Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития





С. Г. Хорошавина

КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Рекомендовано Министерствомобразования РФ

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Издание четвертое

Ростов-на-Дону

«Феникс»

 

 

УДК 50(075.8) ББК 20я73 КТК 100 X 82

Рецензенты:

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, д. т. н., академик РАЕН,

президент Международного общественно-научного комитета

«Экология человека и энергоинформатика»

Волченко В.Н.;

зав. кафедрой философии религии РГУ, президент

Ассоциации «Духовной культуры», д. ф. н., профессор

Капустин Н.С.;

декан исторического факультета РГУ, доктор исторических

наук Узнародов И.М.

 

 

Хорошавина С. Г. X 82 Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 480 с. — (Высшее образование).

ISBN 5-222-07788-8

 

Предлагаемый курс способствует расширению представлений о едином процессе развития, охватывающем живую природу, неживое вещество и общество. Программа курса позволяет вооружить слушателей знаниями, отвечающими современному уровню развития естествознания, рассматриваются последние идеи и гипотезы, точки зрения на важнейшие вопросы современного естествознания, что дает возможность, овладев целостным научным мировоззрением, сформировать свою мировоззренческую позицию для успешной социальной адаптации.

Разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом (Москва, Госкомитет РФ но ВО, 1995 г.) кандидатом технических наук, доцентом Ростовского-на-Дону института Бизнеса и Права, профессором Академии естествознания в 1995 г. В данной редакции рекомендуется студентам и преподавателям гуманитарных факультетов вузов для подготовки по специальности юриспруденция, менеджмент, экономика.

 

 

ISBN 5-222-07788-8

 

УДК 50(075.8) ББК 20я73

© С.Г. Хорошавина, 2003 © Оформление:

изд-во «Феникс», 2003

 

Содержание

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ИСТОРИЯ, ПАНОРАМА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.. 13

1.1. ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.. 13

1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.. 14

1.2.1.Необходимость и случайность. 14

1.2.2. Причины, от которых зависит развитие науки. 14

1.2.3. Роль практики в развитии естествознания. 14

1.2.4. Относительная самостоятельность в развитии науки. 16

1.2.5. Преемственность в развитии идей и принципов естествознания. 17

1.2.6. Критика и борьба мнений в науке. 18

1.2.7. Интернациональный характер развития науки. 18

1.2.8. Взаимодействие естественных наук. 19

1.2.9. Дифференциация и интеграция наук. 19

1.2.10. Социальные функции естествознания. 20

1.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.. 22

1.3.1. Натурфилософия как первая историческая форма знания. 22

1.3.1.1. Естествознание VII-VI вв. до н. э. 23

1.3.1.2. Учение Гераклита об огне в виде первовещества. 24

1.3.1.3. Естествознание V в. до н. э. Учения философов Эмпедокла и Анаксагора. 25

1.3.1.4. Естествознание IV в. до н.э. 26

1.3.1.5. Выделение медицины из натурфилософии и учение Гиппократа. 26

1.3.1.6. Естествознание IV-III вв. до н. э. Учения Платона, Аристотеля, Теофраста. 27

1.3.1.7. Философия Эпикура и Лукреция как завершение материалистических воззрений Древней Греции. 28

1.3.1.8. Средневековье и эпоха Возрождения. 29

1.3.1.9. Естествознание XVI-XVII вв. 32

1.3.1.10. Естествознание XVIII в. 33

1.3.1.11. Выдающиеся открытия XIX в. и конец натурфилософии. 34

1.3.2. «Русский космизм». 35

1.3.3. Кризис в физике и нарушение прежних представлений. 36

1.3.4. Ленинский принцип неисчерпаемости материи. 37

1.3.4.1. Онтологическая сторона неисчерпаемости материи. 37

1.3.4.2. Гносеологическая сторона неисчерпаемости материи. 37

1.3.5. Новейшая революция в естествознании. 38

ТЕМА 2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ... 40

2.1. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ. ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.. 40

2.2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ТЕОРИИ.. 41

2.2.1. Структура естественнонаучной теории. 41

2.2.2. Основные способы построения естественнонаучной теории. 41

2.3. КУЛЬТУРА.. 42

2.4. ЕСТЕСТВЕННАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ... 43

ТЕМА 3. КОРПУСКУЛЯРНАЯ И КОНТИНУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ 44

3.1. АТОМИЗМ ДРЕВНОСТИ.. 44

3.2. МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ... 45

3.3. СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ УДАР ПО ПРИНЦИПАМ МЕХАНИЦИЗМА.. 45


3.4. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АТОМИЗМА 46

3.5. КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ АТОМА.. 46

3.6. СУЩЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТОМИЗМА XX в. 47

3.7. КОНТИНУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ.. 47

3.8. КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ... 48

3.9. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ... 48

3.10. ВЫВОДЫ... 49

ТЕМА 4. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ. МИКРО-, МАКРО- И МЕГАМИРЫ 50

4.1. МАТЕРИЯ. ВСЕОБЩИЕ АТРИБУТЫ МАТЕРИИ.. 50

4.2. СТРУКТУРА И СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИИ.. 51

4.2.1. Структура материи. 51

4.2.2. Структурная бесконечность материи. 51

4.3. СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК АТРИБУТ МАТЕРИИ.. 51

4.4. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ.. 52

4.4.1. Микро-, макро- и мегамиры.. 52

4.4.2. Структурные уровни различных сфер. 53

ТЕМА 5. СТРУКТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ... 55

5.1. СИСТЕМА И ЦЕЛОЕ.. 55

5.2. ЧАСТЬ И ЭЛЕМЕНТ. 56

5.2.1. Соотношение категорий часть и элемент. 57

5.2.2. Взаимодействие части и целого. 57

5.3. ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЧАСТЕЙ.. 58

5.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕДИНИЧНОГО И ОБЩЕГО.. 59

5.5. ИНТЕГРАЦИЯ ЧАСТЕЙ.. 60

5.5.1. Свойства интеграции. 61

5.5.2. Три механизма сборки. 62

5.5.2.1. Механический детерминизм.. 62

5.5.2.2. Связь по типу корреляции. 62

5.5.2.3. Связь по типу субординации. 62

ТЕМА 6. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В МИРЕ. ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.. 63

6.1. НЕУСТРАНИМОСТЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.. 63

6.2. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСКУССТВЕ.. 64

6.2.1, Кубизм.. 64

6.2.2. Футуризм.. 65

6.2.3. Абстракционизм.. 66

6.2.4. Экспрессионизм.. 66

6.2.5. Сюрреализм.. 66

6.2.6. Импрессионизм.. 66

6.2.7. Постимпрессионизм.. 67

6.3. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В БИОЛОГИИ.. 67

6.4. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ПРОБЛЕМАХ КИБЕРНЕТИКИ И КОМПЬЮТЕРНОЙ СВЯЗИ 68

6.5. ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.. 68

6.6. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И СЛУЧАЙ — РЕАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ.. 68

6.7. СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. ВИДЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.. 69

6.8. ПАРАДОКС НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.. 70

ТЕМА 7. ХАОС И ПОРЯДОК. ПОРЯДОК И БЕСПОРЯДОК В ПРИРОДЕ.. 72

7.1. ХАОС.. 72

7.1.1. Этимология понятия «хаос». 72

7.1.2. Хаос и мифы.. 73

7.1.3. Примеры хаоса. 74

7.1.4. Социологизация понятий порядка и хаоса. 74

7.1.5. Причины хаоса. 75

7.2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ СООТНОШЕНИЯ ПОРЯДКА И ХАОСА.. 75

7.3. ПОИСК МЕХАНИЗМОВ ОБЪЯСНЕНИЯ ПОРЯДКА И ХАОСА.. 76

7.4. РОЛЬ ЭНТРОПИИ КАК МЕРЫ ХАОСА.. 77

7.5. ПОРЯДОК.. 78

7.5.1. Математизированный порядок. 78

7.5.2. Организмический стиль. 78

7.5.3. Психологическая версия порядка. 79

7.6. ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО 0-МЕРНОЙ ТОЧКИ.. 79

7.7. ВЫВОДЫ... 80

ТЕМА 8. ПРИНЦИПЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ, СУПЕРПОЗИЦИИ, ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ 81

8.1. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ.. 81

8.2. ПРИНЦИП СУПЕРПОЗИЦИИ.. 81

8.3. ПРИНЦИПЫ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.. 82

8.3.1. Принцип относительности Галилея. 82

8.3.2. Принцип относительности Эйнштейна. 82

8.3.3. Теория относительности Эйнштейна. 82

ТЕМА 9. ПРИНЦИПЫ СИММЕТРИИ.. 83

9.1. КАТЕГОРИИ СИММЕТРИИ.. 83

9.1.1 Симметрия. 83

9.1.1.1. История возникновения категорий симметрии. 84

9.1.1.2. Симметрия в архитектуре. 85

9.1.1.3. Симметрия в технике. 87

9.1.2. Асимметрия. 87

9.1.2.1. Асимметрия в живой природе. 88


9.1.2.2. Асимметрия как разграничивающая линия между живой и неживой природой. 88

9.1.2.3. Опыты Пастера и Кюри. 89

9.1.3. Дисимметрия. 90

9.1.4. Антисимметрия. 90

9.2. ОПЕРАЦИИ СИММЕТРИИ.. 90

9.2.1. Отражение в плоскости симметрии. 90

9.2.2. Поворотная симметрия. 91

9.2.3. Отражение в центре симметрии. 91

9.2.4. Трансляция, или перенос фигуры на расстояние. 92

9.2.5. Винтовые повороты.. 92

9.2.6. Симметрия и законы роста. 93

9.2.7. Симметрия подобия. 93

9.3. СИММЕТРИЯ В ПОЗНАНИИ.. 94

9.4. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ И ВНУТРЕННИЕ ПРИНЦИПЫ СИММЕТРИИ.. 95

9.4.1. Пространственно-временные • принципы симметрии. 96

9.4.2. Внутренние принципы симметрии. 97

9.5. ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ. 97

9.6. ЦАРСТВО ЧИСЕЛ.. 97

9.7. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ—ЗАКОН ПРОЯВЛЕНИЯ ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ.. 98

9.7.1. Числа Фибоначчи. 99

9.7.2. Золотое сечение в астрономии. 100

9.7.3. Золотое сечение в искусстве и музыке. 101

9.7.4. Обнаружение золотого сечения в различных областях внешнего мира. 103

9.7.5. Выводы.. 104

ТЕМА 10. ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПРИРОДЕ.. 105

10.1. ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕРМИНИЗМА И ПРИЧИННОСТИ.. 105

10.2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ... 106

10.2.1. Законы сохранения физических величин. 106

10.2.1.1. Закон сохранения массы.. 107

10.2.1.2. Закон сохранения импульса. 108

10.2.1.3. Закон сохранения заряда. 109

10.2.1.4. Закон сохранения энергии в механических процессах. 110

10.2.1.5. Законы сохранения в микромире. 111

10.3. ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ... 112

10.4. ЗАКОН ВОЗРАСТАНИЯ ЭНТРОПИИ.. 113

10.4.1. Первый закон термодинамики и невозможность создания вечного двигателя первого рода 113

10.4.2. Второй закон термодинамики и невозможность создания вечного двигателя второго рода 113

10.5. ПРИНЦИП МИНИМУМА ДИССИПАЦИИ ЭНЕРГИИ.. 114

10.6. РЕДУКЦИОНИЗМ... 115

ТЕМА 11. ХИМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ЭНЕРГЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ВЕЩЕСТВ.. 115

11.1. ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ.. 115

11.2. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА.. 116

11.3. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.. 117

11.4. СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.. 118

11.5. КАТАЛИЗАТОРЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.. 119

11.6. РАВНОВЕСИЕ В ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЯХ.. 119

11.7. ПРИНЦИП ЛЕ ШАТЕЛЬЕ.. 120

11.8. МОДЕЛЬ, ОБЪЯСНЯЮЩАЯ РАВНОВЕСИЕ.. 120

ТЕМА 12. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ.. 121

12.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕИ РАЗВИТИЯ В БИОЛОГИИ.. 121

12.2. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИВОГО.. 122

12.2.1. Идея самопроизвольного происхождения жизни. 122

12.2.2. Опыты Пастера, доказывающие происхождение живого от живого. 123

12.2.3. Гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса. 123

12.2.4. Гипотеза Опарина. 123

12.2.5. Современные концепции происхождения жизни. 124

12.3. БИОЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН.. 124


12.4. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕЧНОСТЬ ЖИЗНИ.. 126

12.5. МЕТАБОЛИЗМ... 128

ТЕМА 13. ПРИНЦИПЫ ЭВОЛЮЦИИ, ВОСПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ ЖИВЫХ СИСТЕМ 129

13.1. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ДАРВИНА.. 130

13.1.1. Изменчивость. 130

13.1.2. Наследственность. 131

13.1.3. Связь между наследственностью и изменчивостью.. 132

13.1.4. Естественный отбор. 132

13.2. КЛАССЫ МЕХАНИЗМОВ ЭВОЛЮЦИИ.. 136

13.2.1. Адаптационные механизмы.. 136

13.2.2. Катастрофические, или пороговые, механизмы эволюции. 137

13.2.3. Принцип А. Пуанкаре. Закон дивергенции. 137

13.3. ТРИ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ ДАРВИНА.. 138

13.4. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА РАЗВИТИЯ.. 140

ТЕМА 14. ОТРАЖЕНИЕ КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ.. 142

14.1. ОТРАЖЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ.. 143

14.2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ СТОРОНЫ ОТРАЖЕНИЯ.. 143

14.3. ОТРАЖЕНИЕ— ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ.. 144

14.4. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОТРАЖЕНИЯ.. 145

14.4.1. Аккумуляция. 145

14.4.2. Избирательность. 145

14.4.3. Опережающее отражение действительности. 146

14.4.4. Адекватность. 146

14.5. АДАПТАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЖИВОГО И ПРИНЦИП ОТРАЖЕНИЯ.. 146

14.5.1. Адаптация. 146

14.5.2. Проблемы адаптации живого и принцип отражения. 147

14.5.3. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живого. 147

14.5.4. Исследование случайных и направленных процессов повышения приспособляемости 148

14.6. КОНЦЕПЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА, ИЛИ СТРЕССА.. 149

14.6.1. Стадии адаптационного синдрома, или стресса. 149

14.6.1.1. Реакция тревоги. 149

14.6.1.2. Резистивность, или сопротивление. 150

14.6.1.3. Истощение. 150

14.6.1.4. Стресс и адаптационная энергия. 150

14.6.1.5. Стресс и дистресс. 150

14.6.2. Формирование естественного кодекса поведения. 152

14.6.2.1. Связь между работой, стрессом и старением.. 153

14.6.2.2. Приемы, сводящие психическую ранимость к минимуму. 153

14.6.3. Выводы.. 154

ТЕМА 15. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.. 155

15.1. ПОНЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.. 155

15.2. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ.. 156

15.3. ОБЩИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.. 157

15.4. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.. 157

15.5. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В МИКРО-, МАКРО- И МЕГАМИРЕ.. 158

15.5.1. Трехмерность пространства. 159

15.5.2. n-мерность пространства. 159

15.5.3. Социальное пространство. 162

15.6. ВРЕМЯ.. 164

15.6.1.1. Длительность времени. 165

15.6:1.2. Прерывность и непрерывность. 166

15.6.1.3. Вечность времени. 166

15.6.1.4. Необратимость времени. 166

15.6.1.5. Одномерность времени. 167

15.6.2. Проекции времени на сознание человека. 168

15.6.3. Социальное время. 169

15.6.4. Идеи и гипотезы профессора Н.А. Козырева. 171

ТЕМА 16. САМООРГАНИЗАЦИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ.. 173

16.1. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМ САМООРГАНИЗАЦИИ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ 173

16.1.1. Связь проблем самоорганизации материи с кибернетикой. 173

16.1.1.1. Кибернетика и ее принципы.. 173

16.1.1.2. Самоорганизующиеся системы.. 175

16.1.1.3. Связь кибернетики с процессом самоорганизации. 176

16.1.2. Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований. 176

16.1.2.1. Понятие синергетики. 176

16.1.2.2. Отличие синергетики от кибернетики. 176

16.1.2.3. История становления синергетики как науки. 177

16.1.2.4. Связь синергетики с другими науками. 178

16.2. САМООРГАНИЗАЦИЯ.. 179

16.2.1. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации. 179

16.2.1.1. Структурные компоненты процесса самоорганизации. 179

16.2.1.2. Свойства самоорганизующейся системы.. 179

16.2.1.3. Механизм, обеспечивающий организационный процесс. 179

16.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ.. 180

16.3.1. Гомеостаз. 180

16.3.2. Обратная связь. 181

16.3.3. Информация. 181

16.3.3.1. Этимология понятия «информация». 182

16.3.3.2. Роль и место информации. 183

16.3.3.3. Понятие ценности информации. 183

16.3.3.4. Информация и память. 184

16.3.3.5. Две точки зрения на информацию.. 185

16.4. РОЛЬ СИНЕРГЕТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОГО ПОНИМАНИЯ.. 185

16.4.1. Синергетика и трактовка единства мира в восточной философии. 186

16.4.2. Синергетика и глобальный эволюционизм.. 186

16.4.2.1. Важнейшие достижения современной науки в познании структуры и развития материи 187

16.4.2.2. Инфляционная теория. 188

16.4.2.3. Модель Большого взрыва. 188

16.4.2.4. Различные ветви эволюции. 189

16.4.2.5. Самоорганизация материи на Земле. 190

16.5. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ КАК СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.. 190

16.6. СИНЕРГЕТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.. 191

16.7. СИНЕРГЕТИКА И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ МИРА.. 192

ТЕМА 17. УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ.. 194

17.1. СУДЬБА НАУЧНЫХ ИДЕЙ В.И. ВЕРНАДСКОГО.. 194

17.1.1. Учение В.И. Вернадского. 194

17.1.2. Значение идей В.И. Вернадского. 195

17.2. БИОСФЕРА КАК ЖИВАЯ САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА.. 196

17.2.1. Возникновение учения о биосфере. 196

17.2.2. Основные идеи В.И. Вернадского по проблемам биосферы.. 196

17.2.3. Составные части биосферы.. 197

17.2.3.1. Атмосфера как составная часть биосферы.. 197

17.2.3.2. Гидросфера — водная оболочка Земли. 197

17.2.3.3. Литосфера — поверхность твердого тела Земли. 198

17.2.4. Биосфера как саморегулирующаяся система. 198

17.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОСНОГО И ЖИВОГО ВЕЩЕСТВ.. 199

17.3.1. Живое вещество. 199

17.3.2. Косное и живое вещества. 200

17.3.2.1. Круговорот органического вещества. 200

17.3.2.2. Формирование и эволюция биосферы.. 201

17.4. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ— ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ И УСТОЙЧИВОСТИ БИОСФЕРЫ... 202

17,4.1. Распределение живого вещества. 203

17.4.2. Классификация живого вещества. 204

17.4.3. Миграция и распределение живого вещества. 205

17.4.4. Постоянство биомассы живого вещества. 206

17.4.5. Функции живого вещества в биосфере Земли. 206

17.5. ФАКТОРЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ В ПОЛЬЗУ ЗЕМНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ 207

17.6. КОСМОПЛАНЕТАРНЫЙ ХАРАКТЕР БИОСФЕРЫ... 208

17.6.1. Этап «химической эволюции». 208

17.6.2. Природно-радиационный фон. 208

17.6.3. Живое вещество как геологическая сила. 209

17.6.4. Влияние магнитных полей на космический характер биосферы.. 209

17.6.5. Компенсаторно-защитные функции биосферы.. 210

17.7. УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО О ПРЕОБРАЗОВАНИИ БИОСФЕРЫ В НООСФЕРУ 210

17.7.1. Ноосфера — сфера Разума. 211

17.7.1.1. Условия, необходимые для становления и существования ноосферы.. 211

17.7.1.2. Мировоззренческий смысл понятия «ноосфера». 213

17.7.1.3. Методологический смысл понятия «ноосфера». 214

17.7.2. Ноосфера и развитие общества. 215

17.8. ЕДИНАЯ КАРТИНА РАЗВИТИЯ МИРА.. 215

17.8.1. Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности. 216

17.8.2. Позиция универсального эволюционизма. 216

17.8.3. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии. 217

ТЕМА 18. ЭКОЛОГИЯ. ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ.. 218

18.1. ЭКОЛОГИЯ.. 218

18.2. ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ.. 218

18.2.1. Законы экологии Коммонера. 219

18.2.2. Второе начало термодинамики и экология. 219

18.2.3. Взаимопронизывающие уровни метасистем.. 220

18.2.3.1. Уровень «человек — воздух». 220

18.2.3.2. Уровень «человек — вода». 222

18.2.3.3. Уровень «человек — почва». 224

18.2.4. Анализ законов экологии. 225

18.2.5. Дополнительные законы экологии. 225

18.3. ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.. 225

18.3.1. Принципы охраны природы.. 226

18.3.2. Принципы защиты биосферы.. 226

18.3.3. Мероприятия по охране природы.. 227

18.3.3.1. Охрана земель и недр. 227

18.3.3.2. Охрана воды.. 228

18.3.3.3. Охрана воздушной среды.. 228

18.3.3.4. Шумовые загрязнения. 229

18.3.3.5. Охрана растительности. 229

18.3.3.6. Охрана животных. 229

18.4. ЗАКОН НЕОБХОДИМОГО РАЗНООБРАЗИЯ В ЭКОЛОГИИ.. 230

18.4.1. Проблема «человек — Вселенная». 230

18.4.2. Экология и культура. 230

18.4.3. Экология, право и мораль. 231

18.5. БИОЭТИКА.. 232

18.6. РЕСУРСНАЯ И БИОСФЕРНАЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ.. 234

18.6.1. Ресурсная модель. 235

18.6.2. Биосферная модель. 235

18.6.3. Виды воздействия на биосферу. 235

18.6.3.1. Сравнительная оценка разрушительного воздействия на биосферу различных стран 235

18.7. МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОЙ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ... 236

18.8. ПРОГНОЗЫ «РИМСКОГО КЛУБА». 236

ТЕМА 19. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.. 238

19.1. СОЦИОЛОГИЯ И ЭТИКА БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.. 239

19.2. ГЕНЕТИКА.. 239

19.2.1. Законы Менделя. 240

19.2.2. Развитие генетики. 240

19.2.3. Основные понятия и термины современной генетики. 242

19.2.3.1. Механизм наследственности. 242

19.2.3.2. Формы изменчивости. 243

19.2.3.3. Мутации. 244

19.3. РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ... 245

19.4. ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ.. 245

19.5. ПРОГРАММА «ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА». 247

ТЕМА 20. ЧЕЛОВЕК: ФИЗИОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЭМОЦИИ, ТВОРЧЕСТВО, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 249

20.1. ЧЕЛОВЕК.. 249

20.2. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И МЕДИЦИНА.. 250

20.2.1. Здоровье человека. 251

20.2.2. Проблема болезни и здоровья. 252

20.2.3. Единство человека и природы.. 252

20.2.4. Валеология — новая наука о здоровье души и тела. 255

20.2.5. Валеологические уровни здоровья. 256

20.3. ЭМОЦИИ, ТВОРЧЕСТВО, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. 257

20.3.1. Эмоции. 257

20.3.1.1. Приспособительный характер эмоций. 257

20.3.1.2. Ориентировочный инстинкт эмоций. 258

20.3.1.3. Виды эмоций. 258

20.3.1.4. Эмоции и общественное сознание человека. 260

20.3.2. Творчество. 260

20.3.3. Работоспособность. 261

20.3.4. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности. 261

20.3.5. Самоактуализирующиеся личности. 261

20.4. СОЗНАНИЕ.. 262

20.4.1. Естественнонаучные данные о мозге человека. 263

20.4.2. Задачи мозга. 263

20.4.3. Интеллект личности. 264

20.4.4. Информация и мозг. 265

20.4.5. Исследования в области человеческого мозга. 265

20.4.6. Моделирование функций человеческого мозга. 266

20.5. ИДЕЯ ЦЕЛОСТНОСТИ.. 267

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 268

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 273

ВВЕДЕНИЕ

Современное человечество живет на грани тысячелетий, и уже одно это заставляет людей уделять больше внимания своему будущему и разумному осмыслению прошлого. Анализ проблем, волнующих человечество, показывает, что одной из важнейших стала проблема взаимодействия природы и общества. Противоречия между природой и обществом в условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса (НТП) перерастают в антагонизм, угрожающий самой жизни на нашей планете.

Признаки глобального нравственно-экологического кризиса человечества, в котором оказался мир и следствием которого стали резкие нарушения экологического равновесия и несовместимость жизни человечества с созданной им средой обитания, ставят перед каждым конкретным человеком задачи овладения принципами управления своей жизнью, находящейся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, задачи рационального природопользования и освоения роли, места и значения человека в эволюции не только Земли, но и Космоса.

Достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой. Космическая техника, наземный транспорт, успехи науки, позволившие получать новые вещества, не существовавшие до этого в природе, — все это усилило антропоцентризм по отношению к природе. Люди как бы стали забывать, что сами они — часть природы, биологический вид, жизнь которого определяется амплитудой природных условий, и все их могущество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации невозможно.

Анализ барьеров, стоящих на пути выхода из кризиса, показывает, что самый главный из них — нравственно-психологический. Его преодоление состоит в освоении человечеством духовной структуры Вселенной, так как нравственность и бессмертие тесно связаны; в смене парадигм в социальной сфере и науке, разумном использовании законов природы.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Цель данного курса состоит в том, чтобы через систему знаний о закономерностях и законах, действующих в природе, расширить представления студентов:

? о месте человека в эволюции Земли;

? о направлениях и путях развития в научно-технической и организационно-экономической сферах деятельности человека;

? об использовании новых подходов к достижению более высокого уровня выживания человечества в условиях надвигающейся экологической катастрофы.

В соответствии с поставленной целью данный курс имеет следующие задачи:

? ознакомить студентов с основными концепциями современного естествознания;

? дать слушателям представления о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живое вещество и общество; об уровнях организации материального мира и процессов, протекающих в нем, выступающих звеньями одной цепи;

? вооружить студентов знаниями закономерностей развития природы и общества;

? формировать умения и навыки практического использования достижений науки, ставящих конечной целью адаптацию человека к окружающей среде и достижение рационального природопользования;

? сориентировать в основных парадигмах единства материального и духовного миров;

? ознакомить с важнейшими приемами биоэтики;

? создать предпосылки для развития заложенного в каждом человеке интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту и т.д.

Предлагаемый курс призван вооружить студентов знаниями, отвечающими современному уровню развития естествознания, давая логически обоснованную систему знаний. Здесь высказываются последние идеи, гипотезы, точки зрения на важнейшие вопросы современного естествознания.

Практика получения знаний в области естественных наук связана с умением применять эти знания, оперировать ими в своей повседневной деятельности. У студентов должно быть выработано оценочное отношение к тем или иным открытиям, они должны не столько пассивно воспринимать материал, но и стремиться обосновать факт появления тех или иных знаний о природе, выяснять, что они дают человечеству, на службу каких сил поставлены и тем самым выражать свою мировоззренческую позицию.

К концу курса у студентов должно быть выработано умение представлять знания как систему логически связанных общих и специальных положений науки, что дает им возможность лучше ориентироваться в сложных явлениях действительности и способствует формированию профессиональных качеств будущего специалиста.

Выводы, которые студенты смогут делать в процессе усвоения курса, должны быть не фактом механического заучивания, а плодом творческого мышления, что ведет к формированию общей культуры, более глубокому усвоению знаний, а значит, будет способствовать раскрытию физических и духовных резервов человека.

Изучение курса поможет студентам выработать активную жизненную позицию, повысит качество подготовки социально-активного специалиста, обладающего целостным научным мировоззрением, тем самым даст возможность оценивать последствия принимаемого решения, острее ощущать свою ответственность и солидарность в борьбе за сохранение жизни на нашей Земле, что будет способствовать успешной социальной адаптации.

 

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ИСТОРИЯ, ПАНОРАМА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

 







Date: 2016-11-17; view: 522; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.093 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию