Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимосвязь единичного и общего
Каждое явление так или иначе связано с бесчисленным множеством других явлений, которые вследствие взаимодействия с ним вносят в него соответствующие изменения. Но все, что неповторимо в явлении, что присуще только ему и отсутствует у других явлений, составляет единичное. Единичным выступают папиллярные узоры поверхности концов пальцев, так как у каждого человека они свои, неповторимые. Единичным для каждой нации является неповторимое в ее культуре, психологическом складе, языке, традициях, обычаях и т.д. Обладая неповторимыми чертами, свойствами, каждое отдельное явление составляет часть единой материи, звено в бесконечной цепи ее развития. Поэтому каждое явление наряду с неповторимым должно иметь повторяющееся, свойственное не только ему, но и другим явлениям. Повторяющееся в явлениях, то, что присуще не одному, а многим явлениям, составляет общее. Общим в том или ином человеке является то, что он является разумным существом, его сознание отражает его общественное бытие и т.д., т.е. все то, что свойственно не только ему, но и другим людям. Взаимосвязь единичного и общего проявляется как взаимосвязь целого и части. Ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием. Всякое общее лишь приблизительно охватывает предметы, всякое отдельное не полностью входит в общее, так как наряду с общим, отдельные предметы имеют единичное, наряду с повторяющимися свойствами — неповторимые. Существуя в отдельных предметах, единичное и общее органически связаны между собой и при определенных условиях переходят друг в друга: единичное становится общим, а общее — единичным. Это наглядно иллюстрируется при анализе процесса возникновения и исчезновения тех или иных свойств и материальных образований живой природы. Оказываясь при расселении в различных условиях жизни, особи приобретают те или иные приспособленческие функции и свойства, которые по мере усиления тех или иных условий превращаются в общие свойства, характеризующие вначале разновидность, а затем и вид в целом. Если взять эти особи одного и того же вида из разных мест, отличающихся определенными чертами окружающей среды, или степень проявления этих черт, то можно обнаружить все ступени превращения того или иного свойства из единичного отклонения в общее свойство вида и, наоборот, общего свойства — в единичное.
ИНТЕГРАЦИЯ ЧАСТЕЙ Как уже отмечалось, дифференциация — это разделение целого на части, а интеграция — это объединение соподчинением частей системе целого. При объединении системы, т.е. при переходе к макроуровню, происходит образование новой структуры, обладающей новыми специфическими качествами. Целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям, но возникающим в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Например, атомы различных химических элементов, известных из таблицы Д. Менделеева, соединяясь друг с другом, образуют молекулы. Разновидностей молекул уже сотни тысяч: примерно 50 тысяч неорганических, около миллиона органических. Если взять две молекулы водорода и одну молекулу кислорода, то из них можно получить две молекулы воды, но это совсем не означает, что молекула воды «унаследует» свойства составляющих ее частей. Получается совершенно новое образование, отличающееся даже агрегатным состоянием. Химические элементы натрий и хлор, взятые порознь, не обладают теми свойствами, какими обладает их соединение — известная всем поваренная соль. Однако как один атом кислорода и два атома водорода, из которых состоит вода, так и атомы натрия и хлора, из которых строится молекула поваренной соли, являясь частями целого, не теряются в этом целом, не сливаются с его качеством, а сохраняют свою специфическую качественную определенность, обладают известной особенностью и самостоятельностью, что позволяет им занимать в целом строго определенное место и играть строго определенную роль. Целое всегда имеет особые свойства, отсутствующие у его частей, и не равно сумме элементов, не объединенных системообразующими связями. При сложении системного целого образующаяся интеграция подчиняется иным законам формирования, функционирования и эволюции. Группа отдельно рассматриваемых деревьев, как и одно дерево, — еще не лес. Для леса необходимо сочетание всех его экологических компонентов, составляющих именно эту экосистему, образование собственного биологического климата и т.п. Процессы сборки в мире неживой природы очень сложны. Отсюда ясно, сколь же глубоки они в мире живого вещества и общества. Механическое сосредоточение химических элементов, тканей, органов не даст организма в целом, для этого требуются системная целостность, обмен веществ и множество других свойств данной биосистемы. Рассматривая объединение отдельных элементов в систему, неизбежно сталкиваемся с необходимостью рассматривать ее как некоторый процесс, учитывающий ее историю, неопределенность, наследственность. Существует специальная наука о поведении животных — этология. Она изучает также особенности поведения стадных животных. Стадо северных оленей, например, становится стадом и начинает обладать присущими стаду свойствами лишь при достижении определенной численности. Несколько отдельных оленей, даже если они находятся вместе, не проявляют тех свойств совместного поведения, которые свойственны большому стаду. Если в стадо попадают домашние животные, то они в первую очередь становятся добычей волков. Таким образом: ? чтобы изучить поведение стада, его свойства как некоторой системы, недостаточно знать поведение отдельных животных. Механизм сборки особей — процесс, требующий неизмеримо большего, чем изучение поведения отдельных животных. Этот процесс порождает определенное кооперативное поведение, обеспечивает оптимальное функционирование системы; ? в процессе сборки возникают новые системные свойства, не выводимые из свойств объектов более низкого уровня. При переходе к изучению общественных характеристик человеческого общества это свойство коллективов и любых организаций общества приобретает важнейшее значение. В проблеме же коэволюции (т.е. совместного эволюционного развития) — решающее; ? развитие нашего мира на всех его уровнях — это некоторый процесс непрерывного возникновения и разрушения новых систем, новых организационных структур. Механизмы сборки, определяющие процессы становления этих структурных систем, возникновение новых свойств, нового качества являются стержнем всего мирового развития. Свойства интеграции Как уже говорилось, в случае сложноорганизованных объектов целое несводимо к сумме частей. Эта особенность любого целостного образования, которую можно назвать свойством интеграции, позволяет понять и все остальные черты целого. К этим чертам относятся: ? возникновение нового в процессе развития; ? появление новых типов целостности; ? разделение целостных систем на органические и неорганические, основанное на том, что в неорганической системе (атом, молекула) свойства частей хотя и отражают природу целого, но все же определяются внутренней природой частей, тогда как в органической системе (биологические и социальные объекты) свойства частей целиком определяются свойствами целого. Между частями и целым существует не простая функциональная зависимость, а значительно более сложная система разнокачественных связей, субординаций, управления, структурных, генетических связей и т.п., в рамках которых причина одновременно выступает как следствие, как предпосылка. Взаимосвязь частей такова, что она представляется не в виде линейного причинного ряда, а в виде своеобразного замкнутого круга, внутри которого каждый элемент связи является условием другого и обусловленного им. Современное познание разрешает и известный познавательный парадокс: как познать целое раньше части, если это предполагает знание частей раньше целого? Он осуществляется одновременно? Выделяя части, мы анализируем их как элементы данного целого, в результате синтеза целое выступает как состоящее из частей. Изучение частей является единственным возможным путем изучения целого. В то же время результаты исследования частей входят в систему научного знания лишь благодаря тому, что они выступают как новое знание о целом. Date: 2016-11-17; view: 310; Нарушение авторских прав |