Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы царя Нумы Помпилия





Публикуется по: Жреческие коллегии в Раннем Риме / Отв. ред. Л. Л. Кофанов; Пер. И. Л. Маяк, Л. Л. Кофанова. М., 2001. С. 10

(Дионисий Галикарнасский. II.63.4): «Нума, изложив все религиозное законодательство в письменном виде, разделил его на восемь частей, по количеству жреческих разрядов. (64.1) Пер­вую же часть [законов] о священнодействиях он уделил 30 курионам... (2) Вторую же часть — называемым у эллинов сте-фанофорами, у римлян же — фламинами... (3) Третью же [часть] — предводителям целеров... (4) Четвертую — толковате­лям посылаемых богами знамений... которых... римляне называют авгурами... (5) Пятую же [часть] — охраняющим священный огонь девам, называемым... весталками... (72.1) А седьмая часть сак­рального законодательства отнесена им к коллегии так называ­емых фециалов... (73.1) Последним разделом установлений Нумы о священнодействиях было то, что получили имеющие по жребию у римлян высший священнический сан и силу. Они на их [т. е. римлян] языке... называются понтификами... (2) Ведь они во всех религиозных судебных разбирательствах яв­ляются судьями над всеми частными лицами, магистратами и служителями богов. Они также создают законы относительно религиозных обрядов, которые еще не утверждены писаным законом или обычаем и которым, по их мнению, следует при­дать поддержку закона или обычая. Они контролировали всех магистратов, которым были вверены какие-либо жертвоприно­шения или другие религиозные обязанности, а также всех жрецов... Частным лицам... они растолковывали и объясняли все, что касалось поклонения богам и гениям, и если они обна­руживали, что кто-то не повиновался их приказаниям, на тех они налагали наказание в соответствии с проступком. Наконец, понтифики не могли быть подвергнуты судебному преследова­нию или наказанию, и они не были ответственны ни перед сена­том, ни перед народом, по крайней мере в вопросах религии... (74.1) Что касается его установлений, обращающих жизнь каж­дого [частного лица] к бережливости и умеренности и способ­ствующих правосудию, сохраняющему государство в единоду­шии... то они слишком многочисленны... и было бы весьма мно­готрудным делом рассказать обо всех...»

(II.27.4): «...Если отец позволит сыну привести жену, став­шую соучастницей в священнодействиях и имуществе согласно законам, не будет у отца власти продать сына».

(Casp. Barthius. Advers. Lib. 33.13): «Известно, что Нума Помпилий, когда учреждал у римлян священнодействия, с по­мощью обета вымолил [у богов], чтобы все боги наказывали за ложную клятву».

(Плутарх. Нума. 23.1): «...Мы должны признать Нуму за­конодателем, гораздо полнее воплотившим дух эллинства: ведь он даже совершенно бесправным рабам дал вкусить свободы, приучив хозяев сажать их в Сатурналии рядом с собой за один стол».

Закон об изгнании Тарквиниев1

Публикуется по: Жреческие коллегии в Раннем Риме / Отв. ред. Л. Л. Кофанов; Пер. И. Л. Маяк, Л. Л. Кофанова. С. 39

(Дионисий Галикарнасский. V.1.3): «После этого, принеся искупительное жертвоприношение за город и заключив договор, консулы, первые став над жертвенным животным, произнесли клятву и убедили других граждан поклясться в том, что они не возвратят из изгнания ни царя Тарквиния, ни его детей... Так они поклялись за себя самих и своих детей и потомков».

1 Датируется 508 г. до н. э.

 

Законы Валерия и Горация1

Публикуется по: Тит Ливии. Римская история от основания города. III, 55 // Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко. М., 1962

Затем междуцарь произвел выборы консулов; избранные Л. Валерий и М. Гораций немедленно вступили в должность... Прежде всего, ввиду того, что представлялось спорным, обязатель­ны ли для патрициев решения плебеев, они провели в центуриат-ских комициях закон, в силу которого решения трибутских коми-ций должны были быть обязательны для всего народа... Затем другой консульский закон о праве протеста, этом единственном в своем роде средстве защищать свободу, уничтоженный децемвира­ми, они не только восстанавливают, но и закрепляют на будущее время, санкционируя новый закон, чтобы не были выбираемы магистраты без права протеста на них, а кто внесет такое предло­жение, то чтобы того можно было убить и чтобы это убийство не считалось уголовным преступлением....Они восстановили и почти уже забытую неприкосновенность трибунов, возобновив после долгого промежутка некоторые церемонии; достигли они этого столько же религиозным путем, сколько установив закон, в силу которого оскорбивший народного трибуна, эдила или судью из Коллегии десяти считался посвященным Юпитеру, а его имуще­ство продавалось в пользу храма Цереры, Л ибера и Либеры. Юристы объясняют, что на основании этого закона никто не при­знается неприкосновенным, а только кто причинит вред кому-нибудь из упомянутых лиц, голова того посвящается Юпитеру; и так высшие магистраты подвергают аресту эдила;...напротив, трибуны, при самом избрании их, были признаны неприкосно­венными на основании клятвы, произнесенной всеми плебеями....Они же постановили, чтобы сенатские решения были доставля­емы в храм Цереры плебейским эдилам, тогда как прежде они были утаиваемы и подделываемы по произволу консулов. Затем народ согласился на меру, предложенную народным трибуном Г. Дуилием, чтобы оставивший плебеев без трибунов и избирав­ший магистрата без права протеста подвергался наказанию розга­ми и казни.


 

Закон Канулея о браках и об установлении должности «военные трибуны с консульской властью»1

Публикуется по: Тит Ливии. Римская история от основания города. IV, 1, 2; 6 // Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко.

М., 1962

...Народный трибун Г. Канулей обнародовал законопроект о разрешении браков между патрициями и плебеями, законопро­ект, который, по мнению патрициев, должен был повлечь за со­бой осквернение крови их и смешение родовых прав. Вместе с этим трибуны возбудили вопрос, сначала скромно, о дозволении одного консула из плебеев, а потом дело дошло до того, что де­вять трибунов обнародовали законопроект о предоставлении на­роду власти избирать консулов по своему усмотрению, из плебеев ли то или из патрициев... Какие же и сколь важные дела задумал Гай Канулей? Он задумал произвести смешение родов, внести расстройство в государственные и частные ауспиции, чтобы не оставалось ничего чистого, ничего незапятнанного, чтобы, устра­нив всякое различие, никто не узнавал ни себя, ни своих. Ведь какое же иное значение имеют смешанные браки, как не то, что­бы, чуть не наподобие диких зверей, плебеи и патриции вступа­ли во взаимные сожительства? Чтобы полу патриций, полу пле­бей, человек, находящийся в разладе даже сам с собой, не знал, каково его происхождение, какой он крови, какие священнодей­ствия он должен совершать?...На вопрос трибуна: почему пле­бею не подобает быть консулом? — был дан ответ, хоть, может быть, и основательный, но принесший мало пользы в настоящем споре: потому-де, что ни один плебей не имеет права совершать ауспиции, вследствие чего и децемвиры решительно воспретили брак между двумя сословиями, чтобы не нарушалась строгость порядка ауспиций от участия в них лиц сомнительного происхождения...Результатом совещаний было позволение из­бирать военных трибунов с консульскою властью совместно из патрициев и плебеев; касательно же избрания консулов решено было оставить все без перемены.

 

Законы Лициния и Секстия1

Публикуется по: Тит Ливии. Римская история от основания города. VI, 35 — 36; 42 // Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко.

М., 1962

...Выбранные в трибуны Г. Лициний и Л. Секстий обнародова­ли законы, направленные всецело против силы патрициев и в пользу плебеев, один — относительно долговых обязательств, что­бы по вычете из капитала уплаченных процентов остаток был вне­сен в течение трех лет равными частями; другой — относительно размеров поля, чтобы никто не владел более, чем 500 югеров; тре­тий — чтобы не созывались комиции для выбора военных трибу­нов и чтобы одним из консулов был непременно плебей; все эти права были очень важны, и без ожесточенной борьбы их нельзя было добиться... Выбранные вторично в народные трибуны Лици­ний и Секстий не допустили выборов никаких курульных магистра­тов; и пять лет не было в городе магистратов, так как плебеи вы­бирали вновь двух трибунов, а эти не допускали комиции для выбора военных трибунов... Секстий и Лициний с частью коллег и военным трибуном Фабием... надоедали отдельным лицам вопро­сами относительно вносимых к народу предложений: решатся ли они требовать права владеть более чем 500 югеров, тогда как пле­беям дают по 2 югера, так что каждый патриций владеет землей чуть не 300 граждан, а плебею едва дается достаточно места для необходимых построек или для могилы? Угодно ли им, чтобы плебеи, опутанные ростовщичеством, вместо уплаты капитала без процентов предавали свои «тела в оковы и на истязания, чтобы ежедневно толпы осужденных были уводимы с форума и наполня­ли узниками дома знатных, чтобы при жилище всякого патриция находилась частная тюрьма?»... Избранные в десятый раз трибу­нами Секстий и Лициний провели закон об избрании из плебеев части духовных децемвиров. Пять было выбрано из патрициев, пять — из плебеев; и казалось, что этот шаг открыл уже доступ к консульству....Состоялись консульские комиции, на которых Л. Секстий был избран первым плебейским консулом....Патри­ции сделали уступку плебеям относительно избрания плебейско­го консула, а плебеи — патрициям относительно избрания одно­го претора, который должен был творить суд в городе.


 

Закон Петелия об отмене долгового рабства1

Публикуется по: Тит Ливии. Римская история от основания города. VIII, 28 / / Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко.

М., 1962

Для римских плебеев этот год был как бы новым началом свободы, потому что уничтожено было рабство за долги; эта перемена в законах объясняется как необыкновенной жесто­костью, так и сладострастием одного ростовщика, Л. Папирия, к которому за отцовские долги попал в кабалу Г. Публилий... Видя, что юноша больше думает о свободе, чем о настоящем своем положении, он приказал раздеть его и высечь....Масса народа, негодуя на дурное с ним обращение... устремилась на форум, а оттуда толпою в курию. Внезапная суматоха заставила консулов созвать сенат, и народ, падая к ногам каждого из сена­торов, по мере того как они входили в курию, показывал им истерзанную спину юноши. В этот день вследствие чрезмерного насилия одного человека были уничтожены крепкие цепи каба­лы, и консулам приказано было предложить народу, чтобы ник­то не содержался в колодках или оковах, кроме действительных преступников, пока они не подвергнутся наказанию; за долги же должно отвечать имущество должника, а не тело его. Таким образом закабаленные были освобождены и запрещено на буду­щее время брать должников в кабалу...


Эдикт Каракаллы о предоставлении римского гражданства населению империи2

Публикуется по: Дион Кассий. 78, 9, 3 — 5// Хрестоматия по истории Древнего Рима / Сост. И. А. Гвоздева, И. Л. Маяк, А. Л. Смышляев и др.; Под ред. В. И. Кузищина. М., 1987. С. 244

...Он требовал от богатых граждан и от общин дары, ввел раз­личные налоги и налог в размере десятой части вместо двадцатой на освобождение рабов, на наследства и на все завещания, по­скольку он отменил право наследования и изъятие от налогов, которые давались в подобных случаях тем, кто был тесно связан с

1 По традиции 326 г. до н. э.

2 Датируется 212 г. н. э.

 

умершим. Ради этого он сделал все население своей державы рим­скими гражданами, на словах оказывая им честь, а на деле желая таким способом увеличить свои доходы, поскольку не имевшие гражданства не должны были платить большинство этих налогов.







Date: 2016-11-17; view: 409; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию