражу золота, пчел, конокрадство и за многие другие [преступления уплачивались] штрафы большие, чем за другие; теперь же за все [преступления] штрафы одинаковы, исключая кражу людей, [за которую следует платить] 120 шил­лингов.

10. Если кто-нибудь совершит прелюбодеяние с женой че­ловека, защищенного вергельдом в 1200 шиллингов, должен уплатить этому человеку 120 шиллингов; человеку с вергельдом в 600 шиллингов пусть уплатит 100 шиллингов; кэрлу1 он дол­жен уплатить 40 шиллингов.

12. Если кто-нибудь сожжет чужой лес без разрешения его [владельца] или срубит [деревья], то должен уплатить за каж­дое большое дерево пять шиллингов и затем за каждое, сколько их там ни будет, пять шиллингов и 30 шиллингов штрафа.

13. Если один человек неумышленно убьет другого во время общей работы [ударом дерева при его падении], то [собственник] должен выдать дерево родным [погибшего], и они должны его в

1 Кэрлы были защищены вергельдом в 200 шиллингов.


течение 30 ночей увезти из страны, в противном случае тот, кто владеет лесом, должен взять его обратно.

15. Если кто-нибудь затеет драку или обнажит оружие в присутствии архиепископа, то должен возместить [ему] уплатой 150 шиллингов; если это произойдет в присутствии другого епис­копа или элдормена, он должен возместить уплатой 100 шил­лингов.

16. Если кто-либо украдет корову или кобылу и прогонит жеребенка или теленка, то должен возместить уплатой [одного] шиллинга и [уплатить за] маток согласно их цене.

18.1. Если обрученная девушка совершит прелюбодеяние, то она должна возместить, если она из кэрлов, поручителю, при­сутствовавшему [при обручении], 60 шиллингов, и это [возме­щение] может состоять из животных [и] вещей, но не следует передавать при этом раба.

18.2. Если она из людей с вергельдом в 600 шиллингов, то должна уплатить этому поручителю 100 шиллингов.

18.3. Если она из людей с вергельдом в 1200 шиллингов, то должна уплатить поручителю возмещение в 120 шиллингов.

19. Если кто-либо даст другому свое оружие, чтобы он убил с его помощью человека, то могут они, если хотят, соединиться для [уплаты] вергельда.

19.1. Если они не соединятся, пусть уплатит тот, кто ссудил оружие, У3 вергельда и У3 штрафа.

19.2. Если он хочет очиститься посредством клятвы, что он не замышлял никакого зла, когда ссужал [оружие], то может это сделать.

24. Если какое-нибудь рогатое животное ранит человека, то [владелец] должен выдать его или уплатить за него возмещение.

25. Если кто-нибудь изнасилует рабыню кэрла, то пусть он возместит кэрлу пять шиллингов и [кроме того, уплатит коро­лю] 60 шиллингов штрафа.

25.1. Если раб изнасилует рабыню, то в наказание он должен быть кастрирован.

27. Если человек, не имеющий родственников со стороны отца, затеет драку и убьет кого-нибудь, то, если он имеет род­ственников со стороны матери, пусть эти последние уплатят [за него] У3 вергельда и У3 — товарищи из гильдии1; взамен [упла­ты остающейся] трети он должен бежать прочь.

1 В защитные гильдии объединялись прежде всего люди, лишенные поддержки рода.


27.1. Если он не имеет родственников со стороны матери, должны товарищи уплатить половину, а вместо [уплаты другой] половины он убежит.

28. Если кто-нибудь убьет такого человека, который не имеет никакой родни, то [убийца должен] уплатить половину [возме­щения] королю, [другую] половину товарищам [убитого].

29. Если какая-нибудь шайка убьет невиновного человека с вергельдом в 200 шиллингов, то тот, кто признается в совер­шении убийства, должен уплатить вергельд и штраф, и каждый человек из тех, которые были там, на дороге, должен уплатить 30 шиллингов в качестве штрафа за участие в шайке.

30. Если [убитый] был человеком с вергельдом в 600 шил­лингов, то каждый участник шайки должен уплатить 60 шил­лингов, а убийца пусть уплатит вергельд и полный штраф.

31. Если [убитый] был человеком с вергельдом в 1200 шил­лингов, то каждый из них должен уплатить 120 шиллингов, а убийца — вергельд и штраф.

34. Далее постановлено о купцах: людей, которых они с со­бою привозят, они должны представить на народном собрании, королевскому управляющему и сообщить, сколько их; они мо­гут брать с собою столько людей, сколько они впоследствии смогут представить на суде в народном собрании; и, если им будет необходимо иметь в их поездке при себе больше людей, пусть каждый раз сообщат, когда [это] им будет нужно, коро­левскому управляющему с ведома народного собрания.

35. Если кто-нибудь свяжет ни в чем не повинного кэрла, он должен уплатить в качестве возмещения 10 шиллингов.

35.1. Если кто-нибудь подвергнет его бичеванию, пусть воз­местит уплатой 20 шиллингов.

35.2. Если он поместит его в тюрьму, должен возместить уплатой 30 шиллингов.

35.3. Если он его на позор острижет, пусть уплатит 10 шил­лингов.

35.4. Если он его, не связывая, пострижет в священники, пусть уплатит 30 шиллингов.

35.5. Если он [ему] отрежет бороду, пусть уплатит 20 шил­лингов.

35.6. Если он его свяжет и затем пострижет в священники, пусть уплатит 60 шиллингов.


37. Если кто-нибудь из одного селения (boldgetael) захочет искать себе господина в другом селении, то пусть он совершит это с ведома того элдормена, которому он до сих пор был под­чинен в его шайре1.

37.1. Если он сделает это без его ведома, то [господин], ко­торый его принял в состав своей челяди, должен будет уплатить 120 шиллингов штрафа; пусть он уплатит королю половину в шайре, в котором тот до этого находился в подчинении, и поло­вину в том, куда он пришел.

37.2. Если там, где он находился прежде, он совершил ка­кой-либо проступок, то пусть это возместит тот, кто его принял теперь к себе в люди, а королю пусть уплатит штраф в 120 шиллингов.

38. Если кто-нибудь затеет драку в присутствии королевского элдормена в [судебном] собрании, пусть возместит уплатой вер­гельда [противоположной стороне] и [уплатит] штраф, как это следует, и перед этим элдормену 120 шиллингов в качестве штра­фа [за нарушение порядка в собрании].

38.1. Если он учинит беспорядок в народном собрании, обна­жив оружие, то должен уплатить элдормену 120 шиллингов штрафа.

38.2. Если подобное [правонарушение] произойдет в присут­ствии представителя королевского элдормена или королевского священника, то [виновный] должен уплатить 30 шиллингов в качестве штрафа.

39. Если кто-либо устроит драку в доме кэрла, пусть он уп­латит кэрлу шесть шиллингов.

39.1. Если он обнажит оружие, но драки не произойдет, пусть уплатит половину [возмещения].

39.2. Если что-либо подобное будет причинено человеку с вергельдом в 600 шиллингов, то пусть [возмещение] возрастет втрое по сравнению с возмещением кэрла; для человека с вер­гельдом в 1200 шиллингов — вдвое по сравнению с возмеще­нием человека с вергельдом в 600 шиллингов.

40. [Возмещение за] вторжение в бург короля равно 120 шил­лингам, архиепископа — 90 шиллингам; другого епископа и эл­дормена — 60 шиллингам; человека с вергельдом в 1200 шил­лингов — 30 шиллингам; человека с вергельдом в 600 шиллин­


гов — 15 шиллингам, [возмещение за] вторжение в ограду кэр­ла — пяти шиллингам.

40.1. Если что-либо подобное случится в то время, когда войско выступило в поход, или во время весеннего поста, даст за это двойное возмещение.

41. Если какой-либо человек имеет бокленд1, который ему оставили его сородичи, то мы постановляем, что он не должен его отчуждать из своего рода, если существует грамота или сви­детельство, что таково есть запрещение [со стороны] тех лиц, которые первоначально его приобрели, и тех, которые его ему передали, а именно, что он его не должен [отчуждать]; и пусть тот, [кто оспаривает это отчуждение], докажет это в присутствии короля2 и епископа перед его родными.

42.5. Также мы постановляем, что нужно сражаться на сто­роне своего господина, [не навлекая на себя] мести, если кто-нибудь сражается против этого господина; также должен госпо­дин сражаться на стороне [своего] человека.

42.6. Таким же образом следует сражаться вместе со своим родственником, если кто-нибудь на него незаконно нападет; за­прещено [сражаться] против своего господина; последнего мы не разрешаем.

42.7. И всякий человек, не опасаясь мести, может сражаться, если он застанет другого со своей женою за закрытыми дверьми или под одеялом, или со своей в браке рожденной дочерью, или со своей в браке рожденной сестрой, или со своей матерью, с которой его отец был обвенчан как с женой.

43. У всех свободных людей должны быть свободны [от ра­боты] следующие дни [однако не для рабов и эснов]: 12 дней на Рождество, и день, когда Христос одолел дьявола, и годовщина св. Григория, и семь дней до Пасхи, и семь дней после нее, и день св. Петра и св. Павла, и осенью вся неделя перед св. Ма­рией, и в честь всех святых один день и четыре среды в четыре поста должны быть даны всем несвободным людям для того, чтобы тому, кто им наиболее дорог, что-нибудь дать из того, что им кто-нибудь подаст во имя Бога, либо из того, что они смогут заработать в немногие [свободные] минуты.

1 Земля, полученная по грамоте, т. е. земельная собственность, ко­торую жаловали короли.

2 Судебные дела, касавшиеся владения боклендом и его владель­цев, разбирались в королевском суде.


Законы короля Кнута1

Публикуется по: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В. М. Корецкого. М., 1961. С. 85-90

II. Законы светские

1. Первое, чего я желаю, — это, чтобы вводились хорошие законы и усердно уничтожалось всякое беззаконие и чтобы вся­кая несправедливость выкорчевывалась и искоренялась, как только возможно, в этой стране. И пусть установится правда Божья, и пусть отныне каждый, бедный и богатый, будет под защитой народного права, и да судят их по справедливости.

4. И мы предписываем, чтобы принялись заботливо очищать страну во всех концах и оставили всяческие преступные деяния; и если будут пойманы ведьмы или волхвы, убийцы или блудни­цы, то пусть их усердно изгоняют из этой страны или совершен­но уничтожают в ее пределах, разве только они отстанут [от своих дел] и пожелают наисурово искупить их.

8.1. И кто отныне будет делать фальшивые монеты, тот да потеряет руку, которою он производил подделку, и ему не по­зволено будет выкупить ее ничем: ни золотом, ни серебром...

12. Вот прерогативы, которые имеет король перед всеми людьми в Уэссексе: объявление [человека] вне закона, вторже­ние в жилище, установление застав на дорогах, прием беглецов и сбор народного ополчения, разве только он пожелает почтить кого-либо более [прочих] и предоставит ему эти права.

13.1. Если он [человек, совершивший преступление] владе­ет боклендом, то его конфискует король, чьим бы вассалом (mannes man) ни был этот человек2.

15.1. И кто вынесет незаконное постановление или не­правосудный приговор по вражде или за взятку, тот по англий­скому праву пусть уплатит королю 120 шиллингов, если только он клятвенно не сможет удостоверить, что не знал более соот­ветствующего праву [решения], и да потеряет он навсегда свое

1 Законы датского короля Кнута, установившего равенство англий­ского и датского законов, были разделены на две части — на законы церковные и законы светские.

2 Курсивом выделены статьи, содержание которых приводится по: Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1961. Т. I. Раннее Средневековье. С. 625 — 627.


достоинство тэна, если только не выкупит его обратно от короля и последний согласится на это. По датскому праву он подлежит штрафу за противозаконие в 5 датских марок, если только не очистит себя [присягой], что лучше не знал.

15.2. И кто отказывается [исполнить] законное постановление или праведный приговор, тот должен, согласно английскому праву, уплатить тому, кому надлежит: либо королю 120 шил­лингов, либо эрлу 60 шиллингов, либо сотне 30 шиллингов, либо каждому из них, если [неподчинение постановлению] имеет место [по отношению ко всем трем].

15.3. И кто в [областях] датского права не подчинится пра­ведному решению, пусть заплатит он штраф за противозаконие (lahslit).

16. И если кто-либо ложно обвинит другого, так что будет нанесен ущерб его имуществу или благосостоянию, и если потом этот другой сможет опровергнуть то, что приписывали ему, то пусть отвечает он [клеветник] своим языком, если только не откупится с помощью своего вергельда.

17. И никто не должен прибегать [для судебной защиты] к королю, за исключением случая, когда он не сможет добиться пощады [права] в своей сотне.

17.1. И пусть, [все] как это полагается посещать, посещают под страхом штрафа сотенные собрания.

18. И пусть городское собрание собирается три раза в году, а собрание графства два раза, если не будет надобности делать это чаще.

18.1. И пусть присутствуют на собраниях графства епископ и элдерман, и оба они должны наставлять как в божеском, так и в светском праве.

20. И мы желаем, чтобы каждый свободный по достижении 12 зим зачислялся в сотню и в десяток, если желает иметь право очищать себя [присягой] от обвинения или [иметь право] на вергельд; в противном случае он не должен впоследствии пользо­ваться правами свободного.

20.1. Будь то домохозяин или подвластный (gefolgere), каж­дый должен быть зачислен в сотню и на поруки (on borge), и поручитель должен приводить его в суд [на правеж].

21. Многие могущественные люди хотят, когда они на­ходят возможным и осмеливаются это сделать, выстав­лять своих людей в суде то в качестве свободных, то в


качестве рабов, в зависимости от того, что им кажется более выгодным, но мы не желаем терпеть подобной неспра­ведливости^.

24. И пусть никто не покупает никакой вещи, ни живой, ни лежащей [неодушевленной], стоимостью выше четырех пенсов, не имея при этом свидетельства четырех достойных доверия человек, будь то в городе или на селе.

26. Явный вор или тот, кто уличен в измене [своему] госпо­дину, могут обращаться за защитой, куда хотят, — они нигде не должны находить защиты своей жизни.

30. И если какой-либо человек столь не пользуется доверием своей сотни и часто был опорачиваем, и его теперь обвиняют совместно три человека, то ему не остается ничего другого, как идти на тройную ордалию.

30.1. Если в таком случае глафорд [обвиняемого] заявит, что он [обвиняемый] после того, как состоялось народное собрание в Винчестере2, не терпел неудачи ни при присяге, ни при орда­лии, то пусть глафорд изберет двух достойных доверия лиц в сотне, и пусть они втроем присягнут, что он [обвиняемый] не терпел неудачи ни при присяге, ни при ордалии и не должен был платить, как платит вор, — разве только у него [глафорда] есть такой управитель, который может сделать это [вместо него].

30.2. И если [эта] присяга состоится, пусть человек, который подвергается обвинению по поводу [вещи] в 30 пенсов, выбира­ет, что он хочет: простую ли ордалию или присягу ценою в фунт [с соприсяжниками] из трех сотен3.

30.3. И если они [глафорд и соприсяжники] не решаются принести присягу, то пусть он [обвиняемый] идет на тройную ордалию.

30.3а. И тройную ордалию требует так: он [обвинитель] дол­жен избрать пять человек и сам будет шестым [в обвинительной присяге].

1 Меры наказаний за одни и те же правонарушения, совершенные свободными людьми и рабами, были неодинаковы, поэтому влиятель­ные люди, желая избавить своих подчиненных от наказания или смяг­чить его, представляли в суде рабов как свободных или наоборот.

2 На этом собрании были изданы данные законы.

3 Фунт серебра считался равным 40 пенсам; цена присяги опреде­лялась стоимостью имущества, которым обладал присягавший.


30.36. И если после этого он [обвиняемый] будет признан виновным, то на первый раз пусть уплатит он обвинителю воз­мещение в двукратном размере, а глафорду, который имеет право на штраф, свой вергельд и пусть представит верных пору­чителей, что отныне он будет воздерживаться от всякого зла.

30.4. И если он будет признан виновным во второй раз, не допускается никакого другого наказания, кроме того, что ему отрубят руки или ноги или то и другое, смотря по вине.

30.5. И если тогда [после этого] он совершит еще большее преступление, то пусть вырвут у него глаза, отрежут нос, уши и верхнюю губу или пусть оскальпируют его [в зависимости от того], что из этого предпишут те, которые должны решать, как можно наказать [преступника] и вместе с тем спасти его душу.

31. И пусть каждый глафорд имеет на своей собственной поруке своих подвластных.

32. И если несвободный при ордалии будет признан винов­ным, то на первый раз пусть выжгут на нем клеймо.

32.1. А во второй раз он должен поплатиться не чем иным, как своей головой.

36. И если кто-либо принесет ложную клятву на мощах и будет в этом уличен, то пусть лишится своей руки или половины вергель-да, который будет поделен между его господином и епископом.

37. И если кто-либо выступит с явно ложным свидетельст­вом и его уличат в этом, то пусть впредь его свидетельство более не будет иметь силы, а он должен уплатить healsfangex королю или поземельному господину (landrican), [который обладает по отношению к нему сокой (socne)]2.

45.3. Если господин [глафорд] принуждает своего раба работать в праздник, пусть утратит раба и пусть тот

1 Неясный по смыслу термин «healsfang» в латинских текстах пере­водится как apprehensio colli — нечто вроде петли на шею. Возможно, что это платеж, заменявший лишение свободы. Судя по указанию, со­держащемуся в компиляции XII в., так называемых Законах Генриха I, hcalsfang представлял собой ту часть вергельда, которая уплачивалась ближайшим родственникам убитого (остальной вергельд получали чле­ны рода).

2 Термин, имевший несколько значений: 1) право частного лица собирать в свою пользу с подчиненных ему людей или с жителей опре­деленной территории судебные штрафы (без права суда над ними); 2) право частной юрисдикции (судебный иммунитет); 3) территория, на которую распространялся судебный иммунитет.


будет впредь свободным по народному праву (folcfrig), и гос­подин должен уплатить у датчан^ штраф за нарушение пра­ва или у англичан штраф в зависимости от тяжести про­ступка, иначе он должен очиститься присягой.

53. Если при жизни мужа женщина сожительствует с другим мужчиной и это станет явным, пусть она станет для всех людей предметом отвращения, а ее супруг пусть получит все, чем она владела, и пусть она лишится носа и ушей.

63. Если кто-либо совершит ограбление, то должен воз­вратить [награбленное] и уплатить еще раз [за это], а так­же отдать свой вергельд королю [или тому, кто владеет над ним сокой].

64. Разрушение [чужого] дома, поджог, воровство с полич­ным, тайное убийство и измена [своему] господину по светским законам не подлежат выкупу.

69. Вот облегчение, которое я хочу дать всему народу, ибо до сих пор он был очень отягощен.

§ 1. Во-первых, я приказываю всем моим герефам, чтобы они в моих собственных владениях правильно вели хозяйство и посылали мне продукты и чтобы никто из них никого не принуждал к их уплате, если только он сам не пожелает.

70. И если кто-нибудь умрет, не оставив завещания, по причине ли своей беззаботности либо вследствие внезапной смерти, то пусть его господин не берет из его имущества больше, нежели его законный гериот2.

68.1. Ибо всегда должно из любви и из страха божьего су­дить и наказывать слабого мягче, чем сильного... и поэтому мы должны соблюдать меру и делать различие между старостью и молодостью, богатством и бедностью, свободным и рабом, здо­ровьем и болезнью ит. д. И каждый должен как при духовных эпитимиях, так и при светских приговорах различать эти об­стоятельства.

68.2. Также при [том или] ином преступлении, если кто дей­ствует по принуждению, тем более достоин пощады, чем более то, что делал, он делал поневоле, и если кто-либо делает что-нибудь непредумышленно, это совершенно неравносильно тому, что он делает умышленно.

1 В «областях датского права» и в остальной Англии были различ­ные штрафы и некоторые неодинаковые судебные обычаи.

2 Вооружение. После смерти вассала это вооружение переходило к его сеньору. Впоследствии гериотом называли вообще ту часть иму­щества держателя, которую присваивал лорд после его смерти.


72.1. И если к домохозяину прежде, чем он умер, был предъявлен иск, то наследники должны отвечать, как он сам должен был бы отвечать, если бы был жив.

73. И пусть каждая вдова сидит без мужа 12 месяцев, а затем она может выбирать, что она сама хочет; если же она до истече­ния годового срока изберет себе мужа, то пусть потеряет свой свадебный подарок (morgengyfe) и все то имущество, которое она имела от своего прежнего мужа, и ближайшие сородичи [его] могут захватить землю и имущество, которыми она до тех пор владела.

76.2. В прежнее время допускалось, что ребенок, лежавший в колыбели, хотя бы он не вкушал еще никакой пищи [кроме материнского молока], жадными людьми считался столь же ви­новным, как если бы он был [вполне] сознательным. Но я впредь строго запрещаю это, а также многие другие вещи, которые весь­ма неугодны богу.

77. И человек, который из трусости убежит от своего господина или от своих товарищей, будь то в морском походе или в ополчении, утратит все, чем он владеет, а также и свою жизнь, и пусть господин захватит его имущество и зем­лю, которую он ему прежде дал.

§ 1. А если он владел боклендом, пусть он перейдет в руки короля.

78. И если человек пал в походе в присутствии своего гос­подина, в пределах страны или за пределами ее, то гериот пусть останется [его наследникам]; и наследники могут по­лучить землю и имущество и по праву разделить его.

79. И тот, кто защищал^ [свое] земельное владение при свидетельстве шайра2, может беспрепятственно распоря­жаться им и дарить его, кому пожелает.

81. И «питьевая плата» (drincelean)3, и законный подарок господина (hlafordes rihtgifu)* пусть будут нерушимы.

1 Защищал (букв.) — имеется в виду платил налоги с земли, испол­нял требуемые государством с землевладельцев повинности.

2 Собрание шайра (графства) должно было подтвердить исполне­ние землевладельцем всего требуемого.

3 Форма владения землей. У скандинавов drekkulan называлось королевское пожалование земли в наследственное владение, при кото­ром получивший землю человек делался приближенным короля.

4 Hlafordes rihtgifu — то же, что и hlafordes gifu в «Законах Этель-рсда», III, 3.








Date: 2016-11-17; view: 378; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.058 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию