Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка





Белорусский национальный технический университет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе, экономической и финансовой деятельности ____________________Г.А. Вершина “ ____ ” ____________ 2014 г. Регистрационный № УД-________/р.

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ДИЗАЙНА

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности

 

1 -37 05 01 - Дизайн гусеничных и колесных машин

 

 

Минск 2015 г.
Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта
ОСВО 1-37 05 01-2013

 

 

Е.Б. Якимович, доцент кафедры «Организация упаковочного производства» Белорусского национального технического университета, кандидат философских наук, доцент

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

Ю.Г. Крупенков, доцент кафедры «Живопись» учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств»;

 

Я.Ю. Ленсу, заведующий кафедрой «Теория и история дизайна» учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств», кандидат искусствоведения, доцент.

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой «Тракторы» Белорусского национального технического университета

(протокол №____ заседания кафедры от «___» ____________ 2014 г.)

 

Заведующий кафедрой

________________________ В.П. Бойков

 

 

Методической комиссией автотракторного факультета БНТУ

 

(протокол №____ заседания комиссии от «___» ___________ 2014 г.)

 

Председатель

_______________________С.А. Сидоров

 

 

Научно-методическим советом Белорусского национального технического университета (протокол №____ секции №1 от ____________ 2015 г.)

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа «Теория и методология дизайна» разработана для специальности 1-37 05 01 «Дизайн гусеничных и колесных машин

Целью изучения дисциплины является теоретическая подготовка специалиста, обеспечивающая осмысление теоретико-методической специфики дизайнерской деятельности и освоение методов проектных исследований и средств дизайн-проектирования.

Задачи - приобретение знаний и овладение умениями и навыками дизайнерского подхода к решению проектных задач в транспортной сфере, эвристическими приемами поиска идеи и определения путей их решения и внедрения с использованием современных информационных технологий и обеспечением высоких технико-функциональных параметров.

.Изучение данной дисциплины направлено на исследование студентами теоретических аспектов функционирования дизайна в социуме, изучение методов предпроектного анализа, методов и средств дизайн-проектирования, ознакомление с дизайнерскими средствами формообразования.

Дисциплина «Теория и методология дизайна» взаимосвязана с теоретической подготовкой студентов по специальности, обеспечиваемой такой дисциплиной, как «История дизайна, науки и техники». Знания и умения, полученные студентами при изучении данной дисциплины, необходимы для освоения последующих специальных дисциплин и дисциплин специализаций, связанных с дизайн-проектированием, осуществляемым в ходе последующего курсового и дипломного проектирования.

В лекциях излагаются общие теоретические вопросы дизайна и особенности основных этапов его развития, рассматривается методология и средства дизайн-проектирования, методы поиска новых технических решений при анализе и синтезе функциональных и эстетических свойств, принципы формообразования, факторы, влияющие на оптимальное дизайн-проектирование, основные этапы разработки дизайн-проекта. Особое внимание уделяется изучению и использованию методов формообразования, имеющихся в природных системах.

На практических занятиях углубляются и закрепляются навыки творческого решения задач дизайн-проектирования промышленных изделий. Занятия проводятся в виде эскизно-проектного моделирования с использованием графических материалов или в виде натурного моделирования с использованием плотного материала (ватман, картон, пластик).

В результате освоения курса «Теория и методология дизайна» студент должен

знать:

- методологические основы, сущность и специфику дизайн-деятельности как системы;

- базовые категории и основные теоретические концепции дизайна;

- процесс формирования проектной концепции и содержание основных его этапов;

- основные этапы реализации дизайн-проекта;

- специфику проектно-художественного языка дизайнера;

- основы современного процесса стилеобразования в дизайне.

уметь:

- проводить исследования, анализировать и формулировать проектную концепцию дизайн-проектирования в транспортной сфере;

- осуществлять экспертную оценку уровня дизайнерского решения по основным смыслообразующим факторам (художественно-формальному, эргономическому, технологическому, конструктивному, экологическому, социально-культурному, экономическому).

- владеть:

- навыками разработки дизайн-концепций в проектировании мобильных машин.

Освоение данной учебной дисциплины должно обеспечить формирование следующих компетенций:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

А-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

А-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем в дизайне производственного оборудования.

А-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

А-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

А-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

СЛК-2. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

ПК-12. В составе группы специалистов принимать участие в анализе и определении требований к дизайн-проекту гусеничных и колесных машин.

Согласно учебному плану учреждения высшего образования на изучение дисциплины «Теория и методология дизайна» отведено всего 140 (92) часа, в том числе — 68 часов аудиторных занятий, из них лекции - 52 часа, практические занятия – 16 часов.

Распределение аудиторных часов по курсам и видам занятий приведено в таблице 1.

Таблица 1.

Очная форма получения высшего образования
Курс Семестр Лекции, ч. Лабораторные занятия, ч. Практические занятия, ч. Форма текущей аттестации
          экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Общие теоретические вопросы дизайна

 

Тема 1. Специфика дизайна. Основные понятия и определения

1.1 Основные подходы к понятию дизайна.

1.2 Цели и задачи дизайна.

1.3 Основные направления дизайна.

1.4 Связь дизайнерской деятельности с другими областями знаний: эстетикой, эргономикой, бионикой, экономикой, логистикой, маркетингом, психологией, различными областями технических дисциплин: материаловедением, химией, сопроматом.

1.5 Значение дизайна при проектировании промышленных изделий.

1.6 Социальная ответственность дизайнера.

 

Тема 2. Теоретические концепции дизайна в странах Западной Европы

2.1 Критика стандартов массового производства Джона Рёскина и теоретическое обоснование новой эстетики в работах Франца Рёло.

2.2 Теория и практика в творчестве Уильяма Морриса и Адольфа Лооса.

2.3 Практическая эстетика Готфрида Земпера.

2.4 Теоретические концепции основателей Германского Веркбунда: Германа Мутезиуса, Петера Беренса, Анри Ван де Вельде.

2.5 «Баухауз» и его роль в развитии индустриального дизайна и формировании эстетического вкуса. Социальные и эстетические взгляды Вальтера Гропиуса.

2.6 Герберт Рид и его идеи о создании новых эстетических стандартов для новых методов производства, изложенные в книге «Искусство и промышленность».

2.7 Концепция системного подхода Томаса Мальдонадо.

 

Тема 3. Американские теоретические основания дизайна

3.1 Единство формы и функции в концепции Фрэнка Ллойда Райта.

3.2 Дизайн в аспекте профессиональной этики на примере книги Джона Глоага «Объяснение промышленного искусства».

3.3 Этические нормы «Общества промышленных дизайнеров» и вклад в развитие теории дизайна Генри Дрейфуса и Уолтера Дарвина Тига.

3.4 Дизайн и его служебная функция в теоретической работе Джорджа Нельсона «Проблемы дизайна».

3.5 Концепция дизайна как практики создания продукции для массового производства Гарольда Ван Дорена.

3.6 Теоретические взгляды на промышленный дизайн Нормана Бела Геддеса.

3.7 Становление проектной культуры в книге Артура Пулоса «Этика американского дизайна. История дизайна до 1940 года».

 

Тема 4. Теоретические концепции отечественного дизайна

4.1 Теория «производственного искусства».

4.2 Художественное конструирование и художественное проектирование в советском дизайне.

4.3 Аксиоморфологическая концепция дизайна.

4.4 Принцип «открытой» формы в дизайн-проектировании.

4.5 Обоснование теоретической концепции «системного» проектирования

4.6 Метод дизайн-программ.

4.7 Теория «тотального» проектирования среды.

 

Раздел II. Методология и средства дизайн-проектирования промышленных изделий.

 

Тема 5. Методологические основы дизайн-деятельности

5.1 Понятие методологии как системы принципов, способов и приемов организации и построения теоретической и практической деятельности.

5.2 Междисциплинарный и синтетический характер методологии дизайна. Научный, прикладной, художественный аспекты дизайн-деятельности.

5.3 Проблема разработки методов дизайна, принципов и способов анализа и осмысления проектных ситуаций и адекватных им методических средств (проектных идей, замыслов и концепций).

 

Тема 6. Основные средства дизайн-проектирования

6.1 Закономерности формообразования и композиции в дизайне.

6.2 Теория композиции и ее категории: соразмерность, пропорциональность, ритм, гармония, движение, симметрия и ассиметрия, тектоничность.

6.3 Объемно-графические средства моделирования объектов промышленного дизайна.

 

Тема 7. Форма изделия и компоновка разрабатываемых конструктивно-технических элементов

7.1 Структура, компоновка и форма.

7.2 Создание оптимальных форм, отвечающих функциональному назначению, конструктивно-технологическим и экономическим требованиям производства, а также учитывающих человеческий фактор и обладающих высокими эстетическими качествами.

7.3 Влияние материала, конструкции и технологии производства на форму объекта проектирования. Определение материалов и конструктивных решений.

Тема 8. Цвет и фактура как средства проектирования

8.1 Цвет и свет. Основные характеристики цвета: светлота (яркость), тон, насыщенность.

8.2 Восприятие цветов и формообразование. Светоцветовая среда. Цветовые иллюзии, цветовые формообразующие эффекты, цвето-пространственные и фактурные свойства среды.

8.3 Методы исследования проектных ситуаций с учетом использования фактуры материала.

 

Тема 9. Основные методы дизайн-проектирования промышленных изделий

9.1 Понятие формообразования. Основные принципы формообразования промышленных изделий.

9.2 Простые методы формообразования: формообразование путем многократного повтора линий, формообразование прямыми плоскостями, формообразование криволинейными поверхностями, формообразование на основе базовых форм (выдавливание/сдавливание/растягивание, переход одной формы в другую, пересечение/исключение при пересечении/сложение при пересечении, сопряжение форм, наложение форм, свободная деформация).

9.3 Сложные методы формообразования: экспериментальное формообразование с материалами и методами их обработки, стилизация как метод формообразования, кинетическое формообразование, комбинаторное/модульное/структурное формообразование, концептуальное формообразование, эвристическое формообразование, метод деконструкции.

9.4 Влияние различных факторов на формообразование промышленных изделий.

9.5 Специфика дизайна сложных промышленных изделий и систем.

9.6 Формообразование на основе цифровых технологий.

 

Тема 10 Формообразование на основе органических форм (бионика)

10.1 Рациональное формообразование в природе. История развития бионики.

10.2 Основные методы моделирования объектов на основе бионики: копирование внешней формы, копирование внутренней структуры, использование принципа действия.

10.3 Использование бионических принципов при проектировании модильных машин.

 

 

Тема 11. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования мобильных машин

11.1 Эргономика как комплексное изучение трудовой деятельности человека в системе «человек-машина-среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности.

11.2 Основные понятия эргономики.

11.3 Эргономическое взаимодействие человека с гусеничными и колесными машинами, удобство в эксплуатации.

11.4 Антропометрические требования к гусеничным и колесным машинам. Организация элементов рабочего места.

11.5 Эргономические особенности деятельности человека при эксплуатации общественного транспорта. Факторы окружающей среды.

11.6 Методы эргономических исследований.

 

Тема 12. Специфика дизайн-проектирования в условиях унификации и агрегатирования

12.1 История унификации и агрегатирования.

12.2 Унификация и стандартизация в промышленном дизайне. Принципы симплификации, заимствования, типизации.

12.3. Агрегатирование и модульное проектирование.

 

 

Тема 13 Проектный процесс, проектное решение и проектный анализ

13.1. Проектный процесс и процедуры проектирования. Организационно-деятельностные и предметно-тематические составляющие проектного процесса.

13.2 Концептуальные подходы к дизайн-проектированию. Дизайнерская идея как категория проектирования.

13.3 Этапы анализа. Средства и методы проектного анализа. Стилистический анализ.

13.4 Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения. Масштабная координация.

13.5 Современная эстетика формообразования: новые проектные категории.

13.6 Предпроектный и проектный виды анализа в процессе дизайн-проектирования. Прототипное (аналоговое) и безпрототипное (безаналоговое) проектирование.

 

Раздел III. Дизайн и функциональный маркетинг

 

Тема 14 Маркетинговая деятельность и ее связь с дизайном.

14.1 Предпроектные маркетинговые исследования. Качественные и количественные исследования.

14.2 Анализ прототипов и промышленных аналогов, их достоинств и недостатков.

14.3 Метод моделирования потребительских ситуаций.

14.4 Метод функционально-стоимостного анализа.

14.5 Дизайн и рекламные технологии.

 

Тема 15. Комплексное проектирование элементов фирменного стиля

15.1 Мода и стиль в дизайне. Понятие «интернационального» стиля.

15.2 Визуальные коммуникации.

15.3 Понятие фирменного стиля Основные элементы и носители фирменного стиля: знак, фирменный шрифт, фирменные цвета, деловая и рекламная документация.

15.4 Особенности проектирования графических элементов фирменного стиля.

Тема16. Дизайн как объект промышленной собственности

16.1 Условия охраноспособности промышленного образца.

16.2 Существенные признаки промышленного образца. Новизна. Оригинальность.

16.3 Промышленная собственность объектов дизайна мобильных машин.


 

Date: 2016-11-17; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию