Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Естествознание XVI-XVII вв.
На вышеперечисленные и подобные вопросы пытаются ответить в XVI—XVII вв. Ф. Бэкон и Р. Декарт. Ф. Бэкон (1561—1626) положил начало науке, основанной на точных знаниях и эксперименте. Р. Декарт (1596—1650) в теории познания является основателем рационализма, сторонник дедуктивного метода познания. Рационализм (от лат. rationalis — разумный) — направление в теории познания, признающее разум единственным источником точного, истинного знания в отличие от эмпиризма, считающего единственным источником познания чувственный опыт. Виднейшими представителями рационализма были Р.Декарт и Б. Спиноза. Декарт, будучи родоначальником рационализма, обосновал всесилие разума, считал, что критерий истины — в разуме. В отличие от Ф. Бэкона, Р. Декарт полагал, что опытные данные о вещах часто бывают обманчивы, а дедукция, или чистый вывод одного из другого, проведенная разумом, никогда не может быть неверна. Декарт считал, что, подобно тому, как математик силой ума решает математические задачи, так и философ может постичь истину одной лишь силой ума. Рационалисты видели идеал науки в математике, для них это была «чистая наука», якобы не зависящая от опыта. Спиноза тоже считал, что знания, получаемые из опыта, являются недостоверными, случайными, тогда как разум дает нам достоверное и необходимое знание. Декарт признавал сомнения методом рассуждения, посредством которого можно избежать всяких предвзятых и привычных понятий и прийти к установлению достоверных истин. Он заявлял, что сомневается как в правильности наших представлений о мире, так и в существовании самого мира: «Я мыслю, следовательно, я существую». Отправляясь, таким образом, от факта существования своего собственного «Я», Декарт приходит к заключению о существовании всего остального мира. Он считал, что истина постигается непосредственно разумом, присущей ему интуицией, правильность же истины проверяется не практикой, а правильностью и четкостью наших понятий. Критерий истины, по мнению Декарта, находится не вне разума, а в нем самом. Естествознание XVII в. характеризовалось формированием механистического подхода. Основы были заложены итальянским ученым Г. Галилеем, создавшим один из главных разделов механики — динамику (науку о вращении небесных тел), открывшим законы свободного падения тел, законы движения маятника. В конце XVII — начале XVIII в. перед И. Ньютоном встала задача описания законов механического движения, что им и было с блеском сделано. Естествознание этого периода было механическим, так как ко всем процессам природы применялся исключительно масштаб механики. Но уже в конце XVII — начале XVIII в. в математике И. Ньютоном и Г. Лейбницем создается анализ бесконечно малых, Р. Декартом — аналитическая геометрия, М.Ломоносовым развивается атомно-кинетическое учение, формируется идея развития в биологии К. Вольфом. Революция в естествознании, которую принято связывать с именами Коперника, Галилея, Ньютона, способствовала возникновению научного метода, которому мы сегодня обязаны всеми достижениями науки и техники. Научный метод отражает фундаментальные особенности информационного анализа, осуществляемого мозгом, который определяет априорные границы развития науки в понимании Вселенной. Наука возникает как инструмент, позволяющий снимать природную ограниченность мозга. Мозг человека в отличие от мозга животного может производить новую информацию и делать альтернативные предсказания: появляется абстрактное мышление. Наука возникла тогда, когда стало очевидным, что полученный на основе представлений индивидуального мозга образ мира может быть ошибочным, а значит, будет мешать общественному прогрессу. Одной из фундаментальных функций мозга (подробно о мозге см. ТЕМУ 20.4) является конструирование представлений об окружающей среде и соответствующих причинных взаимодействий внутри нее и использование этой информации для предсказания событий. Отсюда возникает физика как видоизменение этих естественных функций мозга. Это видоизменение было создано человеком для расширения и дополнения предсказательных функций и операций, присущих мозгу, которое снимает его природные и временные ограничения. Становление теоретического естествознания, основанного на экспериментах и наблюдениях, начинается с XVII в. В XVII—XIX вв. бурно развиваются математика, астрономия, биология, другие естественные и гуманитарные науки, в расцвете находится натурфилософия. Г. Лейбниц (1646—1716) стремился примирить религию и науку, объяснить бедствия, испытываемые людьми ссылкой на волю Бога. В основе природы, по Лейбницу, лежат самостоятельные духовные субстанции — «монады», являющиеся основой всех вещей, всей жизни. Верховная монада — Бог, творящий все бесконечное многообразие существующих монад, устанавливающий иерархию и связь между ними, образующую предустановленную гармонию. Поэтому, как утверждал Лейбниц, «все к лучшему в этом лучшем из миров». Неорганический мир представляет собой сочетание низших монад, человек является сочетанием высших монад. Вся природа, по Лейбницу, есть природа органическая, неживой природы нет. Большие заслуги имеет Лейбниц в области математики. Независимо от Ньютона он создал дифференциальное и интегральное исчисление (анализ бесконечно малых), которое является мощным средством познания мира, так как позволяет естествознанию изображать не только состояния, но и процессы, а значит, движение. Лейбниц является основателем и с 1700 г. председателем Бранденбургского научного общества, позднее ставшего Берлинской академией наук. По просьбе Петра I им были разработаны проекты развития образования и государственного управления в России. Лейбниц: ? вывел закон непрерывности — природа никогда не делает скачков, а развитие происходит непрерывно; ? разработал учение о лестнице существ — непрерывном ряде всех живых существ, которое в XVIII в. получило широкое распространение в биологической науке; ? высказал идею о единстве живого, которая в. дальнейшем послужила формированию эволюционного учения. Date: 2016-11-17; view: 247; Нарушение авторских прав |