Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темы семинарских занятий⇐ ПредыдущаяСтр 168 из 168
Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития 1. Предмет естествознания. Основная терминология. 2. Основные закономерности развития естествознания. 3. Роль практики в развития естествознания. 4. Относительная самостоятельность в развитии естествознания. 5. Панорама и тенденции развития естествознания. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Сущность и предмет философских проблем естествознания. 2. Диалектико-материалистическая философия как адекватное обоснование современного естествознания. 3. Социальные функции естествознания. 4. Роль и взаимосвязь естественных наук и философских представлений. 5. Принцип неисчерпаемости материи. ЛИТЕРАТУРА 1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — С. 3-36, 169-183. 2. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К и Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. 3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. собр. соч. Т. 13. 4. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Полн. собр. соч., Т. 45. 5. Дагенриш Г. Философское понятие материи и учение современной физики о строении материи. — Рига, 1974. 6. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972. 7. Некоторые категории диалектики. М.: Росвузиздат, 1963. — С. 3-14. 8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с. 9. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с. 1. Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры 1. Научная теория. Содержание и структура естественнонаучной теории. Основные способы построения естественнонаучных теорий. 2. Критика и борьба мнений в науке. Преемственность в развития науки. Интернациональный характер развития науки. 3. Взаимодействие естественных наук. Научный метод. 4. Дифференциация и интеграция наук. 5. Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность». 6. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ Исторический опыт возникновения и развития фундаментальных физических теорий. Методология — основа формирования новых теорий, воззрения и принципов в естествознании. ЛИТЕРАТУРА 1. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. — М.: Наука, 1967. - С. 11-83. 2. Кузнецов И.В. Преемственность, единство и минимизация знания — фундаментальные черты научного метода / В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук. — М.: Наука, 1968. — 367 с. 3. Некоторые философские проблемы современного естествознания. — Кишинев: Штиинца, 1984. 4. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972. 5. Современные философские дискуссии по основам физики. - М., 1980. 6. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Наука, 1981. - С. 1-132. 7. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с. 8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с. Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы 1. Проблема материи — один из наиболее важных и существенных вопросов философии и естествознания.
2. Корпускулярная концепция описания природы: атомизм, механицизм, квантовая теория строения атома. Существенные особенности атомизма XX века. 3. Континуальная концепция строения материи. Концепция дальнодействия и близкодействия. 4. Единство корпускулярных и волновых свойств материальных объектов — одно из фундаментальных противоречий современной физики. 5. Связь принципа неисчерпаемости материи с принципом материального единства мира. 6. Элементарные частицы. ЛИТЕРАТУРА 1. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. — М.: Политиздат, 1968. — С. 9-139. 2. Некоторые категории диалектики. — М.: Росвузиздат, 1963. — С. 14-47. 3. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972. 4. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с. 5. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. - 830 с. 6. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с. 7. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с. 8. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 320 с. Темы 4, 5. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры. Структура и ее роль в организации биологических систем 1. Структурность и системная организация материи как один из ее основных атрибутов: а) понятие структуры материи; б) проявление структурной бесконечности материи в ее системной организации; в) типы связей на разных структурных уровнях. 2. Структурные уровни различных сфер. 3. Структура живой природы. 4. Социальная действительность в структурном аспекте. 5. Система и целое. Различные типы систем. 2. 6. Часть и элемент. Взаимодействие части и целого. Определяющая роль целого по отношению к частям. 7. Диалектическое единство дифференциации и интеграция частей: а) факторы и причины, обеспечивающие, по Ч. Дар вину, дифференциацию частей; б) алгоритм сборки частей в целое. Три механизма сборки; в) редукционизм. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Многообразие связей частей в целое. 2. Вселенная в атоме. Атомы Вселенной. ЛИТЕРАТУРА 1. Щербаков А. С. Организация материи в неживой природе. — М., 1990. С. 3-56. 2. Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. — М.: Высш. шк., 1963. — 163 с. 3. Югай Г.А. Диалектика части и целого в живой природе. М.: Знание, 1965. — 32 с. 4. Знак вопроса. 1993. № 1—2, с. 3—33. 5. Югай Г.А. Проблема целостности организма. М.: Соцэк-гиз, 1962. 6. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. — М., 1995. 7. Дубнищева Т.Н. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. — 830 с. 8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с. 9. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с. 10. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с. 11. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 320 с. 12. Альвен X. Атом, человек, Вселенная. Длинная цепь усложнений. — М.: Знание, 1973. 13. Длинная цепь усложнений /Знание. 1995. № 2. Темы 6,7. Неопределенность в мире. Принцип неопределенности. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе 1. Неустранимость неопределенности. Неопределенно-стные процессы в массиве реалий действительности.
2. Неопределенностные процессы в искусстве. 3. Неопределенностные процессы в биологии, кибернетике, компьютерной связи. 4. Принцип неопределенности Гейзенберга как фундаментальное положение квантовой механики. 5. Парадокс неопределенности. 6. Этимология понятия хаос. Соотношение порядка и беспорядка в природе. 7. Хаос и мифы. 8. Хаос и его проявления. Причины хаоса. 9. Роль энтропии как меры хаоса. 10. Упорядоченность строения физических объектов. Два возможных подхода в объяснении порядка. 11. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса. 12. Диалектическое единство 0-мерной точки. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Авангардистские течения в искусстве — автографы начала XX века, отражающие его неопределенность. 2. Мутации как подкрепление неопределенности со сто роны биологии. 3. Хаос и современность. Хаос и социальные катаклиз мы. 4. Понимание хаоса как основания для установления упорядоченности. ЛИТЕРАТУРА 1. Пригожин И., Стингере И. Порядок из хаоса. — М., 1986. 2. Пригожин И., Николас Г. Биологический порядок, структура и неустойчивости // Успехи физических наук. 1973, Т. 109, Вьш. 3. 3. Шелепис Л. От жизни — в ничто. Рига, 1972. 4. Культура XX века. — М.: Юнеско, 1997. 5. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. — Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1994. Тема 9. Принципы симметрии и асимметрии 1. Определение категорий симметрии, асимметрии, ди-симметрии и антисимметрии. 2. Симметрия как эстетический критерий. 3. Математизация научного знания — одна из основных тенденций развития идеи симметрии. 1. 4. Операции и виды симметрии. Принципы симметрии. 5. Иерархия принципов симметрии в законах сохранения физических величин. 6. Разновидность симметрии и асимметрии в природе — свойства материального мира. Понятие симметрии и асимметрии в биологии.
6. Симметрия подобия. Подобие как глобальная генетическая программа. 7. Пространственно-временные и внутренние принципы симметрии. 8. Принципы симметрии в космологии, технике, музыке, литературе. 9. Золотое сечение — закон проявления гармонии природы. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Золотое сечение — одно из наиболее ярких проявлений гармонии природы. 2. Различие живой и неживой природы по принципам симметрии. 3. Симметрия и проблема поиска единого принципа для всего естествознания. 4. Обнаружение золотого сечения в различных областях внешнего мира. 5. Связь аддитивного и мультипликативного принципов при исследовании золотого сечения. ЛИТЕРАТУРА 1. Акопян И.Д. Симметрия и асимметрия в познании. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1990. — 132 с. 2. Принципы симметрии. Историко-методологические проблемы. — М.: Наука, 1978. - 400 с. 3. Некоторые категории диалектики. — М.: Росвузиздат, 1963. - С. 48-57. 4. Философские проблемы современного естествознания /Под ред. B.C. Готта. — М.: Высш. шк., 1974. — 254 с. 5. Вигнер Е. Этюды о симметрии. — М., 1971. 6. Вейль Г. Симметрия. — М., 1968. 7. Узоры симметрии. — М.: Мир, 1980. — 272 с. 8. Сонин А.И. Постижение совершенства: симметрия, асимметрия, дисимметрия, антисимметрия. — М.: Знание, 1987. - 205 с. 9. Система. Симметрия. Гармония. — М.: Мысль, 1988. — 317 с. 1. 10. Шевелев И.М., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии. — М.: Стройиздат, 1990. - 343 с. 11. Бутусов К.П. Золотое сечение в Солнечной системе / В сб.: Астрометрия и небесная механика. — М., 1978. — 500 с. Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи 1. Принцип историзма — фундаментальный принцип науки о живом. 2. Основные этапы становления идеи развития в биологии. 3. Принцип устойчивого термодинамического равновесия живых систем — всеобщий закон биологии. Статистический и динамический аспекты равновесия. 4. Концепции происхождения живого. 5. Значение работ Л. Пастера для понимания особенностей мирового эволюционного процесса. 6. Гипотеза Опарина. 7. Биоэнергоинформатика. Триединство Вселенной: материя, энергия, информация. 8. Метаболизм. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Биологическая вечность жизни. 2. Жизнь после смерти? 3. Субмикромир — колыбель жизни. 4. В консерватизме — мудрость природы. 5. Современные концепции происхождения жизни. ЛИТЕРАТУРА 1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Ме- люхина, — М.: Высш. шк., 1985. — С. 304-306, 311-342, 346-352. 2. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. — М.: Политиздат, 1968. — С. 218-237. 3. Акопян Д.И. Симметрия и асимметрия в познании. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР., 1980. — 132 с. 4. Жизнь, смерть, бессмертие? / Знак вопроса. 1992. № 2—3. С. 41. 5. Чудеса и приключения. 1993. № 3. С. 36—37. 6. Чудеса и приключения. 1993. №2. С. 14—16. 7. Дубншцева Т.Н. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. - 830 с. 3. 8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с. 9. Концепции современного естествознания // Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с. 10. Рузавин Т.Н. Концепции современного естествознания. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 320 с. 11. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. — М., 1995. 12. Моуди.Р.А. Жизнь после жизни. — М.: Мир, 1990. 13. Рязанов С. Философия смерти. — С- Петербург, 1994. Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем 1. Эволюция как развитие изучаемого процесса. Механизмы эволюции. 2. Дарвиновская триада — три уровня организации материального мира. 3. Классы механизмов эволюции. Основная особенность механизмов эволюции. 4. Закон дивергенции. 5. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живых систем. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Эволюция и становление интеллекта. 2. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование. 3. Активность живого и проблемы целесообразности в современной биологии. 4. Управление и цель в живых системах. ЛИТЕРАТУРА 1. Моисеев Н. Человек и ноосфера. — М.: Мол. Гвардия, 1990. - 351 с. 2. Проблема целостности в современной биологии. — М.: На- ука, 1968. 3. Математическое моделирование жизненных процессов. М.: Мысль, 1968. 4. Философские проблемы современного естествознания / ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — С. 304-309, 335. 5. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и уп- равление. — М.: Политиздат, 1986. — 334 с. 6. Вернадский В.И. Живое вещество. — М.: Наука, 1978. 7. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. — 830 с.
8. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 320 с. 9. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. — М.: Наука, 1991. 10. Адаптация растительных и животных организмов. — Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1983.
11. Сетров М.И. Организация биосистем. — Л., 1971. 12. Адаптация человека /Под ред. Г.И. Иоффе. М.: Наука, 1976. 13. Грант П.Ф. Естественный отбор и дарвиновские вьюрки / В мире науки. 1991. № 12. 14. Стеббинс Л. Дж., Айама Н.Х. Эволюция дарвинизма / В мире науки. 1985.. № 9. Тема 14. Отражение и его роль в организации развивающейся системы 1. Отражение как всеобщее свойство движущейся материи. 2. Основные свойства отражения. 3. Проблемы адаптации живого и принцип отражения. 4. Концепция адаптационного синдрома, или стресса. ЛИТЕРАТУРА 1. Кивенко Н.В. Принципы познания живого. — Киев: Вища шк., 1991. 2. Кивенко Н.В. Отражение и его роль в организации живых систем. — Киев: Наукова думка, 1972. — 144 с. 3. Петушкова Е.В. Отражение в живой природе. — Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 153 с. 4. Хомич И. И. Человек — живая система. — Минск: Беларусь, 1989. - 280 с. 5. Павлов Т. Теория отражения. — М., 1991. 6. Медведев Н.В. Теория отражения и ее естественнонаучное обоснование. — М., 1992. Тема 15. Пространство и время. Принципы относительности. Необратимость времени 1. Развитие представлений о пространстве и времени. 2. Общие свойства пространства и времени. 3. Трехмерность пространства на всех структурных уровнях материи. 4. Принципы относительности Галилея и Эйнштейна. 5. Пространственные и временные свойства в специальной и общей теориях относительности Эйнштейна. 6. Социальное пространство и социальное время.
7. Пространство и время в микро-, макро- и мегамире. 8. Необратимость времени как проявление асимметрии. 9. Проекции времени на сознание человека. 10. Социальное время. 11. Личное время и чувство ритма. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Гипотезы профессора Н.А. Козырева о новых свойствах времени. 2. Путешествие в прошлое и будущее. Возможно ли это? 3. Секреты мироздания. 4. Параллельные миры и антимиры. 5. n-мерность пространства и времени. ЛИТЕРАТУРА 1. Эйнштейн А. Теория и гравитация. — М.: Мир, 1979. 2. Философские проблемы естествознания /Под. ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — С. 208-232. 3. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. — М.: Политиздат, 1968. — С. 208-232. 4. Мартынов A.M. Исповедимый путь. — М.: Прометей, 1989. — С. 47-63. 5. Егоров А.А. Диалектическое отношение пространства-времени к материальному движению. — Л.: ЛГУ, 1976. — 128 с. 6. Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега-и микромире. — М.: Изд-во полит, лит-ры, 1974. — 240 с. 7. Солдатов А.В. Понятие пространства и времени в структуре естественнонаучной теории. — Л.: ЛГУ, 1981. — 72 с. 8. Сворень Р.А. Проектируется машина времени //Наука и жизнь. 1990. № 2. 9. Зигуненко С.Н. Как устроена машина времени? / Знак вопроса. 1991. № 5. 10. Волковысский Р.Ю. Об изучении основных принципов физики. — М.: Просвещение, 1982. 11. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с. 12. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. - 830 с. 13. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с. Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе 1. Сущность проблем самоорганизации в свете современной науки. 2. Механизмы самоорганизации. 1. 3. Синергетика как обобщенная теория поведения систем различной природы. 4. Самоорганизующиеся системы: а) кибернетические системы; б) связь кибернетики с процессами самоорганизации; в) отличие синергетики от кибернетики. 5. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации. 6. Характеристики процесса самоорганизации. 7. Понятие о гомеостазе. 8. Механизм обратной связи. Отрицательные и положительные обратные связи. Теория двойственной обратной связи. 9. Роль и место информации как характеристики процесса самоорганизации. 10. Проблемы синергетики и глобальный эволюционизм. 11. Идея активности материи как ее саморазвития. 12. Восточная философия о мировой гармонии. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Роль и место информации в ходе развития живой природы и общества. 2. Самоорганизация и развитие науки. 3. Синергетика и восточная философия о мировой гармонии. ЛИТЕРАТУРА 1. Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — С. 3—56. 2. Юдин Б.Г. Саморегулирующаяся система // Философская энциклопедия. Т. 4. 3. Моисеев Н. Человек и ноосфера. — М.: Мол. гвардия, 1990. - С. 159-228. 4. Югай Г.А. Дидактика части и целого в живой природе. — М.:3нание, 1966. С. 27-32. 5. Сонин А.С. Постижение совершенства. — М.: Знание, 1987. — 208 с. 6. Шумлянский И.И. Картина мироздания. — М.: Мысль, 1990. - 63 с. 7. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. — 830 с. 8. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с. 9. Концепции современного естествознания //Учебник для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с. 1. 10. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. — М.: Мир, 1985. 11. Хакен Г. Синергетика. — М.: Мир, 1980. 12. Костюк В.Н. Изменяющиеся системы. — М.: Наука, 1980. 13. Стульчинский С.А. Космические легенды Востока. 14. Мень А. История религии. Т. 1. Тема 17. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере 1. Биосфера как живая самоорганизующаяся система. 2. Общие черты мирового эволюционного процесса. Уч ние В.И. Вернадского о биосфере. 3. Ноосфера как новое эволюционное состояние био сферы. 4. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу — завершающее звено, объединяющее эволюцию живого вещества с миром неживой материи. 5. Ресурсная и биосферная модели предельной возможности Земли. Прогнозы «Римского клуба». 6. Модель устойчивой мировой системы. 7. Единая картина мира: а) основные положения эволюции Вселенной; б) возникновение жизни и Разума — загадка процес сов развития материального мира; в) единство процессов развития галактик, вирусов и человеческого общества; д) целостность — мировоззренческая основа движени за экологию природы. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Биосфера и предельные возможности Земли. 2. Прогнозы «Римского клуба» — путеводитель и тупик. 3. Единство живого вещества и биосферы Земли. ЛИТЕРАТУРА 1. Моисеев Н. Человек и ноосфера. — М.: Мол. гварди 1990. - С. 79-138. 2. Казначеев B.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и но осфере. Новосибирск: Наука, 1939. — С. 102—166. 3. Философские проблемы естествознания / Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1983. — С. 333—341. 4. Социальные аспекты экологических проблем. — М.: Наука, 1982. С. 108-128. 1. 5. Мартынов А. Исповедимый путь. — М.: Прометей, 1989. — 166с. 6. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М.: Мысль, 1985. - С. 222-228, 50-57, 82-87. 7. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. - 830 с. 8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с. 9. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 271с. 10. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с. 11. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 320 с. 12. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. — М.: Наука, 1991. Тема 18. Экология. Законы экологии 1. Экология и культура. 2. Законы экологии. 3. Применение второго начала термодинамики в области живого и экология. Принцип ярусности. 4. Экология человека и взаимопронизывающие уровни метасистем. 5. Отходы и загрязнение биосферы. 6. Проблемы рационального природопользования. 7. Активная форма природопользования и правовое регулирование. 8. Биоэтика. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Проблема оптимизации биосферы. 2. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии. 3. Социальная экология и ее задачи. 4. Разработка эколого-этического аспекта морали. 5. Научно-технический прогресс, человек и проблемы экологической этики. 6. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания. 7. Ответственность ученых за судьбы мира. 8. Эволюционно-экологические основы феномена здоровья. 9. Человек как часть монолита живого вещества. 10. Биологическая целостность мира.
ЛИТЕРАТУРА 1. Моисеев Н. Человек и ноосфера. — М.: Мол. гвардия, 1990. - С. 79-138. 2. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. — Новосибирск: Наука, 1939. — С. 102-166. 3. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1983. — С. 333—341. 4. Социальные аспекты экологических проблем. — М.: Наука, 1982. - С. 108-128. 5. Мартынов А. Исповедимый путь. — М.: Прометей, 1989. — 166 с. 6. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. — М.: Мысль, 1985. - С. 222-228, 50-57, 82-87. 7. Красилов В.А. Охрана природы, принципы, проблемы, приоритеты — М: Наука, 1992. 8. Подобедов И.С. Природные ресурсы земли и охрана окружающей среды. — М.: Недра, 1982. 9. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. — М.: Высш. шк., 1986. — 415 с. 10. Киселев Н.Н. Мировоззрение и экология. — Киев.: Науко-ва думка, 1990. 11. Карнешов C.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с. 12. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с. 13. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с. 14. Рузавин Т.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 320 с. 15. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. — М.: Наука, 1991. Тема 19. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания. Генетика и эволюция 1. Познавательные возможности методов биологического исследования. 2. Возможности управления процессами жизнедеятельности человека. 3. Генетика и эволюция. 4. Законы генетики Менделя. 5. Мутации. Причуды генетики. 6. Генная инженерия как новый этап биологической эволюции. 7. Этические принципы науки и социальные факторы. 1. 8. Социология и этика науки как единый комплекс. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Причуды генетики. 2. Генная инженерия. Новые возможности и проблемы. 3. Социология и этика биологического познания. 4. Соотношение случайного и необходимого в развитии живого. Место случайности в механизме наследственности. 5. Возникновение генетической памяти и обратных связей. 6. Будущее человека и прогресс генетики. ЛИТЕРАТУРА 1. Философские проблемы естествознания / Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. 2. Моисеев Н. Человек и ноосфера. — М.: Мол. гвардия, 1990.-С. 159-228. 3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. — 830 с.
4. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с. 5. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с. 6. Чудеса и приключения. 1995. № 10. С. 6—11. 7. Сойфер В.Н. Власть и наука: История разгрома генетики в СССР. - М.: Лазурь, 1993. 8. Тихонов В. Будущее человеческой цивилизации и России, — М.: Полея, 1996. — 88 с. Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность 1. Экология человека и медицина. 2. Природа человека и его взаимодействие с окружающей средой: а) взаимосвязь биологического и социального как в отдельном человеке, так и во взаимоотношении природы и общества; б) полярные оценки человеческой личности в исто рии; в) природа как отношение степени разумности воз действий человека. 3. Психоэмоциональная адаптация.
4. Здоровье как состояние максимальной адаптации человека к окружающей среде. 5. Проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане. 6. Валеология — новая наука о здоровье души и тела, направленная на поддержание стабильной жизнедеятельности организма: а) новые аспекты медицины; б) здоровье без лекарств; в) мобилизация резервных сил организма; г) уровни здоровья населения. 7. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь. 8. Мозг как орган сознания. 9. Неординарные способности и возможности человека. Ю.Возникновение духовного мира человека, его собственной Вселенной как результат самоорганизации, саморазвития человека как биологического вида и его общественных структур. 11. Принцип универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Воспитание чувств и здоровья. 2. Экстрасенсы — миф или реальность? 3. Нетривиальные проблемы экологии человека и био-энергоинформатика. 4. Здоровье без лекарств. 5. Эволюционно-экологические основы феномена здо ровья. 6. Человек как часть монолита живого вещества. 7. Биологическая целостность мира ЛИТЕРАТУРА 1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюцион-ном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 95 с. 2. Знак вопроса. 1989. № 10. 3. Знак вопроса. 1991. № 7. 4. Мартынов А.И. Исповедимый путь. — М.: Прометей, 1989. - 165с. 5. Агаджанян Н.А.. Катков А.Ю. Резервы нашего организма. — М.: Знание, 1990. — 240 с. 6. Здоровье без лекарств. — Ростов н/Д, 1986. — 62 с. 1. 7. Семке В.Я. Умейте властвовать собой. — Новосибирск: Наука, 1991. - 233 с. 8. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. — 830 с. 9. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 520 с. 10. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с. 11. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с. 12. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 320 с. 13. Хомич И.И. Человек — живая система. — Минск: Беларусь, - 1989. 14. Cmonnapд С. Книга о лице и теле. — Минск: Беларусь, 1994. 15. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. — М.: Финансы и статистика, 1995. 7. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития 1. Предмет естествознания. История, панорама и тенденции развития. 2. Закономерности развития естествознания. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 1 /1,6,8,9/. Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры 1. Способы построения естественнонаучной теории. 2. Взаимодействие естественных наук. Научный метод. 3. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 2/1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8/. Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы 1. Атомизм, механицизм, квантовая теория строения вещества — черты корпускулярной концепции описания природы. 2. Полевые структуры — континуальная концепция описания природы. 3. Единство корпускулярных и волновых свойств. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 3/1, 3, 4, 5, 6, 7, 8/. Темы 4, 5. Структурные уровни организации материи. Структура и ее роль в организации живых систем 1. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры.
2. Система и целое. Часть и элемент. Взаимодействие части целого. 3. Атом, человек, Вселенная — длинная цепь усложнений. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 4, 5 /4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13/. Темы 6, 7. Неопределенность в мире. Принцип неопределенности. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе 1. Неустранимость и парадокс неопределенности. Не-определенностные процессы в массиве реалий действительности. 2. Этимология понятия «хаос». Соотношение порядка и беспорядка в природе. Хаос и мифы. Хаос и его проявления. Причины хаоса. 3. Упорядоченность строения физических объектов. Два возможных подхода в объяснении порядка. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 6, 7/1, 2, 3,4, 5/. Тема 9. Принципы симметрии и асимметрии 1. Симметрия как эстетический критерий. Операции и виды симметрии. Принципы симметрии. 2. Разновидность симметрии и асимметрии в природе — свойства материального мира. Понятие симметрии и асимметрии в биологии. 3. Золотое сечение — закон проявления гармонии природы. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 9 /I, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11/. Темы 10, 11. Законы сохранения и принципы, действующие в природе 1. Динамические законы в макро- и статистические — в микромире. 2. Закон сохранения энергии и невозможность создания вечного двигателя первого рода.
3. Второй закон термодинамики и невозможность создания вечного двигатели второго рода. 4. Энергетика химических процессов. Литература: см. ЛИТЕРАТУРА: /15, 17/. Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи 1. Концепции происхождения живого. 2. Современные концепции происхождения жизни. 3. Развитие науки о живом. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 12 / 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13/. Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем 1. Дарвиновская триада — три уровня организации материального мира. 2. Эволюция и становление интеллекта. 3. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 13:/1, 2, 3, 7, 8, 9/. Тема 14. Отражение и его роль в организации развивающейся системы 1. Проблемы адаптации живого и принцип отражения. 2. Отражение. Основные свойства отражения: аккумуляция, избирательность, опережающее отражение действительности, адекватность. 3. Концепция адаптационного синдрома, или стресса. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 14 /1, 2, 3, 4, 5, 6/. Тема 15. Пространство и время. Принципы относительности. Необратимость времени 1. Развитие представлений о пространстве и времени. Общие свойства пространства и времени. 2. Необратимость времени как проявление асимметрии. 1. 3. Гипотезы профессора Н.А. Козырева о новых свойствах времени. 4. Путешествие в прошлое и будущее. Возможно ли это? 5. Секреты мироздания. Параллельные миры и антимиры. 6. n-мерность пространства и времени. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 15 /2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, И, 12, 13/. Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе 1. Сущность проблем самоорганизации в свете современной науки. 2. Синергетика как обобщенная теория поведения систем различной природы. 3. Самоорганизующиеся системы. 4. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации. 5. Характеристики процесса самоорганизации. 6. Механизм обратной связи. Отрицательные и положительные обратные связи. Теория двойственной обратной связи. 7. Информационный тип обратной связи у живой природы и неинформационный — у неживой. 8. Роль и место информации в ходе развития живой природы и общества. 9. Самоорганизация и развитие науки. 10. Синергетика и восточная философия о мировой гар монии. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 16 /1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14/. Тема 17. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере 1. Биосфера как живая самоорганизующаяся система. 2. Общие черты мирового эволюционного процесса. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 3. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу — завершающее звено, объединяющее эволюцию живого вещества с миром неживой материи. 4. Ресурсная и биосферная модели предельной возможности Земли. Прогнозы «Римского клуба». 1. 5. Модель устойчивой мировой системы. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» • по Теме 17 /1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12/. Тема 18. Экология. Законы экологии 1. Экология и культура. 2. Законы экологии. 3. Экология человека и взаимопронизывающие уровни метасистем. 4. Проблемы рационального природопользования. 5. Активная форма природопользования и правовое регулирование. 6. Биоэтика. 7. Активная форма природопользования и правовое регулирование. 8. Социальная экология и ее задачи. 9. Разработка эколого-этического аспекта морали. Ю.Научно-технический прогресс, человек и проблемы экологической этики. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 18 /1,2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15/. Тема 19. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания. Генетика и эволюция 1. Познавательные возможности методов биологического исследования. 2. Возможности управления процессами жизнедеятельности человека. 3. Генетика и эволюция. 4. Законы генетики Менделя. 5. Мутации. Причуды генетики. 6. Генная инженерия как новый этап биологической эволюции. 7. Этические принципы науки и социальные факторы. 8. Социология и этика науки как единый комплекс. 9. Генная инженерия. Новые возможности и проблемы.
10. Социология и этика биологического познания. 11. Возникновение генетической памяти и обратных связей. 12.Будущее человека и прогресс генетики.
Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 19 /1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9/. Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность 1. Экология человека и медицина. 2. Проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане. 3. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь. 4. Мозг как орган сознания. 5. Сознание, познание, творчество. 6. Неординарные способности и возможности человека. 7. Здоровье без лекарств. 8. Эволюционно-экологические основы феномена здоровья. 9. Человек как часть монолита живого вещества. 10. Биологическая целостность мира. Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 20: /1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 13, 14, 15/.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» 1. Предмет естествознания. Основные этапы развития естествознания, история, панорама и тенденции развития. 2. Содержание и структура естественнонаучной теории. Основные способы построения естественнонаучных теорий. Процессы дифференциации и интеграции современных наук. Роль научного познания и ученого в современном мире. 3. Критика и борьба мнений в науке. Преемственность в развития науки. Интернациональный характер развития науки. Взаимодействие естественных наук. Научный метод. 4. Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность». Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации. 5. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Единство корпускулярных и волновых свойств микрообъектов. 6. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры. 7. Понятие структуры материи. Проявление структурной бесконечности материи в ее системной организации. Типы связей на разных структурных уровнях. 8. Структурные уровни различных сфер. Структура живой природы. Социальная действительность в структурном аспекте. 9. Структура и ее роль в организации биологических систем. Система и целое. Различные типы систем. Часть и элемент. Взаимодействие части и целого. Определяющая роль целого по отношению к частям. 10. Диалектическое единство дифференциации и интеграция частей. Факторы и причины, обеспечивающие по Ч. Дарвину, дифференциацию частей. Механизмы и алгоритмы сборки частей в целое. Редукционизм. 11. Неустранимость и парадокс неопределенности. Не-определенностные процессы в искусстве, биологии, кибернетике, компьютерной связи. Принцип неопре- 1. деленности Гейзенберга как фундаментальное положение квантовой механики. 12. Этимология понятия «хаос». Хаос и мифы. Хаос и его проявления. Причины хаоса. Роль энтропии как меры хаоса. 13. Порядок и беспорядок в природе. Упорядоченность строения физических объектов. Два возможных подхода в объяснении порядка. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса. Диалектическое единство 0-мерной точки. 14. Принципы симметрии. Определение категорий симметрии, асимметрии, дисимметрии, антисимметрии. Операции симметрии. Универсальный характер симметрии и асимметрии в живой и неживой природе, математике, физике, техники, космологии. 15. Симметрия подобия как глобальная генетическая программа. Пространственно-временные и внутренние принципы симметрии. Иерархия принципов симметрии в законах сохранения физических величин. 16. Золотое сечение — закон проявления гармонии природы. 17. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. 18. Проблемы детерминизма и причинности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических системах. Закон возрастания энтропии. Принцип минимума диссипации энергии. 19. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Дарвиновская триада. 20. Классы механизмов эволюции. Закон дивергенции. 21. Особенности биологического уровня организации материи. Основные этапы становления идеи развития биологии. Концепции происхождения живого. Современные концепции происхождения жизни. Метаболизм. 22. Отражение и движение как всеобщие свойства материи. Проблемы адаптации живого и принцип отражения. 23. Отражение. Основные свойства отражения: аккумуляция, избирательность, опережающее отражение действительности, адекватность. 24. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живого. Концепция адаптационного синдрома, или стресса. 12. 25. Пространство и время. Развитие представлений о пространстве и времени. Понятие пространства и времени в структуре естественнонаучной теории. Общие свойства пространства и времени. 26. Принципы относительности Галилея и Эйнштейна. Пространственные и временные свойства в специальной и общей теориях относительности. 27. Время как форма бытия материи. Всеобщие и специфические свойства времени. Асимметрия времени в виде направленности. 28. Социальное пространство и социальное время. Проекции времени на сознание человека. Личное время и чувство ритма. 29. Сущность проблем самоорганизации в свете современной науки. Механизмы, обеспечивающие организационный процесс. Самоорганизующиеся системы. 30. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации. Характеристики процесса самоорганизации. Проблемы синергетики и глобальный эволюционизм. 31. Понятие о гомеостазе. Механизм обратной связи. Отрицательные и положительные обратные связи. Теория двойственной обратной связи. Роль и место информации как характеристики процесса самоорганизации. 32. Биосфера как живая саморегулирующаяся система. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ресурсная и биосферная модели предельной возможности Земли. 33. Модель устойчивой мировой системы. Прогнозы «Римского клуба». 34. Ноосфера как новое эволюционное состояние биосферы. Учение В.И. Вернадского о ноосфере — завершающее звено, объединяющее эволюцию живого вещества с миром неживой материи. 35. Экология и культура. Законы экологии. Экология человека и взаимопронизывающие уровни метасистем. 36. Проблемы рационального природопользования. Активная форма природопользования и правовое регулирование. 37. Генетика и эволюция. Законы генетики Менделя. Мутации. Генная инженерия как новый этап биологической эволюции. 38. Этические принципы науки и социальные факторы. Новые возможности и проблемы. Социология и этика биологического познания. Возникновение гене- 25. тической памяти и обратных связей. Будущее человека и прогресс генетики. 39. Человек как часть природы. Его физиология, здоро вье, творчество, работоспособность. Возникновение духовного мира человека как биологического вида и его общественных структур. 40. Экология человека и медицина. Проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане. 41. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь. 42. Мозг как орган сознания. Сознание, познание, творчество. 43. Взаимодействие организма и среды, сообществ организмов. Биоэтика. Принципы охраны природы и рационального природопользования. 44. Экология и культура, право, мораль. 45. Принцип универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ИСТОРИЯ, ПАНОРАМА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 1.1. Предмет естествознания. Основная терминология 6 1.2. Основные закономерности развития естествознания 7 1.2.1. Необходимость и случайность 7 1.2.2. Причины, от которых зависит развитие науки 7 1.2.3. Роль практики в развитии естествознания... 8 1.2.4. Относительная самостоятельность в развитии науки 11 1.2.5. Преемственность в развитии идей и принципов естествознания 1'4 1.2.6. Критика и борьба мнений в науке 14 1.2.7. Интернациональный характер развития науки 1* 1.2.8. Взаимодействие естественных наук 15 1.2.9. Дифференциация и интеграция наук 16 1.2.10. Социальные функции естествознания 18 1.3. Основные этапы развития естествознания..21 1.3.1. Натурфилософия как первая историческая форма знания 22 1.3.2. «Русский космизм» 43
1.3.3. Кризис в физике и нарушение прежних представлений 45 1.3.4. Ленинский принцип неисчерпаемости материи 46 1.3.5. Новейшая революция в естествознании.... 49 ТЕМА 2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ 2.1. Научная теория. Основная терминология.. 51 2.2. Содержание и структура естественнонаучной теории 52
2.2.1. Структура естественнонаучной теории 52 2.2.2. Основные способы построения естественнонаучной теории 53
2.3. Культура 54 2.4. Естественная и гуманитарная культуры.... 55 ТЕМА 3. КОРПУСКУЛЯРНАЯ И КОНТИНУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ 3.1. Атомизм древности 58 3.2. Механистический атомизм 59 3.3. Сокрушительный удар по принципам механицизма 59 3.4. Предпосылки для создания более высокого уровня развития атомизма 60 3.5. Квантовая теория строения атома 61 3.6. Существенные особенности атомизма XX в 62 3.7. Континуальная концепция 63 3.8. Корпускулярно-волновой дуализм 63 3.9. Элементарные частицы 64 3.10. Выводы 66 ТЕМА 4. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ. МИКРО-, МАКРО-И МЕГАМИРЫ 4.1. Материя. Всеобщие атрибуты материи.... 67 4.2. Структура и системная организация материи 68
4.2.1. Структура материи 68 4.2.2. Структурная бесконечность материи 68 4.3. Системная организация как атрибут материи 68
4.4. Структурные уровни организации материи 69 4.4.1. Микро-, макро- и мегамиры 70 4.4.2. Структурные уровни различных сфер 71 ТЕМА 5. СТРУКТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ 5.1. Система и целое 75 5.2. Часть и элемент 76
5.2.1. Соотношение категорий часть и элемент... 77 5.2.2. Взаимодействие части и целого 78 5.3. Диалектическое единство дифференциации и интеграции частей 80 5.4. Взаимосвязь единичного и общего 82 5.5. Интеграция частей 83
5.5.1. Свойства интеграции 85 5.5.2. Три механизма сборки 86 ТЕМА 6. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В МИРЕ. ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 6.1. Неустранимость неопределенности 88 6.2. Неопределенностные процессы в искусстве 90 6.2.1. Кубизм 90 6.2.2. Футуризм 92 6.2.3. Абстракционизм 92 6.2.4. Экспрессионизм., 92 6.2.5. Сюрреализм. 93 6.2.6. Импрессионизм 93 6.2.7. Постимпрессионизм 94
6.3. Неопределенность в биологии 95 6.4. Неопределенность в проблемах кибернетики и компьютерной связи 95 6.5. Принцип неопределенности 96 6.6. Неопределенность и случай — реальные компоненты развития 97 6.7. Сферы проявления неопределенности Виды неопределенности 98 6.8. Парадокс неопределенности 100 ТЕМА 7. ХАОС И ПОРЯДОК. ПОРЯДОК И БЕСПОРЯДОК В ПРИРОДЕ 7.1. Хаос 102 7.1.1. Этимология понятия «хаос» "... 102
7.1.2. Хаос и мифы 104 7.1.3. Примеры хаоса 105 7.1.4. Социологизация понятий порядка и хаоса. 106 7.1.5. Причины хаоса 106
7.2. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса 107 7.3. Поиск механизмов объяснения порядка и хаоса 108 7.4. Роль энтропии как меры хаоса ПО 7.5. Порядок 111
7.5.1. Математизированный порядок 111 7.5.2. Организмический стиль *... 112 7.5.3. Психологическая версия порядка 113 7.6. Диалектическое единство 0-мерной точки 114 7.7. Выводы 115 ТЕМА 8. ПРИНЦИПЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ, СУПЕРПОЗИЦИИ, ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ 8.1. Принцип дополнительности 116 8.2. Принцип суперпозиции 116 8.3. Принципы относительности 117
8.3.1. Принцип относительности Галилея 117 8.3.2. Принцип относительности Эйнштейна 117 8.3.3. Теория относительности Эйнштейна 117 ТЕМА 9. ПРИНЦИПЫ СИММЕТРИИ 9.1. Категории симметрии 120 9.1.1. Симметрия 120 9.1.2. Асимметрия 127 9.1.3. Дисимметрия 131 9.1.4. Антисимметрия 132 9.2. Операции симметрии 132 9.2.1. Отражение в плоскости симметрии 132 9.2.2. Поворотная симметрия 134 9.2.3. Отражение в центре симметрии 134 9.2.4. Трансляция, или перенос фигуры на расстояние 134 9.2.5. Винтовые повороты 135 9.2.6. Симметрия и законы роста... 136 9.2.7. Симметрия подобия 137
9.3. Симметрия в познании 139 9.4. Пространственно-временные и внутренние принципы симметрии 140
9.4.1. Пространственно-временные принципы симметрии 141 9.4.2. Внутренние принципы симметрии 143 9.5. Пифагор и пифагорейский союз 143 9.6. Царство чисел 144 9.7. Золотое сечение — закон проявления гармонии в природе 146
9.7.1. Числа Фибоначчи 147 9.7.2. Золотое сечение в астрономии 148 9.7.3. Золотое сечение в искусстве и музыке.... 150 9.7.4. Обнаружение золотого сечения в различных областях внешнего мира.... 153 9.7.5. Выводы 154 ТЕМА 10. ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПРИРОДЕ 10.1. Проблемы детерминизма и причинности 156 10.2. Фундаментальные физические законы... 156 10.2.1. Законы сохранения физических величин.. 157 10.3. Динамические и статистические законы.. 167 10.4. Закон возрастания энтропии 168 10.4.1. Первый закон термодинамики и невозможность создания - вечного двигателя первого рода 168 10.4.2. Второй закон термодинамики и невозможность создания вечного двигателя второго рода 169 10.5. Принцип минимума диссипации энергии. 170 10.6. Редукционизм... 172 ТЕМА 11. ХИМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ЭНЕРГЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ВЕЩЕСТВ 11.1. Формы движения материи 173 11.2. Вещества и их свойства 173 11.3. Энергетические эффекты химических реакций 175 11.4. Скорости химических реакций 177 11.5. Катализаторы химических реакций 178 11.6. Равновесие в химических реакциях 179 11.7. Принцип Ле Шателье 180 11.8. Модель, объясняющая равновесие 180 11.4. ТЕМА 12. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ 12.1. Основные этапы становления идеи развития в биологии 182 12.2. Концепции происхождения живого 183 12.2.1. Идея самопроизвольного происхождения жизни 183 12.2.2. Опыты Пастера, доказывающие происхождение живого от живого 184 12.2.3. Гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса 185 12.2.4. Гипотеза Опарина 185 12.2.5. Современные концепции происхождения жизни 186
12.3. Биоэнергоинформационный обмен 187 12.4. Биологическая вечность жизни 189 12.5. Метаболизм. 193 ТЕМА 13. ПРИНЦИПЫ ЭВОЛЮЦИИ, ВОСПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ ЖИВЫХ СИСТЕМ 13.1. Эволюционная теория Дарвина 195 13.1.1. Изменчивость 196 13.1.2. Наследственность 198 13.1.3. Связь между наследственностью и изменчивостью 199 13.1.4. Естественный отбор 200 13.2. Классы механизмов эволюции 206 13.2.1. Адаптационные механизмы 206 13.2.2. Катастрофические, или пороговые, механизмы эволюции.... 207 13.2.3. Принцип А, Пуанкаре. Закон дивергенции 208 13.3. Три периода формирования эволюционной теории Дарвина 209 13.4. Основные свойства развития 213 ТЕМА 14. ОТРАЖЕНИЕ КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИЙ 14.1. Отражение и движение 217 14.2. Внутренние и внешние стороны отражения 218 14.3. Отражение — всеобщее свойство материи. 220 14.4. Основные свойства отражения 220 14.4.1. Аккумуляция 221
14.4.2. Избирательность 221 14.4.3. Опережающее отражение действительности '. 221 14.4.4. Адекватность 222 14.5. Адаптация. Проблемы адаптации живого и принцип отражения 223 14.5.1. Адаптация 223 14.5.2. Проблемы адаптации живого и принцип отражения 223 14.5.3. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живого 224 14.5.4. Исследование случайных и направленных процессов повышения приспособляемости 225 14.6. Концепция адаптационного синдрома, или стресса.227 14.6.1. Стадии адаптационного синдрома, или стресса 228 14.6.2. Формирование естественного кодекса поведения 233 14.6.3. Выводы 236 ТЕМА 15. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 15.1. Понятия пространства и времени 237 15.2. Развитие представлений о пространстве и времени 238 15.3. Общие свойства пространства и времени. 239 15.4. Специфические свойства пространства и времени 240 15.5. Пространство и время в микро-, макро- и мегамире 241 15.5.1. Трехмерность пространства 243 15.5.2. п-мерность пространства 244 15.5.3. Социальное пространство 249 15.6. Время 253 15.6.1. Всеобщие и специфические свойства времени 254 15.6.2. Проекции времени на сознание человека. 258 15.6.3. Социальное время 261 15.6.4. Идеи и гипотезы профессора Н.А. Козырева 264 ТЕМА 16. САМООРГАНИЗАЦИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ 16.1. Сущность проблем самоорганизации в свете современной науки 269
16.1.1. Связь проблем самоорганизации материи с кибернетикой 269 16.1.2. Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований...... 274 16.2. Самоорганизация 278 16.2.1. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации.... 279 16.3. Характеристики процесса самоорганизации.., 281 16.3.1. Гомеостаз 281 16.3.2. Обратная связь 282 16.3.3. Информация 283 16.4. Роль синергетики в становлении нового понимания 290 16.4.1. Синергетика и трактовка единства мира в восточной философии 291 16.4.2. Синергетика и глобальный эволюционизм 292 16.5. Развитие научного знания как синергетический процесс 298 16.6. Синергетика и социальное развитие 300 16.7. Синергетика и современное видение мира 301 ТЕМА 17. УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ 17.1. Судьба научных идей В.И. Вернадского.. 305 17.1.1. Учение В.И. Вернадского 306 17.1.2. Значение идей В.И. Вернадского 307 17.2. Биосфера как живая саморегулирующаяся система 308 17.2.1. Возникновение учения о биосфере 308 17.2.2. Основные идеи В.И. Вернадского по проблемам биосферы 309 17.2.3. Составные части биосферы 310 17.2.4. Биосфера как саморегулирующаяся система 313 17.3. Взаимодействие косного и живого веществ 314 17.3.1. Живое вещество 314 17.3.2. Косное и живое вещества 315 17.4. Многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы 319 17.4.1. Распределение живого вещества 321 17.4.2. Классификация живого вещества 323 17.4.1. 17.4.3. Миграция и распределение живого вещества 324 17.4.4. Постоянство биомассы живого вещества.. 325 17.4.5. Функции живого вещества в биосфере Земли.' 326 17.5. Факторы, свидетельствующие в пользу земного происхождения жизни.. 327 17.6. Космопланетарный характер биосферы... 329 17.6.1. Этап «химической эволюции» 329 17.6.2. Природно-радиационный фон 330 17.6.3. Живое вещество как геологическая сила.. 330 17.6.4. Влияние магнитных полей на космический характер биосферы 331 17.6.5. Компенсаторно-защитные функции биосферы 332 17.7. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу 333 17.7.1. Ноосфера — сфера Разума 334 17.7.2. Ноосфера и развитие общества 341 17.8. Единая картина развития мира 342 17.8.1. Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности. 343 17.8.2. Позиция универсального эволюционизма. 344 17.8.3. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии 344 ТЕМА 18. ЭКОЛОГИЯ. ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ 18.1. Экология 346 18.2. Законы экологии 347
18.2.1. Законы экологии Коммонера 347 18.2.2. Второе начало термодинамики и экология 348 18.2.3. Взаимопронизывающие уровни метасистем 350 18.2.4. Анализ законов экологии 358 18.2.5. Дополнительные законы экологии 359 18.3. Проблема рационального природопользования 359 18.3.1. Принципы охраны природы 359 18.3.2. Принципы защиты биосферы 360 18.3.3. Мероприятия по охране природы 361 18.4. Закон необходимого разнообразия в экологии 365 18.4.1. Проблема «человек — Вселенная» 366 18.4.2. Экология и культура 367 18.4.1. 18.4.3. Экология, право и мораль 367 18.5. Биоэтика 369 18.6. Ресурсная и биосферная модели развития. 373
18.6.1. Ресурсная модель 373 18.6.2. Биосферная модель» 374 18.6.3. Виды воздействия на биосферу 374
18.7. Модель устойчивой мировой системы.... 375 18.8. Прогнозы «Римского клуба» 376 ТЕМА 19. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 19.1. Социология и этика биологического познания 380 19.2. Генетика 382 19.2.1. Законы Менделя 382 19-2.2. Развитие генетики 383 19.2.3. Основные понятия и термины современной генетики 385 19.3. Развитие нервной системы 390 19.4. Генная инженерия 391 19.5. Программа «Геном человека» 394 ТЕМА 20. ЧЕЛОВЕК: ФИЗИОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЭМОЦИИ, ТВОРЧЕСТВО, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 20.1. Человек 397 20.2. Экология человека и медицина 398
20.2.1. Здоровье человека 400 20.2.2. Проблема болезни и здоровья 402 20.2.3. Единство человека и природы 403 20.2.4. Валеология — новая наука о здоровье души и тела 407 20.2.5. Валеологические уровни здоровья 409 20.3. Эмоции, творчество, работоспособность.. 411 20.3.1. Эмоции '... 411 20.3.2. Творчество 416 20.3.3. Работоспособность 417 20.3.4. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности 418 20.3.5. Самоактуализирующиеся личности 418 20.4. Сознание 420 20.4.1. Естественнонаучные данные о мозге человека 421 20.4.2. Задачи мозга., 422 20.4.3. Интеллект личности 422 20.4.2. 20.4.4. Информация и мозг 424 20.4.5. Исследования в области человеческого мозга 425 20.4.6. Моделирование функций человеческого мозга 426 20.5. Идея целостности 427 ПРИЛОЖЕНИЯ: Учебный план, программа курса «концепции современного естествознания, темы семинарских занятий и контрольных работ, контрольные вопросы 430 Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания» 431 Литература 439 Темы семинарских занятий 441 Темы Контрольных работ 458 Основные вопросы по курсу «Концепц Date: 2016-11-17; view: 265; Нарушение авторских прав |