Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для проведения опыта экспериментатор должен подготовить мягко пишущее перо (или карандаш) и секундомер (или обыкновенные часы).





Тесты словестных ассоциаций

1. Тест "Название 60 слов"

 

Методика выявляет характер и продуктивность ассоциаций испытуемого, а также его словарный запас

Методика напоминает ассоциативный эксперимент К.Юнга. Он предлагал испытуемым называть какие угодно слова, предполагая, что в таком свободном потоке ассоциаций могут раскрыться его переживания, подсознательные стремления и опасения. Не вдаваясь в критический анализ такого направления исследований, укажем лишь, что оно теперь крайне редко применяется. Значительно чаще данный экспериментальный прием используется для исследования связности ассоциаций.

Для проведения опыта экспериментатор должен подготовить мягко пишущее перо (или карандаш) и секундомер (или обыкновенные часы).

! Нежелательно проводить этот эксперимент после "классификации предметов".

 

Исследование проводится под видом проверки скорости речи.

Экспериментатор говорит испытуемому:

"Давайте проверим, насколько быстро вы можете говорить. Назовите, пожалуйста, 60 каких угодно слов ‑ все равно каких, только как можно скорее. Старайтесь не называть того, что видите перед собой. Начинайте!".

 

Все слова, которые называет испытуемый, экспериментатор должен постараться записать.

По секундомеру регистрируется время, затраченное на произнесение слов.

В случае, если испытуемый называет слова с длительными паузами, экспериментатор не отрывает карандаша от бумаги и, пока испытуемый молчит, продолжает ставить в ряду слов точки. Количество поставленных точек дает представление об относительной длине пауз, сделанных испытуемым.

Опыт продолжается 2 минуты, иногда и меньше, если испытуемый не в состоянии называть слова.

 

Для психически здоровых людей, а также школьников задание не представляет трудности. Слова называются обычно "гнездами", по 4‑7 слов из какой-либо области смежных представлений, а затем происходит понятный переход к следующему "гнезду", т. е. близкому ряду слов. Так, например, испытуемый называет: "тигр, волк, лось, медведь, шкура, мех, шуба, пальто, костюм, плащ". В этом ряду следует перечисление зверей, а затем после перехода "шкура ‑ мех" ‑ следующее гнездо: виды одежды. Очень большие "гнезда", т. е. перечисление 10‑12 предметов одного и того же ряда, а иногда и больше, свидетельствуют о чрезмерной обстоятельности, инертности мышления испытуемых.

Особого внимания заслуживают быстрые, внезапные переходы от одного содержания представлений к другому. Так, например, испытуемый быстро называет ряд слов: "жемчуг, дирижабль, несмотря, корица, мокрица, фисгармония". В этом ряду невозможно уловить содержательные связи между словами, но отчетливо выступают ассоциации по звучанию (корица, мокрица). Такого типа ассоциации встречаются у больных шизофренией.

В иных случаях элементы разорванности ассоциаций выявляются среди адекватного содержательного ряда слов. Так, например, "ель, изумруд, счастье, Иванов, дерево, мозги, чиж, щегол, попугай, ель, Барыбинск, соловей, Галли Курчи, Галя, Водопьянов, пошлина, шелк, ситец, Карманьола, Мытищи, Останкино, кулак, дерево, дурак". Следует подчеркнуть, что делать вывод о нарушении связности ассоциации можно лишь тогда, когда испытуемый произносит слова быстро, а не выдумывает их, мучительно выискивая в памяти.

Данная проба может также оказаться полезной для выявления богатства или бедности словарного запаса и запаса представлений. Так, например, у больного с неизвестным анамнезом (при ограничении олигофрении в степени имбецильности от шизофренического дефекта) данная проба совершенно неожиданно выявила большой запас абстракных понятий и сложных представлений (испытуемый называл ряд слов: аэродинамика, тяготение, пространство, Млечный путь, индукция... и т. д.), что невозможно при имбецильности.

 


 

 

2. МЕТОДИКА "Ответные ассоциации"

 

Методика предназначена для оценки мышления, для выявления "аффективных комплексов", подвижности или инертности нервных процессов и т. д.

В действительности сфера применения этой методики очень ограничена. Она может иметь вспомогательное значение при исследовании легкости или затрудненности ассоциаций, выявлении преобладания содержательных или выхолощенных связей.

До начала эксперимента следует приготовить слова ‑ отдельные имена существительные, не имеющие между собой никакой связи.

При достаточном умении пользоваться секундомером следует с его помощью отмечать время каждой реакции. Можно, однако, заменить секундомер следующей простой регистрацией: произнеся слово, экспериментатор ритмично ставит точки. Если испытуемый медлит с ответом, точек будет поставлено много; если он отвечает немедленно, не будет поставлено ни одной точки.

Задаваемые слова пишутся столбиком, а против оставляется место для ответа.

Инструкция:

"Я буду вам говорить слова, а вы отвечайте мне на каждое слово любым другим, первым пришедшим в голову словом. Старайтесь отвечать быстрее, не раздумывая, одним каким угодно словом. Понятно?".

 

И сразу же опыт начинается. Если испытуемый пытается отвечать целыми фразами, экспериментатор останавливает его, напоминает, что нужно называть отдельные слова. Если после одного напоминания он продолжает отвечать фразами, экспериментатор продолжает опыт и записывает все, что испытуемый говорит.

 

ФОРМА ПРОТОКОЛА

Слова Время, с Ответ
     

Пример:

Чернила  
Брат  
Трава  
Ящик  
Клюква  
Тигр  
Скамья  
Гребенка  
Самовар  
Солома  
Книга  
Булавка  
Огонь  
Зонтик  
Собака  
Медведь  
Часы  
Усы  
Ножницы  
Звонок  
Календарь  

 

В протоколе регистрируются латентный период реакции (1,5 секунд в норме) и качественные характеристики ответов

Выделяют:

· словесные реакции

· общеконкретные (чашка-блюдце);

· индивидуально-конкретные (чашка - голубая);

· абстрактные (чашка- посуда);

2) примитивные словесные реакции

· созвучные (близкие по звучанию слову-раздражителю);

· экстрасигнальные (не имеющие отношения к раздражителю);

· междометные ("гм", "ну", "ой" и т.д.);

· персеверирующие (повторение одного и того же ответа на ррррр);

· эхолалические (буквально воспроизводящие слово-раздражитель);

· атактические (не имеющие какого-либо раздражителя в окружающей среде).

 

 

Date: 2016-11-17; view: 278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию