Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели, задачи и принципы финансового контроля





Тема 4. Основы организации финансового контроля

План:

1. Цели, задачи и принципы финансового контроля

2. Классификация финансового контроля

3. Методы и способы финансового контроля

4. Государственный финансовый контроль.

5. Негосударственный финансовый контроль

Содержание лекции:

Цели, задачи и принципы финансового контроля

Для того чтобы иметь информацию, позволяющую делать выводы об эффективности финансового механизма и на этой основе намечать пути его дальнейшего развития и совершенствования, необходим финансовый контроль.

Финансовый контроль есть проверка специально созданными органами правильности соблюдения установленных форм финансовых отношений, а также изучение их положительных и отрицательных сторон с целью подготовки предложений для дальнейшего совершенствования.[12]

Финансовый контроль – это контроль компетентных государственных органов за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участников финансовых отношений по планомерному образованию, распределению и использованию государственных денежных средств в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из функций управления. Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом и также интересов управляющего субъекта, т.е. выступает одним из видов управленческой деятельности.

Задачи финансового контроля можно выразить в обеспечении:

1) роста эффективности производства и расходования средств;

2) соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;

3) правильности ведения бухгалтерского учета;

4) правильности составления и исполнения бюджета;

5) проверки состояния и эффективности использования ресурсов предприятий;

6) выявление резервов роста финансовых ресурсов;



7) правильность валютных операций.

8) устранение и предупреждение нарушения финансовой дисциплины.

Под финансовой дисциплиной понимается четкое соблюдение регламентов и порядка образования, распределения и использования финансовых, денежных средств субъекта.

Органы финансового контроля должны обладать независимостью (организационной, функциональной, материальной и др.) от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.

Финансовый контроль - это практическая форма реализации контрольной функции финансов.

Контроль - одна из важнейших функций управления. Ее особая роль подчеркивается тем, что это единственная функция, которая обеспечивает в системе управления обратную связь.

Контроль как функция по содержанию очень сложная, поэтому можно разделить его на 3 подфункции:

- учет,

- собственно контроль,

- анализ.

Учет состоит в сборе, хранении, передаче и предварительной обработке информации об объекте контроля. Учет, с точки зрения финансового контроля - это бухгалтерский финансовый учет, связанный со сбором финансовой информации, с оформлением финансовой отчетности.

Собственно контроль заключается в процедуре сравнения полученных в результате учета данных с запланированными, нормативными, среднестатистическими и другими данными. При этом выявляются отклонения в состоянии объекта или протекании процесса. Контроль тесно связан с регулированием, поскольку регулирование - это оказание воздействия на объект с целью корректировки его параметров и приведение их в соответствие с запланированными нормативами, параметрами и т.п. Эти процессы по регулированию осуществляются на базе мероприятий, разработанных в ходе анализа.

Собственно контроль заключается в проверке правильности рассчитанных сумм налоговых, других платежей, условий их уплаты.

Проверяется правильность расчетов с партнерами в соотношении фактических показателей и параметров деятельности показателям и параметрам финансовых планов и т.д. Эта работа проводится по существующим регламентам и нормативам финансовой деятельности и финансового контроля.

Анализ связан с определением причин выявленных отклонений и разработкой мероприятий по их ликвидации. Анализ в области финансов принимает форму финансового анализа, который представляет собой совокупность методик и алгоритмов по вычислению и исследованию финансовых показателей.

В настоящее время наряду с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:

1) внутрифирменным контролем;

2) контролем со стороны коммерческих банков за организациями;

3) независимым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов.

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:



а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие принципы.

Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью отюридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют.Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.

Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет органам контроля работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения. При этом каждый работник органа контроля любой ветви власти должен быть независим в своих суждениях от коллег, включая начальство.

Суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов. При этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов.

Принцип гласностисостоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность обеспечивается обычнодвумя способами: 1) представлением итоговых и текущих отчетовконтрольных органов в выше стоящие органы; 2) публикацией результатовревизий и проверок в открытой печати.

Гласность финансового контроля - необходимый атрибут современного демократического общества, так как контроль информирует общественность о реальном положении дел в государственном управлении. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе не только отчетные материалы по результатам проверок, но и официальные ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений. Последние будут широко обсуждаться в средствах массовой информации, что побудит соответствующие государственные органы и организации исправлять вскрытые контролем ошибки в их деятельности. Реализация принципа гласности сопряжена с известными трудностями, и зачастую затруднительна в странах переходной экономики. Понятно, что некоторые результаты финансовых проверок не могут быть немедленно преданы гласности, если предстоит дальнейшее расследование силами правоохранительных органов причин нарушений, выявление виновных, наказание их судом.

Принцип законности гласит, что деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно- правовым актам страны и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых субъектов. Принцип законностипредусматривает следующее:

- качество нормативно-законодательной базы финансового контроля и законодательства в целом, отвечающее требованиям демократичности общества, т.е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы;

- соблюдение норм права органами финансового контроля, их представителями, а также всеми организациями.

Законность финансового контроля для общества реализуется в том, что создаваемые документы - акты по результатам проверок, проводимых органами финансового контроля, имеют юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти, судебных органов.

Принцип объективности Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.

Выводы по результатам проверок должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию, о которой можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

Существенной гарантией объективности финансового контроля является заведомая жесткость его правил и инструкций, с помощью которых требования законодательства трансформируются в действия ревизоров и других финансовых контролеров.

Принцип ответственности может быть рассмотрен, как минимум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц.

Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансового контроля, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную). Ответственность должна быть формально установлена за выполнением каждой контрольной функции, ясно выраженной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Ответственность способствует более обоснованным, практичным и действительно необходимым и полезным рекомендациям по совершенствованию объектов контроля.

Ответственность государственных контролеров имеет первостепенное значение, так как от их работы, их выводов по большому счету зависит государственная экономическая безопасность и общественное благосостояние в целом.

Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных иди неадекватных действий на государственные финансы.

Третьи лица - это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового контроля, которые, в свою очередь, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

Принцип сбалансированности означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

Принцип системности предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. Но системообразующий элемент может быть и не один, т.е. система кактаковая вовсе не означает некую единую конструкцию подчиненности.Допускается относительная самостоятельность органов контроля,образуемых по линии ветвей власти.






Date: 2016-11-17; view: 948; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию