Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развитияСтр 1 из 168Следующая ⇒
С. Г. Хорошавина КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ
Рекомендовано Министерствомобразования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Издание четвертое Ростов-на-Дону «Феникс»
УДК 50(075.8) ББК 20я73 КТК 100 X 82 Рецензенты: профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, д. т. н., академик РАЕН, президент Международного общественно-научного комитета «Экология человека и энергоинформатика» Волченко В.Н.; зав. кафедрой философии религии РГУ, президент Ассоциации «Духовной культуры», д. ф. н., профессор Капустин Н.С.; декан исторического факультета РГУ, доктор исторических наук Узнародов И.М.
Хорошавина С. Г. X 82 Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 480 с. — (Высшее образование). ISBN 5-222-07788-8
Предлагаемый курс способствует расширению представлений о едином процессе развития, охватывающем живую природу, неживое вещество и общество. Программа курса позволяет вооружить слушателей знаниями, отвечающими современному уровню развития естествознания, рассматриваются последние идеи и гипотезы, точки зрения на важнейшие вопросы современного естествознания, что дает возможность, овладев целостным научным мировоззрением, сформировать свою мировоззренческую позицию для успешной социальной адаптации. Разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом (Москва, Госкомитет РФ но ВО, 1995 г.) кандидатом технических наук, доцентом Ростовского-на-Дону института Бизнеса и Права, профессором Академии естествознания в 1995 г. В данной редакции рекомендуется студентам и преподавателям гуманитарных факультетов вузов для подготовки по специальности юриспруденция, менеджмент, экономика.
ISBN 5-222-07788-8
УДК 50(075.8) ББК 20я73 © С.Г. Хорошавина, 2003 © Оформление: изд-во «Феникс», 2003
Содержание ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ИСТОРИЯ, ПАНОРАМА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.. 13 1.1. ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.. 13 1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.. 14 1.2.1.Необходимость и случайность. 14 1.2.2. Причины, от которых зависит развитие науки. 14 1.2.3. Роль практики в развитии естествознания. 14 1.2.4. Относительная самостоятельность в развитии науки. 16 1.2.5. Преемственность в развитии идей и принципов естествознания. 17 1.2.6. Критика и борьба мнений в науке. 18 1.2.7. Интернациональный характер развития науки. 18 1.2.8. Взаимодействие естественных наук. 19 1.2.9. Дифференциация и интеграция наук. 19 1.2.10. Социальные функции естествознания. 20 1.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.. 22 1.3.1. Натурфилософия как первая историческая форма знания. 22 1.3.1.1. Естествознание VII-VI вв. до н. э. 23 1.3.1.2. Учение Гераклита об огне в виде первовещества. 24 1.3.1.3. Естествознание V в. до н. э. Учения философов Эмпедокла и Анаксагора. 25 1.3.1.4. Естествознание IV в. до н.э. 26 1.3.1.5. Выделение медицины из натурфилософии и учение Гиппократа. 26 1.3.1.6. Естествознание IV-III вв. до н. э. Учения Платона, Аристотеля, Теофраста. 27 1.3.1.7. Философия Эпикура и Лукреция как завершение материалистических воззрений Древней Греции. 28 1.3.1.8. Средневековье и эпоха Возрождения. 29 1.3.1.9. Естествознание XVI-XVII вв. 32 1.3.1.10. Естествознание XVIII в. 33 1.3.1.11. Выдающиеся открытия XIX в. и конец натурфилософии. 34 1.3.2. «Русский космизм». 35 1.3.3. Кризис в физике и нарушение прежних представлений. 36 1.3.4. Ленинский принцип неисчерпаемости материи. 37 1.3.4.1. Онтологическая сторона неисчерпаемости материи. 37 1.3.4.2. Гносеологическая сторона неисчерпаемости материи. 37 1.3.5. Новейшая революция в естествознании. 38 ТЕМА 2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ... 40 2.1. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ. ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.. 40 2.2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ТЕОРИИ.. 41 2.2.1. Структура естественнонаучной теории. 41 2.2.2. Основные способы построения естественнонаучной теории. 41 2.3. КУЛЬТУРА.. 42 2.4. ЕСТЕСТВЕННАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ... 43 ТЕМА 3. КОРПУСКУЛЯРНАЯ И КОНТИНУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ 44 3.1. АТОМИЗМ ДРЕВНОСТИ.. 44 3.2. МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ... 45 3.3. СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ УДАР ПО ПРИНЦИПАМ МЕХАНИЦИЗМА.. 45 3.4. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АТОМИЗМА 46 3.5. КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ АТОМА.. 46 3.6. СУЩЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТОМИЗМА XX в. 47 3.7. КОНТИНУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ.. 47 3.8. КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ... 48 3.9. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ... 48 3.10. ВЫВОДЫ... 49 ТЕМА 4. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ. МИКРО-, МАКРО- И МЕГАМИРЫ 50 4.1. МАТЕРИЯ. ВСЕОБЩИЕ АТРИБУТЫ МАТЕРИИ.. 50 4.2. СТРУКТУРА И СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИИ.. 51 4.2.1. Структура материи. 51 4.2.2. Структурная бесконечность материи. 51 4.3. СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК АТРИБУТ МАТЕРИИ.. 51 4.4. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ.. 52 4.4.1. Микро-, макро- и мегамиры.. 52 4.4.2. Структурные уровни различных сфер. 53 ТЕМА 5. СТРУКТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ... 55 5.1. СИСТЕМА И ЦЕЛОЕ.. 55 5.2. ЧАСТЬ И ЭЛЕМЕНТ. 56 5.2.1. Соотношение категорий часть и элемент. 57 5.2.2. Взаимодействие части и целого. 57 5.3. ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЧАСТЕЙ.. 58 5.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕДИНИЧНОГО И ОБЩЕГО.. 59 5.5. ИНТЕГРАЦИЯ ЧАСТЕЙ.. 60 5.5.1. Свойства интеграции. 61 5.5.2. Три механизма сборки. 62 5.5.2.1. Механический детерминизм.. 62 5.5.2.2. Связь по типу корреляции. 62 5.5.2.3. Связь по типу субординации. 62 ТЕМА 6. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В МИРЕ. ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.. 63 6.1. НЕУСТРАНИМОСТЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.. 63 6.2. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСКУССТВЕ.. 64 6.2.1, Кубизм.. 64 6.2.2. Футуризм.. 65 6.2.3. Абстракционизм.. 66 6.2.4. Экспрессионизм.. 66 6.2.5. Сюрреализм.. 66 6.2.6. Импрессионизм.. 66 6.2.7. Постимпрессионизм.. 67 6.3. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В БИОЛОГИИ.. 67 6.4. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ПРОБЛЕМАХ КИБЕРНЕТИКИ И КОМПЬЮТЕРНОЙ СВЯЗИ 68 6.5. ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.. 68 6.6. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И СЛУЧАЙ — РЕАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ.. 68 6.7. СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. ВИДЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.. 69 6.8. ПАРАДОКС НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.. 70 ТЕМА 7. ХАОС И ПОРЯДОК. ПОРЯДОК И БЕСПОРЯДОК В ПРИРОДЕ.. 72 7.1. ХАОС.. 72 7.1.1. Этимология понятия «хаос». 72 7.1.2. Хаос и мифы.. 73 7.1.3. Примеры хаоса. 74 7.1.4. Социологизация понятий порядка и хаоса. 74 7.1.5. Причины хаоса. 75 7.2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ СООТНОШЕНИЯ ПОРЯДКА И ХАОСА.. 75 7.3. ПОИСК МЕХАНИЗМОВ ОБЪЯСНЕНИЯ ПОРЯДКА И ХАОСА.. 76 7.4. РОЛЬ ЭНТРОПИИ КАК МЕРЫ ХАОСА.. 77 7.5. ПОРЯДОК.. 78 7.5.1. Математизированный порядок. 78 7.5.2. Организмический стиль. 78 7.5.3. Психологическая версия порядка. 79 7.6. ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО 0-МЕРНОЙ ТОЧКИ.. 79 7.7. ВЫВОДЫ... 80 ТЕМА 8. ПРИНЦИПЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ, СУПЕРПОЗИЦИИ, ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ 81 8.1. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ.. 81 8.2. ПРИНЦИП СУПЕРПОЗИЦИИ.. 81 8.3. ПРИНЦИПЫ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.. 82 8.3.1. Принцип относительности Галилея. 82 8.3.2. Принцип относительности Эйнштейна. 82 8.3.3. Теория относительности Эйнштейна. 82 ТЕМА 9. ПРИНЦИПЫ СИММЕТРИИ.. 83 9.1. КАТЕГОРИИ СИММЕТРИИ.. 83 9.1.1 Симметрия. 83 9.1.1.1. История возникновения категорий симметрии. 84 9.1.1.2. Симметрия в архитектуре. 85 9.1.1.3. Симметрия в технике. 87 9.1.2. Асимметрия. 87 9.1.2.1. Асимметрия в живой природе. 88 9.1.2.2. Асимметрия как разграничивающая линия между живой и неживой природой. 88 9.1.2.3. Опыты Пастера и Кюри. 89 9.1.3. Дисимметрия. 90 9.1.4. Антисимметрия. 90 9.2. ОПЕРАЦИИ СИММЕТРИИ.. 90 9.2.1. Отражение в плоскости симметрии. 90 9.2.2. Поворотная симметрия. 91 9.2.3. Отражение в центре симметрии. 91 9.2.4. Трансляция, или перенос фигуры на расстояние. 92 9.2.5. Винтовые повороты.. 92 9.2.6. Симметрия и законы роста. 93 9.2.7. Симметрия подобия. 93 9.3. СИММЕТРИЯ В ПОЗНАНИИ.. 94 9.4. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ И ВНУТРЕННИЕ ПРИНЦИПЫ СИММЕТРИИ.. 95 9.4.1. Пространственно-временные • принципы симметрии. 96 9.4.2. Внутренние принципы симметрии. 97 9.5. ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ. 97 9.6. ЦАРСТВО ЧИСЕЛ.. 97 9.7. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ—ЗАКОН ПРОЯВЛЕНИЯ ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ.. 98 9.7.1. Числа Фибоначчи. 99 9.7.2. Золотое сечение в астрономии. 100 9.7.3. Золотое сечение в искусстве и музыке. 101 9.7.4. Обнаружение золотого сечения в различных областях внешнего мира. 103 9.7.5. Выводы.. 104 ТЕМА 10. ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПРИРОДЕ.. 105 10.1. ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕРМИНИЗМА И ПРИЧИННОСТИ.. 105 10.2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ... 106 10.2.1. Законы сохранения физических величин. 106 10.2.1.1. Закон сохранения массы.. 107 10.2.1.2. Закон сохранения импульса. 108 10.2.1.3. Закон сохранения заряда. 109 10.2.1.4. Закон сохранения энергии в механических процессах. 110 10.2.1.5. Законы сохранения в микромире. 111 10.3. ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ... 112 10.4. ЗАКОН ВОЗРАСТАНИЯ ЭНТРОПИИ.. 113 10.4.1. Первый закон термодинамики и невозможность создания вечного двигателя первого рода 113 10.4.2. Второй закон термодинамики и невозможность создания вечного двигателя второго рода 113 10.5. ПРИНЦИП МИНИМУМА ДИССИПАЦИИ ЭНЕРГИИ.. 114 10.6. РЕДУКЦИОНИЗМ... 115 ТЕМА 11. ХИМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ЭНЕРГЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ВЕЩЕСТВ.. 115 11.1. ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ.. 115 11.2. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА.. 116 11.3. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.. 117 11.4. СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.. 118 11.5. КАТАЛИЗАТОРЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.. 119 11.6. РАВНОВЕСИЕ В ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЯХ.. 119 11.7. ПРИНЦИП ЛЕ ШАТЕЛЬЕ.. 120 11.8. МОДЕЛЬ, ОБЪЯСНЯЮЩАЯ РАВНОВЕСИЕ.. 120 ТЕМА 12. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ.. 121 12.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕИ РАЗВИТИЯ В БИОЛОГИИ.. 121 12.2. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИВОГО.. 122 12.2.1. Идея самопроизвольного происхождения жизни. 122 12.2.2. Опыты Пастера, доказывающие происхождение живого от живого. 123 12.2.3. Гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса. 123 12.2.4. Гипотеза Опарина. 123 12.2.5. Современные концепции происхождения жизни. 124 12.3. БИОЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН.. 124 12.4. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕЧНОСТЬ ЖИЗНИ.. 126 12.5. МЕТАБОЛИЗМ... 128 ТЕМА 13. ПРИНЦИПЫ ЭВОЛЮЦИИ, ВОСПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ ЖИВЫХ СИСТЕМ 129 13.1. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ДАРВИНА.. 130 13.1.1. Изменчивость. 130 13.1.2. Наследственность. 131 13.1.3. Связь между наследственностью и изменчивостью.. 132 13.1.4. Естественный отбор. 132 13.2. КЛАССЫ МЕХАНИЗМОВ ЭВОЛЮЦИИ.. 136 13.2.1. Адаптационные механизмы.. 136 13.2.2. Катастрофические, или пороговые, механизмы эволюции. 137 13.2.3. Принцип А. Пуанкаре. Закон дивергенции. 137 13.3. ТРИ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ ДАРВИНА.. 138 13.4. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА РАЗВИТИЯ.. 140 ТЕМА 14. ОТРАЖЕНИЕ КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ.. 142 14.1. ОТРАЖЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ.. 143 14.2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ СТОРОНЫ ОТРАЖЕНИЯ.. 143 14.3. ОТРАЖЕНИЕ— ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ.. 144 14.4. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОТРАЖЕНИЯ.. 145 14.4.1. Аккумуляция. 145 14.4.2. Избирательность. 145 14.4.3. Опережающее отражение действительности. 146 14.4.4. Адекватность. 146 14.5. АДАПТАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЖИВОГО И ПРИНЦИП ОТРАЖЕНИЯ.. 146 14.5.1. Адаптация. 146 14.5.2. Проблемы адаптации живого и принцип отражения. 147 14.5.3. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живого. 147 14.5.4. Исследование случайных и направленных процессов повышения приспособляемости 148 14.6. КОНЦЕПЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА, ИЛИ СТРЕССА.. 149 14.6.1. Стадии адаптационного синдрома, или стресса. 149 14.6.1.1. Реакция тревоги. 149 14.6.1.2. Резистивность, или сопротивление. 150 14.6.1.3. Истощение. 150 14.6.1.4. Стресс и адаптационная энергия. 150 14.6.1.5. Стресс и дистресс. 150 14.6.2. Формирование естественного кодекса поведения. 152 14.6.2.1. Связь между работой, стрессом и старением.. 153 14.6.2.2. Приемы, сводящие психическую ранимость к минимуму. 153 14.6.3. Выводы.. 154 ТЕМА 15. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.. 155 15.1. ПОНЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.. 155 15.2. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ.. 156 15.3. ОБЩИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.. 157 15.4. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.. 157 15.5. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В МИКРО-, МАКРО- И МЕГАМИРЕ.. 158 15.5.1. Трехмерность пространства. 159 15.5.2. n-мерность пространства. 159 15.5.3. Социальное пространство. 162 15.6. ВРЕМЯ.. 164 15.6.1.1. Длительность времени. 165 15.6:1.2. Прерывность и непрерывность. 166 15.6.1.3. Вечность времени. 166 15.6.1.4. Необратимость времени. 166 15.6.1.5. Одномерность времени. 167 15.6.2. Проекции времени на сознание человека. 168 15.6.3. Социальное время. 169 15.6.4. Идеи и гипотезы профессора Н.А. Козырева. 171 ТЕМА 16. САМООРГАНИЗАЦИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ.. 173 16.1. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМ САМООРГАНИЗАЦИИ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ 173 16.1.1. Связь проблем самоорганизации материи с кибернетикой. 173 16.1.1.1. Кибернетика и ее принципы.. 173 16.1.1.2. Самоорганизующиеся системы.. 175 16.1.1.3. Связь кибернетики с процессом самоорганизации. 176 16.1.2. Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований. 176 16.1.2.1. Понятие синергетики. 176 16.1.2.2. Отличие синергетики от кибернетики. 176 16.1.2.3. История становления синергетики как науки. 177 16.1.2.4. Связь синергетики с другими науками. 178 16.2. САМООРГАНИЗАЦИЯ.. 179 16.2.1. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации. 179 16.2.1.1. Структурные компоненты процесса самоорганизации. 179 16.2.1.2. Свойства самоорганизующейся системы.. 179 16.2.1.3. Механизм, обеспечивающий организационный процесс. 179 16.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ.. 180 16.3.1. Гомеостаз. 180 16.3.2. Обратная связь. 181 16.3.3. Информация. 181 16.3.3.1. Этимология понятия «информация». 182 16.3.3.2. Роль и место информации. 183 16.3.3.3. Понятие ценности информации. 183 16.3.3.4. Информация и память. 184 16.3.3.5. Две точки зрения на информацию.. 185 16.4. РОЛЬ СИНЕРГЕТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОГО ПОНИМАНИЯ.. 185 16.4.1. Синергетика и трактовка единства мира в восточной философии. 186 16.4.2. Синергетика и глобальный эволюционизм.. 186 16.4.2.1. Важнейшие достижения современной науки в познании структуры и развития материи 187 16.4.2.2. Инфляционная теория. 188 16.4.2.3. Модель Большого взрыва. 188 16.4.2.4. Различные ветви эволюции. 189 16.4.2.5. Самоорганизация материи на Земле. 190 16.5. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ КАК СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.. 190 16.6. СИНЕРГЕТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.. 191 16.7. СИНЕРГЕТИКА И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ МИРА.. 192 ТЕМА 17. УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ.. 194 17.1. СУДЬБА НАУЧНЫХ ИДЕЙ В.И. ВЕРНАДСКОГО.. 194 17.1.1. Учение В.И. Вернадского. 194 17.1.2. Значение идей В.И. Вернадского. 195 17.2. БИОСФЕРА КАК ЖИВАЯ САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА.. 196 17.2.1. Возникновение учения о биосфере. 196 17.2.2. Основные идеи В.И. Вернадского по проблемам биосферы.. 196 17.2.3. Составные части биосферы.. 197 17.2.3.1. Атмосфера как составная часть биосферы.. 197 17.2.3.2. Гидросфера — водная оболочка Земли. 197 17.2.3.3. Литосфера — поверхность твердого тела Земли. 198 17.2.4. Биосфера как саморегулирующаяся система. 198 17.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОСНОГО И ЖИВОГО ВЕЩЕСТВ.. 199 17.3.1. Живое вещество. 199 17.3.2. Косное и живое вещества. 200 17.3.2.1. Круговорот органического вещества. 200 17.3.2.2. Формирование и эволюция биосферы.. 201 17.4. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ— ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ И УСТОЙЧИВОСТИ БИОСФЕРЫ... 202 17,4.1. Распределение живого вещества. 203 17.4.2. Классификация живого вещества. 204 17.4.3. Миграция и распределение живого вещества. 205 17.4.4. Постоянство биомассы живого вещества. 206 17.4.5. Функции живого вещества в биосфере Земли. 206 17.5. ФАКТОРЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ В ПОЛЬЗУ ЗЕМНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ 207 17.6. КОСМОПЛАНЕТАРНЫЙ ХАРАКТЕР БИОСФЕРЫ... 208 17.6.1. Этап «химической эволюции». 208 17.6.2. Природно-радиационный фон. 208 17.6.3. Живое вещество как геологическая сила. 209 17.6.4. Влияние магнитных полей на космический характер биосферы.. 209 17.6.5. Компенсаторно-защитные функции биосферы.. 210 17.7. УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО О ПРЕОБРАЗОВАНИИ БИОСФЕРЫ В НООСФЕРУ 210 17.7.1. Ноосфера — сфера Разума. 211 17.7.1.1. Условия, необходимые для становления и существования ноосферы.. 211 17.7.1.2. Мировоззренческий смысл понятия «ноосфера». 213 17.7.1.3. Методологический смысл понятия «ноосфера». 214 17.7.2. Ноосфера и развитие общества. 215 17.8. ЕДИНАЯ КАРТИНА РАЗВИТИЯ МИРА.. 215 17.8.1. Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности. 216 17.8.2. Позиция универсального эволюционизма. 216 17.8.3. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии. 217 ТЕМА 18. ЭКОЛОГИЯ. ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ.. 218 18.1. ЭКОЛОГИЯ.. 218 18.2. ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ.. 218 18.2.1. Законы экологии Коммонера. 219 18.2.2. Второе начало термодинамики и экология. 219 18.2.3. Взаимопронизывающие уровни метасистем.. 220 18.2.3.1. Уровень «человек — воздух». 220 18.2.3.2. Уровень «человек — вода». 222 18.2.3.3. Уровень «человек — почва». 224 18.2.4. Анализ законов экологии. 225 18.2.5. Дополнительные законы экологии. 225 18.3. ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.. 225 18.3.1. Принципы охраны природы.. 226 18.3.2. Принципы защиты биосферы.. 226 18.3.3. Мероприятия по охране природы.. 227 18.3.3.1. Охрана земель и недр. 227 18.3.3.2. Охрана воды.. 228 18.3.3.3. Охрана воздушной среды.. 228 18.3.3.4. Шумовые загрязнения. 229 18.3.3.5. Охрана растительности. 229 18.3.3.6. Охрана животных. 229 18.4. ЗАКОН НЕОБХОДИМОГО РАЗНООБРАЗИЯ В ЭКОЛОГИИ.. 230 18.4.1. Проблема «человек — Вселенная». 230 18.4.2. Экология и культура. 230 18.4.3. Экология, право и мораль. 231 18.5. БИОЭТИКА.. 232 18.6. РЕСУРСНАЯ И БИОСФЕРНАЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ.. 234 18.6.1. Ресурсная модель. 235 18.6.2. Биосферная модель. 235 18.6.3. Виды воздействия на биосферу. 235 18.6.3.1. Сравнительная оценка разрушительного воздействия на биосферу различных стран 235 18.7. МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОЙ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ... 236 18.8. ПРОГНОЗЫ «РИМСКОГО КЛУБА». 236 ТЕМА 19. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.. 238 19.1. СОЦИОЛОГИЯ И ЭТИКА БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.. 239 19.2. ГЕНЕТИКА.. 239 19.2.1. Законы Менделя. 240 19.2.2. Развитие генетики. 240 19.2.3. Основные понятия и термины современной генетики. 242 19.2.3.1. Механизм наследственности. 242 19.2.3.2. Формы изменчивости. 243 19.2.3.3. Мутации. 244 19.3. РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ... 245 19.4. ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ.. 245 19.5. ПРОГРАММА «ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА». 247 ТЕМА 20. ЧЕЛОВЕК: ФИЗИОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЭМОЦИИ, ТВОРЧЕСТВО, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 249 20.1. ЧЕЛОВЕК.. 249 20.2. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И МЕДИЦИНА.. 250 20.2.1. Здоровье человека. 251 20.2.2. Проблема болезни и здоровья. 252 20.2.3. Единство человека и природы.. 252 20.2.4. Валеология — новая наука о здоровье души и тела. 255 20.2.5. Валеологические уровни здоровья. 256 20.3. ЭМОЦИИ, ТВОРЧЕСТВО, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. 257 20.3.1. Эмоции. 257 20.3.1.1. Приспособительный характер эмоций. 257 20.3.1.2. Ориентировочный инстинкт эмоций. 258 20.3.1.3. Виды эмоций. 258 20.3.1.4. Эмоции и общественное сознание человека. 260 20.3.2. Творчество. 260 20.3.3. Работоспособность. 261 20.3.4. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности. 261 20.3.5. Самоактуализирующиеся личности. 261 20.4. СОЗНАНИЕ.. 262 20.4.1. Естественнонаучные данные о мозге человека. 263 20.4.2. Задачи мозга. 263 20.4.3. Интеллект личности. 264 20.4.4. Информация и мозг. 265 20.4.5. Исследования в области человеческого мозга. 265 20.4.6. Моделирование функций человеческого мозга. 266 20.5. ИДЕЯ ЦЕЛОСТНОСТИ.. 267 ПРИЛОЖЕНИЕ.. 268 ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 273 ВВЕДЕНИЕ Современное человечество живет на грани тысячелетий, и уже одно это заставляет людей уделять больше внимания своему будущему и разумному осмыслению прошлого. Анализ проблем, волнующих человечество, показывает, что одной из важнейших стала проблема взаимодействия природы и общества. Противоречия между природой и обществом в условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса (НТП) перерастают в антагонизм, угрожающий самой жизни на нашей планете. Признаки глобального нравственно-экологического кризиса человечества, в котором оказался мир и следствием которого стали резкие нарушения экологического равновесия и несовместимость жизни человечества с созданной им средой обитания, ставят перед каждым конкретным человеком задачи овладения принципами управления своей жизнью, находящейся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, задачи рационального природопользования и освоения роли, места и значения человека в эволюции не только Земли, но и Космоса. Достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой. Космическая техника, наземный транспорт, успехи науки, позволившие получать новые вещества, не существовавшие до этого в природе, — все это усилило антропоцентризм по отношению к природе. Люди как бы стали забывать, что сами они — часть природы, биологический вид, жизнь которого определяется амплитудой природных условий, и все их могущество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации невозможно. Анализ барьеров, стоящих на пути выхода из кризиса, показывает, что самый главный из них — нравственно-психологический. Его преодоление состоит в освоении человечеством духовной структуры Вселенной, так как нравственность и бессмертие тесно связаны; в смене парадигм в социальной сфере и науке, разумном использовании законов природы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» Цель данного курса состоит в том, чтобы через систему знаний о закономерностях и законах, действующих в природе, расширить представления студентов: ? о месте человека в эволюции Земли; ? о направлениях и путях развития в научно-технической и организационно-экономической сферах деятельности человека; ? об использовании новых подходов к достижению более высокого уровня выживания человечества в условиях надвигающейся экологической катастрофы. В соответствии с поставленной целью данный курс имеет следующие задачи: ? ознакомить студентов с основными концепциями современного естествознания; ? дать слушателям представления о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живое вещество и общество; об уровнях организации материального мира и процессов, протекающих в нем, выступающих звеньями одной цепи; ? вооружить студентов знаниями закономерностей развития природы и общества; ? формировать умения и навыки практического использования достижений науки, ставящих конечной целью адаптацию человека к окружающей среде и достижение рационального природопользования; ? сориентировать в основных парадигмах единства материального и духовного миров; ? ознакомить с важнейшими приемами биоэтики; ? создать предпосылки для развития заложенного в каждом человеке интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту и т.д. Предлагаемый курс призван вооружить студентов знаниями, отвечающими современному уровню развития естествознания, давая логически обоснованную систему знаний. Здесь высказываются последние идеи, гипотезы, точки зрения на важнейшие вопросы современного естествознания. Практика получения знаний в области естественных наук связана с умением применять эти знания, оперировать ими в своей повседневной деятельности. У студентов должно быть выработано оценочное отношение к тем или иным открытиям, они должны не столько пассивно воспринимать материал, но и стремиться обосновать факт появления тех или иных знаний о природе, выяснять, что они дают человечеству, на службу каких сил поставлены и тем самым выражать свою мировоззренческую позицию. К концу курса у студентов должно быть выработано умение представлять знания как систему логически связанных общих и специальных положений науки, что дает им возможность лучше ориентироваться в сложных явлениях действительности и способствует формированию профессиональных качеств будущего специалиста. Выводы, которые студенты смогут делать в процессе усвоения курса, должны быть не фактом механического заучивания, а плодом творческого мышления, что ведет к формированию общей культуры, более глубокому усвоению знаний, а значит, будет способствовать раскрытию физических и духовных резервов человека. Изучение курса поможет студентам выработать активную жизненную позицию, повысит качество подготовки социально-активного специалиста, обладающего целостным научным мировоззрением, тем самым даст возможность оценивать последствия принимаемого решения, острее ощущать свою ответственность и солидарность в борьбе за сохранение жизни на нашей Земле, что будет способствовать успешной социальной адаптации.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ИСТОРИЯ, ПАНОРАМА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Date: 2016-11-17; view: 522; Нарушение авторских прав |