Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие ситуации социального опыта





Ситуация социального опыта – элемент процесса воспитания

Вопросы для обсуждения

1. Понятие ситуации социального опыта.

1.1 Понятие «ситуация», «ситуация социального опыта».

1.2 Процессуальная логика ситуации социального опыта.

2. Типы ситуаций социального опыта

2.1 Ситуации обращения к имеющемуся у ребенка социальному опыту, актуализации этого опыта, его рефлексивного анализа.

2.2 Ситуации личного выбора ребенка.

Задание: при подготовке к обсуждению второго вопроса продумать свои варианты ситуаций социального опыта разного типа, предложить возможность их включения в образовательный процесс.

Литература

Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – С. 236-248.

Критерии и нормы оценки:

5-4 балла – систематическое участие в обсуждении теоретических вопросов, свободная ориентация в теоретическом материале, научность, ясность, четкость изложения; предложены варианты ситуаций социального опыта разного типа и включения их в образовательный процесс;

3-2 балла – эпизодическое участие в обсуждении вопросов, достаточно свободное владение изученным материалом, ясность, четкость изложения; предложены варианты ситуаций социального опыта разного типа, но не продуманы варианты их включения в образовательный процесс;

1 балл – однократное участие в обсуждении одного из вопросов темы с полной опорой на подготовленный материал; варианты ситуаций социального опыта не предложены;

0 баллов – пропуск занятия/неготовность к занятию.

 

 

Материал для подготовки к ПрЗ 10

Понятие ситуации социального опыта

Обращение к воспитанию с позиции социализации требует серьезного уточнения его технологического аспекта. Когда мы говорим, что человек живет в обществе, то по существу это означает, что он попадает в разные жизненные ситуации. Каждая жизненная ситуация предполагает не просто некие условия или обстоятельства, а обязательно конкретные взаимодействия с людьми, предметами, информацией.

Прямое значение латинского слова situs — позиция, положение. В современном человекознании «ситуация» определяется как обстановка, совокупность условий и обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер протекания деятельности. Многие психологи (А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Б.Ф. Ломов) рассматривают ситуацию как совокупность элементов среды (событий, условий, обстоятельств), которая оказывает стимулирующее, обусловливающее и корректирующее воздействие на субъект и доминирует его активность, одновременно задавая пространственно-временные границы.

Но понятие «ситуация», включая указанную социально-психологическую сущность, имеет и значительную педагогическую репрезентацию. Парадигма личностно ориентированного образования задает новые атрибуты педагогического мышления: на первый план выходит личностная сторона деятельности ребенка, его социальный опыт, переживание как способ существования личностного опыта.

Если принять ребенка изначально как самоопределяющуюся личность, которая постигает смысл своей собственной жизни, то воспитание следует рассматривать как процесс включения ребенка в специально организованные обстоятельства и отношения, в которых бы он мог осваивать свой индивидуальный способ преобразования социальных обстоятельств и отношений. Эти педагогически организованные обстоятельства и отношения, «запускающие» социальные действия детей, стремление приспосабливаться и изменяться, поиск решений, связанных с собственным жизненным смыслом, Н.Ф. Голованова называет ситуациями социального опыта.

Ситуация социального опыта в ее педагогической характеристике является понятием, отражающим социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, изменение привычных обстоятельств его жизни, деятельности, общения. Она направлена на:

— ориентацию ребенка в пространстве бытия;

— осмысление им внешних обстоятельств и интерпретацию происходящего;

— конструирование собственного жизненного пространства.

Процессуальная логика ситуации социального опыта характеризуется шестью последовательными и диалектически взаимосвязанными стадиями:

1. Наблюдение социального явления или обстоятельства, выделение его социального содержания.

2. Переживание и принятие акта социального воздействия.

3. Актуализация имеющегося социального опыта.

4. Превращение внешнего воздействия в факт сознания: его интерпретация и сохранение.

5. Практическое действие или реакция.

6. Рефлексия.

Особенностью ситуации социального опыта у детей дошкольного и младшего школьного возраста является то, что эмоциональные переживания предвосхищают осмысление социального воздействия. Кроме того, дети в общении со взрослыми еще находятся в серьезной зависимости от их оценок и авторитета, поэтому нередко в конкретной ситуации принимают сначала не саму социальную идею или факт, а эмоциональную оценку авторитетных для себя взрослых.

Дети переживают ситуацию социального опыта как живую действительность, в которой все связи, все отношения соединены в единый «узел». Детский социальный опыт — это всегда образ реально пережитой ситуа ции.

 







Date: 2016-11-17; view: 740; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию